Урок физики в 8 классе по теме "Закон Ома для участка цепи"
план-конспект урока по физике (8 класс) по теме

Бухалова Марина Николаевна

Данный урок разработан мною в качестве зачетной работы на курсах повышения квалификации "Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе по физике". Оформлен согласно современным требованиям к уроку: поставлены задачи и цели урока, рассмотрен каждый этап урока, приведены мтериалы для контроля знаний учащихся, имеются ссылки на Интернет - ресурсы. Урок, опробированный  на конкретных классах неоднократно, оказался очень эффективным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок физики "Закон Ома для участка цепи", 8-й класс

  1. Бухалова Марина Николаевна
  2. МБОУ «Рабочеостровская СОШ»
  3. Учитель физики
  4. Физика
  5. Класс - 8
  6. Тема «Электрические явления».  Урок 11
  7. Перышкин А.В.
  8. Задачи урока:

- обучающие

  1. Изучить один из важнейших законов электрического тока – закон Ома для участка цепи.
  2. Экспериментальным путем установить связь между силой тока, напряжением и сопротивлением.
  3. Применять полученные знания в новых условиях. Формировать умение вычислять силу тока, напряжение, сопротивление

-развивающие

  1. Развивать навыки обобщения изученного материала, систематизации знаний.
  2. Способствовать развитию познавательной компетентности.

-воспитательные

  1. Формировать умение высказывать и аргументировать свою точку зрения.
  1. Цель
  • Усвоение учащимися основных физических зависимостей силы тока от напряжения на основе закона Ома во время выполнения практической работы
  1. Тип урока: комбинированный

1.Технология – личностно-ориентированное обучение.

Принципы технологии: 

Использование субъективного опыта ученика.

  1. Сотрудничество ученика и учителя.
  2. Создание условий для самовыражения учащихся.
  3. Демократичный характер обучения.
  4. Применение учителем на уроке разнообразного материала.

2.Технология – проблемное обучение.

Принципы технологии: Создание под руководством учителя проблемной ситуации.

  1. Активная деятельность учащихся.
  2. Развитие мыслительных способностей учащихся.
  1. Формы работы учащихся: работа у доски – заполнение таблицы, фронтальный эксперимент, фронтальная самостоятельная работа по заполнению сравнительной таблицы, работа в парах, решение задач, выполнение теста 
  2. Необходимое техническое оборудование: наборы по электричеству, компьютер с выходом в Интернет, проектор, экран
  3. Структура и ход урока

Таблица 1.

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1

Начальный

Содержание:

Актуализация знаний

Постановка цели урока


Электрические явления. Закон Ома (1)  (6)


Цель – создать проблему, заинтересовать учащихся.

Форма - индивидуально-групповая

Методы – наглядный, проблемный.

Заполняют таблицу 3 ученика - у доски (у кафедры)

2 ученика решают задачи у доски –напротив,

остальные на листах или на компьютере

делают вывод по проблеме.




5






2


Основной

Содержание:

Закон Ома для участка цепи


Экспериментальная проверка закона Ома

   (2)


Закон Ома (3)

      или

Электрические величины. Закон Ома (7)


Цель – изучение нового материала.


Форма - фронтальная, работа в парах.


Методы – исследовательский, частично-поисковый


Проводят фронтальный эксперимент, исследуют зависимость I(U) и I(R), делают выводы.

Рисуют схемы электрической цепи

20

3


Закрепление Содержание:

1. Задачи на закон Ома




2. Тест




Электрические явления. Тест к уроку «Закон Ома для участка электрической цепи»

(4)



Электрические явления. Тест к уроку «Закон Ома для участка электрической цепи»

(5)




1. Применить закон Ома для решения проблемной задачи.


2. Контроль полученных знаний




Решают задачи, осмысливают и углубляют знания, выполняют  тест

20

Обобщающая таблица

Физические величины

Сила тока

Напряжение

Сопротивление

Что характеризует

 

 

 

Обозначение

 

 

 

Формула

 

 

 

Единица измерения

 

 

 

Каким прибором измеряют

 

 

 

Условное обозначение прибора

 

 

 

Способ включения

 

 

 

Задачи для работы у доски

1. Пылесос включен в сеть напряжением 220 В. Какую работу совершает электрическое поле за 10 мин работы пылесоса при силе тока 2 А?

2. Определите сопротивление проводника, если при напряжении на его концах 10 В через его поперечное сечение в течение 10 с проходит заряд 5 Кл.

Задачи для самостоятельной работы

3. Нагревательный элемент электрического чайника с сопротивлением 30 Ом находится под напряжением             120 В.  Определить силу тока, протекающего по спирали.

4.Найдите напряжение на концах нагревательного элемента, если его сопротивление 40 Ом, а сила тока 2 А.

ТЕСТ

1 вариант

1. Какова сила тока в проводнике при напряжении 4 В, если при 12 В она равна 3 А?

А. 1 А; Б. 2 А; В. 3 А; Г. 6 А; Д. 48 А.

2. Сила тока в проводнике…напряжению (напряжения) на концах проводника.

А. равна

Б. прямо пропорциональна

В. больше

Г. обратно

Д. Меньше пропорциональна


На рис. Изображён график зависимости силы тока в проводнике от напряжения на нём. Определите по графику:

3. Силу тока в проводнике при напряжении10 В.

А. 1 А; Б. 2 А; В. 0,25 А; Г. 8 А.

4. Чему равно сопротивление этого проводника

А. 5 0м; Б. 2 0м; В. 20 Ом; Г. 10 Ом.

2 вариант

1. При напряжении на концах проводника 6 В сила тока 1,5 А. Какова сила тока при напряжении 12 В?

А. 36 А; Б. 3 А; В. 1 А; Г. 9 А; Д. 2 А.

2. Сила тока в проводнике …его сопротивлению

(сопротивления)

А. обратно пропорциональна

Б. прямо пропорциональна

В. больше

Г. равна

Д. меньше.


На рис. Изображён график зависимости силы тока в проводнике от напряжения на нём. Определите по графику:

3. При каком напряжении на проводнике сила тока 6 А?

А. 2 В; Б. 1,2 В; В. 0,4 В; Г. 1В.

4. Чему равно сопротивление этого проводника

А. 0,2 Ом; Б. 20 Ом; В. 7,20м ; Г. 5 Ом.

Подробный конспект урока.

Этап урока

Учитель

Ученики

Комментарий
















Актуализация


знаний

“Сегодня на уроке мы продолжим изучать электрический ток. А что такое электрический ток и какие величины его характеризуют?” Так как знания об этих величинах нам очень важны, то постараемся систематизировать их с помощью таблицы, одновременно проверим качество их усвоения. ” Предупреждает о том, что нужно заполнять таблицу самостоятельно, без подсматривания; вызывает двух учеников к доске. “Чтобы проверить правильность выполнения домашнего задания двум другим ученикам предлагаю решить задачи”

Отвечают на вопрос.

Каждый самостоятельно заполняет таблицу.

2 ученика работают с аналогичными таблицами, начерченными на обратных сторонах крыльев доски. Видеть работу друг друга они при этом не могут.

2 ученика решают задачи на передней части доски, причем задачу №2 в центре.

Один справляется с работой быстро, а другой задачу решить не может.

Листочки с таблицами разложены на парты в перемену.

После того, как истекло время отведённое на заполнение таблицы, записи на доске предъявляются всему классу. Класс делится учителем на две группы (по 3 ряда). Каждая группа проверяет и оценивает работу того одноклассника, который стоит напротив, исправляют его и свои ошибки.







Целеполагание

“Итак, вспомнили основные величины, характеризующие электрический ток. Проверили выполнение домашней задачи, но ваш одноклассник не может решить задачу. В чём причина?”

“Что нужно знать, чтобы решить эту задачу?” Как предлагаешь сформулировать цель данного урока?”

Отвечает, что согласно условию задачи он определил величину силы тока, а как найти сопротивление не знает.

“Какая связь существует между силой тока, напряжением и сопротивлением?”

“Определить связь между этими величинами. ”

Учитель более четко формулирует цель урока, записывает её на доске.














Изучение нового материала

“Чтобы достичь цели урока нам предстоит мысленно перенестись в век, в Германию в лабораторию Георга Ома и стать его сотрудниками. Сегодня мы экспериментаторы, которые опытным путём устанавливают зависимости между физическими величинами. Во-первых, определим зависимость между силой тока и напряжением. Предложите схему электрической цепи и план исследования.

“Во сколько раз вы увеличили напряжение в первый раз (во-второй раз)? Во сколько раз увеличилась сила тока? Как в математике называется такая зависимость? Какой вывод можно сделать?”

Задаются аналогичные вопросы.

“Давайте подведём итог проделанной работе. Сформулируйте, как зависит сила тока на участке цепи от напряжения на концах участка и его сопротивления”.

Рисуют схемы возможных электрических цепей в тетрадях, один из учеников (по желанию) собирает электрическую цепь на магнитной доске с помощью приборов из демонстрационного набора “Электричество-1”. Обсуждают, какой должна быть правильная схема и как менять напряжение на участке цепи. Собирают цепи, проводят измерения.

Отвечают на вопросы. Анализируют. Делают вывод.

Отвечают на вопросы. Анализируют. Делают вывод.

Формулируют закон.

Так как в наборе “Электричество” нерегулируемый источник питания на 4В и реостаты изучаются позднее, то предлагаю использовать пальчиковые элементы питания на 1,5В (3 шт. ). Включать сначала один, затем два ит. д. Чтобы соединять их друг с другом последовательно можно использовать трубочки изготовленные из плотной бумаги.

Аналогично исследуется зависимость силы тока от сопротивления проводника (для этого используются стандартные спирали из того же набора, их сопротивления отличаются в два раза. )

Учитель подчёркивает, что ученики на данном уроке подобно Георгу Ома были исследователями-первооткрывателями и самостоятельно сформулировали один из основополагающих законов физики.

Закрепление.

 

 

Доделывают задачу, которая создала проблему. Решают задачи №3 и №4 (2 ученика самостоятельно у доски для проверки правильности применения закона).

Выполняют тест на том же листочке с таблицей.

Самопроверка теста.

Делают самооценку, записывая её рядом с ответами.

Учителю и ученикам легко проверить правильность выполнения теста, т. к. ответы читаются так: 1вариант –АББА

2 вариант -БАБА

Итог

Подводит итоги. Выставляет оценки. Сообщает домашнее задание.

Записывают домашнее задание.

Сдают работы.

 

Приложение к плану-конспекту урока

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

(иллюстрация,

презентация,

видеофрагменты,

тест, модель и т. д.)

Гиперссылка на ресурс,

обеспечивающий доступ

к ЭОР


1

Электрические явления.

Закон Ома

интерактивные компоненты

демонстрационная графика

flash

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba071-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_15.swf


2

Экспериментальная проверка закона Ома

интерактивные компоненты

демонстрационная графика

Компьютерная программа

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cfebf60b-3c78-59eb-a84d-349093cb499d/00144677067127873.htm

3

Закон Ома

интерактивные компоненты

Видеофайл

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/375a6449-b193-4a67-8c61-94e314cf6b28/8_157.swf


4

Подборка задач «Закон Ома» 8 класс

интерактивные компоненты

интерактивный тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6f8777be-52ab-4f71-a68b-cd0f2ab13f8b/8_158.swf

5

Электрические явления. Тест к уроку «Закон Ома для участка электрической цепи»

интерактивные компоненты

Интерактивная задача

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b795f-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html

6

Электрические величины. Закон Ома

интерактивные компоненты

Модуль

http://fcior.edu.ru/card/14856/elektricheskie-velichiny-zakon-oma.html


7

Закон Ома для участка цепи

интерактивные компоненты

Модуль

http://fcior.edu.ru/card/6349/zakon-oma-dlya-uchastka-cepi.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку физики 7 класс "Физика и техника"

Презентация содержит 30 слайдов. В помощь учителю при подготовке к уроку по физике в 7 классе. В презентации подобран огромный дополнительный материал...

Урок физики 7 класс "Что изучает физика"

 Определяется место физики как науки в системе школьных дисциплин; вводятся физические термины: физическое тело, вещество, материя, физические явления, физичес...

Внеклассное мероприятие по физике на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках физики" (7 класс)

Внеклассная работа по предмету является важным рессурсом повышения эффективности и качества образования учащихся, а применение игровых технологий способствует привлечению внимания школьников к теме, р...

Методическая разработка к уроку физики 7 класс "Что изучает физика?"

laquo;ЧТО ИЗУЧАЕТ ФИЗИКА? КАК ИЗУЧАЮТ  ЯВЛЕНИЯ  ПРИРОДЫ .АСТРОНОМИЯ.»ЦЕЛИ УРОКА: Познакомить учащихся с новым предметом школьного курса; определить место физики как науки; научи...

Конспект урока по теме " Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи."

Урок физики  в  8 классе общеобразовательной школы. Учебник – Физика 8, Н.С. Пурышева, Н.Е.Важеевская.Урок - изучения нового материала, построен на  исследовательской деятельности ...

Презентация к уроку физики 7 класса "Что изучает физика?"

Презентация к уроку физики 7 класса на тему "Что изучает физика?"...

разработка урока физики 7 класс ФГОС по теме: Физика. Физические явления.

Что представляет собой предмет "физика", какие бывают физические явления...