Самоанализ раборы для аттестации
материал по физике по теме

Главная цель обучения и воспитания:

«дать человеку деятельность,

которая бы наполнила его душу».

К.Д. Ушинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz.docx120.3 КБ

Предварительный просмотр:

Главная цель обучения и воспитания:

«дать человеку деятельность,

которая бы наполнила его душу».

К.Д. Ушинский

Самоанализ педагогической деятельности учителя физики и математики

МОУ Буйская средняя общеобразовательная школа

Серявиной Любови Константиновны.

Учителем физики и математики я работаю в данной школе с 1986 года, сразу после окончания Бурятского Государственного Педагогического института имени Доржи Банзарова, физико-математического факультета, по специальности математик-физик.  Трудовой педагогический стаж работы составляет 24 года в одной школе. Из них учителем физики 12 лет.

Цель моей работы:  формирование у обучающихся предметной компетентности в области физики, информационной и коммуникативной компетентностей для личностного развития и профессионального определения.

   Для достижения этой цели я ставлю перед собой следующие задачи:

  1. Развивать мышление учащихся, формировать у них умения самостоятельно           приобретать и применять знания,  наблюдать и объяснят физические явления;
  2. Развивать  интерес у школьников к экспериментальным фактам, понятиям, законам, теории, методам физической науки;
  3. Формировать познавательный интереса к физике и технике, развивать творческие способности, осознанные мотивы учения; подготовить к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
  4. Воспитывать чувство ответственности за результаты своего труда; формировать установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе;
  5. Способствовать приобретению опыта проектной деятельности, созданию и изготовлению моделей, коллективной реализации  проектов. 
  6. Развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческихе способностей средствами информационно-коммуникационных технологий;

В своей деятельности опираюсь на Закон РФ «Об образовании», Конвенцию о правах ребёнка,  Устав школы, локальные акты по организации работы образовательного учреждения. Также руководствуюсь основными принципами работы с системным, прикладным и инструментальным программным обеспечением; положениями САНПИНа о правилах безопасного применения компьютерной техники и работы с электричеством и электроприборами. Использую  примерную программу основного общего образования: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень) и авторскую программу  Е.М.Гутника, А.В.Пёрышкина,  «Физика» 7-9 классы, 2004, допущенную Министерством образования РФ, и примерную программу общеобразовательных учреждений. Физика. 10-11 классы. Составители: И.Г. Саенко, В.С. Данющенков, О.В. Коршунова, Н. В. Шаронова, Е.П. Левитан, О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов; «Просвещение», 2007 г. На основе вышеуказанных программ, с учетом возможностей технической базы и  программного обеспечения, я составляю рабочую программу в соответствии с ФГОС по физике от 2004 года и в соответствии с Федеральным перечнем учебников на 2010-11 учебный год, в соответствии с учебным планом ОУ.(см. прил)

Использования  современных образовательных технологий

Личностно-ориентированное обучение на уроках физики

Для достижения задач обучения физике применяю  личностно-ориентированную технологию. Личностно-ориентированное обучение должно обеспечивать развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. Образовательный процесс личностно- ориентированного обучения представляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении. Содержание образования, его средства и методы подбираются и организуются так, чтобы ученик мог проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме.

В основу овладения физическими понятиями и знаниями вкладываю организацию и проведение чисто практических исследований: лабораторные работы по методике Э.М. Браверманн «Шаги познания», и проблемные опыты.

Личностно-ориентированное обучение строится на принципе вариативности, т. е. признании разнообразия содержания и форм учебного процесса, выбор которых должен осуществляться учителем с учетом цели развития каждого ребенка.

В начале учебного года составляю тематическое планирование по курсу физики по всем классам.   В планирование обязательно отвожу отдельную графы, которые называю «исследовательские опыты», графа «практические задания»,   графа «лабораторная работа». Делаю это для того, чтобы учащиеся через практический опыт, через эксперимент или через лабораторную работу могли осознать теоретический материал. Могли представить, где в реальном мире можно пронаблюдать то или иное явление или закон. Включаю, например, такие работы: расширение тел при нагревании; диффузия газов, жидкостей; измерение массы тела с помощью различных весов, включая электронные и старинные; сложение сил, действующих на тело по одной прямой; изготовление и градуирование динамометра; измерение и увеличение силы трения и другие.

Кроме этого провожу гораздо больше демонстраций, чем положено по программе, так как многие демонстрации опытов предлагают сами ученики.

Примерные критерии, позволяющие анализировать деятельность учителя на уроке с личностно - ориентированной направленностью:

 - наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса;

- использование проблемных творческих заданий;

- применение заданий позволяющих самому выбирать тип, вид и форму материала
(словесную, графическую, условно-символическую);

- создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;

- сообщение в начале урока темы, и организации учебной деятельности в ходе урока;

- обсуждение с детьми в конце урока результатов их труда, что запланируем на следующий урок;

- стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию розных способов выполнения заданий;

- оценка при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как
ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чем ошибся;

- отметка, выставляемая ученику, должна аргументироваться по ряду параметров:
правильность, самостоятельность, оригинальность;

- при задании на дом обязательно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

Используя технологию личностно ориентируемого обучения, хочется отметить её плюсы и минусы. Одним из основных проблем при применении личностно-ориентированного обучения считаю то, что при организации исследовательских работ приходится много готовиться дома самому учителю, приходится готовить  много демонстрационного материала, используя при этом не только фабричные приборы, но и такой, например как пластиковые бутылки, гвозди, доски.   Иногда некоторые опыты  не получаются, и приходится терять время на их повторение и анализ причин ошибок.

Некоторые опыты занимают много времени. Бывает, что учащиеся при самостоятельном выполнении лабораторной работы, могут неправильно поставить перед собой цель работы, приходится либо переделывать, или же обратится к тем, у кого правильно.   Таких ребят назначаю консультантами. Они занимаются проверкой результатов, находят причины ошибок. Не критикуют одноклассников, а протягивают руку помощи.

Панорама  уроков, реализующих личностно ориентированное обучение, которые я практикую при обучении физики и математики.

Уроки изучения нового материала без предварительной подготовки учащихся

    Урок- коллективная работа по созданию банка данных

Идея урока. Обращение к уже имеющимся знаниям об объекте или явлении, самостоятельная работа с книгой.

Заполнение в ходе беседы с классом на доске таблицы, где в правой части записываем, что мы знаем о ..., в правой части - чего мы не знаем о ...

    Урок сотрудничества и экспериментов учащихся

Идея урока. Тему урока разбиваю на ряд небольших и разных экспериментальных задач,

решение которых поручаю отдельным группам учащихся. Одного типа задания можно

варьировать, используя различные объекты   ( например, выяснить: выталкивает ли вода погруженные в неё палочку, пластмассовую деталь, деревянный брусок, пенопласт, воск), и таким образом увеличить число работающих групп. Затем полученные результаты учащиеся докладывают классу, и на их основе формулируется общий вывод.

    Урок решения цепочки разных экспериментальных познавательных задач

Весь новый материал разбиваю на ряд фрагментов. Перед каждым ставлю вопрос, а учащиеся в качестве ответа на него выдвигают свои гипотезы, а затем экспериментально проверяют их; вывод формулируют в процессе обсуждения - беседы. После получения ответа на первый я задаю второй; процесс повторяется. Урок завершается общим выводом.

 Урок   переменного диалогового общения

Каждый учащийся получает книгу, статью или тему, найденную в Интернете, и должен ее изучить самостоятельно, то есть прочитать, осознать и записать главную мысль в тетрадь. Затем подойти к любому ученику класса и рассказать, о чем он прочитал, ответить на вопросы. Второй в свою очередь выслушивает первого и рассказывает, что он прочитал в своей статье. Этот урок учит понимать и излагать прочитанное, писать план, по-деловому общаться.

Урок - ролевая игра в институт или лабораторию физических проблем

Класс мысленно превращается в научную лабораторию или научный институт. В институте есть лаборатории - теоретической физики, экспериментальной, прикладной физики, есть библиотека. Класс делю на группы и даю им срочные задания, по какой либо теме. Каждая группа делает свою работу и пишет свой отчет, который должны доложить директору.

Урок - наблюдение

После объявления темы занятия учащимся раздаю листы « Наблюдаю - изучаю» из набора дидактических материалов Э.М. Браверманн «Физика: Наблюдения и эксперименты по методу « Шаги познания». В соответствии с инструкцией , учащиеся выполняют цепочку действий и пишут ответ в свою тетрадь. В конце занятия проводим обсуждение итогов работы.

    Урок - лабораторная работа «Эврика»! (я открываю закон)

Вначале урока делаю краткое сообщение , что в таком то году ученый открыл закон или явление ( называю имя и закон).и предлагаю всем стать исследователями и попытаться самим сделать это же открытие учащиеся выполняют задания «стихийно». В конце урока подводим итоги (например, открытие закона отражения света или открытие явления электромагнитной индукции).

 Урок — самостоятельное научное исследование

Класс разбиваю на группы, в группах учащиеся распределяют роли самостоятельно, назначают теоретика, инженера, лаборанта, начальника. Каждая группа получает набор карт серии» Учусь ставить эксперимент» из набора дидактических материалов Э.М. Браверманн «Физика: Наблюдения и эксперименты по методу « Шаги познания». Всему классу даю задачу на урок, но каждая группа выполняет эти задачи по своему.

Так провожу большинство лабораторных работ. Этот урок конкретизирует методологию экспериментального познания, отрабатывает навык ведения четко спланированного научного исследования.

Особенностью моих уроков является интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, а одним из видов самостоятельной деятельности учащихся, используемых мною, является фронтальный эксперимент.

Фронтальные экспериментальные задания – это кратковременные наблюдения, измерения и опыты, тесно связанные с темой урока. Такие задания позволяют вести изучение теоретических вопросов на экспериментальной основе. Осуществляется он на простейшем оборудовании.  (См. прил)

Уроки изучения нового материала с предварительной подготовкой учащихся

Урок - инициатива учащихся

Каждый ученик класса получает задание: подготовить по данной теме на 5 минут краткое сообщение. Ученики поочередно называют литературный источник, автора, название. Все названия записываю на доске, затем все вместе составляем очередность выступлений и затем заслушиваем каждого. Слушатели ведут краткие записи. Условие повторять сказанное нельзя, можно лишь добавлять новое. Урок сложен тем, что трудно соблюдать регламент выступления.

Урок - научно- практическая конференция

Этот урок проходит в виде ролевой игры, часть учащихся - эксперты, другие докладчики и слушатели, представители прессы. Выступающим отводится по 5 минут для защиты своего доклада. Эксперты со слушателями имеют право задавать вопросы. После обсуждения, эксперты оценивают работу докладчиков. ( В такой работе чаще всего принимают участие ученики гуманитарии).

Урок, который ведут учащиеся

Главная цель: сделать школьников активными участниками процесса познания, причем используя для этого, простейшие, доступные всем средства. Изложение нового материала

(теории, подкрепленной опытами) и ознакомление с решением новых типовых задач поручается инициативной группе учащихся, которая готовится к этому заранее.

Урок изобретательства

Цель урока: творческое применение знаний в процессе создания новых приборов, моделей, пособий. Модели учащиеся готовят дома, в классе они их защищают, демонстрируют их работу, рассказывают, где их можно использовать.

 Уроки контроля знаний

  Урок — тематический зачет

На дополнительном занятие, во внеурочное время, провожу опрос сильных учеников. Их может быть 3 или 4, они приходят по желанию. У некоторых из них часть зачета может быть уже сдана. Эти учащиеся в дальнейшем на уроке, выступают в роли учителя. Остальные ученики отчитываются перед ними по трем направлениям: теория, практика и решение задач. Занятие обычно двухчасовое.

   Урок контрольная работа

   Урок - тестовая работа с использованием компьютерной программы СТ М – Тест.         

Информационные  технологии.

   Стараюсь активно использовать «компьютерный потенциал» своего кабинета физики. Физический эксперимент, проведение которого в условиях кабинета физики невозможно, демонстрируются  виртуально. В кабинете имеется большой набор заданий, тренингов, виртуальных лабораторных работ, тестов, которые позволяют активизировать учебный процесс, увеличить плотность уроков.

При проведении занятий  постоянно использую мультимедийные диски, разработанные специалистами ФИЗИКОНа: Открытая физика 1-2 часть; Открытая астрономия; Физика в картинках. Физика 1С «Физика 10-11 классы для подготовки к ЕГЭ», курс физики ХХI века, а также диски серии Виртуальная школа Кирилла и Мефодия  Уроки Физики с 7 по 11 класс, алгебра и геометрия 7 класс, видео фильмы по физике.

Использование информационных технологий позволяет  сделать учебный процесс наглядным, интересным, понятным, стимулирующим познавательную активность, знакомит учащихся с передовыми идеями современной науки.

Использование тренировочных заданий, лабораторных работ и тестовых тренингов позволяет лучше подготовиться к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

Мультимедийные продукты, созданные учащимися,  активно используются при проведении занятий в своем классе а также на уроках в начальной школе и уроках природоведения. Такая деятельность побуждает изучать предмет более глубоко и заинтересовано.

В таблице приведены примеры некоторых работ учащихся, имеющихся в кабинете физики.

Ф.И.О.

класс

год

Название мультимедиа продукта

Вид продукта

1

Борисова Женя

11

2010

 Радиоволны»

Презентация

2

Кузнецова Юля

11

2010

«Радиолокация»

Презентация

3

Столбикова Юля

9

2010

« Исаак Ньютон»

Презентация

5

Дульянинова  Яна

9

2006

«Законы Ньютона»

Презентация

6

Крупенникова Оля

8

2010

«Кто рисует узор на стекле»

Презентация

7

Мостовая Надя

8

2010

«Почему у снежинки такая форма»

Презентация

8

Дульянинова Лена

9

2008

«Открытие Нептуна»

Презентация

9

Бурцева Даша

11

2008

«Шум»

Презентация

10

Бурцев Саша

11

2010

«Никола Тесла»

Презентация

Метод проектов

Мировая педагогическая практика показывает, что одной из образовательных технологий, поддерживающих компетентностный подход в образовании, является метод проектов. Метод проектов – это некоторый способ достижения дидактической цели через детальную разработку обозначенной проблемы, которая должна завершиться реальным, практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Основные требования к использованию метода проектов описанные в сборнике “Методология учебного проекта” – М.: МИПКРО, 2000 год, автор Полат Е.С. ИОСО РАО, доктор педагогических наук, выглядят так:

Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например, сообщение или доклад на уроке, выступление на научно-практических конференциях и т.д.).

Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время.

Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей).

Использование исследовательских методов, предполагает:

определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования; выдвижение гипотезы их решения; обсуждение методов исследования; оформление конечных результатов; анализ полученных данных; подведение итогов; корректировка; выводы.

Типология проектов самая различная: исследовательский, творческий, ролево-игровой, практико-ориентированный, но меня, как преподавателя физики больше интересуют проекты исследовательские, проекты полностью подчинены логике пусть небольшого, но исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов.

В третьей четверти я набрала детей, которые проявили яркий интерес к физике, в кружок «Интеллектуал».  Их оказалось 6 человек, двое проявили интерес к теоретическому исследованию, а четверо увлеклись техническим проектированием.   По программе работы с одаренными детьми, я научила их правилам оформления научных докладов, требованиям к проведению научно-исследовательской работы. По завершению курса учащиеся взяли на лето темы своих будущих проектов.

Четыре ученика оформили проекты моделей уже в 7 классе и приняли участие в Районной выставке технического творчества, где 2 ученика заняли призовые места с моделью, движущихся с помощью электромотора, автомобиля и трактора.

Учась уже в 8 классе, Бурцева Даша и Серявин Вася приняли участие в Районной и Республиканской научно практической конференции «Шаг в будущее», где Даша заняла уже призовое место с докладом «Шум. Его влияние на человека». А Некипелов Саша занял два первых места на районной выставке «Дети. Техника. Творчество» с моделями станка и наглядного пособия, Серявин Вася занял 1 место с моделью «Вездеход-болотоход». Трое ребят участвовали в республиканской выставке.

Серявин Вася учась в 9 классе занял 1 место на Республиканской конференции «Шаг в будущее» в секции физика с проектом «Модели сверхтяжелого колесного вездехода и гидропневматической ракеты»

Бурцева Даша учась в 10 классе заняла 4 место на открытой Республиканской олимпиаде «Созвездие». В 2008 году  Серявин  Вася и Бурцева Даша вновь стали призерами открытой Республиканской олимпиады «Созвездие» и  участвовали  в Республиканской научной конференции «Шаг в будущее» с докладами «Электронный прибор, для обнаружения неисправных мест электропроводки» и «Гигиенические особенности питания школьников МОУ Буйская СОШ на основе результатов анкетирования», получили свидетельства и подарки. 

Преимущества метода проектов на лицо: ученик вовлечен в активный творческий процесс получения новых знаний; самостоятельно выполняет тот вид работы, который выбран им самим, участвует в совместном труде и в процессе общения, коммуникации; повышает мотивацию к изучению предмета; приобретает исследовательские навыки. У проектантов формируются различные компетенции. Подробнее остановимся на коммуникативных умениях, под которыми подразумеваются следующие:

- Умение общаться с взрослыми – вступать в диалог,

- задавать вопросы и отвечать на них;

-умение вести дискуссию;

-Умение отстаивать свою точку зрения;

-навыки устного опроса, интрервьюирование;

-Навыки монологической речи.

Используя новые инновационные педагогические технологии  при преподавании  физики, я получила следующие результаты, которые отображены в таблицах и диаграммах (см. прил. ).

Оснащение кабинета физики

Важным условием успешного решения образовательных задач является совершенствование материально-технической базы кабинета физики, оснащение его современным оборудованием. Это позволяет максимально использовать потенциал лабораторно-практических работ для формирования предметных умений обучающихся, развития их интеллектуального потенциала. Например, кабинет оснащен современным комплектом оборудования «L-микро», что даёт возможность учащимся получить практические навыки определения физических величин и проводить учебно-исследовательские работы.

Компьютер с мультимедийным проектором, интерактивная доска, а также традиционные ТСО - телевизор, видеоплейер, позволяют быстро и наглядно продемонстрировать физическое явление, создают условия для работы учащихся. Школьники могут стать участниками виртуального семинара или увидеть эксперимент, проводимый в лучших научных лабораториях страны.  Линия  Интернет, имеющаяся в школе, не позволяет в полном объёме использовать образовательные ресурсы сети Интернет, так как скорость низкая  и лекции и конференции нельзя проводить в режиме «он-лайн».

В кабинете имеется все необходимое оборудование для проведения лабораторных работ. Кабинет электрифицирован, к каждому рабочему место подведено питание 42 В.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается активное использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

Физика. Виртуальный учебник,

Физика в картинках,

Электронный задачник по физике,

Уроки физики (9кл),

Уроки физики (10кл),

Живая физика,

Открытая физика. Ч 1 и Ч 2,

Репетитор по физике,

«Лабораторные работы  по физике. Виртуальная физическая лаборатория». 10 класс. CD-ROM.  Дрофа . 2006г,

Фото и видеоколлекция физических экспериментов,

Видеозадачи по физике.

Программа-оболочка для тестирования знаний учащихся: СТ М -Тест.

 Раздаточный материал «Шаги познания» для лабораторных работ,

Раздаточный материал для контрольных работ,

Комплекты лабораторных установок по всем темам 10 темам,

Тематические компьютерные тесты, созданные в программе оболочке СТ М- Тест

 Вначале каждого учебного года обязательно провожу инструктаж по технике безопасности в каждом классе, для этого ведется журнал техники безопасности, где учащиеся расписываются о прохождение инструктажа.

Результаты  внеурочной деятельности обучающихся по учебному предмету

  Увлечение детей физикой повлекло за собой организацию кружка «Юный техник», которым я руковожу вот уже 8 лет. Два года кружок работал при школе, а три года я работала педагогом дополнительного образования МОУ «Бичурский Дом Детского творчества» при Буйской школе. Занятия проходилит два раза в неделю по 2 часа. На  переменах в учебное время даю консультации детям из села Узкий Луг, так как у них нет возможности приезжать после обеда. В объединение ходило 15 детей разного возраста.  В основном это дети из трудных семей, слабоуспевающие,  кто не проявил себя ни в чем,  кого привыкли считать слабыми. На  кружке они становятся уверенными в себе, твердо держат в руках инструменты, умело обращаются с электроприборами.  Старшие помогают младшим при изготовлении моделей, а я только руковожу кружком, ищу интересные модели в интернете и  книгах.

Занятия провожу по составленной мною программе, «Первые шаги в электричество» которая рассчитана на два года обучения. В объединение может принимать участие любой школьник, проявивший интерес к физике и технике. В  данное время кружок ведется в первом классе за счет внеаудиторной занятости. Старшие ребята  делают модели самостоятельно, а при необходимости приходят ко мне только на консультации, консультантами для младших являются старшие ученики.  

 Модели технических устройств кружковцев выставляются вначале на школьной выставке, в рамках «Недели физики», затем на Районной выставке технического творчества детей и взрослых «Дети. Техника. Творчество». К судейству на выставке привлекаются взрослые изобретатели, те кто имеет патенты на изобретение, те кто приезжает на выставку на самодельном транспорте. Одним из них является главный егерь Бичурского района, Исаев Владимир.  Для  моих учеников он стал настоящим авторитетом, это очень сильно стимулирует творчество детей. Даже дети считающиеся в школе трудными, не управляемые, на выставке становятся совершенно другими. С какой гордостью каждый из них показывает и защищает свою модель перед взрослыми мужчинами, с огромным интересом они рассказывают из чего и как она сделана, иногда спорят, отстаивая свою точку зрения.  И глядя на них я сделала вывод, что ради таких моментов, ради горящих глаз я буду и дальше заниматься этой работой.  После Районной  выставки, модели, занявшие призовые места, отправляются на Республиканскую выставку.  Дети на защиту в Улан-Удэ не ездят, нас туда не приглашают, хотя мы могли бы с удовольствием там побывать, но только на защите моделей. Результаты  определяют по эстетическому виду изделий, а то, что все модели действующие это не учитывается. Да и как можно оценивать работу без ее автора. Вот на этом этапе выставки  интерес у ребят и теряется.  

    Ребята из кружка «Юный техник» участвуют в номинациях автомоделирование, судомоделирование, ракетостроение, станки и станочное оборудование, микротехника и радиотехника, ракеты и космические станции, наглядные пособия и ТСО, спортивное моделированте. Ежегодно они занимают от 4 до 9 призовых мест.

Две работы, это радиоуправляемый джип и марсоход на вибромоторе заняли 4 место на Республиканской выставке технического творчества детей и взрослых «Дети. Техника. Творчество»,  авторы Козин Саша ученик 5 класса и Бурцев Сергей ученик 9 класса.

Достижения учащихся кружка «Юный техник» можно пронаблюдать по диаграмме (см. прил.5)

Кроме всего сказанного кружок «Юный техник» воспитывает и экологическую ответственность, так как материалом для моделей служит то, что отслужило свой срок и стало, попросту говоря мусором. А ученики дают таким вещам вторую жизнь. Например, пластиковая бутылка превращается в ракету, или плавательное судно или же реактивный двигатель. Из неё ребята могут сделать электроскоп, лодку, модель космической станции. Металлические банки от кофе превращаются в отличные колеса или сообщающие сосуды. Электромоторы   от старых проигрывателей, магнитофонов ребята используют в технике, они приводит ее в движение. Ребята изобретают ветровые генераторы, задумываются над альтернативной электроэнергией. В последнее время Некипелов Саша, Бурцев Сережа и Серявин Вася занялись электроникой. Используют микроприборы для простейших моделей, таких как стоп-сигнал, светильник-бра, переключатель елочных гирлянд. (См. прил. 6) Некипелов Саша, Серявин Вася стали студентами БГУ, ФТФ.

    Через практику, через изобретение дети смотрят на отходы по другому. И прежде чем, что- то выбросить, зададут себе вопрос, а может мне это пригодится?  Кружок «Юный техник» развивает техническое творчество, бережное отношение к сырьевым ресурсам и к окружающей среде.

  Ежегодно  в школе проводится «Неделя математики и физики», в которую входят традиционные мероприятия, такие как интеллектуальная игра «Эрудит» для учащихся 6-11 класса, школьная выставка технического творчества, игра  «Математический поезд», беседы-презентации для младших школьников в честь Дня космонавтики, запуск воздушных змеев и гидропневматических ракет.

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта

  Делая выводы из всего выше сказанного, можно убедится в том, что результаты применения личностно-ориентированной технологии на уроках физики через деятельностный подход дает положительный результат. Мой опыт по использованию личностно-ориентированного обучения был обобщен в 2006 году на кафедре учителей естественно-математического цикла при МОУ Буйская СОШ. В ходе обобщения опыта мною был показан мастер-класс по проведению серии открытых уроков по физике на тему «Архимедова сила», 7 класс. Выступила на семинаре учителей предметников естественных наук, а также на педагогическом совете с докладом «Личностно-ориентированное обучение в современной школе». С таким же докладом я выступала и на Районном методическом  семинаре учителей физики в МОУ Бичурская СОШ №2. А также проводила мастер-класс по теме «Научно-исследовательская деятельность с учащимися» для учителей  физики района при МОУ Буйская СОШ.

В 2005 году принимала участие в Всероссийской конференции «Механизмы реализации концепции модернизации образования в условиях Байкальского региона» с докладом

«Организация Центра молодежной деятельности как эффективный способ взаимодействия структур местного самоуправления», получила одобрение преподавателей кафедры педагогики. Доклад  был напечатан в альманахе.

В феврале 2008 года я участвовала в Региональной научно-практической конференции «Непрерывное образование личности в условиях модернизации общества» (посвященная 75-летию д.п.н. проф. кафедры педагогика Молонова Г.Ц.) с докладом « Экология на уроках физики в современной школе». На пленарном заседании доклад получил одобрение со стороны Дагбаевой Н.Ж. директора ПИ БГУ д.п.н. проф. кафедры педагогики и была напечатана статья с тем же названием.  

 В мае 2008 года приняла участие в научной конференции «Создание информационного образовательного пространства социальных инициатив Бичурского района» , в секции «Эффективное использование информационных технологий, как одно из условий создания единого информационного образовательного пространства » заняла 3 место.

С 2005 года я являюсь руководителем экспертной группы в секции «Физика» на Районной научно практической конференции «Шаг в будущее», а также вхожу в состав районное жюри по проверке ученических олимпиадных работ по физике. (См. прил)

Обеспечение непрерывности собственного профессионального образования

Учитель- профессия особая. Учитель – строитель человеческих душ, его влияние на учеников велико, останавливаться в своем развитии учитель не имеет права. Лишь повышая постоянно свой профессиональный уровень знаний и умений,  можно идти в ногу со временем.

Постоянно принимаю участие в районных семинарах  учителей физики. Повышаю квалификацию на курсах переподготовки педагогических кадров. Являюсь студентом СГИ, «Менеджер». Участвую в постоянно действующих семинарах при школе, таких как: «ЕГЭ», «ГИА», «Развивающее обучение», «ФГОС начальной школы».(См. прил )

Воспитательная работа

В 2004 я взяла классное руководство в 7 классе. Класс был сложный, сменилось уже два классных руководителя, я была третья. В классе учился один мальчик инвалид ДЦП с детства, два второгодника, 5 учеников из малообеспеченных семей. Из 13 учеников 7 детей из соседнего села Узкий Луг, их подвозил автобус.

Я поставила перед собой задачу   создать условия для успешной социализации обучающихся, для приобретения ими опыта решения личностно и социально значимых проблем. Работа с данной категорией обучающихся требует умения не только организовать учебную и общественную деятельность, но и учесть при этом индивидуальные особенности одаренных детей, их интересы в будущем профессиональном самоопределении. Считаю  необходимым научить школьников общаться, слышать окружающих, быть толерантными и занимать активную жизненную позицию.

Направление деятельности

Содержание

1. Деятельность органов ученического самоуправления, их участие в жизни школы

В классе работало ученическое самоуправление «Классное поселение», депутаты класса активно участвуют в «Школьном поселении»

2. Приобретение опыта социального взаимодействия в рамках сетевого партнерства

В школе  в рамках социального партнерства проводился  обмен учащимися между МОУ Шибертуйская СОШ и нашей школой. Учащиеся моего класса съездили в Шибертуйскую школу на уроки, посетили дацан, побывали на празднике «Сагаалган», а на праздник «Русская масленица» в нашу школу приехали дети из Шибертуя, учащиеся 9 класса приготовили праздничные конкурсы. Проект всем участникам понравился.

3. Создание условий для патриотического воспитания

 Ежегодно ребята класса принимают активное участие в школьной военно–спортивной игре «Зарница», которая проходит в феврале. Учащиеся были призёрами конкурса на лучшую строевую песню, Чеусов Миша ежегодно был призером в  соревнований по метанию гранат.  В мае, в школе проходит месячник посвященный дню победы, учащиеся моего класса оказывали шефскую помощь ветеранам войны и тыла, своим бабушкам и дедушкам.  9 мая участвовали в поздравлении ветеранов ВОВ.  23 февраля школа проводит традиционный концерт «День защитника отечества» и ученики моего класса ежегодно готовят 3 концертных номера, собирают сведения о ребятах, которые служат в Российской армии, сведения о том где служили их отцы.  По традиции ученики 9 класса убирают , белят, ремонтируют памятник воинам ВОВ.

4. Формирование у обучающихся осознания ценностей  здорового образа жизни

За период с 2005-2008 годы побывали в девяти походах по Родному краю. Ежегодно участвовали в общешкольных походах и днях здоровья, заняли 3 место в школьном конкурсе туристических песен, посвященных здоровому образу жизни (май 2007). Операция «Чистый сад», спектакль «Как медведь трубку курил».

       В классе работало самоуправление, на подобии Поселенческого самоуправления.                

Пример структуры классного самоуправления.

                                                   Депутаты классного поселения.

                                                      Глава классного поселения

          Специалист по культуре и спорту                                Специалист по учебе и труду

                                                Специалист по дисциплине и порядка

    Главу классного поселения и депутат классного поселения выбирали скрытым голосованием один раз в год. Глава поселения выбирает себе помощников - специалистов и бухгалтера. Основная задача специалистов это вовлечь всех учащихся класса в  работу над проектами школы и класса, работа бухгалтера заключается в том, чтобы подсчитывать баллы за участие каждого члена класса в мероприятиях. Все дела планируем на депутатской сессии, куда приглашаются все члены поселения. На депутатских сессиях подводим итоги работы поселения, утверждаем план работы поселения, планируем мероприятия. Сессия проходит один раз в месяц. Каждый ученик класса ведет свое портфолио, куда собирали свои достижения и баллы за участие. В план мероприятий класса учащиеся предлагают чаще включать спортивные соревнования, туристические походы, интеллектуальные игры. Моему классу, как самому организованному классу школы, доверили два раза готовить Новогодний спектакль. Первый раз в 7 классе мы приготовили сказку «Зайка - зазнайка», а в 9 классе мы приготовили спектакль по произведению Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», «В ночь перед Рождеством». Ребята отлично справились с этой задачей, что еще больше сдружила класс.

   С 1 по 7 марта мой класс принял участие в реализации проекта школы «Диалог двух культур». Пятого марта 10 класс ездил в село Шибертуй  Бичурского района, там они посетили уроки в бурятских классах, побывали в дацане, посмотрели празднование «Сагалгана». На другой день учащиеся 5-7 класса из Шибертуйской школы приехали к нам, посетили уроки и приняли участие в русском празднике «Масленица», который готовили мои ученики (разработка праздника прилагается). Учащимся обоих школ очень понравился данный проект и они высказали предложение в следующий раз провести обмен школьниками  на три дня.

    Благодаря введению самоуправления в классе и изучения характеров детей, я считаю,  что такие ученики как Чеусов Миша (на 2 года старше всех) и Сергеев Володя (старше на один год) смогли закончить 9 классов нашей школы и получить аттестат о среднем образовании. В 10 класс эти ребята не пришли, но продолжили свое обучение в УКП Буйской школы. Также не смог учится и Конечных Алеша, по состоянию здоровья. 9 классов Алеша благополучно закончил в обычной школе, хотя у него была справка о надомном обучении. В коллективе он чувствовал себя уютно, так как была создана соответствующая атмосфера.

   Одной из причин хорошей работы с классом, я считаю и работа с родителями. Каждую четверть мы проводим родительские собрания, по темам интересующие родителей. В 7,8 классах родители принимали участие в совместных чаепитиях, соревнованиях «Веселые старты», конкурсных программах посвященных праздникам «Женский день» и «День защитника Отечества»,  походах. В 9 классе совместно готовили «Последний звонок». Родители принимают участие и в благоустройстве класса. Я поддерживаю с ними дружественные отношения, поэтому они делятся со мной теми проблемами, которые есть у их детей. Стараемся совместно их решить. В летнее время родители не стоят в стороне от школьной жизни, так например, в 2006 году мама Сафоновой Тани устроилась через Центр Занятости воспитателем в летний трудовой лагерь. Они занимались выращиванием овощей, живя в селе Узкий Луг. После окончания сезона мы все вместе ездили на озеро Байкал на 4 дня.

     Педагогика сотрудничества, открытости, постановка ясных целей формируют у воспитанников чувство самостоятельности, способности принимать решения, быть чуткими  к своим товарищам, учителям, родителям, активно участвовать в делах класса, школы. Явные и неявные лидеры по натуре могут испытать себя в школьной жизни в разных качествах, проявить себя в многообразных делах и событиях, «примерить» на себя разные «должности» в классном и общешкольном коллективе. К 9 классу мои воспитанники стали слаженным коллективом единомышленников, готовых защищать честь класса, школы. Ими не надо  было «руководить» - достаточно поставить задачу, и ребята постараются сами ее решить: будь то организация дежурства, обязанности в походе, сценарии школьных мероприятий, спортивные, культурные мероприятия.

    Таким образом приобретается опыт самостоятельного принятия решений, формируется чувство ответственности. В классном коллективе практически не было равнодушных к любым мероприятиям, ребята активно готовили тематические классные часы, любили походы, активные конкурсы. С большой фантазией и выдумкой подошли к участию в традиционных конкурсах в школе: «А ну-ка, девушки» участница Пацация Катя заняла 3 место,  сами пишут сценарии, готовят костюмы.

    Таким образом, я старалась создать условия для того, чтобы учащиеся не только овладели навыками конструктивного взаимодействия, жизни в социуме, но и приобрели успешный опыт их применения.

Участие в профессиональных конкурсах

   За результаты работы в школе была награждена грамотой Районного управления образования, грамотой Районной Администрации, грамотой Министерства Образования Республики Бурятия, а также 9 октября 2007 года мне присвоили Звание Заслуженного Учителя Республики Бурятия.

Участвовала в конкурсе лучших учителей общеобразовательных учреждений для денежного поощрения за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование. По итогам конкурса получила грамоту «Лучший учитель Республики Бурятия».  2008 год. Получила диплом «Успешный учитель», 2008 г БИПКиПРО, Участвовала в школьных конкурсах «Самый классный классный», «Учитель года», «Лучший по достижениям

        

Результаты успеваемости учащихся за последние три года:

Учебный

год

Кол-во

Обучающихся

детей

Классы, в которых

работает учитель

согласно тарификации

Успеваемость

по предмету

Кол-во и % обучающихся, успевающих на «4» и «5»

2007-08

12

7

физика

100%

8

66 %

12

8

физика

100%

5

        42 %

19

9

физика

100%

11

58 %

16

10

физика

100%

8

50 %

13

11

физика

100%

9

69 %

13

11

математика

100%

9

69 %

2008-09

15

7

Физика

100%

8

53 %

12

8

Физика

100%

4

33%

12

       9

Физика

100%

6

50%

11

10

Физика

    100%

           9  

81%

16

11

Физика

    100%

        8

       50%

6

       5

математика

100%

4

66%

 2009-10

18

       7  

Физика

100%

9

50%

15

8

Физика

100%

9

60%

12

9

Физика

100%

4

33%

12

10  Физика

100%

6                  50%

11

11  физика

100%

        9                81%

9

6 математика

100%

        4 уч,         44%

Данные таблицы верны.

Утверждаю : __________     Директор школы Разуваева В.Я.

Успеваемость и качество знаний по физике за 2008-09 уч. год

Успеваемость и качество знаний по физике за 2009-10 уч год

Результаты сдачи ЕГЭ учащихся 11 классов за последние 3 года

(по физике и математике)

Уч. год

Кол-во уч-ся

в классе,

изуч. данный

 предмет

Кол-во уч.,

выбравших

предмет для

сдачи в

 форме ЕГЭ

Средний балл

2007-2008

математика

13

      13

     41,3

2008-2009

физика

16

       2

     52,5

2009-2010

физика

11

       1

53

Средний тестовый балл

Результаты государственной (итоговой) аттестации в новой форме

учащихся 9  классов за последние 3 года

(по физике)

Уч. год

Кол-во уч-ся

в классе,

изуч. данный

предмет

Кол-во уч.,

выбравших

предмет для

сдачи в новой

форме

Результаты

На «5»

На «4»

На «3»

%

Кол-во

%

Кол-во

Ср .б

Кол-во

Ср. б

Качество занний

успеваемость

2008-09

22

22

-

-

-

-

1

17

-

100

2009-10

-

4

-

-

1

19

3

14,3

25

100

Данные таблицы верны.

Утверждаю : __________     Директор школы Разуваева В.Я.

Победители и призеры предметных олимпиад за последние 3 года

         №

п/п

Ф.И.О.

Год

Класс

предмет

Занятое место

Уровень олимпиады

(муниципальный, областной, всероссийский, международный)

1

Петрова Женя

2008

11

физика

Лучший результат

муниципальный

2

Бурцева Даша

2007

10

физика

призёр

муниципальный,

3

Пе трова Женя

2008

11

физика

участник

республиканская

4

Бурцева Даша

2007

10

физика

участник

республиканская

5

Паньков Сережа

2009

   9

физика

Лучший результат

муниципальный,

6

Борисова Женя

2010

10

физика

Лучший результат

муниципальный,

Данные таблицы верны.

Утверждаю : __________     Директор школы Разуваева В.Я.

Победители, призеры, лауреаты, участники творческих конкурсов, смотров, соревнований

(за последние 5 лет)

п/п

Ф.И.О.

Класс

Год

Название конкурса, смотра, соревнования и т.п.

Уровень конкурса, смотра, соревнования

шк

р/н

Р\Б

1

Бурцева Катя

9

2009

Выставка технического творчества

1 м

2 м

-

Станок

проект

2

Шульгин Серёжа

9

2009

Выставка технического творчества

1 м

1 м

участие

Гоночный автомобиль

проект

3

Дульянинова

Лена  

7

2009

Выставка технического творчества

1 м

3 м

участие

Лодка

проект

4

Паньков Серёжа

10

2009

Выставка технического творчества

1 м

2 м

участие

Погрузчик

проект

5

Серявин Вася

8

2005

Выставка технического творчества

1

3

-

Самолёт

проект

5

Серявин Вася

9

2006

Выставка технического творчества

1

1

участие

Вездеход

проект

6

Серявин Вася

9

2006

Выставка технического творчества

1

1

участие

Ракера

проект

7

Серявин Вася

9

2006

Выставка технического творчества

1

1

-

Спортивный тренажёр

проект

8

Серявин Вася

8

2005

Выставка технического творчества

1

1

-

Болотоход

проект

9

Серявин Вася

10

2007

Выставка технического творчества

1

1

уч

Электронный прибор

проект

10

Серявин Вася

10

2007

Выставка технического творчества

1

1

уч

Компрессор

проект

11

Бурцев  С

10

2008

Выставка технического творчества

1

1

4

Джип

проект

12

Бурцев  С

11

2009

Выставка технического творчества

1

1

уч

Электронная светомузыка

проект

13

Бурцев  А

9

2006

Выставка технического творчества

1

1

уч

Телеграфный аппарат

проект

14

Хлебников В

9

2006

Выставка технического творчества

2

2

уч

Водомерка

проект

15

Некипелов С

8

2005

Выставка технического творчества

1

1

уч

Электронный метрометр

проект

16

Некипелов С

9

2006

Выставка технического творчества

1

1

уч

Сейсмограф

проект

17

Некипелов С

10

2007

Выставка технического творчества

1

1

-

Лодка с реакт. Двигателем

проект

18

Бурцев Артем

9

2006

Выставка технического творчества

1

-

-

Воздушный змей

проект

19

Воронцов Антон

7

2010

Выставка технического творчества

3

3

уч

Грузовик

проект

20

Воронцов Артем

7

2010

Выставка технического творчества

2

2

уч

«Ветряк»

проект

21

Серявин Андрей

7

2010

Выставка технического творчества

2

2

Уч

Корабль

проект

22

Пелепягин Володя

7

2010

Выставка технического творчества

1

1

уч

Корабль

проект

23

Козин Стас

7

2010

Выставка технического творчества

1

1

уч

Ракета

проект

24

Шульгин Сергей

10

2010

Выставка технического творчества

3

3

уч

Автомобиль

проект

15 учеников

5-11 кл

2010

Выставка технического творчества

15

участие

модели

14 учеников

5-11 кл

2009

Выставка технического творчества

15

участие

модели

15 учеников

5-11 кл

2008

Выставка технического творчества

15

участие

модели

15 учеников

5-11 кл

2007

Выставка технического творчества

15

участие

модели

15 учеников

5-11 кл

2006

Выставка технического творчества

15

участие

модели

25

Серявин Вася

9 кл

2006

Научная конференция «Шаг в будущее»

1

2

1

Проект «Сверхтяжёлый колесный вездеход и ракета»

26

Бурцева Даша

9 кл

2006

Научная конференция «Шаг в будущее»

1

1

уч

доклад

27

Бурцева Даша

9 кл

2006

Научная конференция «Шаг в будущее»

1

3

уч

доклад

28

Бурцева Катя  

9 кл

2009

Научная конференция «Шаг в будущее»

1

3

уч

доклад

29

Борисова Женя

10

2010

Научная конференция «Шаг в будущее»

1

уч

доклад

30

Бурцева Даша

8 кл

2005

Научная конференция «Шаг в будущее»

1

3

уч

доклад

31

Бурцева Даша

9 кл

2006

Научная конференция «Шаг в будущее»

1

2

уч

доклад

32

Бурцева Даша

10 кл

2007

Научная конференция «Шаг в будущее»

1

1

доклад

33

Бурцева Даша

11 кл

2008

Научная конференция «Шаг в будущее»

«Созвездие»

1

1

4

4

доклад

34

Серявин Вася

11 кл

2008

Научная конференция «Шаг в будущее»

«Созвездие»

1

1

-

4

доклад

35

Крупенникова Оля

7 кл

2010

Конференция «Национальное достояние России»

уч

доклад

36

Козин Саша

5

2005

Выставка тех. творчества

1

1

4

«марсоход»

проект

37

Столбикова Юля

7

2009

«Шаг в будущее»

1

1

-

доклад

38

Петрова Настя

11

2008

Научная конференция «Шаг в будущее»

2

3

-

доклад

39

Серявин Игорь

9

2007

Выставка техн. творчества

1

3

уч

Проект «вертолет»

40

Серявин Игорь

10

2008

Выставка техн. творчества

1

1

уч

Проект «электронная сигнализация»

Данные таблицы верны.

Утверждаю : __________     Директор школы Разуваева В.Я.

Информация о распространении опыта

ОУ (название по уставу)

                    Информация о распространении опыта

Форма

распространения

опыта

Дата проведения

Уровень распространения

МОУ Бичурская СОШ №2

Выступление  для  учителей физики Бичурского района: «Личностно-ориентированная технология на уроках физики»

2005 г.

Районный

МОУ Буйская СОШ

Мастер-класс  «Работа с одаренными детьми. Проектная деятельность школьников»

2008 г

Районный

МОУ «Бичурский Дом Детского Творчества»

Мастер – класс «Изготовление моделей автомобилей»

2006 г.

муниципальный

МОУ Буйская СОШ

Открытый урок математики  в 5 классе по теме: «Стартовая контрольная работа»

2009 г.

Районный

МОУ Буйская СОШ

Открытый урок физики в 7классе : Лабораторная работа «Плавание тел»

2006 г.

Семинар директоров школ района

МОУ Буйская СОШ

Обобщение опыта, доклад и открытый урок «Архимедова сила»

2006

МО учителей математики и физики, школьный

МОУ Буйская СОШ

Выступление на тему «Портфолио учителя»

2006 года

Районный семинар учителей экологии, биологии, физики

МОУ Буйская СОШ

Открытый урок физики в 7 классе  по теме «Сила»

2006

школьный

МОУ Буйская СОШ

Открытый урок математики в 6 классе на тему «Решение задач на проценты», с использование технологии развивающего обучения Эльконина – Давыдова.

2009

школьный

МОУ Буйская СОШ

Открытый урок «Смотр знаний», 9 класс

2009

День открытых дверей, школьный,  для родителей

МОУ Буйская СОШ

Открытый урок «Смотр знаний», 8 класс, доклад на тему «Решение текстовых задач по математике в 6 классе»

2010

День открытых дверей, школьный,  для родителей

Бичуркий портал

Экология на уроках физики

2008

Районная конференция учителей

БГУ

Доклад «Экология на уроках физики в современной школе»

Региональная научно-практическая конференция «Непрерывное образование личности»

Сборник докдадов«Непрерывное образование личности»

Статья «Экология на уроках физики в современной школе»

2008

БИПКиПРО

Доклад на тему

«Организация Центра молодежной деятельности как эффективный способ взаимодействия структур местного самоуправления», Доклад  был напечатан в альманахе.

2005

Всероссийской конференции «Механизмы реализации концепции модернизации образования в условиях Байкальского региона»

Данные таблицы верны.

Утверждаю : __________     Директор школы Разуваева В.Я.

Участие в профессиональных конкурсах

год

конкурс

место

уровень

2008

Лучшие учителя РБ

победитель

Республиканский, Министерство образования РБ

2008

Успешный учитель

дипломант

Республиканский, БИПКиПРО

2007

Самый классный классный

3 место

школьный

2009

Лучший по достижениям

победитель

школьный

2006

Учитель года

победитель

школьный

2008

Конкурс образовательных проектов

3 место

 муниципальный

Данные таблицы верны.

Утверждаю : __________     Директор школы Разуваева В.Я.

Обеспечение непрерывности собственного профессионального образования

 

Год

Название курсов

(согласно документу)

Количество часов (согласно документу)

2007

Педагогика и методика развивающего обучения математике в средней школе, по программе 5-6 классов(педагогическая система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова)

Сибирский институт развивающего обучения  

 «Пеленг» г Томск, 110 часов

2007

«Информационные технологии в деятельности учителя-предметника»

 Восточно-Сибирском государственный технологический университет, 72 часа

2007

«Инновационное образование»

Института проблем образовательной политике «Эврика», г Москва, 72 часа

2008

Современные тенденции Российского образования

БИПКиПРО, 72 часа

2008

Современные тенденции образовательного менеджмента

ЛОИРО, г Санкт-Петербург, 72 часа

2008

Переход на нормативно подушевое финансирование ОУ

АНО «информационно методический центр «Арсенал-образование Восток»», 72 часа

2009

«1С: Управление школой»

АНО Учебно методический центр «Байкалсофт», 72 часа

2009

Применение пакета свободного программного обеспечения

Академия АЙТИ, НОУДПО «Институт АйТи», 72 часа

2010

Современный образовательный менеджмент

АОУ ДПО РБ «Республиканский институт кадров управления и образования», 72 часа

2010

Организация введения ФГОС начального общего образования в РБ с участием Генерального директора Открытого института «Развивающего образования», Воронцова А.Б.(г. Москва)

АОУ ДПО РБ «Республиканский институт кадров управления и образования»,72 часа

Данные таблицы верны.

Утверждаю : __________     Директор школы Разуваева В.Я.

Фронтальный эксперимент

Основное назначение фронтального эксперимента:

Образовательная функция: он способствует формированию у учащихся теоретических знаний; интеллектуальных и практических умений и навыков, в том числе умений выполнять простые наблюдения, измерения и опыты, обращаться с приборами.

Развивающая функция: он способствует развитию мышления учащихся, т.к. побуждает их к выполнению умственных операций.

Воспитывающая функция: он способствует развитию самостоятельности и инициативы учащихся.

Благодаря кратковременности выполнения, этот ученический эксперимент применим на любом этапе урока: при объяснении нового материала, отработке практических навыков, повторении и обобщении изученного на уроке.

В качестве примера, используемый мною, фронтальный эксперимент по теме “Механические колебания”.

Опыт №1. Изучение свободных колебаний груза, подвешенного на резиновом шнуре, груза, подвешенного на нити.

Цель: Выяснить условия возникновения свободных колебаний.

Оборудование: Груз массой 100г, шнур резиновый, шарик диаметром 25мм на нити.

Подсказка: Выведите груз из положения равновесия и ответьте на вопросы:

1). Под действием каких сил маятник совершает колебания?
2). Почему колебания маятника постепенно затухают?

Опыт №2. Превращения энергии при колебательном движении.

Цель: Наблюдение превращения потенциальной энергии в кинетическую энергию и обратно при колебательном движении.

Оборудование: Груз массой 100г, шнур резиновый, шарик диаметром 25мм на нити.

Подсказка: Наблюдая за колебаниями каждого из маятников, ответьте на вопросы:

1). В каком положении колеблющееся тело имеет наибольшее и наименьшее значение потенциальной энергии?
2). В каком положении колеблющееся тело имеет наибольшее и наименьшее значение кинетической энергии?
3). Изменяется ли полная механическая энергия, если сопротивление воздуха не учитывать?

Опыт №3. Измерение амплитуды, периода, частоты колебаний нитяного (математического) маятника.

Оборудование: Нитяной маятник, линейка измерительная, секундомер.

Подсказка: 1). Поднимите маятник над линейкой так, чтобы центр тяжести шарика находился напротив нулевого деления шкалы линейки, а шарик почти касался ее. Отклоните маятник от положения равновесия на небольшой угол и отпустите.

2). Измерьте среднюю амплитуду колебаний маятника.
3). Измерьте время, за которое маятник сделает 10 полных колебаний.
4). Вычислите период и частоту колебаний
.

Опыт №4. Изучение фазы колебаний маятников.

Цель: Наблюдение и сравнение одновременного движения двух нитяных маятников при различной разности фаз их колебаний.

Оборудование: Штатив с муфтой и лапкой, два нитяных маятника одинаковой длины.

Подсказка: 1). Отклоните один маятник от положения равновесия на небольшое расстояние и отпустите. Наблюдайте за колебаниями маятника. В каких положениях относительно положения равновесия находится маятник, если фаза его колебаний равна ?

2). Отклоните оба маятника в противоположные стороны от положения равновесия и одновременно отпустите их. С какой разностью фаз колеблются маятники?

3). Приведите оба маятника в колебания с разностью фаз 0, .

Опыт №5. Проблемное задание. “Выяснить, от чего зависит период колебаний нитяного маятника”.

Цель1. Выясните, зависит ли период колебаний нитяного маятника от его массы.

Оборудование: Штатив с муфтой и лапкой, нить, набор гирь массой 100,50,20г, секундомер.

Подсказка: Не меняя длину маятника, определите периоды колебаний маятника, когда его масса равна 100,50,20г . Сформулируйте вывод.

Цель 2. Выясните, зависит ли период колебаний маятника от амплитуды колебаний.

Оборудование: Штатив с муфтой и лапкой, маятник произвольной длины, транспортир, секундомер.

Подсказка: Отклоните маятник от положения равновесия на 100 и определите период колебаний . Аналогичные измерения и вычисления выполните при отклонениях нити от вертикали на 200. Сформулируйте вывод.

Цель 3. Выясните, зависит ли период колебаний нитяного маятника от его длины.

Оборудование: Штатив с муфтой и лапкой, маятник произвольной длины, линейка, секундомер.

Подсказка: Определите период колебаний маятника длиной 1м . Уменьшите длину в 2раза, определите период колебаний. Уменьшите длину еще в 2раза, определите период колебаний. Сформулируйте вывод.

Каталог цифровых ресурсов используемых на уроках физики

  1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки физики  8 класс.
  2. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки физики  9 класс.
  3. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки физики  10 класс.
  4. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки физики  11 класс.
  5. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки физики  7 класс.
  6. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки алгебры 7 класс.
  7. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки геометрии  7 класс.
  8. Л. Я. Боревский. Курс физики 21 век. Термодинамика и электричество
  9. Учебное электронное издание . Физика. 7-11 классы. практикум
  10. Физика 7-11 классы. Библиотека наглядных пособий. 1 С : школа. Под редакцией

Н.К. Ханнанова

  1. Физика . интерактивное творческое задание 7-9 классы
  2. Виртуальные лабораторные работы по физике 7- 9 классы. Кудряшова Т.Г и др
  3.  Открытая физика 1.1 под редакцией профессора МФТИ С. М. Козела. Физикон .
  4. Точные науки.  Мультисофт . Рефераты и сочинения.

Видео фильмы

  1. Магнетизм часть 1. ООО видеостудия «Кварт»
  2. Магнетизм часть 2. ООО видеостудия «Кварт»
  3. Электромагнитная индукция. ООО видеостудия «Кварт»
  4. Геометрическая оптика. ГУП Центрнаучфильм. ООО видеостудия «Кварт»
  5.  Электрические явления . ООО видеостудия «Кварт»
  6. Тепловые явления.  ООО видеостудия «Кварт»
  7. Основы кинематики. ООО видеостудия «Кварт»

Утверждаю ____________ директор школы Разуваева В.Я.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

самоанализ урока по скрипке по итогам аттестации

Урок дан по адаптированным рабочим программам «Музыкальный инструмент. Скрипка», «Инструментальный ансамбль» и «Чтение с листа».       Тема урока: «Значение скрипичных штрихо...

самоанализ работы для аттестации

Исходя из новых целей и задач современного образования, целью своей педагогической деятельности считаю, формирование ключевых универсальных учебных действий обучающихся, развитие их творческих способн...

Самоанализ работы учителя истории, обществознания в ходе аттестации на I кв. категорию

Предлагаю вашему вниманию самоанализ педагогической деятельности учителя истории, обществознания, права, представленный перед областной комиссией в рамках аттестации на первую квалификационную к...

самоанализ на аттестацию

Самоанализ педагогической деятельности на аттестацию...

Форма для самоанализа для аттестации учителя-предметника 2014 г.

Форма, удобная для использования при написании самоанализа работы к аттестации учителя-предметника средней школы....

Самоанализ учителя к аттестации.

Самоанализ учителя к аттестации....

План раборы МО

План раборы МО...