Физика в графиках и задачах
элективный курс по физике (10 класс) по теме

Программа спецкурса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizika_v_grafikah_i_zadachah.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

"Лицей (эколого - биологический)"

Рекомендована НМС

ПРОГРАММА

"ФИЗИКА В ГРАФИКАХ  И ЗАДАЧАХ"

Автор учитель физики Ефремов А.Г.

г. Магадан-2009г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Физика изучает отдельные явления, исследует их количественные закономерности, находит связи между физическими величинами, их характеристиками, изучает законы, описывающие эти явления. Программа « Физика  в графиках и задачах» предназначена расширить знания учащихся 10-х классов, а так же может использоваться для повторения материала и подготовки к сдаче экзаменов учащимися 11 классов.

Главными целями программы, дополняющей знания учащихся по физике, являются:

  1. выработка у учащихся обобщенных умений и навыков решения графических задач на основе общих подходов к их формированию в процессе преподавания учебных предметов: физики и математики;
  2. демонстрация общности и вместе с тем специфичности методов исследования, применяемых в этих науках;

В соответствии с целями были определены следующие задачи:

  1. Показать, что понятие функциональной зависимости с большой полнотой и конкретностью отражает взаимную связь и обусловленность явлений.
  2. Продемонстрировать различные способы исследования функциональных зависимостей между величинами, характеризующими процессы, протекающие в окружающей нас природе и технике.
  3. Показать преимущества графического метода, особенно при исследованиях процессов, аналитическое описание которых недоступно для учащихся на ранних стадиях процесса обучения.
  4. Изучая физику с применением координатного метода, приблизить трактовку основных понятий и законов к той, которая принята в науке, развить общий подход к изучению физических законов и повысить уровень систематизации знаний.

В соответствии с этим  программа должна способствовать формированию и развитию у учащихся следующих научных знаний и умений:

  1. основ современных физических теорий (понятий, теоретических моделей, законов, экспериментальных результатов);
  2. систематизации научной информации (теоретической и экспериментальной);
  3. выдвижения гипотез, планирования эксперимента или его моделирования;
  4. оценки погрешности измерений, совпадения результатов эксперимента с теорией, понимания границ применимости физических моделей и теорий.

Использование программы предполагает вариативность:

при выборе площадок для реализации (программа может использоваться в образовательных учреждениях различного типа и вида);

при выборе способов реализации (на факультативных занятиях, спецкурсах, модульно в рамках учебных курсов «Физика»).

Программа может изучаться линейно или концентрически, быть использована для организации работы с детьми старшего возраста, т.е. подбор теоретического материала и методических приемов для определенного блока осуществляется педагогом с учетом возрастных особенностей детей.

Подбор и содержание материала программы предполагает не только анализ графиков физических  величин, но и демонстрацию методов построения графиков всех величин по заданному графику одной из них.

Данная программа составлена на основе учебно-методического комплекса по физике для 10 классов и рассчитана на 34 часа.

ТЕМА

Кол-во часов

примечания

1.

Прямолинейное равномерное и равнопеременное движение.

1

2.

График зависимости ускорения от времени.

1

3.

График зависимости скорости тела от времени.

1

4.

График зависимости перемещения тела от времени.

1

5.

Построение графиков кинематических величин прямолинейного равнопеременного движения по графику перемещения.

1

6.

Построение графика зависимости скорости от времени по графику перемещения.

1

7.

Построение графиков всех кинематических величин прямолинейного равнопеременного движения по графику скорости .

1

8.

Построение графиков всех кинематических величин прямолинейного равнопеременного движения по графику скорости.

2

9.

Графики баллистического движения.

2

10.

Графики зависимости динамических величин.

2

11.

Практикум решения задач по механике.

2

Основы молекулярно-кинетической теории и термодинамики.

2

12.

Графики зависимости основных макропараметров для изотермического процесса.

1

13.

Графики зависимости основных макропараметров для изобарного процесса.

1

14.

Графики зависимости основных макропараметров для изохорного процесса.

1

15.

Построение диаграмм циклов различных изопроцессов.

2

16.

Практикум решения задач по МКТ и термодинамике.

2

17.

Электрический ток в различных средах.

1

18.

Зависимость силы тока от напряжения в металлах.

1

19.

Зависимость сопротивления металлических проводников от температуры.

1

20.

Графики зависимости электрических величин в полупроводниках.

1

21.

Графики зависимости электрических величин в вакууме.

1

22.

Графики зависимости электрических величин в растворах солей и электролитов.

1

23.

Графики зависимости электрических величин в газах.

1

24.

Практикум решения задач по теме «Электрический ток в различных средах».

2

25.

Зачет по теме « Задачи на построение графиков»

1

Итого :

34 часа

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. – М.: Просвещение, 1977.
  2. Богов А.В., Галеев И.Г., Галимов Д.Г., Тимеркаев Б.А. Подготовка к тестированию по физике. Казань: Изд-во “Экоцентр”, 2003, 252 с.
  3. В.И.Клинцов. Определения и законы в элементарной физике. (Механика. Молекулярная физика): Учеб. пособие / Рлд ред. Г.Д.Юдина. – Обнинск: НПП РИТИС, 1991. – 48 с., ил. – (Физико-математическая библиотека абитуриента, Выпуск 3.)
  4. Вопросы методики и психологии формирования физических понятий / Под ред. А.В.Усовой. – Челябинск, 1970. – Т.1.
  5. Графическое изображение прямолинейного равнопеременного движения. Методическая разработка. Составитель: А.И.Фишман, Казань, КГУ, 1982. – 32 с.
  6. Гусев В.А. и др. Изучение величин на уроках математики и физики в школе / Гусев В.А., Иванов А.И., Шебалик О.Д.– М.: Просвещение, 1981.–79 с., ил.
  7. Игропуло В.С., Вязников Н.В. Физика: Алгоритмы, задачи, решения: Пособие для всех, кто изучает и преподает физику. – М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2002. – 592 с.
  8. Кабардин О.Ф. и др. Задания для контроля знаний учащихся по физике в средней школе: Дидактический материал. Пособие для учителя / О.Ф.Кабардин, С.И. Кабардина, В.А.Орлов. – М.: Просвещение, 1983. – 142 с., ил.
  9. Каменецкий С.Е., Орехов В.П. Методика решения задач по физике в средней школе. - М.: Просвещение, 1987


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по физике «Методы решения физических задач»(10-11 класс)

Рабочая программа по физике "Методы решения физических задач" для 10-11 классов. Курс расчитан на 2 года обучения (68 часов). Программа включает разделы:пояснительная записка, общая характеристика кур...

Программа элективного курса по физике "Методы решения нестандартных задач по физике"

Элективный курс "Методы решения нестандартых задач по физике" рассчитан на учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений, где физика преподается по базовому уровню. Его основная направле...

Рабочая программа элективного курса по физике "Практикум решения нестандартных задач по физике" 10 класс

Я размещаю рабочую программу элективного курса для учащихся 10 класса "Практикум решения нестандартных задач по физике". Программа содержит восемь раделов:.Пояснительная записка. 2.Общая характеристик...

Интегрированный урок по математике, физике "Применение графиков функций к решению физических задач

Интегрированный урок по математике+физике "Применение графиков функций к решению физических задач" 9 класс...

Диктант по теме: "Функции и их графики в задачах ОГЭ"

Презентация для проведения диктанта по теме: "Функции в ОГЭ"...

Физика в графиках и задачах

Программа курса внеурочной деятельности для учащихся 10-11 классов....

Элективный курс по физике "Физика в примерах и задачах"

Использую этот курс в 10-11 классах во внеурочной деятельности. Автор: Стюхина Т. П., учитель физики, методист методкабинета управления образования г. Балашова.ЭК предназначен для учащихся 10 -11...