Метод измерения погрешностей
методическая разработка по физике по теме

В данном материале описывается методика измерения погрешностей. Физика тесно связана с экспериментом. В ней много опытов, наблюдений, и измерений. А где измерения, там неизбежны погрешности. Как они влияют на результат? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pogreshnosti_izmereniya.docx34.95 КБ

Предварительный просмотр:

Погрешности измерения

Физика тесно связана с экспериментом. В ней много опытов, наблюдений, и измерений. А где измерения, там неизбежны погрешности. Как они влияют на результат?

Виды измерений.

Измерения бывают прямые и косвенные.

 При прямом измерение числовое значение искомой величины находят с помощью технического средства измерения т.е. с помощью специального прибора, например линейки, термометра.

При косвенном измерении числовое значение искомой величины рассчитывают по формуле содержащей величины, которые могут быть  измерены прямым способом.

Виды погрешностей:

Погрешности бывают трех видов.

Погрешности систематические. Они связаны с влиянием измерительного прибора на его показания; зависят от конструкции и класса точности прибора выбранного метода измерения.

Погрешности случайные. Происходят вследствие флуктуаций: самопроизвольного беспорядочного отклонения  значений измеряемых величин от их среднего значения. Бывают, например, при измерении температуры,  силы тока. При многократных измерениях повторные результаты одной и той же величины, измеренные в тех же условиях и тем же прибором, всегда немного разнятся; в этой ситуации тоже возникают случайные погрешности.

Погрешности-промахи. Их порождают ошибки наблюдателя, неисправность прибора; они могут возникнуть, потому, что стрелка прибора до начала измерения не стояла на нуле.

Причины погрешностей.

При прямых измерениях отклонение измеренного значения величины от истинного обусловлено такими причинами:

Неточностью измерительного прибора,

Его неисправностью,

Непостоянством внешних условий эксперимента,

Нарушением правил измерения экспериментатора (например, неправильным положением глаза относительно конца стрелки – указателя прибора, запаздыванием снятия показания),

Выбором неудачной методики  проведения измерения.

При косвенных измерениях к названным выше факторам прибавляются такие:

Недостаточно точное описание выведенной формулой происходящего в действительности процесса вследствие идеализации условий протекания опыта,

Использование при расчетах округлений числовых значений

Понятия, их обозначения единицы измерения.

Аист – истинное значение физической величины. Оно всегда неизвестно;

Апр – Аэкс приближенное (измеренное )значение физической величины, полученное путем измерения – прямого или косвенного. Его  называют также измеренным или экспериментально полученным.

∆А – абсолютная погрешность измерения физической величины. Она показывает, на сколько полученное при измерении приближенное значение Аэкс отличается от истинного Аист.

∆Аин – абсолютная инструментальная погрешность (т.е. погрешность, даваемая данным  прибором). Ее иногда называют приборной погрешностью или погрешность средств измерения.

 ∆Ао-   абсолютная погрешность отсчета. Происходит от недостаточно точного считывания показаний прибора. Она равна в большинстве случаев половине цены деления прибора, при измерении времени – цене деления секундомера или часов.

Все эти погрешности измеряют в тех же единицах, что и саму измеряемую величину.

ε – относительная погрешность. Она показывает, какой процент абсолютная погрешность составляет от приближенного экспериментально полученного значения измеренной величины.

Понятие об этой погрешности вводят потому, что абсолютная погрешность не дает полного представления о точности проведенного измерения.

Относительная погрешность величина безразмерная – она выражается либо в долях, либо в процентах.

Чем меньше относительная погрешность, тем более точно выполнены измерения.

Т – точность измерений. Это характеристика качества измерений, отражающая  степень близости результата к истинному значению измеряемой величины. Чем меньше результат измерения отклоняется от истинного значения, тем выше точность (Т). Точность – величина, обратная относительной погрешности, и также, как она безразмерная. Т=1/ε

Основные положения, теории и формулы

Полная абсолютная  погрешность измерения ∆А равна сумме погрешностей: инструментальной, отсчета и метода измерения

                                                                                      ∆А=∆Аин+∆А0+∆Амет

В школьных условиях  обычно  ∆Амет абсолютную погрешность метода измерения принимают равной нулю, но о возможности ее существования нужно сообщить учащимся

Число, выражающее абсолютную погрешность ∆А измерения обычно округляют до одной значащей цифры. Например, получено ∆А=0,13; записывают ∆А=0,1

Результат измерения физической величины с учетом абсолютной погрешности измерения записывают так:

                    Аистэкс±∆А ,                                где ∆А=∆Аин+∆А0+∆Амет

Результат измерения, записанный с учетом погрешности,  округляют так, чтобы последняя цифра относилась к тому же разряду, что и цифра погрешности. Например, получено Аэкс=8,741 ∆А=±0,1; результат записывают так: Аист=8,7±0,1

Двойной знак перед ∆А означает, что истинное значение измеряемой величины лежит в интервале:  от (Аэкс-∆А) до (∆Аэкс+∆А)

Поясняет это положение рисунок. Левый интервал ограничивает точка а, правый – b. Заштрихованная область аb – область, в пределах которой находится истинное значение искомой величины Аист.

экс-∆А) – нижняя граница искомой величины (Аист). Она определяет число, меньше которого не может быть значение Аист.

(∆Аэкс+∆А) – верхняя граница искомой величины (Аист). Она определяет число, больше которого не может быть значение Аист.

Формула для расчета относительной погрешности ε такова:

                     или                          

Отсюда вытекает: ∆А=ε*Аэкс

Точность измерения вычисляют по формуле: Т=1/ε

Способы определения погрешностей при прямых измерениях

Значение инструментальной погрешности зависит от класса точности прибора; его выражают числом n и проставляют в ряде случаев на шкале в виде цифр, помещенных в кружке, например, 2,5               1,5.

Чтобы найти инструментальную погрешность прибора, надо знать класс его точности n и предел измерения шкалы П. Расчет ведут по формуле:

Выражение П/100 определяет численное значение одного процента абсолютной погрешности прибора, а умножение этого значения на n (класс точности прибора) определяет всю абсолютную инструментальную погрешность прибора.

Эта погрешность бывает со знаком «плюс» или «минус», но при вычислении абсолютной погрешности измерения ее берут со знаком «плюс».

Пример расчета ∆Аин

Если П=5, n=1,5, то

Абсолютную инструментальную погрешность школьных приборов, на которых не указан класс точности, определяют по таблице (таблица находится в учебнике Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева 10 класс, стр. 343).

Последовательность операций при определение погрешностей

Узнать по шкале прибора

Класс его точности

Предел измерения

Вычислить инструментальную погрешность

Определить погрешность отсчета ∆Ао (половина цены деления прибора)

Найти абсолютную погрешность прямого измерения:

                             ∆А=∆Аин+∆Ао

Округлить ее численное значение до одной значащей цифры, записать.

Записать результат измерения А с учетом абсолютной погрешности:

                           Аистэкс±∆А

Вычислить относительную погрешность измерения ε:

                 

Рассчитать точность измерения Т:

Т=1/ε

Способы нахождения погрешностей при косвенных измерениях

Формула для физической величины

Формула для погрешности

1

А=ВСD

+

2

А=

3

A=B+C

4

Абсолютная погрешностей косвенных измерений определяется по формуле ∆А=Апрε

Упражнения в определении погрешности при прямых измерениях  и в записи результатов.

Раздают учащимся разные средства измерения длин (линейки – ученическую деревянную, металлическую, портновский сантиметр, рулетку и т. д.)

Просят измерить длину каких-либо тел и записать результат с учетом погрешностей.

Измерить длину одного и того же тела разными измерительными средствами и сравнить результаты.

Результаты измерения длин

№ опыта

Измеряемое тело

Измерительный прибор

Результат измерения

∆А

ε

Вывод:

)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: Астрономический метод измерения скорости света

Астрономический метод измерения скорости света...

урок физики в 7 классе "Методы измерения атмосферного давления. Атмосферное давление на различных высотах."

В феврале 2013 года проведен открытый урок физики в 7 классе по теме «Методы измерения давления. Атмосферное давление на различных высотах». Это урок изучения нового материала комбинированного типа....

Экспериментальные методы измерения расстояния (лабораторное исследование)

Методическая  разработка занятия по программе курса внеурочной деятельности для учащихся 9 класса «Решение задач  по механике различными методами» с использованием датчиков цифро...

Разработка бинарного урока "Погрешности. Погрешность измерения"

Материал предназначен для проведения бинарного урока по дисциплинам  «Математика», «Слесарное дело»  по теме «Погрешности. Погрешность измерения» (подготовлен для открытого мероприятия в гру...

Метод измерения.

Биология 6 класс. Учебник Пасечник. Тема "Метод измерения". Цель работы познакомить учащихся с методом измерения. Познакомить с измерительными приборами и научить ими делать измерения....

Лабораторная работа «Умение применять метод измерения в повседневной жизни»

научиться определять цену деления приборов и измерять размеры объектов...