Развитие исследовательских навыков по физике на основе проектной деятельности
статья по физике по теме
Предварительный просмотр:
Развитие исследовательских навыков по физике
на основе проектной деятельности
Физика (в переводе с греческого - наука о природе) - наука об общих свойствах и законах движения вещества и поля.
(Малая советская энциклопедия).
Уже в определении физики как науки заложено сочетание в ней как теоретической, так и практической частей. Ведь когда каждый ребенок почувствует эту взаимосвязь, то он сможет многим процессам, происходящим вокруг них в быту, в природе, дать верное теоретическое объяснение.
При традиционной системе обучения практическая работа выполняется учащимися с целью закрепления изученного и в соответствии с предложенной учителем инструкцией. Необходимость активизировать умственную деятельность учащихся и развить их самостоятельность привела к использованию проблемно – исследовательских технологий, где практические работы становятся источником новых знаний. Научно-практическая деятельность учащихся помогает сформировать в каждом ребенке творческую личность с развитием самосознания, позволяет испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих талантов. Дело педагога – создать и поддерживать творческую атмосферу.
Исследовательская практика ребенка – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля учебной деятельности. В фундаменте его исследовательский подход, позволяющий трансформировать обучение в самообучение.
Основные этапы выполнения научно-исследовательских работ учащихся:
- Мотивация;
- Выбор направлений исследований;
- Постановка задачи;
- Фиксация и предварительная обработка данных;
- Обсуждение результатов исследований, выдвижение и проверка гипотез;
- Оформление результатов работы;
- Грамотное представление исследовательской работы;
Под руководством руководителя происходит чудо самосовершенствования, самопознания и самовоспитания.
Специфика научно-практической деятельности школьников в том, что ее главная цель – самореализация личности на основе полученных исследовательских навыков.
Методы организации научно-исследовательской деятельности школьников:
- Изучение литературы и обобщение полученной информации;
- Имитационные и моделирующие методы, позволяющие свести сложное к простому, незнакомое к знакомому;
- Наблюдение;
- Исследование;
- Концептуально-сравнительный, логико-индуктивный, системный, структурно- функциональный и др. виды анализа;
- Выводы.
Выбор методов зависит от особенностей исследуемой проблемы, уровня подготовленности и личностных особенностей учащихся и руководителя. Знание возрастных и психологических особенностей учащихся и умение поддержать из интерес к исследованиям значительно повышает эффективность руководства научно-практической деятельностью. Овладение сложными интеллектуальными операциями и обогащение понятийного аппарата, возрастающий познавательный интерес, стремление к приобретению универсального образования ведут к формированию научно-мировоззренческих знаний школьников, что становится фундаментом их духовной культуры и определяет их жизненные позиции.
Правила выбора темы исследований:
- Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его;
- Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования;
- Тема должна быть оригинальна;
- Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Из опыта работы по организации исследовательской деятельности
«Любопытство - любознательность – познавательная потребность» - этими понятиями обозначается известная каждому педагогу «лесенка», ведущая к вершинам познания.
Развитие творческих способностей помогает человеку быть на высоте, какой бы род деятельности он ни избрал бы в будущем, способствует обогащению внутреннего опыта школьников.
Таким образом, исследовательская работа – это путь формирования особого стиля учебной деятельности, он позволяет трансформировать обучение в самообучение, запускает механизм саморазвития. У школьников появляется потребность узнавать новое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая система Шеремет Е.А.: «Развитие исследовательских навыков учащихся в условиях интеграции урочной и внеурочной деятельности»
В результате накопления педагогического опыта, создания и работы школьного научного общества, проведения регулярных педагогических исследований, посвященных анализу уровня познавательной активности шк...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта: "Практическая деятельность учащихся на уроках химии и биологии, как средство активизации познавательного интереса и развития исследовательских навыков."
Данный педагогический опыт имеет социальную направленность и ориентирован на плодотворное сотрудничество учителя и ученика, продуктом которого станет творческая личность, имеющая сформированную естест...
Статья "Организация учебно-исследовательской работы обучащихся, их участие в проектной деятельности; технологии, методы и приемы развития УУД на уроке истории"
Организация учебно-исследовательской работы обучащихся, их участие в проектной деятельности; технологии, методы и приемы развития УУД на уроке истории...
Развитие творческих способностей учащихся на основе проектной деятельности
Выступления на мо...
Реферат Развитие исследовательских навыков учащихся в процессе проектной деятельности на уроках биологии
Информация об опытеУсловия возникновения опыта. Возникновение и становление опыта проходило в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразова...
Проектная работа на тему «Развитие исследовательских навыков и формирование политических и социальных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания»
Ведущая идея проекта это освоение и применение комплекса современных образовательных технологий, реализующих системно – деятельностный подход в обучении...
Развитие исследовательских навыков младших школьников во внеурочной и урочной деятельности по английскому языку
В статье обобщается методический опыт по развитию исследовательских навыков младших школьников во внеурочной и урочной деятельности по английскому языку....