Лабораторная работа « Зависимость периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины».
план-конспект урока по физике (9 класс) на тему
Разработка урока физики в 9 классе по теме "Лабораторная работа "Зависимость периода и частоты свободных колебаний математического маятника от длины нити"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_no1.docx | 27.99 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока №1
Дата: 4.12.2014г.
Класс: 9
Номер урока: 26
Тема урока: Лабораторная работа « Зависимость периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины».
Материалы и оборудование для урока: учебник, тетрадь для лабораторных работ, набор для проведения ЛР (штатив с муфтой и лапкой, шар на нити, секундомер, измерительная лента), план-задание в отдельной разработке, карточки с вопросами.
Цель урока: проведение лабораторной работы с использованием модели нитяного маятника.
Задачи урока (дидактические):
образовательные задачи:
- Научить применять имеющиеся ЗУН к различным теоретическим и практическим заданиям;
- Научить графически изображать зависимость одной физической величины от другой.
развивающие задачи:
- Развитие логического мышления, умений делать выводы после проведения экспериментальных заданий;
- Совершенствовать навыки выполнения измерений с помощью приборов;
воспитательные задачи:
- Воспитание научного мировоззрения;
- Воспитание коммуникативности учащихся.
Диагностические задачи урока:
- Воспроизводить основные понятия: период колебаний, частота колебаний, колебательное движение, маятник.
- Понимать и объяснять зависимость периода и частоты колебаний математического маятника от его длины.
- Приводить примеры колебательного движения.
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Ход урока
- Организационный момент (3 минуты)
Задачи: обеспечение рабочей обстановки в классе, психологический настрой учащихся на урок.
- Приветствие
- Выявление отсутствующих
- Объявление темы и цели урока
- Актуализация знаний (3 минуты)
Задачи: выработка позитивной мотивации, воспитание объективной самооценки.
Устный опрос по следующим вопросам:
- Что такое колебания? (повторяющийся в той или иной степени во времени процесс изменения состояний системы около точки равновесия).
- Какие колебания называются свободными? (колебания, происходящие за счет первоначального запаса энергии).
- Что называется нитяным маятником? (механическая система, представляющая собой механическую систему, состоящую из материальной точки, находящейся на невесомой нерастяжимой нити).
- Что такое период колебаний? Обозначение. Единица измерения. Формула. (время одного полного колебания. Т, секунда, Т=t/N, ).
- Что такое частота колебаний? Обозначение. Единица измерения. Формула. (количество колебаний в единицу времени, величина обратная периоду, ν, Гц, ν=N/t, ).
- Что такое амплитуда колебаний? (максимальное смещение от положения равновесия).
- Записать формулу выражающую, связь между периодом колебаний и частотой.(Т=1/ ν).
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, один человек записывает нужные формулы на доске.
- Выполнение лабораторной работы (10 минут)
Задачи этапа: , повторение ТБ, прочное усвоение ЗУН, отработка навыков работы с лабораторным оборудованием.
Перед началом ЛР провожу инструктаж по ТБ.
Класс разбит на пять групп и каждая группа получает индивидуальное задание для выполнения лабораторной работы. На доске таблица для значений периода и частоты колебаний.
Величина | 1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа | 5 группа |
Период Т, с | |||||
Частота ν, Гц |
Задания для группы №1(в отдельной разработке, учащиеся выполняют полученное задание)
1.Лабораторная работа №3
Тема: Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины.
Цель работы: выяснить, как зависят период и частота свободных колебаний нитяного маятника от его длины.
Указание к работе:
- начертить таблицу
1 | 2 | |
L,см | 5 | 80 |
N | 30 | 30 |
t,с | ||
T,с | ||
ν, Гц |
- укрепить маятник в штативе, при этом длина маятника для первого опыта 5см, для второго 80 см. Длину маятника измеряйте от точки подвеса до середины шарика
- для проведения опыта отклоните шарик от положения равновесия на небольшую амплитуду(1-2см) и отпустите. Измерьте промежуток времени t, за который маятник совершит 30 полных колебаний. Результаты измерений запишите в таблицу.
- для каждого опыта вычислите и запишите в таблицу значения периода T колебаний маятника, ν частоты колебаний. Полученные результаты запишите в таблицу.
- значение периода и длины маятника записать в таблицу на доске
2.Ответьте на вопрос: увеличили или уменьшили длину маятника, если: период его колебаний сначала был 0,3с, а после изменений длины стал 0,1с.
3.Материальная точка за 2,5мин совершила 120 полных колебаний. Определите период и частоту колебаний.
Ответ на вопрос 2: длину маятника уменьшили, т. к. уменьшился период колебаний (прямопропорциональная зависимость).
Ответ на вопрос 3: Т=150с/120=1,25с; ν=1/1,25с=0,8 Гц.
Задания для группы №2(в отдельной разработке, учащиеся выполняют полученное задание)
- Лабораторная работа№3
Тема: Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины.
Цель работы: выяснить, как зависят период и частота свободных колебаний нитяного маятника от его длины.
Указание к работе:
- начертить таблицу
1 | 2 | |
L,см | 10 | 100 |
N | 30 | 30 |
t,с | ||
T,с | ||
ν, Гц |
- укрепить маятник в штативе, при этом длина маятника для первого опыта 10см, для второго 100 см. Длину маятника измеряйте от точки подвеса до середины шарика
- для проведения опыта отклоните шарик от положения равновесия на небольшую амплитуду(1-2см) и отпустите. Измерьте промежуток времени t, за который маятник совершит 30 полных колебаний. Результаты измерений запишите в таблицу.
- для каждого опыта вычислите и запишите в таблицу значения периода T колебаний маятника, ν частоты колебаний. Полученные результаты запишите в таблицу.
- значение периода и длины маятника записать в таблицу на доске
2.Ответьте на вопрос: увеличили или уменьшили длину маятника, если: частота его колебаний вначале была равна 5Гц, а потом уменьшилась до 3ГЦ?
3.Материальная точка колеблется с частотой 10кГц. Определите период и количество колебаний в минуту.
Ответ на вопрос 2: длину нити маятника увеличили, т. к. уменьшилась частота колебаний маятника(обратнопропорциональная зависимость).
Ответ на вопрос 3: N=10000Гц*60с=600000; Т=1/10000Гц=0,0001с.
Задания для группы №3(в отдельной разработке, учащиеся выполняют полученное задание)
- Лабораторная работа№3
Тема: Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины.
Цель работы: выяснить, как зависят период и частота свободных колебаний нитяного маятника от его длины.
Указание к работе
- начертить таблицу
1 | 2 | |
L,см | 15 | 75 |
N | 30 | 30 |
t,с | ||
T,с | ||
ν ,Гц |
- укрепить маятник в штативе, при этом длина маятника для первого опыта 15см, для второго 75 см. Длину маятника измеряйте от точки подвеса до середины шарика
- для проведения опыта отклоните шарик от положения равновесия на небольшую амплитуду(1-2см) и отпустите. Измерьте промежуток времени t, за который маятник совершит 30 полных колебаний. Результаты измерений запишите в таблицу.
- для каждого опыта вычислите и запишите в таблицу значения периода T колебаний маятника, ν частоты колебаний. Полученные результаты запишите в таблицу.
- значение периода и длины маятника записать в таблицу на доске
2.Ответьте на вопрос: увеличили или уменьшили длину маятника, если: период его колебаний сначала был 0,3с, а после изменений длины стал 0,1с?
3.Сколько колебаний совершит материальная точка за 5с при частоте колебаний 440Гц?
Ответ на вопрос 2: длину маятника уменьшили, т. к. уменьшился период колебаний (прямопропорциональная зависимость).
Ответ на вопрос 3: N=440Гц*5с=2200.
Задания для группы №4 (в отдельной разработке, учащиеся выполняют полученное задание)
Лабораторная работа№3
Тема: Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины.
Цель работы: выяснить, как зависят период и частота свободных колебаний нитяного маятника от его длины.
Указание к работе
- начертить таблицу
1 | 2 | |
L,см | 20 | 60 |
N | 30 | 30 |
t,с | ||
T,с | ||
ν ,Гц |
- укрепить маятник в штативе, при этом длина маятника для первого опыта 20см, для второго 60 см. Длину маятника измеряйте от точки подвеса до середины шарика
- для проведения опыта отклоните шарик от положения равновесия на небольшую амплитуду(1-2см) и отпустите. Измерьте промежуток времени t, за который маятник совершит 30 полных колебаний. Результаты измерений запишите в таблицу.
- для каждого опыта вычислите и запишите в таблицу значения периода T колебаний маятника, v частоты колебаний. Полученные результаты запишите в таблицу.
- Значение периода и длины маятника записать в таблицу на доске
2.Ответьте на вопрос: увеличили или уменьшили длину маятника, если: частота его колебаний вначале была равна 5Гц, а потом уменьшилась до 3ГЦ?
3.Грузик, колеблющейся на пружине, за 8с совершил 32 колебания. Найдите период и частоту колебаний.
Ответ на вопрос 2: длину нити маятника увеличили, т. к. уменьшилась частота колебаний маятника(обратнопропорциональная зависимость).
Ответ на вопрос 3: Т=8с/32=0,25с; ν=1/0,25с=4Гц.
Задания для группы №5(в отдельной разработке, учащиеся выполняют полученное задание) – слабые ребята.
Лабораторная работа№3
Тема: Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины.
Цель работы: выяснить, как зависят период и частота свободных колебаний нитяного маятника от его длины.
Указание к работе
- начертить таблицу
1 | 2 | |
L,см | 25 | 50 |
N | 30 | 30 |
t,с | ||
T,с | ||
ν ,Гц |
- укрепить маятник в штативе, при этом длина маятника для первого опыта 25см, для второго 50 см. Длину маятника измеряйте от точки подвеса до середины шарика
- для проведения опыта отклоните шарик от положения равновесия на небольшую амплитуду(1-2см) и отпустите. Измерьте промежуток времени t, за который маятник совершит 30 полных колебаний. Результаты измерений запишите в таблицу.
- для каждого опыта вычислите и запишите в таблицу значения периода T колебаний маятника, ν частоты колебаний. Полученные результаты запишите в таблицу.
- значение периода и длины маятника записать в таблицу на доске.
- Построение графиков зависимости периода и частоты колебаний от длины нити.(3 минуты)
Задачи: научить графически изображать зависимость одной физической величины от другой.
Задание: построить график зависимости:
а) периода от длины маятника, Т(l);
б) частоты от длины маятника, ν(l).
Учащиеся строят графики зависимости периода и частоты колебаний маятника от его длины.
- Выводы каждой группы после выполнения лабораторной работы (5 минут).
Задачи: развитие навыков анализировать, развитие устной и письменной речи.
Учащиеся формулируют и записывают вывод к лабораторной работе.
- Отчет каждой группы (7 минут)
Задачи: обеспечить понимание физических величин и их взаимосвязи.
Учащиеся отчитываются о проделанной лабораторной работе.
- Рефлексия (5 минут)
Задачи: проверка диагностических задач, прочное усвоение ЗУН.
Задание: ответьте на вопросы (вопросы на карточках в отдельной разработке).
- Являются ли качели примером колебательного движения?
- Приведите примеры колебательного движения. (Не менее 3-х).
- Как связаны период и частота колебаний?
- Что такое период колебаний? Частота колебаний?
- Как зависят период и частота колебаний маятника от его длины?
- Домашнее задание (2 минуты)
Задачи: воспитание ответственности, совершенствование навыков самостоятельной работы.
§24-§26(повторить определения и формулы); составить кроссворд на тему «Колебательное движение. Маятники».
- Итог (2 минуты)
Задачи: подвести итоги урока.
- Оглашение оценок за урок (комментарии учителя по работе на уроке)
Методы и приемы, используемые на уроке: работа с книгой, экспериментальная работа, сотрудничество (работа в группах).
Виды самостоятельной работы учащихся: лабораторная работа, работа с учебником, рецензирование ответов учащихся, решение задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект урока Тема урока: «Зависимость периода и частоты свободных колебаний от длины маятника. Гармонические колебания пружинного математического маятника» 9 класс
План- конспект урока Физика 9 класс. Тема урока: «Зависимость периода и частоты свободных колебаний от длины маятника. Гармонические колебания пружинного математического маятника» с исполь...
Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины
Это урок закрепления знаний о характеристиках колебательного движения, проводимый в виде интерактивной лабораторной работы. Выполняя работу, учащиеся достаточно легко (почти в игровой форме) делают вы...
Лабораторная работа №3 "Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины"
Конспект урока, презентация и приложение...
План - конспект урока Лабораторная работа «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины»
ФИО (полностью) Виноградова Вера ВасильевнаМесто работы МКОУ «Денисовская ...
Лабораторная работа № 3 "Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины" для 9 класса
Презентация лабораторной работы позволяет выделить главное в данной работе и сократить время на изучение инструции, приведенной в учебнике....
Урок №39. Тема урока «Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины»
краткий план (основа для развернутого)...
Технологическая карта урока по учебному предмету «Физика» в 9 классе «Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины».
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений учащихся.Форма проведения: лабораторная работа. Цель урока: демонстрация практического значения характеристик механических колебаний - пери...