Здоровьесберегающие технологии на уроках физики
методическая разработка по физике по теме
Здоровьесберегающие технологии на уроках физики
Проблема здоровья детей сегодня, как никогда актуальна. Наша школа в течение нескольких лет работает над технологией внедрения здоровьесберегающих элементов в образовательную работу, созданием единого образовательного, оздоровительного и социально-реабилитирующего пространства.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за время обучения в школе, сформировать у него знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Ребенок, рано потерявший здоровье, - это человек с комплексом проблем, т.к. на пути его развития и самореализации возникает непреодолимая преграда – болезнь, борьба с которой может отнять все силы. Сегодня каждый, в том числе и ребенок, должен понимать, что его здоровье и жизнь зависят от него самого. Конечно же, физика не тот предмет, где изучают комплекс физических упражнений, способствующих укреплению здоровья. Но и уроки физики могут воспитывать в ребенке сознание великой ценности здоровья, стремление его хранить и укреплять.
С каждым годом на наших дорогах увеличивается число транспортных средств, растет и травматизм, обусловленный незнанием или несоблюдением правил дорожного движения. Большое количество дорожно-транспортных происшествий происходит с участием школьников. Наиболее распространенные нарушения:
1) Переход дороги на запрещенный сигнал светофора;
2) Внезапный выход на проезжую часть из-за стоящего транспорта;
3) Переход дороги перед близко движущимся транспортом;
4) Нарушение правил езды на велосипеде;
5) Игра на дороге;
Необходимо убеждать детей в том, что следует знать и выполнять правила дорожного движения, на улицах и дорогах быть внимательным и дисциплинированными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove_.odt | 27.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии на уроках физики
Проблема здоровья детей сегодня, как никогда актуальна. Наша школа в течение нескольких лет работает над технологией внедрения здоровьесберегающих элементов в образовательную работу, созданием единого образовательного, оздоровительного и социально-реабилитирующего пространства.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за время обучения в школе, сформировать у него знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Ребенок, рано потерявший здоровье, - это человек с комплексом проблем, т.к. на пути его развития и самореализации возникает непреодолимая преграда – болезнь, борьба с которой может отнять все силы. Сегодня каждый, в том числе и ребенок, должен понимать, что его здоровье и жизнь зависят от него самого. Конечно же, физика не тот предмет, где изучают комплекс физических упражнений, способствующих укреплению здоровья. Но и уроки физики могут воспитывать в ребенке сознание великой ценности здоровья, стремление его хранить и укреплять.
С каждым годом на наших дорогах увеличивается число транспортных средств, растет и травматизм, обусловленный незнанием или несоблюдением правил дорожного движения. Большое количество дорожно-транспортных происшествий происходит с участием школьников. Наиболее распространенные нарушения:
1) Переход дороги на запрещенный сигнал светофора;
2) Внезапный выход на проезжую часть из-за стоящего транспорта;
3) Переход дороги перед близко движущимся транспортом;
4) Нарушение правил езды на велосипеде;
5) Игра на дороге;
Необходимо убеждать детей в том, что следует знать и выполнять правила дорожного движения, на улицах и дорогах быть внимательным и дисциплинированными.
Помочь учителю в этой работе может система специально подобранных задач, решаемых на уроках физики в 7 – 9 классах.
По степени трудности задачи не одинаковы, это позволяет дифференцировать работу учащихся, предлагая различные задания для самостоятельной работы на уроке и дома, проведение олимпиад, викторин. Решение “транспортных” задач не должно заканчиваться получением числового ответа. Следует обсудить ответ с учениками, проанализировать полученный результат.
7 класс
№1.
Скорость велосипедиста 5 м/с, а скорость встречного ветра 14,4 км/ч. Какова скорость ветра относительно велосипедиста? (9 м/с).
№2.
Время реакции водителя на возникшую опасность составляет в среднем 0.8 с. Какой путь пройдет за это время автобус, если скорость его была 54 км/ч? (12м).
№3.
Пассажир движущегося автобуса отвлек разговором внимание водителя на 5 секунд. Почему “Правилами дорожного движения” запрещено это делать? Какой путь пройдет за это время автобус, если его скорость была 60 км/ч? (Разговаривать с водителем во время движения автобуса нельзя, т.к. создается вполне реальная аварийная ситуация; Автобус проехал за это время путь, равный 83 метрам).
№4.
Какие места в районе школы следует считать наиболее опасными для движении пешеходов? Почему?
№5.
В начале участка шоссе стоит дорожный знак “30 км/ч”. Нарушил ли правила движения водитель автомобиля, равномерно прошедшего участок дороги длиной 1,8 км за 4 мин? (Не нарушил, т.к. скорость автомобиля была 27 км/ч).
№6.
Мотоциклист за первые 10 мин. движения проехал 5 км., а в последние 8 мин., - 9.6 км.
А) Как велика была средняя скорость движения на каждом из двух участков пути?
Б) Определить среднюю скорость мотоциклиста (в км/ч) за все время движения. (А. 0.5 км/мин; 1,2 км/м Б. = 49 км/ч.)
№7.
Какое расстояние проедет велосипедист, движущийся со скоростью 15 км/ч за время, в течение которого пешеход перейдет велосипедную дорожку шириной 1,5 м со скоростью 1.8 км/ч. (12.5 м).
№8.
Успеет ли водитель начать торможение, если на расстоянии 4 метров от него на дорогу неожиданно выбежал пешеход? Скорость машины 36 км/ч, время реакции водителя 1 секунда. (Нет, т.к. скорость машины 10 м/с).
№9.
Мальчик играл с мячом на тротуаре. Неожиданно мяч выкатился на дорогу. Чтобы поймать мяч и вернуться с ним на тротуар мальчику необходимо 7 секунд. Какой путь пройдет за это время машина, движущаяся со скоростью 60 км/ч? Почему запрещается детям играть на дорогах или около них? (=117м).
№10.
Для чего у троллейбуса справа и слева от водителя небольшие зеркала? (Чтобы водитель мог наблюдать за тем, что происходит с правой и левой стороны транспортного средства).
№11.
Удастся ли мальчику, переходящему шоссе со скоростью 1.8 км/ч, воспользоваться “Островком безопасности”, если известно, что зеленый свет светофора горит 25 секунд? Ширина шоссе 24 метра. (Да, мальчик пройдет за это время только 12.5 метра).
№12.
Кто и для чего обязан пользоваться шлемом во время езды?
№13.
Каково назначение ремней безопасности в легковых автомашинах?
№14.
Почему запрещается эксплуатация автомобиля, если у него не работает манометр системы пневматических тормозов?
№15.
Найти работу при торможении автомобиля за 5 секунд перед внезапно возникшим препятствием, если развитая мощность машины при торможении 80 кВт? (400 кДж).
№16.
Почему при поворотах машинист, шофер, велосипедист снижает скорость движения машины?
№17.
Зачем должен включаться на автомобиле задний красный свет, когда водитель автомобиля нажимает на тормозную педаль?
№18.
Почему трактор, ведя на буксире автомашину, не должен резко изменять скорость движения?
8 класс
№1.
Иногда зимой тротуары посыпают солью. Для чего это делают?
№2.
Для чего у машин - бензовозов сзади всегда висит кусок металлической цепи, касающейся земли?
№3.
Предложите несколько собственных реальных проектов повышения безопасности движения пешеходов, велосипедистов, машин.
№4.
В каких случаях электродвигатели трамваев отдают электрическую энергию обратно в сеть (происходит эффект рекуперации энергии)?
№5.
Назовите основные преимущества (и недостатки) современного электромобиля по сравнению с автомобилем.
9 класс.
№1.
Автомобиль приближается к мосту со скоростью 60 км/ч.У моста висит дорожный знак “10 км/ч”. За 0.7 с до въезда на мост водитель нажал на тормозную педаль, сообщив автомобилю ускорение 2.0 м/с2. С разрешаемой ли скоростью автомобиль въехал на мост? (=9.7 км/ч).
№2.
Автомобиль движется прямолинейно с постоянным ускорением 2.0 м/с2. В некоторый момент времени его скорость равна 10 м/с. Где он был 4.0 с назад? (В 24м до того места, где он находится в данный момент.)
№3.
Какова была начальная скорость автомобиля, если, двигаясь с ускорением 1.5м/с2, он проходит путь 195м за 10с. (12м/с).
№4.
Поезд, движущийся после начала торможения с ускорением 0.40м/с2, через 25с остановился. Найти скорость в момент начала торможения и тормозной путь. (10м/с),(0.13км.)
№5.
Вагон наехал на тормозной башмак при скорости 4.5км/ч, через 3.0с вагон остановился. Найти тормозной путь вагона. (1.9м).
№6.
Поезд двигался со скоростью 72 км/ч. Найти время торможения, если известно, что тормозной путь был равен 800м. (80с).
№7.
Какое расстояние должен пройти автобус от остановки, чтобы его скорость возросла до 36км/ч, если для удобства пассажиров ускорение не должно превышать 1.2м/с2. (42м).
№8.
Ножной тормоз грузового автомобиля считается исправным, если при торможении автомобиля, движущегося со скоростью 30км/ч по сухой и ровной дороге, тормозной путь не превышает 9.0м.Найти соответствующее этой норме тормозное ускорение. (3.9м/с2).
№9.
Тормозной путь поезда перед остановкой на станции равен 1000м. Определить тормозное ускорение и тормозное время, если в начале торможения скорость поезда была 72км/ч. Какова была скорость поезда у светофора, находящегося в средней точке тормозного пути. (0.20м\с2, 1.7мин, 14м/с).
№10.
Велосипедист движется со скоростью 8.0 м/с. Какой путь пройдет он после того, как перестанет вращать педали? Коэффициент трения 0.050. (=65м).
№11.
С какой наибольшей скоростью можно вести автомобиль на повороте с радиусом кривизны 150м, чтобы его не “занесло”, если коэффициент трения скольжения шин о дорогу равен 0.42?
Почему на крутых поворотах в автомобиле может открыться плохо захлопнутая дверь? (1. =89км/ч. 2. Вследствие центробежного эффекта).
№12.
Автомобиль движется ускоренно с постоянным ускорением 1.0м/с2. С каким ускорением будет он двигаться, если водитель выключит двигатель? Средняя сила сопротивления в 4 раза меньше силы тяги. (=0.25м/с2).
№13.
С каким максимальным ускорением сможет двигаться по дороге велосипедист, если коэффициент трения скольжения 0,07, а коэффициент трения качения 0.02? (0.5м/с2).
№14.
Под каким углом нужно наклонить кузов автомобиля-самосвала, чтобы сыпучий груз, находящийся в нем, высыпался? Коэффициент трения 0.65. (350).
№15.
С горки скатываются два вагона: один груженый, другой порожний. Какой из вагонов откатится дальше по горизонтальному участку пути после скатывания с горки? Рассмотреть два случая: 1) когда сопротивление воздуха не учитывается и 2) когда оно учитывается. (1. Оба вагона пройдут одинаковые расстояния; 2. груженый откатится дальше).
№15.
1.Определить угол, на который должен накрениться к дороге велосипедист, чтобы проехать поворот с радиусом кривизны 40м при скорости 9.0 м/с.
2. Для чего спортивные треки для езды на мотоциклах и велосипедах делают на поворотах с поперечным уклоном? (1.=780. 2.При наклоне равнодействующая всех сил сообщает центростремительное ускорение велосипедисту).
№16.
Через сколько времени остановиться автомобиль массой 1000 кг, движущийся со скоростью 72 км/ч, если выключить двигатель? Средняя сила сопротивления движению 0.20 кН. (100 с).
Сборники задач по физике:
- В. П. Демкович “Сборник задач по физике”. Л. П. Демкович Москва, “Просвещение”, 1981 г.
- А. П. Рымкевич “Сборник задач по физике”, Москва, “Просвещение”, 1988 г.
- В. И. Лукашик, Е. В. Иванова “Сборник задач по физике”, Москва, “Просвещение” 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Как говорил Сократ: «Здоровье- не всё, но всё без здоровья- ничто». Эти слова актуальны и сегодня. В современной системе российского образования множество проблем. Одна из важнейших проблем, требующи...
Здоровьесберегающие технологии на уроке физики
Использование здоровьесберегающих технологий помогает заботиться о сохранении детского здоровья. Это новые технологии. Они необходимы, так как в школе мало совершенно здоровых детей.Цель здоро...
Здоровьесберегающие технологии на уроках физики
Использование на уроках физики заданий, где дети больше двигаются, выходя к доске, записывая изученные формулы, обозначения величин и их единицы измерения....
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Разделы физики, при изучении которых можно показать практическое применение знаний физики для здоровьесбережения обучающихся в быту...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Как говорил Сократ: «Здоровье - не всё, но всё без здоровья - ничто». Эти слова актуальны и сегодня.В современной системе российского образования множество проблем. Одна из важнейших проблем, требующи...
Доклад "Здоровьесберегающие технологии на уроках физики и математики"
Проблема здоровья детей сегодня, как никогда актуальна. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения — обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за время обучения в школе, с...