Урок по теме "Три состояния вещества" в 7 классе
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме
Разработка урока по физике "Три состояния вещества".Урок деятельностного типа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
"Три состояния вещества". Урок физики в 7-м классе
Цели урока:
Обучающая: Развитие знаний о механических свойствах твердых тел, жидкостей и газов на основе представлений о молекулярном строении вещества.
Развивающая: Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между фактами, явлениями и причинами, их вызвавшими, выдвигать гипотезы, их обосновывать и проверять достоверность.
Воспитывающая: Продолжить формирование познавательного интереса к предмету “Физика”
Оборудование к уроку:
План урока:
Организационный момент – 1 мин.
Актуализация опорных знаний - 5
Мотивация, целеполагание – 5 мин.
Изучение нового материала – 15 мин.
Закрепление материала – 5 мин.
Домашнее задание – 2 мин.
Рефлексия – 3 мин.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок: мы – экспериментаторы, т. к. физика - наука экспериментальная. Мы с вами будем приобретать новые знания при самостоятельном выполнении эксперимента. Мы продолжим сегодня учится выполнять исследование и его анализировать.
II. Актуализация опорных знаний
Учитель. Каждый исследователь должен обладать особыми знаниями, чтобы проводить эксперименты. Давайте проверим, обладаем ли мы знаниями о строении вещества, прежде чем проводить исследование.
Вопросы для проверки усвоения материала (фронтальный опрос):
1.Что дают человеку знания о строении вещества?
2.Чем объясняется увеличение (уменьшение) объема тела при его нагревании (охлаждении)?
3.Что называют молекулами?
4.Почему вещества кажутся нам сплошными?
5.Отличаются ли между собой молекулы одного и того же вещества?
6.Как называются частицы, из которых состоят молекулы?
7.Какое явление называют диффузией?
8.Объясните разную скорость диффузии в жидкостях, газах и твердых телах.
9.Как связаны между собой скорость движения молекул тела и его температура?
10.Почему твердые тела и жидкости не распадаются на отдельные молекулы?
11.Почему нельзя соединить два куска разломанного мела или два куска стекла?
12.Сделайте вывод о силах взаимодействия между молекулами.
Учитель. Я вижу, вы готовы сегодня к уроку.
III. Мотивация, целеполагание.
Учитель. Переходим к следующему этапу урока. В нашу лабораторию попали видеофрагменты. Я предлагаю вам их просмотреть, и выяснить о чем идет речь? (Создается проблемная ситуация) На экране демонстрируется видеофрагмент “Вода”, но без названия.
Учитель. Как высчитаете, о чем пойдет сегодня речь на уроке?
Ученик. Сегодня речь пойдет о том, что вода может находиться в трех состояниях.
IV. Изучение нового материала
Учитель. Верно. Давайте откроем тетради и запишем тему урока: “Три состояния вещества”. Сегодня мы будем говорить о трех состояниях вещества. Данные состояния называются агрегатными состояниями вещества. (Запись в тетрадь).
Существует три состояния вещества - твердое, жидкое и газообразное. Запишите схему в тетрадь – схема на доске + (См. слайд 2 презентации).
Учитель. Существуют три состояния вещества, вещества переходят из одного состояния в другое.
Рассмотрите перечень веществ, записанных на доске: железо, кислород, лед, бензин, вода, дерево, водяной пар, спирт, стекло, пластмасса.
Выберите вещества, находящиеся в твердом состоянии, жидком и газообразном.
Какое вещество, самое распространенное в природе может переходить из одного состояния в другое? (В твердом состоянии – лед, в жидком – вода, в газообразном – водяной пар).
Любое вещество может находиться в трех агрегатных состояниях. Но свойства веществ в разных состояниях различны. Сегодня мы должны выяснить, какими свойствами обладают тела, в зависимости от состояния и возможен ли переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. Физика - наука экспериментальная и мы сегодня с вами исследователи-экспериментаторы. Разделимся на группы.
У нас работает три группы исследователей – экспериментаторов.
По окончании работы каждая группа предлагает ответы к вопросам, чтобы правильно ответить на вопросы необходимо провести эксперимент. Каждая группа делает выводы - добились ли они цели своего эксперимента. Затем мы составим таблицу, которая и объединит все ваши выводы. Таблица называется “Агрегатные состояния вещества”.
Исследовательская работа
1 группа: Исследует свойства твердого тела.
2 группа: Исследует свойства жидкостей.
3 группа: Исследует свойства газов.
Задание группе № 1
Цель исследования: изучить свойства твердого тела.
Оборудование: деревянный брусок, металлический цилиндр
- Измените форму бруска, цилиндра (попробуйте согнуть)
- Измените объем бруска, цилиндра (попробуйте сжать, растянуть)
- Сделайте вывод и запишите его в тетрадь.
Твердые тела ….(имеют, не имеют) собственную форму, ….. (сохраняют, не сохраняют) постоянный объем.
Задание группе № 2
Цель исследования: изучить свойства жидкости.
Оборудование: сосуды разной формы: стакан, колба, мензурка подкрашенная вода, шприц.
1.Налейте в первый сосуд 100 мл подкрашенной воды, затем поочередно перелейте ее в другие сосуды.
2. Наберите в шприц небольшое количество жидкости, заткните пальцем отверстие шприца и попробуйте сжать воду.
3. Сделайте вывод и запишите его в тетрадь.
Жидкости … (имеет, не имеет) собственной формы, но… (сохраняет, не сохраняет) постоянный объем.
Задание группе № 3
Цель исследования: изучить свойства газа.
Оборудование: стакан, сосуд с водой, шприц, воздушный шарик.
1.Опустите перевернутый стакан в сосуд с водой. Почему вода не входит в стакан? Занимает ли воздух весь объем стакана?
2.Чтобы определить сохраняют ли газы объем и форму, проведите опыт с воздушным шариком: сожмите шарик, а затем отпустите.
3. Сделайте вывод и запишите его в тетради.
Газы … (имеют, не имеют) собственной формы, …(сохраняют, не сохраняют) постоянного объема.
Учитель. Заканчивайте исследование и ознакомьте всех с выводами.
Как мы видим, свойства тел, находящихся в разных агрегатных состояниях, разные.
Как вы думаете, чем это объясняется?
Чтобы ответить на этот вопрос, поработайте с учебником, § 12, стр. 28-29.
Заполните предложенную таблицу (слайд).
V. Закрепление материала.
Сегодня мы убедились, что сами можем многого добиться, пользуясь методами физики: опыты, размышления приводят нас к гипотезе, с помощью которой мы объясняем происходящие вокруг нас явления.
1.Что общего в свойствах твердого и жидкого тела?
2.Что общего в свойствах жидкостей и газов?
3. В каком состоянии твердом или жидком притяжение между молекулами воды больше?
4.В бутылке находится вода объемом 0.5 л. Ее переливают в колбу вместимостью 1 л. Изменится ли объем воды?
5. Пусть каждый ученик вашего класса – молекула, а все вы вместе – скопление молекул. Что напоминает это скопление – газ, жидкость, твердое тело? А почему? А какая «сила» удерживает «молекулы» на своих местах? (Сознательная дисциплина) Но прозвенел звонок и «коллектив» превращается в …, разлетается по всей школе, селу. А кода вы все бежите в столовую, то ведете себя как молекулы какого вещества?
VI. Рефлексия.
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
«Фразеологизм» или «Пословица»
Выберите фразеологизм или пословицу которые характеризуют вашу работу сегодня
Шевелить мозгами
Краем уха
Хлопать ушами
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока физики "Агрегатные состояния вещества"
Разработка урока физики по теме "Агрегатные состояния вещества" в 8 классе. Урок обобщения и систематизации знаний. УМК: С.В. Громов, Н.А. Родина....
Презентация к уроку "Изменение агрегатных состояний вещества"
Урок разработан в виде деловой игры с сохранением основных этапов урока....
Урок соревнование "Агрегатные состояния вещества"
Повторительно- обощающий урок по теме "Агрегатные состояния вещества". Урок с использованием игровой технологии....
Презентация к уроку "Изменение агрегатных состояний вещества"
На уроке рассматриваются сразу все фазовые переходы....
Презентация к уроку по теме "СОСТОЯНИЯ ВЕЩЕСТВА",5 класс. Курс "Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание"
Данная презентация может использоваться на уроках естествознания в 5-6 класах, как вспомогательный материал, обеспечивающий визуализацию поданного материала. Это способстует лучему усвоению материала....
Конспект урока: "Характеристика твердого состояния вещества."
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения и свойствами твердых тел, деформацией, ее видами и характеристиками, тепловым расширением твердых тел....
презентация 7 класс Урок № 9 "Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел"
поэтапная структура урока 7класс урок №9 "Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел"...