Электрический ток в различных средах.
элективный курс по физике по теме
Материал представляет из себя рабочую программу факультативного курса, реализуемого в учреждении среднего профессионального образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tok_v_razlichnykh_sredakh.doc | 169.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБОУ СПО СО «ПЕРВОУРАЛЬСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа ФАКУЛЬТАТИВА
Электрический ток в различных средах
ПЕРВОУРАЛЬСК
2010 г.
Рабочая программа факультатива разработана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (Приказ Минобразования России от 5.03.04 № 1089) , регионального компонента среднего (полного) общего образования (Постановление Правительства от 17.01.06 № 15-ПП), примерной программы учебной дисциплины ФИЗИКА для профессий начального профессионального образования (автор Пентин А. Ю. , ФГУ «ФИРО» Минобрнауки, 2008) .
Разработчик:
Кузнецова А.В., преподаватель II категории
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
Согласовано
Цикловой комиссией
протокол № _______
от «___»________2010г.
Утверждено
Методическим советом
протокол № _________
от «___»_________2010г.
СОДЕРЖАНИЕстр. | |
| 4 |
| 5 |
| 8 |
| 9 |
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ факультатива
Электрический ток в различных средах
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа факультатива является дополнением (расширением) рабочей программы учебной дисциплины «Физика» для специальности НПО «Сварщик»
1.2. Место факультатива в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Факультатив является расширяющим дополнением дисциплины «Физика» (тема «Электрический ток в различных средах» отсутствует в примерной программе), предназначенным для изучения процессов, используемых при сварке.
1.3. Цели и задачи факультатива – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Изучение факультатива направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о явлениях, связанных с прохождением электрического тока через различные среды; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются;
- применять полученные знания для объяснения процессов, используемых при сварке.
В результате освоения факультатива обучающийся должен:
знать/понимать:
- смысл понятий: сверхпроводимость, полупроводники, р-n-переход, термоэлектронная эмиссия, плазма, электролиз;
- смысл физических величин: температурный коэффициент сопротивления, электрохимический эквивалент, напряжение пробоя;
- смысл закона Фарадея, электронной теории;
- вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь:
- описывать и объяснять физические явления и свойства тел: проводимость металлов, полупроводников, вакуума, газов и электролитов;
- делать выводы на основе экспериментальных данных;
- объяснять процессов, связанных с протеканием тока в различных средах при сварке;
- использовать приобретенные знания для безопасного выполнения сварочных работ.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 24 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 20 часов;
самостоятельной работы обучающегося 4 часа.
.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВА
2.1. Объем факультатива и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 24 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 20 |
в том числе: | |
лабораторные работы | 2 |
практические занятия | 6 |
контрольные работы | * |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | * |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 4 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено) | * |
Внеаудиторная самостоятельная работа | 4 |
Итоговая аттестация в форме практической работы |
2.2. Тематический план и содержание факультатива Электрический ток в различных среда
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Электрический ток в металлах. | Электронная теория. Зависимость сопротивления металлов от температуры. | 2 | 3 |
2. Сверхпроводимость. | Открытие сверхпроводимости. Применение сверхпроводимости для сварки. | 2 | |
3. Полупроводники. | Проводимость полупроводников. Зависимость сопротивления полупроводников от температуры. | 1 | |
4. Электронно- -дырочный переход. | р-n-переход и его свойства. ВАХ р-n-перехода. | 1 | |
5. Полупроводниковые приборы. | Полупроводниковый диод. Транзистор. Применение полупроводниковых приборов при сварке. | 1 | |
6. Электрический ток в вакууме. | Термоэлектронная эмиссия. Свойства электронных пучков. Вакуумная сварка. | 1 | |
7. Вакуумные приборы. | Электронные лампы. Электроннолучевая трубка. | 1 | |
8. Электрический ток в газах. | Газовый разряд. Типы самостоятельного разряда и их применение для сварки. | 1 | |
9. Плазма. | Четвёртое агрегатное состояние вещества. Техническое применение плазмы. Плазмотрон и его применение для сварочных работ. | 1 | |
Лабораторные работы: «Наблюдение отклонения электронных пучков магнитным полем». «Наблюдение электропроводности жидкостей». | 1 1 | ||
Практические занятия: Определение температурного коэффициента сопротивления; Определение параметров диода по его ВАХ; Схемы включения биполярного транзистора; Условные обозначения и маркировка электронных ламп; Условия применения дугового разряда при сварке; Расчёт параметров плазмы; | 1 1 1 1 1 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Сварка сверхчистых металлов. Электродуговая печь. Контактная сварка. Электропроводящие свойства жидкостей. | 1 1 1 1 | ||
Завершающая практическая работа. | 1 | ||
Всего: | 24 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством); 3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. условия реализации факультатива
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация факультатива требует наличия учебного кабинета физики;
Оборудование учебного кабинета: стандартное
Технические средства обучения: аудиторная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
Щит для электроснабжения
Лотки для хранения оборудования
Источники постоянного и переменного тока (4 В, 2 А)
Батарейный источник питания
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ФРОНТАЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
Тематические наборы
Наборы по электричеству,
Лабораторный стенд
Отдельные приборы и дополнительное оборудование
Электродинамика
Амперметры лабораторные с пределом измерения 2А для измерения в цепях постоянного тока
Вольтметры лабораторные с пределом измерения 6В для измерения в цепях постоянного тока
Ключи замыкания тока
Комплекты проводов соединительных
Набор прямых и дугообразных магнитов
Микроамперметры
Мультиметры цифровые(лабораторный стенд)
Набор по электролизу
Наборы резисторов проволочные
Реохорды
Прибор для наблюдения зависимости сопротивления металлов от температуры
Набор полупроводников
Реостаты ползунковые
Проволока высокоомная на колодке для измерения удельного сопротивления
Электроннолучевая трубка
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРАКТИКУМА
ОБОРУДОВАНИЕ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ
Усилитель низкой частоты
Источник питания для практикума
Набор электроизмерительных приборов постоянного тока
Лабораторный стенд
ТЕМАТИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКТЫ, НАБОРЫ И ОТДЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ
Комплект для практикума по электродинамике
Комплект лабораторный для исследования принципов радиопередачи и радиоприема
Электронные конструкторы
Приборы и принадлежности общего назначения:
Комплект электроснабжения кабинета физики
Источник постоянного и переменного напряжения
Осциллограф
Комплект соединительных проводов
Штатив универсальный физический
Столик подъемный
Комплект посуды и принадлежностей к ней
Комплект инструментов и расходных материалов
Измерительные приборы
Мультиметр цифровой универсальный (на лабораторном стенде)
Амперметр стрелочный
Вольтметр стрелочный
Демонстрационное оборудование по электродинамике статических и стационарных электромагнитных полей и электромагнитных колебаний и волн
Набор для исследования тока в полупроводниках и их технического применения
Набор для изучения движения электронов в электрическом и магнитном полях и тока в вакууме
Набор по электростатике
Тематические наборы
Набор по электролизу
Прибор для наблюдения движения электронов в электрическом и магнитном полях и изучения тока в вакууме
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
[1] Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б. Физика: Учебник для 10-ого класса средней школы- М.: Просвещение, 1999
[4] Касьянов В.А. Физика 11 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений- М: Дрофа, 2004
[5] Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10-11 кл. Пособие для общеобразоват. учебных заведений.- М.: Дрофа, 2001
Комплекты пособий для выполнения лабораторных практикумов по физике(CD)
Комплекты пособий для выполнения фронтальных лабораторных работы(CD)
Комплекты пособий по демонстрационному эксперименту:
[6]Шахмаев Н.М., Шилов В.Ф. Физический эксперимент в средней школе.- М.: Просвещение, 1989
[7] Шахмаев Н.М.и др. Физический эксперимент в средней школе.- М .:Просвещение, 1991
Справочные пособия:
[8] Аракелян Э.М. Словарь терминов и понятий по курсу физики.- М.: Высшая школа, 1982
[9] Храмов Ю.А. Физики: Биографический справочник. - М.: Наука, 1983
[10] Яворский Б.М., Селезнёв Ю.А., Справочное руководство по физике для поступающих в вузы и для самообразования- М.: Наука, 1989
[11] Енохович А.С. Справочник по физике- М.: Просвещение, 1990
Дополнительные источники:
Печатные пособия
Тематические таблицы по физике.
Портреты выдающихся ученых
4. Контроль и оценка результатов освоения факультатива
Контроль и оценка результатов освоения факультатива осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий (6), лабораторных работ (2), а также при выполнения обучающимися завершающей практической работы.
Оценивание практических работ:
Даёт определение физической величины | Знает формулу физической величины | Знает единицы измерения физической величины | Даёт формулировку физического закона | Даёт математическую запись физического закона | Определяет границы применимости физического закона | Приводит примеры применения (проявления) физического закона | Переводит текст задачи в математическую форму | Делает анализ данных, устанавливает связи между ними | Выполняет математические преобразования, расчёты | Делает вывод | Объём знаний | Уровень деятельности |
+ | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | Програм мный | Аналитико- синтетический |
+ | + | + | + | + | + | + | + | Програм мный | Алгорит- мический | |||
+ | + | + | + | + | + | + |
|
| Базовый | Аналитико- синтетический | ||
+ | + | + | + | + | + | + | Базовый | Аналитико- синтетический | ||||
+ | + | + | + | + | + | + | + | Базовый | Аналитико- синтетический | |||
+ | + | + | + | + |
| Базовый | Алгорит- мический | |||||
+ | + | + | + | Ориента-ционный | Аналитико- синтетический | |||||||
+ | + | + | + | Ориента-ционный | Аналитико- синтетический | |||||||
+ | + | + |
| Ориента-ционный | Алгорит- мический | |||||||
Выполнены отдельные пункты заданий
| Ориента-ционный | Фактогра-фический |
Оценивание лабораторных работ:
Демонстрация умений. | Уровень деятельности | ||||||
Чтение электри-ческой схемы | Сборка электри-ческой схемы | Настройка устройств | Снятие показаний | Расчёт значений | Построение графиков (если требуется.) | Вывод по работе | |
+ | + | + | + | + | + | + | Аналитико- синтетический |
+ | + | + | + | + | Алгорит- мический | ||
+ | + | + | Фактогра-фический |
Оценивание завершающей практической работы:
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения факультатива обучающийся должен знать/понимать:
уметь:
| Завершающая практическая работа: 1.Дайте характеристику физических величин: температурный коэффициент сопротивления, электрохимический эквивалент, напряжение пробоя; 2.Дайте характеристику законов Фарадея, электронной теории: формулировка, математическая запись, границы применимости, примеры проявления и использования для сварки; 3. Дайте характеристику физических явлений: сверхпроводимость, полупроводники, р-n-переход, термоэлектронная эмиссия, плазма, электролиз: определение, объяснение, примеры использования при сварке. |
Разработчик:
ГБОУ СПО СО «ПМК» преподаватель А.В. Кузнецова
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Эксперты:
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физическое домино по теме "Электрический ток в различных средах"
В материале предлагаются разрезные карточки - домино для отработки с учащимися 10 класса темы "Электрический ток в различных средах". Описана краткая методика работы с пособием. Материал может быть по...
Электрический ток в различных средах
Очень хороший урок по разделу "Электричество"...
Интегрированный рок в 10 классе "Электрический ток в различных средах"
Развитие креативного и творческого мышления путём применения элементов ТРИЗ при решении нестандартных задач по теме "Электрический ток в различных средах"...
План-конспект урока "Электрический ток в различных средах"
В данном материале разработка обобщающего урока по теме "Электрический ток в различных средах"...
Презентация "Электрический ток в различных средах.Действия электрического тока."
Презентация к уроку физики в 8 классе "Электрический ток в различных средах.Действия электрического тока"...
Урок по физике "Электрический ток в различных средах.Действия электрического тока."
домашнее задание проверяется в виде соревнования,затем идёт ииследовательская работа с самостоятельными выводами.В ходе урока используется приём для формирования самооценки учащихся"Копилка хороших от...