Рабочая программа по физике 7-9 классы
рабочая программа по физике по теме
Рабочая программа по физике основного общего образования 7-9 классы, включает в себя: пояснительную записку, учебно-тематический план, распределение лабораторных работ и опытов, контрольных и самостоятельных работ, календарно-тематическое планирование, а также список литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizika7-9.doc | 613.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа учебного предмета «Физика» 7-9 классы, Составитель: Мельникова С.Е., МОУ СОШ № 22, г. Оленегорска
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 22»
Рассмотрено на заседании МО учителей естественно-научного цикла Протокол № 1 от «__»______________2012 г. Руководитель МО_________________________ | Утверждаю Директор МОУ СОШ № 22 ___________И.А. Маляревич Приказ №___от 31.08.2012 г. |
Рабочая программа учебного предмета
«Физика»
7-9 классы
Программа разработана
учителем физики
Мельниковой С.Е.
Оленегорск
2012
Пояснительная записка
Рабочая программа по физике для 7-9 классов разработана в соответствии с примерной программой основного общего образования по физике.
Общая характеристика учебного предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Цели изучения физики
Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования. В том числе в VII, VIII и IX классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 21 час (10%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета местных условий.
Рабочая программа по физике разработана на 204 часа для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования. В том числе в VII, VIII и IX классах по 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В рабочей программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 20 час (10 %).
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
- использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
- владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
- организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Результаты обучения
Обязательные результаты изучения курса «Физика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых физических понятий и законов.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять физические явления, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости, решать задачи на применение изученных физических законов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Основное содержание (210 час)
Физика и физические методы изучения природы (6 час)
Физика — наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физический эксперимент и физическая теория. Физические модели. Роль математики в развитии физики. Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире.
Демонстрации
Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений.
Физические приборы.
Лабораторные работы и опыты
Определение цены деления шкалы измерительного прибора.[1]
Измерение длины.
Измерение объема жидкости и твердого тела.
Измерение температуры.
Механические явления (57 час)
Механическое движение. Относительность движения. Система отсчета. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Методы измерения расстояния, времени и скорости.
Неравномерное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Равноускоренное движение. Свободное падение тел. Графики зависимости пути и скорости от времени.
Равномерное движение по окружности. Период и частота обращения.
Явление инерции. Первый закон Ньютона. Масса тела. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности.
Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил.
Сила упругости. Методы измерения силы.
Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.
Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Вес тела. Невесомость. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.
Сила трения.
Момент силы. Условия равновесия рычага. Центр тяжести тела. Условия равновесия тел.
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия. Методы измерения энергии, работы и мощности.
Давление. Атмосферное давление. Методы измерения давления. Закон Паскаля. Гидравлические машины. Закон Архимеда. Условие плавания тел.
Механические колебания. Период, частота и амплитуда колебаний. Период колебаний математического и пружинного маятников.
Механические волны. Длина волны. Звук.
Демонстрации
Равномерное прямолинейное движение.
Относительность движения.
Равноускоренное движение.
Свободное падение тел в трубке Ньютона.
Направление скорости при равномерном движении по окружности.
Явление инерции.
Взаимодействие тел.
Зависимость силы упругости от деформации пружины.
Сложение сил.
Сила трения.
Второй закон Ньютона.
Третий закон Ньютона.
Невесомость.
Закон сохранения импульса.
Реактивное движение.
Изменение энергии тела при совершении работы.
Превращения механической энергии из одной формы в другую.
Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры.
Обнаружение атмосферного давления.
Измерение атмосферного давления барометром - анероидом.
Закон Паскаля.
Гидравлический пресс.
Закон Архимеда.
Простые механизмы.
Механические колебания.
Механические волны.
Звуковые колебания.
Условия распространения звука.
Лабораторные работы и опыты
Измерение скорости равномерного движения.
Изучение зависимости пути от времени при равномерном и равноускоренном движении
Измерение ускорения прямолинейного равноускоренного движения.
Измерение массы.
Измерение плотности твердого тела.
Измерение плотности жидкости.
Измерение силы динамометром.
Сложение сил, направленных вдоль одной прямой.
Сложение сил, направленных под углом.
Исследование зависимости силы тяжести от массы тела.
Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины.
Исследование силы трения скольжения. Измерение коэффициента трения скольжения.
Исследование условий равновесия рычага.
Нахождение центра тяжести плоского тела.
Вычисление КПД наклонной плоскости.
Измерение кинетической энергии тела.
Измерение изменения потенциальной энергии тела.
Измерение мощности.
Измерение архимедовой силы.
Изучение условий плавания тел.
Изучение зависимости периода колебаний маятника от длины нити.
Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника.
Изучение зависимости периода колебаний груза на пружине от массы груза.
Тепловые явления (33 час)
Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.
Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Связь температуры со средней скоростью теплового хаотического движения частиц.
Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимость процессов теплопередачи.
Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания. Расчет количества теплоты при теплообмене.
Принципы работы тепловых двигателей. Паровая турбина. Двигатель внутреннего сгорания. Реактивный двигатель. КПД теплового двигателя. Объяснение устройства и принципа действия холодильника.
Преобразования энергии в тепловых машинах. Экологические проблемы использования тепловых машин.
Демонстрации
Сжимаемость газов.
Диффузия в газах и жидкостях.
Модель хаотического движения молекул.
Модель броуновского движения.
Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда.
Сцепление свинцовых цилиндров.
Принцип действия термометра.
Изменение внутренней энергии тела при совершении работы и при теплопередаче.
Теплопроводность различных материалов.
Конвекция в жидкостях и газах.
Теплопередача путем излучения.
Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ.
Явление испарения.
Кипение воды.
Постоянство температуры кипения жидкости.
Явления плавления и кристаллизации.
Измерение влажности воздуха психрометром или гигрометром.
Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания.
Устройство паровой турбины
Лабораторные работы и опыты
Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.
Изучение явления теплообмена.
Измерение удельной теплоемкости вещества.
Измерение влажности воздуха.
Исследование зависимости объема газа от давления при постоянной температуре.
Электрические и магнитные явления (30 час)
Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда.
Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора.
Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Действия электрического тока. Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Электрическая цепь. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Носители электрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах и газах. Полупроводниковые приборы.
Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Электромагнит. Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. Электродвигатель. Электромагнитное реле.
Демонстрации
Электризация тел.
Два рода электрических зарядов.
Устройство и действие электроскопа.
Проводники и изоляторы.
Электризация через влияние
Перенос электрического заряда с одного тела на другое
Закон сохранения электрического заряда.
Устройство конденсатора.
Энергия заряженного конденсатора.
Источники постоянного тока.
Составление электрической цепи.
Электрический ток в электролитах. Электролиз.
Электрический ток в полупроводниках. Электрические свойства полупроводников.
Электрический разряд в газах.
Измерение силы тока амперметром.
Наблюдение постоянства силы тока на разных участках неразветвленной электрической цепи.
Измерение силы тока в разветвленной электрической цепи.
Измерение напряжения вольтметром.
Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление.
Реостат и магазин сопротивлений.
Измерение напряжений в последовательной электрической цепи.
Зависимость силы тока от напряжения на участке электрической цепи.
Опыт Эрстеда.
Магнитное поле тока.
Действие магнитного поля на проводник с током.
Устройство электродвигателя.
Лабораторные работы и опыты
Наблюдение электрического взаимодействия тел
Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения.
Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении.
Исследование зависимости силы тока в электрической цепи от сопротивления при постоянном напряжении.
Изучение последовательного соединения проводников
Изучение параллельного соединения проводников
Измерение сопротивление при помощи амперметра и вольтметра.
Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление.
Измерение работы и мощности электрического тока.
Изучение электрических свойств жидкостей.
Изготовление гальванического элемента.
Изучение взаимодействия постоянных магнитов.
Исследование магнитного поля прямого проводника и катушки с током.
Исследование явления намагничивания железа.
Изучение принципа действия электромагнитного реле.
Изучение действия магнитного поля на проводник с током.
Изучение принципа действия электродвигателя.
Электромагнитные колебания и волны (40 час)
Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Правило Ленца. Самоиндукция. Электрогенератор.
Переменный ток. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.
Колебательный контур. Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны и их свойства. Скорость распространения электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения.
Свет - электромагнитная волна. Дисперсия света. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.
Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Фокусное расстояние линзы. Формула линзы. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.
Демонстрации
Электромагнитная индукция.
Правило Ленца.
Самоиндукция.
Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле.
Устройство генератора постоянного тока.
Устройство генератора переменного тока.
Устройство трансформатора.
Передача электрической энергии.
Электромагнитные колебания.
Свойства электромагнитных волн.
Принцип действия микрофона и громкоговорителя.
Принципы радиосвязи.
Источники света.
Прямолинейное распространение света.
Закон отражения света.
Изображение в плоском зеркале.
Преломление света.
Ход лучей в собирающей линзе.
Ход лучей в рассеивающей линзе.
Получение изображений с помощью линз.
Принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата.
Модель глаза.
Дисперсия белого света.
Получение белого света при сложении света разных цветов.
Лабораторные работы и опыты
Изучение явления электромагнитной индукции.
Изучение принципа действия трансформатора.
Изучение явления распространения света.
Исследование зависимости угла отражения от угла падения света.
Изучение свойств изображения в плоском зеркале.
Исследование зависимости угла преломления от угла падения света.
Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.
Получение изображений с помощью собирающей линзы.
Наблюдение явления дисперсии света.
Квантовые явления (23 час)
Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Линейчатые оптические спектры. Поглощение и испускание света атомами.
Состав атомного ядра. Зарядовое и массовое числа.
Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Период полураспада. Методы регистрации ядерных излучений.
Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Источники энергии Солнца и звезд. Ядерная энергетика.
Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические проблемы работы атомных электростанций.
Демонстрации
Модель опыта Резерфорда.
Наблюдение треков частиц в камере Вильсона.
Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.
Лабораторные работы и опыты
Наблюдение линейчатых спектров излучения.
Измерение естественного радиоактивного фона дозиметром.
Учебно-тематический план
№ | Раздел примерной программы | Кол-во часов по примерной программе | Количество часов по рабочей программе | |||
7 кл. | 8 кл. | 9 кл. | Итого: | |||
1 | Физика и физические методы изучения природы | 6 | 5 | 1 | 6 | |
2 | Механические явления | 57 | 55 | 6 | 61 | |
3 | Тепловые явления | 33 | 8 | 26 | 34 | |
4 | Электрические и магнитные явления | 30 | 21 | 13 | 34 | |
5 | Электромагнитные колебания и волны | 40 | 16 | 29 | 45 | |
6 | Квантовые явления | 23 | 3 | 20 | 23 | |
7 | Резерв свободного учебного времени | 21 | 1 | 1 | ||
ИТОГО | 210 | 68 | 68 | 68 | 204 |
Резерв времени использован следующим образом:
- 5 часов – компенсация количества часов расхождения в примерной программе и в школьном учебном плане;
- 1 час – итоговый тест на повторение в конце 8 класса;
- 4 часа – расширено изучение темы Электрические и магнитные колебания (34 вместо рекомендуемых 30)
- 5 часов – расширено изучение темы Электромагнитные колебания и волны (45 вместо рекомендуемых 40);
- 4 часа – расширена тема Механические явления – (61 вместо рекомендуемых 57).
- 1 часа – расширена тема Тепловые явления – (34 вместо рекомендуемых 33)
Лабораторные работы и лабораторные опыты
№ | Тема раздела | 7 класс | 8 класс | 9 класс |
1 | Физика и физические методы изучения природы | Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления шкалы измерительного прибора». | Лабораторная работа № 1 «Измерение температуры» | |
Лабораторная работа № 2 «Измерение длины» | ||||
Лабораторная работа № 3 «Измерение объема жидкости и твердого тела» | ||||
2 | Тепловые явления | Лабораторный опыт № 1 «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды» | ||
Лабораторная работа № 2 «Изучение явления теплообмена» | ||||
Лабораторная работа № 3 «Измерение удельной теплоемкости вещества» | ||||
Лабораторная работа № 4 «Измерение влажности воздуха» | ||||
Лабораторный опыт № 2 «Исследование зависимости объема газа от давления при постоянной температуре» | ||||
3 | Механические явления | Лабораторный опыт № 1 «Измерение скорости равномерного движения» | Лабораторный опыт № 1 «Сложение сил, направленных под углом» | |
Лабораторная работа № 4 «Изучение скорости пути от времени при равномерном и равноускоренном движении» | ||||
Лабораторная работа № 5 «Измерение массы» | ||||
Лабораторная работа № 6 «Измерение плотности твердого тела» | ||||
Лабораторная работа № 7 «Измерение плотности жидкости» | ||||
Лабораторная работа № 8 «Измерение силы динамометром» | ||||
Лабораторный опыт № 2 «Сложение сил, направленных вдоль одной прямой» | ||||
Лабораторный опыт № 2 «Нахождение центра тяжести плоского тела» | ||||
Лабораторный опыт № 3 «Исследование зависимости силы тяжести от массы тела» | ||||
Лабораторный опыт № 4 «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины» | ||||
Лабораторный опыт № 5 «Измерение жесткости пружины» | ||||
Лабораторный опыт № 6 «Исследование силы трения скольжения. Измерения коэффициента трения скольжения» | Лабораторная работа № 1 «Изучение зависимости периода колебаний маятника от длины нити» | |||
Лабораторная работа № 9 «Измерение Архимедовой силы» | ||||
Лабораторная работа № 10 «Изучение условий плавания тел» | Лабораторная работа № 2 «Изучение зависимости периода колебаний груза на пружине от массы груза» | |||
Лабораторная работа № 11 «Исследование условий равновесия рычага» | ||||
Лабораторная работа № 12 «Вычисление КПД наклонной плоскости» | Лабораторная работа № 3 «Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника» | |||
Лабораторный опыт № 7 «Измерение кинетической энергии тела» | ||||
Лабораторный опыт № 8 «Измерение изменения потенциальной энергии тела» | ||||
Лабораторный опыт № 9 «Измерение мощности» | ||||
4 | Электрические и магнитные явления | Лабораторный опыт № 3 «Наблюдение электрического взаимодействия тел | Лабораторный опыт № 3 «Изучение электрических свойств жидкостей» | |
Лабораторная работа № 5 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения» | Лабораторный опыт № 4 «Изготовление гальванического элемента» | |||
Лабораторная работа № 6 «Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении» | Лабораторный опыт № 5 «Изучение взаимодействия постоянных магнитов» | |||
Лабораторная работа № 7 «Исследование зависимости силы тока в электрической цепи от сопротивления при постоянном напряжении» | Лабораторная работа № 4 «Исследование магнитного поля прямого проводника и катушки с током» | |||
Лабораторная работа № 8 «Изучение последовательного соединения проводников» | Лабораторный опыт № 6 «Исследование явления намагничивания железа» | |||
Лабораторная работа № 9 «Изучение параллельного соединения проводников» | ||||
Лабораторная работа № 10 «Измерение сопротивления при помощи амперметра и вольтметра» | Лабораторная работа № 5 «Изучение принципа действия электромагнитного реле» | |||
Лабораторный опыт № 4 «Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление» | . Лабораторная работа № 6 «Изучение действия магнитного поля на проводник с током» | |||
Лабораторная работа № 11 «Измерение работы и мощности электрического тока» | Лабораторная работа № 7 «Изучение принципа действия электродвигателя» | |||
5 | Электромагнитные колебания и волны | Лабораторный опыт № 5 «Изучение явления распространения света» | Лабораторная работа № 8 «Изучение явления электромагнитной индукции» | |
Лабораторная работа № 12 «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света» | Лабораторный опыт № 7 «Изучение принципа действия трансформатора» | |||
Лабораторный опыт № 6 «Изучение свойств изображения в плоском зеркале» | Лабораторная работа № 9 «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света» | |||
Лабораторная работа № 13 «Измерение фокусного расстояния собирающей линзы» | ||||
Лабораторный опыт № 7 «Получение изображений с помощью собирающей линзы» | Лабораторный опыт № 8 «Наблюдение явления дисперсии света» | |||
6 | Квантовые явления | Лабораторная работа № 10 «Наблюдение линейчатых спектров излучения» | ||
Лабораторный опыт № 9 «Измерение естественного радиоактивного фона дозиметром» |
Контрольные работы и самостоятельные работы[2]
№ | Тема раздела | 7 класс | 8 класс | 9 класс |
1 | Физика и физические методы изучения природы | Самостоятельная работа № 1 «Введение. Что изучает физика» | ||
Самостоятельная работа № 2 «Физические величины» | ||||
2 | Тепловые явления | Самостоятельная работа № 3 «Первоначальные сведения о строении вещества» | Самостоятельная работа № 1 «Тепловые явления» | |
Самостоятельная работа № 2 «Количество теплоты. Уравнение теплового баланса» | ||||
Коллоквиум № 1 «Тепловые явления. Количество теплоты» | ||||
Самостоятельная работа № 3 «Агрегатные состояния вещества» | ||||
Самостоятельная работа № 4 «Обобщение темы «Тепловые явления»» | ||||
Контрольная работа № 1 «Изменение агрегатных состояний вещества» | ||||
3 | Механические явления | Самостоятельная работа № 4 «Скорость» | Контрольная работа № 1 «Кинематика. Динамика. Законы сохранения» | |
Самостоятельная работа № 5 «Масса. Плотность вещества» | ||||
Самостоятельная работа № 6 «Расчет массы тела по его плотности» | ||||
Контрольная работа № 1 «Механическое движение. Плотность» | ||||
Самостоятельная работа № 7 «Сила. Единицы силы» | ||||
Самостоятельная работа № 8 «Сила тяжести» | ||||
Самостоятельная работа № 9 «Сила упругости» | ||||
Контрольная работа № 2 «Взаимодействие тел. Силы» | ||||
Контрольная работа № 3 «Давление твердых тел, жидкостей и газов» | ||||
Самостоятельная работа № 10 «Сила Архимеда» | ||||
Контрольная работа № 4 «Механическая работа. Мощность. Энергия» | Самостоятельная работа № 1 «Механические колебания и волны» | |||
4 | Электрические и магнитные явления | Самостоятельная работа № 5 «Электризация» | Самостоятельная работа № 2 «Электромагнитные явления» | |
Самостоятельная работа № 6 «Электрический ток» | ||||
Самостоятельная работа № 7 «Работа. Мощность» | ||||
Самостоятельная работа № 8 «Обобщение темы «Электрические явления»» | Контрольная работа № 2 «Электрические и магнитные явления» | |||
Контрольная работа № 3 «Электрические явления» | ||||
Самостоятельная работа № 9 «Магнитные явления» | ||||
Контрольная работа № 4 «Электромагнитные явления» | ||||
5 | Электромагнитные колебания и волны | Самостоятельная работа № 10 «Распространения света» | Самостоятельная работа № 3 «Электромагнитная индукция» | |
Самостоятельная работа № 4 «Электромагнитные волны» | ||||
Самостоятельная работа № 11 «Построение изображений, даваемых тонкой линзой» | Самостоятельная работа № 5 «Колебательный контур» | |||
Контрольная работа № 4 «Световые явления» | Самостоятельная работа № 6 «Электромагнитная природа света» | |||
Контрольная работа № 3 «Электромагнитные колебания и волны» | ||||
6 | Квантовые явления | Самостоятельная работа № 7 «Строение атома и атомного ядра» | ||
Самостоятельная работа № 8 «Строение атома и атомного ядра» | ||||
Самостоятельная работа № 9 «Ядерные реакции» | ||||
Контрольная работа № 4 «Квантовые явления» | ||||
Итоговое повторение | Итоговая контрольная работа | Итоговая контрольная работа |
Календарно-тематическое планирование
7 класс
№ п/п | № урока | Дата | Тема раздела, тема урока | Элементы содержания | Примечание |
Физика и физические методы изучения природы (5 часов) | |||||
1 | 1 | Что изучаете физика. Некоторые физические термины | Физика — наука о природе. Демонстрации: Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений. | ||
2 | 2 | Наблюдения и опыты | Самостоятельная работа № 1 «Введение. Что изучает физика». Физические опыты, измерения, гипотезы, выводы. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент и физическая теория. | ||
3 | 3 | Физические величины. Измерение физических величин | Физические приборы. Физические величины и их измерение. Демонстрации: Физические приборы. Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления шкалы измерительного прибора». | Инструктаж по ТБ | |
4 | 4 | Точность и погрешность измерений | Погрешности измерений. Международная система единиц. Лабораторная работа № 2 «Измерение длины»; Самостоятельная работа № 2 «Физические величины» | Инструктаж по ТБ | |
5 | 5 | Физика и техника | Физические модели. Роль математики в развитии физики. Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире. Лабораторная работа № 3 «Измерение объема жидкости и твердого тела» | Использование ИКТ Инструктаж по ТБ | |
Тепловые явления (8 часов) | |||||
6 | 1 | Первоначальные сведения о строении вещества | Строение вещества. | ||
7 | 2 | Строение вещества. Молекулы | Броуновское движение. Тепловое движение атомов и молекул. Демонстрации: Сжимаемость газов. Модель броуновского движения. Модель хаотического движения молекул | Использование ИКТ, материал для дополнительного чтения § 1 | |
8 | 3 | Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах | Диффузия. Демонстрации: Диффузия в газах и жидкостях. | ||
9 | 4 | Взаимное притяжение и отталкивание молекул | Взаимодействие частиц вещества. Демонстрации: сцепление свинцовых цилиндров | Использование Интернета для демонстрации, сайт: http://class-fizika.narod.ru/ | |
10 | 5 | Агрегатные состояния вещества | Демонстрации: Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда. | ||
11 | 6 | Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов | Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей. | Использование ИКТ и Интернета | |
12 | 7 | Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов | Расположение молекул газа, способность жидкостей сохранять свой объем, расположение частиц в твердых телах. | Использование ИКТ и Интернета (он-лайн тесты) | |
13 | 8 | Обобщающий урок на тему «Первоначальные сведения о строении» | Самостоятельная работа № 3 «Первоначальные сведения о строении вещества» | ||
Механические явления (55 часов) | |||||
14 | 1 | Механическое движение | Механическое движение. | Использование ИКТ | |
15 | 2 | Равномерное и неравномерное движение | Прямолинейное равномерное движение. Неравномерное движение. Демонстрации: Равномерное прямолинейное движение. | ||
16 | 3 | Скорость. Единицы скорости | Скорость равномерного прямолинейного движения. Мгновенная скорость. Самостоятельная работа № 4 «Скорость» | Использование ИКТ | |
17 | 4 | Расчет пути и времени движения | Методы измерения расстояния, времени и скорости. Решение расчетных задач. Лабораторный опыт № 1 «Измерение скорости равномерного движения» | ||
18 | 5 | Инерция | Явление инерции. Демонстрации: Явление инерции. Лабораторная работа № 4 «Изучение зависимости пути от времени при равномерном и равноускоренном движении» | Использование ИКТ | |
19 | 6 | Взаимодействие тел | Взаимодействие тел. Демонстрации: Взаимодействие тел. | Использование ИКТ (видеофрагменты опытов) | |
20 | 7 | Масса тела. Единицы массы | Масса тела. Единицы массы. Инертность | ||
21 | 8 | Измерение массы тела на весах | Лабораторная работа № 5 «Измерение массы» | Инструктаж по ТБ | |
22 | 9 | Плотность вещества | Плотность вещества. Самостоятельная работа № 5 «Масса. Плотность вещества». Лабораторная работа № 6 «Измерение плотности твердого тела». Лабораторная работа № 7 «Измерение плотности жидкости». | Инструктаж по ТБ | |
23 | 10 | Расчет массы и объема тела по его плотности | Методы измерения массы и плотности. Самостоятельная работа № 6 «Расчет массы тела по его плотности». | ||
24 | 11 | Контрольная работа № 1 «Механическое движение. Плотность» | Механическое движение. Плотность. | Использовано из резерва | |
25 | 12 | Сила. Явление тяготения. Сила тяжести | Лабораторный опыт № 3 «Исследование зависимости силы тяжести от массы тела» Сила. Свободное падение тел. Сила тяжести. Демонстрации: Свободное падение тел в трубке Ньютона. Самостоятельная работа № 7 «Сила. Единицы силы» Лабораторная работа № 8 «Измерение силы динамометром» | Материал для дополнительного чтения § 3 Сила тяжести на других планетах Инструктаж по ТБ | |
26 | 13 | Сила упругости. Закон Гука | Самостоятельная работа № 8 «Сила тяжести» Сила упругости. Демонстрации: Зависимость силы упругости от деформации пружины. Лабораторный опыт № 4 «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины» Лабораторный опыт № 5 «Измерение жесткости пружины» | Инструктаж по ТБ | |
27 | 14 | Вес тела | Самостоятельная работа № 9 «Сила упругости». Вес тела. Отличие веса тела от силы тяжести. Демонстрации: Невесомость. | Использование ИКТ Материал для дополнительного чтения § 2 Невесомость | |
28 | 15 | Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела | Измерение силы. Единица силы. Расчет силы тяжести, действующей на тело любой массы. Формула расчета определения веса тела. Лабораторный опыт № 3 «Исследование зависимости силы тяжести от массы тела» | Инструктаж по ТБ | |
29 | 16 | Динамометр | Методы измерения силы. Лабораторная работа № 7 «Измерение силы динамометром» | Инструктаж по ТБ | |
30 | 17 | Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил | Правило сложения сил. Демонстрации: Сложение сил. Самостоятельная работа № 14 «Равнодействующая сил» Лабораторный опыт № 2 «Сложение сил, направленных вдоль одной прямой» | Инструктаж по ТБ | |
31 | 18 | Сила трения. Трение покоя | Сила трения. Демонстрации: Сила трения. Лабораторный опыт № 6 «Исследование силы трения скольжения. Измерения коэффициента трения скольжения» | Инструктаж по ТБ | |
32 | 19 | Трение в природе и технике | Трение в природе и технике. Польза и вред трения. Значение трения на транспорте. Способы уменьшения и увеличения трения. Подшипники. Подшипник скольжения. Шариковый подшипник. | Доклады обучающихся | |
33 | 20 | Контрольная работа № 2 «Взаимодействие тел. Сила» | Взаимодействие тел. Сила. | Использовано из резерва | |
34 | 21 | Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления | Давление. Методы измерения давления. Демонстрации: Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры | ||
35 | 22 | Давление газа. Закон Паскаля | Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Закон Паскаля. Демонстрации: Закон Паскаля. | Материал для дополнительного чтения § 4 Гидростатический парадокс. Опыт Паскаля | |
36 | 23 | Давление в жидкости и газе. | Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. Решение задач | Материал для дополнительного чтения § 5 Давление на дне морей и океанов. Исследование морских глубин. Материал для дополнительного чтения § 6 Пневматические машины и инструменты | |
37 | 24 | Сообщающиеся сосуды | Сообщающиеся сосуды. Примеры сообщающихся сосудов в быту и технике. Разнородные жидкости в сообщающихся сосудах | Сообщения и презентации обучающихся Использование ИКТ | |
38 | 25 | Вес воздуха. Атмосферное давление | Атмосферное давление. Демонстрации: Обнаружение атмосферного давления. | Материал для дополнительного чтения § 7 Материал для дополнительного чтения | |
39 | 26 | Почему существует воздушная оболочка Земли | Воздушная оболочка Земли. Состав атмосферы. Изменение плотности атмосферы с увеличением высоты | Использование ИКТ и Интернета | |
40 | 27 | Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли | Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Ртутный барометр | Доклад обучающегося об ученом Торричелли Эванджелиста | |
41 | 28 | Барометр-анероид | Барометр-анероид. Устройство и принцип действия прибора Демонстрации: Измерение атмосферного давления барометром - анероидом. | ||
42 | 29 | Атмосферное давление на различных высотах | Атмосферное давление на различных высотах. Нормальное атмосферное давление | Использование ИКТ | |
43 | 30 | Манометры | Манометры. Жидкостные и металлические. Устройство и принцип действия | ||
44 | 31 | Контрольная работа № 3 «Давление твердых тел, жидкостей и газов» | Давление твердых тел, жидкостей и газов | Использовано из резерва | |
45 | 32 | Поршневой жидкостный насос | Поршневой жидкостный насос. Устройство и принцип действия прибора | ||
46 | 33 | Гидравлический пресс | Гидравлические машины. Демонстрации: Гидравлический пресс. Формула взаимосвязи сил и площадей поршня | ||
47 | 34 | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело | Закон Архимеда. Демонстрации: Закон Архимеда. Направление выталкивающей силы. | Материал для дополнительного чтения § 8 Легенда об Архимеде | |
48 | 35 | Архимедова сила | Лабораторная работа № 9 «Измерение Архимедовой силы» | Инструктаж по ТБ | |
49 | 36 | Плавание тел | Условие плавания тел. Лабораторная работа № 10 «Изучение условий плавания тел» | Инструктаж по ТБ | |
50 | 37 | Плавание судов | Плавание судов. Ватерлиния. Осадка судна. Водоизмещение судна. Ареометры | ||
51 | 38 | Воздухоплавание | Воздухоплавание. Подъемная сила шара. | ||
52 | 39 | Контрольная работа № 4 «Сила Архимеда» | Сила Архимеда | Использовано из резерва | |
53 | 40 | Механическая работа. Единицы работы | Работа. Единицы работы. 1 Джоуль. Условия для совершения механической работы. | Использование ИКТ | |
54 | 41 | Мощность. Единицы мощности | Мощность. Единицы мощности. Мощность двигателей. Лабораторный опыт № 9 «Измерение мощности» | ||
55 | 42 | Простые механизмы | Простые механизмы. Демонстрации: Простые механизмы. | Доклады обучающихся. Использование ИКТ. | |
56 | 43 | Рычаг. Равновесие сил на рычаге | Лабораторная работа № 11 «Исследование условий равновесия рычага» | Инструктаж по ТБ | |
57 | 44 | Момент силы | Момент силы. Модуль силы. Плечо силы. Единица момента силы | Материал для дополнительного чтения § 10 Центр тяжести тела, § 11 Условия равновесия тел | |
58 | 45 | Рычаги в технике, быту и природе | Рычаги в технике, быту и природе. Устройство весов. Точка опоры. Плечи рычагов. | Доклады обучающихся | |
59 | 46 | Применение закона сохранения рычага к блоку | Применение закона сохранения рычага к блоку. Подвижный и неподвижный блок. Выигрыш в силе. | Использование ИКТ | |
60 | 47 | Равенство работ при использовании простых механизмов | Равенство работ при использовании простых механизмов. | ||
61 | 48 | «Золотое правило» механики | «Золотое правило» механики | Инструктаж по ТБ | |
62 | 49 | Коэффициент полезного действия механизма | Коэффициент полезного действия. Лабораторная работа № 12 «Вычисление КПД наклонной плоскости» | ||
63 | 50 | Энергия | Энергия – физическая величина Демонстрации: Изменение энергии тела при совершении работы. | ||
64 | 51 | Кинетическая энергия | Кинетическая энергия. Лабораторный опыт № 7 «Измерение кинетической энергии тела» | Инструктаж по ТБ | |
65 | 52 | Потенциальная энергия | Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Лабораторный опыт № 8 «Измерение изменения потенциальной энергии тела» | Инструктаж по ТБ | |
66 | 53 | Превращение одного вида механической энергии в другой | Превращение одного вида механической энергии в другой Демонстрации: Превращения механической энергии из одной формы в другую | Материал для дополнительного чтения § 9 Энергия движущейся воды и ветра. Гидравлические и ветряные двигатели | |
67 | 54 | Зачет по теме: «Работа. Мощность. Энергия» | Методы измерения энергии, работы и мощности. | ||
68 | 55 | Контрольная работа № 5 «Механическая работа. Мощность. Энергия» | Механическая работа. Мощность. Энергия | Использовано из резерва |
8 класс
№ п/п | № урока | Дата | Тема раздела, тема урока | Элементы содержания | Примечание |
Тепловые явления (26 часов) | |||||
1 | 1 | Тепловое движение. Температура | Тепловое движение. Тепловое равновесие. Связь температуры со средней скоростью теплового хаотического движения частиц. Демонстрации: Принцип действия термометра. | ||
2 | 1.1 | Лабораторная работа № 1 «Измерение температуры» | Лабораторная работа № 1 «Измерение температуры». Температура и ее измерение | Инструктаж по ТБ 1 час из темы «Физика и физические методы изучения природы» | |
3 | 2 | Внутренняя энергия | Внутренняя энергия | ||
4 | 3 | Способы изменения внутренней энергии тела | Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Демонстрации: Изменение внутренней энергии тела при совершении работы и при теплопередаче. | Использование ИКТ | |
5 | 4 | Теплопроводность | Виды теплопередачи: теплопроводность Демонстрации: Теплопроводность различных материалов. | Материал для дополнительного чтения §1 Примеры теплопередачи в природе и технике | |
6 | 5 | Конвекция | Виды теплопередачи: конвекция излучение Демонстрации: Конвекция в жидкостях и газах | ||
7 | 6 | Излучение | Виды теплопередачи: излучение. Демонстрации: Теплопередача путем излучения Самостоятельная работа № 1 «Тепловые явления» | Использование ИКТ Материал для дополнительного чтения § 2 Использование энергии Солнца на Земле | |
8 | 7 | Количество теплоты. Единицы количества теплоты | Количество теплоты. Единицы количества теплоты Лабораторный опыт № 1 «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды» | Инструктаж по ТБ | |
9 | 8 | Удельная теплоемкость | Удельная теплоемкость. Демонстрации: Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ | ||
10 | 9 | Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении | Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении. Решение задач. Расчет количества теплоты при теплообмене. Самостоятельная работа № 2 «Количество теплоты. Уравнение теплового баланса» Лабораторная работа № 2 «Изучение явления теплообмена» | Инструктаж по ТБ | |
11 | 10 | Энергия топлива. Удельная теплота сгорания | Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. Решение задач. Лабораторная работа № 3 «Измерение удельной теплоемкости вещества» | ||
12 | 11 | Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах | Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимость процессов теплопередачи | ||
13 | 12 | Обобщающий урок по теме «Тепловые явления количество теплоты» | Коллоквиум по решению задач № 1 «Тепловые явления. Количество теплоты» | Использование ИКТ | |
14 | 13 | Агрегатные состояния вещества | Агрегатные состояния вещества. Твердое, жидкое и газообразные состояния | ||
15 | 14 | Плавление и отвердевание кристаллических тел | Плавление и отвердевание кристаллических тел. Демонстрации: Явления плавления и кристаллизации | ||
16 | 15 | График плавления и отвердевания кристаллических тел | Плавление и кристаллизация. Самостоятельная работа № 3 «Агрегатные состояния вещества» | Использование ИКТ Материал для дополнительного чтения § 3 Аморфные тела. Плавление аморфных тел | |
17 | 16 | Удельная теплота плавления | Удельная теплота плавления | ||
18 | 17 | Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар | Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Демонстрации: Явление испарения | ||
19 | 18 | Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение её при конденсации пара | |||
20 | 19 | Кипение | Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Демонстрации: Кипение воды. Постоянство температуры кипения жидкости | Инструктаж по ТБ | |
21 | 20 | Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха | Влажность воздуха. Демонстрации: Измерение влажности воздуха психрометром или гигрометром Лабораторная работа № 4. «Измерение влажности воздуха» | ||
22 | 21 | Удельная теплота парообразования и конденсации | Удельная теплота плавления и парообразования. Самостоятельная работа № 4 «Обобщение темы «Тепловые явления»» | ||
23 | 22 | Работа газа и пара при расширении | Принципы работы тепловых двигателей. Лабораторный опыт № 2 «Исследование зависимости объема газа от давления при постоянной температуре» | Инструктаж по ТБ | |
24 | 23 | Двигатель внутреннего сгорания | Удельная теплота сгорания. Двигатель внутреннего сгорания. Демонстрации: Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания | Использование ИКТ | |
25 | 24 | Паровая турбина | Паровая турбина. Демонстрации: Устройство паровой турбины | Использование ИКТ | |
26 | 25 | КПД теплового двигателя | Реактивный двигатель. КПД теплового двигателя. Объяснение устройства и принципа действия холодильника Преобразования энергии в тепловых машинах. Экологические проблемы использования тепловых машин. | Использование ИКТ | |
27 | 26 | Контрольная работа № 1 «Изменение агрегатных состояний вещества» | Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества | Использовано из резерва учебного времени | |
Электрические и магнитные явления (21 час) | |||||
28 | 1 | Электризация | Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Взаимодействие зарядов. Два рода зарядов Электроскоп. Проводники, диэлектрики и полупроводники Демонстрации: Электризация тел. Два рода электрических зарядовУстройство и принцип действия электроскопа. Перенос электрического заряда с одного тела на другое. Закон сохранения электрического заряда | ||
29 | 2 | Электрическое поле | Электрическое поле. Действие Электрического поля на электрические заряды. Демонстрации: Полупроводники и изоляторы | ||
30 | 1 | Делимость электрического заряда | Делимость электрического заряда. Состав атомного ядра | 3 часа из раздела Квантовая физика | |
31 | 2 | Электрон | Электрон. Опыты Резерфорда. Демонстрации: модель опыта Резерфорда | ||
32 | 3 | Строение атомов | Строение атомов. Планетарная модель атома | ||
33 | 3 | Объяснение электрических явлений | Лабораторный опыт № 3 «Наблюдение электрического взаимодействия тел» Электрический ток. Источники электрического тока Демонстрация: Электризация через влияние Самостоятельная работа № 5 «Электризация» | Инструктаж по ТБ | |
34 | 4 | Электрическая цепь и её составные части | Демонстрации: Источники постоянного тока. Составление электрической цепи Электрическая цепь и её составные части. Постоянный электрический ток. Источник постоянного тока. | ||
35 | 5 | Электрический ток в металлах | Электрический ток в металлах. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Носители электрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах и газах. Полупроводниковые приборы Демонстрации: Электрический ток в электролитах. Электролиз. Электрический ток в полупроводниках. Электрические свойства полупроводников. Электрический разряд в газах | ||
36 | 6 | Действия и направления электрического тока | Действия электрического тока: тепловое, химическое, магнитное. Направление электрического тока Самостоятельная работа № 6 «Электрический ток» | ||
37 | 7 | Сила тока. Измерение силы тока | Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока. Демонстрации: Измерение силы тока амперметром. Наблюдение постоянства силы тока на разных участках неразветвленной электрической цепи. Измерение силы тока в разветвленной электрической цепи | ||
38 | 8 | Электрическое напряжение. Измерение напряжения | Напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения Демонстрации: Измерение напряжения вольтметром Лабораторная работа № 5 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения» | Инструктаж по ТБ | |
39 | 9 | Зависимость силы тока от напряжения | Зависимость силы тока от напряжения. График зависимости силы тока от напряжения. Демонстрации: Зависимость силы тока от напряжения на участке электрической цепи Лабораторная работа № 6 «Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянно сопротивлении» | Инструктаж по ТБ | |
40 | 10 | Электрическое сопротивление | Электрическое сопротивление. Единицы сопротивления Лабораторная работа № 7 «Исследование зависимости силы тока в электрической цепи от сопротивления при постоянном напряжении» | Инструктаж по ТБ | |
41 | 11 | Закон Ома для участка цепи | Электрическая цепь. Закон Ома для участка электрической цепи. | ||
42 | 12 | Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление | Лабораторный опыт № 4 «Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление» Примеры на расчет сопротивления проводника, силы тока и напряжения. Реостаты Демонстрации: Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление. Реостат и магазин сопротивлений Лабораторная работа № 10 «Измерение сопротивления при помощи амперметра и вольтметра» | Инструктаж по ТБ | |
43 | 13 | Последовательное соединение проводников | Последовательное соединение проводников Демонстрации: Измерение напряжений в последовательной электрической цепи Лабораторная работа № 8 «Изучение последовательного соединения проводников» | Инструктаж по ТБ | |
44 | 14 | Параллельное соединение проводников | Параллельное соединение проводников Лабораторная работа № 9 «Изучение параллельного соединения проводников» | Инструктаж по ТБ | |
45 | 15 | Работа электрического тока | Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца Лабораторная работа № 11 «Измерение работы и мощности электрического тока» Самостоятельная работа № 7 «Работа. Мощность» | Инструктаж по ТБ | |
46 | 16 | Контрольная работа № 2 «Электрические явления» | Электрические явления | Использовано из резерва учебного времени | |
47 | 17 | Магнитное поле | Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Демонстрации: Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока | ||
48 | 18 | Электромагниты и их применение. Постоянные магниты | Электромагнит. Взаимодействие постоянных магнитов. | ||
49 | 19 | Магнитное поле Земли | Магнитное поле Земли. Самостоятельная работа № 8 «Магнитные явления» | Использование ИКТ | |
50 | 20 | Электрический двигатель | Электродвигатель. Демонстрации: Устройство электродвигателя | ||
51 | 21 | Контрольная работа № 3 «Магнитные явления» | Магнитные явления | Использовано из резерва учебного времени | |
Электромагнитные колебания и волны (16 часов) | |||||
52 | 1 | Источники света | Свет – электромагнитная волна. Свет – это видимое излучение. Световой луч, Тень, Полутень Демонстрации: Источники света | ||
53 | 2 | Распространение света | Прямолинейное распространение света. Демонстрации: прямолинейное распространение света | ||
54 | 3 | Плоское зеркало | Плоское зеркало Демонстрации: изображение в плоском зеркале | ||
55 | 4 | Отражение света | Отражение света | ||
56 | 5 | Закон отражения света | Закон отражения света | ||
57 | 6 | Линзы | Линза. Фокусное расстояние линзы | ||
58 | 7 | Формула тонкой линзы | Формула линзы | ||
59 | 8 | Оптическая сила линзы | Оптическая сила линзы | ||
60 | 9 | Построение изображений, даваемых тонкой линзой | Построение изображений, даваемых тонкой линзой Демонстрации: Ход лучей в собирающей линзе | ||
61 | 10 | Построение изображений, даваемых тонкой линзой | Построение изображений, даваемых тонкой линзой | Использование интерактивной доски | |
62 | 11 | Построение изображений, даваемых тонкой линзой | Построение изображений, даваемых тонкой линзой Демонстрации: Ход лучей в рассеивающей линзе | ||
63 | 12 | Изображения, даваемые тонкой линзой | Изображения, даваемые тонкой линзой Демонстрации: Получение изображений с помощью линз | ||
64 | 13 | Глаз и зрение | Самостоятельная работа № 10 «Построение изображений, даваемых тонкой линзой» Глаз как оптическая система Демонстрации: Модель глаза | Использование ИКТ Материал для дополнительного чтения § 6 Глаз и зрение | |
65 | 14 | Оптические приборы | Оптические приборы. Фотоаппарат. Микроскоп Демонстрации: Принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата | Использование ИКТ Материал для дополнительного чтения § 5 Фотоаппарата § 7 Близорукость и дальнозоркость. Очки | |
66 | 15 | Контрольная работа № 4 «Световые явления» | Электромагнитная природа света | Использовано из резерва учебного времени | |
67 | 16 | Обобщающий урок по теме «Световые явления» | Свет-электромагнитная волна. Закон преломления света. Формула линзы | Использовано из резерва учебного времени | |
68 | 1 | Контрольная работа № 5 «Обобщающее повторение» | Тепловые явления. Электрические и магнитные явления. Электромагнитные колебания и волны | Использовано из резерва учебного времени |
9 класс
№ п/п | № урока | Дата | Тема раздела, тема урока | Элементы содержания | Примечание |
Механические явления (6 часов) | |||||
1 | 1 | Законы движения тел | Механическое движение. Относительность движения. Система отсчета. Траектория. Путь. Ускорение. Равноускоренное движение. Свободное падение тел. Графики зависимости пути и скорости от времени. Равномерное движение по окружности. Период и частота обращения Демонстрации: относительность движения. Равноускоренное движение. Направление скорости при равномерном движении по окружности | Использование ИКТ | |
2 | 2 | Законы Ньютона | Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Правило сложения сил Демонстрации: Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона Лабораторный опыт № 1 «Сложение сил, направленных под углом» | Инструктаж по ТБ | |
3 | 3 | Закон всемирного тяготения | Лабораторный опыт № 2 «Нахождение центра тяжести плоского тела» Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Вес тела. Невесомость. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира | Инструктаж по ТБ | |
4 | 4 | Импульс тела. Законы сохранения импульса и энергии | Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Закон сохранения энергии Демонстрации: Закон сохранения импульса. Реактивное движение | Использование ИКТ | |
5 | 5 | Механические колебания и волны. Звук | Механические колебания. Период, частота и амплитуда колебаний. Период колебаний математического и пружинного маятника. Механические волны. Длина волны. Звук. Демонстрации: Механические колебания. Механические волны. Звуковые колебания. Условия распространения звука Лабораторная работа № 1 «Изучение зависимости периода колебаний маятника от длины нити» Лабораторная работа № 2 «Изучение зависимости периода колебаний груза на пружине от массы груза» Самостоятельная работа № 1 «Механические колебания и волны» | Инструктаж по ТБ | |
6 | 6 | Коллоквиум по решению задач «Механические явления» | Лабораторная работа № 3 «Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника» Кинематика. Динамика. Импульс. Закон сохранения импульса. Механические колебания и волны. Звук | Инструктаж по ТБ | |
Электрические и магнитные явления (13 часов) | |||||
7 | 1 | Магнитное поле | Магнитное поле и его графическое изображение | ||
8 | 2 | Неоднородное магнитное поле | Неоднородное магнитное поле Лабораторный опыт № 5 «Изучение взаимодействия постоянных магнитов» Лабораторный опыт № 6 «Исследование явления намагничивания железа» | Инструктаж по ТБ | |
9 | 3 | Однородное магнитное поле | Однородное магнитное поле Лабораторный опыт № 3 «Изучение электрических свойств жидкостей» Лабораторный опыт № 4 «Изучение взаимодействия постоянных магнитов» | Инструктаж по ТБ | |
10 | 4 | Направление тока и направление линий его магнитного поля | Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика Лабораторная работа № 4 «Исследование магнитного поля прямого проводника и катушки с током» | Инструктаж по ТБ | |
11 | 5 | Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки | Действие магнитного поля на проводник с током. Демонстрации: Действие магнитного поля на проводник с током Самостоятельная работа № 2 «Электромагнитные явления» Лабораторная работа № 6 «Изучение действия магнитного поля на проводник с током» | Инструктаж по ТБ | |
12 | 6 | Индукция магнитного поля | Индукция магнитного поля. Вектор магнитной индукции. Сила Ампера | ||
13 | 7 | Магнитный поток | Магнитный поток | ||
14 | 8 | Явление электромагнитной индукции | Явление электромагнитной индукции | ||
15 | 9 | Направление индукционного тока. | Направление индукционного тока. | ||
16 | 10 | Электромагнитное реле. Электрический двигатель | Индуктивность. Электромагнитное реле Лабораторная работа № 5 «Изучение принципа действия электромагнитного реле» Лабораторная работа № 7 «Изучение принципа действия электродвигателя» | Инструктаж по ТБ | |
17 | 11 | Конденсатор | Конденсатор. Емкость конденсатора. Конденсатор с переменной емкостью Демонстрации: Устройство конденсатора | ||
18 | 12 | Энергия электрического поля конденсатор | Энергия электрического поля конденсатор. Демонстрации: Энергия заряженного конденсатор | ||
19 | 13 | Контрольная работа № 1 «Электрические и магнитные явления» | Электрические явления. Магнитные явления. Электромагнитное поле | ||
Электромагнитные колебания и волны (29 часов) | |||||
20 | 1 | Явление электромагнитной индукции | Электромагнитная индукция. Опыт Фарадея Лабораторная работа № 8 «Изучение явления электромагнитной индукции» Демонстрации: Электромагнитная индукция | Инструктаж по ТБ | |
21 | 2 | Направление индукционного тока | Направление индукционного тока | ||
22 | 3 | Правило Ленца | Правило Ленца Демонстрации: Правило Ленца | ||
23 | 4 | Явление самоиндукции | Самоиндукция. Демонстрации: Самоиндукция Самостоятельная работа № 3 «Электромагнитная индукция» | ||
24 | 5 | Получение и передача переменного электрического тока | Электрогенератор. Переменный ток. Демонстрации: Получение переменного тока при вращении витка в магнитное поле. Устройство генератора постоянного тока. Устройство генератора переменного тока | ||
25 | 6 | Трансформатор | Трансформатор. Демонстрации: Устройство трансформатора Лабораторный опыт № 7 «Изучение и принцип действия трансформатора» | Инструктаж по ТБ | |
26 | 7 | Электромагнитное поле | Электромагнитное поле | ||
27 | 8 | Передача электрической энергии на расстоянии | Передача электрической энергии на расстояние Демонстрации: Передача электрической энергии | ||
28 | 9 | Колебательный контур | Колебательный контур | ||
29 | 10 | Получение электромагнитных колебаний | Формула Томсона Демонстрации: Электромагнитные колебания | ||
30 | 11 | Электромагнитные колебания | Электромагнитные колебания. Самостоятельная работа № 5 «Колебательный контур» | ||
31 | 12 | Электромагнитные волны | Электромагнитные волны и их свойства. Самостоятельная работа № 4 «Электромагнитные волны» | ||
32 | 13 | Свойства электромагнитных волн | Электромагнитные волны и их свойства Демонстрации: Свойства электромагнитных волн | ||
33 | 14 | Скорость распространения электромагнитных волн | Скорость распространения электромагнитных волн | ||
34 | 15 | Принципы радиосвязи и телевидения | Принципы радиосвязи и телевидения Демонстрации: Принцип действия микрофона и громкоговорителя. Принципы радиосвязи | ||
35 | 16 | Электромагнитная природа света | Свет – электромагнитная волна. | ||
36 | 17 | Интерференция света | Интерференция света | ||
37 | 18 | Преломление света | Физический смысл показателя преломления Демонстрации: Преломление света Лабораторная работа № 9 «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света» | Инструктаж по ТБ | |
38 | 19 | Дисперсия света | Дисперсия света. Цвета тел. Демонстрации: Дисперсия белого света Лабораторный опыт № 8 «Наблюдение явления дисперсии света» | Инструктаж по ТБ | |
39 | 20 | Дифракция света | Демонстрации: Получение белого света при сложении света разных цветов | ||
40 | 21 | Спектрограф и спектроскоп | Самостоятельная работа № 6 «Электромагнитная природа света» Спектрограф и спектроскоп | Использование ИКТ | |
41 | 22 | Типы оптических спектров | Типы оптических спектров. Спектр испускания. Спектр поглощения | ||
42 | 23 | Спектральный анализ | Спектральный анализ. Линейчатый спектр | Использование ИКТ | |
43 | 24 | Влияние электромагнитных излучений на живые организмы | Влияние электромагнитных излучений на живые организмы | Использование ИКТ | |
44 | 25 | Поглощение и испускание света атомами | Поглощение и испускание света атомами | ||
45 | 26 | Происхождение линейчатых спектров | Происхождение линейчатых спектров | ||
46 | 27 | Постулаты Бора | Постулаты Бора | ||
47 | 28 | Обобщающий урок по теме «Электромагнитные колебания и волны» | Электромагнитные колебания и волны. Решение задач | ||
48 | 29 | Контрольная работа № 3 «Электромагнитные колебания и волны» | Электромагнитные колебания и волны | Использовано из резерва учебного времени | |
Квантовые явления (20 часов) | |||||
49 | 1 | Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов | Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов | ||
50 | 2 | Модели атомов | Модели атомов | ||
51 | 3 | Опыт Резерфорда | Опыт Резерфорда | ||
52 | 4 | Радиоактивные превращения атомных ядер | Радиоактивные превращения атомных ядер | ||
53 | 5 | Экспериментальные методы исследования частиц | Линейчатые оптические спектры Демонстрации: Наблюдение треков частиц в камере Вильсона. Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц | ||
54 | 6 | Поглощение и испускание света атомами | Поглощение и испускание света атомами Лабораторная работа № 10 «Наблюдение линейчатых спектров излучения» | Инструктаж по ТБ | |
55 | 7 | Открытие протона | Открытие протона | ||
56 | 8 | Открытие нейтрона | Открытие нейтрона | ||
57 | 9 | Зарядовое и массовое числа | Зарядовое и массовое числа Самостоятельная работа № 7 «Строение атома и атомного ядра» | ||
58 | 10 | Ядерные силы | Ядерные силы | ||
59 | 11 | Энергия связи атомных ядер | Энергия связи атомных ядер | ||
60 | 12 | Дефект масс | Дефект масс | ||
61 | 13 | Радиоактивность | Радиоактивность | ||
62 | 14 | Альфа-,бета- и гамма – излучения | Альфа-,бета- и гамма – излучения | ||
63 | 15 | Период полураспада | Период полураспада | ||
64 | 16 | Методы регистрации ядерных излучений | Методы регистрации ядерных излучений | ||
65 | 17 | Ядерные реакции | Деление и синтез ядер Самостоятельная работа № 9 «Ядерные реакции» | ||
66 | 18 | Источники энергии Солнца и звезд. Ядерная энергетика | Источники энергии Солнца и звезд. Ядерная энергетика | ||
67 | 19 | Биологическое действие радиации | Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические проблемы работы атомных электростанций Лабораторный опыт № 9 «Измерение естественного радиоактивного фона дозиметром» | Инструктаж по ТБ | |
68 | 20 | Контрольная работа № 4 «Квантовые явления» | Квантовые явления |
Организация текущего и промежуточного контроля знаний учащихся предусматривает проведение лабораторных работ и лабораторных опытов, самостоятельных и контрольных работ как в традиционной, так и в тестовой формах.
Перечень учебно-методического обеспечения
Основная учебная литература для учащихся:
- Перышкин А.В. Физика. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / А.В. Перышкин. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.
- Перышкин А.В. Физика 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / А.В. Перышкин. – 13-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.
- Перышкин А.В. Физика. 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. – 15-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.
- Лукашик В.И., Е.В. Иванова. Сборник задач по физике, 7-9 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / 25-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
Дополнительная литература для учащихся:
Основная литература для учителя:
- Годова И.В. Физика. 7 класс. Контрольные работы в НОВОМ формате. – М.: «Интеллект-Центр», 2011.
- Годова И.В. Физика. 8 класс. Контрольные работы в НОВОМ формате. – М.: «Интеллект-Центр», 2011
- Годова И.В. Физика. 9 класс. Контрольные работы в НОВОМ формате. – М.: «Интеллект-Центр», 2011
- Контрольно-измерительные материалы. Физика: 7 класс/Сост. Н.И. Зорин. – М.: ВАКО, 2012.
- Контрольно-измерительные материалы. Физика: 8 класс/Сост. Н.И. Зорин. – М.: ВАКО, 2012.
- Контрольно-измерительные материалы. Физика: 9 класс/Сост. Н.И. Зорин. – М.: ВАКО, 2012.
- Камецкий С.Е., Орехов В.П. Методика решения задач по физике в средней школе. М. 1971
- Лукашик В.И., Е.В. Иванова. Сборник задач по физике, 7-9 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / 25-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
Дополнительная литература для учителя:
[1] Время проведения лабораторной работы может варьироваться от 10 до 45 минут
[2] Время проведения самостоятельных работы и контрольных работ может варьироваться от 10 до 45 минут
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...
Рабочая программа по физике ФГОС 7 класс + внеурочная деятельность "Творческая мастерская по физике"
Рабочая программа реализуется в учебнике А.В.Пёрышкина «Физика» для 7 класса системы «Вертикаль» (М.:Дрофа, 2013) и ориентирована на учащихся 7 кл....
Рабочая программа по физике ФГОС 8 класс + внеурочная деятельность "Знатоки физики"
Рабочая программа реализуется в учебнике А.В.Пёрышкина «Физика» для 8 классов системы «Вертикаль» (М.:Дрофа, 2014) и ориентирована на учащихся 8 классов....
Рабочая программа по физике для 10 класса по учебнику Г.Я.Мякишев ,Б.Б.Буховцев Физика 10
Рабочая программа по физике для 10 класса по учебнику Г.Я.Мякишев,Б.Б.Буховцев 10 класс...
Рабочая программа по физике для 11 класса по учебнику Г.Я.Мякишев ,Б.Б.Буховцев Физика 10
Рабочая программа по физике 11 класс...
Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...