Зачёт по темам 10 класс
методическая разработка по физике (10 класс) по теме

Ялыгина Наталья Викторовна

вопросы к зачёту по физике 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zachyotnoe_zanyatie_po_tem.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

Зачётное занятие по теме

«Температура. Энергия теплового движения молекул».

Контрольные вопросы.

1. Дайте определение термодинамической системы, состояния теплового равновесия. Что   характеризует температура? Как она измеряется на практике? Почему в физике для установления рациональной температурной шкалы в качестве термометрического тела используют разряженный газ?

2. Какой микропараметр одинаков для всех газов в состоянии теплового равновесия?   Какую комбинацию макропараметров любого разряженного газа можно считать только функцией температуры? Напишите формулу, на основании которой вводится температурная шкала, не зависящая от термометрического тела. Какие выводы можно сделать на основании этой формулы?

3. Какую температуру называют абсолютным нулём? Какой температуре по шкале Цельсия соответствует абсолютный нуль температуры? Расскажите об абсолютной шкале температур, её единице. Какова связь между температурой по шкале Цельсия и температурой по абсолютной шкале? Определите связь между средней кинетической энергией Е поступательного движения молекул газа и абсолютной температурой Т.


Зачётное занятие по теме

«Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы»

Контрольные вопросы.

  1. Запишите уравнение состояния идеального газа (уравнение Менделеева-Клайперона). Дайте определение изопроцесса. Сформулируйте и запишите закон Бойля-Мариотта. Нарисуйте график изотермического процесса в координатах (р, V), (p, T), (V,T).
  2. Дайте определение изобарного процесса. Сформулируйте и запишите закон Гей-Люссака. Нарисуйте график изобарного процесса в координатах (V, T), (V,t), (p,V), (p,T).
  3. Дайте определение изохорного процесса. Сформулируйте и запишите закон Шарля. Нарисуйте график изохорного процесса в координатах (p, T), (p, t), (p, V), (V, T).


Зачётное занятие по теме

«Взаимные превращения жидкостей и газов».

Контрольные вопросы.

  1. Какой процесс называется парообразованием? Испарением? Что называют паром жидкости? Почему в результате испарения жидкость охлаждается? Какой процесс называется конденсацией? Опишите состояние динамического равновесия жидкости и пара. Какой пар называется насыщенным?
  2. Какой процесс называется кипением жидкости? Сформулируйте условие начала кипения жидкости. Как зависит температура кипения жидкости от внешнего давления? Дайте определение критической температуры. Можно ли при температуре выше критической газ перевести в жидкость, повышая давление?
  3. Дайте определение и назовите единицы абсолютной и относительной влажности воздуха. Какую температуру называют точкой росы? Какими приборами измеряют относительную влажность воздуха? Перечислите явления в природе или технике, в которых необходимо учитывать влажность воздуха.

Зачётное занятие по теме «Твёрдые тела».

Контрольные вопросы.

  1. Что называется деформацией? В чём причина деформации? Какие деформации называют упругими (неупругими)? Перечислите четыре вида упругих деформаций. Что называют абсолютным |∆ℓ|, έ, δ. Сформулируйте и запишите закон Гука для упругих деформаций.
  2. Раскройте физическую сущность модуля Юнга. Чем различаются предел пропорциональности σ п  и предел упругости σ уп данного материала? Что происходит с испытуемым образцом в случае, когда механическое напряжение превышает предел его упругости? Расскажите о текучести образца. Что называют пределом прочности σ пч образца? Запасом прочности? Нарисуйте диаграмму растяжения образца.

Зачётное занятие по теме «Электрический ток, в газах»

Контрольные вопросы.

  1. Почему газы в обычном состоянии являются диэлектриками? Какой процесс позволяет создать в объеме газа носители электрического тока? Какими путями можно осуществить ионизацию газа? Дайте понятие газового разряда. Что нужно для его протекания? При каком условии в газе, подверженном действию ионизатора, наблюдается динамическое равновесие между процессами ионизации и рекомбинации?
  2. Какой газовый разряд называется несамостоятельным? Почему с увеличением напряжения между электродами сила тока сначала растет, а затем, при достижении некоторого напряжения, остаётся неизменной (наступает состояние насыщения)? Дайте определение тока насыщения и напишите формулу для расчета его силы.
  3. Почему при дальнейшем увеличении напряжения между электродами сила тока начинает круто возрастать? Дайте понятие ударной ионизации, раскройте её механизм. В чём причина возникновения вторичной эмиссии электронов? Как называется напряжение, при котором несамостоятельный газовый разряд переходит в самостоятельный? Сам процесс такого перехода?
  4. Какие виды самостоятельного газового разряда вы знаете? Где они встречаются? Как используются?
  5. Какое состояние газа называется плазмой? Где плазма встречается? Перечислите основные свойства плазмы и области её практического применения. Расскажите о МГД-генераторе.

Зачётное занятие по теме

«Электроёмкость. Конденсаторы».

Контрольные вопросы.

  1. Какую физическую величину называют электроёмкостью уединенного проводника? От чего она зависит? В каких единицах измеряется? Как вычислить электроёмкость уединенного проводящего шара, находящегося в вакууме? В диэлектрике?
  2. Какую физическую величину называют электроёмкость двух проводников? Проведите расчет радиуса проводящего шара, имеющего электроёмкость 1 Ф.
  3. Какую систему называют конденсатором? Плоским конденсатором? Сферическим конденсатором? Получите выражение для расчета электроёмкости плоского конденсатора.
  4. Получите выражение для расчета энергии электрического поля конденсатора.
  5. Что понимают под объёмной плотностью энергии электрического поля? Проведите её расчет для электрического поля плоского конденсатора в вакууме и в присутствии диэлектрика.

Зачётное занятие по теме

 «Электрическое поле в диэлектриках».

Контрольные вопросы.

  1. Какие вещества называются диэлектриками (изоляторами)? Чем различается строение полярных и неполярных молекул? Что происходит с полярными и неполярными молекулами во внешнем электрическом поле? Какие диэлектрики называют полярными? Неполярными? Почему в отсутствии внешнего электрического поля внутри полярного диэлектрика также отсутствует?
  2. Какой процесс называют поляризацией диэлектрика? Расскажите, используя пояснительные рисунки, о поляризации полярных и неполярных диэлектриков.
  3. Почему поляризация приводит к ослаблению внешнего электрического поля внутри диэлектрика? Сделайте пояснительный рисунок. Какую физическую величину называют диэлектрической проницаемостью среды? Какова единица измерения этой физической величины?
  4. Запишите закон Кулона для взаимодействия двух точечных электрических зарядов в диэлектрике. Как вычислить напряженность электрического поля, созданного в данной точке однородного диэлектрика точечным электрическим зарядом? Заряженным проводящим шаром?

Зачетное занятие по теме «Внутренняя энергия.

 Работа в термодинамике. Количество теплоты».

Контрольные вопросы.

  1. Что понимают под внутренней энергией одноатомного идеального газа? Получите выражение для её расчета и расчета её изменения. Почему внутренняя энергия реальных газов, жидкостей и твёрдых тел зависит от температуры, но и от объема?
  2. Чем является работа, совершённая системой в том, или ином процессе? Как рассчитать работу А' газа при изменении ∆V его объема и работу А внешних сил над газом?

            Дайте определение процесса теплообмена (теплопередачи). Назовите три вида

            теплопередачи. Что называется количеством теплоты? Назовите единицу

            количества теплоты Q в системе СИ.

  1. Напишите и прочтите формулу для расчета количества теплоты, полученного телом массой m при нагревании или отданного им при охлаждении от температуры  до температуры .

Дайте определение и назовите единицу (в системе СИ) удельной теплоёмкости с вещества; удельной теплоты L парообразования (конденсации); удельной теплоты λ плавления (кристаллизации); удельной теплоты q теплоёмкости С тела.

 


Зачётное занятие по теме «Основы МКТ»

Контрольные вопросы.

  1. Сформулируйте основные положения МКТ. Какие явления подтверждают исходные положения МКТ? Дайте определение количества вещества, моля, молярной массы. Чему равна постоянная Авогадро?
  2. Напишите формулы для определения: а) молярной массы; б) массы вещества; в) количества вещества. Дайте определение броуновского движения и объясните его причину.
  3. Дайте определение идеального газа. При каких условиях реальный газ можно описывать моделью идеального газа? Объясните причину давления газа на стенки сосуда. Запишите основное уравнение МКТ идеального газа. Какие микро- и макропараметры оно связывает?

Зачётное занятие по теме

«Первый закон термодинамики. Тепловой двигатель».

Контрольные вопросы.

  1. Сформулируйте и запишите (в виде формулы) в двух вариантах I закон термодинамики. Получите выражение I закона термодинамики для изобарического (изобарного) и изохорного процесса в идеальном одноатомном газе. Напишите выражение для удельной теплоёмкости Сv идеального одноатомного газа при постоянном объёме и удельной теплоёмкости Ср идеального одноатомного газа при постоянном давлении.
  2. Получите выражение I закона термодинамики для изотермического процесса в идеальном одноатомном газе. Какая система называется теплоизолированной? Сформулируйте I закон термодинамики для адиабатного (адиабатического) процесса. Запишите и прочтите уравнение теплового баланса для теплоизолированной системы.
  3. Дайте определение теплового двигателя; замкнутого и разомкнутого цикла его работы. Сформулируйте условие совершения тепловым двигателем полезной работы. Назовите три основные части любого теплового двигателя. Нарисуйте принципиальную схему теплового двигателя и по ней расскажите о его работе.
  4. Перечислите четыре типа тепловых двигателей. Напишите выражение для расчёта КПД теплового двигателя. Дайте определение идеального теплового двигателя. Напишите выражение для расчёта его КПД. Сравните КПД реального и идеального теплового двигателя.
       Зачётное занятие по теме

«Потенциал. Разность потенциалов. Эквипотенциальные

поверхности».

Контрольные вопросы.

  1. Дайте определение потенциала электростатического поля. Какие значения может принимать потенциал? Чем определяется знак потенциала электрического поля в данной точке? Как найти потенциал поля, созданного в данной точке системой зарядов? Что означает потенциальность электростатического поля?
  2. Получите выражение для расчета работы электростатического поля по перемещению заряда q из точки с потенциалом  в точку с потенциалом  (()). Определите отсюда разность потенциалов (напряжение U) двух точек электрического поля. Потенциал, какой точки, как правило, считается равным нулю? Назовите единицу потенциала в системе СИ. Напишите выражение для расчета в данной точке потенциала электростатического поля, созданного: а) точечным зарядом; б) заряженным проводящим шаром. Чему равен потенциал любой точки заряжённого проводящего шара. Чему равен потенциал любой точки заряженного проводящего шара? Напряжённость электрического поля внутри него?
  3. Укажите направление наиболее быстрого изменения потенциала электростатического поля вблизи любой точки. Напишите формулу для расчета модуля напряженности через разность потенциалов. Назовите единицу напряженности электрического поля. Какая поверхность называется эквипотенциальной? Как расположена линия напряженности по отношению к эквипотенциальной поверхности в каждой её точке? Почему работа электростатического поля по перемещению заряда вдоль любой эквипотенциальной поверхности равна нулю?
             Зачётное занятие по теме

«Электрический заряд. Электризация тел. Закон Кулона».

Контрольные вопросы.

  1. Какие взаимодействия называют электромагнитными? Какова роль электрического заряда в этих взаимодействиях? Может ли быть частица без заряда? Заряд без частицы? Как взаимодействуют между собой одноименные заряды? Разноименные? Назовите носители элементарного положительного и отрицательного заряда в природе.
  2. Как выразить электрический заряд любого заряженного тела через элементарный заряд? Какое тело называется наэлектризованным? Раскройте физическую сущность процессов, протекающих при электризации тел трением: физическую сущность процессов, протекающих при электризации тел трением:

А)  Сколько тел участвует в этом процессе?

Б)  Можно ли брать два тела, изготовленные из одинаково материала? Почему?

В)  Каков знак образовавшегося заряда на телах? Модуль?

Г)  Какова роль трения в этом процессе? Можно ли два различных тела наэлектризовать

      непосредственным соприкосновением, без трения?

Д)  Почему для электризации трением берут только хорошие диэлектрики-янтарь, стекло,

      шёлк, эбонит и т.д или пару диэлектрик-металл, но не пару металл-металл?

  1. Сформулируйте и запишите закон сохранения электрического заряда замкнутой системы

Дайте определение точечного электрического заряда. Сформулируйте и запишите закон

       Кулона. Раскройте физическую сущность константы k в законе Кулона. Назовите

       единицу электрического заряда в системе СИ. Чему равен модуль элементарного заряда?

       Выразите коэффициент k в записи закона Кулона через электрическую постоянную


Зачётное занятие по теме «Магнитное поле».

Контрольные вопросы.

  1. Дайте определение магнитного поля. Что является источником магнитного поля? Какое магнитное поле называется стационарным? Что иллюстрирует опыт Эрстеда? Что является индикатором магнитного поля? Назовите силовую характеристику магнитного поля. Укажите её направление для магнитной стрелки и замкнутого контура с током.
  2. Сформулируйте правила буравчика для прямого и крутого тока (сделайте пояснительные рисунки). В чем заключается ориентирующее действие магнитного поля? Какое магнитное поле называется однородным? Неоднородным? Дайте определение силовых линий магнитного поля.
  3. Почему магнитное поле называется вихревым? Какие выводы можно сделать, исходя из замкнутости его силовых линий? Изобразите (с помощью линий индукции В) магнитное поле прямого тока, текущего: (1) на нас; (2) от нас; (3) в плоскости рисунка вправо; (4) в плоскости рисунка влево. Изобразите магнитное поле соленоида (прямой катушки с током).
  4. Сформулируйте и запишите закон Ампера (сделайте пояснительный рисунок). Как определяется направление силы Ампера?
  5. Сформулируйте и запишите принцип суперпозиции для магнитных полей. Определите модуль вектора магнитной индукции через действие поля на плоский замкнутый контур с током.
  6. В каком случае на электрический заряд со стороны магнитного поля действует сила Лоренца? Напишите выражение для расчета модуля силы Лоренца. Сформулируйте правило левой руки для определения направления силы Лоренца (сделайте пояснительный рисунок). Как определить направление силы Лоренца в случае движения в магнитном поле отрицательного электрического заряда? Сделайте пояснительный рисунок.
  7. Почему вектор магнитной индукции В в однородной среде отличается от вектора В0 в той же пространства в вакууме? Что называется магнитной проницаемостью среды? Какова её единица?
  8. Раскройте содержание гипотезы Ампера о молекулярных токах. Объясните, исходя из этой гипотезы, одинаковое поведение в магнитном поле магнитной стрелки и контура с током. Как возникает магнитное поле в ферромагнетиках? Что понимают под температурой Кюри?
  9. Расскажите о свойствах ферромагнетиках и области их применения.

Зачётное занятие по теме «Напряженность

электрического поля. Проводники в электрическом поле».

Контрольные вопросы.

  1. Перечислите свойства электрического поля. Что является источником электрического поля? Какое поле называют электростатическим? Дайте определение и напишите выражение для силовой характеристики электрического поля-напряженности Е. Назовите единицу напряженности в системе СИ. Напишите формулу для расчета напряженности электрического поля, созданного в данной точке точечным электрическим зарядом.
  2. Как направлен в данной точке вектор напряженности Е электрического поля точечного заряда q, если знак заряда q-положительный? Отрицательный? Сделайте пояснительный рисунок. Сформулируйте и запишите принцип суперпозиции электрических полей. Сделайте пояснительный рисунок. Дайте определение силовых линий или линий напряженности. Что характеризует густота линий напряженности в данной области? Изобразите электрическое поле точечного положительного и отрицательного заряда.
  3. Где начинается и где заканчивается линии напряженности электростатического поля? Какое электрическое поле называют однородным? Как такое поле изображается графически? Опишите (графически и формулой) электрическое поле проводящего заряженного шара. Почему электрическое поле внутри заряженного проводящего шара отсутствует?
  4. Дайте определение свободных электрических зарядов. Почему металлы являются хорошими проводниками электрического тока? Какое явление называют электростатической индукцией? Почему внутри проводника, помещенного во внешнее электрическое поле, электрическое поле отсутствует? Почему во всех точках поверхности заряженного проводника напряженность электростатического поля перпендикулярна к его поверхности? Расскажите об опыте Иоффе-Милликена.
  5. Дайте определение поверхностной плоскости σ заряда q, распределенного по поверхности площадью S. Назовите единицу измерения поверхностной плотности заряда в системе СИ. Напишите выражение для расчета напряженности электрического поля, созданного:

А) Равномерно заряженной бесконечной плоскостью;

Б) Двумя разноименно и равномерно заряженными бесконечными плоскостями (в пространстве между ними и вне).


Зачетное занятие по теме «Законы постоянного тока».

Контрольные вопросы.

  1. Что называется электрическим током? Какого его направление? Перечислите и кратко охарактеризуйте действия электрического тока. Дайте определение силы тока. Какой ток называется постоянным? Назовите единицу силы тока в системе СИ. Как она определяется?
  2. Сделайте пояснительный рисунок и вывод формулы для силы тока I в проводнике и плотности тока j. Назовите единицу плотности тока.
  3. Каковы условия возникновения и существования электрического тока в веществе? Почему при протекании по проводнику постоянного электрического тока между его концами должна поддерживаться постоянная разность потенциалов? Как меняется потенциал вдоль проводника с током? Сформулируйте и запишите закон Ома для участка цепи.
  4. Почему металлический проводник оказывает сопротивление электрическому току? От чего зависит сопротивление проводника? Чему численно равно удельное сопротивление проводника? Когда сопротивление проводника равно 1 Ом? Назовите единицу удельного сопротивления в системе СИ и в технике.
  5. Сформулируйте и запишите законы последовательного и параллельного соединения проводников.
  6. Каким прибором измеряют силу тока? Напряжение? Каково условное изображение этих приборов на схеме? Как включается в цепь амперметр? Вольтметр?
  7. Напишите выражение для вычисления работы А электрического поля при перемещении заряда ∆q. На изменение, какого вида энергии проводника затрачивается совершенная электрическим полем работа при перемещении по нему заряда (при условии, что на участке цепи не совершается механическая работа и ток не производит химических действий)?
  8. Почему электростатическое поле не может обеспечить протекание по проводнику постоянного электрического тока? Какие силы, действующие на свободные электрические заряды в проводнике, называются сторонними? Какие устройства создают сторонние силы? Как движутся электрические заряды внутри источника тока под действием сторонних сил? К чему это приводит? Создаются ли при этом новые электрические заряды?
  9. Какая физическая величина называется электродвижущей силой έ (ЭДС)? Назовите единицу ЭДС. Получите выражение для расчета силы тока в полной (замкнутой) цепи (опираясь на закон Джоуля-Ленца). Прочтите закон Ома для полной (замкнутой) цепи.
  10. Получите выражение для ЭДС έ цепи в случае, когда сопротивление R внешнего участка цепи гораздо больше внутреннего сопротивления r источника тока (R>>r). Как можно вольтметром измерить ЭДС έ источника тока? Расскажите о режиме короткого замыкания в цепи. Почему он является аварийным режимом?
  11. Чему равна полная ЭДС нескольких последовательно соединенных источников тока? Как при обходе контура выбирают знак ЭДС έ данного элемента?
  12. Напишите закономерности параллельного соединения элементов с ЭДС έ, έ. . . έ и внутренним сопротивлением r, rr.


Зачётное занятие по теме «Электрический ток в металлах,

 полупроводниках, вакууме и электролитах».

Контрольные вопросы.

  1. Чем обусловлена хорошая проводимость металлов? Каков характер движения свободных электронов в металле в отсутствие электрического поля? Под действием электрического поля? Почему скорость дрейфа свободных электронов со временем не увеличивается? Проведите качественный вывод формулы закона Ома для участка цепи.
  2. Какие вещества называют полупроводниками? Расскажите о характере взаимодействия атомов в кристаллах германия и кремния. Почему полупроводниковые материалы при низких температурах являются диэлектриками? Какие воздействия на полупроводник позволяют создать в его объёме свободные заряды? Назовите носители положительного и отрицательного заряда, возникающие при разрушении ковалентных связей между атомами полупроводника. Как они будут двигаться под действием электрического поля в проводнике? Как называется такая проводимость полупроводника? Каков её характер?
  3. Опишите характер взаимодействия атомов германия и кремния с атомами трехвалентной примеси (In, B, Al). Что изменится в проводимости полупроводника, если в нем присутствует акцепторная примесь? Как называется полупроводник с избыточной дырочной проводимостью?
  4. Опишите характер взаимодействия атомов германия и кремния с атомами пятивалентной примеси (P, As, Sb). Что изменится в проводимости полупроводника, если в нем присутствует донорная примесь? Как называется полупроводник с избыточной электронной проводимостью?
  5. Расскажите о процессах, протекающих при контакте полупроводников p- и n- типа: а) в отсутствии электрического поля; б) при создании в полупроводниках электрического поля. Нарисуйте вольтамперную характеристику р-n перехода. Почему через р-n переход наряду с прямым током течет и обратный ток?
  6. Что называют полупроводниковым диодом? Как он условно изображается на электрических схемах? Перечислите достоинства и недостатки полупроводниковых диодов по сравнению с электронными двухэлектродными лампами.
  7. Какие устройства называют двухэлектродными лампами? Какое явление называется термоэлектронной эмиссией? Расскажите о термоэлектронной эмиссии с нагретого катода; об устройстве вакуумного диода.
  8. Нарисуйте схемы включения вакуумного диода в электрическую цепь. Опишите работу вакуумного диода в случае положительного и отрицательного потенциала анода. Нарисуйте вольтамперную характеристику вакуумного диода. От чего зависит сила анодного тока Ia при постоянной температуре катода?
  9. Какая вакуумная двухэлектродная электронная лампа называется кенотроном? Где она используется? Что представляют собой электронные пучки? Перечислите свойства электронных пучков.
  10.  Какое устройство называют электронно-лучевой трубкой? Из каких основных элементов она состоит? Как управляют электронным пучком в ЭЛТ? Назовите области применения ЭЛТ.
  11. Какие вещества относят к электролитам? Какова проводимость электролитов? Каков механизм электролитической диссоциации? Напишите несколько реакций распада молекул на ионы. Почему в растворе электролита наблюдается рекомбинация? Когда наступает динамическое равновесие между процессами диссоциации и рекомбинации в растворе электролита? Почему степень диссоциации (отношение числа диссоциированных молекул растворенного вещества к полному числу его молекул) зависит от природы как растворителя, так от природы и растворяемого вещества, от концентрации раствора и его температуры.
  12. Опишите процессы в электролите, возникающие при создании в нем электрического поля. Дайте понятие электролиза. Какие заряженные частицы в растворе электролита называют катионами? Анионами? Перечислите области применения электролиза.
  13. Проведите вывод закона Фарадея для электролиза. Чему численно этой электрохимический эквивалент вещества? Каково наименование этой физической величины?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока. Зачёт по теме "Глагол" в 6 классе

Урок-зачет по теме «Глагол» в 6 классе. Данный урок рассчитан на два часа, разнообразные формы организации работы учащихся (в группах, в парах, индивидуально) позволяют систематизировать и обобщ...

Презентация по теме" Подготовка к зачёту в 4 классе по английскому языку"

В презентации даётся тренировочный материал для подготовки к итоговой аттестации учащихся 4 класса....

Задачи к зачёту по теме "Площади многоугольников", геометрия, 8 класс.

В этой публикации подобраны задачи на вычисление площади и периметра прямоугольника, различных треугольников, параллелограмма, ромба, трапеции. При решении задач необходимо знание формул площадей, тео...

Зачёт по теме "Синтаксис". 5 класс.

Материал разработан для учащихся с задержкой психического развития....

Зачёт по теме Клетка.10 класс

Зачёт по теме Клетка.10 класс...

Урок - зачёт по теме "Кодирование и обработка текстовой информации" 9 класс

обобщить  знания  и умения по теме «Кодирование и обработка текстовой информации»;развития навы­ков использования средств ИКТ для выполнения индивидуаль­ных творческих работ средст­вами MS W...

зачёт по теме "Наречие" 7 класс

Русский язык. Зачёт по теме "Наречие" 7 класс...