Программа дополнительного образования по физике «Как работает…?» Для 7-9 классов МБОУ "ООШ №6" г. Топки.
элективный курс по физике (7 класс) по теме

Калабухова Марина Михайловна

 

Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса. Содержание учебного предмета «Физика»,  его цели и задачи определяются достижениями в области физики, их влиянием на уровень жизни людей.

      Актуальность программы дополнительного образования в том, что в физика играет основополагающую роль общей системе естественнонаучного образования современного человека. Под влиянием физической науки развиваются новые направления научных исследований, возникающие на стыке с другими науками, создаются техника и технологическая база инновационного развития общества.

       Физика в общеобразовательной школе призвана не только формировать научные представления об основных природных явлениях и законах, но и знакомить учащихся с миром техники, искусственно созданным человеком, а также обеспечивать всестороннее развитие личности ребенка за время его обучения и воспитания.

        Возрастные особенности учащихся основной школы таковы, что для большинства из них наиболее привлекательными являются не теоретические занятия, а занятия с самостоятельным выполнением опытов, с использованием разнообразных физических приборов. Это стремление  к практической деятельности является эффективным средством развития интереса учащихся к изучению физики.

        Программа дополнительного образования с необычным названием «Как работает…?» направлена  на ознакомление учащихся 7-9 классов средней школы с  устройством и  принципом действия различных физических изобретений, а также бытовых приборов и приспособлений, с которыми дети непосредственно сталкиваются в своей повседневной жизни.

          Отличием данной программы является ее ориентирование не только на успевающих учеников  (7-9) классов, но и на школьников, которые по ряду причин не могут учиться хорошо. Применение нетрадиционных методов обучения должно привести к возникновению у учащихся интереса к обучению и, как результат, сохранить данный контингент в качестве потенциальных учеников 10-11 профильных классов, а также сформировать интерес к будущей профессии.

          Практическая и реферативная работа направлена на приобретение учащимися навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой, работы в сети Интернет, поиск и умение правильно оформлять найденный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_rabotaet.doc288 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Топкинского муниципального района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 6»

г. Топки Кемеровской области

Программа  рекомендована                                Программа обсуждена на                      

к работе                                                                 МО учителей

педагогическим советом                                     протокол №____________

протокол № ____________                                 от____________________

от    ___________________                                 Руководитель МО_______

Директор школы:________

Программа дополнительного образования

по физике

«Как работает…?»

Для 7-9 классов

                                      Автор: учитель Калабухова М. М.

г. Топки

2012-2013 учебный год

                                    Пояснительная записка

       Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса. Содержание учебного предмета «Физика»,  его цели и задачи определяются достижениями в области физики, их влиянием на уровень жизни людей.

      Актуальность программы дополнительного образования в том, что в физика играет основополагающую роль общей системе естественнонаучного образования современного человека. Под влиянием физической науки развиваются новые направления научных исследований, возникающие на стыке с другими науками, создаются техника и технологическая база инновационного развития общества.

       Физика в общеобразовательной школе призвана не только формировать научные представления об основных природных явлениях и законах, но и знакомить учащихся с миром техники, искусственно созданным человеком, а также обеспечивать всестороннее развитие личности ребенка за время его обучения и воспитания.

        Возрастные особенности учащихся основной школы таковы, что для большинства из них наиболее привлекательными являются не теоретические занятия, а занятия с самостоятельным выполнением опытов, с использованием разнообразных физических приборов. Это стремление  к практической деятельности является эффективным средством развития интереса учащихся к изучению физики. 

        Программа дополнительного образования с необычным названием «Как работает…?» направлена  на ознакомление учащихся 7-9 классов средней школы с  устройством и  принципом действия различных физических изобретений, а также бытовых приборов и приспособлений, с которыми дети непосредственно сталкиваются в своей повседневной жизни.

          Отличием данной программы является ее ориентирование не только на успевающих учеников  (7-9) классов, но и на школьников, которые по ряду причин не могут учиться хорошо. Применение нетрадиционных методов обучения должно привести к возникновению у учащихся интереса к обучению и, как результат, сохранить данный контингент в качестве потенциальных учеников 10-11 профильных классов, а также сформировать интерес к будущей профессии.

          Практическая и реферативная работа направлена на приобретение учащимися навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой, работы в сети Интернет, поиск и умение правильно оформлять найденный материал.

     

 Основные цели программы дополнительного образования

  1. Приобщение учащихся к достижениям современной техники;
  2. повышение мотивации личности к систематическому изучению физики к техническому   творчеству;
  3. приобретение опыта индивидуальной и коллективной деятельности при подготовке сообщений и выполнении творческих работ;
  4. подготовка к осуществлению осознанного выбора профиля дальнейшего обучения;
  5. Научить школьников:
  1. работать с литературой, проводить подборку, анализ и систематизацию материала о конкретном физическом приборе или техническом объекте;
  2. работать с компьютером;
  3. работать в сети Интернет;
  4. оформлять сообщения и доклады;
  5. правильно пользоваться физической терминологией и символикой.

                                 

                                      Задачи программы

  1. расширить знания учащихся по физике;
  2. воспитать убежденность в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники;
  3. воспитать уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
  4. развивать интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  5. воспитать потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонентов, участвовать в дискуссии.

       Помимо перечисленных выше ключевых задач программа дополнительного образования также обеспечивает:

  1. необходимые условия для личностного развития, укрепления здоровья,  самоопределения и творческого развития учащихся;
  2. адаптацию их к жизни в обществе;
  3. формирование общей культуры;
  4. организацию содержательного досуга;
  5. формирование социальной компетентности;
  6. соответствие учебного материала возрастным и психологическим особенностям детей.

                                         

                                     

                                       

                                   Формы работы

  1. Обсуждение индивидуальных или групповых сообщений учащихся об истории создания, устройстве, принципах действия и использовании различных объектов техники;
  2. наблюдение работы реальных технических объектов или их моделей;
  3. составление и оформление докладов и рефератов;
  4. работа в сети Интернет;
  5. экскурсии;
  6. наблюдения и опыты;
  7. практические, лабораторные работы;      
  8. решение задач;
  1. беседы, консультации;
  2. индивидуальная работа с учащимися;
  3. выпуск стенгазет;
  1. вечера физики;
  2. Неделя физики.

                           Ожидаемые результаты 

      По окончании обучения учащиеся должны уметь:

  1. правильно пользоваться физической терминологией и символикой;
  2. работать с дополнительной литературой;
  3. работать в сети Интернет;
  4. объяснить принцип действия различных машин, технических приборов;
  5. работать с приборами общего назначения: весами, барометром, термометром, ареометром, и другими;
  6. изготовить простейшие приборы или макеты более сложных приборов;
  7. наблюдать и анализировать физические явления;
  8. планировать и выполнять лабораторные работы;
  9. грамотно записывать результаты измерений с учетом погрешности;
  10. решать  физические задачи;
  11. использовать полученные знания, умения и навыки для решения задач практической жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
  12. владеть методами самоконтроля и самооценки;  
  13. уважительно относиться друг к другу, к учителю, авторам открытий и изобретений.
  14. Должны  быть готовы к осознанному выбору профиля дальнейшего обучения в соответствии со своими интересами и возможностями, к выбору будущей профессии.

                                 

                                 Формы подведения итогов

  1. участие в предметных олимпиадах, в Неделе физики;
  2. подготовка и проведение физических вечеров;
  3. проведение различного рода конкурсов;
  4. выполнение ученических творческих работ.

      Программа дополнительного образования по физике   рассчитана на три года обучения и составляет 210 занятий по 2 занятия в неделю.

              Примерное распределение учебного материала

                       Разделы физики

Количество          занятий

1-й год

2-й год

3-й год

1

Введение

3

1

1

2

Механика

13

16

26

3

Молекулярная физика

7

13

9

4

Электродинамика

28

15

10

5

Оптика

10

10

8

6

Квантовая физика

5

7

7

7

Итоговое повторение

2

1

1

Резерв

2

8

9

Всего часов

70

70

70

                                   

Календарно - тематическое планирование  1-го года обучения

№ занятия

Тема занятия

Дата

Кто готовит сообщения

                                         Введение (3ч.)

1

Вводное занятие. Инструктаж по охране труда на занятиях кружка. Планирование работы кружка, выборы старосты, редколлегии.

4.09

2

Рассказы о физиках.

6.09

3

История развития физики

11.09

                                          Механика (13ч.)

4/1

Беседа о работе в Интернете

13.09

5/2

 Нобелевские лауреаты

18.09

6/3

Камертон

20.09

7/4

Метроном.

25.09

8/5

Бумеранг. Изготовление из бумаги.

27.09

9/6

Блок.

2.10

10/7

Ленточный конвейер

4.10

11/8

Занимательные опыты и фокусы.

9.10

12/9

Эскалатор

11.10

13/10

Наклонная плоскость.  Решение задач на расчет КПД.

16.10

14/11

Выпуск стенгазеты

18.10

15/12

Пневматический тормоз

23.10

   16/13

Физический КВН

25.10

                                 Молекулярная физика (7ч.)

17/1

Термометр. Практическая работа « Измерение температуры воды,  снега, воздуха, тела человека».  

30.10

18/2

Термопара.

1.11

   19/3

Утюг.  

13.11

20/4

Холодильник.

15.11

21/5

Русская печь. Дымоход.

20.11

22/6

Система отопления. Экскурсия в котельную школы

22.11

23/7

Турнир эрудитов.

27.11


                            Электродинамика (28ч.)

24/1

Электрофорная машина.

29.11

25/2

Лампа накаливания. Фары.

4.12

26/3

Гальванический элемент.

6.12

27/4

Практическая работа « Сборка электрических цепей»

11.12

28/5

Диод.

13.12

29/6

Транзистор. Практическая работа « Сборка транзистора».

18.12

30/7

Ремонт простых приборов из школьной лаборатории физики

20.12

31/8

Усилитель

25.12

32/9

Автомат электрического освещения

15.01


33/10

Автомат пожарной тревоги.  

17.01

34/11

Экскурсия на станцию пожарной охраны

22.01

35/12

Выпуск стенгазеты о соблюдении мер пожарной безопасности

24.01

36/13

Электродвигатель постоянного тока

29.01

37/14

Электробритва.

31.01

38/15

Пылесос.

5.02

39/16

Микроволновая печь

7.02

40/17

Решение задач на расчет мощности бытовых приборов

12.02

41/18

Выпуск стенгазеты о способах экономии электроэнергии

14.02

42/19

Микрофон.

19.02

43/20

Телефон.

21.02

44/21

Экскурсия на АТС.

26.02

45/22

Электрогитара

28.02

46/23

Магнитофон. Диктофон. Практическая работа «Запись звука».  

5.03

47/24

Радиопередатчик. Радиоприемник.

7.03

48/25

Мобильный телефон -  польз и вред.

12.03

49/26

Спутниковая система определения координат на земле.

14.03

50/27

Подготовка к Неделе физики

19.03

51/28

Подготовка к Неделе физики

21.03

                                             Оптика (10ч.)

52/1

Линзы, построение изображений в тонких линзах

2.04

53/2

Очки, бинокль

4.04

54/3

Микроскоп.

9.04

55/4

Телескоп.

11.04

56/5

Практическая работа «Наблюдение броуновского движения»

16.04

57/6

Источники света. Их классификация и характеристики.

18.04

58/7

Галогенные лампы.

23.04

59/8

Люминесцентные лампы

25.04

60/9

Решение задач на расчет  силы света различных источников

30.04

61/10

Выпуск стенгазеты «Охрана зрения школьников».

2.05

Квантовая физика (5ч.)

62/1

Лазер

7.05

63/2

Экскурсия в лабораторию Кем ГУ

7.05

64/3

Лазерный проигрыватель.  Лазерный принтер

14.05

65/4

Фотоаппарат.  

16.05

66/5

Цифровой фотоаппарат

21.05

Итоговое повторение (2ч.)

67/1

Подготовка к проведению физического вечера

23.05

68/2

Вечер « Я знаю физику».

28.05

Резерв 2 часа

Календарно - тематическое планирование  2-го года обучения

№ занятия

Тема

Дата

Кто готовит сообщение

Введение (1ч.)

1

Вводное занятие. Инструктаж по охране труда на занятиях кружка. Планирование работы кружка, выборы старосты, редколлегии.

Механика (16ч.)

2/1

Кофемолка.

Мясорубка

3/2

Тормоз велосипеда

4/3

Тормоз автомобиля

5/4

Автомобильный спидометр

6/5

Решение задач на расчет скорости и тормозного пути

7/6

Винт корабля.

8/7

Винт самолета

9/8

Водяная турбина электростанции

10/9

Экскурсия на электростанцию

11/10

Подводная лодка

12/11

Физический КВН

13/12

Пластиковые окна

14/13

Экскурсия на завод пластиковых окон

15/14

Как работает зонтик?

16/15

Как работает швейная машина?

17/16

Как работает ткацкий станок?

Молекулярная физика (13ч.)

18/1

Физика в ванной комнате.

19/2

Занимательные опыты по физике.

20/3

Как работает холодильник?

21/4

Как работает масляный обогреватель?

22/5

Паровая турбина

23/6

Паровая машина

24/7

Решение задач на расчет КПД тепловых машин

25/8

Двигатель Внутреннего сгорания

26/9

Дизельный двигатель

27/10

Автомобиль

28/11

Экскурсия на СТО

29/12

Ракета

30/13

Турнир эрудитов

Электродинамика (15ч.)

31/1

Что такое мостик Уитсона и каков принцип его действия?

32/2

Почему опасно хвататься за ЛЭП, в то время как птицы там сидят?

33/3

Как работает электрический чайник?

34/4

Как работает банкомат?

35/5

Устройство елочной гирлянды.

36/6

Светофор

37/7

Конденсатор

38/8

Решение задач

39/9

Стиральная машина.

40/10

Вечер по физике

41/11

Ледяные линзы

42/12

Землетрясение

43/13

Подготовка к неделе  физики

44/14

Как устроен скафандр?

45/15

Как работает огнетушитель?

Оптика (10ч.)

46/1

Зеркало

47/2

Как появляется радуга?

48/3

Почему небо синее?

49/4

Что такое спектр?

50/5

Северное сияние

51/6

Ледяные линзы

52/7

Бинокль

53/8

Подзорная труба

54/9

Телескоп

55/10

Наблюдение звезд в телескоп.

Квантовая физика (7ч.)

56/1

Как устроено ядро?

57/2

Что такое элементарные частицы?

58/3

Как работает веб-камера?

59/4

Светодиод

60/5

Цифровой слуховой аппарат.

61/6

Электронные часы

62/7

Повторение.

Резерв времени 8 часов

 Календарно – тематическое планирование 3-го обучения

№ занятия


Тема


Дата

Кто готовит сообщения

Введение (1ч.)

1

Вводное занятие. Инструктаж по охране труда на занятиях кружка. Планирование работы кружка, выборы старосты, редколлегии.

Механика (26ч.)

2/1

Что такое эхо?



3/2

Гитара

4/3

Скрипка

5/4

Флейта

6/5

Труба

7/6

Решение задач на расчёт частоты звука разных инструментов

8/7

Пианино

9/8

Орган

10/9

Колокол

11/10

Экскурсия в храм.

12/11

Баян

13/12

Экскурсия в музыкальную школу

14/13

Физический КВН

15/14

Подъемный кран

16/15

Экскурсия на строительную площадку

17/16

Домкрат

18/17

Лифт

19/18

Паром

20/19

Безлопастный вентилятор

21/20

Как работают часы?

22/21

Баллистический пистолет

23/22

Чему равна сила тяжести в центре земли?

24/23

Почему из хаоса всегда рождается порядок (космос)?

25/24

Как устроена Вселенная?

26/25

Законы движения планет

27/26

Турнир эрудитов

Молекулярная физика (9ч.)

28/1

Физик в гостях у биолога

29/2

Возможно ли создать под водой условия, пригодные для жизни человека?

30/3

Что такое жизнь с точки зрения физики?

31/4

Почему пишет шариковая ручка?

32/5

Почему ученые ожидают потепление климата?

33/6

Как работает салют?

34/7

Как испечь  хлеб?

35/8

Как появляются сосульки?

36/9

Что такое вечный двигатель?

Электродинамика (10ч.)

37/1

Как работает навигатор?

38/2

Как работает электросварка?

39/3

Выпуск стенгазеты.

40/4

Аккумулятор.

41/5

Занимательные опыты по физике

42/6

Микрофон.

43/7

Диктофон.

44/8

Электрическая грелка.

45/9

Инкубатор.

46/10

Доильный аппарат.

Оптика (8ч.)

47/1

Теодолит.

48/2

Решение олимпиадных задач.

49/3

Экскурсия в планетарий.

50/4

Просмотр видеофильма «Затмение солнца».

51/5

Затмение луны.

52/6

Стробоскоп.

53/7

Дифракционная решетка.

54/8

Наблюдение интерференции и дифракции.

Квантовая физика (7ч.)

55/1

Генератор СВЧ.

56/2

Осциллограф .

57/3

Отражательный клистрон.

58/4

Телевизор.

59/5

Аппарат квантовой терапии.

60/6

Экскурсия в физиокабинет поликлиники.

61/7

Повторение.

Резерв 9 часов.

Литература

  1. Блудов М. И. Беседы по физике, в 3-х частях. М.: Просвещение, 1984г.
  2. Гальперштейн Л. Забавная физика.   М.: Детская литература, 1993 г.
  3. Древо познания. Энциклопедия.
  4. Земля и вселенная. Энциклопедия. CD.  М.: Триада, 2006г.
  5. Кабардин О. Ф. Внеурочная работа по физике. М.: Просвещение, 1973г.
  6. Малов В. И. Русские ученые и изобретатели. Детская энциклопедия.  М.: Махаон, 2012г.
  7. Перельман Занимательная физика. 1 и 2 часть  М.: Наука. 1991 г.
  8. Томилин А. Хочу все знать.  М.: Детская литература,1975г.
  9. Усова А.В. Краткий курс истории физики.  Челябинск, Факел, 1995  .
  10.  Шабловский В. Занимательная физика.  С-Пб., Тригон, 1997 г.
  11. Энциклопедический словарь юного техника.  М.: Педагогика, 1988г.
  12.  Зигуненко С. Н. Чудеса техники. Я познаю мир. Энциклопедия. М.: АСТ, 2006г.
  13.  Интернет-ресурсы.
  14. Энциклопедия для детей, Физика, Том 16, Часть 2, Володин В.А., 2000.

 

 

     

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка программы дополнительного образования по физике для одаренных детей

Программа дополнительного образования -  инструмент целенаправленного развития одаренных детей. Написание программы - один из важных моментов в деятельности педагога....

Программа дополнительного образования "Царство физики"

Программа дополнительного образования «Царство физики» предназначена для ознакомления учащихся 5 –6 классов средней школы с широким кругом явлений физики, с которыми учащиеся непосредственно ста...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИКЕ «ЭЛЕКТРИЧЕСТВО И МЫ» 9 класс

Программа дополнительного образования «Электричество и мы» направлена  на ознакомление учащихся 9 класса средней школы с  устройством и  принц...

Рабочая программа дополнительного образования по физике

Приведена рабочая программа по дополнительным образовательным услугам "Обучение методам решения задач по физике" для студентов 1-х курсов....

Рабочая программа дополнительного образования по физике на базе образовательного центра Точка роста для 9 классов «Экспериментальная физика»

Цель программы: формирование устойчивых знаний по курсу физики, необходимых для применения в практической деятельности, постановки опытов, решения задач, для изучения смежных дисциплин, для продолжени...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования по физике «Мир занимательной физики»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАдополнительного образования по физике  «Мир занимательной физики»...

Рабочая программа дополнительного образования по физике с использованием оборудования "Точка роста" "Физика вокруг нас"

Программа курса направлена на повышение интереса к физике и способствует лучшему усвоению материала, на создание условий...