Рабочая программа по физике 7-9 класс
рабочая программа (физика, 7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по физике для основной школы разработана в соответствии:
- с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ООО, М.: «Просвещение», 2012 год);
- с рекомендациями Программы (Программы по учебным предметам. Физика 7-9 классы. Естествознание 5 класс, М.: «Просвещение», 2012);
- с авторской программой (Е.М. Гутник, А.В. Перышкин Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия.7-11 кл./ сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов.- М.: Дрофа).
Сроки освоения программы: 3 года.
Форма обучения : очная.
Режим занятий: 2 часа в неделю.
Программа по физике для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. Содержание примерных программ основного общего образования имеет особенности, обусловленные, во-первых, задачами развития, обучения и воспитания учащихся, заданными социальными требованиями к уровню развития их личностных и познавательных качеств; во-вторых, предметным содержанием системы общего среднего образования; в-третьих, психологическими возрастными особенностями обучаемых.
Программа включает следующие разделы: пояснительную записку; содержание основного общего образования по учебному предмету с перечнем разделов; примерное тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности школьников; рекомендации по материально-техническому обеспечению учебного предмета; примерную программу внеурочной деятельности.
Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях — личностном, метапредметном и предметном.
Общая характеристика учебного предмета
Школьный курс физики — системообразующий для естественно-научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии.
Программа по физике определяет цели изучения физики в основной школе, содержание тем курса, дает распределение учебных часов по разделам курса, перечень рекомендуемых демонстрационных экспериментов учителя, опытов и лабораторных работ, выполняемых учащимися, а также планируемые результаты обучения физике.
Цели изучения физики в основной школе следующие:
- развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
- понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
- формирование у учащихся представлений о физической картине мира.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
- знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
- приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
- формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
- овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
- понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Базисный учебный план на этапе основного общего образования выделяет 210 ч для обязательного изучения курса «Физика», из которых 189 ч составляет инвариантная часть. Оставшиеся 21 ч в рабочей программе могут использовать в качестве резерва времени.
Тематическое планирование для обучения в 7—9 классах может быть составлено из расчета 2 ч (общий уровень) неделю.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета курса.
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
- формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметными результатами обучения физике в основной школе являются:
- знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
- умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
- умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
- умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
- формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
- развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
- коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Основное содержание курса «Физика 7-9».
Физика и физические методы изучения природы (5ч)
Физика — наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Измерение физических величин. Международная система единиц. Научный метод познания. Наука и техника.
Демонстрации.
Наблюдения физических явлений: свободного падения тел, колебаний маятника, притяжения стального шара магнитом, свечения нити электрической лампы.
Лабораторные работы и опыты
- Определение цены деления шкалы измерительного прибора.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):
Наблюдать и описывать физические явления, высказывать предположения – гипотезы, измерять расстояния и промежутки времени, определять цену деления шкалы прибора.
Механические явления.(70ч)
Кинематика(20)
Механическое движение. Траектория. Путь — скалярная величина. Скорость — векторная величина. Модуль вектора скорости. Равномерное прямолинейное движение. Относительность механического движения. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения.
Ускорение — векторная величина. Равноускоренное прямолинейное движение. Графики зависимости пути и модуля скорости равноускоренного прямолинейного движения от времени движения. Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорение.
Демонстрации:
- Равномерное прямолинейное движение.
- Свободное падение тел.
- Равноускоренное прямолинейное движение.
- Равномерное движение по окружности.
Лабораторные работы и опыты:
- Измерение ускорения свободного падения.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):
Рассчитывать путь и скорость тела при равномерном прямолинейном движении. Представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков. Определять путь, пройденный за данный промежуток времени, и скорость тела по графику зависимости пути равномерного движения от времени. Рассчитывать путь и скорость при равноускоренном прямолинейном движении тела. Определять путь и ускорение движения тела по графику зависимости скорости равноускоренного прямолинейного движения тела от времени. Находить центростремительное ускорение при движении тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.
Динамика (30)
Инерция. Инертность тел. Первый закон Ньютона. Взаимодействие тел. Масса — скалярная величина. Плотность вещества. Сила — векторная величина. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Движение и силы.
Сила упругости. Сила трения. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Центр тяжести.
Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Условие плавания тел. Условия равновесия твердого тела.
Демонстрации:
- Сравнение масс тел с помощью равноплечих весов.
- Измерение силы по деформации пружины.
- Третий закон Ньютона.
- Свойства силы трения.
- Барометр.
- Опыт с шаром Паскаля.
- Гидравлический пресс.
- Опыты с ведерком Архимеда.
Лабораторные работы и опыты:
- Измерение массы тела.
- Измерение объема тела.
- Измерение плотности твердого тела.
- Градуирование пружины и измерение сил динамометром.
- Исследование зависимости удлинения стальной пружины от приложенной силы.
- Исследование зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления.
- Исследование условий равновесия рычага.
- Измерение архимедовой силы.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):
Измерять массу тела, измерять плотность вещества. Вычислять ускорение тела, силы, действующей на тело, или массы на основе второго закона Ньютона. Исследовать зависимость удлинения стальной пружины от приложенной силы. Исследовать зависимость силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления. Измерять силы взаимодействия двух тел. Вычислять силу всемирного тяготения. Исследовать условия равновесия рычага. Экспериментально находить центр тяжести плоского тела. Обнаруживать существование атмосферного давления. Объяснять причины плавания тел. Измерять силу Архимеда.
Законы сохранения импульса и механической энергии. Механические колебания и волны. (20ч)
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Кинетическая энергия. Работа. Потенциальная энергия. Мощность. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия (КПД). Возобновляемые источники энергии.
Механические колебания. Резонанс. Механические волны. Звук. Использование колебаний в технике.
Демонстрации:
- Простые механизмы.
- Наблюдение колебаний тел.
- Наблюдение механических волн.
Лабораторные работы и опыты:
- Измерение КПД наклонной плоскости.
- Изучение колебаний маятника.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):
Применять закон сохранения импульса для расчета результатов взаимодействия тел. Измерять работу силы. Вычислять кинетическую энергию тела. Вычислять энергию упругой деформации пружины. Вычислять потенциальную энергию тела, поднятого над Землей. Применять закон сохранения механической энергии для расчета потенциальной и кинетической энергии тела. Измерять мощность. Измерять КПД наклонной плоскости. Вычислять КПД простых механизмов. Объяснять процесс колебаний маятника. Исследовать зависимость периода колебаний маятника от его длины и амплитуды колебаний. Вычислять длину волны и скорость распространения звуковых волн.
Молекулярная физика и термодинамика (26ч)
Строение и свойства вещества (8ч)
Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение и взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел.
Демонстрации:
- Диффузия в растворах и газах, в воде.
- Модель хаотического движения молекул в газе.
- Модель броуновского движения.
- Сцепление твердых тел.
- Демонстрация моделей строения кристаллических тел.
- Демонстрация расширения твердого тела при нагревании.
Лабораторные работы и опыты:
Измерение размеров малых тел.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):
Наблюдать и объяснять явление диффузии. Выполнять опыты по обнаружению действия сил молекулярного притяжения. Объяснять свойства газов, жидкостей и твердых тел на основе атомной теории строения вещества.
Тепловые явления (18ч)
Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.
Преобразования энергии в тепловых машинах. КПД тепловой машины. Экологические проблемы теплоэнергетики.
Демонстрации:
- Принцип действия термометра.
- Теплопроводность различных материалов.
- Конвекция в жидкостях и газах.
- Теплопередача путем излучения.
- Явление испарения.
- Наблюдение конденсации паров воды на стакане со льдом.
Лабораторные работы и опыты:
- Изучение явления теплообмена при смешивании холодной и горячей воды.
- Исследование процесса испарения.
- Измерение влажности воздуха.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):
Наблюдать изменение внутренней энергии тела при теплопередаче и работе внешних сил. Исследовать явление теплообмена при смешивании холодной и горячей воды. Вычислять количество теплоты и удельную теплоемкость вещества при теплопередаче. Наблюдать изменения внутренней энергии воды в результате испарения. Вычислять количества теплоты в процессах теплопередачи при плавлении и кристаллизации, испарении и конденсации. Вычислять удельную теплоту плавления и парообразования вещества. Измерять влажность воздуха. Обсуждать экологические последствия применения двигателей внутреннего сгорания, тепловых и гидроэлектростанций.
Электрические и магнитные явления (64ч)
Электрические явления (28)
Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Напряжение. Конденсатор. Энергия электрического поля.
Постоянный электрический ток. Сила тока. Электрическое сопротивление. Электрическое напряжение. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Закон Ома для участка электрической цепи. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Правила безопасности при работе с источниками электрического тока.
Демонстрации:
- Электризация тел.
- Два рода электрических зарядов.
- Устройство и действие электроскопа.
- Проводники и изоляторы.
- Электростатическая индукция.
- Источники постоянного тока.
- Измерение силы тока амперметром.
- Измерение напряжения вольтметром.
Лабораторные работы и опыты:
- Опыты по наблюдению электризации тел при соприкосновении.
- Измерение силы электрического тока.
- Измерение электрического напряжения.
- Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения.
- Измерение электрического сопротивления проводника.
- Изучение последовательного соединения проводников.
- Изучение параллельного соединения проводников.
- Измерение мощности электрического тока.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):
Наблюдать явления электризации тел при соприкосновении. Объяснять явления электризации тел и взаимодействия электрических зарядов. Исследовать действия электрического поля на тела из проводников и диэлектриков. Собирать электрическую цепь. Измерять силу тока в электрической цепи, напряжение на участке цепи, электрическое сопротивление. Исследовать зависимость силы тока в проводнике от напряжения на его концах. Измерять работу и мощность тока электрической цепи. Объяснять явления нагревания проводников электрическим током. Знать и выполнять правила безопасности при работе с источниками тока.
Магнитные явления (16ч)
Постоянные магниты. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле. Магнитное поле тока. Действие магнитного поля на проводник с током.
Электродвигатель постоянного тока.
Электромагнитная индукция. Электрогенератор. Трансформатор.
Демонстрации:
- Опыт Эрстеда.
- Магнитное поле тока.
- Действие магнитного поля на проводник с током.
- Устройство электродвигателя.
- Электромагнитная индукция.
- Устройство генератора постоянного тока.
Лабораторные работы и опыты:
- Сборка электромагнита и испытание его действия.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):
Экспериментально изучать явления магнитного взаимодействия тел. Изучать явления намагничивания вещества. Исследовать действие электрического тока в прямом проводнике на магнитную стрелку. Обнаруживать действие магнитного поля на проводник с током. Обнаруживать магнитное взаимодействие токов. Изучать принцип действия электродвигателя.
Электромагнитные колебания и волны.(8ч)
Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.
Принципы радиосвязи и телевидения.
Свет — электромагнитная волна. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Плоское зеркало. Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Оптические приборы. Дисперсия света.
Демонстрации:
- Свойства электромагнитных волн.
- Принцип действия микрофона и громкоговорителя.
- Принципы радиосвязи.
- Прямолинейное распространение света.
- Отражение света.
- Преломление света.
- Ход лучей в собирающей линзе.
- Ход лучей в рассеивающей линзе.
- Получение изображений с помощью линз.
Лабораторные работы и опыты:
- Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.
- Получение изображений с помощью собирающей линзы.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):
Экспериментально изучать явление электромагнитной индукции. Получать переменный ток вращением катушки в магнитном поле. Экспериментально изучать явление отражения света. Исследовать свойства изображения в зеркале. Измерять фокусное расстояние собирающей линзы. Получать изображение с помощью собирающей линзы. Наблюдать явление дисперсии света.
Квантовые явления. (18ч)
Строение атома. Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Линейчатые спектры. Атомное ядро. Состав атомного ядра. Ядерные силы. Дефект масс. Энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Методы регистрации ядерных излучений. Ядерные реакции. Ядерный реактор. Термоядерные реакции.
Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций.
Демонстрации:
- Наблюдение треков альфа-частиц в камере Вильсона.
- Устройство и принцип действия счетчика ионизирующих частиц.
- Дозиметр.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):
Наблюдать линейчатые спектры излучения. Наблюдать треки альфа-частиц в камере Вильсона. Вычислять дефект масс и энергию связи атомов. Находить период полураспада радиоактивного элемента. Обсуждать проблемы влияния радиоактивных излучений на живые организмы.
Резервное время, повторение материала.
Экскурсии - 4 часа (во внеурочное время, 2ч – 7 класс, 2ч – 8 класс).
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Для обучения учащихся основной школы в соответствии с примерными программами необходима реализация деятельно -стного подхода. Деятельностный подход требует постоянной опоры процесса обучения физике на демонстрационный эксперимент, выполняемый учителем, и лабораторные работы и опыты, выполняемые учащимися. Поэтому школьный кабинет физики должен быть обязательно оснащен полным комплектом демонстрационного и лабораторного оборудования в соответствии с перечнем учебного оборудования по физике для основной школы.
Демонстрационное оборудование должно обеспечивать возможность наблюдения всех изучаемых явлений, включенных в примерную программу основной школы. Система демонстрационных опытов при изучении физики в основной школе предполагает использование как классических аналоговых измерительных приборов, так и современных цифровых средств измерений.
Использование лабораторного оборудования в форме тематических комплектов позволяет организовать выполнение фронтального эксперимента с прямым доступом учащихся к ним в любой момент времени. Это достигается путем их хранения в шкафах, расположенных вдоль задней или боковой стены кабинета, или использования специализированных лабораторных столов с выдвижными ящиками.
Использование тематических комплектов лабораторного оборудования по механике, молекулярной физике, электричеству и оптике способствует:
- формированию такого важного общеучебного умения, как подбор учащимися оборудования в соответствии с целью проведения самостоятельного исследования;
- проведению экспериментальной работы на любом этапе урока;
«• уменьшению трудовых затрат учителя при подготовке к урокам.
Снабжение кабинета физики электричеством и водой должно быть выполнено с соблюдением правил техники безопасности
В кабинете физики необходимо иметь:
- противопожарный инвентарь и аптечку с набором перевязочных средств и медикаментов;
- инструкцию по правилам безопасности труда для обучающихся и журнал регистрации инструктажа по правилам безопасности труда.
На фронтальной стене кабинета размещаются таблицы со шкалой электромагнитных волн, таблица приставок и единиц СИ.
Кабинет физики должен иметь специальную смежную комнату — лаборантскую для хранения демонстрационного оборудования и подготовки опытов. Кабинет физики, кроме лабораторного и демонстрационного оборудования, должен быть также оснащен:
- комплектом технических средств обучения, компьютером с мультимедиапроектором и интерактивной доской;
- учебно-методической, справочно-информационной и научно-популярной литературой (учебниками, сборниками задач, журналами, руководствами по проведению учебного эксперимента, инструкциями по эксплуатации учебного оборудования); картотекой с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ; комплектом тематических таблиц по всем разделам школьного курса физики, портретами выдающихся физиков.
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения лабораторных работ, тестирования, контрольных работ, диагностических работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Учебно – методическое обеспечение по физике для 7 - 9 классов:
1. Примерные программы по учебным предметам. Физика 7 – 9 классы. Издательство «Просвещение», 2011 год.
2. А.В. Перышкин, Физика-7, учебник для общеобразовательных учреждений, «Дрофа», 2011 год.
3. А.В. Перышкин, Физика-8, учебник для общеобразовательных учреждений, «Дрофа», 2011 год.
- А.В. Перышкин, Е.М. Гутник, Физика-9, учебник для общеобразовательных учреждений, «Дрофа», 2011 год.
- Л.А. Кирик, Физика-7, самостоятельные и контрольные работы, «Илекса», 2011 год.
- Л.А. Кирик, Физика-8, самостоятельные и контрольные работы, «Илекса», 2011 год.
- Л.А. Кирик, Физика-9, самостоятельные и контрольные работы, «Илекса», 2011 год.
- В.С. Лебединская, Физика-7, Диагностика предметной обученности (контрольно-тренировочные задания, диагностические тесты и карты), Волгоград «Учитель», 2009 год.
- В.С. Лебединская, Физика-8, Диагностика предметной обученности (контрольно-тренировочные задания, диагностические тесты и карты), Волгоград «Учитель», 2009 год.
- В.С. Лебединская, Физика-9, Диагностика предметной обученности (контрольно-тренировочные задания, диагностические тесты и карты), Волгоград «Учитель», 2010 год.
11.Лукашик, В.И. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2011.
12. А.Е. Марон, Е.А. Марон, Физика-7 Дидактические материалы, «Дрофа», 2011год.
13. А.Е. Марон, Е.А. Марон, Физика-8 Дидактические материалы, «Дрофа», 2011год.
14. А.Е. Марон, Е.А. Марон, Физика-9 Дидактические материалы, «Дрофа», 2011год.
Современные образовательные технологии. Перечень Веб – сайтов используемых в работе: http://www.numbernut.com/, http://www. math.ru, http://egworld.ipmnet.ru/indexr.htm, http://www.mccme.ru/, http://wwwbymath.net/.
Календарно-тематическое планирование по физике 7 класс, 2ч в неделю
№ п/п | Календарные сроки проведения | Тема | Количество часов | Характеристики деятельности учащихся |
Тема 1. Введение (4 ч) | ||||
1.1 | сентябрь | Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физики. Что изучает физика. Физические явления. Наблюдение и опыты. | 1 | Наблюдать и описывать физические явления. |
1.2 | Измерения. Погрешности измерений. | 1 | Измерять расстояния и промежутки времени. Определять цену деления. Формировать убеждения в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования | |
1.3 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора». | 1 | ||
1.4 | Физика и техника. | 1 | ||
Тема 2. Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч) | ||||
2.1 | Молекулы. | 1 | Участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации. | |
2.2 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел». | 1 | ||
2.3 | Диффузия. Движение молекул. Броуновское движение. | 1 | Владеть методом пользования рядов при измерении размеров малых тел. Самостоятельно приобретать новые знаний и практические умения; получение представления о размерах молекул выдвигать постулаты о причинах движения молекул, описывать поведение молекул в конкретной ситуации овладение знаниями о взаимодействии молекул установление указанных фактов, объяснять конкретные ситуации создание модели строения твердых тел, жидкостей, газов участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации. Наблюдать и объяснять явление диффузии. Объяснять свойства газов, жидкостей и твердых тел на основе атомной теории строения вещества. | |
2.4 | Притяжение и отталкивание молекул. | 1 | ||
2.5 | Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений. | 1 | ||
2.6 | Обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества». | 1 | ||
Тема З. Взаимодействие тел (21ч). | ||||
3.1 | Механическое движение. Равномерное движение. | 1 | Формировать представления о механическом движении тел и его относительности. представлять результаты измерения в виде таблиц, графиков самостоятельно приобретать новые знания и практические умения; на основе анализа задач выделять физические величины, формулы, необходимые для решения и проводить расчеты применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний; выделять взаимодействие среди механических явлений; объяснять явления природы и техники с помощью взаимодействия тел. продолжить формирование умения характеризовать взаимодействие тел овладение навыками работы с физическим оборудованием развивать умения сравнивать массы тел. Выяснять физический смысла плотности тела. Формировать убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания. Формировать умение наблюдать, делать выводы, выделять главное, планировать и проводить эксперимент. понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений; Исследовать зависимость удлинения пружины от приложенной силы. Находить равнодействующую двух сил. | |
3.2 | октябрь | Скорость | 1 | |
3.3 | Скорость. Решение задач. | 1 | ||
3.4 | Инерция. Решение задач. | 1 | ||
3.5 | Взаимодействие тел. | 1 | ||
3.6 | Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. | 1 | ||
3.7 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах». | 1 | ||
3.8 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4 «Измерение объёма твёрдого тела». | 1 | ||
3.9 | Плотность вещества. | 1 | ||
3.10 | ноябрь | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №5 «Определение плотности вещества твёрдого тела». | 1 | |
3.11 | Плотность вещества. | 1 | ||
3.12 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе. | 1 | ||
3.13 | Контрольная работа №1 «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества». | 1 | ||
3.14 | Анализ контрольной работы №1 . Явление тяготения. Сила тяжести. | 1 | ||
3.15 | Сила, возникающая при деформации. Упругая деформация. Закон Гука. | 1 | ||
3.16 | Вес тела. | 1 | ||
3.17 | Связь между силой тяжести и массой тела. | 1 | ||
3.18 | декабрь | Инструктаж по ТБ. Динамометр. Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром». | 1 | |
3.19 | Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой. | 1 | ||
3.20 | Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. | 1 | ||
3.21 | Подшипники. Кратковременная контрольная работа №2 «Сила. Равнодействующая сил». | 1 | ||
| ||||
4.1 | Анализ контрольной работы №2. Давление. | 1 | Устанавливать причину давления газа. Выяснять зависимость давления данной массы газа от объема при постоянной температуре. Применение сжатого воздуха – отбойный молоток, пневматический тормоз. Изучать передачу давления жидкостям и газам. Закон Паскаля. Объяснять закона Паскаля на основе мкт. Выводить формулу гидростатического давления . Развивать умения и навыки по решению задач на формулы | |
4.2 | Давление твёрдых тел | 1 | ||
4.3 | Давление газа. | 1 | ||
4.4 | Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. | 1 | ||
4.5 | январь | Давление в жидкости и газе. Кратковременная контрольная работа №3 «Давление. Закон Паскаля». | 1 | |
4.6 | Анализ контрольной работы №3. Давление в жидкости и газе. | 1 | ||
Решение задач. | 1 | |||
4.7 | Сообщающиеся сосуды. Шлюзы | 1 | ||
4.8 | Атмосферное давление. | 1 | ||
4.9 | Опыт Торричелли. | 1 | ||
4.10 | Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. | 1 | ||
4.11 | Изменение атмосферного давления с высотой. Решение задач. | 1 | ||
4.12 | февраль | Манометр. Кратковременная к/р. №4 «Давление в жидкости и газе». | 1 | |
4.13 | Анализ контрольной работы №4. Насос. | 1 | Изучить поведение однородной жидкости в сообщающихся сосудах. Закон сообщающихся сосудов, его доказательство. Высоты столбов однородных и неоднородных жидкостей в сообщающихся сосудах. Приводить примеры сообщающихся сосудов, водомерное стекло, шлюз. Изучить атмосферное давление. Опытным путем доказывать, существование атмосферного давления. Почему существует атмосфера. Установить связь плотности воздуха с высотой и температурой. Исследовать опыт Торричелли. Вычислять атмосферное давления в Па. Атмосферное давление на различных высотах. Изучить устройство барометра – анероида, устройство и действие трубчатого и поршневого жидкостного насоса, устройство и действие гидравлического пресса. Выяснять причины возникновения выталкивающей силы. Условия, плавания тела. Применять формулу для вычисления архимедовой силы. Развивать практические умения и навыки работы с физическими приборами. Вычислять погрешности. | |
4.14 | Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз. | 1 | ||
4.15 | Архимедова сила. | 1 | ||
4.16 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело». | 1 | ||
4.17 | Условия плавания тел | 1 | ||
4.18 | Решение задач (на определение архимедовой силы и условия плавания тел). | 1 | ||
4.19 | март | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости». | 1 | |
4.20 | Плавание судов. | 1 | ||
4.21 | Воздухоплавание. | 1 | ||
4.22 | Повторение темы «Давление твёрдых тел и газов». | 1 | ||
4.23 | Контрольная работа №5 «Давление твёрдых тел и газов». | 1 | ||
Тема 5. Работа и мощность. Энергия (13 ч) | ||||
5.1 | Анализ контрольной работы №5. Работа силы, действующей по направлению движения тела. | 1 | Измерять работу постоянной силы. Выяснять условия совершения работы. Единица работы. Формула А= F · s Измерять мощность. Единица мощности. Расчитывать мощность и времени, в течение которого она совершалась. Исследовать простые механизмы. Их примеры. Применение рычага. Правило рычага. Выигрыш в силе получаемый с помощью рычага. Рычаг в технике, быту, природе. Использовать правило моментов. Проверять правила на практике. Работать с физическими приборами. Исследовать подвижные и неподвижные блоки. Выигрыш в силе, получаемый с помощью подвижного блока. Применять закон равновесия равновесия рычага. Полезная и затраченная работа. КПД. Применять «Золотое правило механики». Равенство работ при использовании простых к блоку. Решать задачи на формулы | |
5.2 | апрель | Мощность. | 1 | |
5.3 | Простые механизмы. Условия равновесия рычага. | 1 | ||
5.4 | Момент силы. | 1 | ||
5.5 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа. №9 «Выяснение условия равновесия рычага». | 1 | ||
5.6 | Равновесие тела с закреплённой осью вращения. «Золотое правило» механики. | 1 | ||
5.7 | Решение задач (на «золотое правило» механики). | 1 | ||
5.8 | Инструктаж по ТБ. Коэффициент полезного действия механизма. Лабораторная работа №10 «Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости». | 1 | ||
5.9 | май | Решение задач (на определение КПД простых механизмов). | 1 | |
5.10 | Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. | 1 | ||
5.11 | Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии | 1 | ||
5.12 | Подготовка к контрольной работе. Решение задач. | 1 | ||
5.13 | Контрольная работа №6 «Работа и мощность». | 1 | ||
Тема 6.Повторение (3ч) | ||||
6.1 | Анализ контрольной работы №6. Повторение курса физики 7 класса. Решение задач. | 1 | Применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний. | |
6.2 | Итоговая контрольная работа | 1 | ||
6.3 | Резерв | 1 |
Календарно-тематическое планирование по физике 8 класс, 2ч в неделю
№ п/п | Календарные сроки проведения | Тема | Количество часов | Характеристики деятельности учащихся |
Тема 1 «Тепловые явления» (12ч) | ||||
1.1 | сентябрь | Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физики. Тепловое движение. Термометр. Связь температуры тела со скоростью движения молекул. | 1 | Применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний. Различать виды энергии, измерять температуру, анализировать взаимное превращение различных видов энергии. Приводить примеры изменения внутренней энергии путем совершения работы, теплообмена. Различать эти способы. Различать виды теплопередачи, знать их особенности. Понимать физический смысл удельной теплоемкости. Использовать формулу количества теплоты, количественный анализ зависимости Q от массы, разности температур и рода вещества. Измерение температуры, перевод единиц измерения в систему СИ. Формировать представление о сохранении и превращении энергии. Рассчитывать количества теплоты, выделяющегося при полном сгорании топлива. |
1.2 | Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: работа и теплопередача. | 1 | ||
1.3 | Виды теплопередачи Теплопроводность | 1 | ||
1.4 | Виды теплопередачи Конвекция | 1 | ||
1.5 | Виды теплопередачи Излучение | 1 | ||
1.6 | Количество теплоты. | 1 | ||
1.7 | Удельная теплоемкость вещества | 1 | ||
1.8 | Удельная теплоемкость вещества | 1 | ||
1.9 | октябрь | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1«Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры». | 1 | |
1.10 | Инструктаж по ТБ. Л/Р №2 «Определение удельной теплоемкости твердого тела» | 1 | ||
1.11 | Удельная теплота сгорания топлива. | 1 | ||
1.12 | Объяснение изменений агрегатных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений. Кратковременная контрольная работа №1 «Тепловые явления» | 1 | ||
Тема 2 «Изменение агрегатных состояний вещества»(11ч.) | ||||
2.1 | Анализ контрольной работы №1. Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. | 1 | Различать агрегатные состояния вещества и объяснять это различие с точки зрения молекулярного строения. Понимать и с объяснять явления плавления и кристаллизации, их графическое представление. Понимать физический смысл удельной теплоты плавления, решение простейших количественных задач, анализ взаимосвязи между количеством теплоты, необходимой для плавления, массой тела и его удельной теплотой плавления. Объяснять причины парообразования и конденсации, изменение внутренней энергии в этих процессах. Пользоваться психрометрической таблицей, умение рассчитывать влажность воздуха. Овладение навыками прямых измерений, нахождения цены деления, относительной влажности воздуха. Понимать физический смысл удельной теплоты парообразования, умение читать и строить графики тепловых процессов. Понимание принципа действия теплового двигателя, безопасное использование. Понимание принципа действия паровой турбины, овладение математическими расчетами. Овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины. | |
2.2 | Удельная теплота плавления | 1 | ||
2.3 | Решение задач. Кратковременная контрольная работа №2 «Плавление и кристаллизация тел». | 1 | ||
2.4 | ноябрь | Анализ контрольной работы №2. Испарение и конденсация. | 1 | |
2.5 | Кипение. Температура кипения. Зависимость температуры кипения от давления. | 1 | ||
2.6 | Удельная теплота парообразования. Решение задач по теме с использованием формул | 1 | ||
2.7 | Относительная влажность воздуха и её измерение. Психрометр. | 1 | ||
2.8 | Преобразование энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания | 1 | ||
2.9 | Паровая турбина. Холодильник. | 1 | ||
2.10 | Экологические проблемы использования тепловых машин. Подготовка к контрольной работе | 1 | ||
2.11 | Контрольная работа № 3 «Изменение агрегатных состояний вещества» | 1 | ||
Тема 3. Электрические явления (27часов) | ||||
3.1 | декабрь | Анализ контрольной работы №3. Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода электрических зарядов. | 1 | Выявлять электрические явления, объяснять взаимодействие заряженных тел. Исследовать действия электрического поля на тела из проводников и диэлектриков. Формировать способности объяснять явления электризации тел. Понимать принцип действия источников тока, механической аналогии электрического тока. Понимать причины возникновения электрического тока в металлах на основе их строения, обнаружение тока по его действиям (тепловому, световому, химическому, магнитному). Выполнять расчеты по формуле силы тока, нахождение неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи, перевод единиц в СИ., Формировать уменя по пользованию амперметром. |
3.2 | Проводники, диэлектрики и полупроводники. | 1 | ||
3.3 | Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. | 1 | ||
3.4 | Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атомов | 1 | ||
3.5 | Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атомов | 1 | ||
3.6 | Электрический ток. Гальванические элементы. Аккумуляторы. Кратковременная контрольная работа №4 «Электризация 1тел. Строение атомов». | 1 | ||
3.7 | Анализ контрольной работы №4. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. | 1 | ||
3.8 | январь | Носители электрических зарядов в полупроводниках, газах и растворах электролитов. Полупроводниковые приборы. | 1 | |
3.9 | Сила тока. | 1 | Овладевать навыками по сборке электрической цепи, измерения силы тока на различных участках цепи. Овладевать навыками по сборке электрической цепи, измерения напряжения на различных участках цепи. Владение экспериментальными методами исследования в процессе изучения зависимости сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Измерять (косвенно) сопротивление проводника, определять цену деления и погрешность измерений. Измерять силу тока и напряжение, рассчитывать работу и мощность тока. | |
3.10 | Инструктаж по ТБ. Амперметр. Лабораторная работа №3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках». | 1 | ||
3.11 | Электрическое напряжение. Вольтметр. | 1 | ||
3.12 | Инструктаж по ТБ. Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления. Лабораторная работа№4 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи» | 1 | ||
3.13 | Закон Ома для участка цепи | 1 | ||
3.14 | Удельное сопротивление. | 1 | ||
3.15 | Реостаты | 1 | ||
3.16 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №5«Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра». Решение задач. | 1 | ||
3.17 | февраль | Последовательное соединение проводников | 1 | Использоватьсопротивление последовательно соединенных проводников. Сила тока в последовательно соединенных участках цепи, напряжение на них. Использовать сопротивление двух параллельно соединенных проводников. Напряжение и сила тока в цепи с параллельным соединением. Развивать практические умения и навыки по решению задач на последовательное и параллельное соединение проводников .Понимание и способность объяснять нагревание проводников электрическим током. Понимать смысл закона Джоуля-Ленца. Знание законов, умение их объяснять, на основании теоретических знаний умение объяснять и понимать различные электрические явления. Развитие практических умений и навыков по работе с физическими приборами. Практически определять КПД установки с электрическим нагревателем. |
3.18 | Параллельное соединение проводников | 1 | ||
3.19 | Решение задач (на закон Ома для участка цепи, последовательное и параллельное соединение проводников). | 1 | ||
3.20 | Работа электрического тока. Кратковременная контрольная работа №5 «Электрический ток». | 1 | ||
3.21 | Анализ контрольной работы№5. Мощность электрического тока. Расчёт электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами. | 1 | ||
3.22 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №6 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе» | 1 | ||
3.23 | Количество теплоты, выделяемое проводником с током. | 1 | ||
3.24 | Счетчик электрической энергии. Решение задач на расчет работы и мощности электрического тока | 1 | ||
3.25 | март | Лампа накаливания. Электронагревательные приборы | 1 | |
3.26 | Короткое замыкание. Плавкие предохранители. Повторение материала темы «Электрические явления» | 1 | ||
3.27 | Контрольная работа №6 «Электрические явления» | 1 | ||
Тема 4. Электромагнитные явления (7часов) | ||||
4.1 | Анализ контрольной работы №6. Магнитное поле тока. | 1 | Описывать магнитное поле графически, словесно. Владение экспериментальными методами исследования зависимости магнитного поля катушки от силы тока, числа витков и наличия сердечника. | |
4.2 | Электромагниты и их применение. | 1 | ||
4.3 | Постоянные магниты. | 1 | ||
4.4 | Магнитное поле Земли | 1 | Понимать принципов действия машин, приборов и технических устройств. Понимать и с объяснять взаимодействие магнитов, поведение компаса в магнитном поле Земли. Понимать принципа действия электродвигателя и способов обеспечения безопасности при его использовании. | |
4.5 | Действие магнитного поля на проводник с током. | 1 | ||
4.6 | апрель | Электродвигатель. Динамик и микрофон. | 1 | |
4.7 | Контрольная работа №7 «Электромагнитные явления». | 1 | ||
Тема 5. «Световые явления» (9часов) | ||||
5.1 | Анализ контрольной работы №7. Источники света. Прямолинейное распространение света. | 1 | Овладение навыками геометрического построения тени и полутени , понимание физической природы солнечных и лунных затмений. Понимание и способность объяснять отражение света, понимание смысла закона отражения света. Геометрическое построение зеркального отражения, умение объяснять свойства зеркального отражения, понимание отличий между ним и рассеянным отражением. Геометрическое построение хода основных лучей, проходящих через линзу, умение различать линзы. Измерять фокусное расстояние линзы, получать изображения, даваемые линзами. Измерять оптическую силу линзы, понимание физического смысла оптической силы линзы. | |
5.2 | Отражение света. Закон отражения. | 1 | ||
5.3 | Плоское зеркало. | 1 | ||
5.4 | Преломление света. | 1 | ||
5.5 | Линза. Оптическая сила линзы. Фокусное расстояние линзы. | 1 | ||
5.6 | Построение изображений, даваемых тонкой линзой. | 1 | ||
5.7 | май | Глаз как оптическая система. Оптические приборы. | 1 | |
5.8 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №7«Получение изображения при помощи линзы» | 1 | ||
5.9 | Контрольная работа№8 «Световые явления» | 1 | ||
6. Повторение (4ч) | ||||
6.1 | Анализ контрольной работы №8. Итоговое повторение курса физики 8 класса по теме: « Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества» | 1 | Применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни, знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений. | |
6.2 | Итоговое повторение курса физики 8 класса по теме: «Электрические явления» | 1 | ||
6.3 | Итоговое повторение курса физики 8 класса по теме: «Электромагнитные и световые явления» | 1 | ||
6.4 | Резерв на проведение диагностических работ | 1 |
Календарно-тематическое планирование по физике 9 класс, 2ч в неделю
№ п/п | Календарные сроки проведения | Тема | Количество часов | Характеристики деятельности учащихся |
Тема 1. « Законы взаимодействия и движения тел.» (26 ч) | ||||
1.1 | сентябрь | Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физики. Материальная точка. Система отсчета. | 1 | Овладение научной терминологией наблюдать и описывать физические явления. Формировать научного типа мышления, рассчитывать путь и траекторию, координаты тела. Овладение навыками нахождения конечной координаты по заданным условиям. Измерять расстояние, промежуток времени, определять скорость, строить график скорости. Рассчитывать перемещение по графику скорости, аналитически. Овладение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени. |
1.2 | Перемещение. | 1 | ||
1.3 | Скорость прямолинейного равномерного движения | 1 | ||
1.4 | Скорость прямолинейного равномерного движения | 1 | ||
1.5 | Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение. | 1 | ||
1.6 | Прямолинейное равноускоренное движение: перемещение | 1 | ||
1.7 | октябрь | Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении | 1 | |
1.8 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1 «Исследование, равноускоренного движения без начальной скорости» | 1 | ||
1.9 | Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. | 1 | ||
1.10 | Решение задач по теме «Перемещение ускорение» | 1 | ||
1.11 | Контрольная работа №1 «Перемещение. Ускорение». | 1 | ||
1.12 | Анализ контрольной работы №1. Инерциальная система отсчета. Первый закон Ньютона. | 1 | ||
1.13 | Второй закон Ньютона. | 1 | Определять причины движения с точки зрения Аристотеля и его последователей. Закон инерции и его проявления в жизни. 1 закон Ньютона. ИСО. Знать понятие силы, массы. Инертность тел. 2 закон Ньютона. Единицы силы. Виды сил. 3 закон Ньютона. Силы, возникающие при взаимодействии тел. Развивать практические умения и навыки по решению задач на 2-ой закон Ньютона. Понимание и способность объяснять движение искусственных спутников Земли, умение рассчитывать первую космическую скорость. Определять импульс тела, понимать смысл закона сохранения энергии и умение применять его на практике. Измерять кинетическую энергию, потенциальную энергию. Понимать смысл закона сохранения энергии и умение применять его на практике. | |
1.14 | ноябрь | Третий закон Ньютона. | 1 | |
1.15 | Свободное падение. | 1 | ||
1.16 | Невесомость. | 1 | ||
1.17 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №2 «Измерение ускорения свободного падения» | 1 | ||
1.18 | Закон всемирного тяготения. | 1 | ||
1.19 | Закон всемирного тяготения. | 1 | ||
1.20 | Закон всемирного тяготения. | 1 | ||
1.21 | декабрь | Решение задач (на движение по окружности). | 1 | |
1.22 | Искусственные спутники Земли. | 1 | ||
1.23 | Импульс. Закон сохранения импульса | 1 | ||
1.24 | Реактивное движение. Ракеты. | 1 | ||
1.25 | Реактивное движение. Ракеты. Решение задач. | 1 | ||
1.26 | Контрольная работа №2 «Законы взаимодействия и движения тел». | 1 | ||
Тема 2. «Механические колебания и волны. Звук.» (10 ч) | ||||
2.1 | Анализ контрольной работы №2. Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. | 1 | Приводить примеры колебательного движения. Общие черты разнообразных колебаний. Динамика колебательного движения горизонтального пружинного маятника. Определение свободных колебаний, колебательных систем. Знать амплитуду, период, частоту, фазу колебаний. Выявлять зависимость периода и частоты нитяного маятника от длины нити. Понятие гармонических колебаний. Уравнение этих колебаний. График колебаний. Математический маятник. Превращение механической энергии колебательной системы во внутреннюю . Затухающие колебания и их график. Вынуждающая сила. Частота установившихся вынужденных колебаний. Резонанс. Условия возникновения резонанса. Полезное и вредное проявление резонанса. Решать задачи на колебательное движение. Выяснять механизм распространения упругих колебаний. Поперечные и продольные волны в твердых, жидких и газообразных средах. Характеристики волн: длина, скорость, частота, период. Связь между ними. Выявлять зависимость высоты звука от частоты, а громкости звука от амплитуды колебаний. Наличие среды- необходимое условие распространения звука. Скорость звука в различных средах. Условия ,при которых образуется эхо. Развитие умений и навыков по решению задач. Звуковой резонанс. | |
2.2 | январь | Амплитуда, период, частота колебаний. | 1 | |
2.3 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины его нити». | 1 | ||
2.4 | Превращения энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. | 1 | ||
2.5 | Распространение колебаний в упругих средах. Продольные и поперечные волны. | 1 | ||
2.6 | Длина волны. Связь длины волны со скоростью её распространения и периодом (частотой) | 1 | ||
2.7 | Высота и тембр звука. Громкость звука. | 1 | ||
2.8 | Звуковые волны. Скорость звука. | 1 | ||
2.9 | Эхо. Звуковой резонанс. Решение задач по теме «Механические колебания и волны. Звук». | 1 | ||
2.10 | февраль | Контрольная работа №3 «Механические колебания и волны. Звук» | 1 | |
Тема 3. «Электромагнитное поле.» (17 ч) | ||||
3.1 | Анализ контрольной работы №3. Неоднородное и однородное магнитное поле. | 1 | Понимать и способность объяснять такие физические явления, как взаимодействие проводников с током, действие тока на магнитную стрелку. Владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения явления электромагнитной индукции. Понимать принцип действия индукционного генератора. понимать и способность объяснять такие физические явления, как электромагнитная индукция. Овладение навыками работы с физическим оборудованием самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений. Переменный электрический ток. Его применение . Устройство и принцип действия индукционного генератора переменного тока. График зависимости i(t). Применение генераторов. Выводы Максвелла. Электромагнитное поле. Его источники. Различие между вихревым электрическим и электростатическим полями. Электромагнитные волны: скорость, длина волны, поперечность, причина возникновения волн. Напряженность электрического поля. Обнаружение электромагнитных волн. Шкала электромагнитных волн. Применение различных видов волн. Развитие взглядов на природу света. Свет, как частный случай электромагнитных волн. Место световых волн в диапазоне электромагнитных волн. Частицы электромагнитного излучения- фотоны и кванты. Закрепление основных понятий и практических умений и навыков по решению задач. | |
3.2 | Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. | 1 | ||
3.3 | Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. | 1 | ||
3.4 | Индукция магнитного поля. | 1 | ||
3.5 | Магнитный поток. | 1 | ||
3.6 | Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. | 1 | ||
3.7 | Направление индукционного тока. Правило Ленца. | 1 | ||
3.8 | март | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции». | 1 | |
3.9 | Самоиндукция. | 1 | ||
3.10 | Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразование энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. | 1 | ||
3.11 | Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. | 1 | ||
3.12 | Конденсатор. | 1 | ||
3.13 | Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. | 1 | ||
3.14 | апрель | Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. | 1 | |
3.15 | Дисперсия света. Типы оптических спектров. | 1 | ||
3.16 | Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров. | 1 | ||
3.17 | Контрольная работа №4 «Электромагнитное поле». | 1 | ||
Тема 4. «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер.» (11 ч) | ||||
4.1 | Анализ контрольной работы №4. Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения. | 1 | Открытие радиоактивности Беккерелем. Опыт по обнаружению сложного состава радиоактивного излучения. Альфа, бета, гамма частицы. Радиоактивность, как свидетельство сложного строения атомов. Существование других явлений, доказывающих сложное строение атомов(электризация, электрический ток в металлах, электролиз) | |
4.2 | Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. | 1 | ||
4.3 | Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях | 1 | ||
4.4 | Инструктаж по ТБ. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной энергетике. Лабораторная работа №5 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям» | 1 | Знать модель атома Томсона. Опыты Резерфорда по рассеянию альфа частиц. Планетарная модель атома. Развивать практические умения по определению состава атома по таблице Менделеева. Определять превращение ядер при радиоактивном распаде на примере альфа распада радия. Обозначать ядра химических элементов. Определять массовое и зарядовое числа. Использовать законы сохранения массового числа и заряда при радиоактивных превращениях. Определять назначение, устройство и принцип действия счетчика Гейгера и камеры Вильсона. Определять протоно-нейтронная модель ядра. Устанавливать физический смысл массового и зарадового чисел. Изучить особенности ядерных сил. Определять энергию связи, внутреннюю энергию атомных ядер. Устанавливать взаимосвязь массы и энергии. Дефект масс. Выделение и поглощение энергии при ядерных реакциях. Развивать практические умения и навыки по изучению деления ядра урана с помощью фотографий треков. Знать необходимость использования энергии деления ядер. Преимущества и недостатки атомных электростанций по сравнению с тепловыми. Проблемы, связанные с использованием АЭС. Знать биологический эффект, вызываемый различными видами радиоактивных излучений. Способы защиты от радиации. Устанавливать условия протекания и примеры термоядерных реакций. Выделение энергии. Перспективы использования этой энергии. Элементарные частицы. Античастицы. | |
4.5 | Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. | 1 | ||
4.6 | Инструктаж по ТБ. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Лабораторная работа №6 «Изучение деления ядра урана по фотографии треков». | 1 | ||
4.7 | май | Цепная реакция. Ядерная энергетика | 1 | |
4.8 | Экологические проблемы работы атомных электростанций. | 1 | ||
4.9 | Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. | 1 | ||
4.10 | Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звёзд. Подготовка к контрольной работе. | 1 | ||
4.11 | Контрольная работа №5 «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер» | 1 | ||
5.Повторение по всему курсу (6часов) | ||||
5.1 | Анализ контрольной работы №5. Повторение по теме «Законы взаимодействия и движения тел. Решение задач | 1 | Применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни. Понимать смысл основных физических законов. Применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний | |
5.2 | Повторение по теме «Механические колебания и волны. Звук». Решение задач | 1 | ||
5.3 | Повторение по темам «Электромагнитное поле», «Строение атома и атомного ядра». Решение задач | 1 | ||
5.4 | Итоговая контрольная работа за курс физики 9 класса | 1 | ||
5.5-5.6 | Резерв | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...
Рабочая программа по физике ФГОС 7 класс + внеурочная деятельность "Творческая мастерская по физике"
Рабочая программа реализуется в учебнике А.В.Пёрышкина «Физика» для 7 класса системы «Вертикаль» (М.:Дрофа, 2013) и ориентирована на учащихся 7 кл....
Рабочая программа по физике ФГОС 8 класс + внеурочная деятельность "Знатоки физики"
Рабочая программа реализуется в учебнике А.В.Пёрышкина «Физика» для 8 классов системы «Вертикаль» (М.:Дрофа, 2014) и ориентирована на учащихся 8 классов....
Рабочая программа по физике для 10 класса по учебнику Г.Я.Мякишев ,Б.Б.Буховцев Физика 10
Рабочая программа по физике для 10 класса по учебнику Г.Я.Мякишев,Б.Б.Буховцев 10 класс...
Рабочая программа по физике для 11 класса по учебнику Г.Я.Мякишев ,Б.Б.Буховцев Физика 10
Рабочая программа по физике 11 класс...
Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...