Методика проведения урока по теме "Равнодействующая сила" (из двух частей)
методическая разработка по физике (7 класс) по теме

Глебашева Лариса Николаевна

Часть 1: Введение понятия "сила" ...

Часть 2: Введение понятия "равнодействующая сила" ...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Часть 1161.5 КБ
Microsoft Office document icon Часть 2236 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Государственное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов Московской области

ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ СЛУШАТЕЛЯ КУРСА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ

Методика проведения урока по теме «Сила»

                                                        

Работу выполнил

учитель физики

МОУ средней школы №7 «Развитие»

г.Долгопрудного Московской области

Глебашева Лариса Николаевна

2009

Тема урока: СИЛА

(7 класс)

ЦЕЛИ: - Ввести понятие силы, научить изображать силу графически.

               Формировать навыки работы с текстом

- использование различных типов чтения (просмотрового, поискового      с ориентацией на отбор нужной информации);

- понимание информации.

- Воспитание коммуникативных умений.

ОБОРУДОВАНИЕ:  учебник физики 7класс, книга «Силы в природе» В.Григорьев, Г.Мякишев (издательство «Наука», Москва, 1977), чашка с водой, скрепка на пробке,  магнит, груз на пружине,  штатив, план ответа о физической величине,  приложение 1, приложение 2, карта 1, карта 2.

 УЧИТЕЛЬ: Слову сила принадлежит своеобразный рекорд. Почти в любом толковом словаре объяснению этого слова отводится едва ли не самое большое место.Так в словаре В.Даля можно прочесть, что сила – это «источник, начало, основная (неведомая) причина всякого действия, движенья, стремленья, побужденья, всякой вещественной перемены в пространстве, или: начало изменяемости мировых явлений». Однако этим пространственным описанием «суть дела» не исчерпывается. Как вам понравится еще одно определение силы у того же В.Даля: «Сила есть отвлеченное понятие общего свойства вещества, тел, ничего не объясняющее, а собирающее только все явления под одно общее понятие и название».

                 Разнообразие смыслов, в которых употребляется слово «сила», поистине удивительно: здесь физическая сила и сила воли, лошадиная сила и сила убеждения, стихийные силы и сила страсти, сила пара и др. А бесчисленные пословицы, начиная от ясного утверждения, что сила солому ломит», и кончая несколько загадочным уверением, что «не в том сила, что кобыла сива, а в том, что не везет», которую опять-таки можно найти в том же словаре В.Даля.

                 Слово «сила» в поэзии используется крайне разнообразно. Это относится к творениям как старых поэтов, так и современных.Ограничимся несколькими примерами.

       

        Орел бьет сокола, а сокол бьет гусей,

        Страшатся щуки крокодила,

        От тигра гибнет волк, а кошка ест мышей,

        Всегда имеет верх над слабостию сила.

                               

                                         А.С.Пушкин, «Нравоучительные четверостишья»,

                                         «Сила и слабость»

       Или еще:

       Сила силе доказала,

Сила силе не ровня.

Есть металл прочней металла,

Есть огонь страшней огня.

                           

А. Твардовский, «Василий Теркин»

Сила может быть употреблена почти в научном смысле:

Зачем надевают кольцо золотое

На палец, когда обручаются двое? –

Меня любопытная дева спросила.

Не став пред вопросом в тупик,

Ответил я так собеседнице милой:

- Владеет любовь электрической силой,

А золото проводник!

                           

Р.Бернс «Золотое кольцо»

       

Ход урока.

Изучение нового материала

Действия учителя

Действия учащихся

Класс делится на группы – «Экспериментаторы»,

«Теоретики»,

 «Практики».

Слушают задание, в группе выбирают руководителя, хранителя времени, выступающего.

Наблюдает, оказывает помощь (в случае крайней необходимости).

Готовит на доске задание для закрепления изученного (приложение 2).

Выполняют задания на картах.

Заслушивает отчеты групп, редактирует, если есть недочеты.

Заслушивают отчеты групп, записывают конспект в тетрадь

Закрепление изученного,  отработка навыков

Проверяет усвоение.




Объяснения по рисунку с санками в тексте параграфа, показывает, как решить задачу:

  1. На тело действует горизонтальная сила 500Н. Изобразите ее графически.
  2. Трактор развивает усилие в 2000Н.Изобразите графически.

Составляют предложения по опорным словам.



Слушают учителя.

Смотрят и слушают.




Самостоятельно выполняют в тетради.

Рефлексия.

Дает задание отредактировать предложенный текст : (приложение 3 распечатано в полуторном интервале)

Выполняют задание карандашом, сдают учителю.

Домашнее задание: параграф 11, подготовить пословицы, поговорки, выдержки из литературных произведений, где встречается слово «сила».

Для «экспериментаторов»

Карта №1. Прочитайте текст параграфа 11. Найдите текст, описывающий опыты. Подготовьте эти опыты.

Для «теоретиков»

Карта №2. Прочитайте текст параграфа 11 и составьте конспект «Сила», опираясь на «План ответа о физической величине». Смотри приложение 1.

Для «практиков»

Карта №3. Прочитайте текст параграфа 11, найдите примеры действия одного тела на другое. Приведите примеры сил из текста, свои примеры.

Приложение №1.

  1. Какое свойство тел или явлений характеризует данная величина.
  2. Определение величины

3.  Обозначение величины.

  1. Формула, выражающая связь данной величины с другими.
  2. Единицы измерения.
  3. Способы измерения величины, прибор для измерения.

Приложение №2.

С помощью опорных слов составьте предложения

  1. действие, одного, на, сила.
  2. под, действием, тело, скорость.
  3. изменяет, сила, скорость.
  4. величина, сила.
  5. динамометр, для, силы.

Приложение №3

 «Тела действуют друг на друга. При этом изменяется их скорость. Чем больше масса тела, тем больше меняется скорость тела, В сжатой пружине возникает сила, которая, распрямляясь, может привести в движение другое тело. Например, растянутая открываемой дверью пружина сжимается и закрывает дверь. Одно тело действием другого тела может остановиться, уменьшить скорость, прийти в движение, изменить направление движения. В этом случае говорят, что на тело действует сила. Значит сила – причина изменения массы. Сила выражается числом. Она может по значению быть больше или меньше другой силы. Так же сила имеет направление, т.е. величина векторная. Приложена сила всегда к телу».




Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Государственное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов Московской области

ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ СЛУШАТЕЛЯ КУРСА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ

Методика проведения урока по теме «Сила»

                                                        

Работу выполнил

учитель физики

МОУ средней школы №7 «Развитие»

г.Долгопрудного Московской области

Глебашева Лариса Николаевна

2009

Тема урока: «РАВНОДЕЙСТВУЮЩАЯ СИЛА»

 (7 класс)

Цель урока: образовательная:

                     - создать условия для осознания и осмысления новой учебной

                       информации.

                     - ввести понятие равнодействующей силы как суммы всех сил,  

                       действующих на тело.

                     - научить изображать силу графически, находить

                       равнодействующую сил направленных вдоль одной прямой.

                     воспитательная:

                     - содействовать формированию мировоззренческой идеи

                       познаваемости явлений и свойств окружающего мира;

                     - обратить внимание на формирование общечеловеческих

                       качеств:

                       а) деловитость;

                       б) самостоятельность;

                       в) аккуратность;

                       г) дисциплинированность;

                       д) ответственное отношение к учебе.

                     

                       развивающие:

                     - Осуществлять умственное развитие детей;

                     - Работать над формированием умений сравнивать

                        явления, делать выводы, обобщения;

                     - Учить:

                        а) выделять признаки сходства в описании явлений;

                        б) анализировать ситуацию;

                        в) делать логические умозаключения на основе этого анализа

                        и имеющихся знаний;

                        г) проверить уровень самостоятельного мышления учащихся

                        по применению имеющихся знаний в различных ситуациях.

Оборудование и демонстрации.

 

  1. Иллюстрации: эскиз к басне И.А.Крылова «Лебедь, рак и щука»,

                              картина И.Репина «Бурлаки на Волге»

                                   динамическое пособие к сказке «Репка»

                                   портрет М.Фарадея

Оформление доски:

                                                       «Если вы в этом разберетесь как следует,

                                                       Вы лучше сможете следить за ходом мысли при изложении дальнейшего».

                                                        М. Фарадей 

Ход урока

1.Организационный момент

Проверка:

               - отсутствующих;

               - наличие дневников, тетрадей, ручек, линеек, карандашей.

Оценка внешнего вида.

 

  1. Повторение

В ходе беседы на уроке повторяем:

           - Что является причиной изменения скорости тел?

           -  Что характеризует сила?

           -  Какой величиной является сила?

           -  Единица измерения силы.

  1. Основной материал

Проблема урока.

                 

                   «Однажды Лебедь, Рак да Щука

                   Везти с поклажей воз взялись

                   И вместе, трое, все в него впряглись;

                   Из кожи лезут вон,

                   А возу все нет ходу!

                   Поклажа бы для них казалась и легка:

                    Да Лебедь рвется в облака,

                    Рак пятится назад,

                    А Щука тянет в воду!

                    Кто виноват из них, кто прав –

                    Судить не нам;

                     Да только воз и ныне там!»

                             

                                      (И.А.Крылов)

           

В басне выражено скептическое отношение к Александру I, она высмеивает неурядицы в Государственном Совете 1816г. Реформы и комитеты, затеваемые Александром I, не в силах были стронуть с места глубоко увязший воз самодержавия. В этом-то, с политической точки зрения, Иван Андреевич был прав. Но мы давайте выясним физический аспект. Прав ли Крылов? Для этого необходимо подробнее познакомиться с понятием равнодействующая сил, приложенных к телу.

Слово равнодействующая – это сила равного действия.

Вопрос: 1. Почему в басне И.Крылова воз и ныне там?

              2. А чему будет равна равнодействующая этих сил, если воз не     движется, т.е. не изменяет своей скорости?

Сила, которая производит на тело такое же действие, как и несколько одновременно действующих сил, называется РАВНОДЕЙСТВУЮЩЕЙ этих сил.

Учитель: Как поступить при нахождении равнодействующей, если силы,   приложенные к телу, направлены в одну сторону по одной прямой?

Задача №1 (решение задачи Григория Остера).

                  Дед, взявшись за репку, развивает силу тяги до 600Н, бабка – до 100Н, внучка – до 50Н, Жучка – 30Н, кошка – до 10Н, и мышка – до 2Н. Чему равна равнодействующая всех этих сил, направленных по одной прямой в одну и ту же сторону? Справилась бы с репкой эта компания без мышки, если силы, удерживающие репку в земле, равны 791Н?

                     

             

           

Дед, взявшись за репку развивает силу тяги до 600 Н.

                   600 Н                                                                                                                        

Бабка – до 100 Н.

                  100 Н                                                                              





Внучка – до 50 Н

                  50 Н                   

Жучка – до 30 Н

                 30 Н          

Кошка – до 10 Н

              10 Н    

Чему равна равнодействующая всех этих сил, направленных по одной прямой в одну и ту же сторону? Справилась бы с репкой эта компания без мышки, если силы, удерживающие репку в земле, равны 791 Н?

           2 Н     

                      Ответ. Равнодействующая сил с которыми дед тянет за репку, бабка за дедку, внучка за  бабку, Жучка за внучку, кошка за Жучку, а мышка за кошку, будет равен 792Н. Вклад мускульной силы мышки в этот могучий порыв равен 2Н. Без Мышкиных ньютонов дело не пойдет.  

 

+

R = F1 + F2

«Эй, ухнем!»

Учитель: Запишите формулу нахождения равнодействующей сил направленных в одну сторону.

Учитель: Рассмотрим, как будет двигаться тело, если на него действуют силы направленные в противоположные стороны.

- Как найти равнодействующую этих сил?

- При каком условии тело будет двигаться?

- Запишите формулу нахождения равнодействующей сил направленных в

   противоположные стороны.


R = F1 – F2 

«Когда в товарищах согласья нет»

6. Закрепление знаний.

      1.  На тело по одной прямой действуют силы: 2Н и 3Н может ли равнодействующая этих сил быть равной 1Н? 2Н? 5Н? При каких условиях?

      2. Сказка «Репка». Примените полученные знания для объяснения выражения: «Вместе мы сила»

7.Подведение итогов. Анализ и оценка успешности достижения цели.

Учитель:

- Что мы сегодня узнали о силе?

- Как графически изображается сила?

- Как вы понимаете слова равнодействующая сила?

- Как найти равнодействующую сил направленных в одну сторону?

- Как найти равнодействующую сил направленных в противоположные стороны?

- В каком случае равнодействующая равна нулю?

 8.Дома.

1.Работа с иллюстрацией.

«Выдь на Волгу:

чей стон раздается над

над красавицей русской рекой?

Этот стон у нас песней зовется –

То бурлаки идут бечевой!..

…Плечами, грудью и спиной

Тянул он баржу бечевой;

Полдневный зной его палил,

И пот с него ручьями лил.

И падал он, и вновь вставал,

Хрипя, «Дубинушку» стонал!»

(Н.Некрасов)

По иллюстрации картины И.Репина «Бурлаки на Волге» определить равнодействующую всех сил , приложенных к барже.

2.Параграф 13.

3.Задача, в которой может быть четыре разных ответа и все правильные. На тело действуют три силы, направленные

вдоль одной прямой: F1 = 100H; F2 = 200H; F3 = 250H.

 Какова их равнодействующая?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения уроков по классическому танцу

Проблема выбора эффективных методов обучения - является актуальной темой сегодня.Методика преподавания реализует основную цель - через хореографическое обучение воспитать гармонически развитую л...

Методика проведения урока-зачета

Виды уроков -зачетов и технология их проведения...

Методика проведения уроков по разделу «Черчение и графика» с разработкой плана-конспекта урока

В данной работе можно познакомиться с формами учебных занятий, узнать принципы методики проведения уроков и тематического блока. Здесь представлены разработки простого и поурочного календарного плана,...

материал для проведения урока по теме Сила Ампера

Материал представлякт презентацию по теме Сила Ампера...

Методика проведения уроков общения на уроках математики

Любой учитель сталкивается с проблемой: как опросить каждого ученика по всему теоретическому материалу? Существующие методы опроса (математический диктант, уплотненный опрос, воспроизведение опорных с...