урок физики 9 класс
план-конспект урока по физике (9 класс) по теме

Хасанова Эльза Ривнеровна

Урок физики в 9 классе по теме: "Реактивное движение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Меня зовут Эльза Ривнеровна. Я учитель физики Излучинской школы № 1. Надеюсь на наше сегодняшнее плодотворное сотрудничество. Урок у нас сегодня необычный и выполнять задания вы будете на рабочем листе. Напишите на нем дату, фамилию и  имя.

Слайд 1. Предлагаю вам выполнить на рабочем листе задание №1 отгадать слово, объединяющее 4 картинки на экране. Можете посоветоваться друг с другом.

Слайд2.  А какие виды движения вам известны? А какой вид движения вы еще не изучали?

Запишите, пожалуйста, тему урока на рабочем листе: Реактивное движение.

Слайд 3. Сформулируем цели урока:

  1. Изучить характеристики реактивного движения;
  2. Раскрыть особенности реактивного движения;
  3. Научиться отличать реактивное движение от всех других видов движения.
  4. Познакомиться с историей развития  космоса.

Предлагаю вам, ребята выполнить задание 2. Ваши ответы запишите  на планшет и по моей команде поднимите его. Приступили к работе.

Спасибо, ребята. Я увидела, что ваши ответы разные  

Слайд 4.  Представляете, ребята,  реактивное движение свойственно многим жителям морских глубин: осьминогам, кальмарам, каракатицам, медузам – все они, без исключения, используют для плавания реакцию (отдачу) выбрасываемой струи воды.  Например тело кальмара  окружает  мышечная ткань, которая составляет почти половину объема  его тела. Он  засасывает воду внутрь  полости, а затем резко выбрасывает струю воды через узкое сопло.  Кальмары способны развивать скорость до 70 км/ч. Поэтому их называют «биологической  ракетой» или  «живой торпедой»

     Слайд 5. Даже для некоторых растений характерно реактивное движение. В южных странах есть  растение, которое называется "бешеный огурец". Если  прикоснуться к созревшему плоду, похожему на огурец, как он отскакивает от плодоножки, а через образовавшееся отверстие из плода фонтаном со скоростью до 10 м/с,  вылетает жидкость с семенами. Сами огурцы при этом отлетают в противоположном направлении. Стреляет бешеный огурец (его еще  называют «дамский пистолет») более чем на 12 м.

Как вы думаете, ребята,  в какой области наиболее широко используется  реактивное движение?

Космос

Опыт: Предлагаю вам описать опытную установку и рассказать, что произойдет и почему?

За счет чего  взлетела ракета?

Куда двигается воздух, вырывающийся из ракеты?

Куда двигалась сама ракета?

А воздух первоначально был частью ракеты?

А воздух и ракета приобрели одинаковые скорости? Почему?

Слайд 6  этимология слова «реактивный» на слайде. Происхождение от латинского слова  (re... – против) + (actio – действие)

Определение.

Движение тела, возникающее при отделении от него с какой-либо скоростью некоторой его части, называют реактивным движением.

Выполните задание №3.

Слайд 7. Человек давно мечтал о небе, о небесных телах. Человечество не останется вечно на Земле К.Э. Циолковского, пионера космонавтики, учитель, страдавший глухотой. Он первым показал, что ракета- единственно возможное средство освоения космического пространства.

Выполните, пожалуйста,  

задание №4.

космический корабль это полезный груз  ракеты, приборный отсек и двигатель, содержащий  камеру сгорания, насосы и пр.

 Основную массу ракеты составляет топливо с окислителем (окислитель нужен для поддержания горения топлива, поскольку в космосе нет кислорода).

 Они с помощью насосов подаются в камеру сгорания. Топливо, сгорая, превращается в газ, который из камеры сгорания мощной струей устремляются наружу через сопло. повысить скорость струи.

Баллы. Количество ваших правильных ответов соответствует количеству балов.

Полетит ли ракета такой конструкции в космос? Сравните рисунки

 Мы рассмотрели устройство и принцип действия одноступенчатой ракеты.  В практике космических полетов обычно используют многоступенчатые ракеты, развивающие гораздо большие скорости и предназначенные для более дальних полётов, чем одноступенчатые.

Ступени автоматически отбрасываются, а уменьшение общей массы ракеты путем отбрасывания уже ненужной ступени позволяет сэкономить топливо и окислитель и увеличить скорость ракеты.

Ребята, рассмотрите экологические последствия изменения массы ракеты во время реактивного движения.

Слайд 8  

Выведем  формулу, позволяющую рассчитать максимальную скорость, которую может развить ракета. Согласно третьему закону Ньютона F1 = F2 ;  F1 -  модуль силы с которой ракета действует на газы,  F2 – модуль силы с которой газы действуют на ракету. По закону сохранения импульса Перед стартом ракеты её импульс равен нулю. В результате взаимодействия газа в камере сгорания и всех остальных частей ракеты вырывающиёся через сопло газ получает некоторый импульс. Тогда ракета представляет собой замкнутую систему, и её общий импульс должен и после запуска равен нулю. Поэтому и оболочка ракеты совсем, что в ней находится, получает импульс, равный по модулю импульсу газа, но противоположный по направлению.

Проекция импульса ракеты до взаимодействия была равна 0, а после взаимодействия импульсы ракеты и топлива имеют противоположные знаки. Таким образом, скорость ракеты тем больше, чем больше скорость истечения газов, и чем больше отношение массы топлива и массы ракеты. Для третьей космической скорости (16,4 км/с) необходимо чтобы масса топлива превосходила массу носителя почти в 55 раз, что на практике реализовать невозможно.

Слайд 9. Решим задачу.

в 22 часа 28 минут московского времени с космодрома Байконур в СССР принял старт первый в мире искусственный спутник Земли (ИСЗ). При поперечнике в 580 мм масса первого спутника составляла 83,6 кг. Он просуществовал 92 дня.

Космонавтика и экология.

Мусор на орбите ведет себя так, как и положено недобрым пришельцам. Во-первых, он агрессивно движется. Любая гайка за пределами атмосферы превращается в бронебойный снаряд, потому что летит со скоростью ракеты, от которой отвалилась, и падать ей некуда — невесомость. Иллюминаторы шаттлов заменяют после встреч с пылинками: те оставляют в закаленном стекле кратеры (вмятины) сантиметровой глубины. Предлагается уже на этапе проектирования спутников предусматривать средства их удаления с орбиты — торможения до скорости входа в плотные слои атмосферы, где они сгорят, не оставляя опасных крупных частей (вред экологии земли), либо перевод на «орбиты захоронения» (значительно выше орбит спутников).

Объекты космического мусора могут представлять прямую опасность для Земли — при их неконтролируемом сходе с орбиты, неполном сгорании при прохождении плотных слоев атмосферы Земли и выпадении обломков на населённые пункты.

одной из первостепенных целей космических исследований является задача защиты окружающей среды. По данным ООН, уже к концу XX века на планете имеет место самый масштабный экологический кризис за последние 65 миллионов лет.

Возьмите в руки пульт, если речь пойдет о реактивном движении нажмите на левую кнопку А, если движение будет нереактивным, то нажмите правую кнопку В

Вернемся к нашему первому тесту Вот теперь я вижу, что все ответили правильно Благодарю вас за работу.

Решим вместе тест.

Рефлексия

Отметьте галочкой тот космический смайлик, который соответствует вашему настроению.

Кого увлекла тема экологии космоса, я предлагаю домашнее задание. Пофантазируйте над проблемой очистки околоземного пространства от космического мусора и пришлите мне на электронный адрес.

Завершить наш урок, ребята, я тоже хочу словами Константина Эдуардовича Циолковского:

"Основной мотив моей жизни – сделать что-нибудь полезное для людей, не прожить даром жизнь, продвинуть человечество хоть немного вперед."

Я хочу, чтобы эти слова стали девизом и вашей жизни, чтобы каждый из вас внес свой вклад в развитие нашей страны, общества, науки. Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 7 КЛАСС» ГРОМОВ С.В., РОДИНА Н.А. ПРОГРАММА КОРОВИН В.А., ДИК Ю.И.

Тема: «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание».   Цель: 1. Обобщить, систематизировать знания учащихся по теме «Плавание тел.  Во...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 11 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ВЕЛИКИЕ ОТКРЫТИЯ И ИЗОБРЕТЕНИЯ, ИЗМЕНИВШИЕ МИР» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 11 КЛАСС» МЯКИШЕВ Г.Я.

Тема: Великие открытия и изобретения, изменившие мир.Цель урока: 1. -Обобщить и систематизировать знания, полученные учащимися за курс...

Урок физики в 6 классе (по программе Г.Н.Степановой «Физика с пятого класса»)

Урок - исследование по теме "Последовательное соединение проводников"...

Урок физики в 8-м классе по программе курса физики в средней общеобразовательной школе по учебнику А.В. Пёрышкина. Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».

Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока.  Амперметр. Измерение силы тока».Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного.  На уроке вводится понятие  сил...

Урок физики в 8-м классе по программе курса физики в средней общеобразовательной школе по учебнику А.В. Пёрышкина. Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».

Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока.  Амперметр. Измерение силы тока».Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного.  На уроке вводится понятие  сил...

мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».

Цели урока:Образовательные:повторить  и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила.  Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...