Урок - семинар по теме "Изопрцессы в газах" 10 класс
план-конспект урока по физике (10 класс) по теме
Урок развивающего обучения. Основными целями урока являются овладение ЗУН и формирование ключевых компетенций (формирование навыков самообразования, навыков самостоятельности, критичности и доказательности мышления)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_izoprotsessy_v_gazakh_10_klass.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока-семинара по физике в 10 классе
по теме: «Изопроцессы в газах».
Краткая аннотация урока:
Учебный предмет – физика
УМК- Тихомирова .
Уровень образования школьников: 10 класс общеобразовательной школы
Раздел программы: свойства газов
Технология: развивающее обучение
Форма учебной работы – классно-урочная.
Продолжительность урока: 80 минут (2 академических часа)
Оснащение урока: оборудование для проведения экспериментов, опытов. ТСО: компьютер, проектор, экран. На доске: тема и цели урока; на экране- презентация к уроку.
Основные понятия: изотермический, изобарный, изохорный процессы.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Форма проведения: семинар.
Методы обучения: исследовательские, коммуникативно- диалоговые, поисковые.
Актуальность урока: овладение ЗУН и формирование ключевых компетенций (формирование навыков самообразования, навыков самостоятельности, критичности и доказательности мышления) в соответствии с новыми запросами общества, семьи и государства.
Формы организации работы детей: индивидуальная, самостоятельная и групповая работа.
Место урока в разделе «Основы МКТ»: урок проводится после изучения основ молекулярно-кинетической теории газов и понятия температуры.
Цели
Образовательная: формирование логических универсальных действий: сравнения, анализа, обобщения, классификации, рефлексии; создать условия для осмысления понятия изопроцессов в газах.
Развивающая: развитие аналитико-синтезирующего мышления, познавательных умений, умения нестандартно, творчески подходить к решению разнообразных задач, умений учебного труда.
Воспитательная: воспитание инициативы, уверенности в своих силах, настойчивости, умения преодолевать трудности, добиваться намеченной цели, действовать самостоятельно.
Предварительная подготовка семинара. Семинар проводится по теме, которую школьники могут разобрать самостоятельно с помощью основной и дополнительной учебной литературы. Чтобы в ходе обсуждения систематизировались знания школьников и совершенствовались умения анализировать, обобщать, делать выводы, учитель за неделю до урока сообщает тему, цели и задачи семинара, озвучивает темы докладов, рекомендует дополнительную литературу, проводит консультации, распределяет учащихся в группы, в каждой из которых есть докладчик и содокладчики.
Ход урока
То, что Вы вынуждены открыть сами, оставляет в Вашем уме дорожку, которой Вы сможете снова воспользоваться, когда в этом возникнет необходимость.
Г. Лихтенберг
1. Организация начала занятия. Урок начинается со вступительного слова учителя, который напоминает цели и задачи семинарского занятия: усвоить и проанализировать закономерности изотермического, изобарного, изотермического процессов в газах.
2. Выступления учеников:
- первая группа - изотермический процесс,
- вторая - изобарный,
- третья - изохорный.
От каждой группы:
Докладчик- определение изопроцесса, закон, формула, график. (Приложение 1). Доклад сопровождается презентацией.
Первый содокладчик- история открытия закона (Приложение 2).
Второй содокладчик- проводит опыты, или описывает явления, демонстрирующие проявление данного изопроцесса.
Третий содокладчик- рассматривает основные типы задач (расчетные, графические, на нахождение отношения величин).
3. Обсуждение выступлений. Вопросы для обсуждения: каковы границы применимости каждого закона (для неизменной массы газа), что общего в закономерностях изопроцессов (один из параметров должен быть постоянным) и чем изотермический процесс отличается от двух других (обратно пропорциональной зависимостью).
4. Обобщение и систематизация нового материала. Для формирования навыков обобщения и классификации каждой группе предлагается построить графическую, схематическую и табличную модели изопроцессов в газах на компьютере, используя средства ИКТ.
Схематическая модель:
Табличная модель:
Типы задач | Изотермический | Изобарный | Изохорный |
Графическая модель: по графику зависимости Р(Т) построить график замкнутого цикла в координатах V(T) и V(P).
5. Подведение итогов. Каждая группа представляет свою модель процесса и защищает ее. Модели обсуждаются и комментируются участниками других групп.
6. Рефлексия. Ученики анализируют свою деятельность, делятся трудностями, затруднениями, рассказывают о приобретенных знаниях, навыках и умениях. Уточняют личную значимость урока. Проводят самооценку своей деятельности, оценивают работу других групп.
7. Домашнее задание (дается учителем для закрепления полученных знаний).
- О.В. Петунин «Организация и проведение семинарских занятий»
- Ю.В. Щербакова «Занимательная физика», М., «Глобус», 2010г
- Б.И.Смагин «Вблизи абсолютного нуля», М., «Детская литература», 1965 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока-семинара по литературе в 11 классе по теме "Память о Холокосте – путь к толерантности (по роману А.В.Кузнецова «Бабий Яр»)"
Данный конспект урока поможет привить учащимся чувство сострадания к чужому горю, толерантность....
Тема урока: «Пути постижения духовной истины в литературе» (урок-семинар по литературе в 10 классе, рассчитанный на 2 урока)
Урок проводится как урок- обобщение после изучения творчества А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, И.А.Бунина. Мы с учащимися знакомимся с теми периодами жизни писателей, которые раскрыв...
Разработка урока-семинара по геометрии для 9 класса
Тема двухчасового урока-семинара для девятиклассников "Скалярное произведение, понятие, свойства, применение." В данном материале содержится полное описание хода урока, условие сопутствующих задач с о...
УРОК-СЕМИНАР по литературе в 11 классе «ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ В.ВЫСОЦКОГО»
Урок по творчеству В.Высоцкого построен в форме семинара...
Разработка урока-семинара по математике в 9 классе по теме «Проценты в нашей жизни»
Разработка урока-семинарапо математике в 9 классепо теме «Проценты в нашей жизни»( с использованием проектных образовательных технологий )...
УРОК-СЕМИНАР по литературе в 11 классе «ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ В.ВЫСОЦКОГО»
Цели:1.Познакомить учащихся с творчеством Высоцкого, личностью поэта, помочь им увидеть особенности его лирики.2.Развивать навыки анализа стихотворных произведений3.Воспитывать патриотизм, гуманизм, л...
Урок-семинар по литературе в 11 классе Добро и зло в художественном осмыслении М.А.Булгакова (по роману « Мастер и Маргарита»).
Добро и зло… Бог и дьявол… Свет и тьма… Именно об этом спорят Берлиоз и Воланд в первой главе романа. Давайте и мы включимся в этот спор и порассуждаем о добре и зле в «закатном» романе Михаила Булгак...