Закон Архимеда.
методическая разработка по физике (7 класс)

Швайкина Наталья Викторовна

Разработка урока по физике в 7 классе по теме: "Закон Архимеда". экспериментальные задания лежат в основе урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zakon_arhimeda7klass.doc191 КБ

Предварительный просмотр:

Урок физики 7 класс

Тема: Закон Архимеда.

Цели:

  1. продолжить изучение  закона Архимеда, обнаружить на опыте  зависимость архимедовой силы от объема тела и плотности жидкости;
  2. продолжить обучение ставить опыты, анализировать и делать выводы;
  3.  развитие кругозора, привитие интереса к предмету.

Оборудование: динамометры, стаканы с водой и жидкостью другой плотности, тела различной формы, массы и объема, таблицы.

Форма работы: групповая

На доске: эпиграфы 1. « Мы обязаны Архимеду фундаментом учения о равновесии жидкостей»       Ж. Лагранж

2. «Без сомнения все наше знание начинается с опыта»     Кант Иммануил

                                 Архимед (около 287 – 212 до н.э.)

Ход урока

1. Вступление: объявление цели урока, этапов урока: теоретический, экспериментальный, решения задач.

  1. Этап теоретический.

Опыт по обнаружению выталкивающей силы.

1. Определите вес данного вам тела в воздухе: Р.

2. Определите вес этого же тела в воде:  Р1.

3. Сравните результаты измерений и сделайте вывод: вес тела в воде меньше веса в воздухе?

- Почему вес тела в воде меньше веса тела в воздухе?

Существует сила, действующая на тело в воде и направленная вертикально вверх и стремящаяся вытолкнуть тело из жидкости.

Вопросы

1) определить на опыте чему равна сила, с которой тело, погруженное целиком в жидкость выталкивается из нее;

2) какие известные вам из жизни явления указывают на существование     выталкивающей силы?;

3) доказать, основываясь на законе Паскаля, существование выталкивающей силы,    действующей на  тело, погруженное в жидкость;

4) как показать на опыте, что на тело, находящееся в жидкости, действует выталкивающая сила ?;

5) как иначе называют силу, которая выталкивает тела, погруженные в жидкости и газы?

6) по какой формуле рассчитывается архимедова сила?

7) сообщения об Архимеде.

Архимед родился в греческой колонии на острове Сицилия 287г. до н. э. Он был блестящим математиком, получившим образование в Музеуме - знаменитой школе Александрии(Египет). В 212г. до н.э. при захвате Сиракуз римлянами Архимед был убит в возрасте 75 лет. Наибольшую известность принес Архимеду открытый им закон, согласно которому на тело в жидкости воздействует выталкивающаяся сила, равная массе вытесняемой воды. Говорят, что однажды, садясь в ванну и увидев, что его тело вытеснило определенный объем воды, Архимед воскликнул:"Эврика!"(по гречески  -  "нашел").

 От чего может зависеть архимедова сила?

  1.  Этап экспериментальный.

1 группа: проверить на опыте зависит ли архимедова сила от массы тела?

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, два цилиндра одинакового

объема и разной массы.

Масса тела, кг

Вес тела

 в воздухе  Р, Н

Вес тела

в жидкости  Р1, Н

Архимедова сила

FA, Н



Сделайте вывод о зависимости архимедовой силы от массы тела.

2 группа: проверить на опыте зависит ли архимедова сила от плотности жидкости?

Оборудование: динамометр, сосуды с водой, соленой водой и маслом, цилиндр.

Жидкость

Вес тела

 в воздухе  Р, Н

Вес тела

в жидкости  Р1, Н

Архимедова сила

FA, Н

FA= Р – Р1

Вода


Вода соленая


Масло

Сделайте вывод о зависимости архимедовой силы от плотности жидкости.

3 группа: проверить на опыте зависит ли архимедова сила от формы тела?

Оборудование: сосуд с водой, три куска пластилина одинакового объема, но разной формы шара, куба, цилиндра, динамометр.

 

Тело

Вес тела

 в воздухе  Р, Н

Вес тела

в жидкости  Р1, Н

Архимедова сила

FA, Н

FA= Р – Р1




Сделайте вывод о зависимости архимедовой силы от формы тела.

4 группа: проверить на опыте зависит ли архимедова сила от глубины погружения тела?

Оборудование: мензурка с водой, цилиндр, динамометр.

Высота

Вес тела

 в воздухе  Р, Н

Вес тела

в жидкости  Р1, Н

Архимедова сила

FA, Н

FA= Р – Р1

h1


h2


Сделайте вывод о зависимости архимедовой силы от глубины погружения тела.

5 группа:  проверить на опыте зависит ли архимедова сила от объема тела?

Оборудование: сосуд с водой, тела разного объема, динамометр.

Тело

Вес тела

 в воздухе  Р, Н

Вес тела

в жидкости  Р1, Н

Архимедова сила

FA, Н

FA= Р – Р1

  1. Большего объема


  1. Меньшего объема


Сделайте вывод о зависимости архимедовой силы от объема тела.

6 группа: проверить на опыте зависит ли архимедова сила от плотности тела?

Оборудование: сосуд с водой, 2 тела одинакового объема, разной плотности, динамометр.

Тело

Плотность тела

Вес тела

 в воздухе  Р, Н

Вес тела

в жидкости  Р1, Н

Архимедова сила

FA, Н

1.


2.


Сделайте вывод о зависимости архимедовой силы от плотности тела.

Архимедова сила

Не зависит от:

Зависит от:

1. массы тела

1. плотности жидкости

2. формы тела

2. объема тела

3. глубины погружения тела

4. плотности тела

Вывод: архимедова сила зависит от плотности жидкости и объема тела.

  1. Этап решения задач.
  1. качественные задачи на карточках.

№1.  На рисунке изображено одно и то же тело, плавающее в двух разных жидкостях. Плотность какой жидкости больше? Почему?

№2.  На рисунке изображены три бруска, плавающие в пресной воде. Определите какой из этих брусков изготовлен из пробки, какой – из льда, какой – из дерева? Ответ обоснуйте.

№3. Что больше весит в воздухе: тонна дерева или тонна железа? Почему?

  1. расчетная задача.

№4. В воздухе тело весит 35 Н, а в керосине – 30 Н. Чему равна архимедова сила, действующая на это тело в керосине?

№5. Чему равна архимедова сила, действующая в стакане с водой на кусочек железа объемом 2 см3?

№6. Бетонная плита размером 3,5*1,5*0,2 м полностью погружена в воду. Вычислите архимедову силу, действующую на плиту.

3. Вывод: сегодня на уроке вы еще раз убедились, что Архимед был прав: на все тела, погруженные в жидкость (или газ) действует сила, направленная вверх, равная весу жидкости в объеме погруженного тела и зависит только от плотности жидкости и объема тела.

Тема: Закон Архимеда.

  1. Этап теоретический.

Опыт по обнаружению выталкивающей силы.

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, тело.

1. Определите вес данного вам тела в воздухе: Р.

2. Определите вес этого же тела в воде:  Р1.

3. Сравните результаты измерений и сделайте вывод: вес тела в воде меньше веса в воздухе?

Р, Н

Р1, Н

Fа, Н

- Почему вес тела в воде меньше веса тела в воздухе?

Вопросы

1) определить на опыте чему равна сила, с которой тело, погруженное целиком в жидкость выталкивается из нее;

2) какие известные вам из жизни явления указывают на существование     выталкивающей силы?;

3) доказать, основываясь на законе Паскаля, существование выталкивающей силы,    действующей на  тело, погруженное в жидкость;

4) как показать на опыте, что на тело, находящееся в жидкости, действует выталкивающая сила ?;

5) как иначе называют силу, которая выталкивает тела, погруженные в жидкости и газы?

6) по какой формуле рассчитывается архимедова сила?

7) сообщения об Архимеде.

 От чего может зависеть архимедова сила?

  1.  Этап экспериментальный.

1 группа: проверить на опыте зависит ли архимедова сила от массы тела?

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, два цилиндра одинакового

объема и разной массы.

Масса тела, кг

Вес тела

 в воздухе  Р, Н

Вес тела

в жидкости  Р1, Н

Архимедова сила

FA, Н



Сделайте вывод о зависимости архимедовой силы от массы тела.

Вывод:

  1. Этап решения задач.

1. Качественные задачи.

№1.  На рисунке изображено одно и то же тело, плавающее в двух разных жидкостях. Плотность какой жидкости больше? Почему?

№2.  На рисунке изображены три бруска, плавающие в пресной воде. Определите какой из этих брусков изготовлен из пробки, какой – из льда, какой – из дерева? Ответ обоснуйте.

№3. Что больше весит в воздухе: тонна дерева или тонна железа? Почему?

2. Расчетные задачи.

№4. В воздухе тело весит 35 Н, а в керосине – 30 Н. Чему равна архимедова сила, действующая на это тело в керосине?

№5. Чему равна архимедова сила, действующая в стакане с водой на кусочек железа объемом 2 см3?

№6. Бетонная плита размером 3,5*1,5*0,2 м полностью погружена в воду. Вычислите архимедову силу, действующую на плиту.

Тема: Закон Архимеда.

1. Этап теоретический.

Опыт по обнаружению выталкивающей силы.

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, тело.

1. Определите вес данного вам тела в воздухе: Р.

2. Определите вес этого же тела в воде:  Р1.

3. Сравните результаты измерений и сделайте вывод: вес тела в воде меньше веса в воздухе?

Р, Н

Р1, Н

Fа, Н

- Почему вес тела в воде меньше веса тела в воздухе?

Вопросы

1) определить на опыте чему равна сила, с которой тело, погруженное целиком в жидкость выталкивается из нее;

2) какие известные вам из жизни явления указывают на существование     выталкивающей силы?;

3) доказать, основываясь на законе Паскаля, существование выталкивающей силы,    действующей на  тело, погруженное в жидкость;

4) как показать на опыте, что на тело, находящееся в жидкости, действует выталкивающая сила ?;

5) как иначе называют силу, которая выталкивает тела, погруженные в жидкости и газы?

6) по какой формуле рассчитывается архимедова сила?

7) сообщения об Архимеде.

 От чего может зависеть архимедова сила?

2.  Этап экспериментальный.

2 группа: проверить на опыте зависит ли архимедова сила от плотности жидкости?

Оборудование: динамометр, сосуды с водой, соленой водой и маслом, цилиндр.

Жидкость

Вес тела

 в воздухе  Р, Н

Вес тела

в жидкости  Р1, Н

Архимедова сила

FA, Н

FA= Р – Р1

Вода


Вода соленая


Масло

Сделайте вывод о зависимости архимедовой силы от плотности жидкости.

3.  Этап решения задач.

1. Качественные задачи.

№1.  На рисунке изображено одно и то же тело, плавающее в двух разных жидкостях. Плотность какой жидкости больше? Почему?

№2.  На рисунке изображены три бруска, плавающие в пресной воде. Определите какой из этих брусков изготовлен из пробки, какой – из льда, какой – из дерева? Ответ обоснуйте.

№3. Что больше весит в воздухе: тонна дерева или тонна железа? Почему?

2. Расчетные задачи.

№4. В воздухе тело весит 35 Н, а в керосине – 30 Н. Чему равна архимедова сила, действующая на это тело в керосине?

№5. Чему равна архимедова сила, действующая в стакане с водой на кусочек железа объемом 2 см3?

№6. Бетонная плита размером 3,5*1,5*0,2 м полностью погружена в воду. Вычислите архимедову силу, действующую на плиту.

Тема: Закон Архимеда.

1. Этап теоретический.

Опыт по обнаружению выталкивающей силы.

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, тело.

1. Определите вес данного вам тела в воздухе: Р.

2. Определите вес этого же тела в воде:  Р1.

3. Сравните результаты измерений и сделайте вывод: вес тела в воде меньше веса в воздухе?

Р, Н

Р1, Н

Fа, Н

- Почему вес тела в воде меньше веса тела в воздухе?

Вопросы

1) определить на опыте чему равна сила, с которой тело, погруженное целиком в жидкость выталкивается из нее;

2) какие известные вам из жизни явления указывают на существование     выталкивающей силы?;

3) доказать, основываясь на законе Паскаля, существование выталкивающей силы,    действующей на  тело, погруженное в жидкость;

4) как показать на опыте, что на тело, находящееся в жидкости, действует выталкивающая сила ?;

5) как иначе называют силу, которая выталкивает тела, погруженные в жидкости и газы?

6) по какой формуле рассчитывается архимедова сила?

7) сообщения об Архимеде.

 От чего может зависеть архимедова сила?

2.  Этап экспериментальный.

3 группа: проверить на опыте зависит ли архимедова сила от формы тела?

Оборудование: сосуд с водой, три куска пластилина одинакового объема, но разной формы шара, куба, цилиндра, динамометр.

 

Тело

Вес тела

 в воздухе  Р, Н

Вес тела

в жидкости  Р1, Н

Архимедова сила

FA, Н

FA= Р – Р1

1.


2.


3.


Сделайте вывод о зависимости архимедовой силы от формы тела.

3.  Этап решения задач.

1. Качественные задачи.

№1.  На рисунке изображено одно и то же тело, плавающее в двух разных жидкостях. Плотность какой жидкости больше? Почему?

№2.  На рисунке изображены три бруска, плавающие в пресной воде. Определите какой из этих брусков изготовлен из пробки, какой – из льда, какой – из дерева? Ответ обоснуйте.

№3. Что больше весит в воздухе: тонна дерева или тонна железа? Почему?

2. Расчетные задачи.

№4. В воздухе тело весит 35 Н, а в керосине – 30 Н. Чему равна архимедова сила, действующая на это тело в керосине?

№5. Чему равна архимедова сила, действующая в стакане с водой на кусочек железа объемом 2 см3?

№6. Бетонная плита размером 3,5*1,5*0,2 м полностью погружена в воду. Вычислите архимедову силу, действующую на плиту.

Тема: Закон Архимеда.

1. Этап теоретический.

Опыт по обнаружению выталкивающей силы.

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, тело.

1. Определите вес данного вам тела в воздухе: Р.

2. Определите вес этого же тела в воде:  Р1.

3. Сравните результаты измерений и сделайте вывод: вес тела в воде меньше веса в воздухе?

Р, Н

Р1, Н

Fа, Н

- Почему вес тела в воде меньше веса тела в воздухе?

Вопросы

1) определить на опыте чему равна сила, с которой тело, погруженное целиком в жидкость выталкивается из нее;

2) какие известные вам из жизни явления указывают на существование     выталкивающей силы?;

3) доказать, основываясь на законе Паскаля, существование выталкивающей силы,    действующей на  тело, погруженное в жидкость;

4) как показать на опыте, что на тело, находящееся в жидкости, действует выталкивающая сила ?;

5) как иначе называют силу, которая выталкивает тела, погруженные в жидкости и газы?

6) по какой формуле рассчитывается архимедова сила?

7) сообщения об Архимеде.

 От чего может зависеть архимедова сила?

2.  Этап экспериментальный.

4 группа: проверить на опыте зависит ли архимедова сила от глубины погружения тела?

Оборудование: мензурка с водой, цилиндр, динамометр.

Высота

Вес тела

 в воздухе  Р, Н

Вес тела

в жидкости  Р1, Н

Архимедова сила

FA, Н

FA= Р – Р1

h1


h2


Сделайте вывод о зависимости архимедовой силы от глубины погружения тела.

3.  Этап решения задач.

1. Качественные задачи.

№1.  На рисунке изображено одно и то же тело, плавающее в двух разных жидкостях. Плотность какой жидкости больше? Почему?

№2.  На рисунке изображены три бруска, плавающие в пресной воде. Определите какой из этих брусков изготовлен из пробки, какой – из льда, какой – из дерева? Ответ обоснуйте.

№3. Что больше весит в воздухе: тонна дерева или тонна железа? Почему?

2. Расчетные задачи.

№4. В воздухе тело весит 35 Н, а в керосине – 30 Н. Чему равна архимедова сила, действующая на это тело в керосине?

№5. Чему равна архимедова сила, действующая в стакане с водой на кусочек железа объемом 2 см3?

№6. Бетонная плита размером 3,5*1,5*0,2 м полностью погружена в воду. Вычислите архимедову силу, действующую на плиту.

Тема: Закон Архимеда.

1. Этап теоретический.

Опыт по обнаружению выталкивающей силы.

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, тело.

1. Определите вес данного вам тела в воздухе: Р.

2. Определите вес этого же тела в воде:  Р1.

3. Сравните результаты измерений и сделайте вывод: вес тела в воде меньше веса в воздухе?

Р, Н

Р1, Н

Fа, Н

- Почему вес тела в воде меньше веса тела в воздухе?

Вопросы

1) определить на опыте чему равна сила, с которой тело, погруженное целиком в жидкость выталкивается из нее;

2) какие известные вам из жизни явления указывают на существование     выталкивающей силы?;

3) доказать, основываясь на законе Паскаля, существование выталкивающей силы,    действующей на  тело, погруженное в жидкость;

4) как показать на опыте, что на тело, находящееся в жидкости, действует выталкивающая сила ?;

5) как иначе называют силу, которая выталкивает тела, погруженные в жидкости и газы?

6) по какой формуле рассчитывается архимедова сила?

7) сообщения об Архимеде.

 От чего может зависеть архимедова сила?

2.  Этап экспериментальный.

5 группа:  проверить на опыте зависит ли архимедова сила от объема тела?

Оборудование: сосуд с водой, тела разного объема, динамометр.

Тело

Вес тела

 в воздухе  Р, Н

Вес тела

в жидкости  Р1, Н

Архимедова сила

FA, Н

FA= Р – Р1

  1. Большего объема


  1. Меньшего объема


Сделайте вывод о зависимости архимедовой силы от объема тела.

3.  Этап решения задач.

1. Качественные задачи.

№1.  На рисунке изображено одно и то же тело, плавающее в двух разных жидкостях. Плотность какой жидкости больше? Почему?

№2.  На рисунке изображены три бруска, плавающие в пресной воде. Определите какой из этих брусков изготовлен из пробки, какой – из льда, какой – из дерева? Ответ обоснуйте.

№3. Что больше весит в воздухе: тонна дерева или тонна железа? Почему?

2. Расчетные задачи.

№4. В воздухе тело весит 35 Н, а в керосине – 30 Н. Чему равна архимедова сила, действующая на это тело в керосине?

№5. Чему равна архимедова сила, действующая в стакане с водой на кусочек железа объемом 2 см3?

№6. Бетонная плита размером 3,5*1,5*0,2 м полностью погружена в воду. Вычислите архимедову силу, действующую на плиту.

Тема: Закон Архимеда.

1. Этап теоретический.

Опыт по обнаружению выталкивающей силы.

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, тело.

1. Определите вес данного вам тела в воздухе: Р.

2. Определите вес этого же тела в воде:  Р1.

3. Сравните результаты измерений и сделайте вывод: вес тела в воде меньше веса в воздухе?

Р, Н

Р1, Н

Fа, Н

- Почему вес тела в воде меньше веса тела в воздухе?

Вопросы

1) определить на опыте чему равна сила, с которой тело, погруженное целиком в жидкость выталкивается из нее;

2) какие известные вам из жизни явления указывают на существование     выталкивающей силы?;

3) доказать, основываясь на законе Паскаля, существование выталкивающей силы,    действующей на  тело, погруженное в жидкость;

4) как показать на опыте, что на тело, находящееся в жидкости, действует выталкивающая сила ?;

5) как иначе называют силу, которая выталкивает тела, погруженные в жидкости и газы?

6) по какой формуле рассчитывается архимедова сила?

7) сообщения об Архимеде.

 От чего может зависеть архимедова сила?

2.  Этап экспериментальный.

6 группа: проверить на опыте зависит ли архимедова сила от плотности тела?

Оборудование: сосуд с водой, 2 тела одинакового объема, разной плотности, динамометр.

Тело

Плотность тела

Вес тела

 в воздухе  Р, Н

Вес тела

в жидкости  Р1, Н

Архимедова сила

FA, Н

1.


2.


Сделайте вывод о зависимости архимедовой силы от плотности тела.

3.  Этап решения задач.

1. Качественные задачи.

№1.  На рисунке изображено одно и то же тело, плавающее в двух разных жидкостях. Плотность какой жидкости больше? Почему?

№2.  На рисунке изображены три бруска, плавающие в пресной воде. Определите какой из этих брусков изготовлен из пробки, какой – из льда, какой – из дерева? Ответ обоснуйте.

№3. Что больше весит в воздухе: тонна дерева или тонна железа? Почему?

2. Расчетные задачи.

№4. В воздухе тело весит 35 Н, а в керосине – 30 Н. Чему равна архимедова сила, действующая на это тело в керосине?

№5. Чему равна архимедова сила, действующая в стакане с водой на кусочек железа объемом 2 см3?

№6. Бетонная плита размером 3,5*1,5*0,2 м полностью погружена в воду. Вычислите архимедову силу, действующую на плиту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока"Закон Архимеда"

Представлена презентация урока изучения нового материала по теме "Закон Архимеда" (7 класс) с использованием элементов проектно-исследовательской технологии, задания для групповых исследований на урок...

Открытый урок физики в 7классе "Действие жидкости и газа на погружённое в них тело. Закон Архимеда."

Урок рассматривает теоретическое обоснование возникновения выталкивающей силы и различные способы её олределения. Убеждает в равносильности всех способов на примере одного и того же тела. Исследует не...

Подготовка к ГИА. Закон Архимеда. Гидростатическое давление.

Презентация содержит качественные задачи с решениями  на применение понятия  гидростатического  давления, закон  Архимеда....

Закон Архимеда

Данная презентация очень важна для учащихся, т.к. она изучается только в 7 классе. Рекомендуется для просмотра в 7 классе и 11 классе при подготовке к ЕГЭ....

Об открытии закона Архимеда.

Презентация - шутка об открытии закона Архимеда....

Урок применения ЭОР "Решение задач на применение закона Архимеда"

Решение задач «Закон Архимеда» Цели  урока: Формирование умений вычислять силу Архимеда; показать значение познания мира через мышление; Проверка знаний учащихся по теме «Архимедова си...

Презентация к открытому уроку по физике по теме: «Давление твердых тел , жидкостей , газов, закон Архимеда».

Презентация содержит в себе задания, позволяющие вспомнить основные понятия: массы, веса, давления, атмосферного давления  , физические явления :инерции диффузии, условий плавания тел . Цель мате...