Статья
статья по физике по теме
Рейтинговая система контроля и проверки знаний по физике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_reytingovaya_sistema_kontrolya_i_proverki_znaniy_po_fizike.docx | 19.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Соловьева Надежда Петровна
ГБОУ СО СПО «Саратовский техникум строительных
технологий и сферы обслуживания»
Рейтинговая система контроля и проверки знаний по физике
Задача любого педагога, физика, в частности, - воспитывать увлеченных своим предметом учеников. В системе ценностей преподавателя в центре обязательно должно быть признание достоинства ученика. Такой подход предполагает умение видеть неоднозначность внутреннего мира каждого ученика, корректировать и направлять его развитие.
В техникуме, где мы работаем, у разных студентов по-разному развиты учебные навыки. Один отлично решает задачи, но не умеет выступать публично. Другой мастерит дома, но не решает задачи. Третий ничего не конструирует, ему трудно дается физика, но он много занимается. Можно ли таким студентам поставить «5» по физике? При существующих правилах оценивания это затруднительно. Наиболее обоснованной в подобной ситуации является рейтинговая система оценки знаний. Студенту надо дать возможность достичь определенного результат способом, доступным для него. Умеющий решать задачи, может решать дополнительные задачи дома и на контрольной работе за дополнительные баллы; тот, кто увлекается техническим моделированием, блестяще делает лабораторные работы и с удовольствием отвечает на дополнительные вопросы и т.д.
Система текущих оценок при таком подходе не должна быть только пятибалльной. Например, следует допустить оценки «5+», «5++», «5», «4-», «0». Важно, чтобы итоговая оценка была адекватна 5-балльной системе, чтобы к совершенствованию всех умении, а не только одного. Рейтинговая система оценки знаний требует отличающейся от принятой формы контроля. Например, фиксировать, отметки можно не только в журнале, но и на экране (табл. 1). В журнал же выставляются только итоговые отметки за текущие работа, причем после коррекции знаний учащихся, и отметка за месяц.
При взгляде на экран видно, что у Петрова отметка за месяц «3», хотя текущие отметки «5», «5», «4», «5», «5». Дело в том, что Петров пропустил две лабораторные работы. Обычно в журнал за эти занятия ставят букву «н». а за месяц по текущим отметкам ставят «5». Мы же предлагаем ставить в экран за пропущенные работы «0», тогда средний балл за месяц у Петрова получается (5 + 5 + 4 + 5 + 5 + 0 + 0 + 0) : 9 = 3,43. Студенты заранее знают, по каким правилам выставляются оценки, и стараются выполнить пропущенные работы в часы: дополнительных занятий и консультаций. Когда Петров написал лабораторные работы, в экран вместо отметки «0» ему записали 5++, 5+, а отметку за месяц вычислили так: (5 + 5 + 4 + 5 + 5 + 6 + + 5,5) : 7 = 5,07, или «5» (табл. 2). Практика показывает, что более 95% студентов при таком подходе выполняют пропущенные работы.
Известно, что по различным причинам {пропуск занятий, невыполнение заданий, невнимательность на уроке и т.п.) у студента образуется пробел в знаниях и умениях. Если этот пробел вовремя не замечен н не устранен, то он влечет за собой другие пробелы - непонимание нового учебного материала. Иными словами, всякий пробел в знаниях и умениях, не заполненный вовремя, постепенно «обрастает-» другими, а в результате образуется уже серьезное отставание, которое фиксируется как неуспеваемость. Экран же с рейтингом позволяет вовремя обнаружить и устранить пробел.
Па экране выставляются значки «+» и «-». Значок «+» ставится за дополнительные задачи, вопросы, домашние опыты, догадки на уроках и т.д. Значок «-» ставится за то, что студент, присутствуя на занятии, «выключился» и не смог ответить на простейший вопрос, найти ошибки на доске. Такой контроль развивает внимание. Экран позволяет преподавателю видеть, как часто он устно опрашивает того или иного студента, поэтому количество студентов, не охваченных устным контролем, уменьшается, преподавателю легче удерживать внимание группы и обеспечивать более полное усвоение знаний.
Рейтинговая система позволяет улучшить психологический микроклимат на занятии, лает возможность студенту поверить в свои силы. Теперь студенты чаще задают вопросы «Что надо сделать, чтобы получить «5»?», а не «Почему у меня «4»? При таком подходе оценка индивидуализируется, но не утрачивает объективности; «5» зарабатывается, а не «натягивается».
Если обычно за тестовые работы учитель уравнительно ставит, скажем, «4», если у ученика 9-12 правильных ответов из 15, то теперь за 9 ответов он ставит «3,33», за 10 -«3.67». за 11 - «4», за 12 - «4,33» и т.д. Такие отметки объективнее отражают достижения студента. Отметка «5» за месяц ставится, если рейтинг студента не ниже 4,6; «4» если рейтинг 3,6-4,5. При рейтинге 4,5-4,6 студент либо соглашается на «4», либо пишет тестовую работу, чтобы устранить личные пробелы, которые хорошо видны из экрана. В случае успешного выполнения теста та месяц ставится оценка «5». Поскольку эти правила студенты, знают заранее, в большинстве своем они заранее стремятся повысить свой рейтинг, а значит, устраняются пробелы в знаниях и материал усваивается глубоко и основательно.
Таблица № 1
Фамилия | Устный опрос | КР№1 | КР№2 | Jlfoo 1 | ЛР№2 | КР№3 | Рейтинг | 1 месяц |
Андреев | 54+++ - | 4 | 224 | 4 | 5 | 4 | 4.43 | 4 |
Сидоров | 3-4 + | 3 | 4 | ЗачтеноO | 4- i | 4- | 3,67 | 4 |
Трофимов | 4— | 0 | 4 | 4 | 3 | 4 | п т | 3 |
Петров | 5-5 + | 5 | 4 | 0 | 0 | 5 | 3,43 | 3 |
Таблица № 2
Фамилия | Устный опрос | КР№1 | КР№1 | ЛР№ 1 | ЛР№2 | КР№3 | Рейтинг | 1 месяц |
Петров | 5-5+ | 5 | 4 | 5++ | 5+ | 5 | 5,07 | 54 |
Рейтинговая система оценки знаний побуждает студента к совершенствованию знании с умении, к развитию мышления, к выработке правильных суждений и к самооценке своего труда. Обучение приемам самоконтроля и самооценки важно в любой деятельности. Студенты часто стремятся иметь не просто «5», а наилучший рейтинг в классе. На эту оценку не влияют настроение преподавателя, другие причины, не связанные со знаниями, умениями и навыками.
Рейтинговая система позволяет постоянно заниматься адресной коррекцией знаний. Приведем пример. В конце семестра выяснилось, что у студента за предыдущие месяцы оценка «5», однако рейтинг декабря 4.57, и ему не хватает 0,03 для получения отличной oтметки. Выяснялось, что в декабре он получил «2» за повторение темы «Работы по перемещению заряда совершаемая силами электрического поля». Ему было предложено подготовить исследование понятия работа за весь изученный курс. Студент сделал обобщение, в котором исследовалась работа различных по природе сил, исправил «2», получил дополнительный балл за умение систематизировать и обобщать материал. Его рейтинг стал больше 4,6, и он, безусловно, заслужил отличную отметку за декабрь. В этом случае преподавателю удается осуществить личностный контроль, когда результат студента сравнивается с прошлыми результатами и тем: самым устанавливается динамика его в овладении знаниями, умениями и навыками. Такая организация учебного процеди эффективно формирует стойкую внутреннюю мотивацию студента.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Главное захотеть стать здоровыми"
Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...
Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения
29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...
профессиональное становление личности. Статья опубликована в сборнике статей 3 конференции психологов образования Сибири.
профнаправленность...
Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна
Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...
Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .
По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...
Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"
Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...
Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.
Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....