Урок обобщения и систематизации по теме «Виды механического движения»
план-конспект урока по физике (10 класс) по теме
Образовательные:
создать условия усвоения ЗУН учащимися:
при обобщении изученного материала темы через построение структурно-логических схем;
при сравнении видов механических движений, используя обобщающие таблицы;
при применении знаний и умений для решения тестов, графиков, задач на совместное движение тел.
Развивающие:
Продолжить работу над развитием логического мышления, умений: анализировать, сравнивать, классифицировать материал темы.
Воспитательные:
Воспитание у учащихся диалектико-материалистического мышления, самостоятельности при выполнении заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vidy_mekhanicheskogo_dvizheniya.doc | 175 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ-СОШ№16
Урок обобщения и систематизации
по теме
«Виды механического движения»
Учитель:
Михайлова Т.В.
г.Белгород
Цели урока:
Образовательные:
создать условия усвоения ЗУН учащимися:
при обобщении изученного материала темы через построение структурно-логических схем;
при сравнении видов механических движений, используя обобщающие таблицы;
при применении знаний и умений для решения тестов, графиков, задач на совместное движение тел.
Развивающие:
Продолжить работу над развитием логического мышления, умений: анализировать, сравнивать, классифицировать материал темы.
Воспитательные:
Воспитание у учащихся диалектико-материалистического мышления, самостоятельности при выполнении заданий.
План урока:
- Обобщение теоретического материала.
- Решение теста.
- Чтение графика.
- Самостоятельная работа.
Ход урока.
- Оргмомент.
-Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня у нас необычный урок, у нас присутствуют гости.
2.Фронтальная беседа.
-Скажите, над какой темой мы работали?
-Кинематика.
-Правильно. Дети, мы заканчиваем изучение темы «Кинематика», сегодня у нас последний урок по этой теме. Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
-Повторять изученный материал.
-Ребята, сегодня на уроке мы не только повторим, но и обобщим изученный материал, строя структурно-логические схемы и обобщающие таблицы.
Продолжим работу над развитием логического мышления, умением анализировать, сравнивать, применять знания при решении теста и задач.
Также продолжим работу над воспитанием самостоятельности, которая пригодится в жизни каждому из вас.
Итак, тема «Кинематика» очень важная, она является одной из основных тем курса физики. Знания, полученные вами при изучении этой темы, пригодятся вам в дальнейшем при изучении темы «Динамика», для создания механической картины мира, и для поступления в технические вузы. Поэтому эту тему нужно усвоить хорошо.
-Итак, ребята, в основе этой темы лежит механическое движение.
-Что называют механическим движением?
-Механическим движением называют изменение положения тела в пространстве относительно других тел с течением времениКакая наука изучает механическое движение7
-Механика.
-Какие разделы включены в механику?
Кинематика и динамика.(С.Л.С.№1).
-В чем особенности этих наук?
-Кинематика изучает механическое движение без анализа причин, а динамика с учетом анализа причин движения.
-Какими величинами характеризуется механическое движение?
-а,v, S, r, x.
-Ребята, давайте вместе с вами проведем систематизацию движения по двум параметрам: по траектории и ускорению.
-Какими бывают траектории механического движения?
-Прямолинейными и криволинейными.
-По ускорению?
-ПО ускорению механическое движение можно разделить на три группы:
- если а=о, равномерное движение,
- а=const, равнопеременное движение,
- если а переменное, неравнопеременное движение.
–Давайте рассмотрим равнопеременное движение. По траектории движения оно может быть и прямолинейным и криволинейным.
-Какие движения относятся к прямолинейным ?
-Равноускоренное, если а > 0 .
-Равнозамедленное, если а < 0 .
-Какое движение относится к криволинейному?
-Равномерное движение по окружности V-const, a-const.
-Движение тел, брошенных горизонтально или под углом к горизонту, а =g.
- Ребята, к неравно переменному движению относятся колебательное движение, с которым вы познакомились еще в 9 классе, а более глубоко будете изучать в 11 классе. (С.Л.С.№2).
- Вы хорошо поработали. А теперь, ребята, давайте заполним таблицу, дав характеристику основных видов движения.
- Итак, дайте характеристику прямолинейного движения?
- Прямолинейное равноускоренное движение? (С.Л.С.№3).
- Равномерное движение по окружности? (С.Л.С. №4).
- В чем состоят особенности движения тела, брошенного под углом к горизонту?
- Движение под углом к горизонту является сложным движением, которое можно разложить на два независимых движения:
- прямолинейное равномерное, происходящее в горизонтальном направлении, с начальной скоростью v0x=v0x cosα .
- свободное падение с начальной скоростью v0y=v0y sinα.. где α угол между V и OX
и соответсвенно, описываются уравнениями равномерного и равноускоренного движения.
А теперь, ребята, мы переходим с вами к решению тестовых заданий, Они находятся у вас на столах, возьмите их. Тесты трехуровневой сложности. Из предложенных ответов вы должны выбрать правильный. На выполнение и проверку этого задания вам дается 10 минут. Приступайте (приложение №1).
Время закончилось. Поменяйтесь тестами. Сейчас мы с вами проведем взаимопроверку. На экране даны правильные ответы. Проверьте правильность выполнения тестов. Посчитайте число правильных ответов. У вас на листах даны критерии оценки теста, посчитайте сколько баллов набрал ваш товарищ, и запишите.
Дежурные соберите тесты и положите на мой стол.
А сейчас переходим к третьему этапу урока. На экране даны графики зависимости величины от времени (приложение №2).
- Нужно прочитать график, т.е. определить вид движения, v0,a, s.
Молодцы! Очень хорошо.
А теперь возьмите карточки и приступаем к самостоятельной работе. В ваших карточках даны задачи на определение x, t совместного движения тел. Задание выполняете в рабочей тетради в течение 10 минут. Приступайте.
Дежурные соберите тетради.
Итак, ребята подведем итог урока. На уроке все работали хорошо, но особенно отличились. Общую оценку за урок вы узнаете после проверки самостоятельной работы. Запишите домашнее задание. Построить обобщающие таблицы: 1 вариант: движение тела под углом к горизонту.
2 вариант: вращательное движение твердого тела.
А теперь, дети, расскажите нам о своем впечатлении об уроке.
Урок закончен. Досвидания.
Самостоятельная работа
Вариант №1
Автомобиль и велосипедист движутся навстречу друг другу, со скоростями соответственно 20 м/с и 5 м/с. Расстояние между ними в начальный момент времени равно 250 метров. Написать уравнение x=x(t).
Положение автомобиля при t=0 совпадает с началом отсчета. Определить место и время их встречи.
Вариант №2
Из двух точек, расстояние между которыми 6,9 метров, одновременно и в одном направлении начали движение два тела. Первое движется из состояния покоя с ускорением 0,2 м/с2. Второе тело движется вслед за ним с начальной скоростью 2м/с и ускорением 0,4 м/с2. Написать уравнение x=x(t) в системе отсчета, в которой при t=0 x1=6,9м; x2=0м
Найти место и время встречи тел.
Вариант № 3
Тела начинают свободно падать с высоты 45 м, В тот же момент из точки, расположенной на высоте 24м, бросают другое тело вертикально вверх. Оба тела падают на Землю одновременно. Найдите начальную скорость второго тела.
Тест по теме «Основы кинематики».
Вариант № 1
- Какая единица времени принята основной в международной системе?
А) 1с б) 2мин в) 1час г) 1 сутки д) 1год
2. Какие из перечисленных величин векторные?
1. скорость
2. ускорение
3. путь
А) Только 1 б) Только 2 в) Только 3 г) 1и 2 д) 1и3 е) 1, 2и 3.
3. В какой из двух задач можно считать шар материальной точкой?
1) Измерить время свободного падения шара радиусом 1 см с высоты 100м.
2) Рассчитать архимедову силу, действующую на этот шар, погруженный в воду.
А) только в первой задаче
Б) только во второй задаче
В) в обеих задачах
Г) нив первой, ни во второй задачах.
4. Автобус вышел на маршрут утром, а вечером возвратился обратно. Показания его счетчика увеличились за это время на 500км. Определите путь L, пройденный автобусом и модуль его перемещения S.
А) L= S=500км б) L =S=0 в) L =500км S=0 г) L=0 S =500км
д) L=500км S=250км.
5. По графику, предоставленному на рисунке 1, определите скорость движения велосипедиста через 3 с после начала движения.
А)3м/с; б) 9м/с; в) 0м/с; г)27м/с; д)среди ответов а-г нет правильных.
6.Какая из приведенных ниже формул соответствуют записи определения скорости?
а)v=S/t
б) v=v+at
в)v= aR
г)v=2aR
д) Все формулы, приведенные в ответах а-г.
- При равноускоренном движении автомобиля в течение 5с его скорость увеличилась от10до 15м/с. Чему равен модуль ускорения автомобиля?
А) 1м/с 2
Б)2м/с 2
В) 3м/с 2
Г) 5м/с 2
Д) 25м/с2.
8.При отходе от станции ускорение поезда состовляет1м/с2. Какой путь проходит поезд при движении с таким ускорением за 10 с?
А) 5м; б)10м; в) 50м; г) 100м; 200м.
9. При повороте трамвайный вагон движется с постоянной скоростью5м/с. Определите центростремительное ускорение трамвая, если радиус закругления равен 50м?
А)0,1м/с2; б) 0,5м/с2; в) 10м/с2; г) 250м/с2 д) 500м/с2.
10. В трубку, из которой откачан воздух, помещены дробинка, пробка и птичье перо. Какое из этих тел будет падать с наибольшим ускорением, если перевернуть трубку?
А) дробинка; б) пробка; в) птичье перо; г) все тела будут падать с одинаковым ускорением; д) ускорение всех тел равно нулю.
Задание.
По графику определить:
1. X0
2. Координату тела через 5с.
3. v0.
4. Записать уравнения движения.
5. Найти время и координату места встречи тел.
Тест по теме «Основы кинематики»
Вариант №2
1. Вертолет поднимается равномерно вверх. Какова траектория движения точки на конце лопасти винта вертолета в системе отсчета, связанной с корпусом вертолета.
А) точка; б) прямая; в) окружность; г) винтовая линия; д) среди ответов а-г нет правильных.
2. Тело движется по окружности против часовой стрелки (рис.1)Какое направление имеет вектор скорости в точке N?
а)1; б)2; в) 3; г) 4; д) среди ответов нет правильных.
3. По графику зависимости модуля скорости от времени (рис.2), определите ускорение прямолинейного движения тела в момент времени 2с.
А)18м/с; б) 3м/с; в) 4,5 м/с; г) 0,33м/с; д) среди ответов нет правильных.
4. Тело движется по окружности с постоянной по модулю скоростью. Как изменится центростремительное ускорение тела при увеличении скорости в 2 раза, если радиус окружности остается неизменным?
А) увеличится в 2 раза; б) уменьшится в 2раза; в) не изменится; г) уменьшится в 4раза; д) увеличится в 4 раза.
5. На рисунке 3 представлены графики зависимости модулей скорости от времени для трех тел, движущихся прямолинейно. Какой из графиков соответствует равноускоренному движению, при котором вектора ускорения совпадают с направлением вектора скорости.
А) 1; б) 2; в) 3; г) все графики; д) ни один из графиков.
6.Пловец плывет по течению реки. Определите скорость пловца относительно берега реки, если его скорость относительно воды равна 1,5 м/с, а скорость течения реки 0,5м/с.
А) 0,5м/с; б) 1м/с; в) 1,5м/с; г)2м/с; д) среди ответов а-г нет правильного.
7. Чему равно отношение путей, пройденных телом за 1с и за 2 с после начала свободного падения?
А) 1:1; б) 1:2; в) 1:3; г) 1:4; д) среди ответов а-г нет правильных.
- Находящемуся на горизонтальной плоскости стола бруску сообщили скорость движения 5м/с. Под действием силы трения брусок движется с ускорением равным по модулю 1м/с2. Определите путь пройденный бруском за 6 с.
А) 12м; б) 12Б5м; в) 30м; г) 6м; д) среди ответов а-г нет правильных.
- Уравнение координаты прямолинейно движущегося автомобиля X=5+2t-t2. Определите модуль ускорения движения автомобиля?
А) 5м/с2; б) -2м/с2; в) 1м/с2; г) 2м/с2; д) 7м/с2.
- Выберите наиболее правильное продолжение: при криволинейном движении может не меняться….
А) … модуль скорости и направление ускорения;
Б)… направление скорости;
В)… как модуль скорости так и направление скорости;
Г) … направление ускорения;
Д)… только модуль скорости.
Тест по теме «Основы кинематики»
Вариант №3.
- Даны два вектора а и в (рис.1). Какой из векторов на рис.2 , является суммой этих векторов?
А) только с; б) только d; в) только е; г) только f ; д) вектора е и f ;
е) вектора с и d .
- Футболист пробежал по футбольному полю на север 40м, затем на восток10м, потом 10м на юг, затем 30м на запад. Каков модуль полного перемещения футболиста?
А) 90м; б) 50м; в) 10*131/2м; г) 10*271/2м; д) 0м.
3.По графику зависимости скорости тела от времени (рис.3) определить путь, пройденный за 3 с?
А)22,5м; б) 45м; в)7,5м; г) 15м; д) 0 м.
4. Мяч брошен вертикально вверх со скоростью 20м/с. На какое расстояние от поверхности земли он удалится за 2с?
А) 60м; б) 40м; в) 20м; г) 10м; д) 0м.
5. Тело движется равномерно по окружности. Как изменится его центростремительное ускорение при увеличении скорости равномерного движения в 2 раза, уменьшении радиуса окружности в 4раза.
6.По уравнению движения мотоцикла X= 40+4t+3t2 определите уравнение движения мотоцикла.
А) 6м/с2; б) 4м/с2; в) 3м/с2; г) 40м/с2; д)0м/с2.
7. Конец лопасти пропеллера прямолинейно летящего самолета описывает окружность в системе отсчета, связанной с самим самолетом. Какую траекторию описывает конец лопасти относительно неподвижного наблюдателя на Земле?
а) круг; б) прямую линию; в) винтовую линию; г) параболу;
д) Среди ответов (а-г) нет правильных.
8. Плот равномерно плывет по реке со скоростью 3км/ч. Сплавщик движется поперек плота со скоростью 4км/ч. Какова скорость сплавщика в системе отсчета, связанной с берегом?
А) 3км/ч; б) 4км/ч; в) 1км/ч; г) 7км/ч; д) 5км/ч.
9. Девочка начинает скатываться на санках с горки, длина которой L. Ускорение её движения постоянно и равно а. По какой формуле можно рассчитать скорость санок в конце горки?
А) v=at; б) v=at/2; в) v=v0+at2/2; г) v=(2al)1/2; д) v=l *t.
10. На рисунке 4 представлен график зависимости скорости тела от времени. За какой из 4 интервалов времени тело прошло максимальный путь?
А)0-2с; б) 2-5с; в) 5-6с; г) 6-7с.
Структурно-логическая схема№4.
Структурно-логическая схема №3
Структурно-логическая схема№1.
Структурно-логическая схема №2
Классификация механических движений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по физике в 7 классе "Механическое движение. Плотность вещества" Титаренко Ольги Сергеевны
Данный материал будет очень интересен детям, так как содержит очень много наглядного материала, что способствует лучшему запоминанию. Урок сопровождается красочной презентацией, по которой ребята рабо...
конспект урока по физике в 7 классе "Механическое движение"
Механическое движение...
Самоконтроль и взаимоконтроль на уроке физики "Решение задач по теме "Механическое движение"
Урок проводится в 7 классе.Цели данного урока:Образовательные: повторить основные понятия, формулы равномерного движения, закрепить навыки решения задач на формулы скорости, пути, времени при равномер...
Конспект урока с презентацией на тему "Виды словочосетаний". 5 класс. Урок составлен по учебнику "Русский язык" В.В. Львова, С.И. Львовой, 5 класс, в 3-х частях.
Конспект урока с презентацией на тему " Виды словочосетаний". 5 класс. Урок составлен по учебнику Львова, Львовой, 5 класс, в 3-х частях.Данный конспект составлен в виде технологической карты, к нему ...
Урок внеклассного чтения на тему: «Виды камней Тувы» (интегрированный урок можно провести после чтения и обсуждения рассказа А.Куприна «Гранатовый браслет» в 11 классе)
Рисунок на скале, в какие временаНанёс своим резцом тебя арат иль воин?Какие времена, какие семенаНесёшь ты в наши дни, бесстрастен и спокоен?.. Рисунок на скале, в моём воспрянув сне,Явили снова...
Методическая разработка урока в 7 классе по теме "Механическое движение"
Тип урока: повторительно-обобщающий урок по теме.Цель: повторение и приведение знаний в систему, углубление решением задач....
Урок исследования ключевой ситуации по теме "Механическое движение"
Подготовка учащихся к ЕГЭ по физике....