Рабочая программа по физике для 9 класса
календарно-тематическое планирование по физике (9 класс) по теме
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
- Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика.9 класс. – М.: Дрофа, 2011-336 с.. (Гриф: Рекомендовано МО РФ);
- Минькова Р. Д. Рабочая тетрадь по физике: 9 кл.: К учебнику А. В. Перышкина, Е. М. Гутник «Физика. 9 класс». – М.: Экзамен, 2006. – 127 с.
- Перышкин А.В.Сборник задач по физике: 7-9 кл.: к учебникам А.В.Перышкина и др. «Физика. 7 класс», «Физика.8 класс», «Физика. 9 класс» - М.: Экзамен, 2012. – 269 с.
- Громцева О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 9 класс: к учебнику А.В.Перышкина, Е.М.Гутник «Физика. 9 класс» – М.: Экзамен, 2010. – 159 с.,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_fizika_9_klass_13-14.doc | 383.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Пристеньская основная общеобразовательная школа
Ровеньского района Белгородской области»
«Рассмотрено» Руководитель МО учителей-предметников МБОУ «Пристеньская ООШ» _________ / Шматова Т.И. / Протокол №5 от «26» июня 2013г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МБОУ «Пристеньская ООШ» ______________ / Бабенко Е.В. / « 26» июня 2013 г. | «Утверждено» Директор МБОУ «Пристеньская ООШ» _____________/Решетняк И.И./ Приказ № ____ от «_____»_____________2013 г. |
Рабочая программа
по учебному предмету «Физика»
для 9 класса
Учитель
первой квалификационной категории
Шматова Т.И.
2013 -2014 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по физике для 9 класса составлена на основе
- примерной программы по физике под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др. – М.: Дрофа, 2009,
- программы по физике под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина – М.: Дрофа, 2009,
- федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г.
При составлении рабочей программы учтены рекомендации инструктивно-методического письма департамента образования Белгородской области, ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития» «О преподавании предмета «Физика» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2013-2014 учебном году».
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
- Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика.9 класс. – М.: Дрофа, 2007.-336 с.. (Гриф: Рекомендовано МО РФ);
- Минькова Р. Д. Рабочая тетрадь по физике: 9 кл.: К учебнику А. В. Перышкина, Е. М. Гутник «Физика. 9 класс». – М.: Экзамен, 2006. – 127 с.
- Перышкин А.В.Сборник задач по физике: 7-9 кл.: к учебникам А.В.Перышкина и др. «Физика. 7 класс», «Физика.8 класс», «Физика. 9 класс» - М.: Экзамен, 2012. – 269 с.
- Громцева О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 9 класс: к учебнику А.В.Перышкина, Е.М.Гутник «Физика. 9 класс» – М.: Экзамен, 2010. – 159 с.,
утвержденного Федеральным перечнем учебников и реализуется в условиях классно-урочной системы с использованием различных технологий, форм, методов обучения.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения.
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о механических явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические закономерности, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности свой жизни, рационального использования и охраны окружающей среды.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и определенную последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися. Рабочая программа предусматривает проведение контрольных работ, проверочных работ, тестов и обобщающих уроков.
Выполнение данной программы предусматривает использование следующих технологий, форм и методов преподавания физики: личностно-ориентированное обучение, проблемное обучение, проектная технология, технология тестирования, самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы, экспериментальные задания.
Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов производится постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися. Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 9 лабораторных работ, 6 контрольных работ, что соответствует рекомендациям инструктивно-методического письма департамента образования Белгородской области, ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития» «О преподавании предмета «Физика» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2013-2014 учебном году».
Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 2 ч в неделю (70 часов за год).
Уставом и учебным планом школы в 9 классе установлено 34 недели в учебном году для усвоения образовательной программы. Программа Е.М.Гутник, А.В.Перышкина рассчитана на 70 часов, поэтому резервное время сокращено до 4 часов. Часы резервного времени отведены на итоговое повторение курса физики основной школы и выполнение итоговой контрольной работы.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения курса физики 9 класса ученик должен:
знать/понимать
- смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
- смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, сила, импульс;
- смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии;
уметь
- описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, электромагнитную индукцию, преломление и дисперсию света;
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: естественного радиационного фона;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: периода колебаний нитяного маятника от длины нити, периода колебаний пружинного маятника от массы груза и от жесткости пружины;
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных явлениях;
- решать задачи на применение изученных физических законов;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования, обеспечения безопасности в процессе использования электрических приборов, оценки безопасности радиационного фона.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема | Количество часов | В том числе | ||
по программе Е. М. Гутник, А. В. Перышкина | по рабочей программе | лабораторные работы | контрольные работы | ||
1. | Законы взаимодействия и движения тел | 26 | 26 | 2 | 2 |
2. | Механические колебания и волны. Звук | 10 | 10 | 2 | 1 |
3. | Электромагнитное поле | 17 | 17 | 1 | 1 |
4. | Строение атома и атомного ядра | 11 | 11 | 2 | 1 |
6. | Резервное время | 6 | |||
7. | Итоговое повторение | 4 | 1 | ||
Итого | 70 | 68 | 7 | 6 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата | Наименование раздела и тем | Знания | Умения | Подготовка к ГИА | Примерное ДЗ | ||
план | факт | |||||||
1. ЗАКОНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ (26 часов) | ||||||||
1 | 03.09 | Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физики. Материальная точка. Система отсчета. | Материальная точка как модель тела. Система отсчета. Механическое движение, траектория, путь | Доказывать относительность покоя и движения, определять координаты материальной точки в заданной системе отсчета | (2) с.27 А1 | П.1 Упр.1 (1-3) | ||
2 | 06.09 | Перемещение. | Вектор перемещения. Отличие между величинами «путь» и «перемещение» | Выполнять действия над векторами, находить проекцию и модуль вектора | П.2 Упр.2 (1,2) | |||
3 | 10.09 | Определение координаты движущегося тела. Перемещение при равномерном прямолинейном движении. | Определение вектора скорости. Формула для нахождения проекции и модуля вектора перемещения. График проекции вектора скорости | Находить координаты по начальной точке и проекции вектора модуля перемещения | (1) с.66 №1 | П.3 П.4 Упр.4(1,2) Упр.3 (1-3) | ||
4 | 13.09 | Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. | Мгновенная скорость. Равноускоренное движение. Ускорение. Формулы для определения вектора скорости и его проекции | Определять ускорение тела при равноускоренном и равнозамедленном движении | (1) с.11 №2 | П.5 Упр.5 (1-3) | ||
5 | 17.09 | Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости. | Вид графиков зависимости проекции вектора скорости от времени при ПРУД для разных случаев взаимного расположения вектора скорости и ускорения | Строить графики зависимости проекции и модуля вектора скорости от времени, находить скорость тела в любой момент времени | (1) с.11 №4,5 | П.6 Упр.6 (1-3) | ||
6 | 20.09 | Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. | Вывод формулы перемещения геометрическим путем | Определять перемещение тела при ПРУД. Применять изученный теоретический материал для решения задач | (2) с.45 А1 (2) с.53 А1 | Пп.7,8 Упр.7 (1-3) Упр.8 (1,2) | ||
7 | 24.09 | Решение задач по теме «Прямолинейное равноускоренное движение» | Теоретический материал по изученной теме | Применять изученный теоретический материал для решения задач | Составить 3 задачи | |||
8 | 27.09 | Инструктаж по ТБ при выполнении лабораторных работ. Лабораторная работа №1 "Исследование равноускоренного движения без начальной скорости" | Лабораторная работа по инструкции | Определять ускорение движения тела и его мгновенную скорость | ||||
9 | 01.10 | Решение задач по теме «Основы кинематики» | Теоретический материал по изученной теме | Применять изученный теоретический материал для решения задач | ||||
10 | 04.10 | Контрольная работа №1 по теме «Основы кинематики» | Основные определения и формулы темы | Уметь применять полученные знания при решении задач | ||||
11 | 08.10 | Относительность движения. Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона. | Относительность перемещения и других характеристик движения. геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Закон инерции. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета | Объяснять причину смены дня и ночи на Земле, приводить примеры относительности движения. Применять закон инерции при решении качественных задач | (2) с.54 А6 (1) с.12 №7 | П.9 Упр.9 (1-4) П.10 Упр.10 | ||
12 | 11.10 | Второй закон Ньютона. | Второй закон Ньютона. Единица силы | Применять второй закон при решении качественных и расчетных задач | (2) с.62 А3 с. 76 В3 | П.11 Упр.11 (1,2) | ||
13 | 15.10 | Третий закон Ньютона. | Третий закон Ньютона. Силы, возникающие при взаимодействии тел имеют одну природу, приложены к разным телам | Применять третий закон при решении качественных и расчетных задач | (1) с.12 №9 | П.12 Упр.12 (2,3) | ||
14 | 18.10 | Решение задач по теме «Законы Ньютона» | Теоретический материал по изученной теме | Применять изученный теоретический материал для решения задач | ||||
15 | 22.10 | Свободное падение тел. | Ускорение свободного падения. Падении тел в воздухе и разреженном пространстве | Рассчитывать координату и скорость в любой момент времени для свободно падающего тела | П.13 Упр.13 (1,3) | |||
16 | 25.10 | Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость. | Уменьшение модуля вектора скорости при противоположном направлении векторов начальной скорости и ускорения свободного падения | Находить координату и скорость тела, брошенного вертикально вверх | (2) с.87 А3 | П.14 | ||
17 | 05.11 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 2 "Измерение ускорения свободного падения" | Лабораторная работа по инструкции | Измерять ускорение свободного падения тела | Пп.13,14 | |||
18 | 08.11 | Закон всемирного тяготения. | Закон всемирного тяготения и условия его применимости. Гравитационная постоянная | Рассчитывать силу всемирного тяготения, решать экспериментальные и качественные задачи | (1) с.12 №10 | П.15 Упр.15(3,4)Р.№171 | ||
19 | 12.11 | Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах. | Формула для определения ускорения свободного падения через гравитационную постоянную. Зависимость ускорения свободного падения от широты места и высоты над Землей | Рассчитывать ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах | П.16 Упр.16 (2) Р.№176 | |||
20 | 15.11 | Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. | Условие криволинейности движения. Направление скорости. Центростремительное ускорение. Центростремительная сила | Применять изученный теоретический материал для решения задач | (2) с. 73-74 А16 –а18 | П.18, 19 Упр.18 (1,2) | ||
21 | 19.11 | Искусственные спутники Земли. | Условия, при которых тело может стать искусственным спутником Земли. Первая космическая скорость | Рассчитывать первую космическую скорость | П.20 Упр.19 (1,2) | |||
22 | 22.11 | Импульс тела. Закон сохранения импульса. | Импульс. Единица импульса. Замкнутые системы. Закон сохранения импульса | Решать качественные и экспериментальные задачи с опорой на теоретический материал | (2) с.28 А3 | Пп.21 Упр.20 (1) | ||
23 | 26.11 | Реактивное движение. Ракеты | Сущность реактивного движения. Назначение, конструкция и принцип действия ракет. многоступенчатые ракеты | Решать качественные и экспериментальные задачи с опорой на теоретический материал | (2) с.78 А3 | П.22 Упр.21 (1) | ||
24 | 29.11 | Закон сохранения механической энергии | Физический смысл закона сохранения механической энергии | Решать задачи на закон сохранения энергии | П.23 Упр.22 №2,.3 | |||
25 | 03.12 | Решение задач. | Теоретический материал по изученной теме | Применять изученный материал для решения задач | (2) с.81 А16-А18 | карточки | ||
26 | 06.12 | Контрольная работа № 2 по теме «Основы динамики» | Основные определения и формулы темы | Уметь применять полученные знания при решении задач | ||||
2. МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. ЗВУК. (10 часов) | ||||||||
27 | 10.12 | Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. | Динамика горизонтальных колебаний пружинного маятника. Определения свободных колебаний, колебательных систем, маятника | Приводить примеры колебательного движения. Находить общие черты разнообразных колебаний | Пп.24, 25 Карточка | |||
28 | 13.12 | Величины, характеризующие колебательное движение. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины» | Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Зависимость периода и частоты от длины нити | Решать задачи на определение периода, частоты, амплитуды колебаний | (1) с.15 №22, 24 | П.26 Упр.24 (3,5) | ||
29 | 17.12 | Гармонические колебания. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4 "Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины» | Гармонические колебания. График гармонических колебаний Лабораторная работа по инструкции | Проводить измерения, делать вычисления, сравнивать результаты, формулировать вывод | (1) с.15 №23 | П.27 | ||
30 | 20.12 | Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие и вынужденные колебания. | Превращение механической энергии колебательной системы во внутреннюю. Затухающие колебания и их график. Вынуждающая сила. Частота вынужденных колебаний. | Приводить примеры затухающих и вынужденных колебаний | (1) с.13 №14 | Пп.28,29 Упр.25 (2) Упр.26 (1) П.30 * | ||
31 | 24.12 | Механические волны. Продольные и поперечные волны. | Механизм распространения упругих колебаний. Поперечные и продольные волны в твердых, жидких и газообразных средах | Решать качественные задачи | Пп.31, 32 | |||
32 | 27.12 | Длина волны. Скорость распространения волн. | Характеристики волн: скорость, длина волны, частота, период колебаний | Решать задачи на определение характеристик волн | П.33 Упр. 28 (1-3) | |||
33 | 14.01 | Источники звука. Звуковые колебания. | Источники звука – тела, колеблющиеся с частотой 20 Гц – 20 кГц | Решать задачи | (1) с.78 -80 №16-18 | П.34 Р.410, 439 | ||
34 | 17.01 | Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физики. Распространение звука. Скорость звука. | Зависимость высоты звука от частоты, а громкости звука – от амплитуды колебаний. Наличие среды - необходимое условие распространения звука | (1) с.78 -80 №16-18 | П.35, 36, 37 Упр.30 | |||
35 | 21.01 | Отражение звука. | Скорость звука в различных средах. Условия, при которых образуется эхо | Решать качественные и расчетные задачи | (1) с.78 -80 №16-18 | Пп. 38, 39 Упр.31 Упр. 32 | ||
36 | 24.01 | Контрольная работа № 3 по теме «Механические колебания и звуковые волны» | Основные определения и формулы темы | Уметь применять полученные знания при решении задач | ||||
3. ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ (17 часов) | ||||||||
37 | 28.01 | Магнитное поле. Неоднородное и однородное магнитное поле. | Существование магнитного поля вокруг проводника с током. Линии магнитного поля. Неоднородное и однородное магнитное поле | Рисовать картину линий магнитного поля постоянного полосового магнита и прямолинейного проводника с током | (1) с.23 №13 | Пп.42, 43 Упр.33 (2) Упр.34 (2) | ||
38 | 31.01 | Направление тока и направление линий его магнитного поля. | Связь направления линий магнитного поля с направлением тока в проводнике. Правило буравчика. правило правой руки для соленоида | Находить направление магнитных линий, пользуясь правилом буравчика и правилом правой руки | (1) с.24 №14 | П.44 Упр.35 (1,4-6) | ||
39 | 04.02 | Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки. | Действие магнитного поляна проводник с током и на движущуюся заряженную частицу. Правило левой руки | Определять направление тока в проводнике, силы, действующей на проводник со стороны магнитного поля по правилу левой руки | (1) с.24 №15 | П.45 Упр.36(4,5) Р. 829 (б,г,е,ж) | ||
40 | 07.02 | Индукция магнитного поля. Магнитный поток. | Индукция магнитного поля. Линии вектора магнитной индукции. Единица магнитной индукции. Зависимость магнитного потока, пронизывающего контур, от его площади и ориентации в магнитном поле и индукции магнитного поля | Решать качественные и расчетные задачи | (1) с.24 №16, №17 | П.46, 47 Р. 831 | ||
41 | 11.02 | Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца. | Опыты Фарадея. Причина возникновения индукционного тока. Правило Ленца. | Решать качественные и расчетные задачи | (1) с.24 №18 | П.48, 49 Р.903 Упр.39 (1,2) | ||
42 | 14.02 | Явление самоиндукции. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 5 «Изучение явления электромагнитной индукции» | Самоиндукция, индуктивность, ток самоиндукции Лабораторная работа по инструкции | Решать качественные и расчетные задачи | П.50 Упр.41 | |||
43 | 18.02 | Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор. | Устройство и принцип действия индукционного генератора переменного тока. | Чертить график зависимости силы тока от времени | П.51 Упр.42 (1,2) | |||
44 | 21.02 | Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. | Выводы Максвелла. Электромагнитное поле, его источники. Скорость, поперечность, длина, причина возникновения электромагнитных волн. Напряженность электрического поля. Шкала электромагнитных волн | Определять различия между вихревым электрическим и электростатическим полями. Находить характеристики электромагнитных волн | П.52, 53 Р. 981, 982 | |||
45 | 25.02 | Конденсатор | Заряд конденсатора, соединение конденсаторов в батарею, энергия электрического поля конденсатора | Определять емкость конденсатора, батареи конденсаторов. | (1) с.25 №19 | П.54, упр.45 №3-5 | ||
46 | 28.02 | Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний | Колебательный контур, свободные электромагнитные колебания в колебательном контуре | П.55 Упр. 46 | ||||
47 | 04.03 | Принципы радиосвязи и телевидения | Модуляция, детектирование, несущая частота. | Решать качественные и расчетные задачи | П.56 Упр. 47 | |||
48 | 07.03 | Электромагнитная природа света. | Решать задачи по теме | (1) с.25 №20 | П.58 | |||
49 | 11.03 | Преломление света. | Законы преломления света, относительный показатель преломления, абсолютный показатель преломления | Решать качественные и расчетные задачи | П.59 Упр. 48 | |||
50 | 14.03 | Дисперсия света. | Дисперсия света, цвета тел | Решать качественные задачи | П.60 Упр. 49 | |||
51 | 18.03 | Испускание и поглощение света атомами. Линейчатые спектры. | Квантовая механика, постулаты Н.Бора, основное и возбужденное состояния атома. | П.64 | ||||
52 | 21.03 | Решение задач по теме «Электромагнитные явления» | Решать качественные и расчетные задачи | Карточка | ||||
53 | 01.04 | Контрольная работа № 4 по теме «Электромагнитное поле» | Основные определения и формулы темы | Уметь применять полученные знания при решении задач | ||||
4. СТРОЕНИЕ АТОМА И АТОМНОГО ЯДРА (11 ЧАСОВ) | ||||||||
54 | 04.04 | Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. | Открытие радиоактивности Беккерелем. Альфа, бета и гамма частицы | (1) с.27 №1 | П.65 | |||
55 | 08.04 | Модели атомов. Опыт Резерфорда. | Модель атома Томсона. Опыты Резерфорда по рассеянию частиц. планетарная модель атома. | (1) с.27 №2 , (2) с. 56 А14 | П.66 | |||
56 | 11.04 | Радиоактивные превращения атомных ядер. | Превращение ядер при радиоактивном распаде на примере альфа-распада радия. Обозначение ядер химических элементов. Массовое и зарядовое число | Применять закон сохранения массового и зарядового числа при решении задач на радиоактивный распад | (1) с.28 №4 | П.67 Упр. 43 (1-3) | ||
57 | 15.04 | Экспериментальные методы исследования частиц. Открытие протона и нейтрона. Состав атомного ядра. | Назначение, устройство и принцип действия счетчика Гейгера и камеры Вильсона. Протонно-нейтронная модель ядра. | Решать задачи по теме | (1) с.28 №5 | Пп.68-71 Упр.53 | ||
58 | 18.04 | Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс. | Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл массового и зарядового числа Энергия связи. Дефект масс | Определять дефект массы, энергию связи, выделяется или поглощается энергия при ядерной реакции | (2) с.47 А14 | Пп.72, 73 | ||
59 | 22.04 | Деление ядер урана. Цепная реакция. Лабораторная работа №6 «Изучение деления ядра урана по фотографии треков» | Модель процесса деления ядра урана. Цепная ядерная реакция и условия ее протекания. Критическая масса. Лабораторная работа по инструкции | Применять закон сохранения импульса для объяснения движения ядер | (2) с.81 №81 | Пп.74, 75 | ||
60 | 25.04 | Ядерный реактор. Атомная энергетика. | Управляемая ядерная реакция. | Анализировать, сравнивать, делать выводы | Пп.76, 77 | |||
61 | 29.04 | Лабораторная работа №7 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям» | Лабораторная работа по инструкции | Объяснять характер движения заряженных частиц | ||||
62 | 02.05 | Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада | Поглощенная доза излучения. Способы защиты от радиации. | Анализировать, сравнивать, делать выводы | П.78 | |||
63 | 06.05 | Термоядерная реакция. Решение задач | Условия протекания и примеры термоядерных реакций. Выделение энергии | Приводить примеры термоядерных реакций. Решать качественные и расчетные задачи | П.79 | |||
64 | 09.05 | Контрольная работа № 5 по теме «Элементы квантовой физики» | Основные определения и формулы темы | Уметь применять полученные знания при решении задач | ||||
5. ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ. (4 часа) | ||||||||
65 | 13.05 | Повторение. Механика. Тест | Знать теоретический материал | Применять теоретический материал при решении задач | ||||
66 | 16.05 | Повторение. Электродинамика. Тест | Знать теоретический материал | Применять теоретический материал при решении задач | ||||
67 | 20.05 | Итоговая контрольная работа №6 | Знать теоретический материал | Применять теоретический материал при решении задач | ||||
68 | 23.05 | Итоговый урок | Знать теоретический материал | Применять теоретический материал при решении задач |
Содержание программы учебного предмета.
(70 часов)
1. Законы взаимодействия и движения тел (26часов)
Материальная точка. Система отсчета.
Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения.
Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение.
Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении.
Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.
Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона.
Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. [Искусственные спутники Земли.] Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Фронтальные лабораторные работы
- Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.
- Измерение ускорения свободного падения.
2. Механические колебания и волны. Звук. (10 часов)
Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний..
Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.
Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой).
Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Звуковой резонанс.
Фронтальные лабораторные работы
- Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины.
- Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.
3. Электромагнитное поле. (17 часов)
Однородное и неоднородное магнитное поле.
Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.
Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.
Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.
Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.
Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.
Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.
Фронтальные лабораторные работы
- Изучение явления электромагнитной индукции.
6. Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания.
4. Строение атома и атомного ядра. (11 часов)
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения.
Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.
Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.
Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.
Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.
Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.
Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.
Фронтальные лабораторные работы
- Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.
- Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.
- Измерение естественного радиационного фона дозиметром.
Резервное время. (6 часов)
Формы и средства контроля.
Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты.
Тексты контрольных работ соответствуют контрольным работам из сборника Гутник Е. М. Физика. 9 кл.: тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 9 класс» / Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Под ред. Е. М. Гутник. – М.: Дрофа, 2003.
Лабораторные работы
Лабораторная работа №1. «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».
Лабораторная работа №2 «Измерение ускорения свободного падения»
Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины»
Лабораторная работа №4 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины»
Лабораторная работа №5 «Изучение явления электромагнитной индукции»
Лабораторная работа №6 «Изучение деления ядра урана по фотографии треков»
Лабораторная работа №7 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»
Контрольные работы
Контрольная работа №1 «Основы кинематики»
Контрольная работа №2 «Основы динамики»
Контрольная работа №3 «Механические колебания и звуковые волны»
Контрольная работа №4 «Электромагнитное поле»
Контрольная работа №5 «Элементы квантовой физики»
Контрольная работа №6 «Итоговая контрольная работа»
Перечень учебно-методических средств обучения.
1) Основная литература:
- Гутник Е. М. Физика. 9 кл.: тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 9 класс» / Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Под ред. Е. М. Гутник. – М.: Дрофа, 2003. – 96 с. ил.
- Минькова Р. Д. Рабочая тетрадь по физике: 9 кл.: К учебнику А. В. Перышкина, Е. М. Гутник «Физика. 9 класс». – М.: Экзамен, 2006. – 127 с.
- Перышкин А. В. Физика. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 2006.
- Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл. / сост. В. А. Коровин, В. А. Орлов. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 334 с.
2) Дополнительная литература:
- Багатин А.С., Монастырский Л.М. Физика. 9 класс. Подготовка к итоговой аттестации. – Ростов-на-Дону: Легион, 2008.
- Важеновская Н.Е. и др. Физика. Тематические тренировочные задания.9 класс. - М.: Эксмо, 2009
- Громцева О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 9 класс: к учебнику А.В.Перышкина, Е.М.Гутник «Физика. 9 класс» – М.: Экзамен, 2010. – 159 с.
- Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Физика. Тесты. 7-9 классы.: Учебн.-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2000. – 96 с. ил.
- Кирик Л.А. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы - 9 класс. - М.: Илекса, 2010.-192 с.
- Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике 7-9кл. - М.: Просвещение, 2009. – 208 с.
- Перышкин А.В.Сборник задач по физике: 7-9 кл.: к учебникам А.В.Перышкина и др. «Физика. 7 класс», «Физика.8 класс», «Физика. 9 класс» - М.: Экзамен, 2012. – 269 с.
- Стандарты второго поколения. Физика. Естествознание. – М. Просвещение, 2009. -80 с.
- Чеботарева А.В. Тесты по физике: 8 класс: к учебнику А.В.Перышкина «Физика. 7 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений» - М.: Экзамен, 2011. – 191 с.
Мультимедийные средства обучения
- Физикон «Открытая физика» под редакцией С.М.Козела
- Живая школа. Живая физика – Институт новых технологий образования
- Интерактивная энциклопедия. От плуга до лазера 2.0
Интернет-ресурсы
- http://rostest.runnet.ru/cgi-bin/topic.cgi?topic=Physics - Федеральные тесты по механике. Тесты по кинематике, динамике и статике. Каждый тест состоит из 40 вопросов. Предусмотрены три режима работы с ними: ознакомление, самоконтроль и обучение.
- http://www.cacedu.unibel.by/partner/bspu/ - Активная физика: программное обеспечение для поддержки изучения школьного курса физики. Сведения о разработках и их предназначении: формирование основных понятий, умений и навыков решения простейших задач по физике и активного использования их в различных ситуациях. Представлено более 6000 вариантов заданий-ситуаций, которые можно использовать на уроке в виде небольших компьютерных фрагментов.
- http://archive.1september.ru/fiz/ - Газета “1 сентября”: материалы по физике. Подборка публикаций по преподаванию физики в школе. Архив с 1997 г.
- http://www.gomulina.orc.ru/ - Физика и астрономия: виртуальный методический кабинет. Виртуальный методический кабинет учителя физики и астрономии. Информационные материалы. Методика преподавания.
- http://www.edu.delfa.net/ - Учителю физики. Программы и учебники, документы, стандарты, требования к выпускнику школы, материалы к экзаменам, билеты выпускного экзамена, рекомендации по проведению экзаменов, материалы к уроку.
- http://physics.nad.ru/ - Анимации физических процессов. Трехмерные анимации и визуализации по физике, сопровождаются теоретическими объяснениями.
Приложение 1
оснащениЕ кабинета физики
для выполнения лабораторных работ
Темы лабораторных работ | Необходимый минимум (в расчете 1 комплект на 2 чел.) |
Исследование равноускоренного движения. | · Желоб лабораторный -1 · Шарик диаметром 1-2 см -1 · Цилиндр металлический -1 · Метроном (1 на весь класс) · Лента измерительная -1 |
Измерение ускорения свободного падения. | · Прибор для изучения движения тел -1 · Полоски миллиметровой и копировальной бумаги – 1 · Штатив с муфтой и лапкой –1 |
Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины | · набор пружин с разной жесткостью · набор грузов массой 100 г- 1 · секундомер - 1 |
Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины. | · Штатив с муфтой и лапкой -1 · Шарик с прикрепленной нитью - 1 · Метроном (один на весь класс) -1 |
Изучение явления электромагнитной индукции. | · Миллиамперметр -1 · Катушка-моток -1 · Магнит дугообразный -1 · Источник питания (4,5 В) -1 · Катушка с железным сердечником -1 · Реостат -1 · Ключ -1 · Соединительные провода -1 · Модель генератора электрического тока (1 на весь класс) |
Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания. | · Генератор «Спектр»-1 · Спектральные трубки с водородом, криптоном, неоном · Источник питания · Соединительные провода · Стеклянная пластинка со скошенными гранями · Лампа с вертикальной нитью накала · Призма прямого зрения. |
Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков. | · Фотография треков заряженных частиц – 1 |
Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям. | · Фотографии треков заряженных частиц –1 |
Измерение естественного радиационного фона дозиметром. | · Дозиметр бытовой, инструкция по его использованию |
Приложение 2
Перечень лабораторного оборудования
1 | Щит для электроснабжения лабораторных столов напряжением 36 42 В | + | Один комплект на кабинет физики. Входит в КЭФ. |
2 | Столы лабораторные электрифицированные (36 42 В) | + | При отсутствии электроснабжения лабораторных столов вместо источников (4) используются батарейные источники питания, но при этом нет возможности организовывать лабораторные работы по переменному току. В настоящее время разработаны специализированные лабораторные столы для кабинетов, позволяющие хранить в них фронтальное оборудование. |
3 | Лотки для хранения оборудования | + | |
4 | Источники постоянного и переменного тока (4 В, 2 А) | + | |
5 | Батарейный источник питания | + | |
6 | Весы учебные с гирями | + | |
7 | Секундомеры | + | |
8 | Термометры | + | |
9 | Штативы | + | |
10 | Цилиндры измерительные (мензурки) | + | |
11.1 | Наборы по механике | + | При формировании системы фронтального оборудования на основе наборов необходимо учитывать, что некоторые из них требуют докомплектации весами учебными с гирями (6), источниками (4), необходимыми при проведении экспериментальных исследований переменного тока, и электроизмерительными приборами (28), (29). |
11.2 | Наборы по молекулярной физике и термодинамике | + | |
11.3 | Наборы по электричеству | + | |
11.4 | Наборы по оптике | + |
Отдельные приборы и дополнительное оборудование
Механика | |||
12 | Динамометры лабораторные 1 Н, 4 Н (5 Н) | + | Необходимо к распространенным в школах динамометрам с пределом измерения 4 Н (5 Н) приобретать освоенные к серийному производству динамометры с пределом измерения 1 Н, что позволит повысить достоверность измерений при исследовании выталкивающей силы, силы трения, движения тела по окружности. При исследованиях прямолинейного движения в основной школе и на базовом уровне старшей школы можно использовать желоб 14 и секундомер 7, на профильном и углубленном уровнях эффективнее прибор 19. |
13 | Желоба дугообразные (А, Б) | +А | |
14 | Желоба прямые | + | |
15 | Набор грузов по механике | + | |
16 | Наборы пружин с различной жесткостью | + | |
17 | Набор тел равного объема и равной массы | + | |
20 | Рычаг-линейка | + | |
21 | Трибометры лабораторные | + | |
22 | Набор по изучению преобразования энергии, работы и мощности | + | |
Молекулярная физика и термодинамика | |||
23 | Калориметры | + | При исследовании изотермического процесса в основной школе и на базовом уровне старшей школы (поз. 25) более доступна технология, основанная на прямом измерении избыточного давления манометром (модификация А). Модификация Б, в которой избыточное давление создается столбом воды, целесообразна для профильного |
24 | Наборы тел по калориметрии | + | |
26 | Набор веществ для исследования плавления и отвердевания | + | |
27 | Набор полосовой резины | + | |
28 | Нагреватели электрические | + | |
Электродинамика | |||
29 | Амперметры лабораторные с пределом измерения 2А для измерения в цепях постоянного тока | + | Для повышения практической направленности лабораторных работ по электродинамике полезно использовать цифровой мультиметр (37). Пределы измерений мультиметра по току и напряжению должны быть согласованы с (29) и (30). |
30 | Вольтметры лабораторные с пределом измерения 6В для измерения в | + | |
31 | Катушка – моток | + | |
32 | Ключи замыкания тока | + | |
33 | Компасы | + | При исследовании зависимости тока от напряжения мультиметр используется с амперметром (29) в качестве вольтметра и с вольтметром (30) в качестве амперметра. |
34 | Комплекты проводов соединительных | + | |
35 | Набор прямых и дугообразных магнитов | + | |
36 | Миллиамперметры | + | |
37 | Мультиметры цифровые | + | |
38 | Набор по электролизу | + | |
39 | Наборы резисторов проволочные | + | |
40 | Потенциометр | + | |
42 | Радиоконструктор для сборки радиоприемников | + | |
43 | Реостаты ползунковые | + | |
44 | Проволока высокоомная на колодке для измерения удельного сопротивления | + | |
45 | Электроосветители с колпачками | + | |
46 | Электромагниты разборные с деталями | + | |
47 | Действующая модель двигателя-генератора | + | |
48 | Набор по изучению возобновляемых источников энергии | + | |
Оптика и квантовая физика | |||
49 | Экраны со щелью | + | Использование прибора (52) основано на наблюдении мнимого изображения спектра, что в значительной степени усложняет понимание сущности метода. Поэтому целесообразно перейти к методу, основанному на получении действительного изображения дифракционного спектра на экране. При наблюдении спектров в основной школе возможно использование источника (54). |
50 | Плоское зеркало | + | |
51 | Комплект линз | + | |
54 | Источник света с линейчатым спектром | + | |
56 | Спектроскоп лабораторный | + | |
57 | Комплект фотографий треков заряженных частиц (Н) | + | |
58 | Дозиметр | + |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике, 7 класс по учебнику автора А. В . Перышкина.
Предлагаю рабочую программу к учебнику "Физика-7", автор А. В. Перышкин....
Рабочая программа по физике 9 класс
Рабочая программа по физике 9 класс .Учебник А.В. Перышкин,Е.М.Гутник 2 часа в неделю. Календарно-тематическое планирование составлено на основе стандарта РФ основного общего...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ 11 КЛАСС ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (Авторская программа Г. Я. Мякишева) 5 часов в неделю.
Примерная программа среднего (полного) общего образования: «Физика» 10-11 классы (профильный уровень) (Физика.Астрономия.7-11 классы./сост. В.А.Коровин,В.А.Орлов.-М.:Дрофа,2008) и авторской программы ...
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ 10 КЛАСС ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (Авторская программа Г. Я. Мякишева) 5 часов в неделю.
Тематическое планирование для 10 класса...
Рабочая программа по физике 7 класс, 8 класс, 9 класс.
Рабочие программы по физике по учебникам Пёрышкин и Гутник: 1. Пояснительная записка, 2. Требования к уровню подготовки учащихся, 3.Содержание учебног курса, 4.Календарно-тематическое планирован...