В 11 классе после того как изучена тема «Оптика» я часто провожу экскурсию на водоём.
план-конспект урока по физике (11 класс) по теме
Version:1.0 StartHTML:0000000167 EndHTML:0000001222 StartFragment:0000000501 EndFragment:0000001206
Повторить основные сведения о световых явле-
ниях, ознакомить учащихся с примерами их про-
явления в природе.Связать увиденные явления
с экологическим состоянием водоёма.
Связь физики с экологией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-ekskursiya.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок разработан Мокроусовой.Е.Н.
МБОУСОШ №3 с.Безопасное Труновского района
Ставропольского края.
В 11 классе после того как изучена тема «Оптика» я часто провожу экскурсию на водоём.
Тема урока(экскурсии): Световые явления в природе.
Цели:Повторить основные сведения о световых явле-
ниях, ознакомить учащихся с примерами их про-
явления в природе.Связать увиденные явления
с экологическим состоянием водоёма.
Ход урока.
Все наблюдаемые явления должны быть занесены в таблицу, подготовленную заранее.
Явление | Объект наблюдения | Наблюдаемая картина | Объяснение наблюдаемого явления |
Отражение света | Пейзаж и его отражение в воде(наблюдайте отражение пейзажа под разными углами, на разном расстоянии от берега) Поверхность воды покрыта рябью. Рябь на воде. Стебелёк, высовывающий- ся из воды. | Отражение пейзажа отличается от реального тем, что он перевёрнут «вверх ногами» и имеет смещённую перспективу. На ней появляются солнечные и лунные дорожки. Видны ритмически вспыхивающие и гаснущие искры света. Стебелёк окружён пятном света. | Спокойная поверхностьводы отражает,как плоское зеркало. Каждая волна на воде даёт своё изображение источника света: их совокупность образует «дорожку» из изображений источника. Поверхность воды представ- ляет собой своего рода движущиеся вогнутые и вы- пуклые зеркала. Благодаря смачи- ванию вода под- нимается вокруг основания стебля; обазуется вогнутая поверхность фо- кусирующая свет. |
Преломление света. | Дно водоёма. Полосы света на дне водоёма. Водомерка на воде. Листья на воде. Предметы под водой, на поверхности которой рябь. | Дно видно только у берега. Полосы света на дне мелкого водоёма движутся. На дне 6 тёмных пятнышек со светлым орео- лом вокруг них. Их тени на дне имеют изрезан- ные края. Они покачиваются. | При большом уг- ле падения лучей отраженный свет преобладает над прошедшим в лгубь воды и, следовательно, вышедшим из глубины. Гребни волн служат линзами и собирают лучи света в виде полос, которые движутся вместе с волнами. Водомерка удерживается на воде силами по- верхностного натяжения; каждая её лапка образует на поверхности воды крошечное углубление, кото- рое действует, как рассеивающая линза. Лист по краям скручен и в этих местах вода, сма- чивает лист,под- нимается, образуя ряд маленьких «при- зм», преломляю- щих лучи и даю- щих пучки света в направлении тени на дне. Это обусловленно преломление света. |
Интерференция | Пятна масла на воде. Пятна масла при ветре. | Радужные пятна. Цвета распологаются параллельными полосами. | Происходит интерференция в тонких плёнках. Под действием ветра слой масла утолщается в направлении берега и возни- кает «клин»,ког- да интерференционная картина представляет со- бой ряд параллельных его ребру цвет- ных полос. |
Цвета тел. | Вода. Сухие и влажные предметы. | Цвет поверхности воды. а)при спокой- ствии примерно таков,каков цвет неба или берегов. б)при ряби представляет со бой перемешан- ные цвета неба и берегов. в)на мелководье примерно такой, как цвет дна. г)иногда определяется освещением как бы из нутри Цвета влажных предметов по сравнению с сухими становятся более насыщенными. | Цвет воды в водоёме определяется: 1.отражением света от её поверхности 2.отражением све -та от дна водо- ёма 3.рассеянием и погложением света водой. а)основная часть света отражается поверхностью воды, как зеркалом. б)свет отражает- ся вогнутыми и выпуклыми уча- стками поверх- ности воды. в)на мелководье свет достигает дна и отражается от него г)это происходит тогда,когда солнце находится высоко и возрас- тает доля света, рассеянного в глубине. Поверхности влажных предметов более гладкие и меньше рассеивают свет. |
Местом для этих наблюдении может быть берег пруда,озера,реки-
везде можно найти много интересного для учеников,того,что они
видели много раз, но не обращали внимания и не задумывались над объяснением увиденного.
В дополнеении к таблице можно привести следующую информацию
экоглогического содержания.
Во время экскурсии желательно предложить учащимся ответить на вопросы, связанные с темой.
- Любой водоём, дно которого хорошо видно, всегда кажется мельче,чем в действительности. Почему?
- Почему, находясь в лодке, трудно попасть острогой в рыбу,
плавающую в воде?
- Почему изображение предмета в воде всегда менее ярко,
чем сам предмет?
- Существуют организмы,которых в воде не видно из-за их прочности.Но глаза у таких существ-невидимок хорошо заметны в виде чёрных точек.Почему этих существ не видно в воде?
Почему глаза у них непрозрачны? Будут ли они невидимы в воздухе?
Для активизации внимания учащихся полезно предложить ученикам загадки, связанные с отражением света:
Перед нами — вверх ногами,
Перед тобой - вверх головой.
(Отражение в воде)
Когда небо ниже земли бывает?
( Когда отражается в воде)
Все наблюдаемые явления должны быть занесены в тетрадь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 7 классе с применением ИКТ на тему: "Наречие как часть речи"
Урок русского языка в 7 классе с применением ИКТ на тему: "Наречие как часть речи"...
Карточка на тему "Правописание О-Ё после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи"
Несколько вариантов карточки позволит закрепить орфограмму "Правописание О-Ё после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи"...
Методическая разработка логопедического занятия для 2 класса школы VII вида по теме" Глагол, как часть речи"
Конспект логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии и дислексии во 2 классе школы VIIвида....
Три причины для того, чтобы изучать информатику.
Данная презентация сопровождает открытый урок информатики, посвящённый проведению Всероссийской акции «Час кода»! Он проходил в рамках Международной недели изучения...
Технологическая карта урока в 6 классе по русскому языку по теме «Имя существительное - часть речи удивительная.( Повторение изученного в V классе)»
Урок по русскому языку в 6 классе разработан по ФГОС.Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе по теме: «Имя существительное – часть речи удивительная» Цель деятельности учителяСис...
Мастер-класс учителя химии «Образование – это то, что остается после того, как забывается все выученное в школе»
Мастер-класс учителя химии «Образование – это то, что остается после того, как забывается все выученное в школе»Мастер-класс построен на основе применения кооперативной технологии обучения. предполага...
Урок развития речи в 6 классе.(после изучения раздела «Лексика».)Тема: Подготовка и презентация проектных работ. Проект «Слово о слове»
Планируе ПланируеПланируемый результат обучения: обучающиеся научатся подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении, составлять словарную статью о слове, участвов...