Рабочая программа по физике для 9 класса
методическая разработка по физике (9 класс) на тему

 

Рабочая программа по физике для 9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта общего образования на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. 7-9 классы /авт.-сост. Е.М. Гутник, А.В. Перышкин - М.: Дрофа, 2010 г.. При составлении рабочей программы учтены рекомендации инструктивно-методического письма «О преподавании предмета «Физика» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2012-2013 учебном году». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_fizike_9-2012-2013.doc348.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по физике для 9 класса (Далее – программа) составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта общего образования на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. 7-9 классы /авт.-сост. Е.М. Гутник, А.В. Перышкин - М.: Дрофа, 2010 г.. При составлении рабочей программы учтены рекомендации инструктивно-методического письма «О преподавании предмета «Физика» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2012-2013 учебном году».

Изучение физики в 9 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о механических, электромагнитных, оптических и квантовых явлений; величинах характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.

        Основные задачи данной рабочей программы:

  • сформировать умения проводить наблюдения природных явлений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач.
  • научить использовать полученные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Для реализации программы используется учебно-методический комплект, включающий:

  1. Пёрышкин, А.В. Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник.-    М.: Дрофа, 2010 г.
  2. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений/ В.И. Лукашик, Е.В. Иванова – М.: Просвещение, 2004. – 223с.

Согласно базисному учебному плану на предмет «Физика» в 9 классе отведено 2 часа, за год – 68 часов (34 недели), а в  Программе для общеобразовательных учреждений. Физика. 7-9 классы /авт.-сост. Е.М. Гутник, А.В. Перышкин - М.: Дрофа, 2010 г. - 2 часа в неделю, за год – 70 часов (35 недель).

В связи с этим, в рабочей программе внесены следующие изменения и резервное время добавлено по одному часу  в разделы «Механические колебания и волны», «Строение атома и атомного ядра» на  решение задач, в связи с большим объемом теоретического материала, а также на обобщающее повторение курса физики 7-9 классов:

Название раздела

Количество часов по авторской программе

Внесенные изменения

Количество часов в рабочей программе

Законы взаимодействия и движения тел

26

26

Механические колебания и волны. Звук

10

+1

11

Электромагнитное поле

17

17

Строение атома и атомного ядра

11

+1

12

Обобщающее повторение курса физики 7-9 классов

-

+2

2

Резервное время

6

6

ИТОГО

70

68

В течение года запланировано:

  • контрольных работ – 5 часов;
  • лабораторных работ – 6 часов.

        При организации учебного процесса используется следующая система уроков:

        Урок – исследование - на уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом и с помощью компьютера с использованием различных лабораторий.

        Комбинированный урок - предполагает выполнение работ и заданий разного вида.         

        Урок решения задач - вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке.

        Урок – тест - тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, тренировки технике тестирования.

        Урок – самостоятельная работа -  предлагаются разные виды самостоятельных работ.

        Урок – контрольная работа - урок проверки, оценки  и корректировки знаний. Проводится с целью контроля знаний учащихся по пройденной теме.

         Урок – лабораторная работа - проводится с целью комплексного применения знаний.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Требования к уровню подготовки выпускников отражены в сборнике программ для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 классы /сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов - М.: Дрофа, 2010 г. стр. 18 - 20.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п\п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Примечание

1.Законы движения и взаимодействия тел.

26

1

Материальная точка. Система отсчёта. Перемещение.

1

04.09

2

Скорость прямолинейного равномерного движения.

1

07.09

3

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.

1

11.09

4

Скорость прямолинейного равноускоренного движения.

1

14.09

5

Перемещение при прямолинейном  равноускоренном движении.

1

18.09

6

Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении.

1

21.09

7

Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелеоцентрическая системы мира.

1

25.09

8

Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»

1

28.09

9

Решение задач по теме «Основы кинематики».

1

02.10

10

Контрольная работа № 1 по теме «Основы кинематики»

1

05.10

11

Инерциальная система отсчёта.

Первый закон Ньютона.

1

09.10

12

Второй закон Ньютона.

1

12.10

13

Третий закон Ньютона.  

1

16.10

14

Решение задач на законы Ньютона.

1

19.10

Подготовка к ГИА, вариант   802, часть А и В

15

Свободное падение тел.

Ускорение свободного падения.

1

23.10

16

Вес тела. Невесомость.

1

26.10

17

Закон всемирного тяготения.

1

06.11

18

Решение задач на свободное падение тел.

1

09.11

19

Равномерное движение по окружности. Период и частота обращения.

1

13.11

20

Искусственные спутники Земли.

1

16.11

21

 Импульс тела.

Закон сохранения импульса.

1

20.11

22

Реактивное движение. Ракеты.

1

23.11

23

Кинетическая энергия. Потенциальная энергия тел.

1

27.11

24

Закон сохранения энергии.

1

30.11

25

Решение задач по теме «Основы динамики».

1

04.12

Подготовка к ГИА, вариант  804 часть Аи В

26

Контрольная работа №2  «Основы динамики».

1

07.12

2.Механические колебания и волны. Звук.

11

27

Колебательное движение. Свободные колебания. Колебание груза на пружине. Колебательные системы. Маятник.

1

11.12

28

Величины, характеризующие колебательное движение: амплитуда, период, частота колебаний. Гармонические колебания.

1

14.12

29

Превращение энергии при колебательном  движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.

1

18.12

30

Лабораторная работа № 2 «Измерение  ускорения  свободного  падения»

1

21.12

31

Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от  длины нити».

1

25.12

32

Распространение колебаний в упругих средах. Механические волны. Поперечные и продольные волны.

1

28.12

33

Длина волны. Скорость распространения волн. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой).

1

15.01

34

Источники звука. Звуковые колебания.

1

18.01

35

Высота и тембр звука. Громкость звука. Распространение звука.

Звуковые волны.

1

22.01

36

Эхо. Звуковой резонанс. Интерференция звука.

1

25.01

Подготовка к ГИА, вариант  814 часть А и В

37

Контрольная работа № 3 «Механические колебания и волны. Звук».

1

29.01

3.Электромагнитное поле.

17

38

Магнитное поле. Однородное и неоднородное  магнитное поле.

1

01.02

39

Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.

1

05.02

40

Обнаружение магнитного поля.  Правило левой руки.

1

08.02

41

Индукция магнитного поля. Магнитный поток.

1

12.02

42

Опыты Фарадея.  Электромагнитная индукция.

1

15.02

43

Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.

1

19.02

44

Лабораторная работа № 4«Изучение явления электромагнитной индукции»

1

22.02

45

Переменный электрический ток. Генератор переменного тока. Преобразование энергии в электрогенераторах.

1

26.02

46

Трансформатор. Передача электроэнергии на расстояние.

1

01.03

47

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн.

1

05.03

48

Шкала электромагнитных излучений. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

1

08.03

49

Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний.

1

12.03

50

Принципы радиосвязи и телевидения

1

15.03

Подготовка к ГИА, вариант  815 часть А и В

51

Интерференция света.  Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления

1

19.03

52

Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

1

22.03

53

Решение задач по теме «Электромагнитное поле».

1

02.04

54

Контрольная работа № 4

«Электромагнитное поле».

1

05.04

4. Строение атома и атомного ядра.

12

55

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма- излучения.

1

09.04

56

Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.

1

13.04

57

Радиоактивные превращения  атомных  ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Правила смещения при α- и β-распадах.

1

16.04

58

Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.

1

19.04

59

Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы.

1

23.04

60

Ядерные силы. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана.  Цепная реакция.  

1

26.04

61

Лабораторная работа № 5

«Изучение деления ядра атома урана по фотографиям треков»

1

30.04

62

Ядерный реактор.  Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

1

03.05

63

Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние  радиоактивных излучений на живые организмы.

1

07.05

64

Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.

1

10.05

65

Лабораторная работа № 6

«Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»

1

14.05

66

Контрольная работа № 5

«Строение атома и атомного ядра».

1

17.05

67

Обобщающее повторение изученного материала.

1

21.05

Подготовка к ГИА, вариант  945 часть А и В

68

Обобщающее повторение изученного материала.

1

24.05

Подготовка к ГИА, вариант  945 часть С

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Законы взаимодействия и движения тел (26 ч)

        Материальная точка. Система отсчета.

        Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения.

        Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение.

        Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении.

        Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

        Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона.

        Свободное падение. Вес тела. Невесомость. Закон всемирного тяготения.        Равномерное движение по окружности. Период и частота обращения. Искусственные спутники Земли.

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения энергии.

Лабораторные работы

  1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

2. Механические колебания и волны. Звук (11 ч)

        Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. Гармонические колебания.

        Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.

        Распространение колебаний в упругих средах. Механические волны. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой).

        Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс. Интерференция звука.

Лабораторные работы

  1. Измерение ускорения свободного падения.
  2. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.

3. Электромагнитное поле (17ч)

        Однородное и неоднородное магнитное поле.

        Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.

        Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.

        Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.

        Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.

        Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

        Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.

        Интерференция света. Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

Лабораторные работы

  1. Изучение явления электромагнитной индукции.

4. Строение атома и атомного ядра (12 ч)

        Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения.

        Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.

        Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.

        Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.

        Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правило смещения для альфа- и бета-распада. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

        Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.

        Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.

Лабораторные работы        

  1. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.
  2. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.

5.Обобщающее повторение курса физики 7—9 классов (2 ч)

ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

        Структурный элемент Рабочей программы «Формы и средства контроля» включает систему контролирующих материалов (контрольные и лабораторные работы) для оценки освоения школьниками планируемого содержания. Тексты контрольных и лабораторной работы  №  2       прилагаются. Лабораторные работы № 1,3-6 используются из учебника Пёрышкин, А.В. Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник.-    М.: Дрофа, 2010 г. стр.269-271, 275-282.

Контрольная работа № 1

по теме «Основы кинематики».

Вариант 1

Уровень А

1. Вертолет МИ-8 достигает 250 км/ч. Какое время он затратит на перелет между двумя населенными пунктами, расположенными на расстоянии 100 км?

1) 0,25 с;              2) 0,4 с;              3) 2,5 с;                   4) 1140 с.

2.На рисунках представлены графики зависимости координаты от времени для четырех тел, движущихся вдоль оси ОХ. Какое из тел движется с наибольшей по модулю скоростью?

1) х                             2) х                              3) х                          4) х    

3.Велосипедист  съезжает с горки, двигаясь прямолинейно и равноускоренно. За время спуска скорость велосипедиста увеличилась на 10 м/с. Ускорение велосипедиста 0,5 м/с². Сколько времени длился спуск?                      

1) 0,05 с;              2) 2 с;                    3) 5 с;                            4) 20 с.

4.Лыжник съехал с горки за 6 с, двигаясь с постоянным ускорением 0,5 м/с². Определите длину горки, если известно, что в начале спуска скорость лыжника была равна 18 км/ч.

1) 39 м;               2) 108 м;                3) 117 м;                       4) 300 м.

5.Моторная лодка движется по течению реки со скоростью 5 м/с относительно берега, а в стоячей воде – со скоростью 3 м/с. Чему равна скорость течения реки?

1) 1 м/с;              2) 1,5 м/с;              3) 2 м/с;                        4) 3,5 м/с.

                                                                   

Уровень В

6.Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым эти величины определяются.

   К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго  и запишите в таблицу выбранные  цифры под соответствующими буквами.

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ                                               ФОРМУЛА

А) Ускорение                                                                               1) ;

Б) Скорость при равномерном                                                  2) ;

     прямолинейном движении                                                    3) t;

В) Проекция перемещения при                                                 4) ;

     равноускоренном прямолинейном                                       5) .

     движении.

А

Б

В

Уровень С

7. На пути 60 м скорость тела уменьшилась в 3 раза за 20 с. Определите скорость тела в конце пути, считая ускорение постоянным.

Вариант 2

Уровень А

1. За 6 минут равномерного движения мотоциклист проехал 3,6 км. Скорость мотоциклиста равна

  1) 0,6 м/с;                    2) 10 м/с;                3) 15 м/с;                            4) 600 м/с.

2.На рисунках представлены графики зависимости проекции перемещения от времени для четырех тел. Какое их тел движется с наибольшей по модулю скоростью?

1)S                             2)S                          3) S                      4) S

                                   

      0                     t             0                    t           0                   t        0                       t

3.Во время подъема в гору скорость велосипедиста, движущегося прямолинейно и равноускоренно, изменилась за 8 с от 18 км/ч до 10,8 км/ч. При этом ускорение велосипедиста было равно

  1) -0,25 м/с²;               2) 0,25 м/с²;               3) -0,9 м/с²;                      4) 0,9 м/с²;    

4. Аварийное торможение автомобиля происходило в течение 4 с. Определите, каким был тормозной путь, если начальная скорость автомобиля 90 км/ч.

  1) 22,5 м;                    2) 45 м;                       3) 50 м;                            4) 360 м.

5.Пловец плывет по течению реки. Определите скорость пловца относительно берега, если скорость пловца относительно воды 0,4 м/с, а скорость течения реки 0,3 м/с.

   1)0,5 м/с;                   2) 0,1 м/с;                   3) 0,5 м/с;                         4) 0,7 м/с.

Уровень В

6.Установите соответствие между физическими величинами и их единицами измерения в СИ.

   К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго  и запишите в таблицу выбранные  цифры под соответствующими буквами.

ФИЗИЧЕСКИЕ    ВЕЛИЧИНЫ                                             ЕДИНИЦЫ  ИЗМЕРЕНИЯ  В  СИ

А) скорость                                                                              1) мин

Б) ускорение                                                                            2) км/ч

В) время                                                                                   3) м/с

                                                                                                  4) с

                                                                                                  5) м/с².

А

Б

В

Уровень С

7.Поезд начинает равноускоренное движение из состояния покоя и проходит за четвертую секунду 7 м. Какой путь пройдет тело за первые 10 с?

Контрольная работа №2

по теме «Основы динамики».

  1. С какой высоты упало тело, если оно ударилось о землю со скоростью 50 м/с?
  2. Автомобиль движется по выпуклому мосту, имеющему радиус кривизны 30 м. Скорость автомобиля 36 км/ч. Чему равно его ускорение.
  3. Автобус массой 15 т трогается с места под действием силы тяги15 кН. Чему равно ускорение автобуса, если действующая на него сила сопротивления равна 4,5 кН?
  4. Вагон массой 10 т движется со скоростью 1м/с и сталкивается с неподвижной платформой массой 5 т. Чему равна скорость их совместного движения после того, как сработала автосцепка?
  5. Два шара массами по 10 т находятся на расстоянии 1 м. Чему равна сила притяжения между ними?

Контрольная работа № 3

по теме «Механические колебания и волны. Звук».

Уровень А

1.        При измерении пульса человека было зафиксировав 75 пульсаций крови за 1 минуту. Определите период сокращения сердечной мышцы.

  1. 0,8 с        3)   60 с
  2. 1,25 с        4)   75 с

2.        Амплитуда свободных колебаний тела равна 3 см. Какой путь прошло это тело за 1/2 периода колебаний?

  1. 3 см        3)   9 см
  2. 6 см        4)   12 см

3.        На рисунке представлена зависимость координаты центра шара, подвешенного на пружине, от времени. Определите амплитуду колебаний.

  1. Волна с частотой 4 Гц распространяется по шнуру со скоростью 8 м/с.  Длина волны равна

        1) 0,5 м    2) 2 м     3) 32 м     4) для решения не хватает данных

  1. Какие изменения отмечает человек в звуке при увеличении амплитуды колебаний в звуковой волне?

        1) повышение высоты тона      2)  понижение высоты тона

        2) повышение громкости         4)  уменьшение громкости

  1. Охотник выстрелил, находясь на расстоянии 170 м от лесного массива. Через сколько времени после выстрела охотник услышит эхо? Скорость звука в воздухе 340 м/с.

        1) 0,5 с   2) 1 с    3) 2 с   4) 4 с

Уровень В

  1. Установите соответствие между физическими явлениями и их названиями.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

НАЗВАНИЯ

А)

Сложение волн в пространстве

1)

Преломление

Б)

Отражение звуковых волн от преград

2)

Резонанс

В)

Резкое возрастание

3)

Эхо

амплитуды колебаний

4)

Гром

 

5)

Интерференция звука

                                     

А

Б

В

Уровень С

8. Частота колебаний крыльев вороны в полете равна в среднем 3 Гц. Сколько взмахов крыльями сделает ворона пролетев путь 650 м со скоростью 13 м/с?

9.Груз массой 50 г, прикрепленный к пружине, жесткость которой равна 0,49 Н/м, совершает колебания. Какой длины надо взять математический маятник, чтобы его период колебаний был равен периоду колебаний груза на пружине?

Контрольная работа № 4

по теме «Электромагнитное поле».

Уровень А.

1. Квадратная рамка расположена в однородном магнитном поле, как показано на рисунке. Направление тока в рамке указано стрелками.

                       

Сила, действующая на нижнюю сторону рамки, направлена

        1) вниз      2) вверх        3) из плоскости листа на нас

        4) в плоскость листа от нас  

2. В однородное магнитное поле перпендикулярно линиям магнитной индукции поместили прямолинейный проводник, по которому протекает ток силой 8 А.

Определите индукцию этого поля, если оно действует с силой 0,02 Н на каждые 5 см длины проводника.

        1) 0,05 Тл    2) 0,0005 Тл    3) 80 Тл      4) 0,0125 Тл

3. Один раз кольцо падает на стоящий вертикально полосовой магнит так, что надевается на него; второй раз так, что пролетает мимо него. Плоскость кольца в обоих случаях горизонтальна.                                          

Ток в кольце возникает

  1. в обоих случаях                          2)ни в одном из случаев
  1. только в первом случае             4)только во втором случае

4.Радиостанция работает на частоте 60 МГц. Найдите длину электромагнитных волн, излучаемых антенной радиостанции. Скорость распространения электромагнитных волн с = 3 х 10 м/с.

        1)  0,5 м                 2)  5м                  3)  6 м                          4) 10 м

5. Как изменится электрическая емкость плоского конденсатора, если площадь пластин увеличить в 3 раза?

1. Не изменится

2. Увеличится в 3 раза

3. Уменьшится в 3 раза

4. Среди ответов 1-3 нет правильного.

6. Как изменится период собственных электромагнитных колебаний в контуре (см. рисунок), если ключ К перевести из положения 1 в положение 2?

                       

  1.  Уменьшится в 9 раз
  2. Увеличится в 9 раз
  3. Уменьшится в 3 раза
  4. Увеличится в 3 раза

7 . У становите соответствие между научными открытиями и учеными, которым эти открытия принадлежат.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

НАУЧНЫЕ ОТКРЫТИЯ

УЧЕНЫЕ

А)Создал теорию электромагнитного поля

1)Т. Юнг

Б)Зарегистрировал электромагнитные волны

2)М. Фарадей

В) Получил интерференцию света

3)Д. Максвелл

4)Б. Якоби

5)Г. Герц

А

Б

В

Уровень С

  1. Если на дно тонкостенного сосуда, заполненного жидкостью и имеющего форму, приведенную на рисунке, пустить луч света так, что он, пройдя через жидкость, попадет в центр сосуда, то луч выходит из жидкости под углом 300 относительно поверхности воды. Каков показатель прело мления n жидкости, если луч АО составляет 450 с вертикалью?

Контрольная работа № 5

по теме «Строение атома и атомного ядра»

Вариант 1

Уровень А.

1.β-излучение - это

  1. вторичное радиоактивное излучение при начале цепной реакции
  1. поток нейтронов, образующихся в цепной реакции
  2. электромагнитные волны
  3. поток электронов

2. При изучении строения атома в рамках модели Резерфорда моделью ядра служит

  1. электрически нейтральный шар
  2. положительно заряженный шар с вкраплениями электронов
  3. отрицательно заряженное тело малых по сравнению с атомом размеров
  4. положительно заряженное тело малых по сравнению с атомом размеров

3. В ядре элемента  содержится

  1.    92 протона, 238 нейтронов
  2. 146 протонов, 92 нейтрона
  3. 92 протона, 146 нейтронов

4)    238 протонов, 92 нейтрона

4. На рисунке изображены схемы четырех атомов. Черными точками обозначены электроны. Атому  соответствует схема                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

               

5.Элемент испытал α-распад. Какой заряд и массовое число будет у нового элемента Y?

1)              2)          3)            4)

6. Укажите второй продукт ядерной реакции

1)           2)           3)            4)

Уровень В

  1. установите соответствие между научными открытиями и учеными, которым эти открытия принадлежат.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

        НАУЧНЫЕ ОТКРЫТИЯ                                          УЧЕНЫЕ

        А) Явление радиоактивности                             1) Д. Чедвик                                                                                              

        Б) Открытие протона                                          2) Д. Менделеев

        В) Открытие нейтрона                                        3) А. Беккерель

                                                                                        4) Э.Резерфорд

                                                                                        5) Д. Томсон

А

Б

В

Уровень С

8.Определите энергию связи ядра изотопа дейтерия (тяжелого водорода). Масса протона приблизительно равна 1,0073 а.е.м., нейтрона 1,0087 а.е.м., ядра дейтерия 2,0141 а.е.м., 1 а.е.м. = 1,66 . 10 кг, а скорость света с = 3 10 м/с.

Лабораторная работа  № 2

Определение ускорения свободного падения

Цель работы: вычислить ускорение свободного падения из формулы для периода колебаний математического маятника:

        (1)

Для этого необходимо измерить период колебания и, длину подвеса маятника. Тогда из формулы (I) можно вычислить ускорение свободного падения;

         (2)

Оборудование: часы с секундной стрелкой, измерительная лента (Δл = 0,5 см),

шарик с отверстием, нить, штатив с муфтой и кольцом.

Указания к работе

        1. Установите на краю стола штатив. У его верхнего конца укрепите при помощи муфты кольцо и подвесьте к нему шарик на нити. Шарик должен висеть на расстоянии 3—5 см от пола.

        2. Отклоните маятник от положения равновесия на 5—8 см и отпустите его.

        3. Измерьте длину подвеса мерной лентой.

        4. Измерьте время  Δt 40 полных колебаний (N).

        5. Повторите измерения Δt (не изменяя условий опыта) и найдите среднее значение Δtср.

         6. Вычислите среднее значение периода колебаний Tср по среднему значению Δtср.

        7.Вычислите значение gcp по формуле:

        (3)

        8. Полученные    результаты   занесите в таблицу:

Номер опыта

l, м

N

Δt, с

Δtср, с

Tср= Δtср/N

gcp, м/с2

        9. Сравните полученное среднее значение для gcp со значением g = 9,8 м/с2 и рассчитайте относительную погрешность измерения по формуле:

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Основная литература:

        Для учителя:

  1. Гутник Е.М., Перышкин А.В. Программа по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2010;
  2. Перышкин А.В. , Гутник Е.М. Физике 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2010;
  3. Лукашик В.И.  Сборник задач по физике 7-9 классы.- М.: Просвещение, 2004;

        

        Для учащихся:

  1. Перышкин А.В. , Гутник Е.М. Физике 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2010;
  2. Лукашик В.И.  Сборник задач по физике 7-9 классы.- М.: Просвещение, 2004;

Дополнительная литература:

  1.  Перышкин А.В. Сборник задач по физике: к учебникам А.В. Перышкина и др. «Физика. 7 класс», «Физика. 8 класс», «Физика. 9 класс», ( М.: Дрофа): 7-9 кл./А.В. Перышкин; сост. Н.В. Филонович.-М.: АСТ: Астрель 2011;
  2. Марон А.Е. Физика. 9 класс: учебно-методическое пособие/ А.Е. Марон, Е.А. Марон.- М.: Дрофа, 2009;

Печатные пособия:

        Таблицы по физике

Цифровые образовательные ресурсы

Цифровые компоненты учебно-методических комплексов по основным разделам курса физики

3

Коллекция образовательных ресурсов по курсу физики

1

Задачник (цифровая база данных)

2

Видеофильмы

7

Слайды по различным разделам физики

2

Технические средства обучения

Экран

1

Видеоплеер

1

Телевизор

1

Слайд-проектор

1

Лабораторное оборудование

Оборудование общего назначения

Щит для электроснабжения  лабораторных столов

1

Столы лабораторные электрофицированные

9

Источники постоянного и переменного тока

20

Весы учебные с гирями

2

Секундомеры

1

Термометры

10

Штативы

10

Цилиндры измерительные (мензурки)

6

Механика

Динамометр лабораторный

4

Желоба прямые

1

Набор грузов по механике

4

Набор пружин с различной жесткостью

3

Набор тел равного объёма и равной массы

2

Прибор для изучения движения тела по окружности

1

Прибор для изучения прямолинейного движения

1

Рычаг-линейка

2

Электронный секундомер с двумя датчиками

1

Подвижный блок

1

Неподвижный блок

1

Шарик

4

Электродинамика

Амперметры лабораторные

19

Вольтметры  лабораторные

19

Катушка- моток

3

Ключи

5

Наборы соединительных проводов

10

Прямые и дугообразные магниты

7

Магнитная стрелка

1

Миллиамперметр.

6

Наборы сопротивлений проволочные

3

Радиоконструктор для сборки радиоприёмников

1

Реостат ползунковый

7

Электродвигатели

1

Специализированная мебель:

  1. Шкаф секционный для хранения литературы;
  2. Стенка 4-х ярусная секционная для хранения оборудования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике, 7 класс по учебнику автора А. В . Перышкина.

Предлагаю рабочую программу к учебнику  "Физика-7", автор А. В. Перышкин....

Рабочая программа по физике 9 класс

Рабочая программа по физике 9 класс .Учебник А.В. Перышкин,Е.М.Гутник 2 часа в неделю. Календарно-тематическое   планирование  составлено  на  основе стандарта РФ основного общего...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ 11 КЛАСС ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (Авторская программа Г. Я. Мякишева) 5 часов в неделю.

Примерная программа среднего (полного) общего образования: «Физика» 10-11 классы (профильный уровень) (Физика.Астрономия.7-11 классы./сост. В.А.Коровин,В.А.Орлов.-М.:Дрофа,2008) и авторской программы ...

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике 7 класс, 8 класс, 9 класс.

Рабочие программы по физике по учебникам  Пёрышкин и Гутник: 1. Пояснительная записка, 2. Требования к уровню подготовки учащихся, 3.Содержание учебног курса, 4.Календарно-тематическое планирован...