Нужна ли исследовательская деятельность школьникам?
статья (физика) по теме
Развитие исследовательских умений учащихся должно происходить как на уроках, так и на дополнительных занятиях. Формы организации занятий, направленных на приобретение опыта самостоятельного исследования, весьма разнообразны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issled_deyat.rar | 8.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Нужна ли исследовательская работа школьникам?
Современная система образования нацелена не на передачу готовых знаний учителя ученику, а на организацию учебного процесса на деятельностной основе, с использованием методов проблемного обучения, исследовательской и изобретательской работы. Не рассмотрев и не исследовав проблему, невозможно понять её суть. Для формирования творческой личности, активно участвующей в развитии общества, необходимо использование эффективных методов обучения. Развитие исследовательских умений учащихся должно происходить как на уроках, так и на дополнительных занятиях. Формы организации занятий, направленных на приобретение опыта самостоятельного исследования, весьма разнообразны: индивидуальные и групповые учебные исследования, лабораторные практикумы, компьютерные практикумы по моделированию физического эксперимента и т.д.
Важная роль в формировании творческой личности принадлежит школьным научным обществам учащихся.
Цель НОУ:
- развитие творческих способностей учащихся;
- привлечение учащихся к исследовательской деятельности.
Задачи НОУ:
- способствовать развитию реализации творческих способностей учащихся;
- ознакомление с научными методами работы, способами поиска и обработки результатов исследований;
- развивать навыки самостоятельной исследовательской
работы по физике и использовать их на практике;
- готовить учащихся к выбору будущей профессии, помогать
в приобретении дополнительных знаний, умений и навыков в физико-технической области.
Планируемые результаты:
- участие учащихся в различных конкурсах муниципального и регионального уровня;
- презентация исследовательских работ на школьной научно-практической конференции.
Формы проведения занятий могут быть разнообразными:
- беседы;
- практические занятия;
- консультации;
- работа в библиотеке и компьютерном классе;
- экскурсии;
- творческие отчёты и выставки.
Формы защиты, представления исследовательских работ каждый учащийся (или группа) выбирает самостоятельно, это:
- мультимедийная презентация;
- проект;
- доклад, реферат, буклет;
- видеоролик;
- публикация в школьной газете;
- наглядные пособия и модели.
Роль учителя состоит в правильной организации исследовательской деятельности учащихся, в течение года важно чётко выдерживать основные этапы работы:
- Начальный или подготовительный:
- формирование познавательного интереса к исследованию;
- обучение навыкам работы со справочной литературой;
- выявление личностных творческих способностей учащихся;
- расширение кругозора учащихся при поиске и отборе
необходимой информации;
- совершенствование навыков организации труда.
- Исследовательский или основной:
- непосредственно научно-исследовательская деятельность;
- изготовление наглядных пособий;
- выполнение проектов.
- Заключительный:
- обработка и оформление результатов работы;
- участие в научных конференциях и защита проектов;
- публикации результатов исследовательской работы.
На мой взгляд, ответ на вопрос: «Нужна ли исследовательская работа
школьникам?», может быть только положительный. Анализируя работу своих учеников за последние годы, могу отметить разнообразие тем, которые волнуют наше будущее поколение:
- определение скорости звука разными методами;
- влияние влажности воздуха на жизнедеятельность человека;
- роль электроэнергии в современном мире;
- альтернативные источники энергии;
- рациональное использование бытовых отходов в Краснодарском крае;
- физика и медицина;
- тайны энергетики воды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"
В течении 4 лет, с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской деятельности. Вела наблюдение...
От исследовательской деятельности на уроке к индивидуальной исследовательской деятельности ученика
Из опыта работы учителя русского языка и литературы....
Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника Презентация к выступлению "Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника"
Вступление и п резентация к выступлению на семинаре заместителей директоров по учебной работе и руководителей районных методических обединений, 2011 г....
Исследовательская работа "Исследовательская деятельность на уроках физики и химии"
Как средство повышения качества знания у обучающихся по предметам физики и химии...
ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
В работе рассказывается как на уроках математики путем элементов исследовательской культуры повысить интерес к изучению предмета....
Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.
В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...
ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Учебно – исследовательская деятельность и проектная деятельность (биологический эксперимент)» 7 – 11 класс (2 часа в неделю – 72 часа в год), (4 часа в неделю – 144 часа в год)
Содержание программы внеурочной деятельности предусматривает практико-ориентированную деятельность учащихся по изучению биологических объектов и процессов. Это позволит «изнутри» рассмотре...