В 11 классе после того как изучена тема «Оптика» я часто провожу экскурсию на водоём.
план-конспект урока по физике (11 класс) по теме

Мокроусова Елена Николаевна

Version:1.0 StartHTML:0000000167 EndHTML:0000001222 StartFragment:0000000501 EndFragment:0000001206

Повторить основные сведения о световых явле-

ниях, ознакомить учащихся с примерами их про-

явления в природе.Связать увиденные явления

с экологическим состоянием водоёма.

Связь физики с экологией

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-ekskursiya.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

     Урок разработан Мокроусовой.Е.Н.

     МБОУСОШ №3 с.Безопасное  Труновского района

     Ставропольского края.

     В 11 классе после того как изучена тема «Оптика» я часто провожу         экскурсию на водоём.

 Тема урока(экскурсии):  Световые явления в природе.

 Цели:Повторить основные сведения о световых   явле-

           ниях, ознакомить учащихся с примерами их про-

           явления в природе.Связать увиденные явления

           с экологическим состоянием водоёма.

 Ход урока.

 Все наблюдаемые явления должны быть занесены в таблицу,          подготовленную заранее.

 Явление

Объект

наблюдения

Наблюдаемая картина

Объяснение

наблюдаемого  явления

Отражение

света

Пейзаж и его

отражение в воде(наблюдайте отражение пейзажа под разными углами, на разном расстоянии от берега)

Поверхность воды покрыта рябью.

Рябь на воде.

Стебелёк, высовывающий-

ся из воды.

Отражение пейзажа отличается от реального

тем, что он перевёрнут

«вверх ногами» и имеет смещённую перспективу.

На ней появляются солнечные и лунные дорожки.

Видны ритмически вспыхивающие и гаснущие искры света.

Стебелёк   окружён пятном света.

Спокойная поверхностьводы отражает,как плоское зеркало.

Каждая волна на воде даёт своё изображение источника света: их совокупность образует   «дорожку» из

 изображений

источника.

Поверхность воды представ-

ляет собой своего рода движущиеся

вогнутые и вы-

пуклые зеркала.

Благодаря смачи-

ванию вода под-

нимается вокруг

основания стебля; обазуется

вогнутая поверхность фо-

кусирующая свет.

Преломление света.

Дно водоёма.

Полосы света на дне водоёма.

Водомерка на воде.

Листья на воде.

Предметы под водой, на поверхности которой рябь.

Дно видно только у берега.

Полосы света на дне мелкого

водоёма движутся.

На дне 6 тёмных пятнышек со

светлым орео-

лом вокруг них.

Их тени на дне имеют изрезан-

ные края.

Они покачиваются.

При большом уг-

ле падения лучей отраженный свет

преобладает над

прошедшим в

лгубь воды и,

следовательно,

вышедшим из

глубины.

Гребни волн служат линзами

и собирают лучи

света в виде полос, которые

движутся вместе

с волнами.

Водомерка удерживается на воде силами по-

верхностного натяжения; каждая её лапка

образует на поверхности воды крошечное

углубление, кото-

рое действует, как   рассеивающая

линза.

Лист по краям скручен и в этих местах вода, сма-

чивает лист,под-

нимается, образуя ряд маленьких «при-

зм», преломляю-

щих лучи и даю-

щих пучки света

в направлении

тени на дне.

Это обусловленно преломление света.

Интерференция

Пятна масла на воде.

Пятна масла при ветре.

Радужные пятна.

Цвета распологаются

параллельными

полосами.

Происходит интерференция в тонких плёнках.

Под действием ветра слой масла

утолщается в направлении берега и возни-

кает  «клин»,ког-

да интерференционная картина представляет со-

бой ряд параллельных

его ребру цвет-

ных полос.

Цвета тел.

Вода.

Сухие и влажные

предметы.

Цвет поверхности

воды.

а)при спокой-

ствии примерно

таков,каков цвет неба или берегов.

б)при ряби представляет со

бой перемешан-

ные цвета неба и берегов.

в)на мелководье

примерно такой, как цвет

дна.

г)иногда определяется освещением как

бы из нутри

Цвета влажных предметов по сравнению с сухими становятся более насыщенными.

Цвет воды в водоёме определяется:

1.отражением света от её поверхности

2.отражением све -та от дна водо-

ёма

3.рассеянием и погложением света водой.

а)основная часть света отражается

поверхностью воды, как зеркалом.

б)свет отражает-

ся вогнутыми и

выпуклыми уча-

стками поверх-

ности воды.

в)на мелководье

свет достигает

дна и отражается

от него

г)это происходит

тогда,когда солнце находится высоко и возрас-

тает доля света,

рассеянного в

глубине.

Поверхности влажных предметов более

гладкие и меньше

рассеивают свет.

Местом для этих наблюдении может быть берег пруда,озера,реки-

 везде можно найти много интересного для учеников,того,что они

видели много раз, но не обращали внимания и не задумывались над объяснением увиденного.

   В дополнеении к таблице можно привести следующую информацию

экоглогического содержания.

  Во время экскурсии желательно предложить учащимся ответить на вопросы, связанные с темой.

  • Любой водоём, дно которого хорошо видно, всегда кажется мельче,чем в действительности. Почему?
  • Почему, находясь в лодке, трудно попасть острогой в рыбу,

плавающую в воде?

  • Почему изображение предмета в воде всегда менее ярко,

чем сам предмет?

  • Существуют организмы,которых в воде не видно из-за их прочности.Но глаза у таких существ-невидимок хорошо заметны в виде чёрных точек.Почему этих существ не видно в воде?

Почему глаза у них непрозрачны? Будут ли они невидимы в воздухе?

 Для активизации внимания учащихся полезно предложить ученикам  загадки, связанные с отражением света:

      Перед нами — вверх ногами,

      Перед тобой -   вверх  головой.

                                    (Отражение в воде)

      Когда небо ниже земли бывает?

                                  ( Когда отражается в воде)

Все наблюдаемые явления должны быть занесены в тетрадь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе с применением ИКТ на тему: "Наречие как часть речи"

Урок русского языка в 7 классе с применением ИКТ на тему: "Наречие как часть речи"...

Карточка на тему "Правописание О-Ё после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи"

Несколько вариантов карточки позволит закрепить орфограмму "Правописание О-Ё после шипящих в суффиксах и окончаниях   разных  частей  речи"...

Методическая разработка логопедического занятия для 2 класса школы VII вида по теме" Глагол, как часть речи"

Конспект логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии и дислексии во 2 классе школы VIIвида....

Три причины для того, чтобы изучать информатику.

Данная  презентация  сопровождает  открытый   урок информатики, посвящённый  проведению Всероссийской акции «Час кода»! Он проходил в рамках Международной недели изучения...

Технологическая карта урока в 6 классе по русскому языку по теме «Имя существительное - часть речи удивительная.( Повторение изученного в V классе)»

Урок по русскому языку в 6 классе разработан по ФГОС.Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе по теме: «Имя существительное – часть речи удивительная» Цель деятельности учителяСис...

Мастер-класс учителя химии «Образование – это то, что остается после того, как забывается все выученное в школе»

Мастер-класс учителя химии «Образование – это то, что остается после того, как забывается все выученное в школе»Мастер-класс построен на основе применения кооперативной технологии обучения. предполага...

Урок развития речи в 6 классе.(после изучения раздела «Лексика».)Тема: Подготовка и презентация проектных работ. Проект «Слово о слове»

Планируе    ПланируеПланируемый результат обучения: обучающиеся научатся подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении, составлять словарную статью о слове, участвов...