Закон Архимеда.
методическая разработка по физике (7 класс)
Разработка урока по физике в 7 классе по теме: "Закон Архимеда". экспериментальные задания лежат в основе урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zakon_arhimeda7klass.doc | 191 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок физики 7 класс
Тема: Закон Архимеда.
Цели:
- продолжить изучение закона Архимеда, обнаружить на опыте зависимость архимедовой силы от объема тела и плотности жидкости;
- продолжить обучение ставить опыты, анализировать и делать выводы;
- развитие кругозора, привитие интереса к предмету.
Оборудование: динамометры, стаканы с водой и жидкостью другой плотности, тела различной формы, массы и объема, таблицы.
Форма работы: групповая
На доске: эпиграфы 1. « Мы обязаны Архимеду фундаментом учения о равновесии жидкостей» Ж. Лагранж
2. «Без сомнения все наше знание начинается с опыта» Кант Иммануил
Архимед (около 287 – 212 до н.э.)
Ход урока
1. Вступление: объявление цели урока, этапов урока: теоретический, экспериментальный, решения задач.
- Этап теоретический.
Опыт по обнаружению выталкивающей силы.
1. Определите вес данного вам тела в воздухе: Р.
2. Определите вес этого же тела в воде: Р1.
3. Сравните результаты измерений и сделайте вывод: вес тела в воде меньше веса в воздухе?
- Почему вес тела в воде меньше веса тела в воздухе?
Существует сила, действующая на тело в воде и направленная вертикально вверх и стремящаяся вытолкнуть тело из жидкости.
Вопросы
1) определить на опыте чему равна сила, с которой тело, погруженное целиком в жидкость выталкивается из нее;
2) какие известные вам из жизни явления указывают на существование выталкивающей силы?;
3) доказать, основываясь на законе Паскаля, существование выталкивающей силы, действующей на тело, погруженное в жидкость;
4) как показать на опыте, что на тело, находящееся в жидкости, действует выталкивающая сила ?;
5) как иначе называют силу, которая выталкивает тела, погруженные в жидкости и газы?
6) по какой формуле рассчитывается архимедова сила?
7) сообщения об Архимеде.
Архимед родился в греческой колонии на острове Сицилия 287г. до н. э. Он был блестящим математиком, получившим образование в Музеуме - знаменитой школе Александрии(Египет). В 212г. до н.э. при захвате Сиракуз римлянами Архимед был убит в возрасте 75 лет. Наибольшую известность принес Архимеду открытый им закон, согласно которому на тело в жидкости воздействует выталкивающаяся сила, равная массе вытесняемой воды. Говорят, что однажды, садясь в ванну и увидев, что его тело вытеснило определенный объем воды, Архимед воскликнул:"Эврика!"(по гречески - "нашел").
От чего может зависеть архимедова сила?
- Этап экспериментальный.
1 группа: проверить на опыте зависит ли архимедова сила от массы тела?
Оборудование: сосуд с водой, динамометр, два цилиндра одинакового
объема и разной массы.
Масса тела, кг | Вес тела в воздухе Р, Н | Вес тела в жидкости Р1, Н | Архимедова сила FA, Н |
Сделайте вывод о зависимости архимедовой силы от массы тела.
2 группа: проверить на опыте зависит ли архимедова сила от плотности жидкости?
Оборудование: динамометр, сосуды с водой, соленой водой и маслом, цилиндр.
Жидкость | Вес тела в воздухе Р, Н | Вес тела в жидкости Р1, Н | Архимедова сила FA, Н FA= Р – Р1 |
Вода |
Вода соленая |
Масло |
Сделайте вывод о зависимости архимедовой силы от плотности жидкости.
3 группа: проверить на опыте зависит ли архимедова сила от формы тела?
Оборудование: сосуд с водой, три куска пластилина одинакового объема, но разной формы шара, куба, цилиндра, динамометр.
Тело | Вес тела в воздухе Р, Н | Вес тела в жидкости Р1, Н | Архимедова сила FA, Н FA= Р – Р1 |
Сделайте вывод о зависимости архимедовой силы от формы тела.
4 группа: проверить на опыте зависит ли архимедова сила от глубины погружения тела?
Оборудование: мензурка с водой, цилиндр, динамометр.
Высота | Вес тела в воздухе Р, Н | Вес тела в жидкости Р1, Н | Архимедова сила FA, Н FA= Р – Р1 |
h1 |
h2 |
Сделайте вывод о зависимости архимедовой силы от глубины погружения тела.
5 группа: проверить на опыте зависит ли архимедова сила от объема тела?
Оборудование: сосуд с водой, тела разного объема, динамометр.
Тело | Вес тела в воздухе Р, Н | Вес тела в жидкости Р1, Н | Архимедова сила FA, Н FA= Р – Р1 |
|
|
Сделайте вывод о зависимости архимедовой силы от объема тела.
6 группа: проверить на опыте зависит ли архимедова сила от плотности тела?
Оборудование: сосуд с водой, 2 тела одинакового объема, разной плотности, динамометр.
Тело | Плотность тела | Вес тела в воздухе Р, Н | Вес тела в жидкости Р1, Н | Архимедова сила FA, Н |
1. |
2. |
Сделайте вывод о зависимости архимедовой силы от плотности тела.
Архимедова сила |
Не зависит от: | Зависит от: |
1. массы тела | 1. плотности жидкости |
2. формы тела | 2. объема тела |
3. глубины погружения тела |
4. плотности тела |
Вывод: архимедова сила зависит от плотности жидкости и объема тела.
- Этап решения задач.
- качественные задачи на карточках.
№1. На рисунке изображено одно и то же тело, плавающее в двух разных жидкостях. Плотность какой жидкости больше? Почему?
№2. На рисунке изображены три бруска, плавающие в пресной воде. Определите какой из этих брусков изготовлен из пробки, какой – из льда, какой – из дерева? Ответ обоснуйте.
№3. Что больше весит в воздухе: тонна дерева или тонна железа? Почему?
- расчетная задача.
№4. В воздухе тело весит 35 Н, а в керосине – 30 Н. Чему равна архимедова сила, действующая на это тело в керосине?
№5. Чему равна архимедова сила, действующая в стакане с водой на кусочек железа объемом 2 см3?
№6. Бетонная плита размером 3,5*1,5*0,2 м полностью погружена в воду. Вычислите архимедову силу, действующую на плиту.
3. Вывод: сегодня на уроке вы еще раз убедились, что Архимед был прав: на все тела, погруженные в жидкость (или газ) действует сила, направленная вверх, равная весу жидкости в объеме погруженного тела и зависит только от плотности жидкости и объема тела.
Тема: Закон Архимеда.
- Этап теоретический.
Опыт по обнаружению выталкивающей силы.
Оборудование: сосуд с водой, динамометр, тело.
1. Определите вес данного вам тела в воздухе: Р.
2. Определите вес этого же тела в воде: Р1.
3. Сравните результаты измерений и сделайте вывод: вес тела в воде меньше веса в воздухе?
Р, Н | Р1, Н | Fа, Н |
- Почему вес тела в воде меньше веса тела в воздухе?
Вопросы
1) определить на опыте чему равна сила, с которой тело, погруженное целиком в жидкость выталкивается из нее;
2) какие известные вам из жизни явления указывают на существование выталкивающей силы?;
3) доказать, основываясь на законе Паскаля, существование выталкивающей силы, действующей на тело, погруженное в жидкость;
4) как показать на опыте, что на тело, находящееся в жидкости, действует выталкивающая сила ?;
5) как иначе называют силу, которая выталкивает тела, погруженные в жидкости и газы?
6) по какой формуле рассчитывается архимедова сила?
7) сообщения об Архимеде.
От чего может зависеть архимедова сила?
- Этап экспериментальный.
1 группа: проверить на опыте зависит ли архимедова сила от массы тела?
Оборудование: сосуд с водой, динамометр, два цилиндра одинакового
объема и разной массы.
Масса тела, кг | Вес тела в воздухе Р, Н | Вес тела в жидкости Р1, Н | Архимедова сила FA, Н |
Сделайте вывод о зависимости архимедовой силы от массы тела.
Вывод:
- Этап решения задач.
1. Качественные задачи.
№1. На рисунке изображено одно и то же тело, плавающее в двух разных жидкостях. Плотность какой жидкости больше? Почему?
№2. На рисунке изображены три бруска, плавающие в пресной воде. Определите какой из этих брусков изготовлен из пробки, какой – из льда, какой – из дерева? Ответ обоснуйте.
№3. Что больше весит в воздухе: тонна дерева или тонна железа? Почему?
2. Расчетные задачи.
№4. В воздухе тело весит 35 Н, а в керосине – 30 Н. Чему равна архимедова сила, действующая на это тело в керосине?
№5. Чему равна архимедова сила, действующая в стакане с водой на кусочек железа объемом 2 см3?
№6. Бетонная плита размером 3,5*1,5*0,2 м полностью погружена в воду. Вычислите архимедову силу, действующую на плиту.
Тема: Закон Архимеда.
1. Этап теоретический.
Опыт по обнаружению выталкивающей силы.
Оборудование: сосуд с водой, динамометр, тело.
1. Определите вес данного вам тела в воздухе: Р.
2. Определите вес этого же тела в воде: Р1.
3. Сравните результаты измерений и сделайте вывод: вес тела в воде меньше веса в воздухе?
Р, Н | Р1, Н | Fа, Н |
- Почему вес тела в воде меньше веса тела в воздухе?
Вопросы
1) определить на опыте чему равна сила, с которой тело, погруженное целиком в жидкость выталкивается из нее;
2) какие известные вам из жизни явления указывают на существование выталкивающей силы?;
3) доказать, основываясь на законе Паскаля, существование выталкивающей силы, действующей на тело, погруженное в жидкость;
4) как показать на опыте, что на тело, находящееся в жидкости, действует выталкивающая сила ?;
5) как иначе называют силу, которая выталкивает тела, погруженные в жидкости и газы?
6) по какой формуле рассчитывается архимедова сила?
7) сообщения об Архимеде.
От чего может зависеть архимедова сила?
2. Этап экспериментальный.
2 группа: проверить на опыте зависит ли архимедова сила от плотности жидкости?
Оборудование: динамометр, сосуды с водой, соленой водой и маслом, цилиндр.
Жидкость | Вес тела в воздухе Р, Н | Вес тела в жидкости Р1, Н | Архимедова сила FA, Н FA= Р – Р1 |
Вода |
Вода соленая |
Масло |
Сделайте вывод о зависимости архимедовой силы от плотности жидкости.
3. Этап решения задач.
1. Качественные задачи.
№1. На рисунке изображено одно и то же тело, плавающее в двух разных жидкостях. Плотность какой жидкости больше? Почему?
№2. На рисунке изображены три бруска, плавающие в пресной воде. Определите какой из этих брусков изготовлен из пробки, какой – из льда, какой – из дерева? Ответ обоснуйте.
№3. Что больше весит в воздухе: тонна дерева или тонна железа? Почему?
2. Расчетные задачи.
№4. В воздухе тело весит 35 Н, а в керосине – 30 Н. Чему равна архимедова сила, действующая на это тело в керосине?
№5. Чему равна архимедова сила, действующая в стакане с водой на кусочек железа объемом 2 см3?
№6. Бетонная плита размером 3,5*1,5*0,2 м полностью погружена в воду. Вычислите архимедову силу, действующую на плиту.
Тема: Закон Архимеда.
1. Этап теоретический.
Опыт по обнаружению выталкивающей силы.
Оборудование: сосуд с водой, динамометр, тело.
1. Определите вес данного вам тела в воздухе: Р.
2. Определите вес этого же тела в воде: Р1.
3. Сравните результаты измерений и сделайте вывод: вес тела в воде меньше веса в воздухе?
Р, Н | Р1, Н | Fа, Н |
- Почему вес тела в воде меньше веса тела в воздухе?
Вопросы
1) определить на опыте чему равна сила, с которой тело, погруженное целиком в жидкость выталкивается из нее;
2) какие известные вам из жизни явления указывают на существование выталкивающей силы?;
3) доказать, основываясь на законе Паскаля, существование выталкивающей силы, действующей на тело, погруженное в жидкость;
4) как показать на опыте, что на тело, находящееся в жидкости, действует выталкивающая сила ?;
5) как иначе называют силу, которая выталкивает тела, погруженные в жидкости и газы?
6) по какой формуле рассчитывается архимедова сила?
7) сообщения об Архимеде.
От чего может зависеть архимедова сила?
2. Этап экспериментальный.
3 группа: проверить на опыте зависит ли архимедова сила от формы тела?
Оборудование: сосуд с водой, три куска пластилина одинакового объема, но разной формы шара, куба, цилиндра, динамометр.
Тело | Вес тела в воздухе Р, Н | Вес тела в жидкости Р1, Н | Архимедова сила FA, Н FA= Р – Р1 |
1. |
2. |
3. |
Сделайте вывод о зависимости архимедовой силы от формы тела.
3. Этап решения задач.
1. Качественные задачи.
№1. На рисунке изображено одно и то же тело, плавающее в двух разных жидкостях. Плотность какой жидкости больше? Почему?
№2. На рисунке изображены три бруска, плавающие в пресной воде. Определите какой из этих брусков изготовлен из пробки, какой – из льда, какой – из дерева? Ответ обоснуйте.
№3. Что больше весит в воздухе: тонна дерева или тонна железа? Почему?
2. Расчетные задачи.
№4. В воздухе тело весит 35 Н, а в керосине – 30 Н. Чему равна архимедова сила, действующая на это тело в керосине?
№5. Чему равна архимедова сила, действующая в стакане с водой на кусочек железа объемом 2 см3?
№6. Бетонная плита размером 3,5*1,5*0,2 м полностью погружена в воду. Вычислите архимедову силу, действующую на плиту.
Тема: Закон Архимеда.
1. Этап теоретический.
Опыт по обнаружению выталкивающей силы.
Оборудование: сосуд с водой, динамометр, тело.
1. Определите вес данного вам тела в воздухе: Р.
2. Определите вес этого же тела в воде: Р1.
3. Сравните результаты измерений и сделайте вывод: вес тела в воде меньше веса в воздухе?
Р, Н | Р1, Н | Fа, Н |
- Почему вес тела в воде меньше веса тела в воздухе?
Вопросы
1) определить на опыте чему равна сила, с которой тело, погруженное целиком в жидкость выталкивается из нее;
2) какие известные вам из жизни явления указывают на существование выталкивающей силы?;
3) доказать, основываясь на законе Паскаля, существование выталкивающей силы, действующей на тело, погруженное в жидкость;
4) как показать на опыте, что на тело, находящееся в жидкости, действует выталкивающая сила ?;
5) как иначе называют силу, которая выталкивает тела, погруженные в жидкости и газы?
6) по какой формуле рассчитывается архимедова сила?
7) сообщения об Архимеде.
От чего может зависеть архимедова сила?
2. Этап экспериментальный.
4 группа: проверить на опыте зависит ли архимедова сила от глубины погружения тела?
Оборудование: мензурка с водой, цилиндр, динамометр.
Высота | Вес тела в воздухе Р, Н | Вес тела в жидкости Р1, Н | Архимедова сила FA, Н FA= Р – Р1 |
h1 |
h2 |
Сделайте вывод о зависимости архимедовой силы от глубины погружения тела.
3. Этап решения задач.
1. Качественные задачи.
№1. На рисунке изображено одно и то же тело, плавающее в двух разных жидкостях. Плотность какой жидкости больше? Почему?
№2. На рисунке изображены три бруска, плавающие в пресной воде. Определите какой из этих брусков изготовлен из пробки, какой – из льда, какой – из дерева? Ответ обоснуйте.
№3. Что больше весит в воздухе: тонна дерева или тонна железа? Почему?
2. Расчетные задачи.
№4. В воздухе тело весит 35 Н, а в керосине – 30 Н. Чему равна архимедова сила, действующая на это тело в керосине?
№5. Чему равна архимедова сила, действующая в стакане с водой на кусочек железа объемом 2 см3?
№6. Бетонная плита размером 3,5*1,5*0,2 м полностью погружена в воду. Вычислите архимедову силу, действующую на плиту.
Тема: Закон Архимеда.
1. Этап теоретический.
Опыт по обнаружению выталкивающей силы.
Оборудование: сосуд с водой, динамометр, тело.
1. Определите вес данного вам тела в воздухе: Р.
2. Определите вес этого же тела в воде: Р1.
3. Сравните результаты измерений и сделайте вывод: вес тела в воде меньше веса в воздухе?
Р, Н | Р1, Н | Fа, Н |
- Почему вес тела в воде меньше веса тела в воздухе?
Вопросы
1) определить на опыте чему равна сила, с которой тело, погруженное целиком в жидкость выталкивается из нее;
2) какие известные вам из жизни явления указывают на существование выталкивающей силы?;
3) доказать, основываясь на законе Паскаля, существование выталкивающей силы, действующей на тело, погруженное в жидкость;
4) как показать на опыте, что на тело, находящееся в жидкости, действует выталкивающая сила ?;
5) как иначе называют силу, которая выталкивает тела, погруженные в жидкости и газы?
6) по какой формуле рассчитывается архимедова сила?
7) сообщения об Архимеде.
От чего может зависеть архимедова сила?
2. Этап экспериментальный.
5 группа: проверить на опыте зависит ли архимедова сила от объема тела?
Оборудование: сосуд с водой, тела разного объема, динамометр.
Тело | Вес тела в воздухе Р, Н | Вес тела в жидкости Р1, Н | Архимедова сила FA, Н FA= Р – Р1 |
|
|
Сделайте вывод о зависимости архимедовой силы от объема тела.
3. Этап решения задач.
1. Качественные задачи.
№1. На рисунке изображено одно и то же тело, плавающее в двух разных жидкостях. Плотность какой жидкости больше? Почему?
№2. На рисунке изображены три бруска, плавающие в пресной воде. Определите какой из этих брусков изготовлен из пробки, какой – из льда, какой – из дерева? Ответ обоснуйте.
№3. Что больше весит в воздухе: тонна дерева или тонна железа? Почему?
2. Расчетные задачи.
№4. В воздухе тело весит 35 Н, а в керосине – 30 Н. Чему равна архимедова сила, действующая на это тело в керосине?
№5. Чему равна архимедова сила, действующая в стакане с водой на кусочек железа объемом 2 см3?
№6. Бетонная плита размером 3,5*1,5*0,2 м полностью погружена в воду. Вычислите архимедову силу, действующую на плиту.
Тема: Закон Архимеда.
1. Этап теоретический.
Опыт по обнаружению выталкивающей силы.
Оборудование: сосуд с водой, динамометр, тело.
1. Определите вес данного вам тела в воздухе: Р.
2. Определите вес этого же тела в воде: Р1.
3. Сравните результаты измерений и сделайте вывод: вес тела в воде меньше веса в воздухе?
Р, Н | Р1, Н | Fа, Н |
- Почему вес тела в воде меньше веса тела в воздухе?
Вопросы
1) определить на опыте чему равна сила, с которой тело, погруженное целиком в жидкость выталкивается из нее;
2) какие известные вам из жизни явления указывают на существование выталкивающей силы?;
3) доказать, основываясь на законе Паскаля, существование выталкивающей силы, действующей на тело, погруженное в жидкость;
4) как показать на опыте, что на тело, находящееся в жидкости, действует выталкивающая сила ?;
5) как иначе называют силу, которая выталкивает тела, погруженные в жидкости и газы?
6) по какой формуле рассчитывается архимедова сила?
7) сообщения об Архимеде.
От чего может зависеть архимедова сила?
2. Этап экспериментальный.
6 группа: проверить на опыте зависит ли архимедова сила от плотности тела?
Оборудование: сосуд с водой, 2 тела одинакового объема, разной плотности, динамометр.
Тело | Плотность тела | Вес тела в воздухе Р, Н | Вес тела в жидкости Р1, Н | Архимедова сила FA, Н |
1. |
2. |
Сделайте вывод о зависимости архимедовой силы от плотности тела.
3. Этап решения задач.
1. Качественные задачи.
№1. На рисунке изображено одно и то же тело, плавающее в двух разных жидкостях. Плотность какой жидкости больше? Почему?
№2. На рисунке изображены три бруска, плавающие в пресной воде. Определите какой из этих брусков изготовлен из пробки, какой – из льда, какой – из дерева? Ответ обоснуйте.
№3. Что больше весит в воздухе: тонна дерева или тонна железа? Почему?
2. Расчетные задачи.
№4. В воздухе тело весит 35 Н, а в керосине – 30 Н. Чему равна архимедова сила, действующая на это тело в керосине?
№5. Чему равна архимедова сила, действующая в стакане с водой на кусочек железа объемом 2 см3?
№6. Бетонная плита размером 3,5*1,5*0,2 м полностью погружена в воду. Вычислите архимедову силу, действующую на плиту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока"Закон Архимеда"
Представлена презентация урока изучения нового материала по теме "Закон Архимеда" (7 класс) с использованием элементов проектно-исследовательской технологии, задания для групповых исследований на урок...
Открытый урок физики в 7классе "Действие жидкости и газа на погружённое в них тело. Закон Архимеда."
Урок рассматривает теоретическое обоснование возникновения выталкивающей силы и различные способы её олределения. Убеждает в равносильности всех способов на примере одного и того же тела. Исследует не...
Подготовка к ГИА. Закон Архимеда. Гидростатическое давление.
Презентация содержит качественные задачи с решениями на применение понятия гидростатического давления, закон Архимеда....
Закон Архимеда
Данная презентация очень важна для учащихся, т.к. она изучается только в 7 классе. Рекомендуется для просмотра в 7 классе и 11 классе при подготовке к ЕГЭ....
Об открытии закона Архимеда.
Презентация - шутка об открытии закона Архимеда....
Урок применения ЭОР "Решение задач на применение закона Архимеда"
Решение задач «Закон Архимеда» Цели урока: Формирование умений вычислять силу Архимеда; показать значение познания мира через мышление; Проверка знаний учащихся по теме «Архимедова си...
Презентация к открытому уроку по физике по теме: «Давление твердых тел , жидкостей , газов, закон Архимеда».
Презентация содержит в себе задания, позволяющие вспомнить основные понятия: массы, веса, давления, атмосферного давления , физические явления :инерции диффузии, условий плавания тел . Цель мате...