Знаете ли Вы физику?
методическая разработка по физике по теме

Данный урок можно использовать как урок закрепления или как сценарий внеклассного мероприятия по физике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 0-01.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

        

Задача урока:

Показать роль классной и внеклассной работы по физике для повышения интереса к предмету.

Цель урока:

Дидактическая – нетрадиционным способом повторить некоторые вопросы по темам: «Механика», «Звук», «Электрическое поле», «Световые явления».

Воспитательная цель:

Стимулировать внимание ребят при наблюдении явлений в окружающей жизни.

Оборудование:

1. Плакат с зашифрованной в виде ребуса темой урока.

2. Заготовки для игры типа «Поле чудес».

3. Поднос с телефоном, шляпой, табличкой: «10 марта 1876 год».

4. «Черный ящик».

5. Расческа, кусок меха или бумаги, электрическая лампа для подставки, деревянная, пластмассовая и металлическая линейки.

6. Банка с отверстием на дне.

7. Бумажная гильза, стеклянная палочка, шелковая ткань.

План урока:

1. Волшебная сказка.

2. Отгадай слово.

3. Занимательная задача.

4. «Что ответил пленник?»

5. «Что? Где? Когда?»

6. Причина «предательства».

7. «Черный ящик».

8. Физическая викторина.

Ход урока.

1. Волшебная сказка с физическим вопросом (фрагмент).

Жил старик с тремя сыновьями. На краю света жил. Выросли сыновья, и просят, чтобы отпустил он их из родного дома. Хочется им по белу свету побродить, на людей посмотреть, уму-разуму поучиться. Договорились братья путешествовать вместе: идти туда, куда каждый по очереди вести будет. Сначала старший вел всех на юг. Прошли братья 10 верст. Затем вперед пошел средний, еще 10 верст прошли братья, но уже на запад. Настала очередь младшему. Он прошел со своими братьями 10 верст на север. И оказались братья к своему удивлению… в родном доме, откуда совсем недавно отправились в путь.

Вопросы:

1. Где жил старик со своими сыновьями? (на Северном полюсе)

2. Чему равен пройденный братьями путь? (30 верст)

3. Чему равно перемещение? Покажите их перемещение на рисунке (перемещение равно нулю)

2. Отгадай слово:

   1           4          3          2          2           2


Т


Р


Е


Н


И


Е

   1           2          3          4          5           6

(В пустые клетки следует внести буквы слова-ответа к вопросу, поставив ту букву по счету, которая указана над клеткой).

а) Линия, вдоль которой движется тело (траектория).

б) Величина, характеризующая пройденный путь в единицу времени (скорость).

в) Величина, единицей измерения которой является секунда (время).

г) Явление сохранения скорости тела при компенсации внешних воздействий (инерция).

д) Самопроизвольное смешивание веществ (диффузия).

е) То, из чего состоит физическое тело (вещество).

Вопрос: Что вы знаете о трении?

3. Занимательная задача.

Помните сказку в которой Настенька пошла к колодцу воды набрать, да уронила ведро в колодец?

4. Что ответил пленник?

Ученик: Я расскажу вам интересную историю.

…Пленника бросили посреди небольшой круглой комнаты. Здесь вершил суд сам великий визирь. Сухо прошелестел его голос: Аллах дарует тебе жизнь, - визирь увидел, как вздохнул пленник, - если отгадаешь великую загадку древних. Он показал на чашу, подвешенную на цепях. Стоит открыть отверстие в дне чаши и из нее потечет вода. Каждый миг вытекает одно и то же количество воды. Отчего же вытекающая струйка к низу сужается? Твое время пока течет вода. С последней каплей падает и твоя голова… - Как быстро течет вода! Стража уже обнажила острые изогнутые сабли. Трудно решать на волоске от гибели. Но голос пленника не дрогнул. Он успел назвать причину сужения струи.

Ответ: чем ближе к земле, тем быстрее движутся отдельные частицы воды. Поскольку количество воды, протекающей через любое поперечное сечение в единицу времени одинаково, струя книзу сужается.

5. «Что? Где? Когда? Почему?»

а) На подносе – телефон, шляпа, табличка с датой «10 марта 1876 г.»

Вопрос: какая связь между этими предметами и датой?

Ответ: 10 марта 1876 года изобретатель телефона Белл проводил испытания своего устройства. Он передал своему помощнику по телефону, соединяющему их квартиры, фразу: «Если вы меня слышите, то подойдите к окну и помашите мне шляпой».

б) На подносе шоколадная конфета с начинкой из сиропа или повидла.

Задание: для изготовления шоколадных конфет с начинкой нужно сделать бутылочку из шоколада и заполнить ее сиропом или повидлом. Если сироп холодный, то процесс заполнения идет медленно, если горячий, то быстро, но шоколад плавится и много конфет идет в брак. Как следует поступить?

Ответ: если сироп греть нельзя, то нужно его заморозить в формочках, а затем окунуть в горячий шоколад.

6. В чем причина «предательства»?

Послушайте действительную историю о событиях, случившихся 18 июля 1815 года.

На болотистой равнине неподалеку от Ватерлоо встретились две армии – Наполеона и Веллингтона. Силы обеих армий были примерно равны. Солдаты были измучены походом и недавними сражениями. Но император Наполеон приказал перейти в наступление. Над полем гремели выстрелы и хотя французские дивизии редели и солдаты истекали кровью, Наполеон был совершенно спокоен, ведь неподалеку стояла тридцатитысячная армия Груши. Конечно же, он слышит орудийные залпы и, наверное, уже спешит на помощь. Сейчас его дивизии сметут остатки английской армии. Но император не дождался своего маршала.

Вместо Груши на поле боя появился неприятель – генерал Блюхер с остатками своей армии. Еще вчера Блюхер был разбит Наполеоном, а теперь он помог англичанам в решающую минуту. Наполеон потерпел полное поражение, вынужден был подписать отречение от престола и отправиться в изгнание. Исход битвы при Ватерлоо решил судьбу Европы. До конца своих дней Наполеон и его сторонники обвиняли Груши в измене. А Груши до конца своих дней доказывал свою невиновность. Маршал утверждал, что ни он, ни его офицеры не слышали залпов. Все посмеивались над ним. Блюхер находился гораздо дальше, услышал грохот боя, а Груши, видимо, оглох. Весь мир спрашивал у Груши: «Сколько вам заплатили англичане за вашу измену, маршал?»

Груши не мог доказать свою невиновность, потому что ни он, ни кто другой тогда не знали тех законов физики, которые могли бы внести ясность и дали бы полное объяснение такому явлению. Предлагаю вам защитить маршала Груши, объяснить в чем причина «предательства» маршала.

Ответ: физикам того времени было известно, что звуковые волны распространяются только прямолинейно. Теперь мы знаем, что существенное влияние на распространение звуковых волн играет и состояние атмосферы. В стратосфере на высоте 40-80 км звуковые волны отражаются и возвращаются к земле. Таким образом, звук переносится на расстояние 300 км от своего источника. Между источником звука и полосой слышимости, возникающей благодаря отражению волн от слоев атмосферы, может быть и полоса «тишины». Именно в такой полосе «тишины» и находилась в резерве армия Груши при сражении при Ватерлоо.

7. «Черный ящик».

- В этом ящике вещь, которой каждый из вас пользуется каждый день. Что в «черном ящике»?

Ответ: расческа пластмассовая.

- Эта расческа достанется тому, кто последним назовет свойства, относящиеся к физике и связанные с расческой. Отвечающий должен пояснить эти свойства.

Итак, начинаем физический аукцион.

Возможные ответы:

а) Расческа сделана из диэлектрика.

б) Ее можно наэлектризовать трением.

в) Материал расчески относится к аморфным телам со всеми вытекающими отсюда следствиями.

***

- Посмотрите и объясните следующий опыт: на укрепленную электрическую лампочку по очереди устанавливаем деревянную, пластмассовую и металлическую линейки, подносим к ним наэлектризованную расческу и наблюдаем их притяжение. Объясните это явление.

Ответ: линейки электризуются через влияние. Когда диэлектрики (дерево и пластмасса) попадают в электрическое поле, наблюдается поляризация диэлектриков, а у металлов – электростатическая индукция.

8. Физическая викторина.

1) Все тела состоят из молекул. Чем отличалось бы движение данной молекулы в воздухе от ее движения в вакууме?

2) Однажды летчик-спортсмен сумел посадить самолет на крышу легкового автомобиля. При каком физическом явлении возможно данное условие?

3) Почему трудно разбить орех на мягкой опоре?

4) Почему кипение воды в металлическом сосуде прекращается сразу при снятии его с огня, а в глиняном еще продолжается некоторое время?

5) Какая вода будет быстрее охлаждать раскаленный металл: при 20° С или 100° С?

6) Гулливер рассказал: «Мальчик нес меня в ящике… Орел, захватив клювом кольцо моего ящика, понес его… Затем вдруг я почувствовал, что падаю вниз… но с такой невероятной скоростью, что у меня захватило дух».

В каком движении находился рассказчик? Что вы знаете о нем?

После окончания викторины, учитель подводит итоги.

Лучшим рассказчикам и знатокам физики вручают призы.

полоса «тишина»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знаете, каким он парнем был?

Издавна далекий и неведомый мир космоса представлялся человеку царством безмолвия. И вот апрельским днем 1961 года космос заговорил! Заговорил по-русски! Можно сказать, что тогда вся наша планета с во...

КВН "Кто лучше знает французский язык?"

Обобщение и систематизация знания материала по французскому языку изучаемого в 5 классе....

"Что вы знаете о птицах?"

Вопросы викторины...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «ВЫ ТОЧНО ЗНАЕТЕ, ГДЕ ВАШИ ДЕТИ?»

1.    Предоставить родителям возможность познакомиться с информацией по проблеме проведения свободного времени современного подростка.2.  Показать роль родителей в разумной органи...

Что вы знаете о кино?

Урок английского языка для 11 класса. Ребята знакомятся с историей киностудии Голливуд....

«Знаете, каким он парнем был»

Классный час на тему:«Знаете, каким он парнем был» Цель классного часа:познакомить учащихся 5 класса с  жизнью  первого космонавта планеты  Ю.А.Гагарина в год 50-летия полета...

«Курить в XXI века – это не модно, или что вы знаете о табаке»

Данная разработка предназначена для учителей ОБЖ и классных руководителей при проведении классных часов, внеклассных мероприятий о здоровом образ...