Игра – путешествие по теме "Движение и взаимодействие тел"
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МОУ «Крестовская СОШ»
Игра – путешествие по теме
«Движение и взаимодействие тел»
( повторительно – обобщительный урок в 7 классе)
Подготовила: учитель физики Погольша Р.Н.
2013г.
Задачи урока: повторение и систематизация изученного материала по теме «Движение и взаимодействие тел» ,решение качественных и экспериментальных задач.
Цели урока :проверить теоретические знания по теме ,показать умение примерять их на практике ,формирование практических навыков работы с физическим оборудованием ,развитие мышления ,логики , познавательного интереса.
Средства,дидактические материалы : карта путешествия ,девиз,название игры,карточки-задания с формулами,весы,линейки ученические,кусочки пластилина,динамометры,деревянные бруски,наборы грузов,круглые карандаши,физические тела равной формы и объёма ,но разной массы.
Ход урока.
1.Организационный момент. Приветствие, сообщение темы урока, девиза, формы учебного занятия и его целей.
Путешествие на поезде-экспрессе «Знание-сила»
Девиз: «Мы,играя,проверяем,что умеем и что знаем».Старт игры – станция «ФИЗИКА»
Пока поезд приближается к первой станции ,необходимо ответить на вопрос:
Как называется линия ,отмеченная на нашей карте?(траектория).
2.Станция «УЗНАВАЙКА»
Каждому учащемуся выдаются карточки с формулами,где вместо одной из величин-знак вопроса.Необходимо заполнить все пустые квадратики, а затем провести взаимопроверку.
1. v=?/t 3. F=m? 5 .m=V? 7. S=v?
2. p=m/? 4. t=S/? 6 .Р=g? 8. V=?/p
3.Станция «Музыкальная».
Прослушав фрагменты песен,учащиеся должны товетить на вопросы.
…Голубой вагон бежит,качается.
Скорый поезд набирает ход.
Ах,зачем же этот день кончается?
Пусть бы он тянулся целый год!
О каком виде движения поётся в этой песне?(Дать определение равномерного и неравномерного движения.Найти и прокомментировать формулы,относящиеся к равномерному движению 1,4,7)
Такого снегопада,такого снегопада
Давно не помнят здешние места.
А снег не знал и падал,
А снег не знал и падал,
Земля была прекрасна,прекрасна и чиста.
Почему падает снег? (Определение силы тяжести,её направление,единицы измерения силы,формула для расчета 3.).
Зима раскрыла снежные объятья,
И до весны всё дремлет тут.
Только ёлки в треугольных платьях,
Только ёлки в треугольных платьях
Мне навстечу все бегут,бегут,бегут…
Разве ёлки могут бежать? О каком физическом понятии здесь говорится?(относительность движения)
Трудно было человеку 10 тысяч лет назад.
Он пешком ходил в аптеку,на работу, в зоосад.
Он не знал велосипеда и не верил в чудеса,
Потому что не изведал всех достоинств колеса…
Зачем человек изобрёл колесо? Как направлена сила трения ?
4.Станция «Народная мудрость»
Объяснить с точки зрения физики следующие пословицы :
- Баба с возу – кобыле легче.
- Не подмажешь – не поедешь.
- Пошло дело как по маслу.
- Что кругло – легко катится.
Непредвиденная остановка! Необходимо исправить ошибку.(Повторяются понятия вес и масса)
Две банки из-под кофе.НА одной написано вес 100г, а на другой-масса 100г.
5.Станция «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ»
1.При помощи весов и линейки учащимся предлагается определить плотность пластилина.(Учащиеся работают в парах.Проверяется знание формулы 2 и единиц измерения плотности, а также умение учащихся измерять массу тела с помощью весов.Ещё должны сообразить , как измерить объём пластилина,т.е. вылепить кубик и измерить длину ребра ).
2.Измерение силы трения скольжения и силы трения качения.(Повторяется понятие равнодействующей силы и умение учащихся пользоваться динамометром).
6.Станция «СООБРАЗИТЕЛЬНАЯ.»
Необходимо ответить на следующие вопросы:
1.Вовочка утверждает,что Маша «толще» его.Оказавшись на катке,они воспользовались только рулеткой для решения мучавшей их проблемы.Как им это удалось? (Оттолкнулись,а затем измерили расстояния, на которые они разъехались.)-инертность тел.
2.Вовочка, получив от Петеньки удар в челюсть,нагло заявил: «Ну и врезал я ему сегодня!» Что вы по этому поводу думаете? Прав ли мальчик с физической точки зрения? (взаимодействие тел).
3.Вам с детства твердили: «Нельзя перебегать дорогу перед близко идущей машиной!»Почему? (инерция).
Запомните,ни одно тело не может остановиться мгновенно.И для остановки автомобиля тоже требуется несколько секунд. Кстати, при скорости 60 км/ч за одну секунду машина проезжает 17 м. т.е. больше ,чем длина вашей классной комнаты. Помните об этом , не перебегайте дорогу перед близко идущим транспортом!
4.О том , что на борту космического корабля обычно царит невесомость,знают все. А вот Вовочка утверждает, что он в состоянии невесомости бывает по сто раз в день. Ну и врун,правда? (В момент прыжка наши ноги не касаются никакой опоры , значит,на какое – то мгновение мы оказываемся в состоянии невесомости.)
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.
Рассмотрим пример из нашей истории. 18 августа 1851г. император Николай 1 совершил первую поездку из Петербурга в Москву по железной дороге.Императорский поезд был готов к отправлению в 4 часа утра. Начальник строительства дороги генерал Клейнмихель чтобы подчеркнуть торжественность события,приказал первую версту железнодорожного пути покрасить белой масляной краской.Это было красиво и подчеркивало то обстоятельство, что императорский поезд первым прйдёт по нетронутой белизне уходящих вдаль рельсов. Однако поезд буксовал на месте и не мог ехать.Как вы думаете,что не учёл Клейнмихель ? (ОН забыл о смазочном действии масляной краски,уменьшающем трение.). А что же было дальше?
Жандармы,подобрав полы шинелей,бежали эту версту перед поездом и посыпали песком покрашенные рельсы. Зачем? (для увеличения силы трения).А что такое верста? (1км.70м.)
7. Станция «Эрудит»
Учитель: «И в завершении сегодняшнего урока я могу сказать о вас , что
Эти
Ребята
Умеют
Думать
И
Толковать. Молодцы!»
Подведение итогов урока. Выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра–путешествие «Путешествие в страну шахматных чудес»
Цель: Популяризация шахмат среди учащихся начальных классов и родителей, развитие чувства коллективизма, ответственности, сплоченности.В игре участвуют сборные команды начальных классов. С...
Игра- путешествие по теме: «Путешествие по лесным тропинкам».
Разработка внеклассного мероприятия по экологическому направлению деятельности по теме"Путешествие по лесным тропинкам" в форме игры- путешествия...
Игра-путешествие для учащихся 5-6 класса "Путешествие в Читай-город"
Это мероприятие может быть проведено как внеклассное мероприятие по литературе или как мероприятие в рамках предметной недели. Цель: пробудить интерес учащихся к чтению, вспомнить известных литературн...
Презентация "Путешествие в мир природы" (Биологическая игра-путешествие)
Биологическая игра-путешествие целью которой является формирование основ экологической грамотности и чувства персональной ответсвенности у каждого учащегося за судьбу своей планеты, пересмотр потребит...
Сценарий игры-путешествия "Путешествие в мир природы"
Цель игры: Формирование основ экологической грамотности и чувства персональной ответственности у каждого учащегося за судьбу своей планеты, пересмотр потребительской позиции человека в отношениях с жи...
Игра-путешествие «Путешествие по стране Православия»
В ходе игры-путешествия «Путешествие по стране Православия» у обучающихся эффективно развиваются такие психические процессы, как внимание, память, воображение, восприятие...