Диффузия в твёрдых веществах, жидкостях и газах
методическая разработка (физика, 7 класс) на тему

Тимофеева Светлана Алексеевна

Методическая разработка урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diffuziya_v_tverdykh_zhidkikh_i_gazakh.docx18.16 КБ

Предварительный просмотр:

Эпиграф:

В одно мгновенье видеть вечность

Огромный мир - в зерне песка,

В едином миге - бесконечность

И небо - в чашечке цветка.

У.Блейк

Цель и задача урока:

Образовательная: сформировать понятие о диффузии в твёрдых телах, жидкостях и газах.

Развивающая: научить анализировать условия заданий, ответы одноклассников, развивать элементы творчества, умение применять знания в новой ситуации.

Воспитательная: приучать учащихся к аккуратному ведению записей в тетради, работе с учебником, к доброжелательному общению, к работе в команде,  формировать интерес к физике и сопутствующим наукам.

Технология: проблемно-поисковая.

Тип урока: комбинированный.

Урок в блоке: диффузия в твёрдых веществах, жидкостях и газах.

Оборудование: пробирки, наборы химических веществ, колбы, сахар, кофе, мерные стаканы, крупа.

Тема урока: Диффузия в твёрдых веществах, жидкостях и газах.

        Ребята, сегодня мы с вами перевернем следующую страницу из истории физики, мы познакомимся с учёными и их работами: француза Пьера Гассенди (1592-1655), англичанина Джона  Дальтона (1766-1844), М.В.Ломоносова, Роберта Броуна (1773-1858), Альберта Эйнштейна (1879- 1955).

        Давайте вспомним пройденный материал, для этого проведем разминку.

        Перед вами два столбика слов, ответьте на вопросы, поднимая карточки. За каждый правильный ответ - звёздочка. Больше 10 звёзд - 5 баллов, 7-9 звезд - 4 балла, 5 звезд - 3 балла.

1.Площадь

1.Атом

2.Масса

2.Молекула

3.Длина

3.Вещество

4.Объём

4.Физическое тело

Первый столбец.

1. В метрах измеряется что? Ответ 3

2. В литрах измеряется что? Ответ 4

3. В кубических метрах измеряется что? Ответ 4

4. В квадратных метрах измеряется что? Ответ 1

5. В килограммах измеряется что? Ответ 2

6. В сантиметрах измеряется что? Ответ 3

Второй столбец.

1. Гипс, графит, мел, дерево, вода - это? Ответ 3

2. "Неделимая" частица называется... Ответ 1

3. Ложка, капля воды, стол, ведро, ваза - ... Ответ 4

4. Атомы, соединяясь между собой, образуют... Ответ 2

5. Два атома водорода и один атом кислорода образуют... Ответ 2

6. Молекула образуется соединением чего? Ответ 1

Подведем итоги, выставим оценки.

        Итак, на прошлом занятии мы выяснили, что ещё Демокрит в V веке до н.э. предположил, что все вещества состоят из мельчайших частиц.

        В 1647 французский учёный Пьер Гассенди издал книгу, где утверждал, что атомы отличаются друг от друга формой, размером и массой.

        В 1803 году Джон Дальтон первым рассчитал атомные веса (массы) ряда элементов и составил первую таблицу, заложив тем самым основу атомной теории строения вещества.

        Но учёных волновал вопрос: чем отличается горячее тело от холодного? М.В.Ломоносов в 1745 году, в работе: "Размышления о причине тепла и холода" писал, что "теплота состоит во внутреннем движении частичек материи".

        Румфорд дополнил это, высказав предположение, что чем выше скорость частиц, тем температура выше.

        И вот наконец в 1827 году ботаник Роберт Броун (1773-1858) изучая поведение цветочной пыльцы под микроскопом, обнаружил хаотичное движение спор. В последствии это движение назвали - Броуновским. Ещё 85 лет не было предложено ни одного объяснения этому процессу.

        Но в 1905 году Альберт Эйнштейн впервые осознал, что броуновское движение - наилучшее доказательство атомного строения вещества.

        Вывод: запишите в тетрадь. Все вещества состоят из атомов, которые находятся в постоянном движении.

        Опыт 1

        Распылим духи. Через некоторое время что мы почувствуем? (обсуждение).

        Опыт 2

        Медный купорос заливается водой, наблюдается явление растворения (сделанный заранее опыт рассматривается и обсуждается).

Этот процесс называется диффузией.

Выпишите из учебника формулировку процесса, стр. 22.

А в твёрдых телах бывает диффузия?

Посмотрите на раздаточный материал (обсуждение).

        Опыт 3

        Растворим кофе в двух стаканах, добавим сахар, что вы видите? (обсуждение).

        Вывод:

        Скорость диффузии зависит от:

1. агрегатного состояния вещества.

2. от температуры.

3. от наличия воздействия из вне.

        А теперь сами поставьте опыт:

1 бригада - с пшеном и горохом

2 бригада - с батиком

        Сделайте выводы.

Ответьте на вопросы:

Что такое диффузия?

Как влияет температура на скорость диффузии?

Как влияет агрегатное состояние на скорость диффузии?


Ответьте на вопросы:

Что такое диффузия?

Как влияет температура на скорость диффузии?

Как влияет агрегатное состояние на скорость диффузии?

Ответьте на вопросы:

Что такое диффузия?

Как влияет температура на скорость диффузии?

Как влияет агрегатное состояние на скорость диффузии?

Ответьте на вопросы:

Что такое диффузия?

Как влияет температура на скорость диффузии?

Как влияет агрегатное состояние на скорость диффузии?

Ответьте на вопросы:

Что такое диффузия?

Как влияет температура на скорость диффузии?

Как влияет агрегатное состояние на скорость диффузии?

Ответьте на вопросы:

Что такое диффузия?

Как влияет температура на скорость диффузии?

Как влияет агрегатное состояние на скорость диффузии?

Ответьте на вопросы:

Что такое диффузия?

Как влияет температура на скорость диффузии?

Как влияет агрегатное состояние на скорость диффузии?

Ответьте на вопросы:

Что такое диффузия?

Как влияет температура на скорость диффузии?

Как влияет агрегатное состояние на скорость диффузии?

Ответьте на вопросы:

Что такое диффузия?

Как влияет температура на скорость диффузии?

Как влияет агрегатное состояние на скорость диффузии?

Ответьте на вопросы:

Что такое диффузия?

Как влияет температура на скорость диффузии?

Как влияет агрегатное состояние на скорость диффузии?

Ответьте на вопросы:

Что такое диффузия?

Как влияет температура на скорость диффузии?

Как влияет агрегатное состояние на скорость диффузии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

 Электронное учебно – методическое пособие по теме «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов » для учителей физики и учащихся 7 класса;

Электронное учебно-методическое пособие по теме "Давление твёрдых тел, жидкостей и газов".  Большое количество иллюстраций помогут учителю активизировать внимание учащихся, сделать урок более наг...

Урок природоведения в 5 классе "Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов"

Урок природоведения в 5 классе "Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов"...

7 класс урок решения задач по теме « Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»

Цель урока: повторить правила нахождения давления твёрдых тел, жидкостей , подготовить учеников к рассмотрению давления газов; продолжить формирование ощеучебных навыков отбора материала по заданным п...

Урок по физике в 7 классе "Итоговое занятие по теме "Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. Архимедова сила"

Урок повторения и обобщения по теме "Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. Архимедова сила"...

7 класс.Задания по физике на чтение и понимание учебного и научно-популярного текста по темам: «Строение атома»,«Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»,«Атмосферное давление»,«Энергия».

7 класс.Задания по физике на чтение и понимание учебного и научно-популярного текста  по темам: «Строение атома»,«Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»,«Атмосферное давление»,«Энергия»....

Урок: Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов

Урок, на котором учащиеся знакомятся со свойствами твердых тел, жидкостей и газов, и объяснием их с точки зрения молекулярного строения вещества....

Технологическая карта урока по физике 7 класс «Агрегатные состояния вещества. Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов».

Краткая аннотация.Класс: 7Тема: "Агрегатные состояния вещества.Различие в молекурярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов".Тип урока : изучение новой темыЦели урока: сформировать знания...