Диффузия.
методическая разработка по физике (7 класс) по теме

Рослова Тамара Анатольевна

Методическая разработка урока по физике в 7 классе по теме "Диффузия". Учебник С.В. Громов, Н.А. РОдина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_fizike_v_7_klasse_po_teme.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по физике в 7 классе по теме «Диффузия».

Цели познавательной деятельности:

  1. Репродуктивная: Знать, что такое диффузия (явление), причины и механизм явления. Знать, что скорость диффузии в различных телах различна.
  2.  Частично-поисковая: Выяснить, с какой целью был поставлен опыт, в котором пластины свинца и золота прижимались друг к другу.
  3. Проектировочно-конструкторская: Нарисовать модели поведения молекул, объясняющего существование явления диффузии. В чём сущность явления диффузии? Составить план проведения опыта, позволяющего вычислить скорость протекания диффузии, и опыта, позволяющего сравнить скорости протекания диффузии в различных веществах.

Основное содержание:- Движение молекул (анализ результатов опыта с

                                духами)

        -Характер движения молекул (опыт по смешиванию  растворов    медного купороса с водой).

      -Определение явления диффузии. Скорость диффузии и её зависимость от температуры.

Демонстрации: диффузия газов, диффузия жидкостей.

Оборудование: плакат («Протекание диффузии в различных средах»), духи, два пакетика   с чаем, стакан с холодной водой, стакан с горячей водой.

Ход урока.

  1. Сегодня на уроке вы узнаете, какое явление называется диффузией, как она происходит, от чего зависит, и где мы встречаемся с диффузией в жизни.
  2.  Повторение.

*Как называются частицы, из которых состоят вещества?

*Как называются частицы, из которых состоят молекулы?

*Что вы знаете о размерах молекул?

3. Изучение нового материала.

Опыт. Открыть бутылочку с духами.

Вопрос: Почему через некоторое время будет ощущаться запах духов по всему классу?

/Гипотеза: Молекулы духов движутся./

Действительно, распространение запаха объясняется движением молекул. Это движение носит непрерывный и беспорядочный характер. Сталкиваясь с молекулами газов, которые входят в состав воздуха, молекулы пахучего вещества много раз меняют  направление своего движения и, беспорядочно перемещаясь, разлетаются по всей комнате.

Есть и другие опыты, которые подтверждают, что молекулы всех тел непрерывно и беспорядочно движутся. /Опыт с молекулами медного купороса: рис.72 стр.69 и плакат на доске./

Определение: Самопроизвольное перемешивание веществ называется диффузией. ( Определение учащиеся записывают в тетрадь.)

Задание. Нарисуйте в тетрадях модели поведения молекул, объясняющие явление диффузии.

А теперь посмотрите на рис.73 стр.70 и плакат на доске.

Вывод: Причиной диффузии является непрерывное и беспорядочное движение частиц вещества. При диффузии частицы одного вещества проникают в промежутки между частицами другого вещества, и вещества перемешиваются. (Сначала вывод формулируют учащиеся, затем учитель корректирует его.)

     Вопрос: Твёрдые тела не смешиваются. Значит, их молекулы не движутся?

Диффузия в твёрдых телах происходит, но очень медленно. (Рассказать об опыте с гладко отшлифованными пластинами золота и свинца. Плакат на доске.)

Итак, где же может происходить диффузия?

Диффузия может происходить и в газах, и в жидкостях, и в твёрдых телах. Наиболее быстро диффузия происходит в газах. В жидкостях диффузия происходит медленнее. И дольше всего диффузия происходит в твёрдых телах. Это объясняется тем, что молекулы жидкости расположены значительно гуще, и поэтому «пробираться» между ними значительно труднее. А в твёрдых телах молекулы располагаются ещё ближе друг к другу.

Опыт: В стакан с холодной ив стакан с горячей водой одновременно опускаются по пакетику чая.

Вопрос: Где быстрее происходит диффузия и почему?

Действительно, при более высокой температуре диффузия происходит быстрее, так как молекулы движутся быстрее.

Диффузия имеет большое значение в процессах жизнедеятельности человека, животных, растений. Приведите примеры..(Благодаря диффузии кислород из лёгких проникает в кровь, а из крови – в ткани, поддерживается однородный состав атмосферного воздуха вблизи поверхности Земли. Диффузия растворов различных солей в почве способствует нормальному питанию растений.)

4.Закрепление. Вопросы в учебнике на стр.70.

5.Домашнее задание: §27, экспериментальное задание на стр.71(измерение скорости протекания диффузии)

6.Итог урока.

7.Оценки.

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диффузия

Домашняя творческая работа ученика Шпис Антона...

Учебный модуль по теме Диффузия, 7 класс

Учебный модуль по теме Диффузия, 7 класс...

диффузия

презентация к уроку...

диффузия

презентация к уроку...

Презентация. "Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах". 7 кл.

Презентация содержит теоретические, качественные и экспериментальные задания....

Конспект урока на тему "Диффузия" в 7 классе

Конспект урока на тему "Диффузия"  в 7 классе, предназначен для изучения новой темы. Форма урока: диалог учителя с учащимися. Необычный урок - урок путешествия по станциям, помогает сформировать ...

Урок «ДВИЖЕНИЕ МОЛЕКУЛ. ДИФФУЗИЯ», 7 кл. УМК Громов С.В.

Опираясь на публикации педагогов Ю.А. Долженко, И.С. Якиманской, Г.К. Селевко и других, в своей практике я использую методы личностно-ориентированного обучения, гуманистического подхода в о...