Агрегатные состояния вещества, 8 кл
методическая разработка по физике (8 класс) по теме
Обобщающий урок в 8 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchayushchiy_urok_po_teme_8_kl_agreg._sostoyaniya_veshchestva.docx | 26.65 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ
«Агрегатные состояния вещества» 8 кл
Цель: повторить и обобщить изученный материал по теме «Агрегатные состояния вещества».
Задачи:
Образовательные: Повторить и обобщить знания об изменениях агрегатных состояний вещества, знание формул расчета количества теплоты, выделяемого или поглощаемого при протекании теплоты, выявить уровень сформированности умений учащихся решать типовые задачи, «читать» графики.
Развивающие: Формировать навыки «сворачивания» изученной информации и представления её. Продолжать формировать навыки работы со справочной литературой. Развивать коммуникативные навыки в группах. Продолжать формировать умение оценивать свою деятельность.
Воспитательные: Воспитывать терпимость, чувство ответственности и взаимоуважения.
Оборудование:
Комплекты заданий для каждой группы: электрическая плитка, блюдце, мензурка, стакан с водой, кусочки ткани, термометр, шприц.
Тип урока: Повторительно-обобщающий
Методы: словесные, наглядные, практические.
Форма работы: работа в группах.
План урока:
- Организационный момент
- Постановка цели урока, мотивация.
- Работа в группах:
- Повторение теоретического материала;
- Выполнение практического материала;
- Решение количественной задачи;
- Решение качественных задач.
- Итог урока.
- Домашнее задание.
Ход урока:
- Оргмомент: приветствие, учебные принадлежности.
- Постановка цели урока, мотивация.
- Работа в группах: каждая группа должна выполнить за урок 4 задания. Работа каждого оценивается по пятибалльной системе и выставляется в оценочный лист.
№ задания | Цель задания | Формулировка задания | Ожидаемый результат |
1. | Повторить понятие агрегатного состояния вещества, характеристики агрегатных переходов, условия, при которых они происходят. Составить обобщающую схему по теме «Агрегатные состояния вещества» | 1-я группа. Из предложенных заготовок составить на доске опорный конспект по теме «Агрегатные состояния вещества». 2-5 –я группы работают на местах. Каждая группа из предложенных условий выбирает, те, которые соответствуют заданным агрегатным переходам (у каждой группы один переход): плавление, испарение, кипение. Условия: Требуется подвод энергии; Не требуется подвод энергии; Температура не меняется; Происходит при любой температуре; t плавления зависит от внешнего давления; t плавления не зависит от внешнего давления; t плавления различна для разных веществ; t плавления одинакова для разных веществ; t кипения зависит от внешнего давления; t кипения не зависит от внешнего давления; для кипения необходимо наличие центров парообразования; для кипения необязательно наличие центров парообразования; происходит с поверхности; происходит по всему объёму; условие выхода молекул из жидкости: Екинет > Е связи; условие выхода молекул из жидкости: Екинет < Е связи; условия роста пузырьков пара: р пара > р внешнее + р жидкости; условия роста пузырьков пара: р пара < р внешнее + р жидкости; V испарения зависит от рода жидкости; V испарения не зависит от рода жидкости; V испарения увеличивается при ветре; V испарения зависит от S поверхности жидкости; V испарения не зависит от S поверхности жидкости; Vиспарения , если t жидкости Vиспарения , если t жидкости Q поглощается; Q выделяется | Опорный конспект, краткий обобщающий рассказ по конспекту. Группы на местах проверяют правильность выполнения их заданий по опорному конспекту. Оценки за работу выставляются учащимися в оценочный лист |
2 | Решение количественной задачи на закрепление навыков чтения графика, применения формул Q = /\m, Q = Lm, Q =cm(t2 –t1) | По графику определить вещество и количество теплоты, которое необходимо затратить, чтобы перевести 100 г данного вещества из состояния в точке А в точку F. | Решение задачи. 1.Вещество –вода. 2. Нагревание льда. Q1 =c 1m(t2 –t1); Q1 = 8400 Дж = 0,84 * 104 Дж. 3. Плавление льда. Q2 = /\m; Q2 = 3,4 * 104 Дж 4. Нагревание воды. Q3 =c 2m(t3 –t2); Q3 =4200 Дж = 0,42 * 104 Дж. 5. Парообразование. Q4 = Lm; Q4 = 2,3 * 105 Дж = 23 * 104 Дж 6. Q = Q1 + Q2 + Q3 + Q4; Q = 6,66 * 104 Дж. Учащиеся в группе меняются тетрадями и проверяют правильность решения задач по записям, представленным на доске. Оценка выставляется в оценочный лист. |
3 | Показать умение планировать, ставить и объяснять результаты опыта (каждая группа получает задание) | 1)показать, что скорость испарения зависит от площади поверхности жидкости; 2) показать, что скорость испарения зависит от температуры жидкости; 3) показать, что скорость испарения зависит от движения воздуха; 4)измерить влажность воздуха в кабинете; 5) показать, что температура кипения зависит от внешнего давления | Каждая группа представляет устный отчет по плану:
Оценку группе ставит класс, оценка вносится в оценочный лист. |
4 | Развивать навыки решения качественных задач | 1. У вас в походе поднялась температура, а аптечку вы забыли дома. Как в походных условиях сбить температуру? 2. Вы хотите пить, но вода у вас только ледяная. Как подогреть воду, если у вас нет никакой посуды? Есть только зажигалка и продукты, обернутые бумагой. 3. Вы оказались в пустыне, и у вас заканчиваются запасы воды. Как получить немного воды, имея в запасе достаточно большой кусок полиэтиленовой пленки, небольшую ёмкость. (Подсказка: перепады дневных и ночных температур). 4. Вам необходимо погасить костер, но у вас есть только небольшое количество воды. В каком случае гашение будет наиболее эффективным: заливать костер холодной водой или сначала воду вскипятить и залить костер кипящей водой? (Подсказка: сравните L и c воды.) 5. Как в походных условиях сохранить продукты от перегрева в жаркий день? | 1. Обсудить все предложенные варианты ответов. 2. Сделать бумажный стаканчик и подогреть в нем воду на небольшом пламени. 3. Вырыть вечером яму, над ямой закрепить на опорах пленку. В центр пленки положить небольшой камень, а в яму под пленку (в месте, где пленка опустилась под тяжестью камня) поставить банку. Ночью влага, испаряющаяся с поверхностью песка (песок в глубине более влажный), будет конденсироваться на пленке, и стекать в банку. 4. При тушении кипятком воды уйдет меньше, так как сразу начинается процесс испарения, требующий большого количества теплоты, так как L >> c, кроме того пар уменьшает доступ воздуха, пламя ослабевает. 5. Вариантов ответов может быть несколько, выбрать тот, который соответствует теме урока. Оценку ставит учитель в оценочный лист. |
- Итог урока. Учащиеся в картах выставляют итоговые оценки, вспоминают цел урока и сопоставляют с результатами. Учитель отмечает самую работоспособную группу и анализирует ее успех, отмечая его отдельной оценкой.
- Домашнее задание: повторить основные понятия и формулы по теме «Агрегатные состояния вещества».
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
Фамилия, имя | Оценка | ||||
1 задание | 2 задание | 3 задание | 4 задание | итог | |
- Q сублимация - Q
кристаллизация конденсация
плавление парообразование
+ Q + Q
кипение
Опорный конспект
Требуется подвод энергии. Температура не меняется. t плавления зависит от внешнего давления; t плавления различна для разных веществ;
| Происходит при любой t. Происходит с поверхности Условие выхода молекул из жидкости: Екинет > Е связи V испарения зависит от рода жидкости ; V испарения увеличивается при ветре; V испарения зависит от S поверхности жидкости; Vиспарения ,если t жидкости | Требуется подвод энергии. Температура не меняется. t кипения зависит от внешнего давления. Для кипения необходимо наличие центров парообразования. Происходит по всему объему. Условия роста пузырьков пара: р пара > р внешнее + р жидкости; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по физики "Изменение агрегатных состояний вещества"
Цели урока: образовательная: повторить, обобщить и систематизировать материал темы, совершенствование навыков решения качественных и расчетных задач. развивающая: развитие коммуника...
тест по теме: Агрегатные состояния вещества
тематический тест для 8 класса...
Изменение агрегатных состояний вещества. Испарение и конденсация.
Комбинированный урок для 8 класса....
Урок повторенияи обобщения по теме:"Агрегатные состояния вещества"
В интересной увлекательной форме повторить,закрепить, обобщить и систематизировать знания по теме....
Урок обобщающего повторения по теме :"Изменение агрегатного состояния вещества"
Цели: Развивающая :повысить творческую активность учащихся, расширить их кругозор, применить знания в различных областях, активизировать мышление школьников. Обучающая: повторить основные формул...
анализ урока на тему "агрегатные состояния вещества" 8кл
Анализ урока «Агрегатное состояние вещества» физика 8 класс.Готовясь к уроку я прежде всего ставлю для себя цель - слова Уильяма Блейка – “ Истину нельзя объяснить так, чтобы её поня...
План-конспект урока по теме "Агрегатное состояние вещества"
В данном материале размещен план-конспект урока по физике для восьмого класса по теме "Агрегатное состояние вещества"...