Урок по теме "Три состояния вещества" в 7 классе
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме

Разработка урока по физике "Три состояния вещества".Урок деятельностного типа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

"Три состояния вещества". Урок физики в 7-м классе

Цели урока:

Обучающая: Развитие знаний о механических свойствах твердых тел, жидкостей и газов на основе представлений о молекулярном строении вещества.

Развивающая: Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между фактами, явлениями и причинами, их вызвавшими, выдвигать гипотезы, их обосновывать и проверять достоверность.

Воспитывающая: Продолжить формирование познавательного интереса к предмету “Физика”

Оборудование к уроку:

План урока:

Организационный момент – 1 мин.

Актуализация опорных знаний - 5

Мотивация, целеполагание – 5 мин.

Изучение нового материала – 15 мин.

Закрепление материала – 5 мин.

Домашнее задание – 2 мин.

Рефлексия – 3 мин.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок: мы – экспериментаторы, т. к. физика - наука экспериментальная. Мы с вами будем приобретать новые знания при самостоятельном выполнении эксперимента. Мы продолжим  сегодня учится выполнять исследование и его анализировать.

II. Актуализация опорных знаний

Учитель. Каждый исследователь должен обладать особыми знаниями, чтобы проводить эксперименты. Давайте проверим, обладаем ли мы знаниями о строении вещества, прежде чем проводить исследование.

Вопросы для проверки усвоения материала (фронтальный опрос):

1.Что дают человеку знания о строении вещества?

2.Чем объясняется увеличение  (уменьшение) объема тела при его нагревании (охлаждении)?

3.Что называют молекулами?

4.Почему вещества кажутся нам сплошными?

5.Отличаются ли между собой молекулы одного и того же вещества?

6.Как называются частицы, из которых состоят молекулы?

7.Какое явление называют диффузией?

8.Объясните разную скорость диффузии в жидкостях, газах и твердых телах.

9.Как связаны между собой скорость движения молекул тела и его температура?

10.Почему твердые тела и жидкости не распадаются на отдельные молекулы?

11.Почему нельзя соединить два куска разломанного мела или два куска стекла?

12.Сделайте вывод о силах взаимодействия между молекулами.

Учитель. Я вижу, вы готовы сегодня к уроку.

III. Мотивация, целеполагание.

Учитель. Переходим к следующему этапу урока. В нашу лабораторию попали видеофрагменты. Я предлагаю вам их просмотреть, и выяснить о чем идет речь? (Создается проблемная ситуация) На экране демонстрируется видеофрагмент “Вода”, но без названия.

Учитель. Как высчитаете, о чем пойдет сегодня речь на уроке?

Ученик. Сегодня речь пойдет о том, что вода может находиться в трех состояниях.

IV. Изучение нового материала

Учитель. Верно. Давайте откроем тетради и запишем тему урока: “Три состояния вещества”. Сегодня мы будем говорить о трех состояниях вещества. Данные состояния называются агрегатными состояниями вещества. (Запись в тетрадь).

Существует три состояния вещества - твердое, жидкое и газообразное. Запишите схему в тетрадь – схема на доске + (См. слайд 2 презентации).

Учитель. Существуют три состояния вещества, вещества переходят из одного состояния в другое.

Рассмотрите перечень веществ, записанных на доске: железо, кислород, лед, бензин, вода, дерево, водяной пар, спирт, стекло, пластмасса.

Выберите вещества, находящиеся в твердом состоянии, жидком и газообразном.

 Какое вещество, самое распространенное в природе может переходить из одного состояния в другое? (В твердом состоянии – лед, в жидком – вода, в газообразном – водяной пар).

Любое вещество может находиться в трех агрегатных состояниях. Но свойства веществ в разных состояниях различны. Сегодня мы должны выяснить, какими свойствами обладают тела, в зависимости от состояния и возможен ли переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. Физика - наука экспериментальная и мы сегодня с вами исследователи-экспериментаторы. Разделимся на группы.

У нас работает три группы исследователей – экспериментаторов.

По окончании работы каждая группа предлагает ответы к вопросам, чтобы правильно ответить на вопросы необходимо провести эксперимент. Каждая группа делает выводы - добились ли они цели своего эксперимента. Затем мы составим таблицу, которая и объединит все ваши выводы. Таблица называется “Агрегатные состояния вещества”.

Исследовательская работа

1 группа: Исследует свойства твердого тела. 
2 группа: Исследует свойства жидкостей. 
3 группа: Исследует свойства газов.

Задание группе № 1

Цель исследования: изучить  свойства твердого тела.

Оборудование: деревянный брусок, металлический цилиндр

  1. Измените форму бруска, цилиндра (попробуйте согнуть)
  2. Измените объем бруска, цилиндра (попробуйте сжать, растянуть)
  3. Сделайте вывод и запишите его в тетрадь.

Твердые тела ….(имеют, не имеют)  собственную форму, ….. (сохраняют, не сохраняют) постоянный объем.

Задание группе № 2

Цель исследования: изучить  свойства жидкости.

Оборудование: сосуды разной формы: стакан, колба, мензурка подкрашенная вода, шприц.

1.Налейте в первый сосуд 100 мл подкрашенной воды, затем поочередно перелейте ее в другие сосуды.

2. Наберите в шприц небольшое количество жидкости, заткните пальцем отверстие шприца и попробуйте сжать воду.

3. Сделайте вывод и запишите его в тетрадь.

Жидкости … (имеет, не имеет) собственной формы, но… (сохраняет, не сохраняет) постоянный объем.

Задание группе № 3

Цель исследования: изучить  свойства газа.

Оборудование: стакан, сосуд с водой, шприц, воздушный шарик.

1.Опустите перевернутый стакан в сосуд с водой. Почему вода не входит в стакан? Занимает ли воздух весь объем стакана?

2.Чтобы определить сохраняют ли газы объем и форму, проведите опыт с воздушным шариком: сожмите шарик, а затем отпустите.

3. Сделайте вывод и запишите его в тетради.

Газы … (имеют, не имеют) собственной формы, …(сохраняют, не сохраняют) постоянного объема.

Учитель. Заканчивайте исследование и ознакомьте всех с выводами.

Как мы видим, свойства тел, находящихся в разных агрегатных состояниях, разные.

Как вы думаете, чем это объясняется?

Чтобы ответить на этот вопрос, поработайте с учебником, § 12, стр. 28-29.

Заполните предложенную таблицу (слайд).

V. Закрепление  материала.

Сегодня мы убедились, что сами можем многого добиться, пользуясь методами физики: опыты, размышления приводят нас к гипотезе, с помощью которой мы объясняем происходящие вокруг нас явления.

1.Что общего в свойствах твердого и жидкого тела?

2.Что общего в свойствах жидкостей и газов?

3. В каком состоянии твердом или жидком притяжение между молекулами воды больше?

4.В бутылке находится вода объемом 0.5 л. Ее переливают в колбу вместимостью 1 л. Изменится ли объем воды?

5. Пусть каждый ученик вашего класса – молекула, а все вы вместе – скопление молекул. Что напоминает это скопление – газ, жидкость, твердое тело? А почему? А какая «сила» удерживает «молекулы» на своих местах? (Сознательная дисциплина) Но прозвенел звонок  и «коллектив» превращается в …, разлетается по всей школе, селу. А кода вы все бежите в столовую, то ведете себя как молекулы какого вещества?

VI. Рефлексия.

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

«Фразеологизм» или «Пословица»

Выберите фразеологизм или пословицу которые характеризуют вашу  работу сегодня

Шевелить мозгами

Краем уха

Хлопать ушами

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока физики "Агрегатные состояния вещества"

Разработка урока физики по теме "Агрегатные состояния вещества" в 8 классе. Урок обобщения и систематизации знаний. УМК: С.В. Громов, Н.А. Родина....

Презентация к уроку "Изменение агрегатных состояний вещества"

Урок разработан в виде деловой игры с сохранением основных этапов урока....

Урок соревнование "Агрегатные состояния вещества"

Повторительно- обощающий урок по теме "Агрегатные состояния вещества". Урок с использованием игровой технологии....

Презентация к уроку "Изменение агрегатных состояний вещества"

На уроке рассматриваются сразу все фазовые переходы....

Презентация к уроку по теме "СОСТОЯНИЯ ВЕЩЕСТВА",5 класс. Курс "Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание"

Данная презентация может использоваться на уроках естествознания в 5-6 класах, как вспомогательный материал, обеспечивающий визуализацию поданного материала. Это способстует лучему усвоению материала....

Конспект урока: "Характеристика твердого состояния вещества."

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения и свойствами твердых тел, деформацией, ее видами и характеристиками, тепловым расширением твердых тел....

презентация 7 класс Урок № 9 "Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел"

поэтапная структура урока 7класс урок №9 "Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей  и твердых тел"...