Диффузия в твёрдых веществах, жидкостях и газах
методическая разработка (физика, 7 класс) на тему
Методическая разработка урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diffuziya_v_tverdykh_zhidkikh_i_gazakh.docx | 18.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Эпиграф:
В одно мгновенье видеть вечность
Огромный мир - в зерне песка,
В едином миге - бесконечность
И небо - в чашечке цветка.
У.Блейк
Цель и задача урока:
Образовательная: сформировать понятие о диффузии в твёрдых телах, жидкостях и газах.
Развивающая: научить анализировать условия заданий, ответы одноклассников, развивать элементы творчества, умение применять знания в новой ситуации.
Воспитательная: приучать учащихся к аккуратному ведению записей в тетради, работе с учебником, к доброжелательному общению, к работе в команде, формировать интерес к физике и сопутствующим наукам.
Технология: проблемно-поисковая.
Тип урока: комбинированный.
Урок в блоке: диффузия в твёрдых веществах, жидкостях и газах.
Оборудование: пробирки, наборы химических веществ, колбы, сахар, кофе, мерные стаканы, крупа.
Тема урока: Диффузия в твёрдых веществах, жидкостях и газах.
Ребята, сегодня мы с вами перевернем следующую страницу из истории физики, мы познакомимся с учёными и их работами: француза Пьера Гассенди (1592-1655), англичанина Джона Дальтона (1766-1844), М.В.Ломоносова, Роберта Броуна (1773-1858), Альберта Эйнштейна (1879- 1955).
Давайте вспомним пройденный материал, для этого проведем разминку.
Перед вами два столбика слов, ответьте на вопросы, поднимая карточки. За каждый правильный ответ - звёздочка. Больше 10 звёзд - 5 баллов, 7-9 звезд - 4 балла, 5 звезд - 3 балла.
1.Площадь | 1.Атом |
2.Масса | 2.Молекула |
3.Длина | 3.Вещество |
4.Объём | 4.Физическое тело |
Первый столбец.
1. В метрах измеряется что? Ответ 3
2. В литрах измеряется что? Ответ 4
3. В кубических метрах измеряется что? Ответ 4
4. В квадратных метрах измеряется что? Ответ 1
5. В килограммах измеряется что? Ответ 2
6. В сантиметрах измеряется что? Ответ 3
Второй столбец.
1. Гипс, графит, мел, дерево, вода - это? Ответ 3
2. "Неделимая" частица называется... Ответ 1
3. Ложка, капля воды, стол, ведро, ваза - ... Ответ 4
4. Атомы, соединяясь между собой, образуют... Ответ 2
5. Два атома водорода и один атом кислорода образуют... Ответ 2
6. Молекула образуется соединением чего? Ответ 1
Подведем итоги, выставим оценки.
Итак, на прошлом занятии мы выяснили, что ещё Демокрит в V веке до н.э. предположил, что все вещества состоят из мельчайших частиц.
В 1647 французский учёный Пьер Гассенди издал книгу, где утверждал, что атомы отличаются друг от друга формой, размером и массой.
В 1803 году Джон Дальтон первым рассчитал атомные веса (массы) ряда элементов и составил первую таблицу, заложив тем самым основу атомной теории строения вещества.
Но учёных волновал вопрос: чем отличается горячее тело от холодного? М.В.Ломоносов в 1745 году, в работе: "Размышления о причине тепла и холода" писал, что "теплота состоит во внутреннем движении частичек материи".
Румфорд дополнил это, высказав предположение, что чем выше скорость частиц, тем температура выше.
И вот наконец в 1827 году ботаник Роберт Броун (1773-1858) изучая поведение цветочной пыльцы под микроскопом, обнаружил хаотичное движение спор. В последствии это движение назвали - Броуновским. Ещё 85 лет не было предложено ни одного объяснения этому процессу.
Но в 1905 году Альберт Эйнштейн впервые осознал, что броуновское движение - наилучшее доказательство атомного строения вещества.
Вывод: запишите в тетрадь. Все вещества состоят из атомов, которые находятся в постоянном движении.
Опыт 1
Распылим духи. Через некоторое время что мы почувствуем? (обсуждение).
Опыт 2
Медный купорос заливается водой, наблюдается явление растворения (сделанный заранее опыт рассматривается и обсуждается).
Этот процесс называется диффузией.
Выпишите из учебника формулировку процесса, стр. 22.
А в твёрдых телах бывает диффузия?
Посмотрите на раздаточный материал (обсуждение).
Опыт 3
Растворим кофе в двух стаканах, добавим сахар, что вы видите? (обсуждение).
Вывод:
Скорость диффузии зависит от:
1. агрегатного состояния вещества.
2. от температуры.
3. от наличия воздействия из вне.
А теперь сами поставьте опыт:
1 бригада - с пшеном и горохом
2 бригада - с батиком
Сделайте выводы.
Ответьте на вопросы:
Что такое диффузия?
Как влияет температура на скорость диффузии?
Как влияет агрегатное состояние на скорость диффузии?
Ответьте на вопросы:
Что такое диффузия?
Как влияет температура на скорость диффузии?
Как влияет агрегатное состояние на скорость диффузии?
Ответьте на вопросы:
Что такое диффузия?
Как влияет температура на скорость диффузии?
Как влияет агрегатное состояние на скорость диффузии?
Ответьте на вопросы:
Что такое диффузия?
Как влияет температура на скорость диффузии?
Как влияет агрегатное состояние на скорость диффузии?
Ответьте на вопросы:
Что такое диффузия?
Как влияет температура на скорость диффузии?
Как влияет агрегатное состояние на скорость диффузии?
Ответьте на вопросы:
Что такое диффузия?
Как влияет температура на скорость диффузии?
Как влияет агрегатное состояние на скорость диффузии?
Ответьте на вопросы:
Что такое диффузия?
Как влияет температура на скорость диффузии?
Как влияет агрегатное состояние на скорость диффузии?
Ответьте на вопросы:
Что такое диффузия?
Как влияет температура на скорость диффузии?
Как влияет агрегатное состояние на скорость диффузии?
Ответьте на вопросы:
Что такое диффузия?
Как влияет температура на скорость диффузии?
Как влияет агрегатное состояние на скорость диффузии?
Ответьте на вопросы:
Что такое диффузия?
Как влияет температура на скорость диффузии?
Как влияет агрегатное состояние на скорость диффузии?
Ответьте на вопросы:
Что такое диффузия?
Как влияет температура на скорость диффузии?
Как влияет агрегатное состояние на скорость диффузии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электронное учебно – методическое пособие по теме «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов » для учителей физики и учащихся 7 класса;
Электронное учебно-методическое пособие по теме "Давление твёрдых тел, жидкостей и газов". Большое количество иллюстраций помогут учителю активизировать внимание учащихся, сделать урок более наг...
Урок природоведения в 5 классе "Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов"
Урок природоведения в 5 классе "Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов"...
7 класс урок решения задач по теме « Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»
Цель урока: повторить правила нахождения давления твёрдых тел, жидкостей , подготовить учеников к рассмотрению давления газов; продолжить формирование ощеучебных навыков отбора материала по заданным п...
Урок по физике в 7 классе "Итоговое занятие по теме "Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. Архимедова сила"
Урок повторения и обобщения по теме "Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. Архимедова сила"...
7 класс.Задания по физике на чтение и понимание учебного и научно-популярного текста по темам: «Строение атома»,«Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»,«Атмосферное давление»,«Энергия».
7 класс.Задания по физике на чтение и понимание учебного и научно-популярного текста по темам: «Строение атома»,«Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»,«Атмосферное давление»,«Энергия»....
Урок: Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов
Урок, на котором учащиеся знакомятся со свойствами твердых тел, жидкостей и газов, и объяснием их с точки зрения молекулярного строения вещества....
Технологическая карта урока по физике 7 класс «Агрегатные состояния вещества. Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов».
Краткая аннотация.Класс: 7Тема: "Агрегатные состояния вещества.Различие в молекурярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов".Тип урока : изучение новой темыЦели урока: сформировать знания...