Урок в 11 кл "Линзы.Практическое применение"
план-конспект урока по физике (11 класс) по теме
Урок повторения, решения задач по теме "Линзы. Практическое применение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок повторения, решения задач по теме "Линзы.Практическое применение" | 21.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме "Линзы. Практическое применение "
Цели урока:
Образовательные: обобщить знания учащихся о линзах и их физических свойствах; осуществить межпредметные связи с астрономией, биологией, историей и литературой
Развивающие: продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между фактами, выдвигать гипотезы, их обосновывать и проверять достоверность.
Воспитательные: продолжить формирование познавательного интереса к предмету «Физика»; коммуникативных умений.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, приборы из набора по Оптике для проведения эксперимента, компьютерная презентация.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Систематизация знаний по теме «Геометрическая оптика»:
- Закон прямолинейного распространения света в однородной среде.
- Скорость света в вакууме с=3·108м/с
- Закон отражения света
- Закон преломления света:
- Что такое линза?
- Какие линзы вам известны?
- Какие основные лучи используются для построения изображений предметов в тонкой линзе?
- Формула тонкой линзы
- Работа по теме урока:
- Решение задач (слайды 1,2,3,4)
Ответы 1.1
2.2
3. А Б В Г Д Е Ж
7 5 4 6 1 2 3
- Решение задачи
Точечный источник света находится на двойном фокусном расстоянии от оптического центра рассеивающей линзы на главной оптической оси. Определите, на каком расстоянии f от оптического центра линзы будет находиться изображение этого источника. Фокусное расстояние линзы f= 9 см
А. f = 18 см Б. f = 12 см В. f = 9 см Г. f = 6 см
- Экспериментальное задание: (выполняют 3 ученика)
Используя источник тока, лампочку, экран с щелью, прозрачный полуцилиндр, транспортир, соберите экспериментальную установку для изучения явления преломления света в полуцилиндре. При настройке оптической схемы добейтесь такого расположения её элементов, чтобы штрих транспортира, соответствующий углу падения совпадал с геометрической осью падающего пучка. Получив пучок света с использованием экрана с щелью и лампочки, пронаблюдайте явление преломления света на плоской границе прозрачного полуцилиндра при угле падения 1=30 0 и измерьте угол преломления 1 по штриху транспортира, расположенного внутри пучка.
На основе результатов измерения выполните предварительный расчет угла преломления 2 при угле падения 2=600.
Проверьте на опыте результаты расчета 2
1)Зарисуйте схему экспериментальной установки и запишите результат измерения угла 1.
2)Запишите закон, на основе которого вы рассчитали 2 и результат расчета 2
3)Укажите границы преломленного луча при угле падения 600 и вывод о степени достоверности опытной проверки результатов расчета угла преломления 2
В это время другие ученики выполняют задания (устно)
1) Как, глядя в глаза, человеку, который носит очки, определить, каким дефектом зрения он страдает?
2) Почему маринованные фрукты и овощи, находящиеся в закрытой банке, выглядят крупнее, чем на самом деле?
(Банка, имеющая внешнюю выпуклую боковую часть и наполненная жидкостью, преломляет лучи – мы видим предметы в банке как бы через собирающую линзу, которая увеличивает изображения)
3) Найдите ошибку в литературном произведении:
Доктор Клаубони, спутник отважного Гаттераса из романа Ж.Верна, был изобретательным человеком. Их арктическая экспедиция однажды очутилась в трудном положении: без спичек при 48-градусном морозе. Что было делать? Если бы у кого- либо из экспедиции было с собой вогнутое зеркало, тогда можно было бы им заменить спички. Но вогнутого зеркала ни у кого не нашлось. Доктор Клаубони все же не растерялся: он вырубил топором кусок прозрачного льда, обтесал его в форме чечевицы и отполировал своими руками. Получилась ледяная линза. Ледяной линзой поймали солнечные лучи и направили их сходящимся пучком на прут. И трут вскоре вспыхнул веселым огоньком.
После этого три ученика перед классом рассказывают и показывают результаты выполненного задания
- Физминутка и релаксация
- Применение линз Оптические приборы Презентация
- Работа над задачами (слайд 5)
- Сообщение ученика «Как видят близорукие»
- Домашнее задание: повторить изученный материал
Проблемное домашнее задание: МИКРОСКОП ИЗ КАПЛИ ВОДЫ.
- Из капли воды можно сделать маленький микроскоп.
- Для этого нужно взять плотную бумагу, проколоть в ней толстой иглой дырочку и на нее аккуратно посадить каплю воды.
- Микроскоп готов!
- Поднесите эту капельку к газете – буквы увеличились.
- Чем меньше капля, тем больше увеличение.
- В первом микроскопе, изобретенном Левенгуком, все было сделано именно так, только капелька была стеклянная.
Список используемой литературы:
- Рымкевич А.П., Сборник задач для 10 – 11 классов, М.«Дрофа», 2006
- Мякишев Г.Я., «Физика – 11», М.«Дрофа», 2006
- Тарасов Л.В., Тарасова А.Н. Беседы о преломлении света. под ред. В.А. Фабриканта, изд. «Наука», 1982.
- Гершензон Е.М., Малов Н.Н., Мансуров А.Н. Курс общей физики. М. «Просвещение»,1992.
- Перельман Я.И. Занимательная физика Книга 1. М.»Наука» Главная редакция физико-математической литературы. 1973
- Соболева С. Н. Пособия по подготовке к ЕГЭ и ЦТ.Спб. «Тригон», 2004
- Ресурсы Интернет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение эффективности урока английского языка через применение активных форм работы с учащимися на уроке
В данной публикации дается краткое описание активных форм работы, которые учитель применяет в своей деятельности. Как сформировать стойкую положительную мотивацию учащихся к изучению иностранного язык...
Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке - мировая художественная культура. Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке - мировая художественная культура.
Технологическая карта заняти: Образовательное путешествие – это педагогический метод, уникальная стратегия освоения мира культуры, результатом которого является становление, самоопределение...
Урок « Производная и её применение к исследованию функций».Презентация к уроку.
Урок « Производная и её применение к исследованию функций».Презентация к уроку....
Урок « Производная и её применение к исследованию функций».Презентация к уроку.
Урок « Производная и её применение к исследованию функций».Презентация к уроку....
Урок « Производная и её применение к исследованию функций».Презентация к уроку.
Урок « Производная и её применение к исследованию функций».Презентация к уроку....
Урок « Производная и её применение к исследованию функций».Презентация к уроку.
Урок « Производная и её применение к исследованию функций».Презентация к уроку....
Урок « Производная и её применение к исследованию функций».Презентация к уроку.
Урок « Производная и её применение к исследованию функций».Презентация к уроку....
Комментарии
"Линзы. Практическое применение" Урок в 11 кл
Урок повторения, решения задач на законы геометрической оптики