Урок физики в 8 классе по теме "Закон Ома для участка цепи"
план-конспект урока по физике (8 класс) по теме
Данный урок разработан мною в качестве зачетной работы на курсах повышения квалификации "Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе по физике". Оформлен согласно современным требованиям к уроку: поставлены задачи и цели урока, рассмотрен каждый этап урока, приведены мтериалы для контроля знаний учащихся, имеются ссылки на Интернет - ресурсы. Урок, опробированный на конкретных классах неоднократно, оказался очень эффективным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок физики в 8 классе по теме "Закон Ома для участка цепи" | 112.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок физики "Закон Ома для участка цепи", 8-й класс
- Бухалова Марина Николаевна
- МБОУ «Рабочеостровская СОШ»
- Учитель физики
- Физика
- Класс - 8
- Тема «Электрические явления». Урок 11
- Перышкин А.В.
- Задачи урока:
- обучающие
- Изучить один из важнейших законов электрического тока – закон Ома для участка цепи.
- Экспериментальным путем установить связь между силой тока, напряжением и сопротивлением.
- Применять полученные знания в новых условиях. Формировать умение вычислять силу тока, напряжение, сопротивление
-развивающие
- Развивать навыки обобщения изученного материала, систематизации знаний.
- Способствовать развитию познавательной компетентности.
-воспитательные
- Формировать умение высказывать и аргументировать свою точку зрения.
- Цель
- Усвоение учащимися основных физических зависимостей силы тока от напряжения на основе закона Ома во время выполнения практической работы
- Тип урока: комбинированный
1.Технология – личностно-ориентированное обучение.
Принципы технологии:
Использование субъективного опыта ученика.
- Сотрудничество ученика и учителя.
- Создание условий для самовыражения учащихся.
- Демократичный характер обучения.
- Применение учителем на уроке разнообразного материала.
2.Технология – проблемное обучение.
Принципы технологии: Создание под руководством учителя проблемной ситуации.
- Активная деятельность учащихся.
- Развитие мыслительных способностей учащихся.
- Формы работы учащихся: работа у доски – заполнение таблицы, фронтальный эксперимент, фронтальная самостоятельная работа по заполнению сравнительной таблицы, работа в парах, решение задач, выполнение теста
- Необходимое техническое оборудование: наборы по электричеству, компьютер с выходом в Интернет, проектор, экран
- Структура и ход урока
Таблица 1.
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время |
1 | Начальный Содержание: Актуализация знаний Постановка цели урока | Электрические явления. Закон Ома (1) (6) | Цель – создать проблему, заинтересовать учащихся. Форма - индивидуально-групповая Методы – наглядный, проблемный. | Заполняют таблицу 3 ученика - у доски (у кафедры) 2 ученика решают задачи у доски –напротив, остальные на листах или на компьютере делают вывод по проблеме. | 5 |
2 | Основной Содержание: Закон Ома для участка цепи | Экспериментальная проверка закона Ома (2) Закон Ома (3) или Электрические величины. Закон Ома (7) | Цель – изучение нового материала. Форма - фронтальная, работа в парах. Методы – исследовательский, частично-поисковый | Проводят фронтальный эксперимент, исследуют зависимость I(U) и I(R), делают выводы. Рисуют схемы электрической цепи | 20 |
3 | Закрепление Содержание: 1. Задачи на закон Ома 2. Тест | Электрические явления. Тест к уроку «Закон Ома для участка электрической цепи» (4) Электрические явления. Тест к уроку «Закон Ома для участка электрической цепи» (5) | 1. Применить закон Ома для решения проблемной задачи. 2. Контроль полученных знаний | Решают задачи, осмысливают и углубляют знания, выполняют тест | 20 |
Обобщающая таблица
Физические величины | Сила тока | Напряжение | Сопротивление |
Что характеризует |
|
|
|
Обозначение |
|
|
|
Формула |
|
|
|
Единица измерения |
|
|
|
Каким прибором измеряют |
|
|
|
Условное обозначение прибора |
|
|
|
Способ включения |
|
|
|
Задачи для работы у доски
1. Пылесос включен в сеть напряжением 220 В. Какую работу совершает электрическое поле за 10 мин работы пылесоса при силе тока 2 А?
2. Определите сопротивление проводника, если при напряжении на его концах 10 В через его поперечное сечение в течение 10 с проходит заряд 5 Кл.
Задачи для самостоятельной работы
3. Нагревательный элемент электрического чайника с сопротивлением 30 Ом находится под напряжением 120 В. Определить силу тока, протекающего по спирали.
4.Найдите напряжение на концах нагревательного элемента, если его сопротивление 40 Ом, а сила тока 2 А.
ТЕСТ
1 вариант 1. Какова сила тока в проводнике при напряжении 4 В, если при 12 В она равна 3 А? А. 1 А; Б. 2 А; В. 3 А; Г. 6 А; Д. 48 А. 2. Сила тока в проводнике…напряжению (напряжения) на концах проводника. А. равна Б. прямо пропорциональна В. больше Г. обратно Д. Меньше пропорциональна На рис. Изображён график зависимости силы тока в проводнике от напряжения на нём. Определите по графику: 3. Силу тока в проводнике при напряжении10 В. А. 1 А; Б. 2 А; В. 0,25 А; Г. 8 А. 4. Чему равно сопротивление этого проводника А. 5 0м; Б. 2 0м; В. 20 Ом; Г. 10 Ом. | 2 вариант 1. При напряжении на концах проводника 6 В сила тока 1,5 А. Какова сила тока при напряжении 12 В? А. 36 А; Б. 3 А; В. 1 А; Г. 9 А; Д. 2 А. 2. Сила тока в проводнике …его сопротивлению (сопротивления) А. обратно пропорциональна Б. прямо пропорциональна В. больше Г. равна Д. меньше. На рис. Изображён график зависимости силы тока в проводнике от напряжения на нём. Определите по графику: 3. При каком напряжении на проводнике сила тока 6 А? А. 2 В; Б. 1,2 В; В. 0,4 В; Г. 1В. 4. Чему равно сопротивление этого проводника А. 0,2 Ом; Б. 20 Ом; В. 7,20м ; Г. 5 Ом. |
Подробный конспект урока.
Этап урока | Учитель | Ученики | Комментарий |
Актуализация знаний | “Сегодня на уроке мы продолжим изучать электрический ток. А что такое электрический ток и какие величины его характеризуют?” Так как знания об этих величинах нам очень важны, то постараемся систематизировать их с помощью таблицы, одновременно проверим качество их усвоения. ” Предупреждает о том, что нужно заполнять таблицу самостоятельно, без подсматривания; вызывает двух учеников к доске. “Чтобы проверить правильность выполнения домашнего задания двум другим ученикам предлагаю решить задачи” | Отвечают на вопрос. Каждый самостоятельно заполняет таблицу. 2 ученика работают с аналогичными таблицами, начерченными на обратных сторонах крыльев доски. Видеть работу друг друга они при этом не могут. 2 ученика решают задачи на передней части доски, причем задачу №2 в центре. Один справляется с работой быстро, а другой задачу решить не может. | Листочки с таблицами разложены на парты в перемену. После того, как истекло время отведённое на заполнение таблицы, записи на доске предъявляются всему классу. Класс делится учителем на две группы (по 3 ряда). Каждая группа проверяет и оценивает работу того одноклассника, который стоит напротив, исправляют его и свои ошибки. |
Целеполагание | “Итак, вспомнили основные величины, характеризующие электрический ток. Проверили выполнение домашней задачи, но ваш одноклассник не может решить задачу. В чём причина?” “Что нужно знать, чтобы решить эту задачу?” Как предлагаешь сформулировать цель данного урока?” | Отвечает, что согласно условию задачи он определил величину силы тока, а как найти сопротивление не знает. “Какая связь существует между силой тока, напряжением и сопротивлением?” “Определить связь между этими величинами. ” | Учитель более четко формулирует цель урока, записывает её на доске. |
Изучение нового материала | “Чтобы достичь цели урока нам предстоит мысленно перенестись в век, в Германию в лабораторию Георга Ома и стать его сотрудниками. Сегодня мы экспериментаторы, которые опытным путём устанавливают зависимости между физическими величинами. Во-первых, определим зависимость между силой тока и напряжением. Предложите схему электрической цепи и план исследования. “Во сколько раз вы увеличили напряжение в первый раз (во-второй раз)? Во сколько раз увеличилась сила тока? Как в математике называется такая зависимость? Какой вывод можно сделать?” Задаются аналогичные вопросы. “Давайте подведём итог проделанной работе. Сформулируйте, как зависит сила тока на участке цепи от напряжения на концах участка и его сопротивления”. | Рисуют схемы возможных электрических цепей в тетрадях, один из учеников (по желанию) собирает электрическую цепь на магнитной доске с помощью приборов из демонстрационного набора “Электричество-1”. Обсуждают, какой должна быть правильная схема и как менять напряжение на участке цепи. Собирают цепи, проводят измерения. Отвечают на вопросы. Анализируют. Делают вывод. Отвечают на вопросы. Анализируют. Делают вывод. Формулируют закон. | Так как в наборе “Электричество” нерегулируемый источник питания на 4В и реостаты изучаются позднее, то предлагаю использовать пальчиковые элементы питания на 1,5В (3 шт. ). Включать сначала один, затем два ит. д. Чтобы соединять их друг с другом последовательно можно использовать трубочки изготовленные из плотной бумаги. Аналогично исследуется зависимость силы тока от сопротивления проводника (для этого используются стандартные спирали из того же набора, их сопротивления отличаются в два раза. ) Учитель подчёркивает, что ученики на данном уроке подобно Георгу Ома были исследователями-первооткрывателями и самостоятельно сформулировали один из основополагающих законов физики. |
Закрепление.
|
| Доделывают задачу, которая создала проблему. Решают задачи №3 и №4 (2 ученика самостоятельно у доски для проверки правильности применения закона). Выполняют тест на том же листочке с таблицей. Самопроверка теста. Делают самооценку, записывая её рядом с ответами. | Учителю и ученикам легко проверить правильность выполнения теста, т. к. ответы читаются так: 1вариант –АББА 2 вариант -БАБА |
Итог | Подводит итоги. Выставляет оценки. Сообщает домашнее задание. | Записывают домашнее задание. Сдают работы. |
|
Приложение к плану-конспекту урока
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т. д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Электрические явления. Закон Ома | интерактивные компоненты демонстрационная графика | flash | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba071-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_15.swf |
2 | Экспериментальная проверка закона Ома | интерактивные компоненты демонстрационная графика | Компьютерная программа | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cfebf60b-3c78-59eb-a84d-349093cb499d/00144677067127873.htm |
3 | Закон Ома | интерактивные компоненты | Видеофайл | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/375a6449-b193-4a67-8c61-94e314cf6b28/8_157.swf |
4 | Подборка задач «Закон Ома» 8 класс | интерактивные компоненты | интерактивный тест | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6f8777be-52ab-4f71-a68b-cd0f2ab13f8b/8_158.swf |
5 | Электрические явления. Тест к уроку «Закон Ома для участка электрической цепи» | интерактивные компоненты | Интерактивная задача | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b795f-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html |
6 | Электрические величины. Закон Ома | интерактивные компоненты | Модуль | http://fcior.edu.ru/card/14856/elektricheskie-velichiny-zakon-oma.html |
7 | Закон Ома для участка цепи | интерактивные компоненты | Модуль | http://fcior.edu.ru/card/6349/zakon-oma-dlya-uchastka-cepi.html |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку физики 7 класс "Физика и техника"
Презентация содержит 30 слайдов. В помощь учителю при подготовке к уроку по физике в 7 классе. В презентации подобран огромный дополнительный материал...
Урок физики 7 класс "Что изучает физика"
Определяется место физики как науки в системе школьных дисциплин; вводятся физические термины: физическое тело, вещество, материя, физические явления, физичес...
Внеклассное мероприятие по физике на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках физики" (7 класс)
Внеклассная работа по предмету является важным рессурсом повышения эффективности и качества образования учащихся, а применение игровых технологий способствует привлечению внимания школьников к теме, р...
Методическая разработка к уроку физики 7 класс "Что изучает физика?"
laquo;ЧТО ИЗУЧАЕТ ФИЗИКА? КАК ИЗУЧАЮТ ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ .АСТРОНОМИЯ.»ЦЕЛИ УРОКА: Познакомить учащихся с новым предметом школьного курса; определить место физики как науки; научи...
Конспект урока по теме " Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи."
Урок физики в 8 классе общеобразовательной школы. Учебник – Физика 8, Н.С. Пурышева, Н.Е.Важеевская.Урок - изучения нового материала, построен на исследовательской деятельности ...
Презентация к уроку физики 7 класса "Что изучает физика?"
Презентация к уроку физики 7 класса на тему "Что изучает физика?"...
разработка урока физики 7 класс ФГОС по теме: Физика. Физические явления.
Что представляет собой предмет "физика", какие бывают физические явления...