один день в старой усадьбе
методическая разработка (физика, 8 класс) по теме
обощающий урок по тепловым явлениям с интеграцией краеведческого материала - быт дворян.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.rar | 1.28 МБ |
Предварительный просмотр:
1. В каждой жидкости находятся пузырьки воздуха.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.
t оС t пл.
? покажи ? покажи ? покажи движение молекул
движение Е? движение какая энергия изменяется больше?
молекул молекул
1. В каждой жидкости находятся пузырьки воздуха.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.
t оС t пл.
? покажи ? покажи ? покажи движение молекул
движение Е? движение какая энергия изменяется больше?
молекул молекул
1. В каждой жидкости находятся пузырьки воздуха.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.
t оС t пл.
? покажи ? покажи ? покажи движение молекул
движение Е? движение какая энергия изменяется больше?
молекул молекул
1 вариант
Е | М | Г | Б | Т | Р | А | О |
q | Дж | L | с | m |
| Q | t |
Удельная теплоемкость
Удельная теплота сгорания топлива
Удельная теплота плавления
Удельная теплота парообразования
Количество теплоты
Единица измерения количества теплоты
Масса
Температура
2 вариант
Е | Р | Д | У | К | Ж | Т | Ф |
q | Дж | L | с | m |
| Q | t |
Удельная теплота парообразования
Удельная теплота плавления
Удельная теплота сгорания топлива
Масса
Температура
Единица измерения количества теплоты
Удельная теплоемкость
Количество теплоты
«Один день в усадьбе Пехра-Яковлевская».
Интегрированный урок-соревнование: физика + краеведение. 8 класс.
План урока.
- Организационный момент (задача: создание психологического настроя).
Мы сегодня познакомимся с примерным режимом дня дворян в царской России, вот поэтому наше сегодняшнее занятие носит название «Один день в усадьбе Пехра-Яковлевское» (написано на доске).
- Формулировка цели урока (задача: организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся: прием обучения – беседа)
Все в этом мире цепью связано нетленной.
Все включено в один круговорот. 2 мин
Сорвешь цветок, а где-то во Вселенной
В тот миг звезда взорвется – и умрет…
Цель нашего занятия – закрепить и обобщить теоретические знания по процессам, которые происходят с изменением агрегатного состояния вещества, а также обнаружить для себя связь этих процессов с бытом людей. Понять еще раз, что знания о физических процессах нужны в нашей жизни.
- Актуализация опорных знаний учащихся (задача: повторить, закрепить и обобщить теоретические знания; прием обучения – беседа, самостоятельная работа, творческое домашнее задание, практическое задание)
Включаю тихо музыку.
Вот парк с пустынными опушками,
Где сонных трав печальна зыбь,
Где поздно вечером с лягушками
Перекликаться любит выпь.
Вот дом старинный и некрашеный,
В нем словно плавает туман,
В нем залы гулкие украшены
Изображением пейзан.
Подобный дом находится недалеко от нашей школы, на территории старинной усадьбы Пехра-Яковлевское. Усадьба была родным местом для многих дворян в 18-19 веках. Здесь росли, и сюда, повзрослев, приезжали в свободное от учебы и службы время. Жили после выхода в отставку. Наша усадьба относится к их числу. Свое название получила по имени находившегося рядом села Яковлевского и по расположению на берегу реки Пехорки. (1мин 20 сек)
Светает. В поле тишина.
Густой туман, как пелена
С посеребренною каймой,
Клубится над Пехрой-рекой.
Вопросы: Туман. Какие агрегатные состояния вещества образуют его?
Как называется процесс образования пара в этом случае?
Дайте определение испарению?
Кто расскажет механизм этого процесса с точки зрения молекулярно-
кинетической теории?
Туманы тают. Сырость легкая,
И, ежась, вздрагивает сад. 5 мин
Росинки падают неловкие
Заборы влажные блестят.
Вопрос: Какой процесс описан в этом стихотворении? Дайте ему определение.
Дымятся черные бугры,
И утром в воздухе нагретом
Густые белые пары
Наполнены теплом и светом.
Вопрос: Прав ли автор стихотворения Бунин, говоря о том, что пары наполнены теплом?
Почему?
А теперь представим себе отца и сына, которые в этот утренний час рыбачат на лодке.
«Торопливо и обрадовано мальчик послюнил палец и, подняв, стал медленно поворачивать. С той стороны, откуда неумолимо тянул ветерок, в пальце почувствовалось ощущением холода».
Вопрос: объясните это явление. Отчего еще зависит интенсивность испарения?
Почтенный замок был построен,
Как замки строится должны:
Отменно прочен и спокоен
Во вкусе умной старины.
Везде высокие покои, 1 мин
В гостиной штофные обои,
Царей портреты на стенах,
И печи в пестрых изразцах.
Центр любой усадьбы – барский дом. В доме было 22 комнаты, большие окна заливали их светом. Дорогая мебель, зеркала, нарядные люстры украшали гостиную, спальни, столовую. Именно в столовой в начале дня собиралась семья Голицыных за утренним чаем.
Вот самовар, мерцающий, потливый,
Стоит со шпорой крана, как петух.
Вопрос: когда самовар бывает «потливым»?
Дайте определение кипению.
Механизм кипения мы проверим таким образом. У вас на столах листы с начальной фразой. Вы должны по очереди записать по фразе весь механизм образования пара при кипении. Работа происходит в полном молчании. Если кто-то не знает, что написать, то он отдает листок дальше, не тормозит свою команду.
Проверяем (один ученик выходит к доске и рассказывает процесс кипения по рисунку). Там где правильная фраза, там ставите плюс, там, где неправильный ответ – минус.
Ответ: В каждой жидкости находятся пузырьки воздуха.
В пузырьках находятся насыщенный пар и молекулы воздуха. 10 мин
С увеличением температуры пузырек увеличивается в объеме.
Увеличивается интенсивность испарения внутри пузырька, увеличивается сила
Архимеда.
Пузырек начинает подниматься вверх.
Давление жидкости уменьшается, так как уменьшается высота столба жидкости.
Пузырек увеличивается в объеме, увеличивается интенсивность испарения внутри
жидкости.
На поверхности пузырь лопнет, так как внутри пузырька давление больше, чем
атмосферное давление воздуха.
Водяной пар выходит из жидкости, образуя пар над ней.
Вернемся к чаепитию семьи Голицыных. Посмотрите, графиня Голицына чай из чашки перелила в блюдце. Объясните. А младшенькая в это время усердно дует на чашку чая. Зачем?
После завтрака отправлялись к заутрене в церковь. Затем занимались делами. Дети шли с гувернерами в парк в свободное от уроков время, а хозяин принимал с докладами дворецкого, ключника, осматривал хозяйство, наведывался в кузницу.
Песня «Во кузнице…»
Вопрос: Какие взаимообратные процессы происходят в кузнице? Дайте им определение.
Механизм процесса с точки зрения молекулярно-кинетической теории вы расскажите мне, дополнив рисунок, который лежит у вас на столе.
t оС t пл.
? покажи ? покажи ? покажи движение молекул
движение Е? движение какая энергия изменяется больше?
молекул молекул
Но вот уж полдень. – В светлой зале
Весельем круглый стол накрыт:
Хлеб-соль на чистом покрывале
Дымятся щи, вино в бокале,
И щука в скатерти лежит. 1 мин
Соседи шумною толпою
Взошли, прервали тишину…
Частью светского ритуала, формой общения с друзьями и соседями были усадебные праздники. Друзей, соседей старались накормить получше, обязательно угощали фруктами, ягодами, которые выращивали в специальных помещениях – оранжереях. Есть такая постройка и в нашей усадьбе. В оранжереях создавали для роста теплолюбивых растений определенные условия.
Определим вначале название двух таких теплолюбивых растений.
1 вариант
Е | М | Г | Б | Т | Р | А | О |
q | Дж | L | с | m |
| Q | t |
Удельная теплоемкость
Удельная теплота сгорания топлива
Удельная теплота плавления
Удельная теплота парообразования
Количество теплоты
Единица измерения количества теплоты
Масса
Температура
2 вариант
Е | Р | Д | У | К | Ж | Т | Ф |
q | Дж | L | с | m |
| Q | t |
Удельная теплота парообразования
Удельная теплота плавления
Удельная теплота сгорания топлива
Масса
Температура
Единица измерения количества теплоты
Удельная теплоемкость
Количество теплоты
Джекфрукт растет в странах Южной и Юго-Восточной Азии от Индии до Индонезии. Вкус его напоминает смесь ананаса и груши. Плоды имеют форму бочонка, каждый массой около 36 кг, длиной до 90 см и диаметром 0,5 м.
Бергамот цитрусовое растение, дальний родственник лимона и апельсина. Растет главным образом в Италии. Плоды этого растения несъедобны, но масло, которое получается из кожуры этих плодов, листьев и цветов, имеет приятный и свежий аромат. Бергамотовым маслом ароматизируют чай.
Ответьте теперь на вопросы:
- Чему равна удельная теплоемкость алюминия? Что это значит?
- Чему равна удельная теплота сгорания топлива угля? Что это значит?
- Чему равна удельная теплота плавления стали? Что это значит?
- Чему равна удельная теплота парообразования эфира? Что это значит?
После обеда отдыхали. Гуляли в парке, знакомились с картинной галереей князя Голицына, смотрели спектакли в театре. А вечером
Толпа в гостиную валит;
Так пчел из лакомого улья
На ниву шумный рой летит.
Подсели дамы к камельку;
Девицы шепчут в уголку;
Столы зеленые раскрыты:
Зовут задорных игроков
Бостон и ломбер стариков,
И вист, доныне знаменитый.
Вечером собирались вместе в гостиной, обменивались впечатлениями, обсуждали увиденное и услышанное.
Вот и мы подытожим свои знания.
Вода появляется из ручейка,
Ручьи по пути собирает река.
Река полноводно течет на просторе,
Пока, наконец, не вливается в море.
Моря пополняют запас океана,
Над ним формируются клубы тумана.
Они поднимаются выше пока
Они превращаются в облака.
А облака, проплывая над нами.
Дождем проливаются, сыплют снегами.
Весной соберется вода в ручейки,
Они потекут до ближайшей реки.
Как весь процесс называют в народе?
Вот сейчас мы проверим наши знания процессов, входящих в круговорот, в проверочной работе. Дан график. Я показываю процесс, вы пиши его название, я показываю точку, вы пишите агрегатное состояние вещества, я показываю процесс, вы пишите формулу. Проверяем. Выставляем оценку. 5 мин
Вопросы: Ответы:
1. 2, 10, 5, 7, 4; 1. плавление, охлаждение, нагрев, конденсация, кипение
- 5, з, б, 8, м; 2. газ, газ-жидкость, твердое-жидкое, жидкое, твердое
- 3, 7, 2, 4, 9. 3. cm(t2-t1), -Lm, m, Lm, -m.
- Подведение итогов урока (задача: обобщить проделанную работу на уроке)
Подошел наш урок к концу. Посчитайте количество плюсов в каждой команде (говорят об их количестве). Выиграла команда _______. Теперь поставьте оценки каждому члену команды. Продиктуйте оценки мне. Что мы повторили? Что нового узнали на уроке? Значит, урок прошел не впустую.
- Информация о домашнем задании (задача: разъяснить методику выполнения домашнего задания, мотивировать обязательность выполнения).
На дом задаю творчески поработать: мини-сочинение «Тепловые процессы в быту моей семьи» для закрепления, полученного материала. Спасибо всем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Один день из жизни учителя
Небольшой рассказ о последнем дне, который я провела со своим любимым классом накануне последнего звонка....
Конспект открытого урока в 6 классе "Один день из жизни Генриха VIII"
Конспект открытого урока английского языка по теме "Один день из жизни Генрих VIII" проводился в 6 классе (2-й год обучения). Это обобщающий урок комплексного развития лексико-гра...
Рассказ «Один день из жизни Ивана Денисовича». История создания. Особенности жанра. Композиция. Язык повествования. Автор в рассказе.
Методическая разработка урока по рассказу А.И.Солженицына «Один день из жизни Ивана Денисовича»....
Эссе "Один День из Жизни социального педагога" "День начнётся с детей..."
Данное Эссе было направлено на конкурс на сайт "ПЕДСОВЕТ"...
УРОК-ЗАЧЁТ по теме «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ» (в форме литературного кафе). «И дольше века длится день…» (один день серебряного века)
Уровень образования: среднее (полное) общее образование Целевая аудитория: Учитель (преподаватель) Класс(ы): 11 класс Предмет(ы): Литература Краткое о...
«Васильев день или Старый Новый год»
Праздник для средней и старшей группы на улице...
День Учителя СТАРЫЕ ПЕСНИ ДЛЯ ГЛАВНЫХ
Сценарий концерта ко Дню Учителя...