один день в старой усадьбе
методическая разработка (физика, 8 класс) по теме

обощающий урок по тепловым явлениям с интеграцией краеведческого материала - быт дворян.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.rar1.28 МБ

Предварительный просмотр:

1. В каждой жидкости находятся пузырьки воздуха.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.        

        t оС        t пл.

?  покажи        ? покажи                         ? покажи движение молекул

    движение        Е?             движение                     какая энергия изменяется больше?

    молекул                               молекул

1. В каждой жидкости находятся пузырьки воздуха.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.        

        t оС        t пл.

?  покажи        ? покажи                         ? покажи движение молекул

    движение        Е?             движение                     какая энергия изменяется больше?

    молекул                               молекул

1. В каждой жидкости находятся пузырьки воздуха.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.        

        t оС        t пл.

?  покажи        ? покажи                         ? покажи движение молекул

    движение        Е?             движение                     какая энергия изменяется больше?

    молекул                               молекул

1 вариант


  Е


  М


  Г


  Б


  Т


 Р


 А


 О


  q


  Дж


  L


   с


   m


 


   Q


  t

        Удельная теплоемкость

                             

                               Удельная теплота сгорания топлива

                               Удельная теплота плавления

                                Удельная теплота парообразования

                                 Количество теплоты

                                Единица измерения количества теплоты

                                Масса

                                Температура

2 вариант


   Е


  Р


   Д


  У


  К


  Ж


   Т


  Ф


  q


  Дж


  L


   с


   m


 


   Q


  t

        Удельная теплота парообразования

                             

                               Удельная теплота плавления

                               Удельная теплота сгорания топлива

                                Масса

                                Температура

                                Единица измерения количества теплоты

                                Удельная теплоемкость

                                Количество теплоты

                                       

    «Один день в усадьбе Пехра-Яковлевская».

         Интегрированный урок-соревнование: физика + краеведение. 8 класс.

                                                          План урока.

  1. Организационный момент (задача: создание психологического настроя).

Мы сегодня познакомимся с примерным режимом дня дворян в царской России, вот поэтому наше сегодняшнее занятие носит название «Один день в усадьбе Пехра-Яковлевское» (написано на доске).

  1. Формулировка цели урока (задача: организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся: прием обучения – беседа)

                   Все в этом мире цепью связано нетленной.

                   Все включено в один круговорот.                                              2 мин

                   Сорвешь цветок, а где-то во Вселенной

                   В тот миг звезда взорвется – и умрет…

Цель нашего занятия – закрепить и обобщить теоретические знания по процессам, которые происходят с изменением агрегатного состояния вещества, а также обнаружить для себя связь этих процессов с бытом людей. Понять еще раз, что знания о физических процессах нужны в нашей жизни.

  1. Актуализация опорных знаний учащихся (задача: повторить, закрепить и обобщить теоретические знания; прием обучения – беседа, самостоятельная работа, творческое домашнее задание, практическое задание)

                                 Включаю тихо музыку.

   Вот парк с пустынными опушками,

   Где сонных трав печальна зыбь,

   Где поздно вечером с лягушками

   Перекликаться любит выпь.

   Вот дом старинный и некрашеный,

   В нем словно плавает туман,

   В нем залы гулкие украшены

   Изображением пейзан.

Подобный дом находится недалеко от нашей школы, на территории старинной усадьбы Пехра-Яковлевское. Усадьба была родным местом для многих дворян в 18-19 веках. Здесь росли, и сюда, повзрослев, приезжали в свободное от учебы и службы время. Жили после выхода в отставку. Наша усадьба относится к их числу. Свое название получила по имени находившегося рядом села Яковлевского и по расположению на берегу реки Пехорки. (1мин 20 сек)

                                      Светает. В поле тишина.

                                       Густой туман, как пелена

                                       С посеребренною каймой,

                                       Клубится над Пехрой-рекой.

Вопросы: Туман. Какие агрегатные состояния вещества образуют его?

                  Как называется процесс образования пара в этом случае?

                  Дайте определение испарению?

                  Кто расскажет механизм этого процесса с точки зрения молекулярно-                                                    

                  кинетической теории?

                                          Туманы тают. Сырость легкая,

                                          И, ежась, вздрагивает сад.                                                5 мин

                                          Росинки падают неловкие

                                          Заборы влажные блестят.

Вопрос: Какой процесс описан в этом стихотворении? Дайте ему определение.

                                           Дымятся черные бугры,

                                           И утром в воздухе нагретом

                                           Густые белые пары

                                           Наполнены теплом и светом.

Вопрос: Прав ли автор стихотворения Бунин, говоря о том, что пары наполнены теплом?

               Почему?

А теперь представим себе отца и сына, которые в этот утренний час рыбачат на лодке.

«Торопливо и обрадовано мальчик послюнил палец и, подняв, стал медленно поворачивать. С той стороны, откуда неумолимо тянул ветерок, в пальце почувствовалось ощущением холода».

Вопрос: объясните это явление. Отчего еще зависит интенсивность испарения?

          Почтенный замок был построен,

          Как замки строится должны:

          Отменно прочен и спокоен

          Во вкусе умной старины.

          Везде высокие покои,                                                                            1 мин

          В гостиной штофные обои,

          Царей портреты на стенах,

          И печи в пестрых изразцах.

Центр любой усадьбы – барский дом. В доме было 22 комнаты, большие окна заливали их светом. Дорогая мебель, зеркала, нарядные люстры украшали гостиную, спальни, столовую. Именно в столовой в начале дня собиралась семья Голицыных за утренним чаем.

                                           Вот самовар, мерцающий, потливый,

                                           Стоит со шпорой крана, как петух.

Вопрос: когда самовар бывает «потливым»?

               Дайте определение кипению.

               Механизм кипения мы проверим таким образом. У вас на столах листы с начальной фразой. Вы должны по очереди записать по фразе весь механизм образования пара при кипении. Работа происходит в полном молчании. Если кто-то не знает, что написать, то он отдает листок дальше, не тормозит свою команду.

                Проверяем (один ученик выходит к доске и рассказывает процесс кипения по рисунку). Там где правильная фраза, там ставите плюс, там, где неправильный ответ – минус.

Ответ: В каждой жидкости находятся пузырьки воздуха.

            В пузырьках находятся насыщенный пар и молекулы воздуха.                       10 мин

            С увеличением температуры пузырек увеличивается в объеме.

            Увеличивается интенсивность испарения внутри пузырька, увеличивается сила

            Архимеда.

             Пузырек начинает подниматься вверх.

             Давление жидкости уменьшается, так как уменьшается высота столба жидкости.

             Пузырек увеличивается в объеме, увеличивается интенсивность испарения внутри

             жидкости.

             На поверхности пузырь лопнет, так как внутри пузырька давление больше, чем

             атмосферное давление воздуха.

             Водяной пар выходит из жидкости, образуя пар над ней.

Вернемся к чаепитию семьи Голицыных. Посмотрите, графиня Голицына чай из чашки перелила в блюдце. Объясните. А младшенькая в это время усердно дует на чашку чая. Зачем?

   После завтрака отправлялись к заутрене в церковь. Затем занимались делами. Дети шли с гувернерами в парк в свободное от уроков время, а хозяин принимал с докладами дворецкого, ключника, осматривал хозяйство, наведывался в кузницу.

                                                  Песня «Во кузнице…»

Вопрос: Какие взаимообратные процессы происходят в кузнице? Дайте им определение.

      Механизм процесса с точки зрения молекулярно-кинетической теории вы расскажите мне, дополнив рисунок, который лежит у вас на столе.

        

        t оС        t пл.

?  покажи        ? покажи                         ? покажи движение молекул

    движение        Е?             движение                     какая энергия изменяется больше?

    молекул                               молекул

     Но вот уж полдень. – В светлой зале

     Весельем круглый стол накрыт:

     Хлеб-соль на чистом покрывале

    Дымятся щи, вино в бокале,

    И щука в скатерти лежит.                                                                       1 мин

    Соседи шумною толпою

    Взошли, прервали тишину…

Частью светского ритуала, формой общения с друзьями и соседями были усадебные праздники. Друзей, соседей старались накормить получше, обязательно угощали фруктами, ягодами, которые выращивали в специальных помещениях – оранжереях. Есть такая постройка и в нашей усадьбе. В оранжереях создавали для роста теплолюбивых растений определенные условия.

     Определим вначале название двух таких теплолюбивых растений.

1 вариант


  Е


  М


  Г


  Б


  Т


 Р


 А


 О


  q


  Дж


  L


   с


   m


 


   Q


  t

        Удельная теплоемкость

                             

                               Удельная теплота сгорания топлива

                               Удельная теплота плавления

                                Удельная теплота парообразования

                                 Количество теплоты

                                Единица измерения количества теплоты

                                Масса

                                Температура

2 вариант


   Е


  Р


   Д


  У


  К


  Ж


   Т


  Ф


  q


  Дж


  L


   с


   m


 


   Q


  t

        Удельная теплота парообразования

                             

                               Удельная теплота плавления

                               Удельная теплота сгорания топлива

                                Масса

                                Температура

                                Единица измерения количества теплоты

                                Удельная теплоемкость

                                Количество теплоты

Джекфрукт растет в странах Южной и Юго-Восточной Азии от Индии до Индонезии. Вкус его напоминает смесь ананаса и груши. Плоды имеют форму бочонка, каждый массой около 36 кг, длиной до 90 см и диаметром 0,5 м.

Бергамот цитрусовое растение, дальний родственник лимона и апельсина. Растет главным образом в Италии. Плоды этого растения несъедобны, но масло, которое получается из кожуры этих плодов, листьев и цветов, имеет приятный и свежий аромат. Бергамотовым маслом ароматизируют чай.

     Ответьте теперь на вопросы:

  1. Чему равна удельная теплоемкость алюминия? Что это значит?
  2. Чему равна удельная теплота сгорания топлива угля? Что это значит?
  3. Чему равна удельная теплота плавления стали? Что это значит?
  4. Чему равна удельная теплота парообразования эфира? Что это значит?

После обеда отдыхали. Гуляли в парке, знакомились с картинной галереей князя Голицына, смотрели спектакли в театре. А вечером

  Толпа в гостиную валит;

  Так пчел из лакомого улья

  На ниву шумный рой летит.

  Подсели дамы к камельку;

  Девицы шепчут в уголку;

  Столы зеленые раскрыты:

  Зовут задорных игроков

  Бостон и ломбер стариков,

  И вист, доныне знаменитый.

 Вечером собирались вместе в гостиной, обменивались впечатлениями, обсуждали увиденное и услышанное.

  Вот и мы подытожим свои знания.

            Вода  появляется из ручейка,

            Ручьи по пути собирает река.

            Река полноводно течет на просторе,

            Пока, наконец, не вливается в море.

            Моря пополняют запас океана,

            Над ним формируются клубы тумана.

            Они поднимаются выше пока

            Они превращаются в облака.

            А облака, проплывая над нами.

            Дождем проливаются, сыплют снегами.

            Весной соберется вода в ручейки,

            Они потекут до ближайшей реки.

Как весь процесс называют в народе?

Вот сейчас мы проверим наши знания процессов, входящих в круговорот, в проверочной работе. Дан график. Я показываю процесс, вы пиши его название, я показываю точку, вы пишите агрегатное состояние вещества, я показываю процесс, вы пишите формулу. Проверяем. Выставляем оценку.  5 мин

Вопросы:                                Ответы:

      1.   2, 10, 5, 7, 4;           1. плавление, охлаждение, нагрев, конденсация, кипение

  1. 5, з, б, 8, м;             2. газ, газ-жидкость, твердое-жидкое, жидкое, твердое
  2. 3, 7, 2, 4, 9.             3. cm(t2-t1), -Lm, m, Lm, -m.

  1. Подведение итогов урока (задача: обобщить проделанную работу на уроке)

Подошел наш урок к концу. Посчитайте количество плюсов в каждой команде (говорят об их количестве). Выиграла команда _______. Теперь поставьте оценки каждому члену команды. Продиктуйте оценки мне. Что мы повторили? Что нового узнали на уроке? Значит, урок прошел не впустую.  

  1. Информация о домашнем задании (задача: разъяснить методику выполнения домашнего задания, мотивировать обязательность выполнения).

На дом задаю творчески поработать: мини-сочинение «Тепловые процессы в быту моей семьи» для закрепления, полученного материала. Спасибо всем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Один день из жизни учителя

Небольшой рассказ о последнем дне, который я провела со своим любимым классом накануне последнего звонка....

Конспект открытого урока в 6 классе "Один день из жизни Генриха VIII"

Конспект открытого урока английского языка по теме "Один день из жизни Генрих VIII" проводился в 6 классе (2-й год обучения).  Это обобщающий урок комплексного развития лексико-гра...

Рассказ «Один день из жизни Ивана Денисовича». История создания. Особенности жанра. Композиция. Язык повествования. Автор в рассказе.

Методическая разработка урока по рассказу А.И.Солженицына «Один  день  из  жизни   Ивана  Денисовича»....

Эссе "Один День из Жизни социального педагога" "День начнётся с детей..."

Данное Эссе было направлено на конкурс на сайт "ПЕДСОВЕТ"...

УРОК-ЗАЧЁТ по теме «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ» (в форме литературного кафе). «И дольше века длится день…» (один день серебряного века)

Уровень образования:  среднее (полное) общее образование Целевая аудитория:  Учитель (преподаватель) Класс(ы):  11 класс Предмет(ы):  Литература  Краткое о...

«Васильев день или Старый Новый год»

Праздник для средней и старшей группы на улице...

День Учителя СТАРЫЕ ПЕСНИ ДЛЯ ГЛАВНЫХ

Сценарий концерта ко Дню Учителя...