авторская методическая разработка урока МИР ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ ФИЗИКИ
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме

урок посвящен обзору интересных физических явлений и позволяет ввести 7-классников в увлекательный мир физики. Разработка содержит подробный рассказ о подготовке и проведении такого урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtorskaya_metodicheskaya_razrabotka_uroka.doc26.5 КБ

Предварительный просмотр:

АВТОРСКАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

ПРЕЗЕНТАЦИЯ КНИГИ Я. ПЕРЕЛЬМАНА "ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФИЗИКА"

 

Пономарева Анна Иосифовна,
учитель физики  

 

     

      Многие из нас хорошо помнят из детства серию замечательных книг Я.Перельмана о занимательности математики,физики и астрономии, в которых в доступной форме, увлекательно рассказывается о сложных проблемах в области этих наук. Читается легко, как художественная литература. Недюжинный талант автора заинтересовал многих ребят, помог им в учебе, а, подчас, и в выборе профессии. Не хотелось бы,чтобы имя этого замечательного популяризатора науки было забыто, поэтому я разработала мероприятие, которое может быть проведено как в урочное, так и во внеурочное время, на котором мы знакомим учащихся с книгой Я. Перельмана "Занимательная физика". 

      Мероприятие требует предварительной подготовки. В процесс включены учащиеся 9(10) класса, которые являются ведущими, а также ученики 7 класса,только начинающие изучать физику. Учащиеся ведущего класса делятся на 5 групп по 2-3 человека. Каждая группа представляет собой разделы книги: оптика,превращения энергии, механические явления, свойства жидкостей, тепловые явления. По каждому разделу вместе с детьми готовим теоретический и экспериментальный материал. Учащиеся 7 класса делятся на 5 групп. Каждая группа по кругу обходит все разделы книги. В каждом случае старшеклассники показывают занимательные опыты, знакомят с интересными явлениями, задают вопросы. Отвечающие на вопросы получают жетоны, по количеству которых в конце урока выставляются положительные оценки 7-классникам, а лучшим раздаются призы. Обязательно награждаются и ребята-ведущие.

     В разделе ОПТИКА мы рассказываем о различных зрительных иллюзиях, демонстрируем их, говорим о миражах, дисперсии, демонстрируем "волшебные" дифракционные очки, показываем голограмму и говорим о ее удивительных свойствах и перспективах, демонстрируем бесконечность с помощью двух зеркал и свечи, пробуем написать свое имя,ориентируясь только на изображение в зеркале, рассказываем о применении зрительных иллюзий в цирке ( говорящая голова, "распиленные" люди, иллюзии Копперфильда)

     В разделе МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ ведем разговор о проблеме вечного двигателя, демонстрируем модели, рассказываем о знаменитых мошенниках в этой области, разбираем случай, когда боевая пуля была поймана рукой,говорим о звуковых явлениях-звуковых зеркалах, эффекте раковины, говорящих статуях, резонансе с его демонстрацией.

      В разделе ПРЕВРАЩЕНИЯ ЭНЕРГИИ ведем разговор о поиске человечеством источников энергии, демонстрируем и рассказываем о различных превращениях энергии вокруг нас, демонстрируем модель ядерной реакции на спичечной модели, показываем,как можно добывать ток из овощей и фруктов, демонстрируем чудо-фонарик, электрофорную машину, солнечную батарею.

      В разделе СВОЙСТВА ЖИДКОСТЕЙ говорим и показываем капиллярные явления, силу Архимеда, говорим о море, в котором трудно утонуть, демонстрируем картезианского водолаза, говорим  о мыльных пузырях, демонстрируем фокусы с ними.

      В разделе ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ рассказываем о конвекции, различных декоративных светильниках, в которых используется это явление, рассказывает об атмосферном давлении, магдебургских полушариях, показываем игрушки, связанные с атмосферным давлением.

      Работа каждой группы рассчитана на10 мин.  В итоге все группы 7-классников должны за урок пройти все этапы. Это обязательно надо хронометрировать с ведущими на репетиции. По итогам урока подводим итоги конкурса САМЫЙ УМНЫЙ по числу призовых жетонов и производим награждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская методическая разработка урока по обществознанию в 9 классе на тему: « Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии».

Урок в 9 классе по обществознанию на тему "Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии".Цель урока: сформировать знания учащихся о правах и свободах человека и гражданина, раскрыть зна...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА - ИГРЫ "Соревнование физиков 7 класса"

 Настоящая методическая разработка посвящена нетрадиционной форме контроля знаний учащихся - уроку-игре. На уроках физики игра приобретает особенно большое значение, как писал Я. И. Перел...

Авторская методическая разработка урока информатики и ИКТ по теме "Количество информации. Единицы измерения информации" для 8 класса

Предлагаю Вашему вниманию материалы к уроку по теме "Количество информации. Единицы измерения информацмм" для 8 класса. Это 2-ой из чеырех уроков раздела "Информация и информационные процессы" Образов...

Авторская методическая разработка урока информатики и ИКТ по теме "Поиск информации с помощью универсальных поисковых серверов" для 8 класса

Предлагаю Вашему вниманию методическую разработку урока по теме "Поиск информации с помощью универсальных поисковых  серверов" для 8 класса. Вместе с конспектом урока Вы найдете раздаточный матер...

Авторская методическая разработка урока по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» с использованием краеведческого материала. (5 класс)

С понятием десятичной дроби в школе мы знакомимся в 5 классе. Однако, материал данной темы изложен очень сухо и многим учащимся кажется «нудным» и «скучноватым».  Проблема повышения и сохранения ...

Авторская методическая разработка (Урок-путешествие по английскому языку «Прогулка в осеннем саду» для начальной школы) (из опыта работы в ГБОУ школе №110)

Необычный урок-путешествие на английском языке для начальной школы. Проходит в осеннем саду. Дети читают стихи и прозу об осенней природе на английском языке....