Доклад по физике
материал по физике по теме
Доклад на тему:
«Универсальные учебные действия-необходимое условие успешного обучения».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_temu.docx | 33.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
«Универсальные учебные действия-необходимое условие успешного обучения».
Подготовила учитель физики
МБОУ-СОШ №1 г. Аркадака
Незнамова И.А.
Февраль 2013 год.
Что же такое «универсальные учебные действия»?
Универсальные учебные действия - умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных дисциплин. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.
Виды универсальных учебных действий
Познавательные УУД – включают общеучебные, логические, знаково – символические виды. Данные виды УУД формируются также в процессе изучения различных учебных дисциплин. Например, на уроках математики используем схемы-опоры для решения различных видов задач. Такие схемы использует каждый учитель при составлении краткой записи к задачам. Причем в зависимости от условия задачи схема видоизменяется самим учеником. В начале обучения все эти действия выступают как предметные, но пройдет немного времени, и ученик будет использовать алгоритм действия, работая с любым учебным содержанием. Теперь главным результатом обучения становится то, что школьник, научившись строить план выполнения учебной задачи, уже не сможет работать по-другому.
Все это помогает ребенку включать в процесс запоминания все виды памяти, материализует орфографические понятия, позволяет развивать наблюдательность, формирует умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
Использование таких заданий приносит положительный результат.
Регулятивные УУД – обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, составление плана, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция).
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:
целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий
Коммуникативные УУД – обеспечивают социальную компетентность и ориентацию на других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со взрослыми и сверстниками.
Поэтому ежедневно следует создавать необходимые условия, связанные с внедрением сотрудничества в обучение.
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Известно, что на первых порах очень трудно создать детский коллектив класса. Чтобы привить правила моральных норм, нравственного поведения, наладить межличностные отношения приходится проводить большую работу: классные часы, индивидуальные беседы, организация совместных праздников, внеклассных мероприятий, изучение интересов каждого, обсуждение тех или иных поступков с позиции нравственности.
Какие же действия учителя позволяют сформировать универсальные учебные действия?
Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания задания. Обращается внимание на развивающую ценность любого задания.
Учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.
Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно знание, как оно пригодится в жизни.
Учитель обучает детей приемам работы в группах, дети вместе с учителем исследуют, как можно прийти к единому решению группы.
Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказывают, объясняя, что все учатся на ошибках. Нашёл ошибку - молодец!
Создавая проблемную ситуацию, вместе с детьми определяем цель урока, и со временем очень легко даже в первом классе.
Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией - пересказу, составлению плана, знакомит с разными источниками информации. Детей учат способам эффективного запоминания.
Учитель включает детей в открытие новых знаний.
Учитель организует формы деятельности, в которой дети могли бы усвоить нужные знания.
Общаемся с позиции сотрудничества; поощряется учебное сотрудничество между учениками.
Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы..
Дети учатся не только работать на уроке, но и выполнять домашнее задание, планировать свой досуг.
Родители – активные помощники, тем более, помочь разобраться родителям, что это такое новый стандарт может только учитель.
На уроках математики универсальным учебным действием может служить познавательное действие (объединяющее логическое и знаково-символическое действия), определяющее умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения. С этой целью ученикам предлагается ряд заданий, в котором необходимо найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомым. Предметом ориентировки и целью решения математической задачи становится здесь не конкретный результат, а установление логических отношений между данными и искомым. В этом случае ученики решают собственно учебную задачу, задачу на установление логической модели, устанавливающей соотношение данных и неизвестного. А это является важным шагом учеников к успешному усвоению общего способа решения задач, независимо от того, на каком предметном материале они будут предъявлены – математических, физических, химических и других.
При обучении различным предметам используются задачи, которые принято называть учебными, и с помощью этих задач формируются предметные знания, умения, навыки. Особенно широко применяются задачи в математике, физике, химии, географии. В этих задачах, как правило, используются математические способы решения.
В связи с этим анализ содержания общего приема решения задач будет рассмотрен сначала на учебном предмете – математика.
Общий прием решения задач включает: знания этапов решения (процесса), методов (способов) решения, типов задач, оснований выбора способа решения в зависимости от умения анализировать текст задачи, а также владение предметными знаниями: понятиями, определениями терминов, правилами, формулами, логическими приемами и операциями.
Существуют различные подходы при анализе процесса (хода) решения задачи. Его рассматривают с логико-математической (выделяют логические операции, входящие в этот процесс), психологической (анализируют мыслительные операции, на основе которых он протекает) и педагогической (приемы обучения, формирующие у учащихся умение решать задачи) точек зрения.
При всем многообразии подходов к обучению решению задач, к этапам решения можно выделить следующие компоненты общего приема:
1. Анализ текста задачи.
2. Перевод текста на язык математики с помощью вербальных и невербальных средств.
3. Установление отношений между данными и вопросом.
4. Составление плана решения задачи.
5. Осуществление плана решения.
6. Проверка и оценка решения задачи.
Рассмотрим содержание каждого компонента.
Анализ текста задачи.
Центральным компонентом приема решения задач является умение анализировать текст задачи. Работа над текстом задачи включает семантический, логический и математический анализ.
1.Семантический анализ, направленный на обеспечение понимания содержания текста, предполагает:
1) выделение и осмысление:
- отдельных слов, терминов, понятий как житейских, так и математических,
- грамматических конструкций («если…, то», «после того, как…» и т.д.),
- количественных характеристик объекта, задаваемых словами – кванторами («каждого», «какого-нибудь», «любое», «некоторое», «всего», «все», «почти все», «одинаковые», «разные», «столько же», «поровну», «большинство», «меньшинство» и т.д.).
2) Восстановление предметной ситуации, описанной в задаче, путем переформулирования, упрощенного пересказа текста с выделением только существенной для решения задачи информации.
3) Выделение обобщенного смысла задачи – о чем говорится в задаче, указание на объект и величину, которая должна быть найдена (стоимость, объем, площадь, количество и т.д.).
2. Логический анализ предполагает:
- умение заменять термин их определениями,
- выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных (понятий, процессов, явлений).
3. Математический анализ включает анализ условия и требования задачи. При этом анализ условия происходит исходя из требования задачи.
Анализ условия направлен на выделение:
а) объектов (предметов, процессов):
- рассмотрение объектов с точки зрения целого и частей,
- количества объектов и их частей.
б) величин, характеризующих каждый объект.
в) характеристик величин:
- однородные, разнородные,
- числовые значение (данные),
- известные и неизвестные данные,
- изменения данных: изменяются (указание логического порядка всех изменений), не изменяются,
- отношения между известными данными величин.
Анализ требования:
- выделение неизвестных количественных характеристик величин объекта(ов).
Перевод текста на язык математики с помощью вербальных и невербальных средств
В результате анализа задачи текст выступает как совокупность определенных смысловых единиц. Однако текстовая форма выражения этих величин сообщения часто включает несущественную для решения задач информацию. Чтобы можно было работать только с существенными смысловыми единицами, текст задачи записывается кратко с использованием условной символики. После того когда данные задачи специально вычленены в краткой записи, следует перейти к анализу отношений и связей между этими данными. Для этого осуществляется перевод текста на язык графических моделей, понимаемый как представление текста с помощью невербальных средств – моделей различного вида: чертежа, схемы, графика, таблицы, символического рисунка, формулы, уравнений и др. Перевод текста в форму модели позволяет обнаружить в нем свойства и отношений, которые часто трудно выявляются при чтении текста.
Установление отношений между данными и вопросом
Реализация этого компонента общего приема решения задач предусматривает установление отношений между:
- данными условия,
- данными требования (вопроса),
данными условия и требованиями задачи.
На основе анализа условия и вопроса задачи определяется способ решения задачи (вычислить, построить, доказать), выстраивается последовательность конкретных действий.
При этом устанавливается достаточность, недостаточность или избыточность данных.
Выделяются четыре типа отношений между объектами и их величинами – равенство, часть-целое, разность, кратность, сочетание которых определяет разнообразие способов решения задач. Анализ практики обучения показывает, что особую трудность для учащихся представляют задачи с отношением кратности.
План решения
На основании выявленных отношений между величинами объектов выстраивается последовательность действий – план решения. Особое значение имеет составление плана решения для сложных, составных задач.
Осуществление плана решения включает:
- решение задачи – выполнение действий,
- запись решения задачи,
- выделение способов решения.
Запись решения задачи может осуществляться в виде записи последовательных определенных действий (с пояснением и без) и в виде выражения (развернутого или сокращенного).
Проверка и оценка решения задачи с точки зрения адекватности плана решения, способа решения, ведущего к результату (рациональность способа, нет ли более простого). Одним из вариантов проверки правильности решения, особенно в начальной школе, является способ составления и решения задачи, обратной данной.
Общий прием решения задач должен быть предметом специального усвоения с последовательной отработкой каждого из составляющих его компонентов. Овладение этим приемом позволит учащимся самостоятельно анализировать и решать различные типы задач.
Описанный общий прием решения задач применительно к математике в своей общей структуре может быть перенесен на любой учебный предмет. По отношению к предметам естественного цикла содержание приема не требует существенных изменений – различия будут касаться специфического предметного языка описания элементов задачи, их структуры и способов знаково-символического представления отношений между ними.
Влияние специфики учебного предмета на освоение рассматриваемого универсального учебного действия проявляется прежде всего в различиях смысловой работы над текстом задачи. Так, при решении математических задач необходимо абстрагироваться от конкретной ситуации, описанной в тексте задачи, и выделить структуру отношений, которые связывают элементы текста. При решении задач гуманитарного цикла предметов конкретная ситуация, как правило, анализируется не с целью абстрагирования, от ее особенностей, а, наоборот с целью выделения специфических особенностей этих ситуаций для последующего обобщения полученной предметной информации.
Табл. 6. Компоненты и критерии оценки общего приема решения задач
Компоненты приема | Содержание компонентов приема | Критерии оценки сформированности приема |
I. Анализ текста задачи | 1.Семантический анализ направлен на обеспечение содержание текста и предполагает: выделение и осмысление: - отдельных слов, терминов, понятий, как житейских, так и математических, - грамматических конструкций («если…то», «после того, как…» и т.д.), - количественных характеристик объекта, задава-емых словами «каждого», «какого-нибудь» и т.д.; восстановление предметной ситуации, описанной в задаче, путем переформулирования, упрощенного пересказа текста с выделением только существенной для решения задачи информации; выделение обобщенного смысла задачи – о чем говорится в задаче, указание на объект и величину, которая должна быть найдена (стоимость, объем, площадь, количество и т.д.). 2. Логический анализ предполагает: - умение заменять термины их определениями; -умение выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных (понятия, процессы, явления). 3. Математический анализ включает анализ условия и требования задачи. Анализ условия направлен на выделение: а) объектов (предметов, процессов): - рассмотрение объектов с точки зрения целого и частей, - рассмотрение количества объектов и их частей; б) величин, характеризующих каждый объект; в) характеристик величин: - однородные, разнородные, - числовые значения (данные), - известные и неизвестные данные, - изменения данных: изменяются (указание логи-ческого порядка всех изменений), не изменяются, - отношения между известными данными величин. Анализ требования: - выделение неизвестных количественных характеристик величин объекта(ов). | 1. Умение логически рассуждать. 2. Умение выбирать смысловые единицы текста и устанавли-вать отношения между ними. 3. Умение выделять обобщен-ные схемы типов отношения и действий между единицами. 4. Умение создавать структуры взаимосвязей смысловых единиц текста (выбор и организация элементов информации). 5. Умение выделять формальную структуру задачи. 6. Умение мыслить свернутыми структурами. |
II. Перевод текста на язык математики с помощью вербальных и невербальных средств | 1. Выбрать вид графической модели, адекватной выделенным смысловым единицам; 2. Выбрать знаково-символические средства для построения модели; 3. Последовательно перевести каждую смысловую единицу и структуру их отношений в целом на знаково-символический язык. | 1. Умение выражать смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки). 2. Умение выражать структуру задачи разными средствами. |
III. Установле-ние отношений между данными и вопросом | Установление отношений между: - данными условия, - данными требования (вопроса), - данными условия и требованиями задачи. |
|
IV. План решения | - определить способ решения задачи; - выделить содержание способа решения; - определить последовательность действий. |
|
V. Осуществление плана решения | - выполнение действий; - запись решения задачи. Запись решения задачи может осуществляться в виде последовательных конкретных действий (с пояснениями и без) и в виде выражения (развернутого или сокращенного). | Умение выполнять операции со знаками и символами, которыми были обозначены элементы задачи и отношения между ними. |
VI. Проверка и оценка решения задачи | 1.Составление и решение задачи, обратной данной; 2.Установление рациональности способа: - выделение всех способов решения задачи, - сопоставление этих способов по количеству действий, по сложности вычислений, - выбор наиболее оптимального способа. | 1. Умение составлять задачу, обратную данной, и на основании ее решения сделать вывод о правильности решения исходной задачи. 2. Умение выбирать, сопоставлять и обосновывать способы решения. 3. Умение проводить анализ способов решения с точки зрения их рациональности и экономичности. 4. Умение выбирать обобщенные стратегии решения задачи. |
Список использованных источников
Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе. Р-н-Д, 2003.
Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. — М., 2002.
Зак А.З. Как определить уровень мышления школьника. М., 1982.
Занков Л.В. Развитие и обучение. – М.: Педагогика, 1962.
Ляудис В. Я. Продуктивная совместная деятельность учителя с учениками как метод формирования личности // Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации / Под ред. В. Я. Ляудис. М., 1984. С. 64 — 73.
Ляудис В.Я. Инновационное обучение и наука. М., 1992.
Ляудис В.Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия//Психолого-педагогическеи проблемы взаимодействия учителя и учащихся /Под ред. А.А.Бодалева, В.Я.Ляудис. М., 1980.
Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.
Пиаже Ж. Суждение и рассуждение ребенка. СПб., 1997.
Поварницына А.Г. Оценка как компонент учебной деятельности и ее роль в развитии личности школьника. Дисс. на соиск. уч.ст. канд.психол.н. Н.Новгород, 2001.
Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск. 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклады по физике 7 класс
Список основных тем, где подготовки рефератов и докладов за 7 класс...
Доклады по физике 8 класс
Список основных тем, для подготовки к рефератам и докладам по физике за 8 класс...
Доклад для семинара учителей физики и математики на тему: Современный урок физики в свете требований ФГОС .
Основной формой организации обучения был и остается урок, поэтому я решила в своей статье поразмышлять о том каким должен быть современный урок....
Доклад по физике "Приборы, измеряющие силу"
Доклад по физике (7 класс)...
Доклад: «Организация и проведение Муниципальной Экспериментальной олимпиады по физике в городе Фрязино» 12 апреля 2017 года на базе МОУ СОШ №3 с УИОП, г.Фрязино Региональный этап предметной недели по физике
Физика – наука экспериментальная. Задачу называют экспериментальной, если для ее решения необходимо использовать измерения. Значение экспериментальных задач трудно переоценить. Прежде всего, они разви...
ДОКЛАД ПО ФИЗИКЕ : «Внеклассная работа по физике как средство развития интересов учащихся и форма раскрытия творческого потенциала учителя»
laquo;Россия нуждается в инженерах, а не в юристах.Инженеры, специалисты - компьютерщики, биологи, физики, химики,- люди, которые должны сформировать инновационную среду"(Д. А. Медведев)Время не...
ДОКЛАД ПО ФИЗИКЕ «МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКИ: ФОРМЫ И МЕТОДЫ".
laquo;Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учи...