Космический марафон "Открылась бездна звезд полна..."
методическая разработка по физике (9 класс) по теме
Внеклассное мероприятие для обучающихся 9 класса, посвященное первому полету человека в космос. В первой части на примере физической задачи из рубрики "Вычислите все, что можете" с учащимися закрепляются понятия энергии, космической скорости, периода обращения и приближенных вычислений. Во второй части сценария проводится викторина по событиям, связанным с полетом Ю. А. Гагарина в космос. Материал способствует патриотическому воспитанию обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kosmicheskiy_marafon.rar | 12.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Староюрьевской средней общеобразовательной школы
Староюрьевского района Тамбовской области
в с. Новоюрьево
Космический марафон
«Открылась бездна звезд полна…»
Лесникова Валентина Алексеевна учитель математики филиала МБОУ Староюрьевской СОШ в с. Новоюрьево |
С. Новоюрьево
“Человечество не останется вечно на земле, но,
в погоне за светом и пространством,
сначала робко проникнет за пределы атмосферы,
а затем завоюет себе все околосолнечное пространство”
К. Циолковский
Цели: воспитание патриотизма обучающихся; закрепление навыков приближенных вычисления на примере решения физических задач.
Участники внеклассного мероприятия – обучающиеся 9 класса.
Космический марафон проводится в рамках недели физики и математики. Обучающиеся заранее готовят презентации по теме «Космос», лучшие из них показываются во время мероприятия. Актуальность обращения к истории космоса не вызывает сомнений. В центре внимания участников мероприятия являются события о развитии отечественной космонавтики.
I. Вступление.
Учитель:
Человек всегда мечтал о полетах. Что же влекло его в неземные дали? Прежде всего дерзновение, желание постигнуть неведомое, фантазия…Наш великий соотечественник К. Э. Циолковский считал, что использование внеземных ресурсов сулит человечеству « горы хлеба и бездну могущества». Сегодня мы убеждены: выход человека в космос диктуется необходимостью развития науки, производства, медицины….Современную науку и практику уже не удовлетворяет информация, получаемая в земных условиях. Выйдя за пределы своей планеты, человек обретает возможность наблюдать Вселенную, изучать многие земные явления и объекты.
Что же мы знаем о космосе? Попробуем это выяснить, пройдя по некоторым космическим вехам. За каждый правильный шаг Вы будете получать «звезду». Тот, кто наберет большее количество «звезд», станет лидером в нашем марафоне.
- Какое событие мы считаем началом космической эры? (запуск I ИСЗ 4.1.1957г)
- Назовите главного конструктора ИСЗ. (С. П. Королёв)
- Кто является основоположником теоретической космонавтики? (К. Э. Циолковский)
II.Интеграция математических и физических знаний
- Первый искусственный спутник Земли имел массу 83,6 кг. Высота его полета над Землей составляет 228-947км. Определите все, что можете, используя справочные материалы.
(Обучающиеся могут определить: ускорение свободного падения; силу гравитационного притяжения спутника к Земле; скорость движения спутника на орбите ; период обращения спутника ; кинетическую энергию спутника; потенциальную энергию спутникаEp=mgh; полную энергию спутника импульс спутника. Обозначения: М- масса Земли, m- масса спутника, R – радиус Земли, h – высота над поверхностью Земли.)
III.Из истории освоения космоса
Учитель: Пройдут еще десятки лет, сотни лет, а люди нашей планеты будут помнить и с любовью и уважением называть имена героев, проложивших первые дороги в космос, и среди них окруженное особым почетом имя Юрия Алексеевича Гагарина – первого космонавта планеты Земля.
Заполните анкету:
Дата первого космического полета | 12.04.1961 |
ФИО космонавта | Гагарин Юрий Алексеевич |
Национальность | русский |
Корабль | Восток |
Позывной | Кедр |
Руководитель полета | С. П. Коорлев |
Продолжительность полета | 108 минут |
Учитель: На космическом корабле «Восток» 12.04.1961 года советский космонавт Ю. А. Гагарин совершил первый в истории человечества полет, облетев земной шар за 1ч 48 минут. Длина траектории составила 41 тыс.км, наибольшая высота над Землей – 327км.
- Назовите известных Вам космонавтов.
Космическая эпопея продолжается. 2 января 1959 года была запущена первая советская космическая ракета, которая пролетела вблизи Луны, а затем превратилась в первую в мире искусственную планету Солонечной системы. А 12 сентября 1959 года вторая советская космическая ракета доставила на луну вымпел с гербом СССР. 4 октября 1959 года в космос полетела, огибая Луну, первая автоматическая станция. Она облетела Луну, сфотографировала невидимую с Земли сторону Луны и передала на Землю эти снимки. Космические исследования «младшей сестры» Земли помогают лучше узнать нашу планету, понять законы, управляющие ее развитием, и пользоваться ими, не нарушая экологического равновесия в целях сохранения земли людей.
IV. Конкурс эрудитов
Затем проводится викторина.
- Можно ли на космическом корабле принять ванну? (нет).
- Можно ли на Луне наблюдать: радугу? (нет), полярные сияния? (нет), кометы? (да).
- Угрожает ли на Луне космонавту повреждение скафандра? (да).
- Какой вес будет у Вас на Луне? (в 6 раз меньше, чем на Земле).
- К каким планетам Солнечной системы направлялись советские космические аппараты? (Марс, Венера).
- Можно ли для межпланетных полетов использовать двигатель внутреннего сгорания? (нет).
- Сможет ли космонавт в летящем космическом корабле перелить воду из одного сосуда в другой обычным способом? (нет).
- Смогут ли два космонавта, вышедшие в открытый космос, переговариваться обычным способом) (нет).
- Кто первым предложил использовать принцип реактивного движения? (Н. И. Кибальчич).
- Когда была запущена первая советская ракета? (17.08.1933г).
- Назовите имя первой женщины-космонавта. (В. В. Терешкова).
- Кто впервые вышел в открытый космос? (А. А. Леонов).
- Что такое лунный реголит? (лунная пыль, толщиной около 8,5м).
- Кто и когда впервые побывал на Луне? (Армстронг, Олдрин США, 1969г).
V. Подведение итогов. (Подсчет полученных «звезд», ответы на трудные вопросы).
VI. Библиография
1. Блудов М.И. Беседы по физике. Ч.1. Учеб.пособие для учащихся /Под ред. Л. В. Тарасова.- 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1984.- 207с.
2. Валерия, С. Знаете, каким он парнем был...: 45 лет первому в мире полёту человека в космос / С. Валерия // Инженер. - 2006. - № 4. - C. 10
3. Попович П. Р., Лесников В. С. Не могло быть иначе!: Космическая хроника. – М.: Молодая гвардия, 1980.- 205с.
4.Рогозин. Д. Первопроходцы космоса / Д. Рогозин // Вселенная. Пространство. Время. - 2009. - № 4. - C. 4-12
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку в 10 классе по теме: «Правописание Н и НН в полных отымённых и отглагольных прилагательных, в полных причастиях».
Урок по русскому языку в 10 классе по теме: "Правописание Н и НН в полных отымённых и отглагольных прилагательных, в полных причастиях ." Тип урока: урок повторения и обобщения изученного материала. У...
Классный час на тему "Звезда космического счастья"
Классный час посвящён Валентине Терешковой – первой женщине, покорившей космическое пространство.Цель классного часа воспитание чувства гордости за своё Отечество, за свой народ; знакомство с историей...
Презентация к проекту "Космические корабли-ступени для познания свойств космического пространства"
В этой презентации освещается такой знаменательный праздник как День космонавтики, отмечаемый всем миром 12 апреля в виде проекта. «Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели....
космическая игра "Звездам навстречу"
«Звёздам навстречу»Финалист Всероссийского фестиваля методических разработок «Звёздам навстречу», 2012 год...
Классный час «Звезда космического счастья»
Классный час «Звезда космического счастья» посвящён Дню Космонавтики и рассчитан на обучающихся 5-9 классов....
Классный час"Звезда космического счастья"
Классный час посвящён первой женщине-космонавту Валентине Терешковой....