Функциональное оснащение кабинета физики
методическая разработка по физике по теме
Функциональное оснащение кабинета физики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
funktsionalnoe_osnashchenie_kabineta.doc | 227 КБ |
Предварительный просмотр:
Функциональное оснащение кабинета №14
Раздел I. Научно-методический раздел
Научно-методический разделы | |||||||
Класс | Рабочая программа в соответствии с ФГОС | Презентации | Видеоматериал | Виртуальные стенды | Виртуальные кроссворды | Опорные конспекты | Конспекты уроков |
7 | + | 33 | 14 | 10 | 13 | + | + |
8 | + | 25 | 20 | 8 | 9 | + | + |
9 | + | 14 | 18 | 9 | 9 | + | + |
10 | + | 19 | 7 | 8 | 5 | + | + |
11 | + | 30 | 13 | 5 | 5 | - | + |
Раздел II. Учебное оборудование
1.1. Общее оборудование
- 1. Компьютер - 1
- Принтер - 1
- Рабочая доска - 1
- Интерактивная доска - 1
- Посадочные места учащихся – 24;
- Рабочее место преподавателя -2;
- Рабочая доска – 1;
- Интерактивная доска – 1
1.2. Демонстрационное оборудование (универсальные комплекты и отдельные приборы)
1.2.1. Тематические наборы
- Комплект для фронтального демонстрационного эксперимента «Геометрическая оптика» - 12
- Комплект для фронтального демонстрационного эксперимента «Механика, простые механизмы» - 13
- Комплект для фронтального демонстрационного эксперимента «Тепловые явления» - 11
- Комплект для фронтального демонстрационного эксперимента «Магнетизм» - 12
- Комплект для фронтального демонстрационного эксперимента «Кристаллизация» - 15
1.2.2. Отдельные приборы и их назначение
Комплект демонстрационных приборов по механике | |||
Наименование УО | Примечание | ||
Комплект для изучения вращательного движения | Предназначен для демонстрации криволинейного движения, направления скорости при движении по окружности. Комплект является сокращенным вариантом аналогов: "Электродвигатель универсальный с принадлежностями" и "Диск вращающийся с набором принадлежностей", выполненный в соответствии с требованиями современных программ. | ||
Комплект блоков | Предназначен для демонстрации устройства и принципа действия подвижного и неподвижного блоков. В комплекте два блока: блок на стержне, блок с крючком. Диаметр блока 10 см. | ||
Манометр открытый демонстрационный | Предназначен для демонстрации принципа действия открытого манометра и наблюдения изменения давлений до 400 мм вод. столба выше и ниже атмосферного. Прибор состоит из U-образной стеклянной трубки и круглой пластмассовой подставки. Высота трубки 48 см, диаметр 3,5-4,5 мм. | ||
Набор динамометров пружинных | В набор входят 3 динамометра трубчатых, рассчитанные на разную нагрузку: 10, 5 и 2,5 Н. Каждый динамометр состоит из двух трубок, свободно вставленных одна в другую, соединенных между собой пружиной. Длина трубок 20 см. | ||
Набор по статике с магнитными держателями | Набор предназначен для демонстрации различных опытов по статике. Состоит из комплекта деталей и щита размером 42х90 см, изготовленного из листа железы. В комплект входят: трубчатые динамометры, блоки, грузики и другие детали на магнитах. | ||
Набор тел равной массы и равного объема демонстрационный | Все тела набора имеют прямоугольную форму и изготовлены из железа, пластмассы и дерева. Размеры тел равного объема 50х50х20 мм. Примерная масса тел равной массы 78 г. | ||
Насос воздушный ручной | Насос применяется в ряде опытов, когда требуется сравнительно небольшое разрежение или нагнетание воздуха. Насос поршневой двойного действия. Максимальное разрежение 40 мм рт. ст., нагнетание 4 ат. | ||
Пистолет баллистический | Предназначен для демонстрации движения тел, брошенных под разными углами к горизонту. Прибор состоит из пластмассовой трубки длиной 165 мм и диаметром 22 мм, шкалы с отвесом и запускающего устройства. К прибору прилагаются: 2 пружины разной жесткости и 3 пары снарядов. | ||
Рычаг демонстрационный | Состоит из деревянной линейки, двух винтов с уравновешивающими грузами, 4-х крючков и оси с гайкой. Длина линейки 100 см. | ||
Сосуды сообщающиеся | Состоят из набора сосудов разной формы и диаметра и подставки. Все сосуды соединены между собой одной горизонтальной трубкой с отростком для установки прибора в подставке. Высота трубок 160 мм, расстояние между соседними трубками 10 мм. | ||
Комплект демонстрационных приборов по механическим колебаниям и волнам | |||
Генератор звуковой | Является источником электрических синусоидальных колебаний звуковой частоты. Диапазон генерируемых частот регулируется плавно в интервале от 20 до 20000 Гц. Прибор снабжен цифровым табло и регулятором напряжения выходного сигнала. | ||
Громкоговоритель однопрограммный | Подключается непосредственно к звуковому генератору или усилителю низкой частоты. | ||
Набор из трех шариков | Предназначен для демонстрации колебаний нитяного маятника, изучения зависимости периода колебаний от длины маятника и ускорения силы тяжести, независимости периода колебаний от его массы и амплитуды, а также для изучения колебаний связанных маятников. В состав набора входят: три шарика различной массы (стальной,алюминиевый и пластмассовый) с коническими отверстиями, металлический стержень, катушка с ниткой, футляр для шариков. Стержень длиной 400 мм и диаметром 8 мм снабжен тремя отверстиями, расположенными на равных расстояниях друг от друга. Диаметр шариков 20 мм. | ||
Прибор для демонстрации волновых явлений | Предназначен для демонстрации механических волн на поверхности воды методом проецирования. С помощью прибора можно показать образование круговых и линейных волн, их отражение, интерференцию и дифракцию. Состоит из корпуса с осветителем и двигателем стробоскопа, объектива со стойкой, ванны, вибратора, различных насадок к вибратору с ударниками, параллелепипедов и экранов. | ||
Комплект демонстрационных приборов по молекулярной физике и термодинамике | |||
Психрометр | Предназначен для определения влажности воздуха. Состоит из двух одинаковых термометров, закрепленных на панели, между термометрами помещена стеклянная изогнутая трубка для воды. Открытый конец трубки рас положен под резервуаром одного из термометров. Корпус резервуара этого термометра обернут марлей, опущенной одним концом в воду. | ||
Прибор для демонстрации теплоемкости тел | Прибор состоит из подставки со стойками, переносной рамы с тремя парами направляющих отверстий и трех стержней с цилиндрами из разных металлов (латунь, сталь, алюминий), но одинаковой массы. К прибору прилагается металлическая ванна для горячей воды и форма жестяная для отливки парафиновых пластин. | ||
Теплоприемник | Предназначен для демонстрации передачи энергии излучением, а также способности тела по-разному поглощать энергию светлой и черной поверхностями. Прибор выполнен в виде плоской тонкостенной герметичной металлической коробки цилиндрической формы диаметром 100 мм и толщиной 20 мм. Одна поверхность светлая и блестящая, другая - черная и матовая. | ||
Трубки капиллярные | Предназначены для демонстрации в проекции на экран капиллярных явлений в трубках разного диаметра. Прибор состоит из набора стеклянных сообщающихся сосудов разного диаметра и общей пластмассовой подставки. | ||
Комплект демонстрационных приборов по электричеству | |||
Амперметр с гальванометром демонстрационный | Пределы измерения силы тока от 0 до 10 А. Прибор снабжен корректором стрелки, съемными или встроенными шунтами и сменными шкалами. Сопротивление обмотки 385 Ом. Чувствительность гальванометра 0,05мА на одно деление шкалы. | ||
Батарея конденсаторов | Предназначена для демонстрации работы колебательного контура и генератора медленных незатухающих электрических колебаний. Состоит из 14 конденсаторов, стержневого переключателя и пластмасс ого футляра. Можно получить емкости от 0,5 до 58,0 мкФ. | ||
Вольтметр с гальванометром демонстрационный | Пределы измерения напряжения от 0 до 15 В постоянного тока и от 0 до 250 В переменного тока. Прибор снабжен корректором стрелки, съемными или встроенными дополнительными резисторами и сменными шкалами. Сопротивление обмот 2,3 Ом. Чувствительность гальванометра 0,002 В на одно деление шкалы. | ||
Гальванометр демонстрационный М1032 | Прибор магнитоэлектрической системы со световым указателем. Предназначен для измерения постоянного тока и напряжения при проведении демонстрационных опытов. На съемном циферблате с двух сторон нанесены шкалы с 20 отметками с обозначениями крайных отметок 5-0-5 и 0-10. Цена деления шкалы по току 0,5 мкА/дел.; по напряжению-0,04 мВ/дел.; внутреннее сопротивление 30 Ом. Прибор питается от сети переменного тока напряжением 220 В. | ||
Катушка для демонстрации магнитного поля тока | Прибор предназначен для проведения ряда демонстрационных опытов по электромагнетизму. Состоит из витка провода в колодке, основания и разборного столика. Виток выполнен в виде катушки с числом витков 160 и сопротивлением 3 Ом. Напряжение питания прибора 4 В. | ||
Комплект выключателей | Предназначен для замыкания, размыкания и переключения электрических цепей в демонстрационных установках. В комплект входят: выключатель однополюсный, переключатель однополюсный и переключатель двухполюсный. | ||
Комплект приборов для изучения принципа радиосвязи. | Состоит из передатчика и приемника радиоволн. Элементы схемы размещены на вертикальных панелях. | ||
Конденсатор переменной емкости | Предназначен для ознакомления с устройством радиотехнического конденсатора. Состоит из 10 полукруглых неподвижных пластин статора, 9 подвижных пластин ротора, закрепленных на оси с рукояткой. Максимальная емкость конденсатора 800 пФ. | ||
Конденсатор разборный | Предназначен для демонстрации устройства и действия конденсатора, а также для проведения других опытов по электростатике. Состоит из двух легких дисков со съемными ручками, пластины из диэлектрика и подставки со стойками. Диаметр дисков 230 мм, размеры пластины диэлектрика 230х230 мм. | ||
Магазин резисторов | Прибор предназначен для демонстрации устройства и работы штепсельного магазина резисторов, а также для использования его в качестве образцовых резисторов в других опытах по электричеству. Состоит из вертикальной панели на подставках, четырех проволочных резисторов, трехконтактных штепселей и двух клемм. Сопротивление спиралей: 1, 2, 2, 5 Ом. | ||
Магниты полосовые | Магниты предназначены для демонстрации свойств постоянных магнитов и проведения ряда опытов по электромагнетизму. Длина каждого магнита 200 мм, сечение 20х7 мм. Расстояние (просвет) между ветвями дугообразного магнита не менее 42 мм. Северный полюс каждого магнита окрашен в синий цвет, южный - в красный. | ||
Магнит дугообразный | |||
Машина электрическая обратимая | Предназначена для демонстрации устройства и работы генератора и двигателя электрического тока. Состоит из подставки, статора, якоря, панели со щетками и ручного привода. Мащина может работать в режиме генератора или двигателя как постоянного, так и переменного электрического тока. | ||
Набор полупроводниковых приборов | Предназначен для демонстрации свойств полупроводниковых приборов. В набор входят: фотоэлемент, фоторезистор, термоэлемент, терморезистор, диод и транзистор. Каждый прибор смонтирован на отдельной металлической панели размерами 100х50 мм. | ||
Палочка из стекла | Палочки предназначены для электризации тел и получения положительных и отрицательных зарядов при проведении демонстрационных опытов по электростатике. Длина каждой палочки 200 мм, диаметр 18 мм. | ||
Палочка из эбонита | |||
Реостат РПШ-0,6 | Реостаты предназначены для плавного изменения сопротивления проволочных резисторов при проведении демонстрационных опытов по электродинамике. Габаритные размеры каждого реостата 352х98х157 мм, масса не более 2,4 кг. | ||
Реостат РПШ-1 | |||
Реостат РПШ-2 | |||
Реостат РПШ-5 | |||
Марка | R, Ом | I, А | |
РПШ-0,6 | 500 20% | 0,6 | |
РПШ-1 | 200 20% | 1 | |
РПШ-2 | 100 20% | 2 | |
РПШ-5 | 15 20% | 5 | |
Стрелки магнитные на штативах | Предназначены для обнаружения магнитного поля и определения его направления. Каждый прибор состоит из подставки со стержнем и магнитной стрелки. На стержне закреплена игла, а на середине стрелки запрессовано латунное гнездо с подпятником. Полюсы стрелок окрашены в синий и красный цвет. | ||
Султаны электрические | Предназначены для демонстрации взаимодействия тел, заряженных одноименными и разноименными электрическими зарядами, расположения силовых линий электрических полей одного и двух точечных зарядов при изучении электростатики. Каждый султан состоит из металлического стержня и легких бумажных полосок. Длина стержня 230 мм, бумажных полосок 150 мм. | ||
Трансформатор универсальный | Предназначен для демонстрации устройства и работы трансформатора и для проведения ряда опытов по электродинамике. Состоит из сердечника, катушки на 220 В, катушки на 2х6 В и принадлежностей (маятник с двумя сменными пластинками, катушка плоская с лампочкой, кольцо медное, кольцо алюминиевое). | ||
Трубка латунная на изолирующей ручке | Предназначена для опытов по электростатике. Выполнена в виде латунной трубки, насаженной на эбонитовую палочку диаметром 18 мм. Длина латунной и эбонитовой частей по 140 мм. | ||
Штативы изолирующие | Предназначены для электрической изоляции приборов от утечки электрических зарядов при проведении опытов. Каждый штатив состоит из стойки длиной 290 мм и подставки. Верхняя и средняя части стойки изготовлены из пластмассы, нижняя часть - из стали. | ||
Электромагнит разборный демонстрационный | Предназначен для демонстрации устройства электромагнита и проведения опытов по электромагнетизму. Состоит из П-образного сердечника, двух катушек и якоря. На каждой намотано 570 витков провода сопротивлением 1,5 Ом. Прибор питается от источника постоянного тока напряжением 4-6 В | ||
Электроскоп демонстрационный | Предназначен для демонстрации устройства и принципа работы простейшего электроскопа. | ||
Комплект демонстрационных приборов по оптике и квантовой физике | |||
Набор линз и зеркал | Предназначен для демонстрации свойств оптических линз и сферических зеркал, а также для составления простых проекционных и других оптических приборов. Состоит из трех линз, двух сферических зеркал, двух штативов и коробки. | ||
Набор дифракционных решеток | Предназначен для получения дифракционных спектров и демонстрации зависимости дисперсии дифракционной решетки от числа штрихов на единицу длины. В наборе 5 решеток с числом штрихов 300, 600, 1200, 2400 и 3600 на 1 мм. Каждая решетка заключена в оправу размером 50х50 мм. | ||
Комплекты приборов для фронтальных работ | |||
Комплект лабораторных приборов по механике | |||
Весы с гирями учебные | Весы разборные, детали укладываются в коробку-основание. В комплект входит разновес из 17 гирь от 0,01 до 100 г. | ||
Динамометр учебный на 4 Н | Точность измерения 0,05 Н в пределах от 0 до 4 Н. | ||
Желоб лабораторный с шариком | Желоб металлический в форме уголка с шириной 20-25 мм и длиной 700 мм. Диаметр металлического шарика 25 мм. | ||
Лента измерительная с сантиметровыми делениями | Длина 150 см. | ||
Набор грузов по механике | Состоит из 6 грузов в форме куба с двумя крючками на противоположных гранях, масса каждого груза 102 г. | ||
Набор тел равного объема и равной массы лабораторный | Состоит из шести тел цилиндрической формы одинакового диаметра, но разной длины. В качестве материала используется железо (или медь, латунь), алюминий и пластмасса (или дерево). | ||
Рычаг-линейка | Состоит из деревянной рейки длиной 500 мм, двух уравнительных винтов с гайками, металлической оси и четырех проволочных сережек для подвешивания грузов. | ||
Комплект лабораторных приборов по молекулярной физике и термодинамике | |||
Калориметр | Состоит из внешнего пластмассового и внутреннего алюминиевого сосудов. Емкость внутреннего сосуда 250 мл. | ||
Набор калориметрических тел | Состоит из трех цилиндров одинакового размера, изготовленных из железа, латуни и алюминия. Диаметр цилиндра 25 мм, высота 40 мм. Каждый цилиндр сверху имеет небольшой крючок | ||
Мензурка | |||
Комплект лабораторных приборов по электричеству | |||
Термометр лаборатор ный 0ѓ50ЏС | Точность измерения 1ЏС. | ||
Амперметр лабораторный 0-2 А | Предназначен для измерения силы постоянного тока до 2 А. Цена деления шкалы 0,05 А. | ||
Вольтметр лабораторный 0-6 В | Предназначен для измерения напряжения постоянного тока до 6 В. Цена деления шкалы 0,2 В. | ||
Ключ лабораторный | Состоит из жесткого и легкого каркаса круглой формы в виде кольца, проволочной обмотки, двух гибких проводов и колодки с клеммами. Напряжение питания 4 В, ток нагрузки до 1 A. | ||
Магнитные стрелки на подставках | |||
Катушка-моток | |||
Магнит дугообразный лабораторный | Расстояние между полюсами магнита не менее 45 мм. Изготовлен из стали сечением 10х10 мм. | ||
Магнит полосовой лабораторный | Изготовлен из стали сечением 10х10 мм. Длина магнита 100 мм. | ||
Миллиамперметр лабораторный 5-0-5 мА | Предназначен для измерения силы постоянного тока до 5 мА. Шкала равномерная с нулем посередине. Цена деления 0,5 мА. | ||
Набор резисторов | В наборе три проволочных резистора сопротивлением 1, 2 и 4 Ом. Резисторы установлены на колодках с клеммами. | ||
Реостат ползунковый РП-6 | Полное сопротивление реостата 6 Ом, максимальный ток не более 2 А. | ||
Электрическая лампа на подставке | Состоит из основания стой ки и патрона с низковольтной малогабаритной лампочкой (3,5 В, 0,28 А). | ||
Комплект лабораторных приборов по оптике | |||
Комплект дифракционных решеток | В комплекте несколько дифракционных решеток с разным числом штрихов на 1мм. Например, комплект из трех решеток с числом штрихов 50, 100 и 300 на 1 мм. | ||
Пластина стеклянная с косыми гранями | Пластина в сечении имеет форму неравнобочной трапеции с углами у большого основания 60Џ и 45Џ. Длина пластины 80 мм, ширина 30 мм и толщина 15 мм. | ||
Комплект приборов для практикума | |||
Ампервольтомметр | Может быть применен любой комбинированный многопредельный электроизмерительный прибор для измерения сопротивления проводников, напряжения (до 250 В) и силы (до 2 А) постоянного и переменно тока. | ||
Генератор низкой частоты лабораторный | Предназначен для получения переменного тока синусоидальной формы с плавно регулируемой частотой в диапазоне от 40 до 4000 Гц. Выходное напряжение не менее 1 В при нагрузке сопротивлением 8 Ом. Прибор выполнен в пластмассовом корпусе и питается от сети переменного тока напряжением 42 В. Возможен вариант питания напряжением 220 В. Размеры корпуса 220х200х100 мм. | ||
Модель радиоприемника | Предназначена для выполнения лабораторного практикума "Сборка действующей модели радиоприемника". Модель состоит из 5 отдельных блоков: колебательный контур, усилитель высокой частоты, детектор, усилитель низкой частоты и телефон. Блок телефона может быть заменен на наушники, а остальные 4 блока объединены в единый корпус с прозрачной крышкой и гнездами для подключения контрольных точек электрической схемы к осциллографу. Модель питается от источника постоянного тока напряжением не более 12 В. | ||
Комплект источников электрического тока | |||
Выпрямитель тока | Предназначен для электропитания демонстрационных установок переменным и выпрямленным током. Максимальный ток нагрузки 6 А. Интервал регулируемых напряжений от 0 до 30 В. Прибор снабжен встроенным амперметром и вольтметром. | ||
Источник постоянного тока школьный | Предназначен для питания электрическим током различных приборов и установок при проведении демонстрационных опытов и лабораторных практикумов. Прибор питается переменным током напряжением 220 В. Выходные напряжения: переменное фиксированное 12 В при токе 2 А, постоянное регулируемое от 0 до 12 В при токе 1 А и от 0 до 100 В силой 0,5 А. Выпрямленный постоянный ток сглажен от пульсации для работы с полупроводниковыми приборами. | ||
Комплекты вспомогательного оборудования | |||
Комплект соединительных проводов лабораторных | В комплекте 8-10 гибких изолированных проводов разного цвета и длины с наконечниками. Длина проводов от 0,2 до 1 м. | ||
Метр демонстрационный | Длина 1 м, цена деления 1 см. | ||
Осветитель для теневого проецирования | Предназначен для получения увеличенных теневых изображений предметов на экране. Состоит из блока питания, трубки с объективом, лампочки с патроном и направляющим стержнем, набора сменных диафрагм. Напряжение питания лампочки не более 12 В. Прибор питается от сети переменного тока напряжением 220 В. | ||
Штатив для фронтальных работ | Предназначен для сборки разнообразных установок, крепления приборов и приспособлений при проведении лаборатоно-практических работ. Состоит из чугунной плиты, стержня, двух зажимов под прямым углом, лапки с плоскими губками и кольца со стержнем. | ||
Модель броуновского движения | Предназначена для демонстрации картины броуновского движения путем проецирования на экран. Состоит из тонкой стальной ленты, свернутой в кольцо диаметром 70 мм. Кольцо закреплено между двумя стеклянными пластинками на металлической рамке. На рамке укреплен ударный механизм. Внутри кольца помещены стальные шарики диаметром 4 мм, изображающие молекулы, и легкое тело цилиндрической формы диаметром 10 мм и высотой 6 мм, которое изображает частицу с большей массой, чем шарик. | ||
Модель молекулярного строения магнита | Состоит из рамки с дном из прозрачного стекла и установленным на нем 20 остриями. На каждое острие насажена магнитная стрелка. Сверху рамка закрыта стеклом, предохраняющим стрелки от соскакивания. Изображение магнитных стрелок проецируется на экран с помощью графопроектора. | ||
Модель электромагнитного реле | Модель выполнена на вертикальной панели размером 182х150 мм, на которой установлены: электромагнитное реле, лампа накаливания (нагрузка), клеммы для питания обмотки реле и подключения внешних исполнительных механизмов. Напряжение питания модели не более 12 В. | ||
Комплект посуды и принадлежностей к ней | |||
Ерш для мытья пробирок | |||
Колба коническая | |||
Колба плоскодонная | |||
Пробирки | |||
Сосуд цилиндрический | |||
Стакан с носиком | |||
Стакан высокий | |||
Стакан низкий | |||
Цилиндр измерительный | |||
Комплект печатных изданий | |||
Комплект таблиц по физике | |||
Портреты выдающихся физиков | |||
Таблица "Международная система единиц" | |||
Шкала электромагнитных волн | |||
Физические постоянные | |||
Десятичные приставки | |||
Комплект серии диапозитивов | Предназначены для воспроизведения на белом стенном экране или экране телевизора физических явлений и процессов, которые невозможно или трудно воспроизвести в демонстрационных опытах в условиях школьного кабинета физики. Они могут быть созданы по разделам, темам или отдельным вопросам программы и использованы для изложения нового материала, повторения, обобщения и контроля знаний. | ||
Комплект серии транспарантов | |||
Комплект учебных видеофильмов | |||
Комплект компьютерных программ |
1.3. Лабораторное оборудование (для фронтальных работ)
1.3.1. Техническое обеспечении лабораторных работ и демонстрационного оборудования. 7 класс
Л/р. № 1: Определение цены деления измерительного прибора + виртуальная лаборатория - 2
Цель работы: определить цену деления измерительного цилиндра (мензурки), научиться пользоваться им и определять с его помощью объем жидкости.
Приборы и материалы: измерительный цилиндр (мензурка), стакан с водой, колба, пузырек
Количество оборудования в наличии:
1. Измерительный цилиндр (мензурка) – 9
2. Стакан – 15
3. Пузырек – 12
4. Колба - 13
Л/р. № 2: Измерение размеров малых тел
Цель работы: научиться выполнять измерения способом рядов.
Приборы и материалы: линейка, дробь (горох, пшено), иголка
Количество оборудования в наличии:
1. Линейка (у каждого ученика своя линейка) - +
2. Пшено, горох - +
Л/р № 3: Измерение массы тела на рычажных весах + виртуальная лаборатория - 2
Цель работы: научиться пользоваться рычажными весами.
Приборы и материалы: весы с разновесами, несколько небольших тел разной массы.
Количество оборудования в наличии:
1. Весы с разновесами – 12
2. Камешки - +
3. Ручка, резинка - +
Л/р. № 4: Измерение объема тела + виртуальная лаборатория -2
Цель работы: научиться определять объем тела с помощью измерительного цилиндра.
Приборы и материалы: измерительный цилиндр (мензурка), тела неправильной формы небольшого объема (камни), нитки.
Количество оборудования в наличии:
1. Мензурки –
2. Камешки - +
3. Нитки - +
Л/р. №5: Определение плотности твердого тела + виртуальная лаборатория - 2
Цель работы: Научиться определять плотность твердого тела с помощью весов и измерительного цилиндра.
Приборы и материалы: весы с разновесами, измерительный цилиндр (мензурка), твердое тело, плотность которого надо определить, нитка
Количество оборудования в наличии:
1. Весы с разновесами – 12 шт.
2. Мензурки - +
3. Камешки - +
4. Нитки - +
Л/р № 6: Градирование пружины и измерение сил динамометром.
Цель работы: научиться градуировать пружину, получать шкалу с любой (заданной) ценой деления и с ее помощью измерять силы.
Приборы и материалы: динамометр, шкала которого закрыта бумагой, набор грузов массой по 102 г., штатив с муфтой, лапкой и кольцом.
Количество оборудования в наличии:
1. Динамометр – 12 шт.
2. набор грузов по 102 г. –
3. Штатив с муфтой, лапкой и кольцом –
Л/р. № 7: Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело + виртуальная лаборатория - 2
Цель работы: обнаружить на опыте выталкивающее действие жидкости на погруженное в нее тело и определять выталкивающую силу.
Приборы и материалы: динамометр, штатив с муфтой и лапкой, два тела разного объема, стаканы с водой и насыщенным раствором соли в воде.
Количество оборудования в наличии:
1. Динамометр – 12 шт.
2. Штатив с муфтой и лапкой - +
3. Тела разного объема – +
4. Стаканы – +
Л/р. № 8: Выяснение условий плавания тела в жидкости + виртуальная лаборатория - 2
Цель работы: на опыте выяснить условия, при которых тело плавает и при которых тонет.
Приборы и материалы: весы с разновесами, измерительный цилиндр (мензурка), пробирка-поплавок с пробкой, проволочный крючок, сухой песок, фильтрованная бумага или сухая тряпка
Количество оборудования в наличии:
1. Весы с разновесами – 12 шт.
2. Мензурки – +
3. Пробирки – 12 шт.
4. Сухой песок - +
5. Сухая тряпка - +
Л/р. № 9: Выяснение условия равновесия рычага + виртуальная лаборатория
Цель работы: проверить на опыте, при каком соотношении сил и их плеч рычаг находится в равновесии. Проверить на опыте правило моментов.
Приборы и материалы: рычаг на штативе, набор грузов, измерительная линейка, динамометр.
Количество оборудования в наличии:
1. Рычаг – +
2. Штатив – +
3. Набор грузов – +
4. Динамометр – 12 шт.
Л/р. № 10: Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.
Цель работы: убедиться на опыте в том, что полезная работа, выполненная с помощью простого механизма (наклонная плоскость), меньше полной.
Приборы и материалы: доска, динамометр, измерительная лента или линейка, брусок, штатив с муфтой и лапкой.
Количество оборудования в наличии:
1. Доска – +
2. Динамометр – +
3. Линейка – +
4. Брусок – +
5. Штатив с муфтой и лапкой – +
Техническое обеспечение демонстрации. 7 класс
1. Магнит - +
2. Стальной шар - +
3. Модель броуновского движения - +
4. Демонстрационные весы - +
5. Барометр - +
6. Динамометр - +
7. Ведерко Архимеда - +
8. Рычаг - +
1.3.2. Техническое обеспечение лабораторных работ и демонстрационного оборудования. 8 класс
Л/р. № 1: Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры
Цель работы: определить количество теплоты, отданное горячей водой и полученное холодной при теплообмене, и объяснить полученный результат.
Приборы и материалы: калориметр, измерительный цилиндр (мензурка), термометр, стакан.
Количество оборудования в наличии:
1. Калориметр – +
2. Мензурка – +
3. Термометр – +
4. Стакан – +
Л/р. № 2: Измерение удельной теплоемкости твердого тела
Цель работы: определить удельную теплоемкость металлического цилиндра.
Количество оборудования в наличии:
1. Стакан – +
2. Калориметр – +
3. Термометр – +
4. Весы с разновесами – +
5. Металлический цилиндр – +
Л/р. № 3,4: Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения + виртуальная лаборатория
Цель работы: убедиться на опыте, что сила тока в различных последовательно-соединенных участках цепи одинакова; измерить напряжение на участке цепи. Состоящем из двух последовательно соединенных резисторов, и сравнить его с напряжением на концах каждого резистора.
Количество оборудования в наличии:
1. Источник питания – 1
2. Низковольтная лампа на подставке – +
3. Ключ – +
4. Амперметр – +
5. Вольтметр – +
6. Резисторы - +
7. Соединительные провода –
Л/р. № 5: Регулирование силы тока реостатом
Цель работы: научиться пользоваться реостатом для измерения силы тока в цепи.
Количество оборудования в наличии:
1. Источник питания – 1
2. Амперметр – +
3. Ключ – +
4. Соединительные провода – +
5. Ползунковый реостат – +
Л/р. № 6: Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра + виртуальная лаборатория
Цель работы: научиться измерять сопротивление проводника при помощи амперметра и вольтметра. Убедиться на опыте. Что сопротивление проводника не зависит от силы тока в нем и напряжения.
Количество оборудования в наличии:
1. Источник питания – 1
2. Амперметр – +
3. Соединительные провода – +
4. Реостат – +
5. Ключ – +
6. Никелиновая спираль – -
Л/р. № 7: Измерение мощности и работы тока в электрической лампе
Цель работы: научиться определять мощность и работу тока в лампе, используя амперметр, вольтметр и часы.
Количество оборудования в наличии:
1. Источник питания – +
2. Низковольтная лампа на подставке –
3. Ключ – +
4. Амперметр – +
5. Вольтметр – +
6. Соединительные провода – +
7. Секундомер – +
Л/р. № 8: Получение изображения при помощи линзы + виртуальная лаборатория
Цель работы: научиться получать различные изображения при помощи собирающей линзы.
1. Собирающая линза - +
2. Экран – +
3. Лампа с колпачком, в котором сделана прорезь - +
4. Измерительная лента – +
Техническое обеспечение демонстрации. 8 класс
1. Термометр - +
2. Теплопроводность различных материалов - +
3. Теплопередача путем излучения - +
4. Наблюдение конденсации водяного пара на стакане со льдом - +
5. Электризация тел. Два рода электрических зарядов - +
6. Устройство и действие электроскопа - +
7. Проводники и изоляторы - +
8. Источники постоянного тока - +
9. Демонстрационный амперметр - +
10. Демонстрационный вольтметр - +
11. Демонстрационный реостат - +
12. Устройство генератора постоянного тока - +
13. Прямолинейное распространение света - +
14. Отражение света - +
15. Преломление света - +
16. Ход лучей в собирающей линзе - +
17. Ход лучей в рассеивающей линзе - +
1.3.3. Техническое обеспечение лабораторных работ и демонстрационного оборудования. 9 класс
Л/р. № 1: Исследование равноускоренного движения без начальной скорости
Цель работы: Определить ускорение движения шарика и его мгновенную скорость перед ударом о цилиндр
Приборы и материалы: желоб лабораторный металлический длиной 1,4 м, шарик металлический диаметром 1,5-2 см, цилиндр металлический, метроном (один на весь класс), лента измерительная, кусок мела
Количество оборудования в наличии:
1. Желоб лабораторный металлический длиной 1,4 м – +
2. Шарик металлический диаметром 1,5-2 см - +
3. Цилиндр металлический – +
4. Метроном - +
5. Лента измерительная – +
6. Мел - +
Л/р. № 2: Измерение ускорения свободного падения
Цель работы: Измерить ускорение свободного падения с помощью прибора для изучения движения тел
Приборы и материалы: прибор для изучения движения тел, полоски из миллиметровой и копировальной бумаги длиной 30 мм и шириной 20 мм, штатив с муфтой
Количество оборудования в наличии:
1. Прибор для изучения движения тел --
2. Полоски из миллиметровой и копировальной бумаги длиной 30 мм и шириной 20 мм - +
3. Штатив с муфтой - +
Л/р. № 3: Исследование зависимости периода и частоты колебаний нитяного маятника от его длины
Цель работы: выяснить, как зависит период и частота свободных колебаний нитяного маятника от его длины
Приборы и материалы: штатив с муфтой, шарик с прикрепленной к нему нитью длиной 130 см, часы с секундной стрелкой или метроном
Количество оборудования в наличии:
1. Штатив с муфтой – 14 шт.
2. Шарик (грузик) – 14 шт.
3. метроном – 1 шт.
4. Нитки - +
Л/р. № 4: Изучение деления ядра урана по фотографии треков
Цель работы: применить закон сохранения импульса для объяснения движения двух ядер, образовавшихся при делении ядра атома урана
Приборы и материалы: фотографии треков частиц, образовавшихся при делении ядра атома урана
Количество оборудования в наличии:
1. фотографии треков частиц, образовавшихся при делении ядра атома урана - +
Л/р. № 4: Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям
Цель работы: объяснить характер движения заряженных частиц
Приборы и материалы: фотографии треков заряженных частиц, полученных в камере Вильсона, пузырьковой камере и фотоэмульсии
Количество оборудования в наличии:
1. Фотографии треков заряженных частиц, полученных в камере Вильсона, пузырьковой камере и фотоэмульсии - +
Техническое обеспечение демонстрации. 9 класс
1. Равномерное прямолинейное движение - +
2. Свободное падение тел - +
3. Равноускоренное прямолинейное движение - +
4. Сравнение масс тел с помощью равноплечих весов - +
5. Измерение силы по деформации пружины -+
6. Третий закон Ньютона - +
7. Наблюдение колебаний тел - +
8. Наблюдение механических волн - +
9. Свойства электромагнитных волн - +
10. Наблюдение треков альфа-частиц в камере Вильсона --
11. Устройство и принцип действия счетчика ионизирующих частиц –
12. Дозиметр –
1.3.4. Техническое обеспечение лабораторных работ и демонстрационного оборудования. 10 класс
Л/р. № 1: Изучение закона сохранения механической энергии
Цель работы: Научиться измерять потенциальную энергию поднятого над землей тела и деформированной пружины; сравнивать два значения потенциальной энергии системы.
Приборы и материалы: штатив с муфтой и лапкой, динамометр лабораторный, груз массой m на нити длиной L, набор картонок, толщиной порядка 2 мм, краска и кисточка.
Количество оборудования в наличии:
1. Штатив - +
2. Динамометр - +
3. Груз - +
4. Картонки - +
5. Краска - +
6. Кисточки - +
Л/р. № 1: Экспериментальная проверка закона Гей-Люссака
Цель работы: Экспериментально проверить справедливость закона Гей-Люссака.
Приборы и материалы: колба, стакан, горячая вода (t=60°), пластилин
Количество оборудования в наличии:
1. Колба - +
2. Стакан - +
3. Горячая вода - +
4. Пластилин - +
Техническое обеспечение демонстрации
1. Изменение энергии тел при совершении работы - +
2. Переход потенциальной энергии в кинетическую энергию и обратно +
3. Механическая модель броуновского движения (виртуальная) - +
4. Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме - +
5. Изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении - +
6. Изменение объема газа с изменением давления при постоянной температуре - +
7. Кипение воды при пониженном давлении –
8. Психрометр и гигрометр - +, -
9..Кристаллические и аморфные тела - +
10.Объемные модели строения кристаллов –
11. Модели дефектов кристаллических решеток –
12. Изменение температуры воздуха при адиабатном сжатии и расширении –
13. Модели тепловых двигателей –
14. Электрометр - +
15. Конденсаторы - +
16 - + Электроизмерительные приборы.
17. Полупроводниковый диод. Транзистор -+
1.3.5. Техническое обеспечение лабораторных работ и демонстрационного оборудования. 11 класс
Л/р. № 1: Изучение последовательного и параллельного соединения проводников
Цель работы: проверить законы последовательного и параллельного соединения проводников.
Приборы и материалы: источник тока, два проволочных резистора, амперметр и вольтметр, реостат.
Количество оборудования в наличии:
1. Виртуальная лаборатория – 2 (№5, 6)
Л/р. № 2: Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока
Цель работы: научиться измерять ЭДС источника тока и косвенными измерениями определять его внутреннее сопротивление.
Приборы и материалы: батарейка, амперметр и вольтметр, реостат, ключ.
Количество оборудования в наличии:
1. Виртуальная лаборатория – 2 (№3)
Л/р. № 3: Изучение явления электромагнитной индукции
Приборы и материалы: миллиамперметр, источник питания, катушка с сердечником, дугообразный магнит, ключ, соединительные провода, магнитная стрелка, реостат.
Количество оборудования в наличии:
1. Виртуальная лаборатория – 2 (№1)
Л/р. № 4: Определение ускорения свободного падения при помощи маятника
Приборы и материалы: часы, измерительная лента, груз, штатив с муфтой
Цель работы: научиться определять с помощью маятника ускорение свободного падения.
Количество оборудования в наличии:
1. Часы - +
2. Измерительная лента - +
3. Груз - +
4. Штатив с муфтой - +
Л/р. № 5: Измерение показателя преломления стекла
Цел работы: научиться находить показатель преломления стекла.
1. Виртуальная лаборатория – 2 (№2)
Л/р. № 6: Изучение треков заряженных частиц
1. Виртуальная лаборатория – 2 (№2)
Техническое обеспечение демонстрации. 11 класс
1. Виртуальная лаборатория – 2
2. Виртуальные стенды
Раздел III. Перечень приборов и оборудования, запрещенных к использованию в кабинетах (лабораториях) физики
- Барометры ртутные;
- генераторы УВЧ (производство Главучтехпрома);
- дистилляторы школьные с открытой спиралью;
- индикаторы высоковольтные ИВ-50, ИВ-100 и другие;
- камера для наблюдения следов альфа-частиц;
- катушки Томсона (на напряжение 127 В);
- лампы лабораторные бензиновые;
- набор источников радиоактивного излучения "Плутон";
- парообразователи;
- приборы для определения коэффициента линейного расширения металлов (с металлическими трубками, нагреваемыми паром);
- рентгеновские трубки;
- самодельные электрические регулировочные устройства, устройства питания, выпрямители, автотрансформаторы, демонстрационные установки и другие на напряжение более 42 В переменного и 110 В постоянного тока;
- термометры ртутные;
- трубки вакуумные со звездой или мельничкой;
- трубки для отклонения катодных лучей;
- фотореле на фоторезисторе (на напряжение 127/220 В);
- эвдиометры ЭВД;
- электрические аппараты;
- машины и трансформаторы единичной мощностью более 2,7 кВА;
- электронагревательные приборы с открытой спиралью на напряжение переменного тока более 42 В.
Раздел IV. Санитарно-гигиенические требования к кабинету
- Естественное и искусственное освещение кабинета должно быть обеспечено в соответствии со СНиП-23-05-95. «Естественное и искусственное освещение».
- Ориентация окон учебных помещений должна быть на южную, восточную или юго-восточную стороны горизонта.
- В помещении должно быть боковое левостороннее освещение. При двухстороннем освещении при глубине помещения кабинета более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от пола
- Запрещается загромождение световых проемов (с внутренней и внешней стороны) оборудованием или другими предметами. Светопроемы кабинета должны быть оборудованы регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен и мебели.
- Для искусственного освещения следует использовать люминесцентные светильники типов:ЛС002?40, ЛП028?40, ЛП002-2Х40, ЛП034-4Х36, ЦСП-5-2?40. Светильники должны быть установлены рядами вдоль лаборатории параллельно окнам. Необходимо предусматривать раздельное (по рядам) включение светильников. Классная доска должна освещаться двумя зеркальными светильниками типа ЛПО-30-40-122 (125) ( «кососвет»). Светильники должны размещаться выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.
- Уровень освещенности рабочих мест для учителя и для обучающихся при искусственном освещении должен быть не менее 300 лк, на классной доске — 500 лк.
- Окраска помещения в зависимости от ориентации должна быть выполнена в теплых или холодных тонах слабой насыщенности. Помещения, обращенные на юг, окрашивают в холодные тона (гамма голубого, серого, зеленого цвета), а на север — в теплые тона (гамма желтого, розового цветов). Не рекомендуется окраска в белый, темный и контрастные цвета (коричневый, ярко-синий, лиловый, черный, красный, малиновый).
- Полы должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеум на утепленной основе.
- Стены кабинета должны быть гладкими, допускающими их уборку влажным способом. Оконные рамы и двери окрашивают в белый цвет. Коэффициент светового отражения стен должен быть в пределах 0,5-0,6, потолка-0,7-0,8, пола-0,3-0,5.
- Лаборатория и лаборантская комната должны быть обеспечены отоплением и плиточно-вытяжной вентиляцией с таким расчетом, чтобы температура в помещениях поддерживалась в пределах 18-21 градус Цельсия; влажность воздуха должна быть в пределах 40-60%.
- Содержание вредных паров и газов в воздухе указанных помещений не допускается.
- Естественная вентиляция должна осуществляться с помощью фрамуг или форточек, имеющих площадь не менее 1/50 площади пола и обеспечивающих трехкратный обмен воздуха. Фрамуги и форточки должны быть снабжены удобными для закрывания и открывания приспособлениями.
- В лаборатории и в лаборантской комнате кабинета физики должны быть установлены раковины с подводкой воды.
- Электроснабжение кабинета должно быть выполнено в соответствии с требованиями ГОСТ 28139-89 и ПУЭ.
- При использовании в кабинете лабораторных электротехнических приборов класса II (по способу защиты человека от поражения электрическим током) допускается подводка на рабочие места обучающихся тока напряжением 220 В.
- Штепсельные розетки, к которым подводится напряжение 12-42 В, должны конструктивно отличаться от розеток, к которым подводится более высокое напряжение.
- Электропитание рабочих мест может быть обеспечено специальным школьным комплектом электроснабжения кабинета физики (например КЭСФ1-2) или другими комплектами электроснабжения учебных кабинетов, обеспечивающими скрытую стационарную подводку электрического тока на рабочие места учителя и обучающихся требуемых номиналов напряжения.
- Расположение электрощита и «Устройства защитного отключения» должно давать учителю возможности быстрого отключения системы электроснабжения. Рекомендуемое размещение — слева или справа от классной доски
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перечень оснащения кабинета биологии
Необходимая материальная база кабинета биологии....
Оснащение кабинета истории и обществознания в рамках реализации ФГОС
Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания....
Требования к оснащению кабинета технологии
ТРЕБОВАНИЯ К ОСНАЩЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СООТВЕТСТВИИ С СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ НАПОЛНЕНИЕМ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ технология...
Оснащенность кабинета биологии как условие подготовки учащихся к итоговой аттестации
В данной статье рассматривается вопрос об использовании возможностей кабинета при подготовке учащихся к итоговой аттестации....
Оснащенность кабинета химии учебными материалами
Оснащенность образовательного процесса учебным оборудованием для выполнения практических работ по химии (базовый уровень)...
Требования к оснащению современного кабинета физики
Статья будет полезна учителям физики и директорам школ....
Обеспечение кабинетов физики оборудованием и необходимой документацией в соответствии с " Требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта о
В данном материале рассматривается обеспечение кабинетов физики оборудованием и необходимой документацией в соответствии с " Требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с со...