«Универсальные учебные действия, как средство достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования»
учебно-методический материал по физике (8 класс) по теме

Беловол Людмила Викторовна

Физика 8 класс

Раздел «Электрические явления»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Универсальные учебные действия, как средство достижения обучающимися

планируемых результатов освоения основной образовательной программы

общего образования»  

Физика 8 класс

Раздел «Электрические явления»

Выполнила: Беловол  Людмила Викторовна

учитель физики МБОУ СОШ № 42

                        г. Краснодар

                                       


Цели изучения  предмета

       Изучение  физики  в образовательных учреждениях  основного   общего   образования  направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

- воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к  физике  как к элементу общечеловеческой культуры;

- применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

        В примерной программе по предмету выделяются три вида результатов обучения:

-личностные;

-метапредметные (надпредметные, межпредметные, общеучебные);

-предметные (общие и частные).

К личностным результатам относятся ценностные ориентации выпускников школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности,

Социальные чувства, личностные качества.

К метапредметным (компетентностным) результатам относятся освоенные учащимися универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и реальных жизненных ситуациях.

К предметным результатам относятся усвоенные учащимися при изучении предмета знания, умения, навыки и специальные компетенции, опыт творческой деятельности, ценностные установки, специфичные для изучаемой области знаний.

     Личностная часть результатов является предметом социологических и мониторинговых исследований, а предметная часть проверяется на уровне индивидуальной аттестации обучающихся.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

       Примерная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:         

 1. Познавательная деятельность:

      •         использование для познания окружающего мира различных естественно-научных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

      •         формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

      •         овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

      •         приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

2. Информационно-коммуникативная деятельность:

      •         владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

      •         использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

3. Рефлексивная деятельность:

      •         владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;

      •         организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Результаты обучения

       Обязательные результаты изучения курса «Физика» должны соответствовать  требованиям к уровню подготовки выпускников, которые соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

       Понятие «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых физических понятий и законов.

       Понятие «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять физические явления, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости, решать задачи на применение изученных физических законов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации.

       Понятие  «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представляет  требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Тема урока: «Действия электрического тока.

Направление электрического тока».

Цели урока:

 - организовать деятельность учащихся по освоению знаний о тепловом, химическом, магнитном и механическом действии электрического тока, о направлении электрического тока, о методах научного познания природы (наблюдение);

-  овладению умениями проводить наблюдения действий электрического тока, описывать и обобщать результаты наблюдений; применять полученные знания для объяснения действий электрического тока, принципа действия гальванометра;

- использовать приобретенные знания и умения  в практической деятельности  и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования электробытовых приборов, электронной техники;

-  содействовать развитию памяти, познавательных интересов;

-  содействовать воспитанию положительного отношения к знаниям и процессу учения.

Основное содержание урока.

1. Организация обучающихся на работу.

2. Постановка цели, задач. Фронтальный опрос по ранее изученному материалу.

3. Первичное усвоение новых знаний.

Тепловое, химическое, магнитное и механическое действия электрического тока. Опыты Мандельштама - Папалекси и Толмена – Стюарта.

4. Первичное закрепление в знакомой ситуации (работа электрического паяльника, электроплиты, утюга и т.д.) и измененной ситуации (провисание проволоки, электролиз, свечение газов и т.д.)

5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.

Выдвижение гипотезы о направлении электрического тока.

Направление электрического тока в металлах. Условное (модельное) направление электрического тока.

6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

7. Рефлексия.

Планируемые результаты обучения:

-   понимать смысл физического понятия электрический ток;

- уметь объяснять тепловое, химическое и  магнитное действия электрического тока;

- объяснять физические явления на основе знаний о действиях электрического тока, направлении электрического тока;

- использовать приобретенные знания и умения  в практической деятельности  и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования электробытовых приборов, электронной техники.

Универсальные учебные действия:

 Личностные: внутренняя позиция, мотивация.

Регулятивные: постановка учебной цели, задачи;

Познавательные: электронная модель направления электрического тока в металлах; выдвижение гипотезы (электрический ток должен иметь направление) и ее обоснование.

Примеры планирования  2-х уроков

с определением цели урока, содержания урока,

планируемых результатов и  формированием

 универсальных учебных действий.

Тема урока: «Напряжение. Единицы напряжения».

Цели урока:

 - организовать деятельность учащихся по освоению знаний о величинах, характеризующих электрический ток (напряжение);

- о методах научного познания природы (введение физической величины);

- уметь описывать и обобщать результаты наблюдений;

- применять полученные знания для решения задач на расчет напряжения;

- создание благоприятных условий для развития субъектности;

- содействовать устранению типичных недостатков развития учащихся;

- содействовать воспитанию активной жизненной позиции, честности, порядочности, человеколюбию, уважения к творцам науки и техники.

 

Основное содержание урока.

1. Организация обучающихся на работу.

2. Постановка цели, задач, мотивация учебной деятельности учащихся.

3. Актуализация знаний. (Самостоятельная работа по учебным элементам с разноуровневыми заданиями).

4. Усвоение новых знаний.

Напряжение как характеристика электрического поля. Гидродинамическая модель (аналогия между напряжением разностью уровней воды). Единицы напряжения. Техника безопасности при работе с высоким и низким напряжением.

5. Проверка понимания.

Решение качественных и расчетных задач по изученной теме.

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

8. Рефлексия (работа тока зависит от напряжения).

Планируемые результаты обучения:

- понимать смысл физических величин: электрическое напряжение, работа тока, электрический заряд;

- уметь выражать результаты расчетов в единицах Международной системы;

- приводить примеры практического использования физических знаний об электрических явлениях;

- уметь решать задачи на расчет напряжения.

Универсальные учебные действия:

Личностные: внутренняя позиция, мотивация.

Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль.

Познавательные: формулирование познавательной цели, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, выбор способа решения задач, подведение под понятие, выдвижение гипотезы (работа тока зависит от напряжения) и ее обоснование.

Коммуникативные: планирование определенных целей, постановка вопросов, инициативное сотрудничество в сборе информации.

Тема урока: «Вольтметр. Измерение напряжения.

Лабораторная работа №4».

Цели урока:

- организовать деятельность учащихся по освоению знаний о методах научного познания природы (лабораторный физический эксперимент);

-  овладение умениями использовать простые измерительные приборы для изучения электрического напряжения;

-  представлять результаты измерений с помощью таблиц;

- применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств (вольтметра);

- содействовать совершенствованию мыслительных операций (анализ, вывод, обобщение, выявление причинно-следственных связей);

- создание благоприятных условий для развития способности к самостоятельному приобретению новых знаний в соответствии с интересами;

- содействовать воспитанию положительного отношения к знаниям и процессу учения;

-  воспитанию убежденности в познаваемости окружающего мира.

Основное содержание урока.

1. Организация обучающихся на работу.

2. Постановка цели, задач, мотивация учебной деятельности учащихся.

3. Усвоение новых знаний.

Вольтметр. Способ включения (правила ТБ при работе с вольтметром). Определение цены деления его шкалы. Измерение напряжения.

4. Проверка понимания.

Лабораторная работа №4 № «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи».

Самостоятельное выполнение теста №17 «Электрическое напряжение. Вольтметр».

5. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

7. Рефлексия.

Планируемые результаты обучения:

-  уметь использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физической величины: напряжение;

-  уметь выражать результаты измерений расчетов в единицах Международной системы измерения;

-  приводить примеры практического использования физических знаний об электрических явлениях;

- уметь применять полученные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности жизнедеятельности.

 

Универсальные учебные действия:

Личностные: внутренняя позиция, мотивация.

Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль.

Познавательные: формулирование познавательной цели, структурирование знаний, составление целого из частей.

Коммуникативные: планирование определенных целей, постановка вопросов, инициативное сотрудничество в сборе информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация Индивидуальный проект как оценка достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего среднего образования

Рассматривается система оценивания по ФГОС ООО. Дается алгоритм оценивания. Приводится пример индивидуального проекта как способ оценивания метапредметных результатов....

Планируемые результаты освоения основных образовательных программ общего образования и их оценка в процессе обучения математике»

Презентация "Планируемые результаты освоения основных  образовательных программ общего образования  и их оценка в процессе обучения математике»...

«Оценка качества достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы по общественным дисциплинам»

К технологии оцениванию знаний необходимо подходить, прежде всего, как к средству обеспечения обратной связи, позволяющей всем участникам процесса (и учителям, и ученикам, и родителям) понимать уровен...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

Система оценкидостижения планируемых результатовосвоения основной образовательной программыначального общего образованияв «Школе 2100»(технология оценивания образовательных достижений (уче...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

Система оценкидостижения планируемых результатовосвоения основной образовательной программыначального общего образованияв «Школе 2100»(технология оценивания образовательных достижений (уче...

Универсальный кодификатор распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основных образовательных программ общего образования и элементов содержания по английскому языку

Кодификатор распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основных образовательных программ общего образования и элементов содержания по английскому языку,  используемых...

Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы в МАОУ СОШ № 2 УИИЯ г.Ноябрьск

Основным объектом системы оценки выступают требования ФГОС, которые конкретизированы в итоговых планируемых результатах освоения обучающимися ООП и детализируются в рабочих программах по предметам в в...