Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся.
статья по физике по теме
Сегодня, в различных сферах деятельности ощущается нехватка специалистов, способных самостоятельно и в команде решать возникающие проблемы, делать это с помощью Интернета. Поэтому работа учащихся в таком варианте проектной деятельности, как веб-квест, разнообразит учебный процесс, сделает его живым и интересным. А полученный опыт принесет свои плоды в будущем, потому что при работе над этим проектом развивается целый ряд компетенций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovyy_dokument.doc | 79.5 КБ |
prezentatsiya_veb-kvest.ppt | 343 КБ |
Предварительный просмотр:
Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся.
За время своей педагогической деятельности мы изучили и применяем много педагогических технологий, но в последнее время столкнулись с проблемой, что большинство учащихся свободно пользуются современными информационными технологиями, но это мало используется в учебном процессе. В результате чего на сегодняшний день в различных сферах деятельности ощущается нехватка специалистов, способных самостоятельно и в команде решать возникающие проблемы, делать это с помощью Интернета. Поэтому работа учащихся в таком варианте проектной деятельности, как веб-квест, разнообразит учебный процесс, сделает его живым и интересным. А полученный опыт принесет свои плоды в будущем, потому что при работе над этим проектом развивается целый ряд компетенций
Цель: активизация учебной деятельности учащихся через создание веб – квеста
Задачи:
Развить компетенции учащихся:
• использование ИТ для поиска необходимой информации, оформления результатов работы в виде компьютерных презентаций, веб-сайтов;
• самообучение и самоорганизация;
• работа в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль);
• умение находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор;
• навык публичных выступлений.
Итак, что же такое веб-квест?
Модернизация образования, базирующаяся на новых информационных технологиях, предполагает формирование новых моделей учебной деятельности, использующих информационные и телекоммуникационные средства обучения.
Веб-квест (webquest) в переводе с английского - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета, а также другие образовательные средства.
«Образовательный веб-квест - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.
Типы веб-квестов:
- кратковременные - для углубления знаний и их интеграции, рассчитанные на одно-три занятия;
- долговременные – для углубления и преобразования знаний учащихся, рассчитанные на длительный срок - может быть, на четверть или учебный год.
Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Результат работы с веб-квестом - публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернет).
Разработчиком веб-квеста как учебного задания является Берни Додж, профессор образовательных технологий Университета Сан-Диего (США). Им определены следующие виды заданий для веб-квестов.
- Пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.
- Планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий.
- Самопознание – любые аспекты исследования личности.
- Компиляция – трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры.
- Творческое задание – творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика.
- Аналитическая задача – поиск и систематизация информации.
- Детектив, головоломка, таинственная история – выводы на основе противоречивых фактов.
- Достижение консенсуса – выработка решения по острой проблеме.
- Оценка – обоснование определенной точки зрения.
- Журналистское расследование – объективное изложение информации (разделение мнений и фактов).
- Убеждение – склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц.
- Научные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников.
Структура веб-квеста, требования к его отдельным элементам
Ясное вступление, где четко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.
Центральное задание, которое понятно, интересно и выполнимо. Четко определен итоговый результат самостоятельной работы (например, задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы, прописана проблема, которую нужно решить, определена позиция, которая должна быть защищена, и указана другая деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации).
Список информационных ресурсов (в электронном виде - на компакт-дисках, видео и аудио носителях, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса веб-сайтов по теме), необходимых для выполнения задания. Этот список должен быть аннотированным.
Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы).
Описание критериев и параметров оценки веб-квеста. Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте.
Руководство к действиям (как организовать и представить собранную информацию), которое может быть представлено в виде направляющих вопросов, организующих учебную работу (например, связанных с определением временных рамок, общей концепцией, рекомендациями по использованию электронных источников, представлением "заготовок" веб-страниц и др.).
Заключение, где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом. Иногда полезно включить в заключение риторические вопросы, стимулирующие активность учащихся продолжить свои опыты в дальнейшем.
Этапы работы над квестом
Начальный этап (командный)
Учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме, материалами аналогичных проектов.
Распределяются роли в команде: по 1-4 человека на 1 роль.
Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами.
Ролевой этап
Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели — создания сайта.
Задачи:
1) поиск информации по конкретной теме;
2) разработка структуры сайта;
3) создание материалов для сайта;
4) доработка материалов для сайта.
Заключительный этап
Команда работает совместно, под руководством педагога, ощущает свою ответственность за опубликованные в Интернет результаты исследования.
По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. Проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм представления. В оценке результатов принимают участие, как преподаватели, так и учащиеся путем обсуждения или интерактивного голосования.
Реальное размещение веб-квестов в сети позволяет значительно повысить мотивацию учащихся на достижение наилучших учебных результатов.
Критерии оценки работ учащихся
| Отлично | Хорошо | Удовлетворительно |
Понимание задания | Работа демонстрирует точное понимание задания | Включаются как материалы, имеющие непосредственное отношение к теме, так и материалы, не имеющие отношения к ней; используется ограниченное количество источников. | Включены материалы, не имеющие непосредственного отношения к теме; используется один источник, собранная информация не анализируется и не оценивается. |
Выполнение задания | Оцениваются работы разных периодов; выводы аргументированы; все материалы имеют непосредственное отношение к теме; источники цитируются правильно; используется информация из достоверных источников. | Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме. | Случайная подборка материалов; информация неточна или не имеет отношения к теме; неполные ответы на вопросы; не делаются попытки оценить или проанализировать информацию. |
Результат работы | Четкое и логичное представление информации; вся информации имеет непосредственное отношение к теме, точна, хорошо структурирована и отредактирована. Демонстрируется критический анализ и оценка материала, определенность позиции. | Точность и структурированность информации; привлекательное оформление работы. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. Работа похожа на другие ученические работы. | Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно; не дается четкого ответа на поставленные вопросы. |
Творческий подход | Представлены различные подходы к решению проблемы. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения микрогруппы. | Демонстрируется одна точка зрения на проблему; проводятся сравнения, но не делаются выводов. | Студент просто копирует информацию из предложенных источников; нет критического взгляда на проблему; работа мало связана с темой веб-квеста. |
Опыт показывает, что самыми суровыми судьями работ являются сами учащиеся. Здесь важно в заключительном этапе, когда производится публичное представление выполненных работ, организовать конструктивное обсуждение. Открытое оценивание собственной работы и работы коллег позволяет учиться быть корректными в высказывании замечаний, определять наиболее интересные находки в выполненных заданиях, формулировать собственные критерии оценивания.
В завершении работы над проектом, после подведения итогов, важно использовать материальное и моральное стимулирование высоких результатов.
Формы web-квеста :
- Создание базы данных по проблеме, все разделы которой готовят ученики.
- Создание микромира, в котором учащиеся могут передвигаться с помощью гиперссылок, моделируя физическое пространство
- Написание интерактивной истории (ученики могут выбирать варианты продолжения работы; для этого каждый раз указываются два-три возможных направления; этот прием напоминает знаменитый выбор дороги у дорожного камня русскими богатырями из былин).
- Создание документа, дающего анализ какой-либо сложной проблемы и приглашающий учащихся согласиться или не согласиться с мнением авторов.
- Интервью on-line с виртуальным персонажем. Ответы и вопросы разрабатываются учащимися, глубоко изучившими данную личность. (Это может быть политический деятель, литературный персонаж, известный ученый, инопланетянин и т.п.) Данный вариант работы лучше всего предлагать не отдельным ученикам, а мини-группе, получающей общую оценку (которую дают остальные учащиеся и учитель) за свою работу.
Наиболее приемлемыми на уроках физики являются следующие виды заданий для веб-квестов:
- Пересказ – создание презентации, плаката, рассказа на любом этапе урока.
- Планирование и проектирование – разработка плана – конспекта научной статьи или проекта на основе заданных условий.
- Компиляция – трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание банка задач по темам ,биографий ученых, самодельных приборов, домашних экспериментов, занимательных опытов и т.д., виртуальной выставки, капсулы времени «Атомный век», «Век пара», «Водородные двигатели», «Способы выхода из энергетического кризиса», капсулы культуры – физическая картина мира в разных эпохах.
- Творческое задание – творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, рисунков, видеоролика, кроссворды, сканворды, ребусы.
- Детектив, головоломка, таинственная история – выводы на основе противоречивых фактов.
- Научные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных онлайн источников.
Методическая разработка Web-квеста «Закон Ома»
Мы живем в солнечной Хакасии. Любим жизнь, физику и мечтаем о путешествиях в дальние страны. Нас объединила совместная работа по созданию WEB-квеста. Очень надеемся, что наша работа поможет узнать, понять и полюбить физику.
Мы предлагаем Вам совершить путешествие в страну «Электричество», а первую остановку сделаем в городе «Закон Ома». Все с детства знакомы с электричеством. А каким законам оно подчиняется?
Основными задачами работы над нашей темой является знакомство с историей открытия и практическим применением закона Ома.
Веб-квест предполагает работу группы учащихся 8-10 классов, где несколько членов группы выполняют одну из предложенных ролей. Каждый член команды отвечает не только за свою роль, но и должен согласовывать свои действия с другими членами группы. Данный веб-квест составлен по учебному предмету «физика».
Роли участников
Класс делится на 8 групп. Каждая группа работает над одной темой:
Теоретики – раскрывают сущность закона Ома
Архивариусы – изучают историю открытия закона и биографию Георга Ома
Домохозяйки – выясняют проявление закона Ома в быту
Лаборанты – исследуют и анализируют вольт-амперную характеристику в виртуальной лаборатории
Биофизики – изучают проявление закона Ома в природе
Решебники – создают банк задач и тестов на применение закона Ома
Юмористы - шутят
Программисты – создают сайт, отображающий работу всех групп
План действий
- Выберите себе одну из предложенных ролей.
- Выбрав роль, изучите вопросы, на которые вам предстоит ответить.
- Изучите список ресурсов.
- Составьте план поиска информации по своей роли.
- Исследуйте информационные ресурсы по своей роли.
- Оформите свой отчет в электронном виде.
- После того, как все члены команды завершат работу, вы должны собраться вместе, обсудить результаты работы и подвести итоги вашей работы.
- Провести защиту результатов проекта
Результатом работы будет являться web-сайт «Закон Ома»
Примеры веб – квестов, существующих в сети:
- http://www.spodon/ru/quest/terror/index.html (Веб-квест «Терроризм»)
- http://www.kvect.blogspot.com (Веб-квест по литературе «В гостях у помещиков» (По поэме Н.Гоголя «Мертвые души»)
- http://www.school-sector.relearn.ru/Tanya/schoolweb/gimn1/webquest/index.html (Веб-квест «Защитим Байкал»
- http://www.spodon.ru/quest/biron/index.html (Веб-квест Д.Байрон)
- http://www.spodom.ru/quest/dream/index.html (Веб-квест «Создай компьютер своей мечты»)
- http://www.spodom.ru/quest/prestupnost/index.html (Веб-квест «Преступность несовершеннолетних»)
- http://www.shatunova58.narod.ru/index.html (Веб-квест «Цивилизации России»)
- http://www.gomulina.newhost.ru/method/quest.html (Веб-квест «Наблюдение солнечной активности»)
- http://www.school-sector.relearn.ru/dckt/projects/webquest/navbar.html (Веб-квест. «Тропами горного Алтая»)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Веб-квест - проблемное задание c элементами ролевой игры , для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета, а также другие образовательные средства. Разработчиком веб-квеста как учебного задания является Берни Додж, профессор образовательных технологий Университета Сан-Диего (США)
Задачи: Развить компетенции учащихся: • использование ИТ для поиска необходимой информации, оформления результатов работы в виде компьютерных презентаций, веб-сайтов; • самообучение и самоорганизация; • работа в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль); • умение находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор; • навык публичных выступлений. Цель: активизация учебной деятельности учащихся через создание веб – квеста
Типы веб-квестов: кратковременные - для углубления знаний и их интеграции, рассчитанные на одно-три занятия; долговременные – для углубления и преобразования знаний учащихся, рассчитанные на длительный срок - может быть, на четверть или учебный год.
Виды заданий для веб-квестов Пересказ Планирование и проектирование Самопознание Компиляция Творческое задание Аналитическая задача Детектив, головоломка, таинственная история Достижение консенсуса Оценка Научные исследования Убеждение Журналистское расследование
Структура веб-квеста Вступление Центральное задание Список информационных ресурсов Описание процедуры работы Описание критериев и параметров оценки веб-квеста Руководство к действиям Заключение
Этапы работы над квестом Начальный этап (командный) Ролевой этап Заключительный этап
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЦИКЛ
Критерии оценки Критерий Понимание задания Выполнение задания Результат работы Творческий подход
Формы web-квеста Создание базы данных по проблеме, все разделы которой готовят ученики Создание микромира, в котором учащиеся могут передвигаться с помощью гиперссылок Написание интерактивной истории Создание документа, дающего анализ какой-либо сложной проблемы Интервью on-line с виртуальным персонажем
Квестовая технология на уроке физики Урок по теме: «Закон Ома для участка цепи»
Пусть будет радостной всегда Труда прекрасного дорога. И пусть не меркнет никогда Святое званье педагога
Отлично Хорошо Удовлетворительно Работа демонстрирует точное понимание задания Включаются как материалы, имеющие непосредственное отношение к теме, так и материалы, не имеющие отношения к ней; используется ограниченное количество источников. Включены материалы, не имеющие непосредственного отношения к теме; используется один источник, собранная информация не анализируется и не оценивается. Понимание задания
Выполнение задания Отлично Хорошо Удовлетворительно Оцениваются работы разных периодов; выводы аргументированы; все материалы имеют непосредственное отношение к теме; источники цитируются правильно; используется информация из достоверных источников. Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме. Случайная подборка материалов; информация неточна или не имеет отношения к теме; неполные ответы на вопросы; не делаются попытки оценить или проанализировать информацию.
Результат работы Отлично Хорошо Удовлетворительно Четкое и логичное представление информации; вся информации имеет непосредственное отношение к теме, точна, хорошо структурирована и отредактирована. Демонстрируется критический анализ и оценка материала, определенность позиции. Точность и структурированность информации; привлекательное оформление работы. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. Работа похожа на другие ученические работы. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно; не дается четкого ответа на поставленные вопросы.
Творческий подход Отлично Хорошо Удовлетворительно Представлены различные подходы к решению проблемы. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения микрогруппы. Демонстрируется одна точка зрения на проблему; проводятся сравнения, но не делаются выводов. Студент просто копирует информацию из предложенных источников; нет критического взгляда на проблему; работа мало связана с темой веб-квеста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СПОСОБЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
У учащихся может и должна быть сформирована устойчивая мотивация в саморазвитии, приобретении новых знаний и умений. Мотивация саморазвития учащихся обусловлена образовательными потребностями,...
Тема: «Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся на уроках математики и информатики»
Выступление на методическом объединении учителей математики ....
Проектная деятельность как способ активизации познавательной деятельности учащихся
Проектная деятельность как способ активизации познавательной деятельности учащихся Метод проектов – это метод личностно-ориентированного обучения. Этот метод развивает со...
«+» как способ активизации учебной деятельности учащихся на уроке
Простой и эффективный способ активизации учебной деятельности учащихся на уроке...
Методический семинар "Проблемно-диалогическое обучение как способ активизации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка"
Проблемно-диалогическое обучение как способ активизации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка...
Квест - как способ активизации учебной деятельности учащихся
Что такое квест....
Инновационный проект «Потенциал квеста как педагогической технологии для активизации учебной деятельности учащихся в малочисленных сельских школах и развитии сетевого взаимодействия»
Аннотация проектаПеред современным образованием стоит задача поиска новых видов иформ организации учебной деятельности. Обучение должно быть развивающимв плане развития самостоятельного критического и...