Интегрированный урок математика и физика
план-конспект урока по физике (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Чудеса в решете».
Тип урока: интегрированный урок математика и физика.
Цель урока: показать тесную связь между математикой и физикой.
Задачи урока:
- образовательная: обобщить и систематизировать знания;
- развивающая: формировать умение добывать знания; для развития мышления учащихся продолжить отработку умственных операций анализа и сравнения; научить применять полученные знания в нестандартных ситуациях для решения аналитических задач; продолжить формирование умения решать задачи;
- воспитательная: продолжить формирование познавательного интереса учащихся; продолжить формирование стремления к глубокому усвоения теоретических знаний через решение задач.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация, тарелка, монета, яйцо, соль, иголка, стакан.
План урока:
- Организационный момент. Сценка «Два брата».
- Актуализация знаний.
- «Чудо решение».
- «2*2=5» софизм.
- Лист Мебиуса.
- Опыт №1 «Сухим из воды».
- Опыт №2 «Яйцо нейтральной плавучести».
- Опыт №3 «Плавающая иголка».
- Рефлексия.
- Подведение итогов.
Ход урока.
- Организационный момент.
Сценка «Два брата».
Ведущая. Жили - были два брата:
Треугольник с квадратом.
Старший – квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший – треугольный,
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать Квадрат:
Квадрат. Почему ты злишься, брат?
Ведущая. Тот кричит ему:
Треугольник. Смотри, ты полней меня и шире.
У меня углов лишь 3, у тебя же их 4.
Квадрат. Брат, я же старший, я квадрат.
Ведущая. И сказал еще нежней:
Квадрат. Неизвестно, кто нужней!
Ведущая. Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато,
Срезать старшему углы. (Срезает.)
Уходя сказал:
Треугольник. Приятных я тебе желаю снов.
Ложился спать ты квадратом,
А проснешься без углов.
Ведущая. Но на утро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он – нет квадрата,
Онемел, стоял без слов.
Вот так месть: теперь у Квадрата
Сколько новеньких углов? (Восемь.)
Учитель математики: вот с такой веселой сценки мы решили начать наш необычный урок под названием «Чудеса в решете».
Урок, который даст вам возможность получить новую и интересную информацию, развить познавательный интерес, воображение, внимание, память. Итак, начинаем.
- Актуализация знаний.
Задание 1 «Чудо решение».
На доске написаны три примера с решениями. Ваша задача, внимательно посмотреть и сказать, все ли выполнено, верно. (Работа по рядам).
2x+x*8=72 8y+y-7=20 (63-42)*25=(18-8)*25=10*25=250
Вывод: нарушен порядок действий, ошибка при приведении подобных слагаемых, ошибка при возведении в степень.
Задание 2 «Задача - Софизм».
«Софизм» - от греч.слова «хитрая выдумка, уловка, ложное высказывание, которое при поверхностном рассмотрении кажется правильным. Задачи – софизмы основаны на нарушении правил логики. Математические софизмы были придуманы еще в 5 в. до н. э. Сейчас я покажу вам, что 5=22.
5x-25+20=4x Найдите ошибку. ( Делить на 0 нельзя, при x=5)
5x-25=4x-20
5(x-5)=4(x-5)
5=22
Вы считает, что я вас обманываю?
Задание 3. В математике есть задания, не требующие решения, но где нужна логика и смекалка.
Лист бумаги квадратной формы сложить пополам, потом еще пополам, потом еще пополам. В углу, где сгибы проделать дырочку и ответьте на вопрос: Сколько будет дырочек, если развернем лист бумаги? (2)
Учитель физики: «Лист Мебиуса» (презентация).
Итак, ребята, продолжим свершать чудеса. Перед вами имеется полоска бумаги. Она непростая. Считается, что любая поверхность имеет две стороны, но немецкий ученый, геометр Август Фердинанд Мёбиус в 1858 г. сделал поразительное открытие – получил поверхность, которая имеет лишь одну сторону. Говорят, что придумал свою ленту Август Фердинанд Мёбиус, когда наблюдал за горничной, которая надевала на шею шарф. Лента была названа в честь ее открывателя – лента Мёбиуса.
Но лента Мёбиуса не только упражнение для разума, она и вполне практически применяется. В виде ленты Мёбиуса делают полосу ленточного конвейера, что позволяет ему работать дольше, потому что вся поверхность ленты равномерно изнашивается. Еще применяются ленты Мёбиуса в системах записи на непрерывную плёнку (чтобы удвоить время записи), в матричных принтерах красящая лента также имела вид листа Мёбиуса для увеличения срока годности.
(Задание по презентации.)
Какие же чудеса без опытов?!
Задание 4. Опыт №1 «Сухим из воды»
Положите монету на большую плоскую тарелку. Налейте столько воды, чтобы она покрыла монету. А теперь предложите гостям или зрителям достать монетку, не намочив при этом пальцев.
Объяснение: нагретый воздух выйдет из банки, и благодаря разности атмосферного давления внутри банки вода втянется внутрь банки. Теперь можно взять монету, не замочив рук.
Задание 5. Опыт №2 «Яйцо нейтральной плавучести»
Наливаем воду в стакан, лучше теплую, чтобы соль быстрее растворялась. Яйцо тяжелее воды, поэтому тонет. Добавляем еще соли. Вода становится плотнее. Яйцо всплывает на уровень, где его плотность равна плотности воды. В подобном состоянии находится подводная лодка. Она может держаться ниже уровня воды, не падая на дно, только тогда, когда весит ровно столько, сколько вытесняет воды. Сделав воду еще плотнее, яйцо всплывает к поверхности.
Задание 6. Опыт №3 «Свеча и воронка».
Возьмите воронку концом трубки в рот и потуши через воронку свечу. Скорее всего - не потушится. Даже если направлять раструб воронки прямо на пламя свечи и дуть во всю мочь, а пламя не только не задувается, наоборот, будто втягивается в воронку. Объяснение: оказывается, струи воздуха выходя из твоего рта, текут по раструбу воронки и растекаются в стороны к краям воронки. Чтобы потушить свечу, достаточно слегка наклонить воронку так, чтобы пламя свечи находилось напротив ободка.
Задание *. Опыт №4 «Плавающая иголка». (Дополнительно.)
Смазываем иголку подсолнечным маслом. Подвешиваем ее на нитках и аккуратно опускаем на воду. Иголка плавает.
Объяснение: Покрытая жиром иголка не смачивается и остается на плаву благодаря поверхностному натяжению воды.
- Рефлексия.
Что Вам понравилось на уроке?
Что не понравилось?
Хотели бы Вы, чтобы такие уроки проводились чаще?
- Подведение итогов.
Учитель математики: Сегодня, мы с Индирой Рясимовной лишь слегка приоткрыли дверцу, за которой находится эта бесконечная и удивительная страна - СТРАНА ЗНАНИЙ, поэтому, учитесь, интересуйтесь и познавайте различные науки.
Учитель физики: Кто в школе смог стать капитаном,
Тому открыты все пути:
Владеть он будет океаном,
Воздушным, водным и земным!
Успехов ВАМ и новых побед.
МОУ «Николаевская средняя общеобразовательная школа»
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК
МАТЕМАТИКА И ФИЗИКА
(5 КЛАСС)
«ЧУДЕСА В РЕШЕТЕ»
Выполнили:
Учитель математики: Мещерякова Н.В.
Учитель физики: Бикмурзина И.Р.
г. Саранск 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок математики и физики "Движение по параболе" 10-11 класс
Материал содержит конспект урока,презентацию и видеофрагменты к уроку.Может использоваться на уроках физики и математики с 9 по 11 класс в рамках прохождения данной темы.Урок подготовлен совместно с у...
Интегрированный урок - математика в физике. «Приложения определенного интеграла в задачах физики».
Интегрированный урок - математика в физике содержит исторические сведения о происхождении терминов и понятий, об ученых, знакомит с историей развития интегрального исчисления, физические задачи, приво...
Презентации к интегрированному уроку математика в физике
Презентации к уроку математика в физике. Применение определенного интеграла к решению задач по физике...
Интегрированный урок математики и физики "Гармонические колебания"
Освоение учащимися знаний о гармонических колебаний на основе межпредметных связей естественно-научного и математического циклов предметов.Задачи урока:Формирование исследовательского умения через изв...
интегрированный урок математика и физика "Замечательные точки треугольника или что такое центр тяжести"
презентация к уроку ""Замечательные точки треугольника или что такое центр тяжести", геометрия 7 класс...
конспект интегрированного урока математика и физика 7 класс "Замечательные точки треугольника или что такое центр тяжести"
конспект урока...
интегрированный урок математики и физики
интегрированный урок: конспект и презентация...