Радиоактивные изотопы - урок в 11 классе
план-конспект урока по физике (11 класс) на тему
Урок 11 класса по теме "Радиоактивные изотопы содержит региональн0-национальный компонент.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
radioaktivnye_izotopy.docx | 35.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс 11 «А»
Тема: «Радиоактивные изотопы».
Цель урока: Способствовать формированию понятия радиоактивности посредством изучения радиоактивных изотопов.
Задачи: А) дидактические: Способствовать формированию научной картины мира на основе национальных представлений.
Б) Воспитательные: Способствовать сохранению родных языков, культуры и чувства патриотизма у детей народов Севера.
В) Развивающие: продолжить развитие компетентности учащихся, помогающий быть наиболее деятельным, значимым в своей родной природной среде. Способствовать развитию аналитического мышления, умение синтезировать и обобщать полученные знания.
Тип урока: комбинированный урок
Методы:
- По источникам знаний: словесные, наглядные, практические;
- По степени взаимодействия «Учитель-ученик»: беседа;
- По дидактическим целям: изучение нового материала;
- По характеру познавательной деятельности: проблемный;
- По степени расчленения знаний: аналитический;
- По характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный;
Средства обучения: А) Наглядные пособия: периодическая таблица Менделеева,
Б) Технические средства обучения: компьютер, экран, проектор.
В) Дидактический материал: Учебник для 11 класса под ред. Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, периодическая таблица Менделеева.
Проблема урока: Все мы прекрасно знаем о действиях радиации на живой организм, знаем об опасности, которая таится внутри атома, но вопрос: всегда ли радиоактивные элементы приносят вред человечеству? Каковы полезные свойства этих элементов? Как мы можем использовать их в мирных целях?
План урока:
- Организационный момент (2 мин).
- Актуализация знаний (5 мин).
- Радиоактивные изотопы (5 мин).
- Применение радиоактивных изотопов (7 мин).
- Радиоуглеродный анализ (10 мин).
- Диагностика (4 мин).
- Итоги урока. Домашнее задание(2 мин).
Структура урока
- Организационный момент – организация рабочего места, объявление темы, цели и мотивации урока. Техника безопасности в кабинете физика.
- Актуализация знаний – репродукция пройденного материала.
А) Физический диктант (письменно):
1) N147 (2α, β)
2) U23892→ n10+?
3) N=N0*?
4) ? + Н31 = Не42 + n10
Б) Основные понятия (устно):
- Радиоактивность
- Нуклоны
- Альфа-распад
- Бета-распад
- Период полураспада
- Закон радиоактивного распада
- Ядерная реакция
- Термоядерный синтез
- Деление ядра урана
- Доза излучения
- Трансурановые элементы
- Меченные атомы
- Радиоуглеродный анализ.
- Радиоактивные изотопы.
Проблемный вопрос: Все мы прекрасно знаем о действиях радиации на живой организм, знаем об опасности, которая таится внутри атома, но вопрос: всегда ли радиоактивные элементы приносят вред человечеству? Каковы полезные свойства этих элементов? Как мы можем использовать их в мирных целях?
1911 г -анг. химик Фредерик Содди высказал предположение о существовании элементов с одинаковыми химическими свойствами, но разной радиоактивностью.
Изотоп (др.-греч. ί̓σος «равный, одинаковый, подобный» + τόπος «место, страна»)- разновидность одного и того же химического элемента, отличающийся от других разной атомной массой.
Примеры: а) Н11 - водород, Н12 – дейтерий, Н13- тритий
б) С126 – углерод С136 – углерод, С146- углерод.
Какой углерод стабилен? Какой радиоактивный?
В) U 234 92 , U 235 92, U 238 92 – самые распространенный изотоп в природе, всего у урана 14 изотопов.
???Как можно использовать эти радиоактивные изотопы?
- Применение радиоактивных изотопов.
Топливо для АЭС Археология
Медицина Промышленность
и сельское хозяйство
Топливо для АЭС - в основном изотоп урана U92235 – в природе он встречается редко, поэтому его получают при помощи ядерной реакции, а также плутон – трансурановый элемент.
Трансурановые элементы – это химические элементы, с порядковым номером больше 92 (после урана).
Медицина – лечение рака, йодирование, исследование органов с помощью меченных атомов
«Меченые атомы»- это радиоактивные изотопы, которые легко можно обнаружить по их альфа, бета и гамма излучению.
Промышленность и сельское хозяйство - контроль износа поршневых двигателей внутреннего сгорания, диффузия металлов, удобрение сельскохозяйственной продукции, борьба с вредителями.
Археология – определение возраста археологических находок (мумии, мамонты, динозавры и т.д).
- Радиоуглеродный анализ.
Радиоуглеро́дный ана́лиз — разновидность радиоизотопной датировки, применяемая для определения возраста биологических останков, предметов и материалов биологического происхождения путём измерения содержания в материале радиоактивного изотопа 14-C по отношению к стабильным изотопам углерода. Предложен Уиллардом Либби в 1946 году (Нобелевская премия по химии, 1960).
Все растения, животные и люди содержат немного радиоизотопного углерода 14. В живых объектах его количество остается неизменным, поскольку углерод постоянно используется и замещается новыми. Однако после смерти организма содержание углерода -14 постепенно падает, так как его восполнение уже не происходит. Предметы из археологических раскопок, например кости, кожа или бивни мамонта можно датировать по содержанию в них углерода-14, так как известен период полураспада углерода-14.
Предположим, что мы обнаружили череп мамонта и хотим провести датирование, чтобы определить, насколько давно он жил. Мы можем измерить в лаборатории, сколько атомов углерода-14 сохранилось в черепе. Если предположить, что в костях мамонта изначально присутствовало такое же количество атомов углерода-14, которое содержится в костях современных животных (в среднем, один атом углерода-14 на один триллион атомов обычного углерода -12), то, зная период полураспада радиоуглерода, мы можем рассчитать, насколько давно умер мамонт.
На территорию Якутии приходится около 80 % всех находок останков мамонтов в мире и других ископаемых животных с сохранившимися мягкими тканями. В 1799 году впервые в мире в дельте реки Лены в районе Быковского мыса охотником О. Шумаховым была обнаружена почти полная туша крупного мамонта.
Одной из сенсационных находок, получивших всемирную известность, была туша Березовского мамонта. Захоронение его было обнаружено в 1900 году на берегу Березовки (правый приток р. Колымы) охотником С. Тарабукиным.
В 1910 году были раскопаны останки трупа мамонта, найденные в 1906 году А. Гороховым на реке Этерикан, на острове Бол. Ляховский. У этого мамонта сохранились почти полный скелет, фрагменты мягких тканей на голове и других частях тела, а также волосы и остатки содержимого желудка.
В 1991 году в г. Якутске создан единственный в мире Музей мамонта Института прикладной экологии Севера. Здесь представлены три полностью восстановленных скелета мамонта, шерстистого носорога, бизона, мумия дикой лошади, часть шкуры мамонта и многие другие находки.
- Диагностика.
Вопросы (устно):
- Трансурановые элементы
- Меченные атомы
- Радиоуглеродный анализ
- Нуклоны
- Альфа-распад
- Бета-распад
- Период полураспада
- Закон радиоактивного распада
- Радиоактивность
Так всегда ли радиоактивные элементы приносят вред человечеству? Каковы полезные свойства этих элементов? Как мы можем использовать их в мирных целях?
- Домашнее задание.
§ 112 – прочитать учебник Мякишев Г.Я.-11 класс, выучить определения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изотопы 8,9 класс
Урок физики и химии. Презентация...
Методическая разработка интегрированного урока физика+информатика «Строение атома, энергия связи атомных ядер, радиоактивность. Применение радиоактивных изотопов» для профессии Контролер банка
Урок дается в конце изучения раздела физики "Радиоактивность", на который отводится 8 часов, как обобщающий и систематизирующий знания по изученному разделу. По ходу урока для решения задач прим...
Методическая разработка интегрированного урока физика+информатика «Строение атома, энергия связи атомных ядер, радиоактивность. Применение радиоактивных изотопов» для профессии Контролер банка
Урок дается в конце изучения раздела физики "Радиоактивность", на который отводится 8 часов, как обобщающий и систематизирующий знания по изученному разделу. По ходу урока для решения задач прим...
Методическая разработка интегрированного урока физика+информатика «Строение атома, энергия связи атомных ядер, радиоактивность. Применение радиоактивных изотопов» для профессии Контролер банка
Урок дается в конце изучения раздела физики "Радиоактивность", на который отводится 8 часов, как обобщающий и систематизирующий знания по изученному разделу. По ходу урока для решения задач прим...
Внеклассное мероприятие по теме «Применение ядерной энергии, получение и применение радиоактивных изотопов» с применением технологии "Дебаты"
Цель: A. Образовательный аспект 1. Формирование и развитие СЗУН. К ним относятся: - формирование понятия «Ядерная энергетика» - формирование и накопление знаний в области применении управля...
Проект открытого урока 9 класса "Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы"
Проект открытого урока «Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы»...
План урока 9Б класса (Среда 15 апреля) Урок №73 "Радиоактивность. Модели атомов ."
В рамках дистанционного обучения для обучающихся 9 Б класса (гуманитарный профиль) составлен краткий план занятий с использованием платформы РЭШ....