Рабочая программа для 10-11 классов по физике
рабочая программа по физике (10 класс) по теме

Худякова Оксана Геннадьевна

Рабочая программа для 10-11 классов по физике к УМК Г.Я.Мякишева, 2ч/нед.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progr10-11.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Междуреченская СОШ №6»

Согласовано на МС школы.

Протокол №

от «__»_______2012г.

Руководитель МО

___________________

Утверждаю

Директор МБОУ

«Междуреченская  СОШ №6»

Приказ №

от «__»_______2012г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПО ФИЗИКЕ

10-11 КЛАССЫ

        

                                                                                               Составил:

                                                                                               учитель физики,

математики

                                                                                               Худякова Оксана Геннадьевна

        п. Междуреченский

                                                               2012 г.

                                               Пояснительная записка.

Статус документа

Рабочая программа по физике для 10-11 классов составлена на основе

  • Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089) и Федеральным БУП для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312);
  • Программы  Г.Я.Мякишева   (Сборник  программ  для   общеобразовательных  учреждений:   Физика   10-11  кл./Н.Н.Тулькибаева, А.Э.Пушкарев. - М.: Просвещение, 2006г.,
  • Программы регионального компонента Архангельской области по физике                                                                                                                                                                                                    10-11 классы под ред. Т.В.Колегичевой,
  • Учебного плана МБОУ “Междуреченская СОШ №6” на 2012-2013 учебный год.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 140 ч для обязательного изучения физики на базовом уровне в 10-11 классах (по 70 ч в каждом из расчета 2 ч в неделю). Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий.

Общая характеристика  учебного предмета

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

В данной программе представлены следующие разделы курса физики: 

физика и методы научного познания,

 механика (туда же входит кинематика, динамика, законы сохранения),

 молекулярная физика и термодинамика, основы электродинамики, колебания и волны, оптика, квантовая физика, строение Вселенной.

Цели и задачи программы:

  • Освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; о наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; о методах научного познавания природы;
  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественно – научной информации;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных  технологий;
  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы, использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач; уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности морально – этической оценке использования научных достижений; чувства ответственности за защиту окружающей среды;
  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечение безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Программа направлена на реализацию личностно-ориентированного,  деятельностного, проблемно-поискового подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности.

Учебный процесс ориентирован на: рациональное сочетание устных и письменных видов работы как при изучении теории, так и при решении задач; сбалансированное сочетание традиционных и новых методов обучения; оптимизированное применение объяснительно-иллюстративных и эвристических методов; использование современных технических средств обучения.

Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (тесты, самостоятельные, контрольные, лабораторные работы) и устный опрос.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 136 часов для обязательного изучения физики на ступени среднего (полного) общего образования, в том числе в 10 и 11 классах по 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. Рабочая программа составлена на 136 часов (из расчета 68 часов на каждый год обучения, 2 часа в неделю), в том числе 13 часов выделено на региональный компонент.

Срок реализации программы 2 учебных года.

Требования к уровню подготовки выпускников.

В результате изучения курса физики 10-11 ученик должен

знать/понимать.

   смысл понятий:

      физическое явление гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

   смысл физических величин:

скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический разряд;

    смысл физических законов:

классической механики ( всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса), сохранения электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

    вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие   физики;

уметь

описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкости и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных вол; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой  для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в  энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио – и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-        обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых  электроприборов, средств радио – и телекоммуникационной связи;

-        оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

-        рационального природопользования и защиты окружающей среды.

          Основное содержание (136 ч.)

              10  класс

Физика и методы научного познания (1ч)

Физика-наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличия

от других методов познания. Экспериментальный характер физики. Научные гипотезы.

Физические законы. Физические теории.

Механика (24 ч.)

Механическое движение и его виды. Относительность механического движения.

Прямолинейное равноускоренное движение. Законы динамики. Всемирное тяготение.

Законы сохранения в механике.

Фронтальные лабораторные работы:

  1. Измерение ускорения свободного падения.
  2. Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести.
  3. Изучение закона сохранения механической энергии.

Региональный компонент:

  1. Настоящее и будущее космодрома Плесецк.
  2. Влияние космических запусков ракет на деятельность людей и природу Архангельской области.

Молекулярная физика. Термодинамика.(22 ч.)

Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Уравнение состояния идеального газа. Внутренняя энергия. Работа газа.

Законы термодинамики. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. Насыщенный и ненасыщенный пары. Влажность.

Фронтальные лабораторные работы :

  1. Опытная проверка закона Гей-Люссака.
  2. Измерение влажности воздух.
  3. Определение удельной теплоемкости льда.

Региональный компонент:

  1.   Тепловой баланс и его влияние на климат Архангельской области.
  2.  Вопросы метеорологии в Архангельской области.
  3. Тепловые двигатели – косвенные источники загрязнения окр. среды Архангельской области.

Основы электродинамики (19 ч.)

Электрический заряд. Закон сохранения заряда. Электрическое поле. Напряженность.                                                                                                    Потенциальная энергия заряженные тела в однородном электростатическом поле, потенциал. Связь между напряженностью и разностью потенциалов. Электроемкость конденсаторов. Электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Соединения проводников. Электровакуумные приборы.

Фронтальные лабораторные работы :

7.  Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.

8.  Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

  Региональный компонент:

  1. Электрофильтры.  

Итоговое повторение (2 ч.), включая годовую контрольную работу.

            11 класс

 Основы электродинамики (продолжение)( 22 ч)

Магнитное поле. Вектор магнитной индукции. Линии магнитной индукции. Сила Ампера. Сила Лоренца. Явление электромагнитной индукции. ЭДС  индукции в движущихся  проводниках. Самоиндукция, индуктивность.

   Свободные и вынужденные колебания. Условия возникновения свободных колебаний. Свободное и вынужденное электромагнитное колебания. Переменный электрический ток. Резонанс в электрической цепи. Генератор на  транзисторе. Автоколебания. Трансформаторы. Волновые явления. Распространение механических волн.  Электромагнитные волны и их свойства. Изобретение радио Поповым, принципы радиосвязи. Радиолокация. Понятие о телевидении. Развитие средств связи.

Фронтальные лабораторные работы :

  1. Измерение магнитной индукции.
  2. Изучение явления электромагнитной индукции.

Региональный компонент:

  1. Биологическое воздействие электромагнитных волн сверхвысокой частоты и защита от них.
  2. Развитие системы связи в  Архангельской области.

  Оптика (18ч)

Развитие взглядов на природу света. Закон отражения света. Закон преломления света. Интерференция света. Дифракция света. Дисперсия света. Поляризация света. Линзы. Постулаты теории относительности .

Виды излучения. Шкала электромагнитных излучений. Спектры, спектральные аппараты, спектральный анализ.

Фронтальные лабораторные работы :

  1. Измерение показателя преломления стекла.
  2. Измерение длины световой волны.
  3. Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы.

   Квантовая физика (17ч)

Зарождение квантовой теории. Фотоэффект. Фотоны. Строение атома. Квантовые постулаты Бора, лазеры. Открытие радиоактивности. Закон радиоактивного распада. Изотопы, открытие нейтрона. Энергия связи. Ядерные реакции.

Региональный компонент:

  1. Загрязнение региона продуктами ядерных реакций.
  2. Утилизация радиоактивных отходов.
  3. Экологическая характеристика и перспективность  ядерной энергетики района.

    Строение Вселенной (7ч)

 Солнечная система. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд.

Региональный компонент:

     6.Влияние Солнечного и космического излучения на жителей региона.

Итоговое повторение (4 ч.), включая годовую контрольную работу.

Учебно-тематический план.

10 класс

2 часа в неделю, всего - 68 ч.

Тема

Количество

часов

Кол-во

лабораторных

работ

Кол-во

контрольных

работ

Кол-во часов регионального компонента

Физика и методы научного познания

1

-

-

-

Механика

24

3

2

2

Молекулярная физика. Термодинамика.

22

3

2

3

Основы электродинамики

19

2

1

2

Итоговое повторение

2

-

1

-

Всего

68

8

6

7

                         

Учебно-тематический план.

11 класс

2 часа в неделю, всего - 68 ч.

Тема

Количество

часов

Кол-во

лабораторных

работ

Кол-во

контрольных

работ

Кол-во часов регионального компонента

Основы электродинамики (продолжение)

22

2

1

2

 Оптика

18

3

1

-

 Квантовая физика

17

-

1

3

Строение Вселенной

7

-

-

1

Итоговое повторение

4

-

1

-

Всего

68

5

4

6

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу дополнительных образовательных услуг "Физика в лицах" 7 класс

Данная программа является курсом, позволяющим развивать навыки творческого подхода к изучению школьного предмета «Физика».Элективный курс рассчитан на учащихся 7 классов, проявляющих интерес к изучени...

Рабочая программа для 7-9 классов по физике

Рабочая программа для 7-9 классов по физике к УМК Е.М.Гутник и А.В.Перышкина, 2 ч/нед....

Рабочая программа и КТП элективного курса по физике "Физика в теории и практике"

Программа соответствует государственным стандартам общего образования.Способствует овладению ключевыми и предметными компетенциями, углублению, расширению и повышению качества обучения по предмету при...