Программа по физике 10 класс (3 ч в нед. Мякишев)
рабочая программа по физике (10 класс) по теме
Рабочая программа по физике 10 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_po_fizike_10_klass_3_ch_v_ned._myakishev.docx | 52.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по по физике
для 10 класса (3 часа в неделю)
Составила Ивакина Е.В.
учитель физики
МБОУ СОШ №3 г. Усмань
Липецкой области
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели и задачи
• освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
• овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике
для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации, в том числе средств современных информационных технологий; формирование умений оценивать достоверность естественнонаучной информации;
• воспитание убеждённости в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
• использование приобретённых знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни.
Нормативно-правовые документы, на основании которых составлена программа
Программа составлена на основе нормативных правовых документов:
- Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» (от 29.12.12 года №273-фз).
- Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования по физике, утвержденного приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089.
- Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений.
- Приказ Министерства РФ от 19.12.2012г. №1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в ОУ, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013/2014 учебный год.
- Программа по физике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Авторы программы В.С. Данюшенков, О.В. Коршунова.
- Методические рекомендации «О преподавании физики в 2013-2014 учебном году в общеобразовательных учреждениях Липецкой области»
- Приказ от 16.05.13 № 451 «О базисных учебных планах для ОУ Липецкой области реализующих программы общего образования на 2013-2014г.»
- Учебный план МБОУ СОШ №3 г. Усмани на 2013-2014 учебный год
- Локальный акт школы «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ СОШ №3»
Сведения о программе
Данная программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного образовательного стандарта полного общего образования по физике. Программа позволяет получить представления о целях и содержании обучения физике в 10 классе. Определяет последовательность изучения материала в рамках стандарта для средней (полной) школы и пути формирования системы знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности и развития учащихся. Программа составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к базовому уровню обучения.
Программа соответствует учебнику «Физика. 10 класс» Мякишев Г., Буховцев Б., Сотский Н. М. Просвещение. 2009
Обоснование выбора авторской программы
Взятая за основу рабочей программы, программа по физике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений авторов В.С. Данюшенкова, О.В. Коршуновой, рекомендована МОиН РФ и отличается ярко выраженной и организованной системой целей и задач обучения, изложенных во введениях к частям, разделам, главам, параграфам, а также в заключениях, имеет оптимальную последовательность тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей и определяет необходимый набор форм учебной деятельности. Единая структура обязательного минимума и изучение физики по одному данному учебнику на базовом и профильном уровнях создает особое образовательное пространство, обеспечивающее естественным путем расширение знаний учащихся. В этом случае у учащихся появляется реальная возможность при использовании дистанционных форм дополнительного образования, получить подготовку, соответствующую более глубокому уровню изучения предмета, и подготовиться к сдаче ЕГЭ. При этом учащимся предлагаются возможности для самостоятельного совершенствования в предмете.
Информация о внесенных изменениях.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение физики в 10 классе на ступени полного общего образования отведено 2 ч в неделю. Но с учетом разнородности контингента учащихся средней школы и наличием учащихся, ориентированных на продолжение образования в вузах физико-технического профиля, в школе отводится на курс физики 3 ч в неделю. Увеличение часов направлено на усиление общеобразовательной подготовки, для закрепления теоретических знаний практическими умениями применять полученные знания на практике (решение задач на применение физических законов) и расширения спектра образования интересов учащихся.
Тематическое и поурочное планирование на 3часа в неделю взято из методических рекомендаций к учебникам Мякишева Г., Буховцева Б., Сотский Н. «Физика. 10 класс» и «Физика. 11 класс» Н.Н. Тулькибаевой и А.Э. Пушкарева, опубликованных в №13/05 «Физика» ИД «Первое сентября». В рабочей программе выделен дополнительно заключительный раздел "Повторение", что способствует систематизации знаний и умений, которыми должен овладеть учащийся. Обобщающее повторение проводится в соответствии со структурой рабочей программы, за основу берутся изученные фундаментальные теории, подчеркивается роль эксперимента, гипотез и моделей.
Добавлены часы на изучение следующих тем:
Тема по программе | Кол.час.по программе. | Дополнительные часы |
Механика | ||
Кинематика | 9 | 3 |
Классическая механика Ньютона и границы ее применения. | 1 | |
Движение с постоянным ускорением. Решение задач. | 1 | |
Свободное падение тел. Решение задач. | 1 | |
Законы Ньютона. Силы в механике | 7 | 4 |
Деформация. Силы упругости. Закон Гука. | 1 | |
ЛР «Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести». | 1 | |
Сила трения. Трение покоя. | 1 | |
Обобщающее занятие по теме «Силы в природе». Кратковременная контрольная работа по теме «Законы Ньютона. Силы в природе». | 1 | |
Законы сохранения в механике. | 7 | 3 |
Реактивное движение. Успехи в освоении космического пространства. | 1 | |
Мощность. Решение задач. | 1 | |
Законы сохранения в механике. Решение задач. | 1 | |
Элементы статики | 0 | 2 |
Равновесие тел. Первое условие равновесия твердого тела. | 1 | |
Момент силы. Второе условие равновесия твердого тела. | 1 | |
Молекулярная физика. Тепловые явления | ||
Основы молекулярной физики | 14 | 7 |
Решение задач. | 1 | |
Изопроцессы и их законы. | 1 | |
Решение задач. | 1 | |
ЛР «Опытная проверка закона Гей-Люссака» | ||
Обобщающее занятие по теме «Основы молекулярно-кинетической теории». | 1 | |
Насыщенный пар. Кипение. Испарение жидкости. Влажность воздуха и ее измерение. | 1 | |
Поверхностное натяжение. Сила поверхностного натяжения. | 1 | |
Основы термодинамики | 6 | 3 |
Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Решение задач. | 1 | |
Применение первого закона термодинамики к изопроцессам в газах. | 1 | |
Термодинамика. Решение задач. | 1 | |
Основы электродинамики | ||
Электростатика | 9 | 4 |
Решение задач. | 1 | |
Проводники и диэлектрики в электростатическом поле. | 1 | |
Потенциальная энергия заряженного тела в электростатическом поле. Связь между напряженностью поля и напряжением. | 1 | |
КР по теме «Электростатика». | 1 | |
Постоянный электрический ток | 8 | 6 |
Электрическая цепь. Последовательное и параллельное соединения проводников. | 1 | |
ЛР «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников» | 1 | |
Работа и мощность постоянного тока. | 1 | |
ЛР «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока» | 1 | |
Постоянный электрический ток. Решение задач. | 1 | |
КР по теме «Постоянный электрический ток». | 1 | |
Электрический ток в различных средах | 5 | 1 |
Электрическая проводимость полупроводников при наличии примесей. Полупроводниковый диод. | 1 |
Определение места и роли предмета в овладении требований к уровню подготовки обучающихся в соответствии с ФГОС.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Физика изучает количественные закономерности природных явлений и относится к точным наукам. Вместе с тем гуманитарный потенциал физики в формировании научной картины мира и влиянии на качество жизни человечества очень высок.
Физика – экспериментальная наука, изучающая природные явления опытным путем. Построением теоретических моделей физика дает объяснение наблюдаемых явлений, формулирует физические законы, предсказывает новые явления, создает основу для применения открытых законов природы в человеческой практике. Физические законы лежат в основе химических, биологических, астрономических явлений. В силу отмеченных особенностей физики ее можно считать основой всех естественных наук.
В современном мире роль физики непрерывно возрастает, так как физика является основой научно-технического прогресса. Использование знаний по физике необходимо каждому для решения практических задач в повседневной жизни. Устройство и принцип действия большинства применяемых в быту и технике приборов и механизмов являются хорошей иллюстрацией к изучаемым вопросам.
Информация о количестве учебных часов.
В соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком МБОУ СОШ №3, рабочая программа по физике рассчитана 102 ч (3 ч в неделю).
Из них: лабораторных работ - 5, контрольных работ - 7
Формы организации образовательного процесса.
Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся активной самостоятельной деятельности по их разрешению. Поэтому основными методами обучения являются частично поисковый и исследовательский. В то же время при изучении теоретического материала используются информационно – иллюстративный метод и проблемное изложение. Формы занятий: уроки, семинары, самостоятельная работа, организованная проектная и исследовательская деятельность, лабораторные работы, которые носят исследовательский характер и выполняются с использованием типового оборудования физического кабинета и компьютерных программно – педагогических средств.
Технологии обучения
Программа составлена в расчете на осуществление деятельностного подхода к обучению; используется технология проблемного обучения, проектно-исследовательская деятельность и ИКТ.
Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся
Исходя из особенностей содержания предмета физика, выделяются в качестве наиболее актуальных следующие образовательные компетенции (понятие образовательной компетенции включает совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, опыта деятельности учащегося):
- учебно-познавательная (определять цели и порядок работы, самостоятельно планировать свою учебную деятельность и учиться, устанавливать связи между отдельными объектами, применять освоенные способы в новых ситуациях, осуществлять самоконтроль);
- коммуникативная (сотрудничать, оказывать помощь другим, участвовать в работе команды, обмениваться информацией);
- информационная (самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию, структурировать, преобразовывать, сохранять и передавать её);
- личностного самосовершенствования (анализировать свои достижения и ошибки, обнаруживать проблемы и затруднения в сообщениях одноклассников, осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях, критически оценивать результаты своей деятельности).
Для решения этих задач запланировано использовать исследовательскую и проектную деятельность учащихся. Причём деятельность интенсивную и разнообразную потому, что именно в ней формируется человек, его мышление, сфера практических умений, знания, способности, характер, межличностные отношения. Выполняя творческие проекты, школьники учатся самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность за их реализацию. Школьник учится анализировать каждый шаг своего учения, определяя свои недостатки, ищет причины возникших затруднений, находит пути исправления ошибок. Ему предоставляется право выбора способов деятельности, выдвижения предположений, гипотез, участия в коллективном обсуждении различных точек зрения.
Виды и формы контроля:
устный опрос, фронтальный опрос, самостоятельная работа, индивидуальные задания на карточках, тесты, физический диктант, лабораторная работа, контрольная работа, зачет.
Планируемый уровень подготовки на конец учебного года
В результате изучения физики в 10 классе ученик должен:
Знать/понимать:
• смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие;
• смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
• смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики;
• вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.
Уметь:
• описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твёрдых тел;
• отличать гипотезы от научных теорий;
делать выводы на основе экспериментальных данных;
приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория даёт возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать ещё неизвестные явления;
• приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике;
• воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов;
• оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
• рационального природопользования и защиты окружающей среды.
Информация об используемом учебнике
Программа соответствует учебнику
Мякишев Г.Я. Физика. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни / Г.Я.Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский; под редакцией В.И.Николаева, Н.А. Парфентьевой. - 18-е изд. - М.: Просвещение, 2009.
Содержание программы
Физика и методы научного познания
Физика как наука. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.
Механика
Механическое движение и его виды. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.
Проведение опытов, иллюстрирующих проявление принципа относительности, законов классической механики, сохранения импульса и механической энергии.
Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для использования простых механизмов, инструментов, транспортных средств.
Фронтальные лабораторные работы:
№1. Движение тела по окружности под действием силы тяжести и упругости.
№2. Изучение закона сохранения механической энергии.
Контрольная работа №1 по теме «Основы кинематики»
Контрольная работа №2 по теме «Законы Ньютона. Силы в природе»
Контрольная работа №3 по теме и «Законы сохранения в механике»
Молекулярная физика
Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и её экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Законы термодинамики. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.
Проведение опытов по изучению свойств газов, жидкостей и твёрдых тел, тепловых процессов и агрегатных превращений вещества.
Практическое применение в повседневной жизни физических знаний о свойствах газов, жидкостей и твёрдых тел; об охране окружающей среды.
Фронтальные лабораторные работы:
№3.Опытная проверка закона Гей-Люссака.
Контрольная работа №4 по теме «Основы молекулярной физики»
Контрольная работа №5 по теме «Молекулярная физика. Тепловые явления»
Основы электродинамики
Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электрический ток.
Объяснение устройства и принципа действия технических объектов, практическое применение физических знаний в повседневной жизни: для безопасного обращения с домашней электропроводкой, бытовой электро- и радиоаппаратурой.
Фронтальные лабораторные работы:
4. Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.
5. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
Контрольная работа№6 по теме «Электростатика»
Контрольная работа №7 по теме «Постоянный электрический ток»
Учебно-тематический план
Название раздела | Кол-во часов | Формы контроля. |
1. Физика и методы научного познания | 1 | |
2. Механика | 37 | Карточки Физический диктант КР №1, КР №2, КР №3 ЛР№1, ЛР №2 |
3. Молекулярная физика. Тепловые явления. | 28 | Карточки Физический диктант КР №4, КР №5, ЛР №3 |
4. Основы электродинамики | 30 | Карточки Физические диктанты КР №6, КР №7, ЛР №4, ЛР №5 |
5.Повторение | 6 | Тесты |
Требования к уровню подготовки обучающихся
1.Физика и методы научного познания
Знать:
- смысл понятий «физическое явление», научный метод познания;
- роль научного эксперимента и теории в процессе познания природы;
- современную физическую картину мира.
Уметь: приводить примеры физических явлений, различать наблюдение, эксперимент и опыт.
2. Механика
Знать:
- основную задачу механики;
- понятия: механическое движение, система отсчета, материальная точка, траектория, перемещение, путь, скорость, прямолинейное равноускоренное движение, свободное падение, всемирное тяготение, гравитационная сила, криволинейное движение, ИСЗ, первая космическая скорость, реактивное движение, сущность относительности движения;
- характерные особенности равномерного и равнопеременного движения;
- физические величины, характеризующие движение по окружности;
- первый, второй и третий законы Ньютона, закон всемирного тяготения, закон Гука и границы его применимости;
- природу сил трения и способы измерения силы трения;
- значение и физический смысл гравитационной постоянной, зависимость ускорения свободного падения от радиуса Земли;
- формулы: координаты тела, скорости равномерного прямолинейного движения, перемещения при прямолинейном равномерном движении, ускорения, скорости и перемещения при прямолинейном равноускоренном движении, центростремительного ускорения, второго закона Ньютона, ускорения свободного падения, первой космической скорости, для расчета потенциальной энергии в поле силы тяжести и упругодеформированной пружины, кинетической энергии тела;
- геометрический смысл графика скорости;
- причину появления ускорения, связь между силой и ускорением тела;
- смысл физических величин: скорость, ускорение; импульс тела, импульс силы, работа, механическая энергия;
- условия равновесия твердого тела;
Понимать смысл понятий: относительность, инерция, инертность, невесомость.
Уметь:
- читать и строить графики прямолинейного равномерного и равноускоренного движения;
- определять ускорение свободного падения;
- определять по рисунку пройденный путь;
- приводить примеры инерциальной и неинерциальной системы отсчета;
- объяснять, что такое гравитационная сила;
- объяснять движение небесных тел и искусственных спутников Земли;
- уметь записывать второй закон Ньютона в векторной и проекционной формах;
- решать задачи с использованием законов Ньютона, сохранения импульса и энергии тела, реактивного движения, условий равновесия твердого тела;
- применять законы Ньютона и законы сохранения импульса и энергии на практике.
3. Молекулярная физика. Тепловые явления.
Знать:
- понятия: количество вещества, концентрация молекул, масса молекулы, молярная масса, , абсолютная температура, абсолютный нуль, идеальный газ, тепловая скорость молекул, внутренняя энергия идеального газа, количество теплоты, температура, конвекция, излучение. давление идеального газа, изопроцессы, удельная теплоемкость вещества, кристаллизация, плавление твердых тел, парообразование и конденсация, полезная и затраченная работа, коэффициент полезного действия теплового двигателя;
- основные положения молекулярно-кинетической теории, основное уравнение МКТ, уравнение Менделеева-Клапейрона, уравнения и графики изопоцессов;
- суть опыта Штерна;
- связь между микро и макро параметрами идеального газа;
- о трех состояниях вещества и их особенностях;
- формулу для расчета количества теплоты, работы и внутренней энергии идеального газа, КПД теплового двигателя;
- сущность процессов, происходящих при переходе тела из твердого состояния в жидкое, из жидкого в газообразное и наоборот;
- графическое истолкование работы идеального газа;
- историю создания тепловых машин, их устройство и принцип действия;
- первый закон термодинамики и его применение к различным изопроцессам;
- суть адиабатного процесса;
- смысл второго закона термодинамики;
- экологические проблемы, связанные с применением тепловых двигателей.
Уметь:
- применять основные положения МКТ для объяснения тепловых процессов и объяснения строения веществ;
- рассчитывать тепловую скорость и внутреннюю энергию идеального газа, количество теплоты, требующееся для нагревания тела, плавления и парообразования вещества;
- связывать величины: скорость, движение молекул, температура, кинетическая энергия;
- уметь изображать изопроцессы графически в различных координатных осях;
- определять работу газа и характер изопроцесса по графику;
- решать задачи на расчет количества теплоты, работы и внутренней энергии идеального газа, КПД теплового двигателя;
- применять уравнение Менделеева-Клайперона и первый закон термодинамики к различным изопроцессам и адиабатному процессу;
- применять газовые законы при решении задач;
- анализировать положительные и отрицательные эффекты использования тепловых машин;
- применять полученные знания на практике.
5. Основы электродинамики
Знать:
- понятия: электрический заряд, электризация, электрические взаимодействия, носители заряда, электрическое поле, напряженность электрического поля, потенциал электростатического поля, диэлектрики, проводники, диэлектрическая проницаемость, работа сил электростатического поля, конденсатор, емкость конденсатора, энергия электростатического поля и конденсатора, электрический ток, сила тока, сопротивление, ЭДС, работа и мощность постоянного тока, сверхпроводимость;
- виды электрических полей, их графическое изображение;
- принцип суперпозиции электростатических полей, закон сохранения заряда, закон Кулона, Джоуля-Ленца, Ома для участка цепи и для полной цепи, последовательного и параллельного соединения проводников;
-устройство, виды и принцип действия конденсаторов;
- природу электрического тока в средах.
Уметь:
- находить объяснение процесса электризации;
- применять закон кулона для определения искомых величин;
- вычислять работу поля и напряженность электрического поля;
- формулировать закон Ома для различных соединений электрической цепи;
- снимать показания приборов;
- получать формулу для расчета количества теплоты при различных соединениях проводников;
- применять теоретические знания при решении задач.
Литература и средства обучения
Основная литература
Мякишева Г., Буховцева Б., Сотский Н. «Физика. 10 класс» . М.: Просвещение. 2009 г.
Рымкевич А.П. Сборник задач по физике 10 – 11 класс. – М.: Дрофа, 2009 г.
Дополнительная литература:
Программы для общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия. 7—11 кл. / Сост. Ю. И. Дик, В. А. Коровин, В. А. Орлов. — 4-е изд., перераб. — М.: Дрофа, 2004.
Сборник «Физика. Программы общеобразовательных учреждений. 10-11 классы / авт. П.Г. Саенко и др.– М.: Просвещение», 2010
Тулькибаева Н.Н., Пушкарев А.Э. «Методические рекомендации к учебникам Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, Н.Н. Сотского «Физика. 10 класс и «Физика. 11 класс», М. «Просвещение». 2004
Рабочие программы по физике. 7-11 классы/ Авт.- составитель В.А.Попова. - М.: «Глобус», 2009.
Примерные программы основного общего образования. Физика. Естествознание. – М.: «Просвещение», 2009.
Марон А.Е. Физика. 10 класс: дидактические материалы / А.Е. марон, Е.А. Марон. – 2 издание, стереотипное, - М.: Дрофа, 2005
Контрольно-измерительные материалы. Физика: 10 класс / Сост. Н.И.Зорин. – М.: Вако, 2012.
В.А.Волков Универсальные поурочные разработки по физике: 10 класс М.: Вако. 2007 г.
Кортукова Л.К. Сборник олимпиадных заданий для 8 - 11 кл. / Сост. Л.К. Кортукова, А.А. Теплов. – М.: АРКТИ, 2007
Календарно-тематическое планирование курса физики
10 класс 3 часа в неделю
Всего часов – 102
Контрольных работ – 7
Лабораторных работ- 5
1.Основные особенности физического метода исследования
№ | Тема урока | Количество уроков | ||
Дата по плану | Дата по факту | |||
1 | Введение. | 1 | 04.09.13 |
Механика
2.Кинематика
2 | Классическая механика Ньютона и границы ее применимости. | 1 | 06.09.13 | |
3 | Движение точки и тела. Система отсчета. Перемещение. | 1 | 09.09.13 | |
4 | Прямолинейное равномерное движение. Уравнение прямолинейного равномерного движения. | 1 | 11.09.13 | |
5 | Графическое представление движения. | 1 | 13.09.13 | |
6 | Решение задач. | 1 | 16.09.13 | |
7 | Мгновенная скорость. Сложение скоростей. | 1 | 18.09.13 | |
8 | Ускорение. Единица ускорения. Движение с постоянным ускорением. | 1 | 20.09.13 | |
9 | Движение с постоянным ускорением. Решение задач. | 1 | 23.09.13 | |
10 | Решение задач. | 1 | 25.09.13 | |
11 | Свободное падение тел. | 1 | 2.10.13 | |
12 | Равномерное движение точки по окружности. | 1 | 27.09.13 | |
13 | Кинематика. Решение задач. | 1 | 2.10.13 | |
14 | Контрольная работа №1 по теме «Основы кинематики». | 1 | 5.10.13 |
3.Законы Ньютона. Силы в механике.
15 | Взаимодействие тел в природе. Инерция. Первый закон Ньютона. | 1 | 7.10.13 | |
16 | Понятие силы как меры взаимодействия тел. Решение задач. | 1 | 9.10.13 | |
17 | Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. | 1 | 12.10.13 | |
18 | Принцип относительности Галилея. | 1 | 14.10.13 |
4.Силы в природе
19 | Явление тяготения. Гравитационные силы. | 1 | 16.10.13 | |
20 | Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. | 1 | 19.10.13 | |
21 | Вес тела. Невесомость и перегрузки. | 1 | 21.10.13 | |
22 | Деформация и силы упругости. Силы упругости. | 1 | 23.10.13 | |
23 | Движение тела под действием силы упругости. Закон Гука. | 1 | 26.10.13 | |
24 | Решение задач. | 1 | 28.10.13 | |
25 | ЛР № 1 «Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести». | 1 | 30.10.13 | |
26 | Силы трения. Роль сил трения.
| 1 | 2.11.13 | |
27 | Обобщающее занятие по теме «Силы в природе». Кратковременная контрольная работа №2 по теме «Законы Ньютона. Силы в природе». | 1 | 11.11.13 |
5. Законы сохранения в механике
28 | Импульс и импульс силы. Закон сохранения импульса. | 1 | 13.11.13 | |
29 | Реактивное движение. Успехи в освоении космического пространства. | 1 | 16.11.13 | |
30 | Реактивное движение. Решение задач. | 1 | 18.11.13 | |
31 | Работа силы. Механическая энергия тела: потенциальная и кинетическая. | 1 | 20.11.13 | |
32 | Закон сохранения и превращения энергии в механике. | 1 | 23.11.13 | |
33 | ЛР №2 «Изучение закона сохранения механической энергии» | 1 | 25.11.13 | |
34 | Обобщающее занятие. | 1 | 27.11.13 | |
35 | Мощность. Решение задач. | 1 | 30.12.13 | |
36 | Решение задач. | 1 | 2.12.13 | |
37 | Контрольная работа №3 «Законы сохранения в механике». | 1 | 4.12.13 | |
6. Элементы статики | ||||
38 | Равновесие тел. Первое условие равновесия твердого тела. | 1 | 7.12.13 | |
39 | Момент силы. Второе условие равновесия твердого тела. | 1 | 9.12.13 |
Молекулярная физика. Тепловые явления.
7. Основы молекулярной физики
40 | Строение вещества. Молекула. Основные положения МКТ. | 1 | 11.12.13 | |
41 | Экспериментальное доказательство основных положений теории. Броуновское движение. | 1 | 14.12.13 | |
42 | Масса молекул. Количество вещества. | 1 | 16.12.13 | |
43 | Строение газообразных, жидких и твердых тел. Кристаллические и аморфные тела. | 1 | 18.12.13 | |
44 | Идеальный газ в молекулярно-кинетической теории. | 1 | 21.12.13 | |
45 | Обобщающее занятие в форме конференции. | 1 | 23.12.13 | |
46 | Решение задач. | 1 | 25.12.13 | |
47 | Температура и тепловое равновесие. | 1 | 28.12.13 | |
48 | Абсолютная температура. Температура – мера средней кинетической энергии. | 1 | ||
49 | Измерение скоростей молекул газа. | 1 | ||
50 | Решение задач. | 1 | ||
51 | Основные макропараметры газа. Уравнение состояния идеального газа. | 1 | ||
52 | Изопроцессы и их законы. | 1 | ||
53 | Решение задач. | 1 | ||
54 | ЛР №3 «Опытная проверка закона Гей-Люссака» | 1 | ||
55 | Обобщающее занятие по теме «Основы молекулярно-кинетической теории». | 1 | ||
56 | Насыщенный пар. Кипение. Испарение жидкости. | 1 | ||
57 | Влажность воздуха и ее измерение. | 1 | ||
58 | Поверхностное натяжение. Сила поверхностного натяжения. | 1 | ||
59 | Контрольная работа №4 «Основы молекулярной физики» | 1 |
8.Термодинамика (11 ч)
60 | Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. | 1 | ||
61 | Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Решение задач. | 1 | ||
62 | Первый закон термодинамики. | 1 | ||
63 | Применение первого закона термодинамики к изопроцессам в газах. | 1 | ||
64 | Решение задач. | 1 | ||
65 | Необратимость процессов в природе. Решение задач. | 1 | ||
66 | Принципы действия теплового двигателя. ДВС. Дизель. КПД тепловых двигателей. Решение задач. | 1 | ||
67 | Контрольная работа №5 « Молекулярная физика и термодинамика» | 1 |
Основы электродинамики
9.Электростатика
68 | Что такое электродинамика. Строение атома. Электрон. | 1 | ||
69 | Электризация тел. Два рода зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Объяснение процесса электризации тел. | 1 | ||
70 | Закон Кулона. Решение задач. | 1 | ||
71 | Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиций полей. Решение задач. | 1 | ||
72 | Решение задач. | 1 | ||
73 | Силовые линии электрического поля. Решение задач. | 1 | ||
73 | Решение задач. | 1 | ||
74 | Проводники и диэлектрики в электростатическом поле. | 1 | ||
75 | Потенциальная энергия заряженного тела в электростатическом поле. Связь между напряженностью поля и напряжением. | 1 | ||
76 | Решение задач. | 1 | ||
77 | Потенциал электростатического поля и разность потенциалов. Решение задач. | 1 | ||
78 | Конденсаторы. Назначение, устройство и виды. | 1 | ||
79 | Контрольная работа №6 по теме «Электростатика». | 1 | ||
10. Постоянный электрический ток | ||||
80 | Электрический ток. Сила тока. | 1 | ||
81 | Условия, необходимые для существования электрического тока. Решение задач. | 1 | ||
82 | Закон Ома для участка цепи. Решение задач. | 1 | ||
83 | Электрическая цепь. Последовательное и параллельное соединение проводников. | 1 | ||
84 | ЛР №4 «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников». | 1 | ||
85 | Работа и мощность электрического тока. | 1 | ||
86 | Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. | 1 | ||
87 | ЛР №5 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока» | 1 | ||
88 | Постоянный электрический ток. Решение задач. | 1 | ||
89 | КР №7 по теме «Постоянный электрический ток». | 1 |
11.Электрический ток в различных средах
90 | Электрическая проводимость различных веществ. | 1 | ||
91 | Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость. | 1 | ||
92 | Электрический ток в полупроводниках. Применение полупроводниковых приборов. | 1 | ||
93 | Электрическая проводимость полупроводников при наличии примесей. Полупроводниковый диод. | 1 | ||
94 | Электрический ток в вакууме. Электронно-лучевая трубка. | 1 | ||
95 | Электрический ток в жидкостях. | 1 | ||
96 | Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный разряды. Плазма. | 1 |
Итоговое повторение
97-98 | Повторение. Механика | 2 | ||
99-100 | Повторение. Молекулярная физика и термодинамика. | 2 | ||
101-102 | Повторение. Итоговое занятие. | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике 10 класс. Авторы учебника Г.Я.Мякишев,Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский.
Рабочая программа по физике 10 класс. Авторы учебника Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский...
Рабочая программа по физике 11 класс. Авторы учебника Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин
Рабочая программа по физике 11 класс. Авторы учебника Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин...
Рабочая программа по физике для 10 класса по учебнику Г.Я.Мякишев ,Б.Б.Буховцев Физика 10
Рабочая программа по физике для 10 класса по учебнику Г.Я.Мякишев,Б.Б.Буховцев 10 класс...
Рабочая программа по физике для 11 класса по учебнику Г.Я.Мякишев ,Б.Б.Буховцев Физика 10
Рабочая программа по физике 11 класс...
Рабочая программа по Физике 10-11 класс по УМК Г.Я. Мякишев (углубленный уровень)
Программа составлена в соответствии с обновленными требованиями на 2018-2019 учебный год. В программу включено календарно-тематическое планирование с ожидаемыми результатами по ФГОС, расписанными...
Рабочая программа учебного предмета Физика для 11 класса к УМК под редакцией Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. (базовый уровень)
Рабочая программа составлена на основе фундаментального ядра содержания общегообразования и требований к результатам обучения, представленных в Сандарте среднего общего образования, в соответствии с п...
Рабочая программа по физике 11 класс базовый уровень УМК ГЯ Мякишев и др
Рабочая программа по физике 11 класс базовый уровень УМК ГЯ Мякишев и др 3 часа в неделю...