Агрегатные состояния вещества, 8 кл
методическая разработка по физике (8 класс) по теме

Оспищева Анна Михайловна

Обобщающий урок в 8 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

                              ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ

                             «Агрегатные состояния вещества»                     8 кл

Цель: повторить и обобщить изученный материал по теме «Агрегатные состояния вещества».

Задачи:

     Образовательные: Повторить и обобщить знания об изменениях агрегатных состояний вещества, знание формул расчета количества теплоты, выделяемого или поглощаемого при протекании теплоты, выявить уровень сформированности умений учащихся решать типовые задачи, «читать» графики.

      Развивающие: Формировать навыки «сворачивания» изученной информации и представления её. Продолжать формировать навыки работы со справочной литературой. Развивать коммуникативные навыки в группах. Продолжать формировать умение оценивать свою деятельность.

     Воспитательные: Воспитывать терпимость, чувство ответственности и взаимоуважения.

Оборудование:    

     Комплекты заданий для каждой группы: электрическая плитка, блюдце, мензурка, стакан с водой, кусочки ткани, термометр, шприц.

Тип урока: Повторительно-обобщающий

Методы: словесные, наглядные, практические.

Форма работы: работа в группах.

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Постановка цели урока, мотивация.
  3. Работа в группах:
  1. Повторение теоретического материала;
  2. Выполнение практического материала;
  3. Решение количественной задачи;
  4. Решение качественных задач.

       

  1. Итог урока.  

             

  1. Домашнее задание.

Ход урока:

  1. Оргмомент: приветствие, учебные принадлежности.
  2. Постановка цели урока, мотивация.
  3. Работа в группах: каждая группа должна выполнить за урок 4 задания. Работа каждого оценивается по пятибалльной системе и выставляется в оценочный лист.

№ задания

Цель задания

Формулировка задания

Ожидаемый результат

1.

Повторить понятие агрегатного состояния вещества, характеристики агрегатных переходов, условия, при которых они происходят. Составить обобщающую схему по теме «Агрегатные состояния вещества»

1-я группа. Из предложенных заготовок составить на доске опорный конспект по теме «Агрегатные состояния вещества».

2-5 –я группы работают на местах. Каждая группа из предложенных условий выбирает, те, которые соответствуют заданным агрегатным переходам (у каждой группы один переход): плавление, испарение, кипение.

Условия:

Требуется подвод энергии;

Не требуется подвод энергии;

Температура не меняется;

Происходит при любой температуре;

t плавления  зависит от внешнего давления;

t плавления  не зависит от внешнего давления;

t плавления  различна для разных веществ;

t плавления  одинакова для разных веществ;

t кипения  зависит от внешнего давления;

t кипения  не зависит от внешнего давления;

для кипения необходимо наличие центров парообразования;

для кипения необязательно наличие центров парообразования;

происходит с поверхности;

происходит по всему объёму;

условие выхода молекул из жидкости: Екинет  >  Е связи;

условие выхода молекул из жидкости: Екинет  <  Е связи;

условия роста пузырьков пара: р пара  >       р внешнее + р жидкости;  

условия роста пузырьков пара: р пара <            р внешнее + р жидкости;  

V испарения зависит от рода жидкости;

V испарения не зависит от рода жидкости;

V испарения  увеличивается при ветре;

V испарения  зависит от  S поверхности жидкости;

V испарения  не зависит от  S поверхности жидкости;

Vиспарения  , если  t жидкости

Vиспарения    , если  t жидкости

Q поглощается;

Q выделяется

Опорный конспект, краткий обобщающий рассказ по конспекту. Группы на местах проверяют правильность выполнения их заданий по опорному конспекту.

Оценки за работу выставляются учащимися в оценочный лист

2

Решение количественной задачи на закрепление навыков чтения графика, применения формул Q = /\m, Q = Lm, Q =cm(t2 –t1)

По графику определить вещество и количество теплоты, которое необходимо затратить, чтобы перевести 100 г данного вещества из состояния в точке  А в точку F.

Решение задачи.

1.Вещество –вода.

2. Нагревание льда.

Q1 =c 1m(t2 –t1);

Q1 = 8400 Дж = 0,84 * 104 Дж.

3. Плавление льда.

Q2 = /\m;

Q2 = 3,4 * 104  Дж

4. Нагревание воды.

Q3 =c 2m(t3 –t2);

Q3 =4200 Дж = 0,42 * 104 Дж.

5. Парообразование.

Q4 = Lm;

Q4  = 2,3 * 105 Дж = 23 * 104 Дж

6. Q = Q1 + Q2 + Q3 + Q4;

 Q = 6,66 * 104 Дж.

Учащиеся в группе меняются тетрадями и проверяют правильность решения задач по записям, представленным на доске. Оценка выставляется в оценочный лист.

3

Показать умение планировать, ставить и объяснять результаты опыта (каждая группа получает задание)

1)показать, что скорость испарения зависит от площади поверхности жидкости;

2) показать, что скорость испарения зависит от температуры жидкости;

3) показать, что скорость испарения зависит от движения воздуха;

4)измерить влажность воздуха в кабинете;

5) показать, что температура кипения зависит от внешнего давления

Каждая группа представляет устный отчет по плану:

  1. Цель задания;
  2. Оборудование
  3. Ход работы;
  4. Вывод.

Оценку группе ставит класс, оценка вносится в оценочный лист.

4

Развивать навыки решения качественных задач

1. У вас в походе поднялась температура, а аптечку вы забыли дома. Как в походных условиях сбить температуру?

2. Вы хотите пить, но вода у вас только ледяная. Как подогреть воду, если у вас нет никакой посуды? Есть только зажигалка и продукты, обернутые бумагой.

3. Вы оказались в пустыне, и у вас заканчиваются запасы воды. Как получить немного воды, имея в запасе достаточно большой кусок полиэтиленовой пленки, небольшую ёмкость. (Подсказка: перепады дневных и ночных температур).

4. Вам необходимо погасить костер, но у вас есть только небольшое количество воды. В каком случае гашение будет наиболее эффективным: заливать костер холодной водой или сначала воду вскипятить и залить костер кипящей водой?

(Подсказка: сравните  L и c воды.)

5. Как в походных условиях сохранить продукты от перегрева в жаркий день?

1. Обсудить все предложенные варианты ответов.

2. Сделать бумажный стаканчик и подогреть в нем воду на небольшом пламени.

3. Вырыть вечером яму, над ямой закрепить на опорах пленку. В центр пленки положить небольшой камень, а в яму под пленку (в месте, где пленка опустилась под тяжестью камня) поставить банку. Ночью влага, испаряющаяся с поверхностью песка (песок в глубине более влажный), будет конденсироваться на пленке, и стекать в банку.

4. При тушении кипятком воды уйдет меньше, так как сразу начинается процесс испарения, требующий большого количества теплоты, так как L >> c, кроме того пар уменьшает доступ воздуха, пламя ослабевает.

5. Вариантов ответов может быть несколько, выбрать тот, который соответствует теме урока.

Оценку ставит учитель в оценочный лист.

  1. Итог урока. Учащиеся в картах выставляют итоговые оценки, вспоминают цел  урока и сопоставляют с результатами. Учитель отмечает самую работоспособную группу и анализирует ее успех, отмечая его отдельной оценкой.
  2. Домашнее задание: повторить основные понятия и формулы по теме «Агрегатные состояния вещества».

                                                                           ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Фамилия, имя

                                              Оценка

1 задание

2 задание

3 задание

4 задание

итог

                                          -  Q               сублимация                                 - Q              

                       

                              кристаллизация                                             конденсация            

                                 плавление                                                 парообразование

                                      +  Q                                                + Q                                                                                                    

                                                                                                                   кипение

Опорный конспект                                                                                                                      

Требуется подвод энергии.

Температура не меняется.

t плавления  зависит от внешнего    

давления;  

t плавления  различна для разных веществ;                                                                                                                              

                                                                       

Происходит при любой t.      Происходит с поверхности    

Условие выхода молекул из жидкости:  Екинет  >  Е связи 

V испарения зависит от рода жидкости ;  

V испарения  увеличивается при ветре;                                                                                                                                                                                                     

V испарения  зависит от  S поверхности жидкости;  

Vиспарения       ,если  t жидкости                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

 Требуется подвод энергии.

 Температура не меняется.  

t кипения  зависит от внешнего давления.

Для кипения необходимо наличие центров парообразования.

Происходит по всему объему.

Условия роста пузырьков пара:

 р пара  > р внешнее + р жидкости;       

                                                                                                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по физики "Изменение агрегатных состояний вещества"

Цели урока: образовательная: повторить, обобщить и систематизировать материал темы, совершенствование навыков решения качественных и расчетных задач. развивающая: развитие коммуника...

тест по теме: Агрегатные состояния вещества

тематический тест для 8 класса...

Урок повторенияи обобщения по теме:"Агрегатные состояния вещества"

В интересной увлекательной форме повторить,закрепить, обобщить и систематизировать знания по теме....

Урок обобщающего повторения по теме :"Изменение агрегатного состояния вещества"

Цели: Развивающая :повысить творческую активность учащихся, расширить их кругозор, применить знания в различных областях, активизировать мышление школьников. Обучающая: повторить основные формул...

анализ урока на тему "агрегатные состояния вещества" 8кл

Анализ урока «Агрегатное состояние вещества» физика 8 класс.Готовясь  к уроку я прежде всего ставлю для себя цель - слова  Уильяма Блейка – “ Истину нельзя объяснить так, чтобы её поня...

План-конспект урока по теме "Агрегатное состояние вещества"

В данном материале размещен план-конспект урока по физике для восьмого класса по теме "Агрегатное состояние вещества"...