Программа дополнительного образования по физике «Как работает…?» Для 7-9 классов МБОУ "ООШ №6" г. Топки.
элективный курс по физике (7 класс) по теме
Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса. Содержание учебного предмета «Физика», его цели и задачи определяются достижениями в области физики, их влиянием на уровень жизни людей.
Актуальность программы дополнительного образования в том, что в физика играет основополагающую роль общей системе естественнонаучного образования современного человека. Под влиянием физической науки развиваются новые направления научных исследований, возникающие на стыке с другими науками, создаются техника и технологическая база инновационного развития общества.
Физика в общеобразовательной школе призвана не только формировать научные представления об основных природных явлениях и законах, но и знакомить учащихся с миром техники, искусственно созданным человеком, а также обеспечивать всестороннее развитие личности ребенка за время его обучения и воспитания.
Возрастные особенности учащихся основной школы таковы, что для большинства из них наиболее привлекательными являются не теоретические занятия, а занятия с самостоятельным выполнением опытов, с использованием разнообразных физических приборов. Это стремление к практической деятельности является эффективным средством развития интереса учащихся к изучению физики.
Программа дополнительного образования с необычным названием «Как работает…?» направлена на ознакомление учащихся 7-9 классов средней школы с устройством и принципом действия различных физических изобретений, а также бытовых приборов и приспособлений, с которыми дети непосредственно сталкиваются в своей повседневной жизни.
Отличием данной программы является ее ориентирование не только на успевающих учеников (7-9) классов, но и на школьников, которые по ряду причин не могут учиться хорошо. Применение нетрадиционных методов обучения должно привести к возникновению у учащихся интереса к обучению и, как результат, сохранить данный контингент в качестве потенциальных учеников 10-11 профильных классов, а также сформировать интерес к будущей профессии.
Практическая и реферативная работа направлена на приобретение учащимися навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой, работы в сети Интернет, поиск и умение правильно оформлять найденный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 288 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Топкинского муниципального района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 6»
г. Топки Кемеровской области
Программа рекомендована Программа обсуждена на
к работе МО учителей
педагогическим советом протокол №____________
протокол № ____________ от____________________
от ___________________ Руководитель МО_______
Директор школы:________
Программа дополнительного образования
по физике
«Как работает…?»
Для 7-9 классов
Автор: учитель Калабухова М. М.
г. Топки
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка
Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса. Содержание учебного предмета «Физика», его цели и задачи определяются достижениями в области физики, их влиянием на уровень жизни людей.
Актуальность программы дополнительного образования в том, что в физика играет основополагающую роль общей системе естественнонаучного образования современного человека. Под влиянием физической науки развиваются новые направления научных исследований, возникающие на стыке с другими науками, создаются техника и технологическая база инновационного развития общества.
Физика в общеобразовательной школе призвана не только формировать научные представления об основных природных явлениях и законах, но и знакомить учащихся с миром техники, искусственно созданным человеком, а также обеспечивать всестороннее развитие личности ребенка за время его обучения и воспитания.
Возрастные особенности учащихся основной школы таковы, что для большинства из них наиболее привлекательными являются не теоретические занятия, а занятия с самостоятельным выполнением опытов, с использованием разнообразных физических приборов. Это стремление к практической деятельности является эффективным средством развития интереса учащихся к изучению физики.
Программа дополнительного образования с необычным названием «Как работает…?» направлена на ознакомление учащихся 7-9 классов средней школы с устройством и принципом действия различных физических изобретений, а также бытовых приборов и приспособлений, с которыми дети непосредственно сталкиваются в своей повседневной жизни.
Отличием данной программы является ее ориентирование не только на успевающих учеников (7-9) классов, но и на школьников, которые по ряду причин не могут учиться хорошо. Применение нетрадиционных методов обучения должно привести к возникновению у учащихся интереса к обучению и, как результат, сохранить данный контингент в качестве потенциальных учеников 10-11 профильных классов, а также сформировать интерес к будущей профессии.
Практическая и реферативная работа направлена на приобретение учащимися навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой, работы в сети Интернет, поиск и умение правильно оформлять найденный материал.
Основные цели программы дополнительного образования
- Приобщение учащихся к достижениям современной техники;
- повышение мотивации личности к систематическому изучению физики к техническому творчеству;
- приобретение опыта индивидуальной и коллективной деятельности при подготовке сообщений и выполнении творческих работ;
- подготовка к осуществлению осознанного выбора профиля дальнейшего обучения;
- Научить школьников:
- работать с литературой, проводить подборку, анализ и систематизацию материала о конкретном физическом приборе или техническом объекте;
- работать с компьютером;
- работать в сети Интернет;
- оформлять сообщения и доклады;
- правильно пользоваться физической терминологией и символикой.
Задачи программы
- расширить знания учащихся по физике;
- воспитать убежденность в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники;
- воспитать уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- развивать интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- воспитать потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонентов, участвовать в дискуссии.
Помимо перечисленных выше ключевых задач программа дополнительного образования также обеспечивает:
- необходимые условия для личностного развития, укрепления здоровья, самоопределения и творческого развития учащихся;
- адаптацию их к жизни в обществе;
- формирование общей культуры;
- организацию содержательного досуга;
- формирование социальной компетентности;
- соответствие учебного материала возрастным и психологическим особенностям детей.
Формы работы
- Обсуждение индивидуальных или групповых сообщений учащихся об истории создания, устройстве, принципах действия и использовании различных объектов техники;
- наблюдение работы реальных технических объектов или их моделей;
- составление и оформление докладов и рефератов;
- работа в сети Интернет;
- экскурсии;
- наблюдения и опыты;
- практические, лабораторные работы;
- решение задач;
- беседы, консультации;
- индивидуальная работа с учащимися;
- выпуск стенгазет;
- вечера физики;
- Неделя физики.
Ожидаемые результаты
По окончании обучения учащиеся должны уметь:
- правильно пользоваться физической терминологией и символикой;
- работать с дополнительной литературой;
- работать в сети Интернет;
- объяснить принцип действия различных машин, технических приборов;
- работать с приборами общего назначения: весами, барометром, термометром, ареометром, и другими;
- изготовить простейшие приборы или макеты более сложных приборов;
- наблюдать и анализировать физические явления;
- планировать и выполнять лабораторные работы;
- грамотно записывать результаты измерений с учетом погрешности;
- решать физические задачи;
- использовать полученные знания, умения и навыки для решения задач практической жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
- владеть методами самоконтроля и самооценки;
- уважительно относиться друг к другу, к учителю, авторам открытий и изобретений.
- Должны быть готовы к осознанному выбору профиля дальнейшего обучения в соответствии со своими интересами и возможностями, к выбору будущей профессии.
Формы подведения итогов
- участие в предметных олимпиадах, в Неделе физики;
- подготовка и проведение физических вечеров;
- проведение различного рода конкурсов;
- выполнение ученических творческих работ.
Программа дополнительного образования по физике рассчитана на три года обучения и составляет 210 занятий по 2 занятия в неделю.
Примерное распределение учебного материала
№ | Разделы физики | Количество занятий | ||||
1-й год | 2-й год | 3-й год | ||||
1 | Введение | 3 | 1 | 1 | ||
2 | Механика | 13 | 16 | 26 | ||
3 | Молекулярная физика | 7 | 13 | 9 | ||
4 | Электродинамика | 28 | 15 | 10 | ||
5 | Оптика | 10 | 10 | 8 | ||
6 | Квантовая физика | 5 | 7 | 7 | ||
7 | Итоговое повторение | 2 | 1 | 1 | ||
Резерв | 2 | 8 | 9 | |||
Всего часов | 70 | 70 | 70 |
Календарно - тематическое планирование 1-го года обучения
№ занятия | Тема занятия | Дата | Кто готовит сообщения | ||
Введение (3ч.) | |||||
1 | Вводное занятие. Инструктаж по охране труда на занятиях кружка. Планирование работы кружка, выборы старосты, редколлегии. | 4.09 | |||
2 | Рассказы о физиках. | 6.09 | |||
3 | История развития физики | 11.09 | |||
Механика (13ч.) | |||||
4/1 | Беседа о работе в Интернете | 13.09 | |||
5/2 | Нобелевские лауреаты | 18.09 | |||
6/3 | Камертон | 20.09 | |||
7/4 | Метроном. | 25.09 | |||
8/5 | Бумеранг. Изготовление из бумаги. | 27.09 | |||
9/6 | Блок. | 2.10 | |||
10/7 | Ленточный конвейер | 4.10 | |||
11/8 | Занимательные опыты и фокусы. | 9.10 | |||
12/9 | Эскалатор | 11.10 | |||
13/10 | Наклонная плоскость. Решение задач на расчет КПД. | 16.10 | |||
14/11 | Выпуск стенгазеты | 18.10 | |||
15/12 | Пневматический тормоз | 23.10 | |||
16/13 | Физический КВН | 25.10 | |||
Молекулярная физика (7ч.) | |||||
17/1 | Термометр. Практическая работа « Измерение температуры воды, снега, воздуха, тела человека». | 30.10 | |||
18/2 | Термопара. | 1.11 | |||
19/3 | Утюг. | 13.11 | |||
20/4 | Холодильник. | 15.11 | |||
21/5 | Русская печь. Дымоход. | 20.11 | |||
22/6 | Система отопления. Экскурсия в котельную школы | 22.11 | |||
23/7 | Турнир эрудитов. | 27.11 | |||
Электродинамика (28ч.) | |||||
24/1 | Электрофорная машина. | 29.11 | |||
25/2 | Лампа накаливания. Фары. | 4.12 | |||
26/3 | Гальванический элемент. | 6.12 | |||
27/4 | Практическая работа « Сборка электрических цепей» | 11.12 | |||
28/5 | Диод. | 13.12 | |||
29/6 | Транзистор. Практическая работа « Сборка транзистора». | 18.12 | |||
30/7 | Ремонт простых приборов из школьной лаборатории физики | 20.12 | |||
31/8 | Усилитель | 25.12 | |||
32/9 | Автомат электрического освещения | 15.01 | |||
33/10 | Автомат пожарной тревоги. | 17.01 | |||
34/11 | Экскурсия на станцию пожарной охраны | 22.01 | |||
35/12 | Выпуск стенгазеты о соблюдении мер пожарной безопасности | 24.01 | |||
36/13 | Электродвигатель постоянного тока | 29.01 | |||
37/14 | Электробритва. | 31.01 | |||
38/15 | Пылесос. | 5.02 | |||
39/16 | Микроволновая печь | 7.02 | |||
40/17 | Решение задач на расчет мощности бытовых приборов | 12.02 | |||
41/18 | Выпуск стенгазеты о способах экономии электроэнергии | 14.02 | |||
42/19 | Микрофон. | 19.02 | |||
43/20 | Телефон. | 21.02 | |||
44/21 | Экскурсия на АТС. | 26.02 | |||
45/22 | Электрогитара | 28.02 | |||
46/23 | Магнитофон. Диктофон. Практическая работа «Запись звука». | 5.03 | |||
47/24 | Радиопередатчик. Радиоприемник. | 7.03 | |||
48/25 | Мобильный телефон - польз и вред. | 12.03 | |||
49/26 | Спутниковая система определения координат на земле. | 14.03 | |||
50/27 | Подготовка к Неделе физики | 19.03 | |||
51/28 | Подготовка к Неделе физики | 21.03 | |||
Оптика (10ч.) | |||||
52/1 | Линзы, построение изображений в тонких линзах | 2.04 | |||
53/2 | Очки, бинокль | 4.04 | |||
54/3 | Микроскоп. | 9.04 | |||
55/4 | Телескоп. | 11.04 | |||
56/5 | Практическая работа «Наблюдение броуновского движения» | 16.04 | |||
57/6 | Источники света. Их классификация и характеристики. | 18.04 | |||
58/7 | Галогенные лампы. | 23.04 | |||
59/8 | Люминесцентные лампы | 25.04 | |||
60/9 | Решение задач на расчет силы света различных источников | 30.04 | |||
61/10 | Выпуск стенгазеты «Охрана зрения школьников». | 2.05 | |||
Квантовая физика (5ч.) | |||||
62/1 | Лазер | 7.05 | |||
63/2 | Экскурсия в лабораторию Кем ГУ | 7.05 | |||
64/3 | Лазерный проигрыватель. Лазерный принтер | 14.05 | |||
65/4 | Фотоаппарат. | 16.05 | |||
66/5 | Цифровой фотоаппарат | 21.05 | |||
Итоговое повторение (2ч.) | |||||
67/1 | Подготовка к проведению физического вечера | 23.05 | |||
68/2 | Вечер « Я знаю физику». | 28.05 |
Резерв 2 часа
Календарно - тематическое планирование 2-го года обучения
№ занятия | Тема | Дата | Кто готовит сообщение |
Введение (1ч.) | |||
1 | Вводное занятие. Инструктаж по охране труда на занятиях кружка. Планирование работы кружка, выборы старосты, редколлегии. | ||
Механика (16ч.) | |||
2/1 | Кофемолка. | ||
Мясорубка | |||
3/2 | Тормоз велосипеда | ||
4/3 | Тормоз автомобиля | ||
5/4 | Автомобильный спидометр | ||
6/5 | Решение задач на расчет скорости и тормозного пути | ||
7/6 | Винт корабля. | ||
8/7 | Винт самолета | ||
9/8 | Водяная турбина электростанции | ||
10/9 | Экскурсия на электростанцию | ||
11/10 | Подводная лодка | ||
12/11 | Физический КВН | ||
13/12 | Пластиковые окна | ||
14/13 | Экскурсия на завод пластиковых окон | ||
15/14 | Как работает зонтик? | ||
16/15 | Как работает швейная машина? | ||
17/16 | Как работает ткацкий станок? | ||
Молекулярная физика (13ч.) | |||
18/1 | Физика в ванной комнате. | ||
19/2 | Занимательные опыты по физике. | ||
20/3 | Как работает холодильник? | ||
21/4 | Как работает масляный обогреватель? | ||
22/5 | Паровая турбина | ||
23/6 | Паровая машина | ||
24/7 | Решение задач на расчет КПД тепловых машин | ||
25/8 | Двигатель Внутреннего сгорания | ||
26/9 | Дизельный двигатель | ||
27/10 | Автомобиль | ||
28/11 | Экскурсия на СТО | ||
29/12 | Ракета | ||
30/13 | Турнир эрудитов | ||
Электродинамика (15ч.) | |||
Почему опасно хвататься за ЛЭП, в то время как птицы там сидят? | |||
33/3 | Как работает электрический чайник? | ||
34/4 | Как работает банкомат? | ||
35/5 | Устройство елочной гирлянды. | ||
36/6 | Светофор | ||
37/7 | Конденсатор | ||
38/8 | Решение задач | ||
39/9 | Стиральная машина. | ||
40/10 | Вечер по физике | ||
41/11 | Ледяные линзы | ||
42/12 | Землетрясение | ||
43/13 | Подготовка к неделе физики | ||
44/14 | Как устроен скафандр? | ||
45/15 | Как работает огнетушитель? | ||
Оптика (10ч.) | |||
46/1 | Зеркало | ||
47/2 | Как появляется радуга? | ||
48/3 | Почему небо синее? | ||
49/4 | Что такое спектр? | ||
50/5 | Северное сияние | ||
51/6 | Ледяные линзы | ||
52/7 | Бинокль | ||
53/8 | Подзорная труба | ||
54/9 | Телескоп | ||
55/10 | Наблюдение звезд в телескоп. | ||
Квантовая физика (7ч.) | |||
56/1 | Как устроено ядро? | ||
57/2 | Что такое элементарные частицы? | ||
58/3 | Как работает веб-камера? | ||
59/4 | Светодиод | ||
60/5 | Цифровой слуховой аппарат. | ||
61/6 | Электронные часы | ||
62/7 | Повторение. | ||
Резерв времени 8 часов |
Календарно – тематическое планирование 3-го обучения
№ занятия | Тема | Дата | Кто готовит сообщения |
Введение (1ч.) | |||
1 | Вводное занятие. Инструктаж по охране труда на занятиях кружка. Планирование работы кружка, выборы старосты, редколлегии. | ||
Механика (26ч.) | |||
2/1 | Что такое эхо? | ||
3/2 | Гитара | ||
4/3 | Скрипка | ||
5/4 | Флейта | ||
6/5 | Труба | ||
7/6 | Решение задач на расчёт частоты звука разных инструментов | ||
8/7 | Пианино | ||
9/8 | Орган | ||
10/9 | Колокол | ||
11/10 | Экскурсия в храм. | ||
12/11 | Баян | ||
13/12 | Экскурсия в музыкальную школу | ||
14/13 | Физический КВН | ||
15/14 | Подъемный кран | ||
16/15 | Экскурсия на строительную площадку | ||
17/16 | Домкрат | ||
18/17 | Лифт | ||
19/18 | Паром | ||
20/19 | Безлопастный вентилятор | ||
Как работают часы? | |||
22/21 | Баллистический пистолет | ||
23/22 | |||
25/24 | Как устроена Вселенная? | ||
26/25 | Законы движения планет | ||
27/26 | Турнир эрудитов | ||
Молекулярная физика (9ч.) | |||
28/1 | Физик в гостях у биолога | ||
29/2 | Возможно ли создать под водой условия, пригодные для жизни человека? | ||
30/3 | |||
31/4 | Почему пишет шариковая ручка? | ||
32/5 | |||
33/6 | Как работает салют? | ||
34/7 | Как испечь хлеб? | ||
35/8 | Как появляются сосульки? | ||
36/9 | Что такое вечный двигатель? | ||
Электродинамика (10ч.) | |||
37/1 | Как работает навигатор? | ||
38/2 | Как работает электросварка? | ||
39/3 | Выпуск стенгазеты. | ||
40/4 | Аккумулятор. | ||
41/5 | Занимательные опыты по физике | ||
42/6 | Микрофон. | ||
43/7 | Диктофон. | ||
44/8 | Электрическая грелка. | ||
45/9 | Инкубатор. | ||
46/10 | Доильный аппарат. | ||
Оптика (8ч.) | |||
47/1 | Теодолит. | ||
48/2 | Решение олимпиадных задач. | ||
49/3 | Экскурсия в планетарий. | ||
50/4 | Просмотр видеофильма «Затмение солнца». | ||
51/5 | Затмение луны. | ||
52/6 | Стробоскоп. | ||
53/7 | Дифракционная решетка. | ||
54/8 | Наблюдение интерференции и дифракции. | ||
Квантовая физика (7ч.) | |||
55/1 | Генератор СВЧ. | ||
56/2 | Осциллограф . | ||
57/3 | Отражательный клистрон. | ||
58/4 | Телевизор. | ||
59/5 | Аппарат квантовой терапии. | ||
60/6 | Экскурсия в физиокабинет поликлиники. | ||
61/7 | Повторение. | ||
Резерв 9 часов. |
Литература
- Блудов М. И. Беседы по физике, в 3-х частях. М.: Просвещение, 1984г.
- Гальперштейн Л. Забавная физика. М.: Детская литература, 1993 г.
- Древо познания. Энциклопедия.
- Земля и вселенная. Энциклопедия. CD. М.: Триада, 2006г.
- Кабардин О. Ф. Внеурочная работа по физике. М.: Просвещение, 1973г.
- Малов В. И. Русские ученые и изобретатели. Детская энциклопедия. М.: Махаон, 2012г.
- Перельман Занимательная физика. 1 и 2 часть М.: Наука. 1991 г.
- Томилин А. Хочу все знать. М.: Детская литература,1975г.
- Усова А.В. Краткий курс истории физики. Челябинск, Факел, 1995 .
- Шабловский В. Занимательная физика. С-Пб., Тригон, 1997 г.
- Энциклопедический словарь юного техника. М.: Педагогика, 1988г.
- Зигуненко С. Н. Чудеса техники. Я познаю мир. Энциклопедия. М.: АСТ, 2006г.
- Интернет-ресурсы.
- Энциклопедия для детей, Физика, Том 16, Часть 2, Володин В.А., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/29/picture-250082-1367242577.jpg)
Разработка программы дополнительного образования по физике для одаренных детей
Программа дополнительного образования - инструмент целенаправленного развития одаренных детей. Написание программы - один из важных моментов в деятельности педагога....
Программа дополнительного образования "Царство физики"
Программа дополнительного образования «Царство физики» предназначена для ознакомления учащихся 5 –6 классов средней школы с широким кругом явлений физики, с которыми учащиеся непосредственно ста...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/05/picture-402900-1394017165.jpg)
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИКЕ «ЭЛЕКТРИЧЕСТВО И МЫ» 9 класс
Программа дополнительного образования «Электричество и мы» направлена на ознакомление учащихся 9 класса средней школы с устройством и принц...
Рабочая программа дополнительного образования по физике
Приведена рабочая программа по дополнительным образовательным услугам "Обучение методам решения задач по физике" для студентов 1-х курсов....
Рабочая программа дополнительного образования по физике на базе образовательного центра Точка роста для 9 классов «Экспериментальная физика»
Цель программы: формирование устойчивых знаний по курсу физики, необходимых для применения в практической деятельности, постановки опытов, решения задач, для изучения смежных дисциплин, для продолжени...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/30/picture-989808-1514641017.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования по физике «Мир занимательной физики»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАдополнительного образования по физике «Мир занимательной физики»...
Рабочая программа дополнительного образования по физике с использованием оборудования "Точка роста" "Физика вокруг нас"
Программа курса направлена на повышение интереса к физике и способствует лучшему усвоению материала, на создание условий...