Здоровьесберегающие технологии на уроках физики
методическая разработка по физике по теме

ЛИСИЦЫНА ВАЛЕНТИНА ЯКОВЛЕВНА


 

Здоровьесберегающие технологии на уроках физики


 

Проблема здоровья детей сегодня, как никогда актуальна. Наша школа в течение нескольких лет работает над технологией внедрения здоровьесберегающих элементов в образовательную работу, созданием единого образовательного, оздоровительного и социально-реабилитирующего пространства.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за время обучения в школе, сформировать у него знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Ребенок, рано потерявший здоровье, - это человек с комплексом проблем, т.к. на пути его развития и самореализации возникает непреодолимая преграда – болезнь, борьба с которой может отнять все силы. Сегодня каждый, в том числе и ребенок, должен понимать, что его здоровье и жизнь зависят от него самого. Конечно же, физика не тот предмет, где изучают комплекс физических упражнений, способствующих укреплению здоровья. Но и уроки физики могут воспитывать в ребенке сознание великой ценности здоровья, стремление его хранить и укреплять.

С каждым годом на наших дорогах увеличивается число транспортных средств, растет и травматизм, обусловленный незнанием или несоблюдением правил дорожного движения. Большое количество дорожно-транспортных происшествий происходит с участием школьников. Наиболее распространенные нарушения:

1) Переход дороги на запрещенный сигнал светофора;
2) Внезапный выход на проезжую часть из-за стоящего транспорта;
3) Переход дороги перед близко движущимся транспортом;
4) Нарушение правил езды на велосипеде;
5) Игра на дороге;

Необходимо убеждать детей в том, что следует знать и выполнять правила дорожного движения, на улицах и дорогах быть внимательным и дисциплинированными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorove_.odt27.12 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии на уроках физики

Проблема здоровья детей сегодня, как никогда актуальна. Наша школа в течение нескольких лет работает над технологией внедрения здоровьесберегающих элементов в образовательную работу, созданием единого образовательного, оздоровительного и социально-реабилитирующего пространства.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за время обучения в школе, сформировать у него знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Ребенок, рано потерявший здоровье, - это человек с комплексом проблем, т.к. на пути его развития и самореализации возникает непреодолимая преграда – болезнь, борьба с которой может отнять все силы. Сегодня каждый, в том числе и ребенок, должен понимать, что его здоровье и жизнь зависят от него самого. Конечно же, физика не тот предмет, где изучают комплекс физических упражнений, способствующих укреплению здоровья. Но и уроки физики могут воспитывать в ребенке сознание великой ценности здоровья, стремление его хранить и укреплять.

С каждым годом на наших дорогах увеличивается число транспортных средств, растет и травматизм, обусловленный незнанием или несоблюдением правил дорожного движения. Большое количество дорожно-транспортных происшествий происходит с участием школьников. Наиболее распространенные нарушения:

1) Переход дороги на запрещенный сигнал светофора;
2) Внезапный выход на проезжую часть из-за стоящего транспорта;
3) Переход дороги перед близко движущимся транспортом;
4) Нарушение правил езды на велосипеде;
5) Игра на дороге;

Необходимо убеждать детей в том, что следует знать и выполнять правила дорожного движения, на улицах и дорогах быть внимательным и дисциплинированными.

Помочь учителю в этой работе может система специально подобранных задач, решаемых на уроках физики в 7 – 9 классах.

По степени трудности задачи не одинаковы, это позволяет дифференцировать работу учащихся, предлагая различные задания для самостоятельной работы на уроке и дома, проведение олимпиад, викторин. Решение “транспортных” задач не должно заканчиваться получением числового ответа. Следует обсудить ответ с учениками, проанализировать полученный результат.

7 класс

№1.

Скорость велосипедиста 5 м/с, а скорость встречного ветра 14,4 км/ч. Какова скорость ветра относительно велосипедиста? (9 м/с).

№2.

Время реакции водителя на возникшую опасность составляет в среднем 0.8 с. Какой путь пройдет за это время автобус, если скорость его была 54 км/ч? (12м).

№3.

Пассажир движущегося автобуса отвлек разговором внимание водителя на 5 секунд. Почему “Правилами дорожного движения” запрещено это делать? Какой путь пройдет за это время автобус, если его скорость была 60 км/ч? (Разговаривать с водителем во время движения автобуса нельзя, т.к. создается вполне реальная аварийная ситуация; Автобус проехал за это время путь, равный 83 метрам).

№4.

Какие места в районе школы следует считать наиболее опасными для движении пешеходов? Почему?

№5.

В начале участка шоссе стоит дорожный знак “30 км/ч”. Нарушил ли правила движения водитель автомобиля, равномерно прошедшего участок дороги длиной 1,8 км за 4 мин? (Не нарушил, т.к. скорость автомобиля была 27 км/ч).

№6.

Мотоциклист за первые 10 мин. движения проехал 5 км., а в последние 8 мин., - 9.6 км.

А) Как велика была средняя скорость движения на каждом из двух участков пути?

Б) Определить среднюю скорость мотоциклиста (в км/ч) за все время движения. (А. 0.5 км/мин; 1,2 км/м Б. = 49 км/ч.)

№7.

Какое расстояние проедет велосипедист, движущийся со скоростью 15 км/ч за время, в течение которого пешеход перейдет велосипедную дорожку шириной 1,5 м со скоростью 1.8 км/ч. (12.5 м).

№8.

Успеет ли водитель начать торможение, если на расстоянии 4 метров от него на дорогу неожиданно выбежал пешеход? Скорость машины 36 км/ч, время реакции водителя 1 секунда. (Нет, т.к. скорость машины 10 м/с).

№9.

Мальчик играл с мячом на тротуаре. Неожиданно мяч выкатился на дорогу. Чтобы поймать мяч и вернуться с ним на тротуар мальчику необходимо 7 секунд. Какой путь пройдет за это время машина, движущаяся со скоростью 60 км/ч? Почему запрещается детям играть на дорогах или около них? (=117м).

№10.

Для чего у троллейбуса справа и слева от водителя небольшие зеркала? (Чтобы водитель мог наблюдать за тем, что происходит с правой и левой стороны транспортного средства).

№11.

Удастся ли мальчику, переходящему шоссе со скоростью 1.8 км/ч, воспользоваться “Островком безопасности”, если известно, что зеленый свет светофора горит 25 секунд? Ширина шоссе 24 метра. (Да, мальчик пройдет за это время только 12.5 метра).

№12.

Кто и для чего обязан пользоваться шлемом во время езды?

№13.

Каково назначение ремней безопасности в легковых автомашинах?

№14.

Почему запрещается эксплуатация автомобиля, если у него не работает манометр системы пневматических тормозов?

№15.

Найти работу при торможении автомобиля за 5 секунд перед внезапно возникшим препятствием, если развитая мощность машины при торможении 80 кВт? (400 кДж).

№16.

Почему при поворотах машинист, шофер, велосипедист снижает скорость движения машины?

№17.

Зачем должен включаться на автомобиле задний красный свет, когда водитель автомобиля нажимает на тормозную педаль?

№18.

Почему трактор, ведя на буксире автомашину, не должен резко изменять скорость движения?

8 класс

№1.

Иногда зимой тротуары посыпают солью. Для чего это делают?

№2.

Для чего у машин - бензовозов сзади всегда висит кусок металлической цепи, касающейся земли?

№3.

Предложите несколько собственных реальных проектов повышения безопасности движения пешеходов, велосипедистов, машин.

№4.

В каких случаях электродвигатели трамваев отдают электрическую энергию обратно в сеть (происходит эффект рекуперации энергии)?

№5.

Назовите основные преимущества (и недостатки) современного электромобиля по сравнению с автомобилем.

9 класс.

№1.

Автомобиль приближается к мосту со скоростью 60 км/ч.У моста висит дорожный знак “10 км/ч”. За 0.7 с до въезда на мост водитель нажал на тормозную педаль, сообщив автомобилю ускорение 2.0 м/с2. С разрешаемой ли скоростью автомобиль въехал на мост? (=9.7 км/ч).

№2.

Автомобиль движется прямолинейно с постоянным ускорением 2.0 м/с2. В некоторый момент времени его скорость равна 10 м/с. Где он был 4.0 с назад? (В 24м до того места, где он находится в данный момент.)

№3.

Какова была начальная скорость автомобиля, если, двигаясь с ускорением 1.5м/с2, он проходит путь 195м за 10с. (12м/с).

№4.

Поезд, движущийся после начала торможения с ускорением 0.40м/с2, через 25с остановился. Найти скорость в момент начала торможения и тормозной путь. (10м/с),(0.13км.)

№5.

Вагон наехал на тормозной башмак при скорости 4.5км/ч, через 3.0с вагон остановился. Найти тормозной путь вагона. (1.9м).

№6.

Поезд двигался со скоростью 72 км/ч. Найти время торможения, если известно, что тормозной путь был равен 800м. (80с).

№7.

Какое расстояние должен пройти автобус от остановки, чтобы его скорость возросла до 36км/ч, если для удобства пассажиров ускорение не должно превышать 1.2м/с2. (42м).

№8.

Ножной тормоз грузового автомобиля считается исправным, если при торможении автомобиля, движущегося со скоростью 30км/ч по сухой и ровной дороге, тормозной путь не превышает 9.0м.Найти соответствующее этой норме тормозное ускорение. (3.9м/с2).

№9.

Тормозной путь поезда перед остановкой на станции равен 1000м. Определить тормозное ускорение и тормозное время, если в начале торможения скорость поезда была 72км/ч. Какова была скорость поезда у светофора, находящегося в средней точке тормозного пути. (0.20м\с2, 1.7мин, 14м/с).

№10.

Велосипедист движется со скоростью 8.0 м/с. Какой путь пройдет он после того, как перестанет вращать педали? Коэффициент трения 0.050. (=65м).

№11.

С какой наибольшей скоростью можно вести автомобиль на повороте с радиусом кривизны 150м, чтобы его не “занесло”, если коэффициент трения скольжения шин о дорогу равен 0.42?

Почему на крутых поворотах в автомобиле может открыться плохо захлопнутая дверь? (1. =89км/ч. 2. Вследствие центробежного эффекта).

№12.

Автомобиль движется ускоренно с постоянным ускорением 1.0м/с2. С каким ускорением будет он двигаться, если водитель выключит двигатель? Средняя сила сопротивления в 4 раза меньше силы тяги. (=0.25м/с2).

№13.

С каким максимальным ускорением сможет двигаться по дороге велосипедист, если коэффициент трения скольжения 0,07, а коэффициент трения качения 0.02? (0.5м/с2).

№14.

Под каким углом нужно наклонить кузов автомобиля-самосвала, чтобы сыпучий груз, находящийся в нем, высыпался? Коэффициент трения 0.65. (350).

№15.

С горки скатываются два вагона: один груженый, другой порожний. Какой из вагонов откатится дальше по горизонтальному участку пути после скатывания с горки? Рассмотреть два случая: 1) когда сопротивление воздуха не учитывается и 2) когда оно учитывается. (1. Оба вагона пройдут одинаковые расстояния; 2. груженый откатится дальше).

№15.

1.Определить угол, на который должен накрениться к дороге велосипедист, чтобы проехать поворот с радиусом кривизны 40м при скорости 9.0 м/с.

2. Для чего спортивные треки для езды на мотоциклах и велосипедах делают на поворотах с поперечным уклоном? (1.=780. 2.При наклоне равнодействующая всех сил сообщает центростремительное ускорение велосипедисту).

№16.

Через сколько времени остановиться автомобиль массой 1000 кг, движущийся со скоростью 72 км/ч, если выключить двигатель? Средняя сила сопротивления движению 0.20 кН. (100 с).

 Сборники задач по физике:

  1. В. П. Демкович “Сборник задач по физике”. Л. П. Демкович Москва, “Просвещение”, 1981 г.
  2. А. П. Рымкевич “Сборник задач по физике”, Москва, “Просвещение”, 1988 г.
  3. В. И. Лукашик, Е. В. Иванова “Сборник задач по физике”, Москва, “Просвещение” 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Как говорил Сократ: «Здоровье- не всё, но всё без здоровья- ничто». Эти слова актуальны и сегодня. В современной системе российского образования множество проблем. Одна из важнейших проблем, требующи...

Здоровьесберегающие технологии на уроке физики

Использование здоровьесберегающих технологий помогает заботиться о сохранении детского здоровья. Это новые технологии. Они необходимы, так как в школе мало совершенно здоровых детей.Цель здоро...

Здоровьесберегающие технологии на уроках физики

Использование на уроках физики заданий, где дети больше двигаются, выходя к доске, записывая изученные формулы, обозначения величин и их единицы измерения....

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Разделы физики, при изучении которых можно показать практическое применение знаний физики для здоровьесбережения обучающихся в быту...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Как говорил Сократ: «Здоровье - не всё, но всё без здоровья - ничто». Эти слова актуальны и сегодня.В современной системе российского образования множество проблем. Одна из важнейших проблем, требующи...

Доклад "Здоровьесберегающие технологии на уроках физики и математики"

Проблема здоровья детей сегодня, как никогда актуальна. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения — обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за время обучения в школе, с...