Термодинамика. Решение типовых задач.
учебно-методический материал по физике по теме

Криулькина Ольга Николаевна

План-конспект практического занятия по теме "Термодинамика", теоретические вопросы, типовые задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл titul_td.docx11.46 КБ
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc32 КБ
Файл plan-konspekt_termodinamika.docx20.1 КБ
Файл td.algoritmy_resheniya_zadach.pptx188.95 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ № 2»

«Итоговое  практическое занятие по термодинамике»

План-конспект практического занятия

Учебная дисциплина:  Физика                

Курс: первый (на базе 9 классов)

для специальности  060501

«СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО»

квалификация «Медицинская сестра/медицинский брат»

Преподаватель Криулькина О.Н.

Санкт -  Петербург.

2013



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

  •  «Термодинамика» изучает явления с точки зрения взаимопревращения различных видов энергии. С термодинамическими явлениями человек сталкивается ежедневно на протяжении всей жизни. Самым значимым достижением термодинамики, безусловно, является создание тепловых машин. Именно это открытие дало колоссальный толчок развитию техники: созданы автомобильные двигатели внутреннего сгорания, дизельные двигатели, реактивные двигатели, паровые и газовые турбины без которых трудно представить современный мир.
  • Данное практическое занятие является заключительным при изучении выбранной темы. При выборе формы проведения занятия учитывалась необходимость обобщения теоретических знаний студентов и умения применить эти знания на практике при решении типовых задач по теме. Исходя из вышеуказанных целей, занятие по методике проведения разделено на две части.
  • В первой части для контроля усвоения основных положений термодинамики (контроля теоретических знаний) проводится фронтальный опрос по методу «змейка», предполагающий участие в обсуждении всех студентов группы. Вопросы для самоподготовки предложены студентам ранее (выложены на странице преподавателя на сайте техникума). При проведении опроса вопросы задаются  методом случайной выборки из списка, что концентрирует внимание студента на всем материале темы, не зависимо от того, каким по порядку  в «змейке» он оказался. Количество заданных вопросов варьируется в зависимости от уровня подготовки группы.
  • Вторая часть отведена отработке умения решать типовые задачи по термодинамике. Студентам предоставляются образцы решения, что позволяет каждому, разобрав алгоритм, самостоятельно решать типовые задачи, развивает внимание и логику при определении типа задачи и законов, применяемых при ее решении. Пакет, получаемый каждым студентом, состоит из карточки-образца, справочного материала. Преподаватель объясняет ход решения, используя подготовленную презентацию.
  • Для контроля выработанного умения по окончании работы с образцом каждый студент решает задачи разобранных типов самостоятельно.
  • Сочетание двух методик представляется наиболее эффективным для осуществления целей итоговых занятий по разделам физики, входящим в программу изучения предмета в средних специальных образовательных медицинских учреждениях.    


Предварительный просмотр:

План-конспект практического занятия по физике для студентов 1 курса (на базе 9 классов)

Преподаватель

Криулькина Ольга Николаевна

Тема занятия

Термодинамика, решение задач.

Цель занятия

Повторение и углубление сведений по термодинамике; закрепление в сознании учащихся  основных ее законов, фазовых состояниях и переходах веществ; отработка навыков и умений решения задач ,использования справочных материалов.

Задачи

Обучающие:

  • Повторить основные положения термодинамики, законы термодинамики.
  • Пользоваться справочными таблицами.
  • Правильно оценивать происходящие процессы.

Развивающие:

  • Различать области применения законов.
  • Развивать аккуратность и внимание при решении задач
  • Развитие учебно-познавательной компетенции – самоконтроля и самооценки.

Воспитывающие:

  • Воспитание культуры учебной деятельности.

Оборудование урока

Мультимедийный проектор

Инструментальные средства

Презентация  Power Point

Этапы занятия

Содержание

Примечания время

1 этап

Организационный

Организационный момент ( приветствие, регистрация, проверка готовности к занятию).

2 мин.

2 этап

Объявление темы занятия,  его сценария

Занятие по заданной теме является заключительным при изучении раздела «Термодинамика» и состоит из двух частей.

  • В первой части для контроля усвоения основных положений термодинамики (контроля теоретических знаний) проводится фронтальный опрос по методу «змейка», предполагающий участие в обсуждении всех студентов группы. Вопросы для самоподготовки предложены студентам ранее. При проведении опроса вопросы задаются  методом случайной выборки из списка, что концентрирует внимание студента на всем материале темы, не зависимо от того, каким по порядку  в «змейке» он оказался.
  • Во второй части для отработки умения решать типовые задачи по термодинамике выбрана методика решения по образцу. Эта методика позволяет каждому студенту, разобрав алгоритм, самостоятельно решать типовые задачи, развивает внимание и логику при определении типа задачи и законов, применяемых при ее решении.
  • Для контроля выработанного умения каждый студент, разобрав алгоритм, решает задачи каждого из разобранных типов самостоятельно.

3мин.

3 этап

Теоретический опрос

 Отвечать будете по очереди, змейкой, начало отсчета от окна. Если вы правильно отвечаете на предложенный вопрос, поставьте  «+» под своей фамилией на именном листе, если ответа не знаете, ставите «-». Наличие трех плюсов означает, что вам не придется дополнительно отвечать по данной теме. Знаки ставьте последовательно, чтобы я получила представление об уровне вашей подготовки. Если кто-то не отвечает на свой вопрос, то на него отвечает следующий, правильный ответ на чужой вопрос не освобождает от ответа на свой, но дает дополнительный, бонусный «+». Отвечайте коротко, передавая только суть, не вдаваясь в детали, не опуская важного.

Задания для активизации имеющихся знаний студентов:

  1. Что изучает термодинамика
  2. Что понимают под термином внутренняя энергия тела
  3. Можно ли внутреннюю энергию полностью перевести в механическую
  4. Что понимают под термином теплообмен
  5. Что означает изменение внутренней энергии системы
  6. Как можно перевести систему в новое состояние
  7. Пример процесса теплообмена
  8. Что такое теплота
  9. Чем отличается нагревание тела от сообщения ему теплоты
  10. Формулировка первого начала термодинамики
  11. Как расставляются знаки количества теплоты  Как расставляются знаки работы
  12. Как формулируется первый закон ТД для изотермического изменения состояния идеального газа
  13. Как формулируется первый закон ТД для изобарного изменения состояния идеального газа
  14. Как формулируется первый закон ТД для изохорного изменения состояния идеального газа
  15. Что такое адиабатный процесс
  16. Как формулируется первый закон ТД для адиабатного изменения состояния идеального газа
  17. Второе начало термодинамики
  18. Что такое тепловая машина
  19. Какие устройства необходимы для работы тепловой машины
  20. Принцип работы тепловой машины
  21. Что такое идеальная тепловая машина
  22. Что такое КПД
  23. Как определяется максимально возможный КПД теплового двигателя
  24. Примеры тепловых машин
  25. Что такое удельная теплоемкость вещества
  26. По какому закону происходит нагревание (охлаждение) тел
  27. Что такое фазовый переход вещества
  28. Что такое удельная теплота плавления
  29. Как называется процесс перехода вещества из твердого состояния в жидкое
  30. Как называется процесс перехода вещества из жидкого состояния в твердое
  31. Как называется процесс перехода вещества из жидкого состояния в газообразное
  32. Как называется процесс перехода вещества из газообразного состояния в жидкое
  33. По какому закону происходит плавление (кристаллизация) тел
  34. Что такое удельная теплота парообразования тел
  35. По какому закону происходит парообразование (конденсация) тел
  36. Что происходит с молекулами (атомами) тела при нагревании
  37. Что происходит с молекулами (атомами) тела при охлаждении
  38. Что происходит с молекулами (атомами) тела при плавлении
  39. Что происходит с молекулами (атомами) тела при кристаллизации
  40. Что происходит с молекулами (атомами) тела при испарении
  41. Что происходит с молекулами (атомами) тела при конденсации
  42. Как изобразить диаграмму фазовых переходов вещества в координатах температура/количество теплоты
  43. выделение тепла при сгорании
  44. Что такое теплота сгорания топлива
  45. По какому закону происходит топлива в идеальных условиях
  46. Определить по диаграмме состояния вещества, в каком агрегатном состоянии оно находится (фаза т.т.)                                  
  47. Определить по диаграмме состояния вещества, в каком агрегатном состоянии оно находится (плавление)                                          
  48. Определить по диаграмме состояния вещества, в каком агрегатном состоянии оно находится ( фаза жидкости)                                          
  49. Определить по диаграмме состояния вещества, в каком агрегатном состоянии    оно находится (парообразование)                                                                                      
  50. Меняется ли температура тела при плавлении (кристаллизации)
  51. Меняется ли температура тела при парообразовании (конденсации)

85мин.

Список вопросов

4 этап

Решение задач по образцу

  • Предложены задачи трех основных типов (нагревание, фазовый переход, тепловые двигатели). Образец решения задачи записывается в рабочую тетрадь. Решение задачи проговаривается для того, чтобы все этапы ее решения были понятны.
  •  После окончания отработки решения , каждый самостоятельно решает задачи. Решение записывается на именном листе, на котором выставлены «+» и «-», полученные при ответах на устные вопросы. При записи необходимо указать «имя» задачи, правильно и аккуратно оформить решение, правильно определить знак количества теплоты, расставить индексы.  

85мин.

Таблицы

Карточки

Слайды

5 этап

Заключительный

Подведение итогов:

  • Преподаватель дает правильные ответы на задачи для самостоятельного решения.
  • Студенты оценивают свои работы и

сдают их на проверку.

Домашнее задание – решить  по одной задаче каждого из разобранных типов.

5мин.

Слайды


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Термодинамика Алгоритмы решения задач.

Слайд 2

Нагревание (охлаждение)

Слайд 3

Нагревание (охлаждение) Задача для самостоятельного решения При охлаждении алюминиевого шарика массой 250г произошло выделение 20,9 кДж теплоты. Какой стала температура шарика (в градусах по шкале Цельсия), если до охлаждения она составляла 125 0 С? При решении задачи обрати внимание на знак Q , ведь происходит выделение тепла, ведущее к охлаждению (-)

Слайд 4

Тепловые двигатели

Слайд 5

Тепловые двигатели Задача для самостоятельного решения В идеальной тепловой машине за счет каждого килоджоуля энергии, получаемого от нагревателя, совершается работа 400 Дж. Определите КПД машины и температуру холодильника (в градусах по шкалам Кельвина и Цельсия), если температура нагревателя 500 0 К. При решении задачи правильно расставь индекс искомой величины, индекс 1 соответствует нагревателю, а индекс 2 – холодильнику.

Слайд 6

Фазовый переход

Слайд 7

Фазовый переход Задача для самостоятельного решения Определите, какое количество теплоты необходимо затратить, чтобы 2кг льда, взятого при температуре минус 30 0 С, расплавить и полученную воду нагреть до 50 0 С?

Слайд 8

Ответы Нагревание (охлаждение): t 2 = 30 0 C Тепловые двигатели : T 1 = 300 0 K (27 0 C ) Фазовый переход : Q =1206000Дж=1,206 МДж

Слайд 9

Условия домашних задач

Слайд 10

Задача 1 Стальной шарик массой 300г нагрели, передав ему 6,9 кДж теплоты. Какой стала температура шарика (в градусах по шкале Цельсия), если его начальная температура составляла 27 0 С ? Не забудь определить тип задачи. Следи за оформлением. Справочный материал содержится в приложении «Тепловые свойства веществ». Будь внимателен при переводе табличных величин в систему СИ.

Слайд 11

Задача 2 В идеальной тепловой машине за счет каждого килоджоуля энергии, получаемого от нагревателя, совершается работа 750 Дж. Определите КПД машины и температуру нагревателя (в градусах по шкалам Кельвина и Цельсия), если температура холодильника 180 0 К . Не забудь определить тип задачи. Следи за оформлением. Будь внимателен при переводе температуры в градусы по шкале Цельсия.

Слайд 12

Задача 3 Определите, какое количество теплоты необходимо затратить, чтобы 4кг льда, взятого при температуре минус 5 0 С, расплавить и полученную воду нагреть до 40 0 С? Не забудь определить тип задачи. Следи за оформлением. Справочный материал содержится в приложении «Тепловые свойства веществ». Будь внимателен при переводе табличных величин в систему СИ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Решение типовых задач по информатике основной школы "с

Пояснительная запискаКурс «Решение типовых задач по информатике основной школы» предназначен для учащихся 9-х классов. Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, становят...

Решение типовых задач по химии

Наиболее сложный вопрос школьной программы для учащихся это решение задач. В данной работе поэтапно расписан алгоритм решения задач разных видов....

Подготовка к ОГЭ: решение типовых задач

Дорогие ребята!С целью подведения итогов учебного года и проверки усвоения материала вашему вниманию предлагаются задачи, охватывающие все темы экзаменационных вопросов за курс основной школы.На выпол...

58. Интерактивный тест по теме: "ЕГЭ. Решение типовых задач №3 и №6 ".

Данный тест с автоматизированной проверкой ответа может быть использован на занятиях контроля знаний учащихся во время подготовки к ЕГЭ модуля геометрии при отработке решения задач №3 и...

№66. Решение типовых задач и упражнений по теме:"Корень n-степени и его свойства". Для группы ПК-1 за 5.11.20.

Задание:1) Ответиь на вопросы по теории.2) Выполнить задания С №1-№7....

16.04.2021 МСТ1 и 7.04.2021 ПК1 Тема: " Решение типовых задач".

Задание:ВычислитьУпростить  Задание выполнить из 1 блока, используя основные тригонометрические формулы и примеры с решениями....