«ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ»
статья по физике по теме

титова-Ивакина Елена Васильевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx14.9 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация проектной и исследовательской деятельности при  обучении физике»

Ивакина Елена Васильевна

МБОУ СОШ №3 г. Усмани

 Липецкой области

             Важнейшее место в  современной школе должны занимать общеучебные  умения  исследовательского, аналитического  характера, умения работать с информационными ресурсами. Следовательно,  формирование исследователь-ских умений школьников, формирование  у  учащихся активного восприятия темы с получением полного представления о деятельности исследования на различных этапах его экспериментальной работы стало основной целью моей работы при обучении физике. Деятельность без знания или без инструментария, позво-ляющего добывать или создавать знания, невозможна и бессмысленна, зна-ния должны быть фундаментальными. Поэтому главное для развития современ-ного школьника – это проектно- исследовательская деятельность.   Учащийся должен провести эксперимент, выполнить необходимые наблюдения и измере-ния, зафиксировать их, оценить точность измерений, проанализировать получен-ные результаты,  сформулировать выводы. Осмыслив итоги эксперимента с точки зрения достижения цели исследования, наметить направления последующего исследовательского поиска. Эксперимент, в данном случае, служит толчком для создания новых технологий обучения, например, метода проблемного подхода к изучению нового материала. Так, например, при рассмотрении темы « Инерция » в 7 классе вместо демонстрации опыта  учителем, я предлагаю учащимся проде-лать самим эксперимент с машинками и песком и таким образом дети сами откры-вают  явление инерции.  При рассмотрении темы « Испарение и конденсация» в 8 классе, учащиеся, проделывая фронтальные экспериментальные  задания, опре-деляли от чего зависит скорость испарения жидкости. В данном случае каждый ученик становится « учёным – экспериментатором»Исследуя ту или иную зависи-мость, он самостоятельно приобретает знания, делает выводы. После изучения крупных блоков, тем, провожу зачёт, при этом подбираю практические задания разного уровня, чтобы создать ситуацию успеха. Это дает возможность сформу-лировать у учащихся активное восприятие темы и получить полное представление о деятельности исследователя на различных этапах его экспериментальной работы. Формы организации учебных занятий, направленных на развитие у ребят самостоятельного экспериментирования, весьма разнообразны:                                              

- творческий лабораторный практикум,                                                                                        

- творческие экспериментальные задания,                                                                                                    

- домашние экспериментальные задания,                                                                                            

- индивидуальное учебное исследование,                                                                                    

- практикум по моделированию физического эксперимента,                                                      

- моделирование и конструирование  измерительных физических приборов.                                                                 Эти формы организации учебных занятий реализуются через проблемно-поисковый, экспериментально-исследовательский и исследовательские методы обучения.    Проблемно-поисковый метод к обучению – это такой метод, при котором ученик в процессе учебы поставлен в условия необходимости совершить субъективное открытие факта, закона, явления, закономерности или освоить новый способ познания, т.е. механизм приобретения новых знаний о реальной действительности. А характерной чертой исследовательского подхода к обучению является реализация идеи « обучение через открытие».  Предметом ученического исследования является        « переоткрытие» уже открытого в науке. Вместе с тем для ученика выполнение исследовательского  задания является познанием ещё неопознанного. Можно выделить следующие структурные элементы исследовательской деятельности учащихся: накопление фактов, выдвижение гипотезы, постановка эксперимента, создание теории.       Выделение именно этих основных моментов при организации исследовательской деятельности учащихся связано с особенностями творческого процесса. Процесс научного творчества является циклическим, состоящим из звеньев: исходные факты → гипотеза → следствия → эксперимент → исходные факты. В современных условиях обучения представляется возможным осуществить изучение некоторых тем, используя не только логику и язык науки, но и её исследовательский момент. Именно знакомство учащихся с методами исследования природы является одной из основных задач учителя физики.  Задания исследовательского характера вызывают  усиленный интерес. В рамках этого подхода ученик должен сам открыть закон, закономерность, способ решения задачи, неизвестные ему раньше.  При этом он может опираться на свои  познания. Я стараюсь актуализировать выполнение учениками физических опытов дома. При этом я избегаю однообразия существующих форм домашних заданий и эффективно стимулирую освоение экспериментального метода исследования каждым школьником. 

В старших классах я привлекаю учащихся к подготовке демонстрационных опытов, которые выполняют функции лаборантов, т. е. они с удовольствием помогают мне при подготовке лабораторных работ, даже некоторые самостоятельно разрабатывают варианты опытов, конструируют соответствующие установки, выступают перед классом с показом опытов и их объяснением. Подобная работа благотворно влияет и на остальных учащихся класса. У многих детей появляется желание стать  лаборантом. Использование подобных заданий не только помогает совершенствовать экспериментальные умения и навыки учащихся, но и развивает их фантазию, творческое воображение, а также повышает интерес к физике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Организация проектной и исследовательской деятельности в школе"

Презентация  об организации проектной и исследовательской деятельности в школе....

Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся на уроках экологии.

Презентация об организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся на уроках биологии и  экологии....

Организация проектной и исследовательской деятельности педагогов и обучающихся

Работа пад учебным проектом или исследование позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной...

Создание системы организации проектной и исследовательской деятельности учащихся МБОУ БГЛ №2 имени М. В. Ломоносова.

Проектно-исследовательская деятельность является одной из технологий формирования базовых компетентностей современного человека (информационной. коммуникативной, самоорганизации и самообразования). Он...

Статья организация проектной и исследовательской деятельности во внеурочное время

приобщение обучающихся к исследовательской деятельности...

Презентация к педсовету "Организация проектной и исследовательской деятельности"

Презентация для педагогического совета по теме "Организация проектной и исследовательской деятельности" на уроках в старших классах. В презентации отражаются передовые методы и технологии...

Методические рекомендации "Организация проектной и исследовательской деятельности в объединениях естественнонаучного направления деятельности"

Данная разработка предназначена для педагогов дополнительного образования, работающих в кружках естественнонаучного направления деятельности...