Урок в 11 кл "Линзы.Практическое применение"
план-конспект урока по физике (11 класс) по теме

Урок повторения, решения задач по теме "Линзы. Практическое применение"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по теме "Линзы. Практическое применение "

Цели урока:

Образовательные: обобщить знания учащихся о линзах и их физических свойствах; осуществить межпредметные связи с астрономией, биологией, историей и литературой

Развивающие: продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между фактами, выдвигать гипотезы, их обосновывать и проверять достоверность.

Воспитательные: продолжить формирование познавательного интереса к предмету «Физика»; коммуникативных умений.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, приборы из набора по Оптике для проведения эксперимента, компьютерная презентация.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Систематизация знаний по теме «Геометрическая оптика»:
  1. Закон прямолинейного распространения света в однородной среде.
  2. Скорость света в вакууме с=3·108м/с
  3. Закон отражения  света
  4. Закон преломления света:
  5. Что такое линза?
  6. Какие линзы вам известны?
  7. Какие основные лучи используются для построения изображений предметов в тонкой линзе?
  8. Формула тонкой линзы
  1. Работа по теме урока:
  1. Решение задач (слайды 1,2,3,4)

Ответы  1.1

                2.2

                3. А  Б  В  Г  Д  Е  Ж

                     7  5  4  6  1   2  3

  1. Решение задачи

Точечный источник света находится на двойном фокусном расстоянии от оптического центра рассеивающей линзы на главной оптической оси. Определите, на каком расстоянии f от оптического центра линзы будет находиться изображение этого источника. Фокусное расстояние линзы f= 9 см

А. f = 18 см              Б. f = 12 см             В. f = 9 см                Г. f = 6 см

  1. Экспериментальное задание: (выполняют 3 ученика)

Используя источник тока,  лампочку, экран с щелью, прозрачный полуцилиндр,  транспортир, соберите экспериментальную установку для изучения явления преломления света в полуцилиндре. При настройке оптической схемы добейтесь такого расположения её элементов, чтобы штрих транспортира, соответствующий углу падения совпадал с геометрической осью падающего пучка. Получив пучок  света с использованием экрана с щелью и лампочки, пронаблюдайте явление преломления света на плоской границе прозрачного полуцилиндра при угле падения 1=30 0  и измерьте угол преломления 1 по штриху транспортира, расположенного внутри пучка.

На основе результатов измерения выполните предварительный расчет угла преломления 2 при угле падения 2=600.

Проверьте на опыте результаты расчета  2

1)Зарисуйте схему экспериментальной установки и запишите результат измерения угла  1.

2)Запишите закон, на основе которого вы рассчитали 2 и результат расчета 2

3)Укажите границы преломленного луча при угле падения 600 и вывод о степени достоверности опытной проверки результатов расчета угла преломления  2

В это время другие ученики выполняют задания (устно)

1)  Как, глядя в глаза, человеку, который носит очки, определить, каким дефектом зрения он страдает?

2) Почему маринованные фрукты и овощи, находящиеся в закрытой банке, выглядят крупнее, чем на самом деле?

(Банка, имеющая внешнюю выпуклую боковую часть и наполненная жидкостью, преломляет лучи – мы видим предметы в банке как бы через собирающую линзу, которая увеличивает изображения)

3) Найдите ошибку в литературном произведении:

Доктор Клаубони, спутник отважного Гаттераса из романа Ж.Верна, был изобретательным человеком. Их арктическая экспедиция однажды очутилась в трудном положении: без спичек при 48-градусном морозе. Что было делать? Если бы у кого- либо из экспедиции было с собой вогнутое зеркало, тогда можно было бы им заменить спички. Но вогнутого зеркала ни у кого не нашлось. Доктор Клаубони все же не растерялся: он вырубил топором кусок прозрачного льда, обтесал его в форме чечевицы и отполировал своими руками. Получилась ледяная линза. Ледяной линзой поймали солнечные лучи и направили их сходящимся пучком на прут. И трут вскоре вспыхнул веселым огоньком.

После этого три ученика перед классом рассказывают и показывают результаты выполненного задания

  1. Физминутка и релаксация
  2. Применение линз Оптические приборы Презентация 
  3. Работа над задачами (слайд 5)
  4. Сообщение ученика «Как видят близорукие»
  1.  Домашнее задание: повторить изученный материал

             Проблемное домашнее задание: МИКРОСКОП ИЗ КАПЛИ ВОДЫ.

  1. Из капли воды можно сделать маленький микроскоп.
  2. Для этого нужно взять плотную бумагу, проколоть в ней толстой иглой дырочку и на нее аккуратно посадить каплю воды.
  3. Микроскоп готов!
  4. Поднесите эту капельку к газете – буквы увеличились.
  5. Чем меньше капля, тем больше увеличение.
  6. В первом микроскопе, изобретенном Левенгуком, все было сделано именно так, только капелька была стеклянная.

Список используемой литературы:

  1. Рымкевич А.П., Сборник задач для 10 – 11 классов, М.«Дрофа», 2006
  2. Мякишев Г.Я., «Физика – 11», М.«Дрофа», 2006
  3. Тарасов Л.В., Тарасова А.Н. Беседы о преломлении света. под ред. В.А. Фабриканта, изд. «Наука», 1982.
  4. Гершензон Е.М., Малов Н.Н., Мансуров А.Н. Курс общей физики. М. «Просвещение»,1992.
  5. Перельман Я.И. Занимательная физика Книга 1. М.»Наука» Главная редакция физико-математической литературы. 1973
  6. Соболева С. Н. Пособия по подготовке к ЕГЭ и ЦТ.Спб. «Тригон», 2004  
  7. Ресурсы Интернет          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение эффективности урока английского языка через применение активных форм работы с учащимися на уроке

В данной публикации дается краткое описание активных форм работы, которые учитель применяет в своей деятельности. Как сформировать стойкую положительную мотивацию учащихся к изучению иностранного язык...

Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке - мировая художественная культура. Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке - мировая художественная культура.

Технологическая карта заняти: Образовательное путешествие – это педагогический метод, уникальная стратегия освоения мира культуры, результатом которого является становление, самоопределение...

Урок « Производная и её применение к исследованию функций».Презентация к уроку.

Урок « Производная и её применение к исследованию функций».Презентация к уроку....

Урок « Производная и её применение к исследованию функций».Презентация к уроку.

Урок « Производная и её применение к исследованию функций».Презентация к уроку....

Урок « Производная и её применение к исследованию функций».Презентация к уроку.

Урок « Производная и её применение к исследованию функций».Презентация к уроку....

Урок « Производная и её применение к исследованию функций».Презентация к уроку.

Урок « Производная и её применение к исследованию функций».Презентация к уроку....

Урок « Производная и её применение к исследованию функций».Презентация к уроку.

Урок « Производная и её применение к исследованию функций».Презентация к уроку....


 

Комментарии

Урок повторения, решения задач на законы геометрической оптики