Урок по теме: «Уравнение Менделеева-Клапейрона»
методическая разработка по физике (10 класс) по теме
Тезисы работы_Емелюковой.doc:
Урок по теме: «Уравнение Менделеева-Клапейрона»
Тип урока: Комбинированный урок с использованием современных информационных технологий, метода проектов.
Цель урока: Познакомить учащихся с понятием уравнения состояния идеального газа. Рассмотреть физический смысл универсальной газовой постоянной.
1. Обучающие задачи: учащиеся находят общую зависимость (формулу), связывающую между собой все три макроскопические величины (p, V, T);
Знакомятся с универсальной газовой постоянной.
2. Развивающие задачи: учащиеся развивают активную мыслительную деятельность, волю, память, интеллект через задания исследовательского и поискового характера; повышают уровень активности, самостоятельности и качества знаний, используя знания при решении практических задач.
3. Воспитывающие задачи: учащиеся знакомятся с работой учёных в развитии физики; повышают умение слушать и говорить перед незнакомой аудиторией; рассматривают практическую значимость приобретённых знаний; формулируют мотивацию учения.
План урока:
- Этап. Организация начала урока.
- Этап. Проверка выполнения домашнего задания.
- Этап. Подготовка к активной У.П.Д. на основном этапе урока.
- Этап. Усвоение новых знаний.
5. Этап. Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала. 6. Этап. Закрепление знаний.
7 Этап. Подведение итогов урока.
Рекомендации: При просмотре плана урока необходимо обратить внимание на выделенные синим цветом ключевые слова ( при нажатии на них мы имеем связь с гиперссылкой на презентацию или приложение к данной части урока).
Выводы по уроку:
- Проведено углубление и расширение учебного материала, учащиеся ознакомлены с новыми сведениями за счёт обращения к разным источникам информации. Проведено обобщение вместе с учащимися по эффективности использования метода проектов на уроке.
- Показана роль физики в изучении природы. Выполнены упражнения на применение знаний об уравнении состояния идеального газа при решении задач.
- Был показан вклад учёных в исследовании общей зависимости (формулы), связывающей между собой три макроскопические величины(p, V, T) и развитии физики.
- Были использованы нестандартные ситуации в применении проверяемых знаний.
- Цель урока достигнута за счёт использования современных информационных технологий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок по теме: «Уравнение Менделеева-Клаперона»
Тип урока: Комбинированный урок с использованием современных информационных технологий, метода проектов.
Цель урока: Познакомить учащихся с понятием уравнения состояния идеального газа. Рассмотреть физический смысл универсальной газовой постоянной.
1. Обучающие задачи: учащиеся находят общую зависимость (формулу), связывающую между собой все три макроскопические величины (p, V, T);
Знакомятся с универсальной газовой постоянной.
2. Развивающие задачи: учащиеся развивают активную мыслительную деятельность, волю, память, интеллект через задания исследовательского и поискового характера; повышают уровень активности, самостоятельности и качества знаний, используя знания при решении практических задач.
3. Воспитывающие задачи: учащиеся знакомятся с работой учёных в развитии физики; повышают умение слушать и говорить перед незнакомой аудиторией; рассматривают практическую значимость приобретённых знаний; формулируют мотивацию учения.
I этап: Приветствие учащихся (учитель отмечает отсутствующих, готовность к уроку)
II этап: (на экране слайды, презентации):
- Тема урока: «Уравнение Менделеева-Клапейрона»
- Цель урока.
- Задачи урока.
- домашнее задание: параграф 52, задачи №2,4 с листа. Образец вклеить в тетрадь.
Учащиеся записывают в дневник.
Учитель: для того, чтобы познакомиться с выводом Уравнения М-К, нам необходимо вспомнить понятия, формулы, изученные на предыдущих уроках.
III этап:
Учитель:
- Назовите основные положения МКТ.
- Доказательством, какого положения МКТ служит явление, показанное в фильме? (Видеофильм 2мин (см. приложение № 2), ответ: второго) А ещё?
- Как можно доказать первое положение МКТ? Третье положение МКТ?
Учитель открывает левую часть доски сзади:
7 человек выходят по очереди к доске.
Учитель (вопросы):
- Как называется данная физическая величина?
- В каких единицах она измеряется?
Учитель: Мы с вами повторили все физические величины и их единицы измерения, теперь я хочу обратить ваше внимание на схему на доске (см. приложение № 3 ).
IV этап: Учитель устно задаёт вопросы и на правой части доски с помощью магнитов вывешивает схему (см. приложение № 4):
- Какие три макроскопические параметра вы знаете? (ответ: P, V, T)
- Почему их назвали макроскопическими? (ответ: Эти параметры характеризуют большие масштабы)
- Назовите единицы измерения каждой из этих величин.(ответ: 1Па, 1м3, 1К)
Учитель перед классом ставит проблему – найти общую зависимость (формулу), связывающую между собой три макроскопические величины.
Учитель: Нам известны три формулы, которыми мы пользуемся:
p=nkT; n=N/V; N=m/M*Na
Учитель начинает вывод сам на основной доске:
p=N/V*k*T=1/V*m/M*Na*k*T
p=1/V*m/M*Na* k*T
p*V=m/M*Na* k*T
Далее: Мы видим произведение двух постоянных величин в физике.
Учитель переходит на левую переднюю часть доски, делает вывод универсальной газовой постоянной( вывешивает на магнитах листы):
Na=6, 02*1023моль-1
k=1, 38*10-23Дж/ k
Учитель:
- Как называются данные постоянные величины? (Постоянная Авогадро, постоянная Больцмана)
- Каков физический смысл постоянной Авогадро? (физический смысл постоянной Авогадро-число атомов (или молекул), содержащихся в 1 моле любого вещества)
- Каков физический смысл постоянная Больцмана? (физический смысл постоянной Больцмана - является коэффициентом, переводящим температуру из градусной меры (k) в энергетическую (Дж) и обратно)
Учитель: В физике произведение двух постоянных величин заменяют универсальной газовой постоянной и её обозначают:
На доске: R (эр)-универсальная газовая постоянная.
Давайте найдём её числовое значение:
R=Na*k=6, 02*1023моль-1* 1, 38*10-23 Дж/k = 8, 31*1023*10-23 1/моль * Дж/k=8, 31 Дж/моль*k
учитель вывешивает на правую часть доски
Рассмотрим её физический смысл:
Характеризует внутреннюю энергию моля идеального газа в расчёте на один Кельвин.
Учитель: Обратите внимание на листы на партах (вклеить в тетрадь)(см. приложение № 5)
Учитель снова возвращается на основную доску и завершает вывод Уравнение Менделеева-Клапейрона
Учитель:
или
это и есть уравнение Менделеева-Клапейрона, его ещё называют уравнением состояния идеального газа.
Клапейрон - французский физик, работавший около 10 лет в России.
Менделеев - великий русский учёный.
Учитель: Какой газ называют идеальным? (ответ: идеальный газ – это газ, взаимодействие между молекулами которого пренебрежимо мало)
Учитель: Не только идеальный газ, но и любая реальная система – газ, жидкость, твёрдое тело – характеризуется своим уравнением состояния.
Знать уравнение состояния необходимо при исследовании тепловых явлений.
Что оно позволяет определить? Предоставляю слово докладчику.
Учащийся с докладом:
- одну из физических величин, если две другие известны (это используют в терминах)
слайд:
- зная уравнение состояния, можно сказать, как протекают в системе в различные процессы при определённых внешних условиях.
- зная уравнение состояния, можно определить, как меняется состояние системы, если она совершает работу или получает теплоту от окружающих тел.
Например: учитель демонстрирует опыт с колоколом воздушного насоса (шарик):
Опыт: меняем p, изменяется V, при T=Const
Учитель: Я предоставляю слово учащемуся:
Демонстрация опыта: шарик с водой, двухлитровая банка, сжечь бумагу, поместить в банку. Шарик сам опускается вниз.
Учащийся: вопрос классу:
Слайды: 1.почему шар оказался в банке? Как изменяются p, V, T?
2. составить вопросы по опыту: какая связь просматривается с другими темами физики? (домашнее задание)
V этап:
Учащиеся сами читают условие задачи:
1. Если T идеального газа увеличить в 2 раза, то как изменится p? (ответ в 2 раза).
2. если v идеального газа уменьшить в 3 раза, то как изменится p? (домашнее задание), (ответ в 3 раза).
VI этап: закрепление.
Учитель: вопросы: (слайд)
- что нового вы сегодня узнали на уроке? ( ответ: уравнение Менделеева-Клапейрона, универсальное газовое постоянное)
- Назовите мне все физические величины. Входящие в уравнение Менделеева-Клапейрона и их единицы измерения.
VII этап: выводы по уроку.
Слайд с задачами на урок. Учитель обращает внимание учащихся, что все поставленные задачи выполнены, цель достигнута.
Поблагодарить за урок.
Слайд: спасибо за урок.
Учитель сам у доски
№6 (с листа)
Дано: СИ Решение:
H2 p*V=m/M*R*T
Mh2= 2*10-3 кг/моль
V = 20 л = 0, 02м-3 m= (p*V*M)/(R*T)
p = 830 Па
tº = 17ºC = 290 К m= (830*0, 02*2*10-3)/8,31*290=
R=8,31Дж/моль*К 0, 014*10-3=1, 4* 10-5кг = 14 мг
m - ? Ответ: 14мг
[m] = Па*м3*(кг/моль) / (Дж/моль*К)*К = кг
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
P·V= ν·R·T
ν = m/M
моль-1
NA=6,02·1023
Дж/К
К=1,38·10-23
Т = tº + 273
Предварительный просмотр:
Физический смысл универсальной газовой постоянной: характеризует внутреннюю энергию моля идеального газа в расчете на один Кельвин.
Физический смысл универсальной газовой постоянной: характеризует внутреннюю энергию моля идеального газа в расчете на один Кельвин.
Физический смысл универсальной газовой постоянной: характеризует внутреннюю энергию моля идеального газа в расчете на один Кельвин.
Физический смысл универсальной газовой постоянной: характеризует внутреннюю энергию моля идеального газа в расчете на один Кельвин.
Физический смысл универсальной газовой постоянной: характеризует внутреннюю энергию моля идеального газа в расчете на один Кельвин.
Физический смысл универсальной газовой постоянной: характеризует внутреннюю энергию моля идеального газа в расчете на один Кельвин.
Физический смысл универсальной газовой постоянной: характеризует внутреннюю энергию моля идеального газа в расчете на один Кельвин.
Физический смысл универсальной газовой постоянной: характеризует внутреннюю энергию моля идеального газа в расчете на один Кельвин.
Физический смысл универсальной газовой постоянной: характеризует внутреннюю энергию моля идеального газа в расчете на один Кельвин.
Физический смысл универсальной газовой постоянной: характеризует внутреннюю энергию моля идеального газа в расчете на один Кельвин.
Физический смысл универсальной газовой постоянной: характеризует внутреннюю энергию моля идеального газа в расчете на один Кельвин.
Физический смысл универсальной газовой постоянной: характеризует внутреннюю энергию моля идеального газа в расчете на один Кельвин.
Физический смысл универсальной газовой постоянной: характеризует внутреннюю энергию моля идеального газа в расчете на один Кельвин.
Физический смысл универсальной газовой постоянной: характеризует внутреннюю энергию моля идеального газа в расчете на один Кельвин.
Физический смысл универсальной газовой постоянной: характеризует внутреннюю энергию моля идеального газа в расчете на один Кельвин.
Физический смысл универсальной газовой постоянной: характеризует внутреннюю энергию моля идеального газа в расчете на один Кельвин.
Физический смысл универсальной газовой постоянной: характеризует внутреннюю энергию моля идеального газа в расчете на один Кельвин.
Физический смысл универсальной газовой постоянной: характеризует внутреннюю энергию моля идеального газа в расчете на один Кельвин.
Физический смысл универсальной газовой постоянной: характеризует внутреннюю энергию моля идеального газа в расчете на один Кельвин.
Физический смысл универсальной газовой постоянной: характеризует внутреннюю энергию моля идеального газа в расчете на один Кельвин.
Физический смысл универсальной газовой постоянной: характеризует внутреннюю энергию моля идеального газа в расчете на один Кельвин.
Физический смысл универсальной газовой постоянной: характеризует внутреннюю энергию моля идеального газа в расчете на один Кельвин.
Физический смысл универсальной газовой постоянной: характеризует внутреннюю энергию моля идеального газа в расчете на один Кельвин.
Физический смысл универсальной газовой постоянной: характеризует внутреннюю энергию моля идеального газа в расчете на один Кельвин.
Дано: Решение: Вычисления:
N2 P=1/3 ρ P = 1/3·1, 35·5002= 0,11МПа
кг· м
ρ = 1, 35 кг\м3 [Р] = = Па
м3·с
P - ?
Ответ: 0,11 МПа
Дано: Решение: Вычисления:
N2 P=1/3 ρ P = 1/3·1, 35·5002= 0,11МПа
кг· м
ρ = 1, 35 кг\м3 [Р] = = Па
м3·с
P - ?
Ответ: 0,11 МПа
Дано: Решение: Вычисления:
N2 P=1/3 ρ P = 1/3·1, 35·5002= 0,11МПа
кг· м
ρ = 1, 35 кг\м3 [Р] = = Па
м3·с
P - ?
Ответ: 0,11 МПа
Дано: Решение: Вычисления:
N2 P=1/3 ρ P = 1/3·1, 35·5002= 0,11МПа
кг· м
ρ = 1, 35 кг\м3 [Р] = = Па
м3·с
P - ?
Ответ: 0,11 МПа
Дано: Решение: Вычисления:
N2 P=1/3 ρ P = 1/3·1, 35·5002= 0,11МПа
кг· м
ρ = 1, 35 кг\м3 [Р] = = Па
м3·с
P - ?
Ответ: 0,11 МПа
Дано: Решение: Вычисления:
N2 P=1/3 ρ P = 1/3·1, 35·5002= 0,11МПа
кг· м
ρ = 1, 35 кг\м3 [Р] = = Па
м3·с
P - ?
Ответ: 0,11 МПа
Дано: Решение: Вычисления:
N2 P=1/3 ρ P = 1/3·1, 35·5002= 0,11МПа
кг· м
ρ = 1, 35 кг\м3 [Р] = = Па
м3·с
P - ?
Ответ: 0,11 МПа
Дано: Решение: Вычисления:
N2 P=1/3 ρ P = 1/3·1, 35·5002= 0,11МПа
кг· м
ρ = 1, 35 кг\м3 [Р] = = Па
м3·с
P - ?
Ответ: 0,11 МПа
Дано: Решение: Вычисления:
N2 P=1/3 ρ P = 1/3·1, 35·5002= 0,11МПа
кг· м
ρ = 1, 35 кг\м3 [Р] = = Па
м3·с
P - ?
Ответ: 0,11 МПа
Дано: Решение: Вычисления:
N2 P=1/3 ρ P = 1/3·1, 35·5002= 0,11МПа
кг· м
ρ = 1, 35 кг\м3 [Р] = = Па
м3·с
P - ?
Ответ: 0,11 МПа
Дано: Решение: Вычисления:
N2 P=1/3 ρ P = 1/3·1, 35·5002= 0,11МПа
кг· м
ρ = 1, 35 кг\м3 [Р] = = Па
м3·с
P - ?
Ответ: 0,11 МПа
Дано: Решение: Вычисления:
N2 P=1/3 ρ P = 1/3·1, 35·5002= 0,11МПа
кг· м
ρ = 1, 35 кг\м3 [Р] = = Па
м3·с
P - ?
Ответ: 0,11 МПа
Дано: Решение: Вычисления:
N2 P=1/3 ρ P = 1/3·1, 35·5002= 0,11МПа
кг· м
ρ = 1, 35 кг\м3 [Р] = = Па
м3·с
P - ?
Ответ: 0,11 МПа
Дано: Решение: Вычисления:
N2 P=1/3 ρ P = 1/3·1, 35·5002= 0,11МПа
кг· м
ρ = 1, 35 кг\м3 [Р] = = Па
м3·с
P - ?
Ответ: 0,11 МПа
Дано: Решение: Вычисления:
N2 P=1/3 ρ P = 1/3·1, 35·5002= 0,11МПа
кг· м
ρ = 1, 35 кг\м3 [Р] = = Па
м3·с
P - ?
Ответ: 0,11 МПа
Дано: Решение: Вычисления:
N2 P=1/3 ρ P = 1/3·1, 35·5002= 0,11МПа
кг· м
ρ = 1, 35 кг\м3 [Р] = = Па
м3·с
P - ?
Ответ: 0,11 МПа
Дано: Решение: Вычисления:
N2 P=1/3 ρ P = 1/3·1, 35·5002= 0,11МПа
кг· м
ρ = 1, 35 кг\м3 [Р] = = Па
м3·с
P - ?
Ответ: 0,11 МПа
Дано: Решение: Вычисления:
N2 P=1/3 ρ P = 1/3·1, 35·5002= 0,11МПа
кг· м
ρ = 1, 35 кг\м3 [Р] = = Па
м3·с
P - ?
Ответ: 0,11 МПа
Дано: Решение: Вычисления:
N2 P=1/3 ρ P = 1/3·1, 35·5002= 0,11МПа
кг· м
ρ = 1, 35 кг\м3 [Р] = = Па
м3·с
P - ?
Ответ: 0,11 МПа
Дано: Решение: Вычисления:
N2 P=1/3 ρ P = 1/3·1, 35·5002= 0,11МПа
кг· м
ρ = 1, 35 кг\м3 [Р] = = Па
м3·с
P - ?
Ответ: 0,11 МПа
Дано: Решение: Вычисления:
N2 P=1/3 ρ P = 1/3·1, 35·5002= 0,11МПа
кг· м
ρ = 1, 35 кг\м3 [Р] = = Па
м3·с
P - ?
Ответ: 0,11 МПа
Дано: Решение: Вычисления:
N2 P=1/3 ρ P = 1/3·1, 35·5002= 0,11МПа
кг· м
ρ = 1, 35 кг\м3 [Р] = = Па
м3·с
P - ?
Ответ: 0,11 МПа
Дано: Решение: Вычисления:
N2 P=1/3 ρ P = 1/3·1, 35·5002= 0,11МПа
кг· м
ρ = 1, 35 кг\м3 [Р] = = Па
м3·с
P - ?
Ответ: 0,11 МПа
Дано: Решение: Вычисления:
N2 P=1/3 ρ P = 1/3·1, 35·5002= 0,11МПа
кг· м
ρ = 1, 35 кг\м3 [Р] = = Па
м3·с
P - ?
Ответ: 0,11 МПа
Предварительный просмотр:
Задачи по теме: « Уравнения состояния идеального газа».
1. Если T идеального газа изменить, увеличить в 2 раза, то как измениться P-?
- Если V идеального газа уменьшить в 3 раза, то как измениться P-?
- Какое количество вещества содержится в газе, если при давлении 200 кПа и температуре 240 К его объем равен 40 л?
- Каково давление сжатого воздуха, находящегося в баллоне вместимостью 20 л при 12ºС, если масса этого воздуха 2 кг?
- В каких слоях атмосферы воздух ближе к идеальному газу: у поверхности Земли или на больших высотах?
- Определите массу водорода, находящегося в баллоне вместимостью
20 л под давлением 830 Па при температуре 17ºС.
- Газ занимает объем 100 л при нормальном атмосферном давлении и комнатной температуре 20ºС. Каково количество вещества газа? Сколько молекул газа в этом сосуде?
- Определите температуру азота, имеющего массу 2 г, занимающего объем 830 см³ при давлении 0,2 МПа.
- Баллон, вместимостью 40 л содержит 1,98 кг углекислого газа. Баллон выдерживает давление не выше 30·105 Н/м2. При какой температуре возникает опасность взрыва?
- Газ массой 16 г при давлении 1 МПа и температуре 112ºС занимает объем1,6 л. Определите, какой это газ.
- В баллоне вместимостью 200 л находится гелий под давлением 100 кПа при температуре 7ºС. После подкачивания гелия его давление поднялось до 300 кПа, а температура увеличилась до 47ºС. На сколько увеличилась масса гелия?
- Найти массу природного горючего газа объемом 64 м³, считая, что объем указан при н.у. Молярную массу природного горючего газа считать равной молярной массе метана (СН4).
- Воздух объемом 1,45 м³, находящийся при температуре 20ºС и давлении 100 кПа, превратили в жидкое состояние. Какой объем займет жидкий воздух, если его плотность 861 кг/м³?
- Баллон, какой вместимости нужен для содержания в нем газа, взятого в количестве 50моль, если при максимальной температуре 360 К давление не должно превышать 6 МПа?
- Определите плотность азота при температуре 27ºс и давлении 100 кПа.
Предварительный просмотр:
Дано: СИ: Решение: Вычисления:
р=200кПа =2∙105Па P·V=√·R∙T 2∙105 · 4·10-2
Т=240К P∙V √= 8,31·240 =4 Моль
V=40л =4·10-2м³ √= R∙T Па· м3
[√] = Дж ·К =
Моль·К
√-? Дж
R=8, 31 Моль∙к = Н ·м3·моль·К
м² =
Дж·К
Н·м³·моль
= Н·м·м² =Моль
Ответ: 4Моль
Дано: СИ: Решение: Вычисления:
р=200кПа =2∙105Па P·V=√·R∙T 2∙105 · 4·10-2
Т=240К P∙V √= 8,31·240 =4 Моль
V=40л =4·10-2м³ √= R∙T Па· м3
[√] = Дж ·К =
Моль·К
√-? Дж
R=8, 31 Моль∙к = Н ·м3·моль·К
м² =
Дж·К
Н·м³·моль
= Н·м·м² =Моль
Ответ: 4Моль
Дано: СИ: Решение: Вычисления:
р=200кПа =2∙105Па P·V=√·R∙T 2∙105 · 4·10-2
Т=240К P∙V √= 8,31·240 =4 Моль
V=40л =4·10-2м³ √= R∙T Па· м3
[√] = Дж ·К =
Моль·К
√-? Дж
R=8, 31 Моль∙к = Н ·м3·моль·К
м² =
Дж·К
Н·м³·моль
= Н·м·м² =Моль
Ответ: 4Моль
Дано: СИ: Решение: Вычисления:
р=200кПа =2∙105Па P·V=√·R∙T 2∙105 · 4·10-2
Т=240К P∙V √= 8,31·240 =4 Моль
V=40л =4·10-2м³ √= R∙T Па· м3
[√] = Дж ·К =
Моль·К
√-? Дж
R=8, 31 Моль∙к = Н ·м3·моль·К
м² =
Дж·К
Н·м³·моль
= Н·м·м² =Моль
Ответ: 4Моль
Дано: СИ: Решение: Вычисления:
р=200кПа =2∙105Па P·V=√·R∙T 2∙105 · 4·10-2
Т=240К P∙V √= 8,31·240 =4 Моль
V=40л =4·10-2м³ √= R∙T Па· м3
[√] = Дж ·К =
Моль·К
√-? Дж
R=8, 31 Моль∙к = Н ·м3·моль·К
м² =
Дж·К
Н·м³·моль
= Н·м·м² =Моль
Ответ: 4Моль
Дано: СИ: Решение: Вычисления:
р=200кПа =2∙105Па P·V=√·R∙T 2∙105 · 4·10-2
Т=240К P∙V √= 8,31·240 =4 Моль
V=40л =4·10-2м³ √= R∙T Па· м3
[√] = Дж ·К =
Моль·К
√-? Дж
R=8, 31 Моль∙к = Н ·м3·моль·К
м² =
Дж·К
Н·м³·моль
= Н·м·м² =Моль
Ответ: 4Моль
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уравнение Менделеева - Клапейрона
Методическое пособие по физике и химии....
Интегрированный урок (физика + информатика) . "Решение задач на уравнение Менделеева-Клапейрона и газовые законы"
В процессе разработки данного урока «Решение задач на уравнение Менделеева- Клапейрона и газовые законы»,я использовала следующие виды информационных технологий: анимационные, презентационные и ...
Уравнение Менделеева-Клапейрона. Газовые законы.
Конспект занятия....
10 класс уравнение Менделеева- Клапейрона
Самостоятельная работа...
Физика. Презентация к уроку "Решение задач на уравнение Менделеева-Клапейрона"
Этот урок позволяет сравнить подходы решения задач на уравнение Менделеева- Клапейрона с точки зрения физики и химии....
Презентация на тему "Уравнение Менделеева - Клапейрона"
Презентация "Уравнение Менделеева - Клапейрона" представляет изучение нового материала и первичного закрепления по теме: « Уравнение состояния идеального газа» с прим...
Задачи по теме "Уравнение Менделеева -Клапейрона" , 10 класс
Задачи по физике для 10 класса.Тема " Уравнение Менделеева - Клапейрона"...