Урок исследований и открытий по теме "Законы постоянного тока" (10-11 кл.)
методическая разработка (физика, 11 класс) на тему
Урок исследований и открытий. Форма организации урока - групповая. Используются информационные технологии для обработки результатов измерений и оценки деятельности обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zakony_postoyannogo_toka.docx | 55.62 КБ |
zakony_postoyannogo_toka.pptx | 142.98 КБ |
Дополнительные материалы у презентации. Разархивировать в папку с презентацией. | 1.83 МБ |
Предварительный просмотр:
Цели урока: исследование зависимости между электрическими величинами:
- зависимость сопротивления проводника от температуры
- зависимость сопротивления от геометрических размеров и рода проводника
Задачи:
- совершенствовать умения планировать и проводить физический эксперимент;
- обрабатывать результаты эксперимента, делать выводы;
- оценивать погрешности измерений;
- обрабатывать результаты с помощью электронных таблиц на компьютере;
- планировать модель опыта.
Оборудование: источник тока, реостаты, реохорды, амперметры, вольтметры, омметр, весы, моток проволоки, справочная литература.
Ход урока.
Учитель:
“Человек должен верить, что непостижимое постижимо; иначе он не стал бы исследовать” И. Гете
“Мало знать – надо уметь применять!” Р. Декарта
Класс разбит на 2 группы: программисты и экспериментаторы. Прежде чем вы получите задание проверим, как вы усвоили тему «законы постоянного тока» в разрезе тех исследований, которые мы будем проводить.
- Тестирование и фронтальный опрос учащихся.
Программисты выполняют тесты на компьютере.
Вопросы теста
- Какая физическая величина определяется отношением заряда ∆q, переносимого через поперечное сечение проводника за интервал времени ∆t, к этому интервалу?
а) сила тока
б) напряжение
в) электрическое сопротивление
г) удельное электрическое сопротивление
д) электродвижущая сила - Какая физическая величина показывает, какую работу совершает поле при перемещении заряда в 1 Кл из одной точки в другую?
а) сила тока
б) напряжение
в) электрическое сопротивление
г) удельное электрическое сопротивление
д) электродвижущая сила - Какая физическая величина определяется отношением напряжения на участке электрической цепи к силе тока?
а) сила тока
б) напряжение
в) электрическое сопротивление
г) удельное электрическое сопротивление
д) электродвижущая сила - Какая из приведенных ниже формул выражает закон Ома для участка цепи?
а) , б) , в) , г) , д) . - Какая из приведенных ниже формул применяется для вычисления зависимости удельного сопротивления от температуры?
а) , б) , в) , г) , д) . - Определите электрическое сопротивление провода длиной 100 м с площадью поперечного сечения 2*10-5 м2. Удельное электрическое сопротивление материала 1*10-6 Ом*м.
а) 2*10-5 Ом
б) 5*10-4 Ом
в) 0,5 Ом
г) 5 Ом
д) 50 Ом
е) 500 Ом
- Как называется электроизмерительный прибор для измерения силы тока через резистор и как он включается в электрическую цепь?
а) амперметр, последовательно
б) амперметр, параллельно
в) вольтметр, последовательно
г) вольтметр, параллельно - Как называется электроизмерительный прибор для измерения напряжения на резисторе и как он включается в электрическую цепь?
а) амперметр, последовательно
б) амперметр, параллельно
в) вольтметр, последовательно
г) вольтметр, параллельно - Сопротивление металлической проволоки зависит:
а) только от длины
б) только от площади ее поперечного сечения
в) от вещества, из которого изготовлена проволока
г) от всех перечисленных в А-В параметров - Укажите формулу для нахождения площади поперечного сечения проводника:
а) , б), в) , г) . - Укажите формулу для нахождения сопротивления через силу тока и напряжение.
а) , б), в) , г) . - Укажите формулу взаимосвязи между термодинамической температурной шкалой измерений в Кельвинах и шкалой с Цельсиях.
а) T = t + 273
б) T = t + 173
в) T = t – 173
г) T = t – 273 - Укажите формулу зависимости сопротивления проводника от его геометрических размеров и рода вещества.
а) , б), в) , г) .
Экспериментаторы отвечают на вопросы:
- Какими электрическими величинами характеризуется электрический ток
(I, U, R)
- Приборы для их измерения (амперметр, вольтметр, омметр)
- Назовите единицы измерения силы тока, напряжения, сопротивления.
- Какой закон устанавливает связь между этими тремя величинами.
- От чего зависит сопротивление проводника (длины, площади поперечного сечения, температуры и рода проводника).
- Напишите формулу зависимости сопротивления проводника от температуры.
()
Выразите из этой формулы температуру. ( ) - Запишите формулу зависимости сопротивления проводника от геометрических размеров и рода проводника ().
- Из какого материла изготовлена спираль электрической лампочки. (вольфрам)
- Как вычислить площадь поперечного сечения проводника. ()
- Как найти сопротивление через силу тока и напряжение. ().
Подведение итогов тестирования программистов. (учитель информатики)
- Задания, выполняемы программистами и экспериментаторами
№ 1. Исследование зависимости сопротивления проводника от температуры.
Для программистов.
Определить температуру накала нити лампы в рабочем состоянии, если ее технические данные таковы: 4 В; 0,2 А, при t=20°С. (технические данный лампочки вы посмотрите на цоколе лампочки, а значение сопротивления вам дадут экспериментаторы). Справочная литература на столе.
Постройте график зависимости сопротивления от температуры для t=10˚, 20˚, 30˚, 40˚, 50˚, 60˚C.
Для экспериментаторов
Определение температуры нити лампы накаливания.
Оборудование: источник тока, ключ соединительные провода, амперметр, вольтметр, лампа накаливания.
- Омметром измерьте сопротивление нити накаливания при комнатной температуре. Считайте, что это значение примерно равно R0 сопротивлению нити лампы при 0°С. (Сказать программистам)
- Составьте электрическую схему цепи, состоящую из вышеперечисленных элементов. (в тетради)
- Подключите лампу к источнику тока. Измерьте силу тока в цепи на концах нити лампы. Вычислите сопротивление нити в нагретом состоянии.
- Используя формулу зависимости сопротивления от температуры, рассчитайте температуру нити лампы.
- Оцените границы погрешностей измерения.
Подведение итогов задачи № 1 (Соковых Ю. и Золотухин Д.)
№ 2. Исследование зависимости сопротивления проводника от геометрических размеров и материала.
Задача № 2.1.
Для программистов.
Исследовать зависимость сопротивления константанового проводника от его длины, диаметр которого 0,5 мм. Длина проводника 0,1м; 0,2м; 0,3м; 0,4м; 0,5м.
Постройте график зависимости сопротивления проводника от его длины.
Для экспериментаторов.
Исследование зависимости сопротивления проводника от его длины.
Оборудование: источник тока, реохорды (с различной длиной проводника), ключ, омметр, соединительные провода.
Указания к работе:
- Омметром измерьте сопротивление проводников разной длины.
- Выяснить зависимость сопротивления проводника от его длины при неизменной площади поперечного сечения.
Подведение итогов задачи 2.1.(Кострова И. и Полунчукова Л.)
Задача 2.2.
Для программистов
Исследовать зависимость сопротивления константановой проволоки длиной 50 см от площади поперечного сечения. Если диаметр проводников 10-3м и 0,5·10-3м.
Построить график зависимости сопротивления от длины проводника (для построения графика взять промежуточные значения длины проводника 0,5*10-3; 0,6*10-3; 0,7*10-3; 0,8*10-3; 0,9*10-3; 10-3)
Для экспериментаторов
Исследование зависимости сопротивления проводника от площади поперечного сечения.
Оборудование: источник тока, реохорды, ключ, омметр, соединительные провода.
Указания к работе:
- Омметром измерьте сопротивление проводников.
- Выяснить зависимость сопротивления проводника от площади поперечного сечения.
Подведение итогов задачи 2.2 (Леликова К. и Вяликов М.)
Задача 2.3.
Для программистов
Исследовать зависимость сопротивления проводника от рода вещества (медь, константан). d = 10-3 м; l = 0,5 м.
Для экспериментаторов
Исследовать зависимость сопротивления проводника от рода вещества (медь, константан).
Оборудование: источник тока, реохорды (с проводниками из различного материала), ключ, омметр, соединительные провода.
Указания к работе:
- Омметром измерьте сопротивление проводников.
- Выяснить зависимость сопротивления проводника от рода вещества.
Обратить внимание, что у одних экспериментаторов рехорда изготовлена из константана и меди, а у других – из нихрома и стали.
Подведение итогов (Пастухова А. ______________ )
- Домашнее задание.
Смоделировать опыт по определению сопротивления и длины мотка медной проволоки не разматывая ее. (Рассмотрите разные варианты)
, , , , .
- Поурочный балл.
- Подведение итогов.
Мы сегодня провели интегрированный урок физики и информатики. Одной из целей этого урока было сопоставить результаты полученные экспериментальным путем и с помощью компьютера. Мы с вами увидели, что результаты получились разные. Это произошло в результате существования погрешностей измерений, приборов. К тому же с помощью компьютера стало возможно построить все графики зависимостей сопротивления проводника от геометрических размеров, что затруднительно сделать с помощью только экспериментальных данных. Например, для построения графика зависимости сопротивления от площади поперечного сечения необходимо вычислить значение площади и сопротивления как минимум для 4-5 точек, что очень трудно.
Урок окончен.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи урока совершенствовать умения планировать и проводить физический эксперимент; обрабатывать результаты эксперимента, делать выводы; оценивать погрешности измерений; обрабатывать результаты с помощью электронных таблиц на компьютерах; планировать модель опыта .
Цели урока: исследование зависимости между электрическими величинами: Зависимость сопротивления проводника (R) от температуры (t); Зависимость сопротивления проводника (R) от геометрических размеров и материала, из которого изготовлен проводник.
Оборудование источник тока, реостаты, реохорда, амперметры, вольтметры, выключатели.
“Человек должен верить, что непостижимое постижимо; иначе он не стал исследовать” И. Гете “Мало знать – надо уметь применять!” Р. Декарт
Законы постоянного тока Выполните тест по теме:
Задача № 1 Исследование зависимости сопротивления от температуры
Задача № 2 : исследование зависимости сопротивления проводника от его длины Исследование зависимости сопротивления от геометрических размеров и материала, из которого изготовлен проводник
Задача № 3: исследование зависимости сопротивления проводника от площади поперечного сечения Исследование зависимости сопротивления от геометрических размеров и материала, из которого изготовлен проводник
Задача № 4: исследование зависимости сопротивления проводника от рода вещества, из которого он изготовлен Исследование зависимости сопротивления от геометрических размеров и материала, из которого изготовлен проводник
Предварительный просмотр:
№ 1. Определение температуры нити лампы накаливания.
Оборудование: источник тока, ключ соединительные провода, лампа накаливания, амперметр, вольтметр, реостат.
Указания к работе
- Омметром измерьте сопротивление нити накаливания при комнатной температуре. Считайте, что это значение примерно равно R0 сопротивлению нити лампы при 0°С.
- Подключите лампу к источнику тока. Измерьте силу тока в цепи при напряжении 3,5 В на концах нити лампы. Вычислите сопротивление нити в нагретом состоянии.
- Используя формулу зависимости сопротивления от температуры, рассчитайте температуру нити лампы. (схемы учащиеся вычерчивали самостоятельно)
- Оцените границы погрешностей измерения.
№ 1. Определение температуры нити лампы накаливания.
Оборудование: источник тока, ключ соединительные провода, лампа накаливания, амперметр, вольтметр, реостат.
Указания к работе
- Омметром измерьте сопротивление нити накаливания при комнатной температуре. Считайте, что это значение примерно равно R0 сопротивлению нити лампы при 0°С.
- Подключите лампу к источнику тока. Измерьте силу тока в цепи при напряжении 3,5 В на концах нити лампы. Вычислите сопротивление нити в нагретом состоянии.
- Используя формулу зависимости сопротивления от температуры, рассчитайте температуру нити лампы. (схемы учащиеся вычерчивали самостоятельно)
- Оцените границы погрешностей измерения.
№ 2. Исследование зависимости сопротивления проводника от его длины.
Оборудование: источник тока, реохорды (с различной длиной проводника), ключ, омметр, соединительные провода.
Указания к работе:
- Омметром измерьте сопротивление проводников разной длины.
- Выяснить зависимость сопротивления проводника от его длины при неизменной площади поперечного сечения.
№ 2. Исследование зависимости сопротивления проводника от его длины.
Оборудование: источник тока, реохорды (с различной длиной проводника), ключ, омметр, соединительные провода.
Указания к работе:
- Омметром измерьте сопротивление проводников разной длины.
- Выяснить зависимость сопротивления проводника от его длины при неизменной площади поперечного сечения.
№ 3. Исследование зависимости сопротивления проводника от площади поперечного сечения.
Оборудование: источник тока, реохорды (с проводниками с различной площадью поперечного сечения), ключ, омметр, соединительные провода.
Указания к работе:
- Омметром измерьте сопротивление проводников с разной площадью поперечного сечения.
- Выяснить зависимость сопротивления проводника от площади поперечного сечения.
№ 3. Исследование зависимости сопротивления проводника от площади поперечного сечения.
Оборудование: источник тока, реохорды (с проводниками с различной площадью поперечного сечения), ключ, омметр, соединительные провода.
Указания к работе:
- Омметром измерьте сопротивление проводников с разной площадью поперечного сечения.
- Выяснить зависимость сопротивления проводника от площади поперечного сечения.
№ 4. Исследовать зависимость сопротивления проводника от рода вещества (медь, константан).
Оборудование: источник тока, реохорды (с проводниками из различного материала), ключ, омметр, соединительные провода.
Указания к работе:
- Омметром измерьте сопротивление проводников.
- Выяснить зависимость сопротивления проводника от рода вещества.
№ 4. Исследовать зависимость сопротивления проводника от рода вещества (медь, константан).
Оборудование: источник тока, реохорды (с проводниками из различного материала), ключ, омметр, соединительные провода.
Указания к работе:
- Омметром измерьте сопротивление проводников.
- Выяснить зависимость сопротивления проводника от рода вещества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нестандартные уроки: У Р О К - Т У Р Н И Р В 10 КЛАССЕ при обобщении темы «Законы постоянного тока»
НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ В ФОРМЕ : урок-соревнование; урок интересных сообщений;урок повторения в виде устного журнала,урок повторения, как ролевая игра \'\'Суд над физи-ческим явленияем\'\' ...
конспект обобщающего урока "Законы постоянного тока"
Урок повторения и обобщения знаний при решении расчетных,качественных и экспериментальных задач по теме "Законы постоянного тока"...
УРОК ОТРАБОТКИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ «Законы постоянного тока».
Закрепить и углубить знания по теме: «Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи».Научить применять теоретические знания для решения задач....
Разработка урока решения задач по теме "Законы постоянного тока"
Технология модульного обучения....
Урок систематизации и обобщения знаний « Законы постоянного тока». ( Отчёт в НИИ Электрического Тока) 8 класс.
Цели урока:формирование интереса учащихся к науке, их отношения к проблемам, связанным с научными исследованиями и их ролью в обществе.Задачи урока:в нетрадиционной форме повторить основные ...
Измерение силы тока и напряжения в цепях постоянного тока.
Краткое описание способов измерения силы тока и напряжения в цепях постоянного тока. Расширение пределов измерения. Формулы для расчета сопротивления шунта и добавочного сопротивления. Определения иде...
Учебный прикладной проект по физике как способ формирования опыта проектной деятельности обучающихся 8-9 классов. Название: Исследование законов постоянного тока
Учебный прикладной проект по физике как способ формирования опыта проектной деятельности обучающихся 8-9 классов...