Методическая разработка урока физики по теме: "Статика. Условия равновесия тел".
план-конспект урока по физике (10 класс) по теме

Тлустенко Ольга Владимировна

Предлагаюи вашему вниманию методическую разработку урока физики на тему: "Статика. Условия равновесия тел".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka_po_teme_usl_ravn.docx158.12 КБ
Office presentation icon usl_ravn.ppt458.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Лицей №8»

г.о.Электросталь Московской области

Методическая разработка

урока  физики в 10 классе:

«Решение экспериментальных задач на равновесие твёрдого тела»

Разработала:

учитель физики

 МОУ «Лицей №8»

Тлустенко О.В.


Урок проводится с подгруппой (15 человек) – в МОУ «Лицей №8» 30%  от учебного времени, выделенного для изучения физики, отводится на занятия по подгруппам.

Тип урока: Повторительно-обобщающий урок.

Цели урока:

  1. Обучающая:
  1. Закрепление полученных знаний по теме «Статика».
  2. Совершенствование навыков работы с физическими приборами, умение измерять физические величины.
  3. Формирование умений оценивать результаты опытов, делать выводы, сравнивать результаты.
  1. Развивающая:
  1. Развитие умения выстраивать логические цепочки, самостоятельно выявлять закономерности физических явлений, устанавливать связь между физическими явлениями.
  2.  Развитие интереса к исследовательской деятельности в процессе решения экспериментальных задач.
  1. Воспитательная:

1.Раскрытие общекультурной значимости науки физики и формирование научного мировоззрения и мышления у учащихся.

2.Развитие коммуникативных компетенций в ходе выполнения практической работы в парах.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка знаний учащихся.
  3. Основная часть урока. Выполнение экспериментальных заданий.
  4. Подведение итогов урока.
  5. Домашнее задание.

Оборудование:

  1. Компьютер;
  2. Экран;
  3. Оборудование к экспериментальным заданиям:

К заданию №1: линейка;  динамометр; штатив с муфтой;  рычаг; набор грузов.

К заданию №2: плоская фигура произвольной формы из картона, гвоздь, отвес, штатив с муфтой и лапкой, линейка.

Технологии: компьютерные (новые информационные), групповые, элементы технологии дифференцированного обучения.

Ход урока.

 I.    Организационный момент:

  1. Приветствие.
  2. Дежурный отмечает отсутствующих.
  3. Учитель объявляет тему урока. Мотивирует учащихся на выполнение практической работы с целью закрепления полученных знаний по теме «Статика».
  4. Перед детьми ставится цель:  проверить на опытах условия равновесия тела под действием приложенных сил.

II. Проверка знаний учащихся:

1. Индивидуальное тестирование (по выбору для 2-3 учащихся). Проводится с использование диска «Физика. Электронные уроки и тесты».

2. Фронтальное повторение теории по теме «Статика». 

Вопросы:

1) Какие тела называются абсолютно твёрдыми?

2) Что понимается под равновесием в статике?

3) Какие виды равновесия вы знаете?

4) Сформулируйте первое условие равновесия.

5) Сформулируйте второе условие равновесия.

Дополнительные вопросы:

а) Что называется моментом силы относительно оси вращения?

б) Момент какой силы считают положительным, отрицательным?

6) Какая точка тела называется центром масс (тяжести)?

После ответов учеников на экране появляются слайды с правильными ответами.

Учитель выставляет оценки наиболее активным ученикам.

III. Основная часть урока.

Опыт 1 «Проверка второго условия равновесия твердого тела».

Алгоритм выполнения работы размещен на экране (слайд презентации №9-10).

Оборудование:

линейка;  динамометр;  штатив с муфтой; рычаг;  набор грузов.

Порядок выполнения работы:

1.Установите рычаг на штатив и

                     Рис. 1                                                      уравновесьте его в горизонтальном положении с помощью расположенных на его концах передвижных гаек.

2. Подвесьте в некоторой точке одного из плеч рычага груз.

3. Прикрепите к другому плечу рычага динамометр и определите силу, которую необходимо приложить к рычагу для того, чтобы он находился в равновесии.

4. Измерьте с помощью линейки длины плеч рычага.

5. С помощью динамометра определите вес груза Р.

6. Найдите абсолютные значения моментов сил Р и F.

7. Найденные величины занесите в таблицу:

l1, м

l2, м

P, Н

F, Н

M1=P· l1, Н· м

M2=F· l2, Н· м

8. Сравните отношение  с единицей и сделайте вывод о погрешности экспериментальной проверки правила моментов.

9. Повторить опыт с другими параметрами: длины плеча или веса груза.

10. Сделайте вывод и запишите его в тетрадь.

Опыт 2. «Определение центра тяжести плоской пластины».

Алгоритм выполнения работы размещен на экране (слайд презентации №11).

Оборудование: плоская фигура произвольной формы из картона, гвоздь, отвес, штатив с муфтой и лапкой, линейка.

Порядок выполнения работы:

1. За любое из отверстий, имеющихся в фигуре, подвесьте ее на гвоздь, зажатый в лапке штатива.

2. Наденьте на гвоздь нить отвеса. Остро отточенным карандашом отметьте точкой положение нити отвеса. Сняв пластинку, проведите прямую через точку подвеса и отмеченную точку (см. рис. 2)

Рис. 2

З. Подвесьте фигуру за другие отверстия и проделайте аналогичные операции.

4. Убедитесь, что точка пересечения линий есть центр тяжести фигуры.

5. Сделайте вывод и запишите его в тетрадь.

6. Пластинку вложить в тетрадь.

  1. Подведение итогов.
  1. Ученики сдают тетради для лабораторных работ.
  2. Ученики проговаривают выводы по проведенным опытам, которые закрепляют полученные знания по теме «Статика».
  3. Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки ученикам за устные ответы  в дневники и журнал с комментариями.
  1. Домашнее задание:  Решить задачу №8.6, 8.7 из сборника задач  Н.И.Гольдфарб для 9-11 классов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Решение экспериментальных задач на равновесие твёрдого тела Повторительно-обобщающий урок

Слайд 2

Какие тела называются абсолютно твёрдыми? Абсолютно твердое тело - это идеальная модель тела, изменением размеров и формы которого в данных условиях можно пренебречь.

Слайд 3

Что понимается под равновесием в статике? Состоянием равновесия называют состояние покоя или состояние равномерного прямолинейного движения

Слайд 4

Какие виды равновесия вы знаете? устойчивое равновесие : неустойчивое равновесие безразличное равновесие:

Слайд 5

Первое условие равновесия. Векторная сумма всех сил, действующих на тело, равна нулю:

Слайд 6

Второе условие равновесия. Алгебраическая сумма моментов всех сил, действующих на тело, относительно любой точки равна нулю:

Слайд 7

Момент силы относительно оси вращения Произведение силы на плечо: M = F . l Плечо силы - расстояние от оси вращения до линии действия силы. (обозначают буквами l или d ). Момент силы, вращающий тело против часовой стрелки, считают положительным, по часовой стрелке -отрицательным

Слайд 8

Центр масс (тяжести) Центр масс системы материальных точек- точка, радиус-вектор которой определяется выражением: Центр тяжести – точка, относительно которой сумма моментов сил тяжести всех частиц тела равна нулю. В этой точке приложена сила тяжести тела. В однородном поле тяготения центр тяжести и центр масс совпадают.

Слайд 9

Проверка второго условия равновесия твердого тела. Оборудование: линейка; динамометр; штатив с муфтой; рычаг; набор грузов. Порядок выполнения работы: 1.Установите рычаг на штатив и уравновесьте его в горизонтальном положении с помощью расположенных на его концах передвижных гаек. 2. Подвесьте в некоторой точке одного из плеч рычага груз. рис.1 3. Прикрепите к другому плечу рычага динамометр и определите силу, которую необходимо приложить к рычагу для того, чтобы он находился в равновесии.

Слайд 10

8. Сравните отношение с единицей и сделайте вывод о погрешности экспериментальной проверки правила моментов. 9. Повторить опыт с другими параметрами: длины плеча или веса груза. 10. Сделайте вывод и запишите его в тетрадь. 4 . Измерьте с помощью линейки длины плеч рычага. 5. С помощью динамометра определите вес груза Р. 6. Найдите абсолютные значения моментов сил Р и F . 7. Найденные величины занесите в таблицу: l 1 , м l 2 , м P, Н F, Н M 1 =P · l 1 , Н· м M 2 =F · l 2 , Н· м

Слайд 11

Определение центра тяжести плоской пластины Оборудование: плоская фигура произвольной формы из картона, гвоздь, отвес, штатив с муфтой и лапкой, линейка. Порядок выполнения работы: 1. За любое из отверстий, имеющихся в фигуре, подвесьте ее на гвоздь, зажатый в лапке штатива. 2. Наденьте на гвоздь нить отвеса. Остро отточенным карандашом отметьте точкой положение нити отвеса. Сняв пластинку, проведите прямую через точку подвеса и отмеченную точку (см. рис. 2) З. Подвесьте фигуру за другие отверстия и проделайте аналогичные операции. Рис. 2 4. Убедитесь, что точка пересечения линий есть центр тяжести фигуры. 5. Сделайте вывод и запишите его в тетрадь. 6. Пластинку вложить в тетрадь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 7 КЛАСС» ГРОМОВ С.В., РОДИНА Н.А. ПРОГРАММА КОРОВИН В.А., ДИК Ю.И.

Тема: «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание».   Цель: 1. Обобщить, систематизировать знания учащихся по теме «Плавание тел.  Во...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 11 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ВЕЛИКИЕ ОТКРЫТИЯ И ИЗОБРЕТЕНИЯ, ИЗМЕНИВШИЕ МИР» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 11 КЛАСС» МЯКИШЕВ Г.Я.

Тема: Великие открытия и изобретения, изменившие мир.Цель урока: 1. -Обобщить и систематизировать знания, полученные учащимися за курс...

Методическая разработка урока физики в 10 классе по теме: « Температура и тепловое равновесие. Определение температуры».

Цель урока – формирование современных представлений о температуре как мере равновесного состояния системы Задачи: Образовательная – дать представление о тепловом равновесии системы, сформировать ...

Методическая разработка урока физики по теме: "Повторение и обобщение курса физики основной школы. Подготовка к ГИА".

В данной разработке представлен тест, позволяющий определить уровень готовности учащихся 9 класса к Государственной итоговой аттестации....

Методическая разработка урока физики в 7-м классе: "Повторение по теме "Давление твёрдых тел, жидкостей и газа" Оганян Наталья Амаяковна , учитель физики

Цель: Обобщение и систематизация знаний по темам: “Давление твердых тел, жидкостей и газа”, “Сообщающиеся сосуды”, “Барометры””.Задачи:Создать условия для наблюдения учащимися физических явлений, осно...

Методическая разработка урока физики "А.Д. Сахаров-физик, защитник прав человека" (посвященный 100- летию А.Д.Сахарова)

Методическая разработка посвещена 100 летию выдающегося ученого, академика, одному из создателей первой  водородной бомбы, Лауреату  Нобелевской премии Мира, а впоследствии общественного ...