Законы постоянного тока (Обобщающий урок- физика.
видеоурок по физике (10 класс) по теме
Вступительное слово учителя: Цели и задачи, оборудование. Эпиграф....
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zakony_postoyannogo_toka.doc | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Законы постоянного тока (обобщающий урок).
( 2 часа) 10 класс.
Цели: систематизировать знания по теме «Законы постоянного тока», развить навыки решения экспериментальных, расчетных и качественных задач.
Оборудование к уроку: компьютер, источник тока, резистор, лабораторный амперметр, вольтметр, ключ, реостат, соединитель-
ные провода, карта маршрутов, карточки с условием задач.
Ход урока:
- Организационный момент.
Эпиграф: Науку все глубже постигнуть стремись,
Познанием вечного жаждой томись,
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет.
Фирдоуси
(Персидский и таджикский поэт).
Вступительное слово учителя.
Сегодня вспоминаем все о токах-
Заряженных частиц потоках.
И про источники, про схемы,
И нагревания проблемы,
Ученых, чьи умы и руки
Оставила свой след в науке.
Приборы и цепей законы,
Кулоны, Вольты, Ватты, Омы.
Решим, расскажем, соберем,
Мы с пользой время проведем!
Здравствуйте, ребята. Вам сегодня предстоит сдать зачет по теме «Законы постоянного тока» и посвятим этот урок известному немецкому ученому Г. Ому (доклад ученика).
Георг Ом (1787- 1854) – немецкий физик- экспериментатор. Он родился 16 марта 1787 года в семье слесаря. Отец придавал большое значение образованию детей. Хотя семья постоянно нуждалась, Георг учился сначала в гимназии, а потом в университете. Сначала он преподавал математику в в одной из частных школ Швейцарии. Физикой Георг Ом стал интересоваться позже. Свою научную деятельность начал с ремонта приборов и изучения научной литературы. Создание первого гальванического элемента открыло перед физиками новую область исследований, и Ом сделал важнейший шаг на пути создания теории электрических цепей. В 1825 году он представил научному миру плоды своего труда в виде статьи, которую озаглавил «Предварительное сообщение о законе, по которому металлы проводят электричество». Сейчас это сообщение мы называем законом его имени. В честь этого ученого также названа единица сопротивления.
Учитель: Перед вами кроссворд. Отгадав его можно, можно узнать, как называют человека, готового помочь в любую минуту.
5
1 2 3 4 6 7 8 9
По вертикали:
- Вид материи, существующей вокруг любого заряда.
- Прибор для регулировки силы тока в цепи.
- Прибор для измерения сопротивления.
- Фамилия ученого, в честь которого названа единица измерения напряжения.
- Величина, равная отношению работы ко времени, в течение которого эта работа была совершена.
- Вещество, не проводящее электрический ток.
- Величина, равная отношению работы сторонних сил по перемещению заряда к величине этого заряда.
- составная часть электрической цепи.
- Единица измерения заряда.
Ответы: поле, реостат, омметр, Вольта, мощность, диэлектрик, напряжение источник, кулон.
Учитель. В выделенных клетках получилось слово «проводник». Вспомните , что такое проводник?
Ответ. Проводником называется вещество, проводящее электрический ток.
Учитель. Теперь я вижу, что вы готовы к сдаче зачета.
Класс делится на две группы, и каждая идет по своему маршруту.
Первая группа сдает зачет по теории, выполняя тест( компьютер).
Электрическим током называется…
- тепловое движение молекул вещества.
- хаотичное движение электронов.
- упорядоченное движение заряженных частиц.
- беспорядочное движение ионов.
- среди ответов нет правильного.
Какая формула выражает закон Ома для участка цепи?
- I=q/t
- A=IUt
- P=IU
- I=U/R
- R=ρl/S
Сопротивление проводника зависит от…
- силы тока в проводнике.
- напряжения на концах проводника.
- от материала, из которого изготовлен проводник, от его длины и площади поперечного сечения.
- только от его длины.
- только от площади поперечного сечения.
Сопротивление двух последовательно соединенных проводников равно…
- сопротивлению одного из них.
- сумме их сопротивлений.
- разности их сопротивлений.
- произведению сопротивлений.
Какая из формул выражает закон Ома для полной цепи?
- Q=IUt
- I=U/R
- E=A/q
- P=IU
- I=э.д.с./(R+r)
За направление тока принимают…
- движение нейтронов.
- движение протонов.
- движение электронов.
- движение положительно заряженных частиц.
- движение элементарных частиц.
Согласно закону Джоуля- Ленца, количество теплоты, выделяемое проводником с током пропорционально …
- силе тока, сопротивлению, времени.
- квадрату силы тока, сопротивлению и времени.
- квадрату напряжения, сопротивлению и времени.
- квадрату сопротивления, силе тока и времени.
- напряжению, квадрату сопротивления и времени.
Три резистора сопротивлением 6 Ом каждый соединены параллельно. Чему равно их общее сопротивление?
- 18Ом.
- 6 Ом.
- 12Ом.
- 3Ом
- 2Ом.
Силу тока на участке цепи измеряют…
- амперметром.
- вольтметром.
- омметром.
- манометром.
- динамометром.
Коды правильных ответов.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
3 | 4 | 3 | 2 | 1 | 2 | 3 | 3 | 3 | 1 | 5 | 4 | 2 | 5 | 1 |
Остальные ученики получают карточки с условием задач, которые разделены на три группы по сложности. Задачи первой сложности оцениваются в три балла, второй- в четыре, третьей в- пять. Каждый ученик может выбрать себе задачу по своим возможностям.
Задачи для зачета по теме «Законы постоянного тока»
- (3 балла).
- Сопротивление резистора R2 в 2 раза больше сопротивления R1. На каком из резисторов за одно и тоже время выделится большее количество теплоты? Ответ объяснить.
R1 R2
- Одинакова ли мощность тока в резисторах на схеме? R1=10Oм, R2=5Ом.
R1 R2
- На цоколе лампы написано: 220В; 25Вт. Найдите сопротивление лампы.
II. (4 балла).
- Даны три резистора сопротивлением по 2 Ом каждый. Сколько разных значений сопротивления можно получить, соединяя резисторы по -разному?
- За 50с электрическая печь, потребляющая ток силой 30А, выделяет 300кДж тепла. Определите напряжение сети.
- Обмотка реостата сопротивлением 84Ом выполнена из никелиновой проволоки с площадью поперечного сечения 1мм. Какова длина проволоки?
- Можно ли включить в сеть с напряжением 220В прибор на котором написано: 2000 Ом, 0,2А?
- Найти силу тока в стальном проводнике длиной 10м и сечением 2мм, на который подано напряжение 12 мВ.
- В проводнике течет постоянный ток. За 30минут протекает заряд величиной 1,8 Кл. Определите величину силы тока.
III. (5 баллов).
- Генератор ЭДС в 80В и внутренним сопротивлением 0,2 Ом соединен со сварочным аппаратом, имеющим сопротивление
0,5 Ом. Подводящие провода имеют сопротивление 0,1 Ом. Определите силу тока в цепи, напряжение на клеммах сварочного аппарата, ток короткого замыкания.
2. Внутреннее сопротивление батареи от карманного фонаря равно 0,5 Ом. Вольтметр в отсутствии нагрузки показывает на ней напряжение 1,5В. Каково напряжение на полюсах батареи, если замкнуть на нагрузку сопротивлением 1 Ом?
- Электромотор включен в сеть постоянного тока с напряжением 220Вю Сопротивление обмотки мотора 5,0 Ом. Сила потребляемого тока- 10 А. Найдите механическую мощность двигателя и его КПД.
Учитель: Маршрут №3 выбирает ученик, уверенный в том, что полученные знания сможет применить для решения практической задачи.
Задача. Собрать цепь по схеме, включив в нее проволоку из известного материала и определить для нее как можно больше физических величин.
А
V
Что можно определить?
- Удельное сопротивление ( по таблице в справочнике).
- Длину (измеряется линейкой).
- Диаметр (измеряется штангенциркулем).
- Площадь (рассчитывается по формуле S=Πd²/4)
- Рассчитать сопротивление по формуле R=ρI/S/
- Силу тока ( измеряется амперметром).
- Напряжение ( измеряется вольтметром)
- Мощность тока в резисторе (рассчитывается по формуле P=IU).
- Работу тока за любой промежуток времени ( рассчитывается по формуле A= Pt)
10. Количество теплоты ( рассчитывается по закону Джоуля-Ленца).
На сдачу зачета отводится 15-18 минут для каждого этапа маршрута.
Отметки, полученные при выполнении теста и при решении задач, выставляются в ведомость.
Фамилия, имя уч-ся | Отметка за теорию | Отметка за решение задач |
1. | ||
2. |
Задание на дом. Повторить формулы и решить оставшиеся задачи.
Подведение итогов урока. Выставление оценок в журнал.
Заключительное слово учителя : Ребята! Сегодня мы славно потрудились при решении теоретических и экспериментальных задач. Этим доказательством являются ваши оценки. Теперь любые задания на законы «Постоянного тока» вам по плечу.
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект обобщающего урока "Законы постоянного тока"
Урок повторения и обобщения знаний при решении расчетных,качественных и экспериментальных задач по теме "Законы постоянного тока"...
Повторительно обобщающий урок "Законы постоянного тока"
Презентация к уроку...
Обобщающий урок в 10 классе по теме: "Законы постоянного тока".
урок- соревнование по теме "Законы постоянного тока" где в нетрадиционной форме развиваются навыки решения экспериментальных, расчетных и качественных задач....
КР по физике " Законы постоянного тока", 8 класс
2 вариант, КР по физике...
ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК ПО ФИЗИКЕ (8 класс) Раздел: Законы постоянного тока.
ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК ПО ФИЗИКЕ (8 класс).Раздел: Законы постоянного тока. Автор учитель информатикиМАОУ СОШ №43ПОГНАЕВА Л.С. Назначение и цели ресурса: В процессе...
Презентация по физике на тему "Законы постоянного тока"
Презентация предназначена для использования на занятиях по физике для студентов СПО...
Методическая разработка: "QR код на уроках физики «Законы постоянного тока» с применением интерактивного маршрутного листа"
Эффективной технологией, которую можно использовать в образовательном процессе, является технология QR-кодов. Применение этой технологии в образовании дает положительные результаты. Можно закодировать...