Урок физики в 8 классе "Кипение"
методическая разработка по физике (8 класс) по теме
Урок изучения нового материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 133 КБ |
prezentaciya_to_chto_nado.ppt | 948 КБ |
Предварительный просмотр:
План конспект урока по теме «Кипение»
Вид урока: объяснительно-демонстрационный.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели:
• сформировать понятие кипения, как парообразования;
• выявить и объяснить особенности кипения с точки зрения молекулярно-кинетической теории;
• добиться усвоения учащимися понятия кипения как второго способа парообразования;
• дать сравнительную характеристику двум способам парообразования.
Задачи:
Образовательные:
• в ходе урока усвоение понятия «кипение»;
• ввести понятие «удельная теплота парообразования и конденсации»;
• выявить основные особенности кипения: образование пузырьков, шум, предшествующий кипению, постоянство температуры кипения.
• продолжить формировать умение учеников применять основные положения МКТ в объяснении физических явлений.
Развивающие:
• формирование интеллектуальных умений: анализировать, выделять главное, существенное в изучаемом материале, делать выводы;
• формировать умение самостоятельно приобретать знания;
• развитие логического мышления учащихся;
• развитие познавательного интереса.
Воспитательные:
• усилить интерес к предмету;
• расширить кругозор;
• формировать мировоззрение.
Демонстрации:
• наблюдение этапов кипения.
Оборудование: спиртовка, колба с водой, спирт, эл. чайник, термометр для измерения температуры жидкости, штатив, компьютер и проектор.
Ход урока:
1.Организационный момент. Здравствуйте, садитесь. Сегодня мы с вами пронаблюдаем за процессом кипения и попробуем открыть тайну кипения воды. Но прежде чем перейти к теме урока давайте проверим как вы усвоили материал прошлого урока. Слайд№1
2.Актуализация опорных знаний. Фронтальная работа с классом.
-Что такое парообразование?
- Что такое испарение?
- При какой температуре происходит испарение?
-От чего зависит скорость испарения жидкости?
-Что происходит с температурой жидкости при испарении? Приведите примеры, где применяется.
3. Изучение нового материала. слайд№2
- Замечательно. Можем перейти к новой теме. Есть еще один способ перевести жидкость в газ-это кипение. Проведем эксперимент (чайник)
Наливаем в колбу воду и начинаем нагревать
- Что мы видим с повышением температуры? ( образование пузырьков)
- Откуда они берутся? Откуда в воде воздух?
(Пузырьки чаще всего зарождаются на неоднородностях и микротрещинках поверхности. Характерные их размеры до закипания чайника порядка 1мм (при кипении они значительно возрастают и могут доходить до 1см).
- Пока вода в колбе нагревается, попробуем предположить, что будет происходить с пузырьками по мере нагревания воды в чайнике. Проследим за одним из пузырьков.
Слайд 5. Объяснение появления шума, предшествующего кипению.
Учитель: Образовался пузырек, его окружает вода. При нагревании вода начинает испаряться, и водяной пар попадает в пузырек. Пузырек заполняется водяным паром, расширяется и под действием силы Архимеда поднимается вверх, попадая в верхние, еще не достаточно прогретые слои воды. Слайд 3№ Заполняющий пузырек насыщенный пар при этом охлаждается, его давление падает и уже не может компенсировать внешнего давления на пузырек со стороны воды. В результате пузырек быстро лопается или просто сильно сжимается. Лопание одновременно большого числа таких пузырьков, гибнущих в верхних слоях воды, воспринимается как шум.
- Вода продолжает прогреваться. Пара в пузырьках становится больше. Размеры их увеличиваются. Пузырьки всплывают. Непосредственно перед кипением пузырьки пара перестают лопаться даже в верхних слоях воды. Давление в пузырьках становится больше внешнего, и пузырьки взрываются и пар выходит наружу. Вода закипает.
Учитель: Вода в чайнике закипела. Термометр показывает 100ºС, значит температура кипения воды 100ºС. Запишите в тетрадь tºкип.=100ºС.
Что образуется над чайником?
Ученик: Интенсивно образуется пар.
Учитель: Обратите внимание, что при кипении пар образуется над поверхностью жидкости и в пузырьках. Так что же такое кипение?
Ученик: Это переход жидкости в пар.
Учитель: Испарение это тоже переход жидкости в пар. Чем же кипение отличается от испарения?
Ученик: Кипение происходит при определенной температуре. Парообразование происходит и с поверхности жидкости и внутри, по всему объему жидкости.
Учитель: Мы составили определение для кипения. А теперь найдите его в учебнике §18 и запишите. Слайд №4
- Как вы думаете всегда ли вода кипит при 100С? Гипотеза: t от чего то зависит??? Опыт №2
Слайд №5 Альпинисты заметили, что высоко в горах вода закипает при температуре меньше, чем 100ºС. Обратите внимание, как с высотой меняется tº кипения воды. А если спустится в шахту на глубину 300м , то там вода закипит при tº =101C, на глубине 600м при tº=102ºС Попробуйте сделать вывод. От чего же будет зависеть температура кипения жидкости. Вывод: при Р↓ t↓ и наоборот. Скороварки и автоклавы.
- запиши в тетр. T- при кот. Кипит жидк. Наз…..
- как вы думаете идинакова ли лна для разных жидкостей? Проверим ОПЫТ№3 спирт=78, построим график зависимости.
Вывод: у каждого в-ва своя тем-ра кип. 2) во время кипения тем-ра не меняется.
- найдите на стр.45 в учебнике таблицу. В ней указаны температуры кипения разных жидкостей. Найдите температуру кипения спирта, эфира. Сделайте вывод.
Ученик: У разных жидкостей tºкип. разные.
Учитель: Обратите внимание на название таблицы. Прочитайте вслух.
Ученик: Температуры кипения различных жидкостей при нормальном атмосферном давлении.
- может ли tº быть отрицательной? Слайд №6
Сравним процессы испарения и кипения:
- В чем сходство процессов? Где происходит парообразование? При какой температуре происходит парообразование?
-Что происходит с температурой жидкости при испарении и кипении?
Слайд №7
Замечательно! Как изменяется внутренняя энергия жидкости при испарении? Ученик: Любой процесс испарения идет с понижением внутренней энергии. Поэтому как только прекращается доступ энергии для кипения жидкости, процесс испарения посредством кипения прекращается.
Учитель: Так как кипение идет при постоянной температуре, то вся энергия идет на сообщение жидкости той энергии, при которой пузырьки с паром могли бы подниматься вверх.
ФИЗМИНУТКА слайд №8
IV.Закрепление слайд№9
- Следующее задание. Лед, взятый при температуре -10°С, был нагрет до температуры плавления и расплавлен. Образовавшаяся вода нагрета до +10°С. Отобразите процессы на графике. Слайд №10
3. Какой из процессов больше всего похож на процесс кипения?
слайд№ 11, 12
- прослушайте сказку. Сказка:
Жил-был царь. У него были три дочери: старшая, средняя и младшая. Младшая была самая красивая, самая любимая. Царь был стар и умен. Он давно издал указ, по которому первая дочь, выходящая замуж получит пол - царства. Зная указ, средняя и старшая дочери очень хотели замуж, и часто из-за этого ссорились. Младшая дочь замуж не собиралась. Чтобы разрешить все вопросы с замужеством и уладить ссоры, царь предложил провести такое соревнование.
Он поставил на стол три чайника. Они были совершенно одинаковы, как по внешнему виду, так и по вместимости. Царь налил в каждый чайник равное количество воды из ведра.
«Мои любимые дочери, - начал свою речь царь, - сейчас каждая из вас возьмет по чайнику и отправиться вместе со мной на кухню. Там вы поставите чайники на плиту и дождетесь, пока они закипят. Та дочь, у которой закипит чайник раньше, выйдет замуж первой».
Как не странно, но расчеты царя были точными, первым закипел чайник у младшей дочери. Почему?
Ответ: Старшая и средняя дочери очень хотели, чтоб их чайники закипели быстрее, и часто поднимали крышки чайников, проверяя, не кипит ли в них вода. Младшая дочь замуж не хотела и в чайник не заглядывала!
V. Подведение итогов.
- Работа по вопросам в конце параграфа.
- Линейка успеха . У вас на столах лежат листки бумаги со ступеньками. Внизу ступенек написано слово «не понял». Первая ступенька – «немного понял», вторая – «понял», третья – «хорошо понял», четвертая – «отлично понял».
§ 19, 20, сочинение на тему «История моего знакомства с кипением».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок физики в 8-м классе по программе курса физики в средней общеобразовательной школе по учебнику А.В. Пёрышкина. Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».
Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного. На уроке вводится понятие сил...
Урок физики в 8-м классе по программе курса физики в средней общеобразовательной школе по учебнику А.В. Пёрышкина. Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».
Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного. На уроке вводится понятие сил...
Духовно-нравственное воспитание на уроках физики (педагогическое исследование, включающее разработки внеклассного мероприятия "Наука ковала победу"и урока физики"Использование электроэнергии" )
В работе «Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках физики» обозначены некоторые пути решения проблемы духовно-нравственного воспитания школьников на уроках физики, показано,как...
Реализация ФГОС на уроках физики. Технологическая карта урока физики по теме.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государствен...
мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».
Цели урока:Образовательные:повторить и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила. Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...
Интегрированный урок физики и русского языка на тему «Механическое движение. Правильное употребление причастных оборотов на уроке физики»
Интегрированный урок физики и русского языка на тему «Механическое движение. Правильное употребление причастных оборотов на уроке физики.»...
методическая разработка к урокам физики 7- 11 класс "Создание ситуации успеха на уроке физики"
Современный урок – это урок активного участия ученика в освоении новых знаний. Активность учащегося должна иметь мощную мотивацию, основанную на внутренней потребности к познанию нового. Одной из движ...