Урок колдовства
методическая разработка по физике (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Е.В.ГУДЕНКО,
ГОУ СОШ № 814, г. Москва
Взаимодействие заряженных тел
Урок «колдовства» (фонтальная лабораторная работа). 8-й класс
Хогвардс, Хогвардс, наш любимый Хогвардс,
Научи нас хоть чему-нибудь –
Молодых и старых, лысых и косматых,
Возраст ведь не важен, а важна лишь суть.
При изучении темы «Электрические явления» мы должны на одном из уроков рассмотреть два вида электрических зарядов, взаимодействие заряженных тел (в планировании написано чётко и конкретно: «Демонстрация. Электризация стержней из эбонита и плексигласа трением; обнаружение заряда на них по притяжению кусочков бумаги, струйки воды, линейки. Взаимодействие листочков двух бумажных султанов, заряженных сначала разноимённо, а затем одноимённо»). Думаю, что все учителя наизусть знают этот урок. Но я обратила внимание на то, что почти все учащиеся моих классов зачитываются историей про Гарри Поттера. Прочитала эти книги и я. Оказывается, все мы немного волшебники и тоже можем колдовать.
В наших головах сейчас гуляет ветер,
В них пусто и уныло, и кучи дохлых мух,
Но для знаний место в них всегда найдётся,
Так что научи нас хоть чему-нибудь.
Это школьный гимн Хогвардса. Пора приступать к занятиям.
Оборудование: пёрышки, листочки бумаги, конфетти, воздушный шарик, шёлковые нитки, папиросная бумага, алюминиевая фольга, пластмассовые, эбонитовые, стеклянные палочки, султаны-шарики, электрометры или самодельные электроскопы.
Ход урока
Учитель (появляется в костюме ведьмы – профессора Мак-Гонагалл, – в высокой островерхой чёрной шляпе и очках). Сегодня вместо урока физики будет урок по заклятиям, который проведу я! На первый ряд ставим табличку «Гриффиндор», на второй – «Пуффендуй», на третий – «Слизерин». На каждом рабочем месте лежит индивидуальное задание (фактически – фронтальная лабораторная работа, в которой надо проверить, как электризуются разные предметы из портфеля, с чем взаимодействуют заряженные пластмассовые предметы, выяснить, как работает электрометр или электроскоп, и написать, почему так происходит).
Гермиона закатывает рукава своей мантии, взмахивает палочкой и произносит заклинание: «Вингардиум Левиоса!»
- Задание первое: создать волшебную палочку.
Найдите, из чего можно изготовить волшебную палочку. Проверьте её действие на различные предметы. Натрите пластмассовую ручку (потом карандаш, пластмассовую линейку) шерстью, волосом или бумагой и запишите, как они взаимодействуют с пёрышком, кружочком конфетти.
Заклинание | Ручка | Карандаш | Линейка | Разоблачение |
«Пёрышко, лети» |
|
|
|
|
«Конфетти, лети» |
|
|
|
|
Учитель (профессор Мак-Гонагалл). Проверьте, какие ещё предметы начинают двигаться. Занесите результаты в таблицу. (Дети выполняют задание.) Я не могу, как профессор Флитвик, заставить летать жабу, но я могу заставить самый обычный шарик, надутый обычным воздухом, без клея держаться на стене или потолке: «Шарик, держись!» (Натирает шарик шерстью – и вот он уже держится на потолке, откуда его никто не может достать.)
- Задание второе: сделать новую причёску для Почти-Безголового-Ника.
Учитель (в том же костюме, с шариком из набора по электростатике, на котором нарисованы глаза, нос и рот). Разрешите представить – сэр Николас де Мимси-Дельфингтон, или просто Почти-Безголовый-Ник. Привидение, проживающее в башне Гриффиндора. Возьмём голову Почти-Безголового-Ника. (Наклеивает на шарик много тонких полосок папиросной бумаги – волос – и соединяет шарик с полюсом электрофорной машины или прибора «Разряд». Через некоторое время волосы поднимаются и даже кое-где встают дыбом.) Зарисуем всё, что увидели.
- Задание третье: заколдовать гильзочки.
Учитель. А сейчас вам надо изготовить из тонкой бумаги две гильзочки, привязать их к шёлковым нитям и изучить их свойства, поднося к разным волшебным палочкам. Выполните такой же опыт с гильзочками из алюминиевой фольги. (Каждый ученик делает по две гильзочки из бумаги, подносит поочерёдно каждую к наэлектризованным стеклянной, эбонитовой и пластмассовой палочкам и наблюдает за их поведением. Затем проделывает эти опыты с двумя гильзочками из станиоли. В итоге каждый делает 6 опытов.)
Сотворите капризную гильзочку | Нарисуйте, как взаимодействуют гильзочки, заколдованные разными волшебными палочками | Разоблачение |
«Притянись» |
|
|
«Оттолкнись» |
|
|
У меня есть дрессированная собака. Возьмём лист бумаги, вырежем из него собаку, посадим её, как Золотого петушка, на спицу и поднесём к ней волшебную палочку: «Взять след!» (Собака носом, и хвостом, конечно, тоже, тянется к волшебной палочке. Можно повесить палочку горизонтально за середину и заставить крутиться.)
- Задание четвёртое: сделать «вечный» двигатель.
Учитель. Заставьте двигаться стрелку электрометра и лепестки электроскопа. Подносим волшебную палочку к шарику электрометра – стрелка отклоняется, отодвигаем – она возвращается обратно. Прикасаться палочкой к шарику нельзя! (Затем опыт с электроскопом – лепестки расходятся.)
Учитель. Я Великая колдунья и могу заставить слушаться кого угодно. Берём штатив с Буратино. (Руки и ноги Буратино сделаны из папиросной бумаги и подвижно присоединены к электропроводящему стержню – телу.) Подними руки и ноги! (Прикасается волшебной палочкой – Буратино «слушается».)
Так же, как Зевс, могу я метать молнии (посылает разряд от электрофорной машины или прибора «Разряд» в модель дома и в молниеотвод).
Если что забудем, ты уж нам напомни,
А если не знаем, ты нам объясни.
Сделай всё, что сможешь, наш любимый Хогвардс,
А мы уж постараемся тебя не подвести.
Напишите для учителя физики отчёт длиной 1 м (или хотя бы 20 см) на тему «Что я думаю о колдовстве».
Домашнее задание: § 25, 26. Те, кто хочет стать настоящим волшебником, напишите сочинения длиной 1,5 м на тему «Северное сияние», «Молния» или «Огни святого Эльма».
Подведём итог сегодняшней работе: даже волшебники должны учить заклинания, много тренироваться, чтобы получить умения и навыки колдовства. Спасибо этой замечательной сказке. Мы все сможем стать настоящими волшебниками!
Сдайте работы. (Учитель оценивает их, исходя из точности выполнения указаний, соблюдения техники безопасности и поведения на уроке. Выводит средний балл по «факультету», объявляет и вручает дипломы об электрообразовании.)
Анализ урока
1. Знакомое литературное произведение раскрывается с новой точки зрения.
2. Цель урока: узнать, что такое электрические заряды и как они взаимодействуют, как они действуют на различные предметы.
3. Тип урока: фронтальная лабораторная работа с демонстрационными экспериментами. Исследовательская деятельность.
4. Интересное общение учителя с учеником, исследовательская театрализованная игровая деятельность, создающая доброжелательную атмосферу. В то же время при нарушении кем-либо дисциплины можно давать штрафные очки всему «факультету».
5. Содержание урока полностью соответствует программе.
Литература
Зинковский В.И. и др. Физика. Поурочное планирование с применением аудиовизуальных средств. – М.: Школьная Пресса, 2001.
Открытая физика 2.5. Ч. 2. – Долгопрудный: ООО «Физикон», 2002.
Пёрышкин А.В. Физика-8: 5-е изд. – М.: Дрофа, 2003.
Ролинг Дж.К. Гарри Поттер и философский камень.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Занятие-репетиция "Школа Колдовства"
Разработка занятия-репетициипедагога дополнительного образования Саловой Ирины Вячеславовны,методическое сопровождение Некрасовой Елены НиколаевныНа данном занятии коллектива театральной творчества ...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Литературно-музыкальная гостиная "Я верю в колдовство любви..." (для 10 - 11 классов). Сценарий и презентация
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Я верю в колдовство любви..." составлен на основе биографий поэтов и писателей XIX- XX веков. Старшеклассники исполняют самые популярные стихи и романсы М....