Физика вокруг нас
методическая разработка по физике (11 класс)
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Михейковская средняя общеобразовательная школа
Физический вечер на тему:
«Физика вокруг нас»
Мероприятие составил и провел:
учитель высшей категории
Лавнюженков Сергей Павлович
Программа вечера:
I. Вступительная часть.
II. Разминка.
III. Конкурс эмблемы, названия, девиза команд.
IV. Физическая пауза (занимательные опыты)
V. Конкурс капитанов (кто быстрее?)
VI. Физические загадки.
VII. Кроссворд.
VIII. Игра со зрителями (физическая пауза)
IX. Кто больше?
X. Ты мне, я тебе(вопросы участников соревнования).
XI. Подведение итогов. Награждение.
XII. Заключение.
Литература:
- Физика 7 - 8 класс.
- Журнал “Физика в школе” №3 1990 г., №1 1991 г.
- Л.А. Горев “Занимательные опыты по физике” 1985 г.
- В.И. Лукашик “Сборник вопросов и задач по физике” 1985 г.
- Ланге “Экспериментальные физические задачи на смекалку” 1985 г.
I. Вступительная часть.
Добрый вечер, дорогие ребята! Мы хотим, чтобы у всех собравшихся на сегодняшний вечер физики было хорошее настроение, чтобы вы узнали что - то новое и не скучали.
В начале послушайте, как умели шутить великие учёные - физики:
- «Ты так устал, на тебе лица нет», - сказала жена известному изобретателю Эдисону. - уходи из дому на сутки, отдохни в своё удовольствие. Эдисон послушался и куда - то исчез. Через день она нашла его ... в лаборатории за очередным опытом. «Так хорошо отдохнул!» - радостно сказал ей муж при встрече.
- Однажды великий физик Резерфорд застал поздно вечером в лаборатории одного из своих учеников. «Работаю!» - с гордостью сказал тот. «А что вы делали днём?» - спросил учёный. «Работал», - последовал ответ. «А рано утром?» «Работал», - вновь услышал он. “Когда же вы обдумываете опыты?” - возмутился Резерфорд.
- Физик Кирхгоф однажды рассказывал о созданном им спектральном анализе. «Спектр Солнца свидетельствует, что там есть золото», - заметил он. «Что за польза от такого открытия! Ведь золото с Солнца не достанешь!» - возразил один слушатель. Вскоре Кирхгофу за его открытие присудили золотую медаль. «Ну, рот я и достал золото с Солнца!» - пошутил он.
- Репортёр спросил А. Эйнштейна, записывает ли он свои великие мысли и, если записывает, то куда - в блокнот, записную книжку или специальную картотеку? Эйнштейн посмотрел на объёмистый блокнот репортёра и сказал: «Милый мой! Настоящие мысли приходят так редко в голову, что их нетрудно и запомнить».
- Одна дама попросила А. Эйнштейна позвонить ей вечером по телефону. «Правда, мой номер так трудно запомнить», - сказала она, - 24361. «О нет!» - возразил физик. – «12 умноженное на два и 19, возведённое в квадрат. Так просто».
Для участия в физическом «бое» приглашаются команды 7 и 8 классов. Поприветствуем их, ребята!
Команда 7 класса: «Архимеды».
Команда 8 класса: «Ньютоны».
Перед большими соревнованиями любой спортсмен проводит разминку. Поэтому и мы с вами начнём с разминки.
II. Разминка.
Участникам команд по очереди предлагаются загадки на физическую тематику. За каждый правильный ответ угадавшему даётся жетон. Одна минута на обдумывание.
7 класс | 8 класс |
Виден край, а не дойдёшь. Что это? (горизонт) | В огне не горит и в воде не тонет? (лёд) |
Может ли горизонт являться телом отсчёта? (нет, т.к. движется вместе с наблюдателем) | Может ли лёд быть нагревателем? Когда? (может, когда температура тела ниже температуры льда) |
Красивое коромысло над лесом повисло? (радуга) | Летит - молчит, лежит - молчит. Когда умрёт, тогда заревёт. Что это такое? (снег) |
Перечислите основные цвета радуги? (к, о, ж, з, г, с, ф) | Почему в сильный мороз снег под ногами скрипит? (ломаются кристаллы снега) |
Не взять меня и не поднять, не распилить пилой. не вырубить и не прогнать, не вымести метлой. Но только мне придёт пора - сама уйду я со двора. (тень) | Без рук, без ног, а в избу лезет. О чём идёт речь? (холод, тепло) |
Как получить от одного предмета тень разной длины? (наклонять предмет под разными углами к источнику света) | Почему при холодной погоде многие животные спят клубком? (уменьшается охлаждение организма) |
III. Конкурс эмблемы, названия, девиза команд.
Команды поочерёдно представляют на суд зрителей свои названия, девизы, эмблемы.
IV. Физическая пауза (занимательные опыты)
Каждой команде необходимо объяснить опыт, который демонстрируют учащиеся.
№ опыта | 7 класс | 8 класс |
1 | Заполнение графина вверх дном. | Два стакана с водой. В одном яйцо плавает, в другом оно тонет |
2 | На гранёный стакан положили фанеру с тяжёлой гирей (10 кг). Ударили по гири молотком. Почему стакан не разбился? | Имеются учебные весы. На них находятся два одинаковых алюминиевых тела. Весы в равновесии. Если одно тело нагревать, то весы выходят из равновесия. Почему? |
3 | Имеется сосуд с водой. Если из него выкачивать с помощью насоса воздух, то создаётся впечатление что вода в нём кипит. Почему? | Опыт с “Артезианским водолазом” |
V. Конкурс капитанов (кто быстрее?)
Каждому капитану даётся одинаковый стакан без воды и соломинка. Задание состоит в том, кто быстрее заполнит стакан водой, взятой из другого сосуда с помощью соломинки. При этом учитывается не только время, но и количество воды в стаканах.
VI. Физические загадки.
Коллективное отгадывание загадок. Предлагаются одновременно двум командам, отвечает та команда, которая первая подняла руку. Неправильный ответ и право ответить представляется другой команде. При условии, если ни одна из команд не знает ответа на загадку, право помочь предлагается зрителям (болельщикам команд). Если болельщик отвечает правильно, то очко присуждается его команде.
1. Две сестры качались, правды добивались. А когда добились, то остановились. (весы) | 2. С ластами, а не тюлень Плавает, а не рыба не скрывается, а в маске. (водолаз) |
3. Отгадай-ка что за строчки? Буквы в них - тире и точки. (азбука Морзе) | 4. Что за птица алый хвост, Полетела в стаю звёзд? (ракета) |
5. Возле уха - завитуха, а в серёдке - разговор. (радионаушники) | 6. Она с винтом пустилась в пляс, А он, кружась в доске увяз. (отвёртка) |
7. С края на край режет черный каравай. Кончит, повернётся, за то же возьмётся. (плуг) | 8. Всем поведает хоть и без языка. Когда будет ясно, а когда - облака. (барометр) |
9. В нашей комнате одно есть волшебное окно.
В нём летают чудо птицы, бродят волки и лисицы.
Знойным летом снег идёт, а зимою - сад цветёт.
В том окне чудес полно, что же это за окно?
(телевизор)
VII. Кроссворд.
Каждой команде даётся кроссворд. За 5 минут необходимо его разгадать. Выигрывает та команда, которая угадает все слова или же большее количество слов. За каждое правильно угаданное слово даётся очко.
7 класс.
по горизонтали.
| по вертикали
|
Ответы.
по горизонтали.
| по вертикали
|
1 | 3 | |||||||||||||
1 | 2 | |||||||||||||
2 | 4 | |||||||||||||
3 | 5 | |||||||||||||
4 | ||||||||||||||
5 |
8 класс.
по горизонтали.
| по вертикали
|
Ответы.
по горизонтали.
| по вертикали
|
2 | 3 | 4 | 6 | |||||||||
1 | ||||||||||||
3 | ||||||||||||
5 | ||||||||||||
2 | ||||||||||||
1 |
VIII. Игра со зрителями (физическая пауза)
Пока команды разгадывают кроссворд, игра со зрителями. Зрителям предлагается побыть в роли экспериментатора, т.е. проделать ряд опытов.
Опыт № 1. Вытащить из - под бутылки листок бумаги, чтобы бутылка не упала.
Опыт № 2. Достать денежку из - под стакана не дотрагиваясь до него.
Опыт № 3. Поднять тарелку, используя при этом толь кусок мыла.
Опыт № 4. Имеется горячая электроплитка. Капнули на неё воду. Почему она не сразу
испаряется?
За правильную демонстрацию опыта или его объяснение присуждается очко команде, за которую болеют зрители.
IX. Кто больше?
Командам представляется возможность коллективной демонстрации опыта: Кто больше?
Необходимо подвешивать груз на “слипшиеся” свинцовые цилиндры, пока они под тяжестью груза не разорвутся. Каждый груз - очко. У кого больше подвешенных грузов, тот выиграл.
X. Домашнее задание. Ты мне, я тебе (вопросы участников соревнования).
Каждый из участников команды задаёт команде - сопернице вопрос. При правильном ответе команда получает очко, если ответа нет - очко тому, кто вопрос задал.
XI. Подведение итогов.
Судьи подсчитывают очки, заработанные командами. Объявляется победитель.
XII. Заключение.
Вот и подошёл к концу наш весёлый вечер. Мы думаем, что он стал для вас интересным походом в мир природы. Ждём от вас предложений и вопросов для ещё одной “встречи” с этой удивительной наукой. Всего вам хорошего! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по физике «Физика вокруг нас"
Внеклассное мероприятие по физике для 7-х классов с использованием ИКТ. Цель мероприятия : в интересной, игровой форме, с помощью наглядностей и ИКТ обобщить, закрепить знания учащихся, науч...
Элективный курс по физике "Физика вокруг нас"
Курс разработан для учащихся 9-10 классов на 17 часов. В курсе сочетаются теоретические и практические знания....
Семинар – практикум по физике. 11 класс. Защита фантастического проекта. «Физика вокруг нас».
Физика – это удивительная наука! Это наука из наук! Еще из незапамятных времен она всегда держалась на трех китах:- гипотеза- эксперимент- закон. Сегодня нам предстоит быть свидетелями тог...
Мастер -класс по физике на тему "Физика вокруг нас"
Этот мастер -класс я представляла на конкурсе "Учитель года Мясниковского района - 2015"...
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7-ЫХ КЛАССОВ Игра «Физика вокруг нас».
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ФИЗИКЕДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7-ЫХ КЛАССОВИгра «Физика вокруг нас»....
Внеклассное мероприятие по физике для 7-9 классов «Физика вокруг нас»
Внеклассное мероприятие по физике для 7-9 классов«Физика вокруг нас».Цель мероприятия: привить интерес к физике, расширение кругозора учащихся с помощью демонстрации занимательных опы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ 8 КЛАССОВ «Физика вокруг нас» НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Учебный курс «Физика вокруг нас» для учащихся 8 классов составлен с использованием программы по физике основной общеобразовательной школы. Курс рассчитан на 17 часов в год, 0,5 часа в неде...