Внеклассное мероприятие по физике. Тема "Силы в природе"
методическая разработка по физике (10 класс) на тему
Внеклассное мероприятие проводится в виде игры "Счастливый случай" по теме "Силы в природе". Входе игры происходит обобщение изакрепления изученного материала по данной теме.Повышается интерес к изучению физики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие
Игра «Счастливый случай»
Тема: «Силы в природе»
Цель: 1. Обобщить и углубить знания по теме: «Силы в природе».
2. Развивать умения логически мыслить, анализировать, обобщать, делать выводы. Формировать навыки социального взаимодействия.
3. Повысить интерес к изучению предмета. Воспитать ценностное отношение к знаниям как важным и необходимым
каждому человеку. Показать связь физики с повседневной жизнью.
Оборудование: портреты выдающихся физиков: Ньютон, Галилей, Ломоносов, Архимед, Джоуль; физическая газета, гальванометр, катушка, два полосовых постоянных магнита, штатив с муфтой, груз (шарик) с верёвкой, чистые листы для участвующих и жюри.
Методы и приёмы: эвристический, метод проблемного изложения, объяснительно-иллюстративный.
Ход мероприятия:
Правила игры. Перед уроком учитель разбивает класс на две команды.
Остальные ребята являются болельщиками и помогают, если возникают
затруднения у команд. Ребята готовятся к участию в следующих геймах: «Гонка за лидером», «Спешите видеть», «Ты — мне, я — тебе», «Дальше, дальше, дальше...».
Первый гейм «Гонка за лидером»: ребятам предлагается выбрать капитанов команд, название команд и девиз. Самый интересный ответ оценивается в 3 балла.
Второй гейм «Спешите видеть»: учитель демонстрирует эксперимент, задаёт командам вопрос и две теоретических задачи. Каждый правильный ответ оценивается одним баллом.
Третий гейм « Ты – мне, я – тебе»: ребята одной команды задают поочередно вопросы
участникам другой команды. Отвечать имеет право только тот, кому задан вопрос. Если соперник не знает, как ответить, то ему помогают болельщики. Учитель и жюри должны следить за правильностью и полнотой ответов, корректировать вопросы, каждый правильный ответ оценивается в один балл.
Четвёртый гейм « Дальше, дальше, дальше…»: ребятам задаётся по 10 вопросов. Если ребята не могут дать правильный ответ, то ведущий должен попросить помочь болельщиков, но только после проведения гейма, каждый правильный ответ оценивается в один балл.
Приложение
Первый гейм : ребятам предлагается выбрать капитанов команд, название команд и девиз.
Второй гейм: учитель демонстрирует эксперимент:
команде №1 –демонстрирует явление электромагнитной индукции;
вопрос: какой вид взаимодействия наблюдаете в данном опыте,
(ответ: электромагнитное взаимодействие.)
Задачи:
- Масса одного тела вдвое больше массы другого. Сравните
силы тяжести, действующие на эти тела.
( ответ: так как Fт=мg, то сила тяжести в 2 раза больше у тела. масса которого больше в 2 раза.)
- Тяжелый брусок равномерно передвигают по горизонтальной
поверхности. Почему сила трения увеличивается, если на
эту поверхность насыпать песок, и уменьшается, если насыпать
пшено?
(ответ: так как сила трения зависит от состояния трущихся поверхностей, то коэффициент трения у песка больше, чем у гладкого по сравнению с песком пшена.)
команде №2 –демонстрирует математический маятник;
вопрос: какой вид взаимодействия наблюдаете в данном опыте,
(ответ: электромагнитное взаимодействие(сила упругости нити), гравитационное (сила тяжести))
Задачи:
- Если массу воды в ведре уменьшить в 2 раза, то изменится ли вес воды?
(ответ: уменьшится в 2 раза, так как вес пропорционален массе.)
2. Вес прицепных машин зависит от веса трактора. Почему для громоздкого прицепа трактор тоже должен быть тяжелым?
(ответ: по 3 закону Ньютона: два тела действуют друг на друга с силами равными по модулю, но противоположными по направления, иначе трактор будет не устойчивым)
Четвёртый гейм
Вопросы команде№1:
- Чем объясняется износ деталей?
( ответ: трением их поверхностей)
- Чем объясняется, что все тела падают на землю?
(ответ: гравитационным притяжением)
- Зачем некоторые мастера смазывают мылом шуруп перед
ввинчиванием его в детали?
(ответ: для уменьшения силы трения)
- Зачем на подошвы спортивной обуви футболистов набивают
кожаные шипы?
(ответ: уменьшить скольжение, увеличить трение)
- Почему еж колется?
(ответ: площадь иголок маленькая (соприкосновения)
- Зачем стапели, по которым выстроенное на берегу судно
спускают в воду, обильно смазывают жиром?
(ответ: уменьшают силу трения)
- Укажите, какая сила действует на воду, падающую с плотины.
(ответ: сила тяжести (тяготения))
- Можно ли уравновесить линейку, если с одной стороны к
ней подвешены два -груза, а с другой — один?
(ответ: можно, если подвесить один груз на расстояние в 2 раза большее)
- Укажите, какая сила действует на автомобиль, когда он
останавливается.
(ответ: сила трения колес о землю)
- Какой вид трения имеет место при катании с горы на
санках?
(ответ: сила трения скольжения)
Вопросы команде№2:
- Одинаковое ли давление мы оказываем на бумагу, если
пишем тупым или острым карандашом?
( ответ: нет, давление больше у меньшей площади соприкосновения)
- Почему мяч, брошенный вертикально вверх, падает на
землю?
(ответ: под действием притяжения к Земле)
- Почему шкаф с книгами трудно сдвинуть с места?
(ответ: сила трения покоя большая, пропорциональна силе реакции опоры. т. е. массе тела)
- Почему иногда колеса машин буксуют?
(ответ: сила трения скольжения мала, т. к. коэффициент трения мал)
- Какова единица коэффициента трения?
(ответ: нет единицы измерения)
- Укажите, какая сила действует на падающие капли дождя.
(ответ: сила гравитационного притяжения (между каплей и Землёй))
- Если перестать грести веслами, то лодка скоро остановится.
Почему?
(ответ: действует сила трения между слоями жидкости и поверхностью лодки)
- Можно ли по следу на вспаханной пограничной полосе
установить: прошел один человек; он нес на себе другого; человек
нес какой-то груз?
(ответ: можно, чем больше вес человека, тем глубже его след)
- Если тяжелую покупку нести за веревку, то ощущается боль.
Почему она уменьшается, если под веревку положить сложенный
лист бумаги?
( ответ: давление на руку меньше, т. к. площадь соприкосновения будет больше)
- Почему мел оставляет след на классной доске?
( ответ :силы взаимного притяжения больше сил отталкивания между молекулами мела и доски)
Второй гейм: команде №1
учитель–демонстрирует явление электромагнитной индукции;
вопрос: какой вид взаимодействия наблюдаете в данном опыте,
Задачи:
- Масса одного тела вдвое больше массы другого. Сравните
силы тяжести, действующие на эти тела.
- Тяжелый брусок равномерно передвигают по горизонтальной
поверхности. Почему сила трения увеличивается, если на
эту поверхность насыпать песок, и уменьшается, если насыпать
пшено?
Второй гейм: команде №2
учитель –демонстрирует математический маятник;
вопрос: какой вид взаимодействия наблюдаете в данном опыте,
Задачи:
- Если массу воды в ведре уменьшить в 2 раза, то изменится ли вес воды?
2. Вес прицепных машин зависит от веса трактора. Почему для громоздкого прицепа трактор тоже должен быть тяжелым?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по физике в 8 классе "Физика за чашкой чая"
Наука – дочь удивления и любопытства. Так сказал один мудрец, поэтому иногда парадоксальные вопросы вызывают наше удивление, заставляют нас думать, а самое главное – привлекают внимание, способствуют ...
Внеклассное мероприятие по физике. "А ну-ка, физики!"
Внеклассное мероприятие по физике. Проводится в виде соревнования двух команд (10-ого и 11-ого классов). Формирует познавательный интерес к изучению физики....
Внеклассное мероприятие по физике "А, ну-ка, физики"
Обучаю В данном материале разработка внеклассного мероприятия для учащихся седьмого класса,направленная на закрепление знаний, формирование навыков коллективной...
Внеклассное мероприятие по физике «Физика вокруг нас"
Внеклассное мероприятие по физике для 7-х классов с использованием ИКТ. Цель мероприятия : в интересной, игровой форме, с помощью наглядностей и ИКТ обобщить, закрепить знания учащихся, науч...
Внеклассное мероприятие по физике игра "Мир физики" для 9 класса
В разработке есть кроссворды, загадки, ребусы, головоломки...
Физико-математический КВН. Внеклассное мероприятие по физике, математике, информатике 9-11 классы
На основе соревновательной игры активизировать эвристическую деятельность учащихся; Развить познавательный интерес к учебному материалу, индивидуальные способности учащихся; Поднять ...
Внеклассное мероприятие по физике.(Экскурсия в кабинет физики) "Путешествие по страницам устного журнала "Чудеса? Нет, физика""
Данное внеклассное мероприятие разработано мною в целях повышения у учащихся интереса к предмету "Физика". Занимательные опыты, интересные загадки о физических явлениях, увлекательные факты из мира фи...