Методическая разработка урока физики по теме: "Статика. Условия равновесия тел".
план-конспект урока по физике (10 класс) по теме
Предлагаюи вашему вниманию методическую разработку урока физики на тему: "Статика. Условия равновесия тел".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka_po_teme_usl_ravn.docx | 158.12 КБ |
usl_ravn.ppt | 458.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Лицей №8»
г.о.Электросталь Московской области
Методическая разработка
урока физики в 10 классе:
«Решение экспериментальных задач на равновесие твёрдого тела»
Разработала:
учитель физики
МОУ «Лицей №8»
Тлустенко О.В.
Урок проводится с подгруппой (15 человек) – в МОУ «Лицей №8» 30% от учебного времени, выделенного для изучения физики, отводится на занятия по подгруппам.
Тип урока: Повторительно-обобщающий урок.
Цели урока:
- Обучающая:
- Закрепление полученных знаний по теме «Статика».
- Совершенствование навыков работы с физическими приборами, умение измерять физические величины.
- Формирование умений оценивать результаты опытов, делать выводы, сравнивать результаты.
- Развивающая:
- Развитие умения выстраивать логические цепочки, самостоятельно выявлять закономерности физических явлений, устанавливать связь между физическими явлениями.
- Развитие интереса к исследовательской деятельности в процессе решения экспериментальных задач.
- Воспитательная:
1.Раскрытие общекультурной значимости науки физики и формирование научного мировоззрения и мышления у учащихся.
2.Развитие коммуникативных компетенций в ходе выполнения практической работы в парах.
План урока:
- Организационный момент.
- Проверка знаний учащихся.
- Основная часть урока. Выполнение экспериментальных заданий.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
Оборудование:
- Компьютер;
- Экран;
- Оборудование к экспериментальным заданиям:
К заданию №1: линейка; динамометр; штатив с муфтой; рычаг; набор грузов.
К заданию №2: плоская фигура произвольной формы из картона, гвоздь, отвес, штатив с муфтой и лапкой, линейка.
Технологии: компьютерные (новые информационные), групповые, элементы технологии дифференцированного обучения.
Ход урока.
I. Организационный момент:
- Приветствие.
- Дежурный отмечает отсутствующих.
- Учитель объявляет тему урока. Мотивирует учащихся на выполнение практической работы с целью закрепления полученных знаний по теме «Статика».
- Перед детьми ставится цель: проверить на опытах условия равновесия тела под действием приложенных сил.
II. Проверка знаний учащихся:
1. Индивидуальное тестирование (по выбору для 2-3 учащихся). Проводится с использование диска «Физика. Электронные уроки и тесты».
2. Фронтальное повторение теории по теме «Статика».
Вопросы:
1) Какие тела называются абсолютно твёрдыми?
2) Что понимается под равновесием в статике?
3) Какие виды равновесия вы знаете?
4) Сформулируйте первое условие равновесия.
5) Сформулируйте второе условие равновесия.
Дополнительные вопросы:
а) Что называется моментом силы относительно оси вращения?
б) Момент какой силы считают положительным, отрицательным?
6) Какая точка тела называется центром масс (тяжести)?
После ответов учеников на экране появляются слайды с правильными ответами.
Учитель выставляет оценки наиболее активным ученикам.
III. Основная часть урока.
Опыт 1 «Проверка второго условия равновесия твердого тела».
Алгоритм выполнения работы размещен на экране (слайд презентации №9-10).
Оборудование:
линейка; динамометр; штатив с муфтой; рычаг; набор грузов.
Порядок выполнения работы:
1.Установите рычаг на штатив и
Рис. 1 уравновесьте его в горизонтальном положении с помощью расположенных на его концах передвижных гаек.
2. Подвесьте в некоторой точке одного из плеч рычага груз.
3. Прикрепите к другому плечу рычага динамометр и определите силу, которую необходимо приложить к рычагу для того, чтобы он находился в равновесии.
4. Измерьте с помощью линейки длины плеч рычага.
5. С помощью динамометра определите вес груза Р.
6. Найдите абсолютные значения моментов сил Р и F.
7. Найденные величины занесите в таблицу:
l1, м | l2, м | P, Н | F, Н | M1=P· l1, Н· м | M2=F· l2, Н· м |
8. Сравните отношение с единицей и сделайте вывод о погрешности экспериментальной проверки правила моментов.
9. Повторить опыт с другими параметрами: длины плеча или веса груза.
10. Сделайте вывод и запишите его в тетрадь.
Опыт 2. «Определение центра тяжести плоской пластины».
Алгоритм выполнения работы размещен на экране (слайд презентации №11).
Оборудование: плоская фигура произвольной формы из картона, гвоздь, отвес, штатив с муфтой и лапкой, линейка.
Порядок выполнения работы:
1. За любое из отверстий, имеющихся в фигуре, подвесьте ее на гвоздь, зажатый в лапке штатива.
2. Наденьте на гвоздь нить отвеса. Остро отточенным карандашом отметьте точкой положение нити отвеса. Сняв пластинку, проведите прямую через точку подвеса и отмеченную точку (см. рис. 2)
Рис. 2
З. Подвесьте фигуру за другие отверстия и проделайте аналогичные операции.
4. Убедитесь, что точка пересечения линий есть центр тяжести фигуры.
5. Сделайте вывод и запишите его в тетрадь.
6. Пластинку вложить в тетрадь.
- Подведение итогов.
- Ученики сдают тетради для лабораторных работ.
- Ученики проговаривают выводы по проведенным опытам, которые закрепляют полученные знания по теме «Статика».
- Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки ученикам за устные ответы в дневники и журнал с комментариями.
- Домашнее задание: Решить задачу №8.6, 8.7 из сборника задач Н.И.Гольдфарб для 9-11 классов.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Какие тела называются абсолютно твёрдыми? Абсолютно твердое тело - это идеальная модель тела, изменением размеров и формы которого в данных условиях можно пренебречь.
Что понимается под равновесием в статике? Состоянием равновесия называют состояние покоя или состояние равномерного прямолинейного движения
Какие виды равновесия вы знаете? устойчивое равновесие : неустойчивое равновесие безразличное равновесие:
Первое условие равновесия. Векторная сумма всех сил, действующих на тело, равна нулю:
Второе условие равновесия. Алгебраическая сумма моментов всех сил, действующих на тело, относительно любой точки равна нулю:
Момент силы относительно оси вращения Произведение силы на плечо: M = F . l Плечо силы - расстояние от оси вращения до линии действия силы. (обозначают буквами l или d ). Момент силы, вращающий тело против часовой стрелки, считают положительным, по часовой стрелке -отрицательным
Центр масс (тяжести) Центр масс системы материальных точек- точка, радиус-вектор которой определяется выражением: Центр тяжести – точка, относительно которой сумма моментов сил тяжести всех частиц тела равна нулю. В этой точке приложена сила тяжести тела. В однородном поле тяготения центр тяжести и центр масс совпадают.
Проверка второго условия равновесия твердого тела. Оборудование: линейка; динамометр; штатив с муфтой; рычаг; набор грузов. Порядок выполнения работы: 1.Установите рычаг на штатив и уравновесьте его в горизонтальном положении с помощью расположенных на его концах передвижных гаек. 2. Подвесьте в некоторой точке одного из плеч рычага груз. рис.1 3. Прикрепите к другому плечу рычага динамометр и определите силу, которую необходимо приложить к рычагу для того, чтобы он находился в равновесии.
8. Сравните отношение с единицей и сделайте вывод о погрешности экспериментальной проверки правила моментов. 9. Повторить опыт с другими параметрами: длины плеча или веса груза. 10. Сделайте вывод и запишите его в тетрадь. 4 . Измерьте с помощью линейки длины плеч рычага. 5. С помощью динамометра определите вес груза Р. 6. Найдите абсолютные значения моментов сил Р и F . 7. Найденные величины занесите в таблицу: l 1 , м l 2 , м P, Н F, Н M 1 =P · l 1 , Н· м M 2 =F · l 2 , Н· м
Определение центра тяжести плоской пластины Оборудование: плоская фигура произвольной формы из картона, гвоздь, отвес, штатив с муфтой и лапкой, линейка. Порядок выполнения работы: 1. За любое из отверстий, имеющихся в фигуре, подвесьте ее на гвоздь, зажатый в лапке штатива. 2. Наденьте на гвоздь нить отвеса. Остро отточенным карандашом отметьте точкой положение нити отвеса. Сняв пластинку, проведите прямую через точку подвеса и отмеченную точку (см. рис. 2) З. Подвесьте фигуру за другие отверстия и проделайте аналогичные операции. Рис. 2 4. Убедитесь, что точка пересечения линий есть центр тяжести фигуры. 5. Сделайте вывод и запишите его в тетрадь. 6. Пластинку вложить в тетрадь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 7 КЛАСС» ГРОМОВ С.В., РОДИНА Н.А. ПРОГРАММА КОРОВИН В.А., ДИК Ю.И.
Тема: «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание». Цель: 1. Обобщить, систематизировать знания учащихся по теме «Плавание тел. Во...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 11 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ВЕЛИКИЕ ОТКРЫТИЯ И ИЗОБРЕТЕНИЯ, ИЗМЕНИВШИЕ МИР» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 11 КЛАСС» МЯКИШЕВ Г.Я.
Тема: Великие открытия и изобретения, изменившие мир.Цель урока: 1. -Обобщить и систематизировать знания, полученные учащимися за курс...
Методическая разработка урока физики в 10 классе по теме: « Температура и тепловое равновесие. Определение температуры».
Цель урока – формирование современных представлений о температуре как мере равновесного состояния системы Задачи: Образовательная – дать представление о тепловом равновесии системы, сформировать ...
Методическая разработка урока физики по теме: "Повторение и обобщение курса физики основной школы. Подготовка к ГИА".
В данной разработке представлен тест, позволяющий определить уровень готовности учащихся 9 класса к Государственной итоговой аттестации....
Методическая разработка урока физики в 7-м классе: "Повторение по теме "Давление твёрдых тел, жидкостей и газа" Оганян Наталья Амаяковна , учитель физики
Цель: Обобщение и систематизация знаний по темам: “Давление твердых тел, жидкостей и газа”, “Сообщающиеся сосуды”, “Барометры””.Задачи:Создать условия для наблюдения учащимися физических явлений, осно...
Методическая разработка урока физики "А.Д. Сахаров-физик, защитник прав человека" (посвященный 100- летию А.Д.Сахарова)
Методическая разработка посвещена 100 летию выдающегося ученого, академика, одному из создателей первой водородной бомбы, Лауреату Нобелевской премии Мира, а впоследствии общественного ...
Методическая разработка урока физики «Выдающийся физик и организатор» (жизнь и деятельность И. В. Курчатова). Решение задач по теме: «Радиоактивные превращения» 11 класс
Методическая разработка урока физики в 11 классе...